- Соотношение политических систем России и зарубежных стран
- Библиографическое описание:
- Сравнительный анализ политических систем
- ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
- Чарльз Ф. Эндрейн Сравнительный анализ политических систем Эффективность осуществления политического курса и социальные преобразования
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- Чарльз Эндрейн — Сравнительный анализ политических систем
- Описание книги «Сравнительный анализ политических систем»
Соотношение политических систем России и зарубежных стран
Дата публикации: 07.12.2020 2020-12-07
Статья просмотрена: 59 раз
Библиографическое описание:
Щепетков, А. В. Соотношение политических систем России и зарубежных стран / А. В. Щепетков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 364-366. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76143/ (дата обращения: 28.04.2021).
Статья посвящена к анализу понятия «политическая система общества» с точки зрения соотношения и сравнительного анализа политических систем России и зарубежных стран.
Ключевые слова: глобализация, демократия, модернизация, политическая система, политическая система общества, политическое развитие, трансформация.
Политическая система современной России, начавшая формироваться около 30 лет назад, всё еще не обрела своего окончательного образа. Этим объясняется нестабильность, неустойчивость и противоречивость системы. Это же предоставляет почти неограниченные возможности выбирать путь её дальнейшего развития, а также огромное пространство для политического маневра в условиях постоянно меняющейся политической ситуации.
В последние годы в рамках Российской политической системы происходит ряд процессов:
– меняется соотношение элементов в политической системе;
– постепенно изменяется роль государства, партийной и избирательной системы;
– развивается и совершенствуется гражданское общество;
– происходит трансформация политических отношений.
Одним из путей совершенствования политической системы является применение зарубежного опыта. В мире сложилось множество различных политических систем, имеющих свои особенности, преимущества и недостатки. Государство является основным институтом политической системы. Однако в разных странах государство по-разному определяет свою политическую роль. Так, в западных демократических странах (США, Швеция, Нидерланды) единственным источником власти признается народ, в интересах которого и действует государство. В авторитарных странах (Китай, Куба, Турция) государство сохраняет некоторые экономические, гражданские и духовные свободы, при том, что осуществление политической власти остается в одних руках на протяжении долгого времени. Наконец, в тоталитарных странах (КНДР)государство занимает главенствующую роль во всей системе общества, власть формируется закрыто. Роль государства в политической системе России чрезвычайно высока, что могло бы определить её как страну с авторитарным режимом. Однако наличие легальной многопартийности, регулярных выборов, институтов гражданского общества несет в себе признаки демократического государства. Таким образом, сложившийся на текущее время режим можно назвать гибридным. Из мировой практики следует, что гибриды склонны с течением времени перерождаться в демократию. Политические системы различных стран отличаются и по способу формирования власти, которая, в свою очередь делится на исполнительную, законодательную и судебную. Существует, по сути,2 варианта формирования исполнительной власти: главой государства или парламентом. Это определяется формой правления. Например, в США правительство формирует президент, которое он же и возглавляет. В Великобритании действует схожий принцип формирования исполнительной власти, но глава государства не является главой правительства, а назначает его. В Нидерландах, Германии и Италии правительство, вместе с его главой, формируется парламентом.
В Конституции России закреплена республиканская форма правления. Однако, по факту, Президенту принадлежит огромное количество полномочий, в том числе формирование правительства и право роспуска Государственной Думы, несогласной с кандидатурой Председателя Правительства. Таким образом, главную роль в формировании исполнительной власти в РФ играет Президент. Законодательные же органы власти (а также институт президентства) формируются путем выборов на основе определенной избирательной системы. Таких систем существует множество, однако все их можно свести к 3 главным: мажоритарной, пропорциональной и смешанной. У каждой из них, в зависимости от страны, есть свои особенности.
Гражданское общество в России сформируется лишь тогда, когда граждане поймут, что свои интересы они могут отстоять только сами, и никакие псевдовыборные мероприятия и созданные на их основании структуры в рамках существующей либеральной модели никогда не будут отстаивать их интересы.
