Страны народной демократии
Стра́ны наро́дной демокра́тии — общее название ряда государств с формой политической организации общества, сложившейся в них после Второй мировой войны в контексте народно-демократических революций [1] . Это была новая форма перехода к социализму, которая развилась в ходе Второй мировой войны и продолжалась по её окончании в ряде стран Европы и Азии [2] (в том числе в Центральной и Восточной Европе — Албании, Болгарии, Венгрии, Вьетнаме [3] , восточной Германии [3] , Китае [4] , северной Корее, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии). Народная демократия рассматривалась как промежуточный этап при переходе от «буржуазной демократии» к «социалистической государственности».
Содержание
Политика
В политическом плане страны народной демократии характеризовались многопартийностью и нахождением у власти правительств Национальных (Народных) фронтов во главе с коммунистическими партиями.
Национальные фронты в Европе возникли для решения общенациональных задач — освобождения от фашизма, восстановления национальной независимости, обеспечение демократических свобод населению. В состав фронтов входили рабочие, крестьянские, мелкобуржуазные, а в некоторых странах и буржуазные партии. Правительства Национальных фронтов пришли к власти во всех странах Центральной и Юго-Восточной Европы в 1943—1945 годах. В Албании и Югославии, где ведущую роль в народно-освободительной борьбе и Национальных фронтах играли коммунисты, они и возглавили новые правительства, в других странах были созданы коалиционные правительства.
Социалистические преобразования в рамках «Народно-демократической революции» осуществлялись с использованием парламента, в рамках буржуазной конституции. Слом старой государственной машины происходил более постепенно, чем в СССР, некоторое время сохранялись старые политические формы. Одной из отличительных черт народной демократии являлось, как правило, сохранение всеобщего и равного избирательного права за всеми гражданами, включая буржуазию. При этом в Румынии, Венгрии и Болгарии сохранился институт монархии.
Экономика и социальная сфера
Политикой Национальных фронтов предусматривалось изъятие собственности фашистов и их сообщников, такие предприятия переходили под государственное управление. Прямого требования ликвидации капиталистической собственности не выдвигалось. При сохранении частных и кооперативных предприятий значительно большую, чем в довоенный период, роль стал играть государственный сектор.
В странах народной демократии проводилась аграрная реформа, в результате которой проводилась ликвидация крупного помещичьего землевладения по принципу «Земля принадлежит тем, кто ее обрабатывает». Конфискованная земля, в первую очередь — у сотрудничавших с оккупантами землевладельцев — передавалась частично крестьянам (за невысокую плату), частично переходила к государству. В тех странах, с территорий которых происходило выселение немцев на территорию Германии (Польше, Чехословакии и Югославии), их земли также конфисковывались.
Международные отношения
В своей внешней политике страны народной демократии в значительной мере ориентировались на Советский Союз. С рядом правительств ещё во время войны были подписаны договоры о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве (с Чехословакией — декабрь 1943 года, с Югославией и Польшей — апрель 1945 года). В бывших союзниках гитлеровской Германии (Болгария, Венгрия и Румыния) действовали Союзные контрольные комиссии с участием представителей СССР, США и Великобритании, однако присутствие советских войск позволяло СССР оказывать большее влияние на политику и экономику этих стран.
Цели и итоги
Создание народно-демократических правительств позволило коммунистам прийти к власти и начать строительство социализма мирным путём, без гражданских войн и общественных потрясений, на основе межклассового союза и вовлечения в политическую жизнь широкого круга политических сил, то есть иначе, чем это происходило в СССР. Однако с началом Холодной войны и усилением экономического и политического противостояния произошло ужесточение политического режима и ускорение во многих странах перехода к социалистическим формам в экономике. К середине 1947 года во многих странах коммунистические партии вытеснили из Национальных фронтов своих союзников справа и укрепили свои позиции в руководстве государством и экономической жизнью.
В 50-е — 80-е годы XX века термин страны народной демократии часто применялся для обозначения совокупности всех социалистических стран с многопартийной системой.
Источник
СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе
Восстановление хозяйства. Влияние международной ситуации на направление развития экономики. Плюсы и минусы советской послевоенной модернизации. ГУЛАГ в системе советской экономики. Противоречия между экономическим развитием государства и положением индивида.
Советский человек в послевоенный период. Быт, культура, образование. Восприятие своей роли в обществе. Государство и личность.
Усиление традиционализма в общественной жизни. Интеграция коммунистической идеологии в систему традиционных ценностей. Национальная политика: появление элементов государственного шовинизма и ксенофобии. Усиление этно-культурной унификации. Апогей культа личности И.В. Сталина. Политические процессы.
Место СССР в послевоенном мире. Влияние «холодной войны» на экономику и внешнюю политику. Советский Союз и «сталинизация» стран «народной демократии». Позиция СССР в локальных конфликтах.
Советский Союз в период частичной либерализации режима
Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Приход к власти Н.С. Хрущева. Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Либерализация сверху. Концепция построения коммунизма. Реформа государственного аппарата. Увеличение роли права в жизни общества.
