- Сравнительный анализ современных политических систем.
- Сравнительный анализ политических систем
- ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
- Чарльз Ф. Эндрейн Сравнительный анализ политических систем Эффективность осуществления политического курса и социальные преобразования
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- Соотношение политических систем России и зарубежных стран
- Библиографическое описание:
Сравнительный анализ современных политических систем.
К универсальным тенденциям изменений в современных политических системах относятся:
— тенденция к усилению роли государства, расширению его регулирующей и инновационной функций (этатизация) и правового регулирования, охватывающего все важные сферы общественной жизни;
— тенденция к централизации и концентрации власти. Этот универсальный процесс, происходящий во всех формальных организациях, проявляется главным образом в том, что окончательные решения все чаще принимаются высшим уровнем власти, независимо от того, будет ли это аппарат государства, политическая партия, общественная организация. Другой формой централизации власти в организациях является сокращение автономии звеньев низшего уровня. Процессам централизации власти, как правило, сопутствует её концентрация, т.е. сокращение круга лиц (общественно-профессиональных групп), принимающих окончательные решения на всех уровнях организационной иерархии;
— тенденция к усилению взаимозависимости между звеньями политических систем. Этот процесс имеет место в политических организациях, между политическими организациями, входящими в состав той же самой политической организации; правящей партией и парламентской оппозицией, а также между самими системами (развитие сотрудничества в рамках ЕЭС и СНГ).
Универсальные тенденции изменений политических систем присутствуют и при описании типологии современных политических систем. По замечанию политолога П. Шарона, «ключ к различным политическим системам следует искать в соответствующих им идеологиях и институтах, с помощью которых функционирует каждое государство и общество»(1984).
Коренное различие между политическими системами проявляется в том, как распределяется политическая власть на различных этапах процесса государственного управления: рассредоточена она между отдельными субъектами власти (демократическая модель) или концентрируется в руках одного обладателя власти (автократическая модель).
Аптер описывает и различает типы государственного управления по двум основаниям: по степени централизации системы власти и по системе ценностей, которых эта власть придерживается. Эти два простых типа государственного управления разделены на так называемые «тоталитарные» и «либерально-демократические» политические системы.
Алмонд использует понятия «структуры» и «культуры» для характеристики четырех отличительных типов современных политических систем. Это – англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальная и частично индустриальная и тоталитарная система.
Англо-американская система характеризуется мультиценностной политической культурой, в которой большинство граждан верит в такие ценности, как свобода личности, массовое благосостояние и безопасность. Этот тип политической системы действует на основе диффузии власти и влияния.
Континентально-европейская система характеризуется фрагментарной, неоднородной политической культурой, в которой присутствуют элементы старой, традиционной политической культуры.
Доиндустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру, а также сильный потенциал насилия (часто в лице армии, бюрократического аппарата).
Тоталитарные политические системы не допускают присутствия политических добровольных ассоциаций, часто функционируют, опираясь на монопольно властвующий бюрократический или партийный аппарат.
В целом, все существующие политические системы с точки зрения их тенденций к модернизации можно классифицировать как консервативные системы и реформируемые политические системы.
Источник
Сравнительный анализ политических систем
Когда мы смотрим на политическую карту мира, то вряд ли нам приходит в голову мысль провести скрупулезный анализ всего многообразия существующих на Земле политических систем. Эту сложную, но выполнимую задачу поставил в своей книге профессор Ч. Эндрейн. Он не только сравнил различные политические системы, выявил общее и особенное в их функционировании, но и рассмотрел роль элит, групп и отдельных индивидуумов в проведении политического курса. Книга, пользующаяся большой популярностью в странах Запада, ныне станет доступна и нашему читателю, постоянно ощущающему потребность в учебной литературе по политическим наукам. Ее издание рекомендовано Российской ассоциацией политических наук.