Гражданское общество в России всё ещё находится в процессе формирования. Изучение и использование опыта функционирования политический систем разных государств создает возможности для реформирования политического пространства через ориентацию на достигнутые мировым сообществом ценностные ориентиры и результаты, особенно сейчас, когда политическая система находится в переходном состоянии. Выделены основные тенденции в развитии политической системы России:
– дальнейшая централизация и «вертикализация» политической власти;
– умеренное расширение межпартийной конкуренции;
– либерализация избирательных процессов и партийного строительства;
– ограничение политической активности оппозиционных движений;
– увеличение степени государственной власти на политическую систему;
– понижающийся уровень доверия населения к партийной и избирательной системе, при стабильном уровне доверия к Президенту;
– развитие гражданского общества, демонстрирующего качественные изменения во взаимодействии с властью. Были предложены основные направления совершенствования политической системы РФ: Во-первых, отказ от чрезмерной «вертикализации власти» и моноцентричной формы правления.
Одним из самых важных элементов становления гражданского общества является наличие свободы индивидуума, и вместе с тем наличие частной собственности. Одновременно с этим идёт и свобода частного предпринимательства. Таким образом, образуется юридическая свобода человека.
Источник
Сравнительный анализ политических систем
Когда мы смотрим на политическую карту мира, то вряд ли нам приходит в голову мысль провести скрупулезный анализ всего многообразия существующих на Земле политических систем. Эту сложную, но выполнимую задачу поставил в своей книге профессор Ч. Эндрейн. Он не только сравнил различные политические системы, выявил общее и особенное в их функционировании, но и рассмотрел роль элит, групп и отдельных индивидуумов в проведении политического курса. Книга, пользующаяся большой популярностью в странах Запада, ныне станет доступна и нашему читателю, постоянно ощущающему потребность в учебной литературе по политическим наукам. Ее издание рекомендовано Российской ассоциацией политических наук.
Издание осуществлено при содействии Отдела по вопросам печати и культуры Посольства США
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА 1
Чарльз Ф. Эндрейн — Сравнительный анализ политических систем — Эффективность осуществления политического курса и социальные преобразования 1
ВВЕДЕНИЕ — Глава 1 Политические системы и экономика 2
Часть I — Политические системы и экономические преобразования 6
Часть II — Трансформации политических систем 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ — Глава 10 — Политическое развитие и социальный прогресс 65
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
Обилие литературы по политологии в книжных магазинах — будь то учебник (с грифом «рекомендовано для студентов» такого–то и такого–то учебного заведения), хрестоматия (конечно, с «древнейших времен и до наших дней») или популярное издание (в котором автор обязуется «просто и доходчиво» рассказать о сложных проблемах политологии), одновременно и радует и настораживает. Радует, поскольку политология заняла прочное место в ряду общественных дисциплин, без которых ныне немыслимо получение образования студентом, собирающимся связать свою жизнь и карьеру с политикой, и настораживает из–за разноголосицы авторов, которые либо употребляют одни и те же термины, но вкладывают в них прямо противоположный смысл, либо не видят смысла в том, чтобы термины, ими введенные, соответствовали уже устоявшимся. В результате мы имеем и «сравнительную» политологию, и «компаративную», «акторов» и «группы по интересам»… Перечисление может быть продолжено до бесконечности. Необходимо как–то «договориться» и облегчить жизнь и авторам, и читателям, поэтому издатели видят свою задачу в том, чтобы снабдить и тех и других словарно–справочной литературой по политологии , а также фундаментальными теоретическими работами, в которых подходы и трактовки важнейших вопросов политологии отодвигают на второй план проблемы терминологии. Именно к таким работам принадлежит книга Чарльза Эндрейна, профессора политологии в Университете Сан–Диего.
Опубликованная в 1994 году, она не утратила своего значения и может служить своего рода компасом для тех, кто задался вопросом о многообразии существующих в мире систем и том воздействии, которое они оказывают на экономическую структуру общества и поведение индивида.
