Станция метро боровицкая достопримечательности

Мистические тайны и легенды станции метро «Боровицкая»

Почему эта станция так долго не могла появиться на московской карте? Какие тайные смыслы скрывает её отделка? Правда ли, что строители во время работ на станции находили очень странные вещи? А также — что скрывают небольшие керамические квадратные миниатюры на кирпичном фоне? И какой смысл архитекторы вложили в панно, которые располагаются на станции? Об этом и не только расскажу сегодня.

Вода повсюду

Станция «Боровицкая» является частью самого крупного пересадочного узла в Московском # метро . Здесь располагаются сразу четыре станции разных линий столичного метрополитена. «Боровицкая» появилась позже, чем все остальные. Её торжественное открытие прошло 23 января 1986 года. В составе участка от «Серпуховской» до собственно «Боровицкой» с промежуточной станцией «Полянка».

Различные перспективные планы развития предполагали, что # московское метро могло бы обзавестись новой линией гораздо раньше. Первые варианты появлялись ещё в 1970-х годах. Но природные условия в центре и на севере Москвы оказались намного сложнее, чем думалось изначально. «Боровицкая» находится в 46,5 метрах под землёй. Но и здесь строителей одолевали плывуны и грунтовые воды. Конечно, сыграло роль находившееся не так далеко русло реки Неглинной. Может, поэтому на станции и сейчас часто пахнет какой-то затхлостью и канализацией?

Читайте также:  Станислав лем ийон тихий путешествие

Проект предусматривал, что станция получит названия «Библиотека им. Ленина», такое же, как у одноимённой платформы Сокольнической линии. Однако в итоге решили, что новая станция будет называться «Боровицкой». В честь одной из Кремлёвских башен, которая находится недалеко от наземного вестибюля.

Станция с глубоким смыслом

# Архитектура станции не так проста, как может показаться на первый взгляд. Авторы проекта Лев Попов и Вадим Волович оставили здесь много интересных деталей, которые незаметны вечно находящимся в спешке пассажирам. Но об этом немного позже. По конструкции станция пилонная трёхсводчатая глубокого заложения. Облик платформы имеет два главных мотива.

Во-первых, Московский Кремль. Во-вторых, отражение славной истории Российского государства, в том числе и советского периода. Поэтому архитекторы выбрали такое своеобразное оформление. Пилоны напоминают ворота. А их отделка из светлого мрамора отсылает нас ко временам Белокаменного Кремля. Красный кирпич на внутренней стороне пилонов напоминает о годах правления Ивана III. Ведь именно в этот период крепостные стены впервые стали красными.

Кроме того, привлекает внимание и необычная форма пилонов. Их верхняя часть плавно переходит в массивный карниз. В нём находятся светильники. В сочетании с красным кирпичом создаётся образ крепостных стен. Так архитекторы хотели отразить неприступность Московского Кремля.

В южном торце станции разместили керамическое панно. На нём можно увидеть Кремль, из которого вырастает дерево с кроной в виде карты СССР. Там же 15 фигур чуть больше, чем бюсты, в национальных костюмах. Наверное, вы уже догадались, что композиция символизировала советские республики. Непосредственно у Кремлёвской стены колосилась золота нива. В таком же цвете оформлено и небо.

Есть ещё одно панно в северной части платформы, над эскалаторным переходом на станцию «Арбатская». Там изображены купола, опять же, золотого цвета. На некоторых можно увидеть львов. Всё это на фоне из красного кирпича.

Правда или вымысел?

# Строительство «Боровицкой» окутано небольшой тайной. В последние годы активно тиражировалась информация, согласно которой рабочие обнаружили на глубине 5-6 метров под землёй целый дом. Его фасад остался нетронутым временем, а внутри даже сохранились детали интерьера и утвари. Якобы здание построили в 16 веке, а потом оно просело, поэтому и дошло до нас в таком хорошем состоянии.

Однако эта # история вызывает вопросы. Во-первых, как рабочие могли оказаться на такой небольшой глубине, если станцию строили закрытым способом с помощью тоннелепроходческих щитов? Эскалаторы встраивали в уже существующий вестибюль. Во-вторых, версия с провалом грунта звучит не очень правдоподобно. Почему тогда остальные здания на месте? К тому же, в открытых источниках нет ни одной фотографии удивительной находки. Да и участники строительства (например, автор панно в южном торце, художник Иван Николаев) не припомнят ничего такого.