Издание осуществлено при содействии Отдела по вопросам печати и культуры Посольства США
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА 1
Чарльз Ф. Эндрейн — Сравнительный анализ политических систем — Эффективность осуществления политического курса и социальные преобразования 1
ВВЕДЕНИЕ — Глава 1 Политические системы и экономика 2
Часть I — Политические системы и экономические преобразования 6
Часть II — Трансформации политических систем 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ — Глава 10 — Политическое развитие и социальный прогресс 65
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
Обилие литературы по политологии в книжных магазинах — будь то учебник (с грифом «рекомендовано для студентов» такого–то и такого–то учебного заведения), хрестоматия (конечно, с «древнейших времен и до наших дней») или популярное издание (в котором автор обязуется «просто и доходчиво» рассказать о сложных проблемах политологии), одновременно и радует и настораживает. Радует, поскольку политология заняла прочное место в ряду общественных дисциплин, без которых ныне немыслимо получение образования студентом, собирающимся связать свою жизнь и карьеру с политикой, и настораживает из–за разноголосицы авторов, которые либо употребляют одни и те же термины, но вкладывают в них прямо противоположный смысл, либо не видят смысла в том, чтобы термины, ими введенные, соответствовали уже устоявшимся. В результате мы имеем и «сравнительную» политологию, и «компаративную», «акторов» и «группы по интересам»… Перечисление может быть продолжено до бесконечности. Необходимо как–то «договориться» и облегчить жизнь и авторам, и читателям, поэтому издатели видят свою задачу в том, чтобы снабдить и тех и других словарно–справочной литературой по политологии , а также фундаментальными теоретическими работами, в которых подходы и трактовки важнейших вопросов политологии отодвигают на второй план проблемы терминологии. Именно к таким работам принадлежит книга Чарльза Эндрейна, профессора политологии в Университете Сан–Диего.
Опубликованная в 1994 году, она не утратила своего значения и может служить своего рода компасом для тех, кто задался вопросом о многообразии существующих в мире систем и том воздействии, которое они оказывают на экономическую структуру общества и поведение индивида.
Объектом пристального внимания автора становятся как страны Востока (Китай, Южная Корея), так и Западной и Восточной Европы (Великобритания, Швеция, Россия), при этом механизм функционирования той или иной политической системы рассматривается в строго временных и историко–культурных рамках — это может быть конфуцианский Китай, либо сталинская Россия, либо Швеция в период правления социал–демократов. В результате сравнительного или, если хотите, компаративного анализа Ч. Эндрейн вычленяет четыре типа политических систем: бюрократическую, авторитарную, согласительную и мобилизационную и дает читателю возможность ознакомиться с параметрами развития каждой из них. Вопрос о функционировании политических систем автор тесно увязывает с идеей социального прогресса и грустно констатирует, что «все системы, к какому бы типу они ни принадлежали, демонстрируют несовпадение намерений и реальных результатов». Однако не на этой грустной ноте профессор политологии завершает свою книгу, устремляя взор из века XX в век XXI: «При любой системе люди продолжают надеяться на такую государственную политику, которая принесет им больше прав, экономическое изобилие и облегчит им развитие равенства». Решать вопросы наиболее приемлемого политического устройства придется новому поколению, которое войдет в следующее тысячелетие, вооруженное знаниями, почерпнутыми, по нашему мнению, из таких книг, как книга Эндрейна. Именно молодежи, студенчеству адресуют это издание многочисленные зарубежные рецензенты, отмечая ее неординарность и манеру изложения.
Издательство «Весь Мир» с радостью присоединяется к рекомендациям специалистов и предлагает книгу Эндрейна учащимся, овладевающим азами политических наук, преподавателям, читающим курс лекций по политологии, а также тем, для кого политика является сферой профессиональной деятельности.
