- Финансовая система России (сравнение финансовых систем различных стран)
- Финанонсвая система стран переделка.doc
- Введение
- 1. Общая характеристика финансовой системы Российской Федерации
- 1.1. Понятие финансовой системы и ее структуры
- Финансовая система Российской Федерации
- Понятие, сущность финансов и финансовой системы Российской Федерации, ее характеристика и отличительные черты. Аналитика финансовых систем РФ и США. Сравнительный анализ двух финансовых систем, выявление слабых и сильных сторон экономики России.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- 2.1 Понятие и структура финансовой системы Российской Федерации
- 1. Финансовая система и ее структура
- 1.1 Понятие, сущность финансов и финансовой системы
Финансовая система России (сравнение финансовых систем различных стран)
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 09:03, курсовая работа
Описание работы
Целью исследования является теоретическое обоснование эффективности механизмов регулирования российской финансовой системы так и других финансовых систем стран в рыночных условиях.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Обосновать теоретические принципы развития национальной финансовой системы в рыночных условиях.
2. Сформулировать целевую конфигурацию финансовой системы и определить её структуру.
3. Изучить и проанализировать финансовые системы различных стран
4. Выявить сходства и отличия финансовой системы России от других стран.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………. 3
1.Общая характеристика финансовой системы Российской Федерации……. 6
1.1. Понятие финансовой системы и ее структуры………………………………..6
1.2. Развитие финансовой системы России на современном этапе……………..11
2. Современные тенденции развития финансовых систем развитых стран……17
2.1. Механизм регулирования финансовой системы ФРГ……………………….17
2.2. Принципы построения и структура финансовой системы США………. 21
3. Сравнение финансовых систем России и других стран……………………….26
3.1. Сходства и отличия финансовых систем России и США………………. 26
3.2. Сходства и отличия финансовых систем России и ФРГ……………………30
Заключение………………………………………………………………………….34
Список используемых источников и литературы………………………………..36
Файлы: 1 файл
Финанонсвая система стран переделка.doc
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Астраханский филиал РАНХ и ГС
Направление: 080100.62 «Экономика»
Профиль «Финансы и кредит»
Кафедра «Экономика и финансы»
по дисциплине «Финансы и кредит»
«Финансовая система России (сравнить финансовые системы различных стран)»
студент 1 курса
заочной формы обучения бакалавриат
Савельева Людмила Олеговна
Липатова Гульнара Хабибулаевна
«_____» ______20____ г.
Астрахань, 2013 г.
1.Общая характеристика финансовой системы Российской Федерации……. 6
1.1. Понятие финансовой системы и ее структуры………………………………..6
1.2. Развитие финансовой системы России на современном этапе……… ……..11
2. Современные тенденции развития финансовых систем развитых стран……17
2.1. Механизм регулирования финансовой системы ФРГ……………………….17
2.2. Принципы построения и структура финансовой системы США………. ..21
3. Сравнение финансовых систем России и других стран…… ………………….26
3.1. Сходства и отличия финансовых систем России и США………………. 26
3.2. Сходства и отличия финансовых систем России и ФРГ……………………30
Список используемых источников и литературы………………………………..36
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что развитие финансовой системы Российской Федерации и механизмов её регулирования в рыночных условиях характеризуются глубокими изменениями её внутреннего строения, целевой и критериальной направленности, институционального регулирования, которые остаются нераскрытыми и требуют специального исследования.
Финансовая система страны после разрушения административного хозяйствования стала основным регулирующим институтом воспроизводственного процесса на макро- и микроэкономическом уровнях и формируется с учётом глобализационных реалий.
В то же время финансовая система в силу её базовых функций является инструментом, обеспечивающим качественное состояние всей социально-экономической системы, процессы воспроизводства.
Проблемы финансового развития страны возникли в связи с тем, что формирование и развитие российской финансовой системы оказались под воздействием как факторов глобализации мировой экономики и финансов, так и специфичности влияния на отечественную экономику и финансы, и прежде всего на бюджетную и денежно-кредитную системы международных финансовых организаций, транснациональных корпораций. Одной из стержневых задач модернизации бюджетного планирования, предусматривающей диверсификацию производства на инновационной основе, решение проблем в социальной сфере и обороноспособности, является формирование эффективного баланса между финансовым обеспечением приоритетных государственных мероприятий, бездефицитностью бюджета и накоплением необходимых резервов.