Источник

Культурные места на Боровицкой

У каких культурных мест возле станции метро Боровицкая самый высокий рейтинг?

У каких культурных мест на Боровицкой лучшие условия для первого посещения?

Можно ли доверять отзывам на ZOON?

Да! Каждый день мы фильтруем до 20 тыс. отзывов и удаляем найденные фейки и спам.

На ZOON отображаются акции, проводимые в заведениях?

Да. На страницах заведений есть раздел «Акции», где можно узнать о доступных скидках и спецпредложениях.

Бывают ли в заведениях скидки для пользователей ZOON?

Да. Некоторые наши партнёры предоставляют скидки на свои услуги по промокоду для клиентов, пришедших с ZOON.

Источник

Станция метро «Боровицкая»

Расположение

«Боровицкая» расположена между станциями Серпуховско-Тимирязевской линии «Чеховская» и «Полянка», в районе Арбат ЦАО Москвы.

История станции

Станция начала свою работу 23 января 1986 года.

История названия

Название станции связано с площадью, на которую она выходит. Площадь же получила название по исторической местности Боровицкий холм.

Описание станции

Оформление станции напоминает Московский Кремль, который, кстати, был первым строением на Боровицком холме. Арки пилонов облицованы красным кирпичом, основная часть покрыта белым мрамором. Верх путевых стен отделан белым мрамором, нижняя часть – камнем коричневого цвета. Южный глухой торец станции украшает панно, посвященное теме дружбы народов СССР. Автор работы И. В. Николаев.

Технические характеристики

«Боровицкая» – трехсводчатая пилонная станция глубокого заложения, расположенная на глубине 46,5 метров.

Вестибюли и пересадки

«Боровицкая» имеет общий вестибюль со станцией «Библиотека имени Ленина» Сокольнической линии. Переход на эту станцию находится в центральной части платформы. В торце зала есть еще один переход, ведущий на станцию «Арбатская» Арбатско-Покровской линии. В пересадочный узел входит еще и станция «Александровский сад» Филевской линии, но прямого перехода на эту станцию нет, и попасть на Филевскую линию можно только через станции «Арбатская» и «Библиотека имени Ленина».

Время работы вестибюля: 5:43 – 1:00.

Выходы вестибюля ведут на Моховую и Боровицкую площади.

Достопримечательности

Так как станция находится практически в самом центре Москвы, то недостатка в достопримечательностях здесь нет. Рядом со станцией расположен заложенный еще в 20-х годах XIX века Александровский сад. Недалеко от станции до Красной Площади и Кремля, где можно посетить Архангельский, Благовещенский и Успенский соборы, Ансамбль колокольни Ивана Великого, Оружейную палату и Патриаршие палаты.

Наземная инфраструктура

Любителям театра будет полезно знать, что недалеко от станции находятся Театр Антона Чехова и Кремлевский балет. Если вы проголодались после осмотра всех достопримечательностей, то один из десяти ресторанов и пара-тройка кафе с удовольствием примут вас. А если вас интересует шопинг, то проблем с поиском магазинов рядом со станцией не возникнет, ибо их тут предостаточно.

Источник

Боровицкая. Станция метро «Боровицкая

Эта статья — о станции метро. О башне Московского Кремля см. Боровицкая башня; о площади см. Боровицкая площадь; об улице см. Боровицкая улица.

«Боровицкая»
Серпуховско-Тимирязевская линия
Московский метрополитен
Район Арбат
Округ ЦАО
Дата открытия 23 января 1986
Проектное название Библиотека имени Ленина
Тип пилонная трёхсводчатая глубокого заложения
Глубина заложения, м 46,5
Количество платформ 1
Тип платформы островная
Форма платформы прямая
Архитекторы Л. Н. Попов, В. С. Волович
Архитекторы вестибюлей Л. Н. Попов, В. С. Волович, Г. С. Мун
Художники И. В. Николаев, М. М. Дедова-Дзедушинская
Инженеры‑конструкторы Е. С. Барский
Станцию возвело СМУ-5 (рук. Н. Федоров, А. Тищенко) и СМУ-6 (рук. А. Лыхо) Мосметростроя
Переходы на станции
  • Библиотека имени Ленина
  • Арбатская
Выход к улицам Моховая, Боровицкая площадь Наземный транспорт : м1, м3, м6, 144, К, Режим работы 5:30—1:00 станции 140, Бц Соседние станции Чеховская и Полянка Медиафайлы на Викискладе