Чарльз Ф. Эндрейн
Сравнительный анализ политических систем
Эффективность осуществления политического курса и социальные преобразования
Посвящается A. W.A.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Начиная с середины 70–х годов нашего столетия во всем мире происходило ухудшение экономической ситуации. Промышленно развитые и развивающиеся страны, бывшие социалистические государства Восточной Европы столкнулись с проблемами, вызванными инфляцией, безработицей, замедлением темпов развития и усилением неравенства в распределении доходов. Если период с 50–х до начала 70–х годов представлял собой «золотой век» индустриальных капиталистических стран, то после 1973 г. темпы экономического роста стали замедляться, усилились инфляция и безработица. В ряде стран, среди которых США, Великобритания и даже Швеция, углубилась пропасть между бедными и богатыми. В Восточной Европе после 1975 г. также имели место падение темпов экономического развития, рост инфляции; проведение стратегий, нацеленных на демонтаж административно–командных экономических систем, обернулось повышением цен и нестабильным положением в сфере занятости. Поощрение дифференцированного подхода к оплате труда как метода повышения его производительности привело к увеличению неравенства в доходах. В конце 70–х годов такая же ситуация сложилась в странах Латинской Америки, Африки и Ближнего Востока. Избежать экономического кризиса, вызванного вхождением в систему капиталистической экономики, удалось лишь немногим развивающимся странам, главным образом восточноазиатским.
В этой книге речь в первую очередь пойдет о воздействии политического устройства на экономику и о социальных последствиях изменений образа правления. Политические системы включают в себя три аналитически различаемые составляющие: социально–политические структуры, культурные ценности и отдельные линии поведения. Автор рассматривает различные институты, организации и группы, от которых зависит формулирование той или иной политики. В работе анализируется процесс, в ходе которого привносимые названными структурами ценности трансформируются в те или иные приоритеты текущей политики, такие, как, например, стимулирование экономического роста или уравнивание доходов. В поведенческом плане автора интересуют действия политических лидеров и параметры вовлечения в политику всей совокупности граждан. Структурный, культурный и поведенческий аспекты взаимосвязаны. Мотивы поведения отдельных людей, специфика восприятия ими происходящего, их индивидуальные установки и образ действий становятся понятными благодаря изучению микрополитических аспектов процесса проведения политики. Индивиды управляют структурами, дают ту или иную трактовку культурных ценностей и, тем самым, могут вносить изменения в макрополитические составляющие. Структурные и культурные аспекты не только ограничивают действия отдельно взятых людей, но и способствуют принятию ими решений, ведущих к системным изменениям.
Подобный целостный подход к рассмотрению политических систем дает возможность связать теорию с практикой. Общие теории функционирования систем рассматриваются применительно к некоторым конкретным случаям. Теория стимулирует отбор наиболее важных проблем, может объяснить социально–политические последствия и предложить интерпретацию многосложного мира. Анализируя такие случаи в широких временных и пространственных рамках, автор показывает, настолько неодинаково одно и то же теоретическое положение объясняет происходящее в зависимости от конкретных условий.
Источник
Соотношение политических систем России и зарубежных стран
Дата публикации: 07.12.2020 2020-12-07
Статья просмотрена: 57 раз
Библиографическое описание:
Щепетков, А. В. Соотношение политических систем России и зарубежных стран / А. В. Щепетков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 364-366. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76143/ (дата обращения: 28.04.2021).
Статья посвящена к анализу понятия «политическая система общества» с точки зрения соотношения и сравнительного анализа политических систем России и зарубежных стран.
Ключевые слова: глобализация, демократия, модернизация, политическая система, политическая система общества, политическое развитие, трансформация.
Политическая система современной России, начавшая формироваться около 30 лет назад, всё еще не обрела своего окончательного образа. Этим объясняется нестабильность, неустойчивость и противоречивость системы. Это же предоставляет почти неограниченные возможности выбирать путь её дальнейшего развития, а также огромное пространство для политического маневра в условиях постоянно меняющейся политической ситуации.