При этом результативность денежно-кредитной политики, зависящая во многом от состояния государственных финансов, требует решения сложных задач по развитию инфраструктуры финансовых рынков, последовательному снижению инфляции и волатильности валютного курса.
Новое содержание финансовой системы, предусматривающее повышение регулирующих функций в макроэкономической динамике, обеспечение устойчивости экономического роста, преодоление тенденции смещения страны на периферию мировой экономики и, прежде всего, в её сырьевую зону, определяют актуальность системных, концептуальных исследований модернизационных процессов в российской финансовой системе.
Первостепенное значение приобретают: механизм и инструменты повышения её потенциала, определяющего перспективное развитие отечественной экономики; раскрытие взаимосвязи экономической динамики и трансформации, цикличности в функционировании финансовой системы, в т.ч. проблемы кризисных «провалов», антикризисной и посткризисной политики.
Целью исследования является теоретическое обоснование эффективности механизмов регулирования российской финансовой системы так и других финансовых систем стран в рыночных условиях.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Обосновать теоретические принципы развития национальной финансовой системы в рыночных условиях.
2. Сформулировать целевую конфигурацию финансовой системы и определить её структуру.
3. Изучить и проанализировать финансовые системы различных стран
4. Выявить сходства и отличия финансовой системы России от других стран.
Объектом исследования является финансовая система Российской Федерации, процесс её эволюционного развития и функционирования в рыночных условиях.
Предмет исследования — совокупность финансово-экономических отношений, форм взаимодействия субъектов и звеньев финансовой системы, инструменты и механизмы её регулирования в рыночных условиях.
Теоретико-методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных учёных в области экономической теории по методологическим, теоретическим и прикладным исследованиям эволюции экономических систем, процессов трансформации экономических и финансовых отношений. В процессе исследования использовались работы по проблемам экономической динамики, теории систем, синергетике. При проведении исследования применялись принципы диалектики, анализа и синтеза, системный подход, идеи эволюционных волн и синергетики.
Информационной базой курсовой работы послужили Послания Президента Российской Федерации, федеральные законы и нормативные акты, регулирующие сферу финансовых, денежно-кредитных отношений, средне- и долгосрочные прогнозы, концепции и стратегии Правительства Российской Федерации, финансово-экономических ведомств.
1. Общая характеристика финансовой системы Российской Федерации
1.1. Понятие финансовой системы и ее структуры
Понятие финансовой системы является развитием более общего определения «финансы».
Финансы — историческая категория. Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. Термин «finansia» возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Таким образом, данный термин отражал, во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть и финансов); во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями; в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет (следовательно, можно сказать, что эти отношения носили фондовый характер); в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.
Таковы основные признаки финансов. По ним безошибочно можно выделить финансы из всей совокупности денежных отношений. Например, денежные отношений, возникающие между гражданами и розничной торговлей (даже в условиях регулирования государством розничных цен), нельзя отнести к финансам, так как государство здесь регулирует денежные отношения гражданско-правовым методом, для которого характерной чертой является равноправие субъектов (равенство их прав и обязанностей), объединенных данными отношениями. 1
Таким образом, финансы – это всегда денежные отношения, но не любое денежное отношение — всегда финансовое отношение.
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать общее определение финансов.
Финансы — это экономические отношения, связанные с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.
Финансовая система представляет собой совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству осуществление своих политических и экономических функций, и состоит, с одной стороны, из государственных финансов, а с другой — из финансов частных предприятий, корпораций, монополий.
На современном этапе государственная финансовая система в развитых зарубежных странах включает четыре звена: государственный бюджет; местные финансы; специальные внебюджетные фонды и финансы государственных предприятий.
Ведущим звеном государственных финансов выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию — это главный централизованный фонд денежных средств государства 2 .