» — станция Московского метрополитена на Серпуховско-Тимирязевской линии. Связана пересадками со станциями «Библиотека имени Ленина» на Сокольнической линии и «Арбатская» на Арбатско-Покровской линии[1], а через них — также со станцией «Александровский сад» на Филёвской линии. Расположена в районе Арбат (ЦАО)[2]. Названа по расположенной поблизости одноимённой башне Московского Кремля; проектное название — «Библиотека имени Ленина», по находящейся рядом Российской государственной библиотеке, носившей соответствующее название до 1992 года[1][3]. Открыта 23 января 1986 года в составе участка «Серпуховская» — «Боровицкая»[4]. Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения с одной островной платформой. Является одной из станций четырёхстанционного пересадочного узла «Александровский сад — Арбатская — Библиотека имени Ленина — Боровицкая».

Серпуховско-Тимирязевская линия
Условные обозначения
Алтуфьево
Бибирево
Отрадное
ТЧ-14 «Владыкино»
Владыкино
Петровско-Разумовская
Тимирязевская D1
Дмитровская D2
Савёловская D1
Менделеевская
Цветной бульвар
Чеховская
Боровицкая
Полянка
Серпуховская
Тульская
Нагатинская
Нагорная
Нахимовский проспект
Севастопольская
Чертановская
ТЧ-8 «Варшавское»
Южная
Пражская
Улица Академика Янгеля
Аннино
Бульвар Дмитрия Донского

История[ | ]

Изначально ввод участка второй очереди Серпуховской линии от Добрынинской площади (ныне — Серпуховская площадь) до Библиотеки имени Ленина планировался на 1984 год, следующий после открытого в срок участка от «Серпуховской» до «Южной»[5].

Участок Серпуховско-Тимирязевской линии от станции «Серпуховская» до станции «Боровицкая» протяжённостью 2,8 км с промежуточной станцией «Полянка» был введён в эксплуатацию 23 января 1986 года[6], после чего в Московском метрополитене стала 131 станция. С открытием этой станции образовался первый в Московском метрополитене пересадочный узел, связывающий сразу 4 линии[7].

В ходе строительства станции в 5—6 метрах под землёй был обнаружен дом из красного кирпича. В нём сохранились не только стены и окна, но и мебель и домашняя утварь. Как было выяснено учёными, дом оказался на этой глубине вследствие осадки земли под его фундаментом[8]. При строительстве вестибюля также был сделан ряд археологических находок, обнаружены разнообразные керамические предметы. В частности, найден кувшин, вся поверхность которого покрыта серебристым лощением, имитирующим металл, а на ручке имеется клеймо мастера XVII века. Также найдены глиняные курительные трубки, аптекарские банки с голубой поливой XVIII века[9].

История

Изначально ввод участка второй очереди Серпуховской линии от Добрынинской площади (ныне — Серпуховская площадь) до Библиотеки имени Ленина планировался на 1984 год, следующий после открытого в срок участка от «Серпуховской» до «Южной»[5].

Участок Серпуховско-Тимирязевской линии от станции «Серпуховская» до станции «Боровицкая» протяжённостью 2,8 км с промежуточной станцией «Полянка» был введён в эксплуатацию 23 января 1986 года[6], после чего в Московском метрополитене стала 131 станция. С открытием этой станции образовался первый в Московском метрополитене пересадочный узел, связывающий сразу 4 линии[7].

В ходе строительства станции в 5—6 метрах под землёй был обнаружен дом из красного кирпича. В нём сохранились не только стены и окна, но и мебель и домашняя утварь. Как было выяснено учёными, дом оказался на этой глубине вследствие осадки земли под его фундаментом[8]. При строительстве вестибюля также был сделан ряд археологических находок, обнаружены разнообразные керамические предметы. В частности, найден кувшин, вся поверхность которого покрыта серебристым лощением, имитирующим металл, а на ручке имеется клеймо мастера XVII века. Также найдены глиняные курительные трубки, аптекарские банки с голубой поливой XVIII века[9].