Объектом пристального внимания автора становятся как страны Востока (Китай, Южная Корея), так и Западной и Восточной Европы (Великобритания, Швеция, Россия), при этом механизм функционирования той или иной политической системы рассматривается в строго временных и историко–культурных рамках — это может быть конфуцианский Китай, либо сталинская Россия, либо Швеция в период правления социал–демократов. В результате сравнительного или, если хотите, компаративного анализа Ч. Эндрейн вычленяет четыре типа политических систем: бюрократическую, авторитарную, согласительную и мобилизационную и дает читателю возможность ознакомиться с параметрами развития каждой из них. Вопрос о функционировании политических систем автор тесно увязывает с идеей социального прогресса и грустно констатирует, что «все системы, к какому бы типу они ни принадлежали, демонстрируют несовпадение намерений и реальных результатов». Однако не на этой грустной ноте профессор политологии завершает свою книгу, устремляя взор из века XX в век XXI: «При любой системе люди продолжают надеяться на такую государственную политику, которая принесет им больше прав, экономическое изобилие и облегчит им развитие равенства». Решать вопросы наиболее приемлемого политического устройства придется новому поколению, которое войдет в следующее тысячелетие, вооруженное знаниями, почерпнутыми, по нашему мнению, из таких книг, как книга Эндрейна. Именно молодежи, студенчеству адресуют это издание многочисленные зарубежные рецензенты, отмечая ее неординарность и манеру изложения.
Издательство «Весь Мир» с радостью присоединяется к рекомендациям специалистов и предлагает книгу Эндрейна учащимся, овладевающим азами политических наук, преподавателям, читающим курс лекций по политологии, а также тем, для кого политика является сферой профессиональной деятельности.
Чарльз Ф. Эндрейн
Сравнительный анализ политических систем
Эффективность осуществления политического курса и социальные преобразования
Посвящается A. W.A.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Начиная с середины 70–х годов нашего столетия во всем мире происходило ухудшение экономической ситуации. Промышленно развитые и развивающиеся страны, бывшие социалистические государства Восточной Европы столкнулись с проблемами, вызванными инфляцией, безработицей, замедлением темпов развития и усилением неравенства в распределении доходов. Если период с 50–х до начала 70–х годов представлял собой «золотой век» индустриальных капиталистических стран, то после 1973 г. темпы экономического роста стали замедляться, усилились инфляция и безработица. В ряде стран, среди которых США, Великобритания и даже Швеция, углубилась пропасть между бедными и богатыми. В Восточной Европе после 1975 г. также имели место падение темпов экономического развития, рост инфляции; проведение стратегий, нацеленных на демонтаж административно–командных экономических систем, обернулось повышением цен и нестабильным положением в сфере занятости. Поощрение дифференцированного подхода к оплате труда как метода повышения его производительности привело к увеличению неравенства в доходах. В конце 70–х годов такая же ситуация сложилась в странах Латинской Америки, Африки и Ближнего Востока. Избежать экономического кризиса, вызванного вхождением в систему капиталистической экономики, удалось лишь немногим развивающимся странам, главным образом восточноазиатским.
В этой книге речь в первую очередь пойдет о воздействии политического устройства на экономику и о социальных последствиях изменений образа правления. Политические системы включают в себя три аналитически различаемые составляющие: социально–политические структуры, культурные ценности и отдельные линии поведения. Автор рассматривает различные институты, организации и группы, от которых зависит формулирование той или иной политики. В работе анализируется процесс, в ходе которого привносимые названными структурами ценности трансформируются в те или иные приоритеты текущей политики, такие, как, например, стимулирование экономического роста или уравнивание доходов. В поведенческом плане автора интересуют действия политических лидеров и параметры вовлечения в политику всей совокупности граждан. Структурный, культурный и поведенческий аспекты взаимосвязаны. Мотивы поведения отдельных людей, специфика восприятия ими происходящего, их индивидуальные установки и образ действий становятся понятными благодаря изучению микрополитических аспектов процесса проведения политики. Индивиды управляют структурами, дают ту или иную трактовку культурных ценностей и, тем самым, могут вносить изменения в макрополитические составляющие. Структурные и культурные аспекты не только ограничивают действия отдельно взятых людей, но и способствуют принятию ими решений, ведущих к системным изменениям.
Подобный целостный подход к рассмотрению политических систем дает возможность связать теорию с практикой. Общие теории функционирования систем рассматриваются применительно к некоторым конкретным случаям. Теория стимулирует отбор наиболее важных проблем, может объяснить социально–политические последствия и предложить интерпретацию многосложного мира. Анализируя такие случаи в широких временных и пространственных рамках, автор показывает, настолько неодинаково одно и то же теоретическое положение объясняет происходящее в зависимости от конкретных условий.
Источник
Чарльз Эндрейн — Сравнительный анализ политических систем
99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.
Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Описание книги «Сравнительный анализ политических систем»
Описание и краткое содержание «Сравнительный анализ политических систем» читать бесплатно онлайн.