Государственный бюджет — основное средство перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40% национального дохода страны. В госбюджете сосредоточиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении общегосударственные расходы. В нем находят органическую увязку основные финансовые институты — налоги, внутренние займы, расходы.
Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90% и более общей суммы его доходов. За государственным бюджетом в странах с развитой рыночной экономикой закреплены главные налоги — подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.
Из государственного бюджета производятся и основные расходы на: военные цели, вмешательство в экономику, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты развивающимся странам.
Государственный бюджет в силу своего положения тесно связан с другими звеньями финансовой системы. Он выступает координирующим центром, оказывающим в условиях рыночной экономики необходимую им помощь. Эта помощь в форме бюджетных субсидий, кредитов, гарантий обеспечивает нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы, решение ими возложенных на них задач.
Следующим по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. В современных условиях под влиянием развития производительных сил, научно-технического прогресса происходит повышение роли и влияния местных органов власти. Растут масштабы местного хозяйства, их связь и зависимость от крупного капитала, расширяются и усложняются функции местных властей. Все это усиливает значение местных финансов, повышает их роль и удельный вес в финансовой системе 3 .
Местные финансы охватывают широкую группу второстепенных налогов (в основном поимущественных), систему местного кредита, специальных фондов. Центральное место в этом звене принадлежит местным бюджетам, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность.
Источник
Финансовая система Российской Федерации
Понятие, сущность финансов и финансовой системы Российской Федерации, ее характеристика и отличительные черты. Аналитика финансовых систем РФ и США. Сравнительный анализ двух финансовых систем, выявление слабых и сильных сторон экономики России.
Рубрика | Финансы, деньги и налоги |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 14.01.2015 |
Размер файла | 44,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
По учебной дисциплине: «Экономика»
На тему: «Финансовая система Российской Федерации»
1. Финансовая система и ее структура
1.1 Понятие, сущность финансов и финансовой системы
1.2 Структура финансовой системы
2. Характеристика финансовой системы Российской Федерации
2.1 Понятие и структура финансовой системы Российской Федерации
2.2 Отличительные черты финансовой системы Российской Федерации
3. Аналитика финансовых систем РФ и США
3.1 Характеристика финансовой системы США
3.2 Сравнительный анализ финансовых систем РФ и США
Список источников и используемой литературы
Актуальность выбранной мной темы для курсовой работы неоспорима. На сегодняшний день финансовая система России еще не достигла того состояния, при котором экономика государства обеспечила бы высокий жизненный уровень населения.
В условиях ее развития ведущие специалисты пытаются оценить сложившуюся ситуацию в России и дать практические рекомендации. Делать это, конечно не голословными рассуждениями, а опираясь на конкретный живой пример, который предоставляет нам реальность. Поэтому, я считаю, что для России, с ее федеративным устройством и президентским правлением, масштабами территории, населения и хозяйства наиболее интересен и близок пример США, где в первые годы XX в. начал образовываться, к концу 40-х годов сложился в общем виде и к 80-м годам приобрел устойчивые очертания своеобразный эффективный механизм финансовой системы.
Таким образом, целью моего исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы России в условиях рыночной экономики, оценить ее эффективность на данном этапе развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
· раскрыть основные звенья финансовой системы Российской Федерации и США;
· рассмотреть особенности управления общественными финансами в Российской Федерации и США;
· провести сравнительный анализ двух финансовых систем и на основе результатов выявить слабые и сильные стороны экономики России.
1. Финансовая система и ее структура
1.1 Понятие, сущность финансов и финансовой системы
Финансы являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Учебное пособие под ред. Романовского М.В. — Финансы. Денежное обращение и кредит, 2001.- С.24
Понятие «финансы» зачастую отождествляют с деньгами. Это не совсем верно. Термин финансы (finansia) возник в XIII-XV вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.
Финансы — это не сами денежные средства, а денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и исполнением их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и иных потребностей общества. Финансы. Ковалева А.М., Финансы и статистика,2005.-С.3-4
Но не все денежные отношения считаются финансовыми. Финансовые отношения складываются между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами и физическими лицами. Отношения между двумя физическими лицами в настоящее время некоторыми экономистами не признаются финансовыми. Финансы. Ковалева А.М., Финансы и статистика,2005.- С.5
Финансовые отношения при всём их многообразии можно объединить в отдельные, относительно обособленные группы — сферы и звенья. Эти сферы и звенья тесно связаны между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями и фондами. В свою очередь, финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовая система и экономика / под ред. В.В. Нестерова, Н.С. Желтова. — М.: Финансы и статистика, 2004. — С. 432.