Культурная жизнь общества. «Оттепель». Литература, кинематограф. Расширение культурных контактов с Западом. Роль периодических изданий. Советский человек периода «Оттепели»: быт, повседневная жизнь, материальное положение, система ценностей.
Экономические реформы 1950–1960-х годов, причины их неудач. Промышленность: снижение темпов модернизации. Элементы волюнтаризма в сельскохозяйственном производстве.
Внешняя политика СССР. Социалистический лагерь. Конфликты из-за различий в восприятии курса «десталинизации»: Венгрия, Польша, Китай, Албания.
Либерализация внешней политики. Попытки диалога с Западом. Международные кризисы.
СССР в конце 1960-х – начале 1980-х годов
Общественно-политическое развитие СССР. «Неосталинизм». Идеологизация режима. Теория развитого социализма. Политическая апатия общества. Диссидентское и правозащитное движение. «Самиздат». Советский человек: быт, интересы, самоидентификация.
Экономика СССР. Роль сырьевых ресурсов. Зависимость от западных высоких технологий. Зависимость сельского хозяйства от государственных инвестиций. Попытки модернизации: реформа А.Н. Косыгина. Снижение темпов развития по отношению к западным странам. Ю.В. Андропов и попытка административного решения кризисных проблем.
Международное положение. Попытки консервации существующего миропорядка в начале 70-х годов. «Разрядка». Улучшение отношений с Западом. Хельсинские соглашения. Обострение отношений в конце 70-х — начале 80-х годов. Война в Афганистане. Заключительный этап «холодной войны».
СССР в период перестройки
Причины реформ М.С. Горбачева. Кризис классической советской модели социализма. Попытки экономической модернизации. Первый этап реформ: ускорение экономического развития. Причины неудач. Второй этап: реформирование политической системы. Углубление экономических реформ. Сопротивление аппарата. Несовместимость либеральной экономики и командно-административной системы. Третий этап: неуправляемый процесс реформирования. Векторы реформирования «сверху» и «снизу». Движущие силы. Готовность общества к переменам. Прагматизм и идеализм. Изменения в правовой и государственной системе. Отказ от советского традиционализма в пользу западного либерализма.
Советская культура. Новые ориентиры. Литература. Кинематограф.
СССР системе международных отношений. Окончание «холодной войны». Сближение с США и Западной Европой. Распад социалистического лагеря. Окончание войны в Афганистане. Конец биполярного мира.
Крах политики перестройки. Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия.
Основные понятия: наукоемкие технологии, волюнтаризм, идеологизация, рентабельность, экстенсивное и интенсивное развитие, ротация кадров, разрядка.
15. Россия и мир на рубеже ХХ–XХI вЕКОВ
Российская Федерация на современном этапе
Становление новой российской государственно-правовой системы. Парламентская или президентская модель. Политический кризис осени 1993 г. Конституция РФ. Система разделения властей. Президент. Государственная Дума. Принципы федерализма.
Российское общество. Либеральные идеи и социальная инерция. Социальное расслоение.
Попытка компромисса между прозападной либеральной экономической модернизацией и социально-политическим традиционализмом. Президентские выборы 2000 и 2004 гг. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности.
Экономика. Переход к рыночным отношениям: реформы и их последствия. Плюсы и минусы форсированной либеральной модернизации. Спады и подъемы российской экономики, их причины и последствия для общества. Роль сырьевых ресурсов. Российская экономика в мировой экономической системе.
Основы функционирования информационной экономики. Кризис традиционных отраслей. Индустриализм «бежит» на Восток. Проблемы окружающей среды. Глобализм и антиглобализм. Конфликты из-за ресурсов. Технологии будущего. Социальная дифференциация в масштабе планеты и рост политических рисков. Новая мировая иерархия и международный терроризм.
Страны третьего мира. Успехи и трудности развития. Конфликт традиционного уклада и модернизационных тенденций. Рост фундаменталистских настроений. Борьба за прераспределение ролей в мировой экономике.
Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Интеграция России в западное пространство. Общие принципы и противоречия. Рецидивы «холодной войны». Место России в международных отношениях.
Основные понятия: постиндустриальное общество, интеграция, одно- и многополярный мир, глобализм, антиглобализм, терроризм.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 260807 Технология продукции общественного питания среднего профессионального образования.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «История» относится к базовому уровню технического профиля дисциплин.