Архитектура и оформление[ | ]

Вестибюль[ | ]

Единственный вестибюль «Боровицкой» был встроен в западный вестибюль станции «Библиотека имени Ленина» Сокольнической линии, который стал общим для двух станций[10]. Он представляет собой полуподземный павильон, реконструкция которого для совместного использования завершилась в 1990 году, в её ходе в нём появилась ниша второго этажа и общий аванзал[11]. Верхний уровень вестибюля является наземным, нижний — подземным, через оба уровня вестибюля насквозь проходят 12 круглых колонн. Колонны и часть стен вестибюля облицованы белым мрамором Коелгинского месторождения[10]. Вестибюль связан со станцией эскалаторным ходом и четырьмя попарно расположенным лестницами с восточной стороны южной половины станции. Стена в вестибюле над аркой эскалаторного хода, ведущего к станции «Боровицкая», облицована красным кирпичом с клеймами, аналогично облицовке проходов между пилонами на самой станции, кроме того, на ней закреплено чеканное панно, изображающее золотой веер солнечных лучей. На противоположной стене размещён майоликовый портрет В. И. Ленина[12]. Наружный павильон вестибюля, построенный вместе с первой очередью Московского метрополитена, имеет небольшие размеры[10], в августе 2020 года он получил архитектурную подсветку[13]. Вестибюль расположен на Моховой улице, близ старого здания Российской государственной библиотеки. Архитекторы вестибюля — Л. Н. Попов, В. С. Волович, Г. С. Мун[14].

Станция[ | ]

Станция представляет собой пилонную трёхсводчатую конструкцию глубокого заложения[15]. Длина пилона — 2 кольца чугунной обделки. Диаметр боковых тоннелей — 8,5 м, центрального тоннеля — 9,5 м. Инженер-конструктор — Е. С. Барский[1].

Архитектурные и декоративно-художественные приёмы передают главный тематический образ станции — образ Московского Кремля. Архитекторы — Л. Н. Попов, В. С. Волович[15].

Длинные и сравнительно узкие пилоны со скошенными углами стилизованы под стены с воротами. Каждый пилон представляет собой колонну, сужающуюся от основания к вершине, а под основанием сводов станции пилоны образуют длинные широкие карнизы, выступающие в сторону центрального и боковых залов. В карнизах сооружены прямоугольные ячейки, в каждой из которых располагается люминесцентная лампа. Проёмы между пилонами у́же, чем сами пилоны и имеют почти прямоугольную форму, потолки в них плоские, а верхние углы — несколько скруглены[16]. По замыслу архитекторов эти приёмы должны были передать образ стен Московского Кремля[17].

Основными цветами в облицовке станции являются белый, красный и золотой. Лицевые стороны пилонов и путевые стены отделаны белым мрамором Коелгинского месторождения. Белый цвет здесь является отсылкой к белокаменному Кремлю Дмитрия Донского. Проёмы выложены красным облицовочным кирпичом, что является отсылкой к современному облику Московского Кремля, воздвигнутого при Иване III Великом[18]. На некоторых кирпичах размещены керамические миниатюры, исполненные в примитивистком стиле и имитирующие старые клейма: «буквицы», «цифирь», кораблик и птица, «чудо Георгия о змии», рубленый острог, «борзый» конь, букет, каменная крепость, парочка в окошке, море с дельфинами, осетр в сетях, пушка, реактивный самолёт, автомобиль, стартующая ракета и космонавт[19]. Эти миниатюры являются отсылкой к торгово-ремесленному посаду, который когда-то размещался на Боровицком холме, у стен кремлёвской крепости[20].

Помимо множества отсылок к Московскому Кремлю, на станции присутствует ещё одна, не столь ярко выраженная. Форма ячеек карниза подобна форме вентиляционных решёток вагона типа «Е», проходы в пилонах напоминают его окна, а линия свода глухого торца станции повторяет очертания торца вагона[12].

В глухом южном торце центрального зала размещено большое керамическое панно, посвящённое дружбе народов Советского Союза (художник И. В. Николаев)[1]. На панно изображено дерево с кроной в виде карты СССР, растущее из Московского Кремля. В кроне располагаются 15 поясных фигур людей в национальных костюмах, под каждой из которых размещена лента с указанием названия союзной республики. У подножия Кремля расположены колосья, а над Кремлём — кирпичное небо. Вся композиция исполнена в терракотовом цвете, за исключением золотых колосьев и неба[21]. Перед панно расположена чаша декоративного сухого фонтана с низким гранитным бортиком[22].