Финансовая система — это сложное финансово-экономическое образование в пределах данной страны, представляющее собой совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, управленческих и финансовых институтов, а также экономических отношений между ними. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. — М.: «Проспект», 2001. — С. 496
Роль финансовой системы сводится к правовому регулированию финансовых отношений, т.е. с помощью финансовой системы можно контролировать эффективность и соответствие правовой формы экономическому содержанию. Также роль финансовой системы заключается в том, чтобы с помощью финансовых отношений влиять на темпы и пропорции социально-экономического развития страны. Такое влияние осуществляется через финансово-кредитный механизм двумя методами:
— финансовое обеспечение (государственный бюджет);
— финансовое регулирование (система налогов). Учебное пособие под ред. Романовского М.В. — Финансы. Денежное обращение и кредит, 2001.-С.54
Таким образом, можно сказать, что ни одна система в стране не занимает такое важное значение и место как финансовая..
Большинство российских исследователей указывают, что финансовая система призвана решать определённые задачи:
— распределение и перераспределение валового внутреннего продукта посредством осуществления комплекса коммерческих, финансовых и фискальных операций, влияя, таким образом, на темпы и направленность экономического и социального развития страны или региона;
— обеспечение взаимодействия между государственными органами управления, хозяйствующими субъектами и населением в процессе формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов.
Куцури Г.Н. утверждает, что основной целью функционирования финансовой системы является социально-экономический рост государства или региона, обеспечиваемый оптимальным соотношением доходной и расходной частей бюджета. Повышение устойчивости финансовой системы страны — важнейшее направление деятельности МинФина России // Финансы. — 2006. — №5. — С.3-14. Другие исследователи при определении цели финансовой системы не акцентируют внимания на государственных финансах, определяя, что основной целью является трансформация из накопленного капитала (сбережений) в инвестиции .
Цель и задачи определяют функции финансовой системы, которые выражают сущность финансов как экономической категории.
Некоторые исследователи выделяют следующие функции финансовой системы:
— обеспечение способов перемещения экономических ресурсов во времени, через границы государств и из одних отраслей в другие;
— обеспечение способов управления рисками;
— обеспечение способов клиринга и осуществления расчётов, способствующих торговле (расчетно-платежная функция);
— обеспечение механизма объединения финансовых ресурсов и разделения владения в различных предприятиях (паевого участия в капитале);
— информационная поддержка (снабжение ценовой информацией, позволяющей координировать децентрализованный процесс принятия решений разных отраслях экономики).
При этом предполагается, что основной функцией любой системы является управление. Таким образом, основной функцией финансовой системы является управление совокупностью денежных отношений какого-либо характера. Грязнова, А.Г., Маркина, Е.В. Финансы-М.: Финансы и статистика, 2005.-С.504.
Роль финансовой системы в экономике страны очень велика, и от правильного исполнения ее функций, зависит финансовое положение государства.
1.2 Структура финансовой системы
Финансовую систему разделяют на сферы и звенья по следующим критериям
Разделение финансовой системы по методам образования фондов денежных средств
Сфера централизованных финансов
Сфера децентрализованных финансов
Разделение финансовой системы на сферы по роли экономических субъектов в общественном производстве
Финансы хозяйствующих субъектов
Финансы государства и органов местного самоуправления
Финансы страховых организаций
Разделение сфер финансовой системы на звенья по специфике деятельности субъектов
§ финансы коммерческих предприятий;
§ финансы некоммерческих организаций;
§ финансы общественных объединений;
§ финансы предпринимателей без образования юридического лица
§ государственные внебюджетные фонды;
§ финансы личного страхования;
§ финансы имущественного страхования;
§ финансы страхования ответственности и предпринимательских рисков;
§ финансы банковского страхования и др
В каждом звене можно выделить и подзвенья, в которых используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов; используют при этом соответствующий финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов.
Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак — это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев. Бабич А.М, Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит. М.,2010. — С.59-61
финансовый система экономика россия
2. Характеристика финансовой системы Российской Федерации
2.1 Понятие и структура финансовой системы Российской Федерации
Финансовая система РФ — совокупность всех входящих в финансы РФ звеньев, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании, распределении и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система и экономика / под ред. В.В. Нестерова, Н.С. Желтова. — М.: Финансы и статистика, 2004. — С.304.
Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений:
— финансы предприятий различных форм собственности.
Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, пользуемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.
Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода. Важно учитывать то, что основой единой финансовой системы служат финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Ковалева А.М., Финансы — М «финансы и статистика» 2005, — С. 98.
2.2 Отличительные черты финансовой системы Российской Федерации
Государственный бюджет РФ. Государственный бюджет — главное звено финансовой системы РФ. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда.
Государственный бюджет РФ состоит из 3-х звеньев:
· Государственный, или федеративный бюджет, или бюджет центрального правительства;
· Бюджеты членов федерации (субъектов в России)
В Бюджетном кодексе сформулированы основные принципы построения бюджетной системы Российской Федерации: единство бюджетной системы, разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, самостоятельность бюджетов, полнота отражения в них расходов и доходов, сбалансированность бюджета, эффективность и экономичность использования бюджетных средств, гласность, достоверность бюджета, адресный и целевой характер бюджетных средств.
Доходы государственного бюджета РФ включают обязательные невозвратные платежи. Доходы делятся на текущие и капитальные. Текущие в свою очередь делятся на налоговые и неналоговые. Под налоговыми доходами понимают обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи в пользу бюджета, а также штрафы и санкции, уплачиваемые за нарушение налогового законодательства. К неналоговым доходам относятся как обязательные платежи — доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, дивиденды по государственным акциям, доходы от реализации бесхозного имущества, перешедшего в государственную собственность. Дадашев, А.З., Черник, Д.Г. Финансовая система России- М.:ИНФРА-М, 1997.-С. 245-248
К капитальным доходам относят доходы от продажи основных фондов, реализации государственных запасов, земли, целевые перечисления средств на строительство, зданий и сооружений для бюджетных организаций и учреждений.
Через госбюджет государство концентрирует значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. Бюджетные ресурсы направляются также и в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и др.). Учебное пособие под ред. Романовского М.В. — Финансы. Денежное обращение и кредит, 2001.
В управлении бюджетным процессом принимают участие все органы государственной власти и управления РФ, однако центральное место в этом процессе занимает Министерство финансов РФ.
Внебюджетные фонды РФ. Внебюджетные фонды РФ- это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет:
— Пенсионный фонд РФ;
— Российский фонд технологического развития и отраслевые фонды;
— Фонд инвестирования жилищного строительства, и др.
Главная причина их создания необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечения их самостоятельными источниками доходов. Фонды должны поддерживать специальными финансовыми ресурсами важнейшие отрасти и сферы народного хозяйства, а также оказывать социальную помощь гражданам. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение.
Сейчас к доходам внебюджетных фондов относят : специальные целевые налоги и сборы; отчисления от прибыли предприятий, учреждений; средства бюджета; прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом или юридическим лицом; займы, полученные фондом у Центрального Банка РФ или коммерческих банков. Финансовая система и экономика / под ред. В.В. Нестерова, Н.С. Желтова. — М.: Финансы и статистика, 2004. — С. 504
Государственный кредит РФ. Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.
Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком — государство в лице его органов. Мобилизуемые средства используются для финансирования экономических и социальных программ. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Государственный кредит используется в целях стабилизации денежного обращения в стране. Местные органы власти могут использовать мобилизованные средства на социальные программы местного назначения. Государственный кредит — это также внешние займы государства, когда государство берет кредит у зарубежных стран для покрытия дефицита бюджета. Казак А.Ю., Сергеев Л.И. Финансы. М., «Дело и Сервис», 2008. — С.164-170.