В последние годы в рамках Российской политической системы происходит ряд процессов:
– меняется соотношение элементов в политической системе;
– постепенно изменяется роль государства, партийной и избирательной системы;
– развивается и совершенствуется гражданское общество;
– происходит трансформация политических отношений.
Одним из путей совершенствования политической системы является применение зарубежного опыта. В мире сложилось множество различных политических систем, имеющих свои особенности, преимущества и недостатки. Государство является основным институтом политической системы. Однако в разных странах государство по-разному определяет свою политическую роль. Так, в западных демократических странах (США, Швеция, Нидерланды) единственным источником власти признается народ, в интересах которого и действует государство. В авторитарных странах (Китай, Куба, Турция) государство сохраняет некоторые экономические, гражданские и духовные свободы, при том, что осуществление политической власти остается в одних руках на протяжении долгого времени. Наконец, в тоталитарных странах (КНДР)государство занимает главенствующую роль во всей системе общества, власть формируется закрыто. Роль государства в политической системе России чрезвычайно высока, что могло бы определить её как страну с авторитарным режимом. Однако наличие легальной многопартийности, регулярных выборов, институтов гражданского общества несет в себе признаки демократического государства. Таким образом, сложившийся на текущее время режим можно назвать гибридным. Из мировой практики следует, что гибриды склонны с течением времени перерождаться в демократию. Политические системы различных стран отличаются и по способу формирования власти, которая, в свою очередь делится на исполнительную, законодательную и судебную. Существует, по сути,2 варианта формирования исполнительной власти: главой государства или парламентом. Это определяется формой правления. Например, в США правительство формирует президент, которое он же и возглавляет. В Великобритании действует схожий принцип формирования исполнительной власти, но глава государства не является главой правительства, а назначает его. В Нидерландах, Германии и Италии правительство, вместе с его главой, формируется парламентом.
В Конституции России закреплена республиканская форма правления. Однако, по факту, Президенту принадлежит огромное количество полномочий, в том числе формирование правительства и право роспуска Государственной Думы, несогласной с кандидатурой Председателя Правительства. Таким образом, главную роль в формировании исполнительной власти в РФ играет Президент. Законодательные же органы власти (а также институт президентства) формируются путем выборов на основе определенной избирательной системы. Таких систем существует множество, однако все их можно свести к 3 главным: мажоритарной, пропорциональной и смешанной. У каждой из них, в зависимости от страны, есть свои особенности.
Гражданское общество в России сформируется лишь тогда, когда граждане поймут, что свои интересы они могут отстоять только сами, и никакие псевдовыборные мероприятия и созданные на их основании структуры в рамках существующей либеральной модели никогда не будут отстаивать их интересы.
Гражданское общество в России всё ещё находится в процессе формирования. Изучение и использование опыта функционирования политический систем разных государств создает возможности для реформирования политического пространства через ориентацию на достигнутые мировым сообществом ценностные ориентиры и результаты, особенно сейчас, когда политическая система находится в переходном состоянии. Выделены основные тенденции в развитии политической системы России:
– дальнейшая централизация и «вертикализация» политической власти;
– умеренное расширение межпартийной конкуренции;
– либерализация избирательных процессов и партийного строительства;
– ограничение политической активности оппозиционных движений;
– увеличение степени государственной власти на политическую систему;
– понижающийся уровень доверия населения к партийной и избирательной системе, при стабильном уровне доверия к Президенту;
– развитие гражданского общества, демонстрирующего качественные изменения во взаимодействии с властью. Были предложены основные направления совершенствования политической системы РФ: Во-первых, отказ от чрезмерной «вертикализации власти» и моноцентричной формы правления.
Одним из самых важных элементов становления гражданского общества является наличие свободы индивидуума, и вместе с тем наличие частной собственности. Одновременно с этим идёт и свобода частного предпринимательства. Таким образом, образуется юридическая свобода человека.
Источник