Когда мы смотрим на политическую карту мира, то вряд ли нам приходит в голову мысль провести скрупулезный анализ всего многообразия существующих на Земле политических систем. Эту сложную, но выполнимую задачу поставил в своей книге профессор Ч. Эндрейн. Он не только сравнил различные политические системы, выявил общее и особенное в их функционировании, но и рассмотрел роль элит, групп и отдельных индивидуумов в проведении политического курса. Книга, пользующаяся большой популярностью в странах Запада, ныне станет доступна и нашему читателю, постоянно ощущающему потребность в учебной литературе по политическим наукам. Ее издание рекомендовано Российской ассоциацией политических наук.
Издание осуществлено при содействии Отдела по вопросам печати и культуры Посольства США
Обилие литературы по политологии в книжных магазинах — будь то учебник (с грифом «рекомендовано для студентов» такого–то и такого–то учебного заведения), хрестоматия (конечно, с «древнейших времен и до наших дней») или популярное издание (в котором автор обязуется «просто и доходчиво» рассказать о сложных проблемах политологии), одновременно и радует и настораживает. Радует, поскольку политология заняла прочное место в ряду общественных дисциплин, без которых ныне немыслимо получение образования студентом, собирающимся связать свою жизнь и карьеру с политикой, и настораживает из–за разноголосицы авторов, которые либо употребляют одни и те же термины, но вкладывают в них прямо противоположный смысл, либо не видят смысла в том, чтобы термины, ими введенные, соответствовали уже устоявшимся. В результате мы имеем и «сравнительную» политологию, и «компаративную», «акторов» и «группы по интересам»… Перечисление может быть продолжено до бесконечности. Необходимо как–то «договориться» и облегчить жизнь и авторам, и читателям, поэтому издатели видят свою задачу в том, чтобы снабдить и тех и других словарно–справочной литературой по политологии[1], а также фундаментальными теоретическими работами, в которых подходы и трактовки важнейших вопросов политологии отодвигают на второй план проблемы терминологии. Именно к таким работам принадлежит книга Чарльза Эндрейна, профессора политологии в Университете Сан–Диего.
Опубликованная в 1994 году, она не утратила своего значения и может служить своего рода компасом для тех, кто задался вопросом о многообразии существующих в мире систем и том воздействии, которое они оказывают на экономическую структуру общества и поведение индивида.
Объектом пристального внимания автора становятся как страны Востока (Китай, Южная Корея), так и Западной и Восточной Европы (Великобритания, Швеция, Россия), при этом механизм функционирования той или иной политической системы рассматривается в строго временных и историко–культурных рамках — это может быть конфуцианский Китай, либо сталинская Россия, либо Швеция в период правления социал–демократов. В результате сравнительного или, если хотите, компаративного анализа Ч. Эндрейн вычленяет четыре типа политических систем: бюрократическую, авторитарную, согласительную и мобилизационную и дает читателю возможность ознакомиться с параметрами развития каждой из них. Вопрос о функционировании политических систем автор тесно увязывает с идеей социального прогресса и грустно констатирует, что «все системы, к какому бы типу они ни принадлежали, демонстрируют несовпадение намерений и реальных результатов». Однако не на этой грустной ноте профессор политологии завершает свою книгу, устремляя взор из века XX в век XXI: «При любой системе люди продолжают надеяться на такую государственную политику, которая принесет им больше прав, экономическое изобилие и облегчит им развитие равенства». Решать вопросы наиболее приемлемого политического устройства придется новому поколению, которое войдет в следующее тысячелетие, вооруженное знаниями, почерпнутыми, по нашему мнению, из таких книг, как книга Эндрейна. Именно молодежи, студенчеству адресуют это издание многочисленные зарубежные рецензенты, отмечая ее неординарность и манеру изложения.
Издательство «Весь Мир» с радостью присоединяется к рекомендациям специалистов и предлагает книгу Эндрейна учащимся, овладевающим азами политических наук, преподавателям, читающим курс лекций по политологии, а также тем, для кого политика является сферой профессиональной деятельности.
Чарльз Ф. Эндрейн
Сравнительный анализ политических систем
Эффективность осуществления политического курса и социальные преобразования
Посвящается A. W.A.