Фонд страхования РФ. Переход экономики на рыночные отношения, развитие предпринимательской деятельности, расширение круга товарных и обменных операций, взаимных договорных обязательств между хозяйствующими субъектами объективно требуют надежной системы гарантий, предоставляемой страхованием. Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.
До 1990 г. страхование в России было построено на началах государственной монополии. В связи с развитием рыночных отношений наряду с государственными страховыми организациями страхование стали осуществлять негосударственные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых операций. Страхование в условиях рыночной экономики все больше становится сферой коммерческой деятельности. В настоящее время страховыми компаниями предоставляются следующие услуги: личное страхование, страхование имущества, страхование ответственности, страхование финансовых рисков и др. Дадашев, А.З., Черник, Д.Г. Финансовая система России- М.:ИНФРА-М, 1997.-С.345-349.
Финансы предприятий различных форм собственности. Финансы предприятий различных форм собственности, являясь основой единой финансовой системы России, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. В условиях рыночной экономики на основе хозяйственной и финансовой независимости предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, целью которого является обязательное получение прибыли. Они самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые им средства для расширения производства продукции, используя кредитные ресурсы и возможности финансового рынка. Блуцевская Ю.А. Финансовые потоки между основными секторами экономики. М., «Юрайт», 2008. — С. 88-100.
С переходом к рыночной экономике финансовая система России претерпела существенные изменения. Экономика страны оказалась на грани упадка, но реорганизация всей финансовой системы позволила остановить спад и начать ее развитие. Вследствие чего финансовая система стала такой, какой я ее описала выше.
3. Аналитика финансовых систем РФ и США
3.1 Характеристика финансовой системы США
Для того чтобы представить сравнительный анализ финансовых систем России и Америки, далее рассмотрим структуру и характерные особенности нынешней финансовой системы США.
Современная система государственных финансов состоит из:
Финансовой системы федерации;
Финансовых систем 50 штатов;
Финансовых систем 12,7 тыс. административных, хозяйственно — предпринимательских, культурно-просветительных и других местных подразделений (графств, муниципалитетов, таун-шипов, сельских, школьных, специальных округов и т.п.);
Такая система организации государственных финансов характеризуется отсутствием единства. Это означает, что каждое подразделение государственного управления (федерация, штаты, местные органы) самостоятельно составляет и утверждает свой бюджет, разрабатывает и осуществляет налоговую политику, управляет долгом. Бюджеты штатов не входят в федеральный бюджет, а местные бюджеты — в бюджет штатов. Финансово-кредитные системы зарубежных стран: Учебное пособие -Рудый К.В.. -М.: Новое знание, 2003.-С.211-212
Центральное место в системе государственных финансов США занимает финансовая система федерации и федеральный бюджет.
Федеральный бюджет в США — это весьма сложный финансовый механизм управления и контроля за деятельностью всех федеральных министерств и ведомств, полностью определяющий экономические основы государственного строительства и оказывающий мощное воздействие на состояние экономики в целом. Соединенные Штаты Америки: политика, экономика, финансы: [электронный ресурс] http://www.vikipedia.ord/USA-policy/ekonomy/finance/278i32535
По форме федеральный бюджет США представляет собой регулярно утверждаемую подробную смету всех правительственных расходов и доходов. Под бюджетными доходами в США обычно понимается денежная сумма налоговых поступлений и других платежей, собранная с населения и предприятий федеральным правительством через федеральные или местные власти. Причем, в доходах федерального бюджета преобладают прямые налоги.
За федеральными органами закреплены расходы общенационального значения: на военные цели, международные дела; на финансовую поддержку каких-либо отраслей и секторов национального хозяйства; на содержание федерального государственного аппарата; на управление федеральным государственным долгом и т.п.