В результате изучения учебной дисциплины «История» обучающийся должен
знать/понимать:
· основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
· периодизацию всемирной и отечественной истории;
· современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
· особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
· основные исторические термины и даты;
уметь:
· анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
· различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
· устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
· представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:
· определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
· использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
· соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
· осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
В том числе: | |
Практические занятия | |
Контрольные работы (зачёты) | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) Зачётные домашние задания | |
Итоговая аттестация в форме зачёта |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины История
Наименование Разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа | Объём часов | Уровень Освоения |
Введение | 1. Предмет и задачи дисциплины. | ||
Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества. | |||
Древнейшая стадия истории человечества. | |||
Раздел 2. Цивилизации Древнего мира. | |||
1. Развитие цивилизаций, их отличительные черты. | |||
2. Античная цивилизация. | |||
Самостоятельная работа | |||
Раздел 3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века. | |||
1. Китайско – конфуцианская цивилизация. | |||
2. Арабо – мусульманская цивилизация. | |||
3. Становление западной цивилизации. | |||
Самостоятельная работа. | |||
Раздел 4. История России с древнейших времен до конца XVII века. | |||
1. Племена и народы Восточной Европы в древности. | |||
2. Восточные славяне в VI – VIII вв. | |||
3. Рождение Киевской Руси. | |||
4. Русь и её соседи в XI – начале XII веков. | |||
5. Древняя Русь в эпоху политической раздробленности. | |||
6. Борьба Руси с иноземными захватчиками. | |||
7. Русь на пути к возрождению. | |||
8. От Руси к России. | |||
9. Россия в царствование Ивана Грозного. | |||
10. Смута в России начала XVII века. | |||
11. Россия в середине и второй половине. | |||
Самостоятельная работа. | |||
Раздел 5. Истоки индустриальной цивилизации: страны Западной Европы в XVI—XVIII вв. | |||
1. Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. | |||
2. Великие географические открытия и начало европейской колонизации. | |||
3. Европа XVII: новации в хозяйствовании, образе жизни и социальных нормах. | |||
4. Технический прогресс и великий промышленный переворот. | |||
5. Революции XVIII века и их значение для утверждения индустриального общества. | |||
Самостоятельная работа. | |||
Раздел 6. Россия в XVIII веке. | |||
1. Россия в период реформ Петра I. | 2,3 | ||
2. Россия в первой половине XVIII века. | |||
3. Культура России в середине и второй половине XVIII века. | |||
Самостоятельная работа. | |||
Раздел 7. Становление индустриальной цивилизации. | |||
1. Европейские революции середины XIX века. | |||
2. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX века. | |||
3. Особенности духовной жизни нового времени. | |||
Самостоятельная работа. | |||
Раздел 8. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока. | |||
1. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии. | |||
2. Попытки модернизации в странах Востока | |||
Самостоятельная работа. | |||
Раздел.9 Россия в ХIХ веке. | |||
1. Россия в первой половине XIX века. | 2,3 | ||
2. Внешняя политика Александра I и Николая I. | |||
3. Интеллектуальная и художественная жизнь России первой половины XIX века. | |||
4. Россия в эпоху реформ Александра II. | |||
5. Пореформенная Россия. | |||
6. Россия в системе международных отношений второй половины XIX века. | |||
Самостоятельная работа. | |||
Раздел 10. От Новой истории к Новейшей. | |||
1. Социально – экономическое развитие и административное деление России в начале XX века. | |||
2. Государственно- правовая система и общественно- политическое развитие Российской империи. | |||
3. Первая мировая война 1914- 1918 год. | |||
4. Февральская революция в России. | |||
5. Приход большевиков к власти в России. | |||
Самостоятельная работа. | |||
Раздел 11. Между мировыми войнами. | |||
1. Гражданская война в России 1918-1920 год. Образование СССР. | 2,3 | ||
2. Социально- экономическое развитие Советской России в 20- 30-е годы XX века. | |||
3. Эволюция советской государственной и политической системы в 20- 30- е годы XX века. | |||
4. Внешняя политика СССР в 20- 30- е годы. | |||
Самостоятельная работа. | |||
Раздел 12. Вторая мировая война 1939 – 1945 гг. | |||
1. Начальный период Второй мировой войны. | 2,3 | ||
2. Великая Отечественная война. Военные действия в 1941-1944 гг. | |||
3. Государство и общество в годы войны. | |||
4. Завершающий этап Второй мировой войны. Итоги войны. | |||
Самостоятельная работа. | |||
Раздел 13. Мир во второй половине XX века. | |||
1. «Холодная война»: две Европы- два мира. | |||
2. Страны Азии и Африки в системе биполярного мира. | |||
3. Научно- технический прогресс во второй половине XX века. | |||
Самостоятельная работа. | |||
Раздел 14. СССР в 1945—1991 гг. | |||
1. СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе. | |||
2. СССР в конце 60-х начале 80-х годов. | |||
3. СССР в период перестройки. М. С. Горбачёв. | |||
4. Крах политики перестройки. Распад СССР. | |||
5. Рождение новой России. | |||
Самостоятельная работа. | |||
Раздел 15. Россия и мир на рубеже ХХ–—XXI веков. | |||
1. Российская Федерация на современном этапе. | |||
Всего часов аудиторной нагрузки | |||
Часы самостоятельной работы | |||
Итого |
*Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Оборудование учебного кабинета:
— 30 посадочных мест (по количеству обучающихся);
— рабочее место преподавателя;
— комплект учебно-наглядных пособий «История».
Технические средства обучения:
— DVD –проигрыватель — фильмы: «СССР в период Великой Отечественной войны», « США, Англия в 80-90е годы XX века».
— компьютер с лицензионным программным обеспечением.
Источник