Начиная с середины 70–х годов нашего столетия во всем мире происходило ухудшение экономической ситуации. Промышленно развитые и развивающиеся страны, бывшие социалистические государства Восточной Европы столкнулись с проблемами, вызванными инфляцией, безработицей, замедлением темпов развития и усилением неравенства в распределении доходов. Если период с 50–х до начала 70–х годов представлял собой «золотой век» индустриальных капиталистических стран, то после 1973 г. темпы экономического роста стали замедляться, усилились инфляция и безработица. В ряде стран, среди которых США, Великобритания и даже Швеция, углубилась пропасть между бедными и богатыми. В Восточной Европе после 1975 г. также имели место падение темпов экономического развития, рост инфляции; проведение стратегий, нацеленных на демонтаж административно–командных экономических систем, обернулось повышением цен и нестабильным положением в сфере занятости. Поощрение дифференцированного подхода к оплате труда как метода повышения его производительности привело к увеличению неравенства в доходах. В конце 70–х годов такая же ситуация сложилась в странах Латинской Америки, Африки и Ближнего Востока. Избежать экономического кризиса, вызванного вхождением в систему капиталистической экономики, удалось лишь немногим развивающимся странам, главным образом восточноазиатским.
В этой книге речь в первую очередь пойдет о воздействии политического устройства на экономику и о социальных последствиях изменений образа правления. Политические системы включают в себя три аналитически различаемые составляющие: социально–политические структуры, культурные ценности и отдельные линии поведения. Автор рассматривает различные институты, организации и группы, от которых зависит формулирование той или иной политики. В работе анализируется процесс, в ходе которого привносимые названными структурами ценности трансформируются в те или иные приоритеты текущей политики, такие, как, например, стимулирование экономического роста или уравнивание доходов. В поведенческом плане автора интересуют действия политических лидеров и параметры вовлечения в политику всей совокупности граждан. Структурный, культурный и поведенческий аспекты взаимосвязаны. Мотивы поведения отдельных людей, специфика восприятия ими происходящего, их индивидуальные установки и образ действий становятся понятными благодаря изучению микрополитических аспектов процесса проведения политики. Индивиды управляют структурами, дают ту или иную трактовку культурных ценностей и, тем самым, могут вносить изменения в макрополитические составляющие. Структурные и культурные аспекты не только ограничивают действия отдельно взятых людей, но и способствуют принятию ими решений, ведущих к системным изменениям.
Подобный целостный подход к рассмотрению политических систем дает возможность связать теорию с практикой. Общие теории функционирования систем рассматриваются применительно к некоторым конкретным случаям. Теория стимулирует отбор наиболее важных проблем, может объяснить социально–политические последствия и предложить интерпретацию многосложного мира. Анализируя такие случаи в широких временных и пространственных рамках, автор показывает, настолько неодинаково одно и то же теоретическое положение объясняет происходящее в зависимости от конкретных условий.
Во Введении раскрывается взаимосвязь таких понятий, как капитализм, социализм и политическая демократия. В первой главе проведен сравнительный анализ четырех типов политических систем, и дана оценка их ориентации на демократические свободы, социалистическое планирование или капиталистическое накопление: народная (племенная), бюрократическая авторитарная, согласительная и мобилизационная. Данная классификация строится по трем параметрам: 1) ценностные иерархии и интерпретация культурных ценностей, оказывающих решающее воздействие на формирование политических приоритетов; 2) воздействие на политический процесс со стороны таких структур, как правительство, политические партии, социальные группы внутри страны, различные иностранные институты; 3) поведение лидеров и масс. Четыре главы первой части посвящены исследованию того способа формирования политики, который отличает каждый из названных типов, а также рассмотрению конкретных обществ, являющихся олицетворением этих абстрактных моделей. Иллюстрациями народной (племенной) системы служат сан (бушмен) и ибо. В главе 3 проводится сравнение трех азиатских бюрократических авторитарных режимов: конфуцианского Китая, Японии эпохи Мэйдзи и современной Южной Кореи. В главе 4 рассматриваются Швеция и Великобритания, являющиеся примерами социал–демократической и либерально–демократической разновидностей согласительной системы. В главе 5 исследуется мобилизационный процесс в период русской революции 1917 г., в сталинском Советском Союзе и Корейской Народно–Демократической Республике. При анализе этих примеров, обращается внимание на стратегии осуществления социальных преобразований и пропасть, разделяющую цели и реальные результаты.
Источник