В США все 50 штатов формально наделены автономными правами в области финансов. В известной мере они самостоятельны в определении объема бюджетов, структуры расходов и доходов. Федеральные власти не уполномочены прямо контролировать бюджеты штатов. Власти штатов не отчитываются перед федерацией о состоянии финансов и бюджета. Особенности современных финансовых систем развитых стран — Туруев И.Б.. -М.: МАКС-Пресс. — C.453-454
В большинстве штатов составление бюджета находится в ведении главы исполнительной власти и осуществляется подчиненным ему финансовым органом. На долю властей штатов и местных органов приходится значительная часть государственных расходов, связанных с финансированием социальных нужд местного хозяйства, административного аппарата: затраты на просвещение, социальное обеспечение, здравоохранение, дорожное строительство и содержание дорог, охрану окружающей среды, жилищное строительство и коммунальное хозяйство. Основным источником доходов бюджетов штатов, как и федерального бюджета, являются налоговые поступления. Преобладают косвенные налоги.
Что касается местных административных единиц и местных функциональных органов и учреждений, то они также располагают определенной степенью автономии по составлению, утверждению и исполнению своих бюджетов, которые не входят ни в федеральный бюджет, ни в бюджеты штатов США. Функции по составлению местных бюджетов возложены на глав исполнительной власти, функции по утверждению бюджетов — на представителей местной законодательной власти.
В состав расходов местных бюджетов входит финансирование государственной налоговой школы. Кроме того, значительная доля средств ежегодно выделяется на финансирование содержания дорог, коммунального и городского хозяйства, противопожарной охраны, лечебных и других учреждений. К источникам финансирования расходов местных бюджетов относятся: местные налоги, доходы от услуг коммунального хозяйства и другие не налоговые доходы, дотации из федерального бюджета и бюджетов штатов, поступления от выпуска местных займов и лотерей. Основным источником доходов являются местные поимущественные налоги (на их долю приходится около 29% налоговых доходов). Финансово-кредитные системы зарубежных стран: Учебное пособие -Рудый К.В.. -М.: Новое знание, 2003.-С.569-605
Специальные фонды США. Важное место в системе государственных финансов принадлежит специальным фондам США, которые функционируют обособленно как самостоятельные финансово — кредитные учреждения. Они представляют собой совокупность денежных ресурсов, имеющих целевое назначение. Доходы этих фондов формируются за счет налоговых и не налоговых поступлений, также за счет средств федерального бюджета.
Наиболее значительными являются фонды социального страхования. К ним относятся страхование по старости, по случаю потери кормильца и страхование здоровья, страхование по безработице, по временной нетрудоспособности и, наконец, система государственной помощи престарелым, инвалидам и нуждающимся. Фонд пособий по безработице формируется за счет взносов предпринимателей.
Также в США в зависимости от целей использования выделяют следующие специальные фонды:
экономические фонды, предназначенные для регулирования хозяйственной жизни. К ним относятся инвестиционные, конъюнктурные, фонд перестройки и развития и т. д. Средства этих фондов направляются на финансирование частных компаний и малорентабельных государственных предприятий, особенно в периоды циклических кризисов.
научно — исследовательские фонды, используемые для финансовой поддержки научных исследований в промышленности, строительстве, а также содержание государственных научных центров, осуществляющих разработку фундаментальных исследований;
военно — политические фонды — резервы, находящиеся главным образом в распоряжении президента США, за счет которых финансируются дополнительные целевые мероприятия имеющие особую важность. В США к ним относятся конфиденциальные (секретные) фонды федерального бюджета. Из них финансируют секретные крупномасштабные научно — технические проекты. Финансово-кредитные системы зарубежных стран: Учебное пособие -Рудый К.В.. -М.: Новое знание, 2003. -С.613-615.
3.2 Сравнительный анализ финансовых систем Российской Федерации и США
Финансовый анализ — совокупность методов определения имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта в истекшем периоде, а также его возможностей на ближайшую и долгосрочную перспективу «Финансово-кредитном энциклопедическом словаре» (под ред. А.Г. Грязновой, М.: «Финансы и статистика», 2004 .
Финансовые системы России и США во многом схожи, но имеют также ряд значительных отличий. Это естественно, и объясняется целым рядом причин, начиная с ментальности народов и историей страны и заканчивая географическими особенностями положения государств.
Различия видны как в структуре, так и в самой их организации. Это видно из таблицы, приведенной ниже. (см. таблица 1)
Таблица 1 Основные сходства и отличия финансовых систем России и США
Наиболее крупные статьи расходов бюджета за последние годы
Источник