В северном торце центрального зала, в нише над проходом к эскалаторам, располагается другое небольшое панно, на котором изображены золотые купола на фоне керамики терракотового цвета[21]. Ниши являются типичным архитектурным элементом данной станции, они расположены на перилах мостиков перехода, на стенах переходов и коридоров, над арками проходов и эскалаторов. В русском зодчестве такая архитектурная форма называлась «недреманное око» и часто применялась при строительстве крепостей[23].

Переходы[ | ]

В северном торце зала располагается четырёхленточный эскалатор ЭТ-4Б 1986 года выпуска, его высота — 17 метров, с помощью него можно перейти на станцию «Арбатская» Арбатско-Покровской линии[24].

Недалеко от южного торца зала попарно расположены 4 лестницы, соединённые с мостиками над путями, ведущими в широкий коридор. В длинной стене коридора, напротив проходов со станции, располагается арка эскалаторного наклона, ведущая к четырёхленточному эскалатору ЭТ-3 1986 года выпуска высотой 37,2 метра (в связи с низкой пропускной способностью перехода на «Библиотеку имени Ленина» на подъём в постоянном режиме включена только одна лента эскалатора), с помощью которого можно попасть на подземный уровень вестибюля. Отсюда можно совершить пересадку на станцию «Библиотека имени Ленина» или выйти к двухленточному эскалатору ЭТ-5М 1986 года выпуска, высотой 5,6 метра, работающему только на подъём и связывающему эти станции с их общим вестибюлем[24]. Помимо эскалатора подземный аванзал связан с вестибюлем лестницей[12].

Объявление о низкой пропускной способности перехода на будке оператора эскалаторного комплекса

Прямого перехода на входящую в тот же пересадочный узел станцию «Александровский сад» Филёвской линии нет, на неё можно попасть только через «Библиотеку имени Ленина» или «Арбатскую»[1].

Боровицкая

Вестибюль

Единственный вестибюль «Боровицкой» был встроен в западный вестибюль станции «Библиотека имени Ленина» Сокольнической линии, который стал общим для двух станций[10]. Он представляет собой полуподземный павильон, реконструкция которого для совместного использования завершилась в 1990 году, в её ходе в нём появилась ниша второго этажа и общий аванзал[11]. Верхний уровень вестибюля является наземным, нижний — подземным, через оба уровня вестибюля насквозь проходят 12 круглых колонн. Колонны и часть стен вестибюля облицованы белым мрамором Коелгинского месторождения[10]. Вестибюль связан со станцией эскалаторным ходом и четырьмя попарно расположенным лестницами с восточной стороны южной половины станции. Стена в вестибюле над аркой эскалаторного хода, ведущего к станции «Боровицкая», облицована красным кирпичом с клеймами, аналогично облицовке проходов между пилонами на самой станции, кроме того, на ней закреплено чеканное панно, изображающее золотой веер солнечных лучей. На противоположной стене размещён майоликовый портрет В. И. Ленина[12]. Наружный павильон вестибюля, построенный вместе с первой очередью Московского метрополитена, имеет небольшие размеры[10], в августе 2020 года он получил архитектурную подсветку[13]. Вестибюль расположен на Моховой улице, близ старого здания Российской государственной библиотеки. Архитекторы вестибюля — Л. Н. Попов, В. С. Волович, Г. С. Мун[14].

Станция

Станция представляет собой пилонную трёхсводчатую конструкцию глубокого заложения[15]. Длина пилона — 2 кольца чугунной обделки. Диаметр боковых тоннелей — 8,5 м, центрального тоннеля — 9,5 м. Инженер-конструктор — Е. С. Барский[1].

Архитектурные и декоративно-художественные приёмы передают главный тематический образ станции — образ Московского Кремля. Архитекторы — Л. Н. Попов, В. С. Волович[15].

Длинные и сравнительно узкие пилоны со скошенными углами стилизованы под стены с воротами. Каждый пилон представляет собой колонну, сужающуюся от основания к вершине, а под основанием сводов станции пилоны образуют длинные широкие карнизы, выступающие в сторону центрального и боковых залов. В карнизах сооружены прямоугольные ячейки, в каждой из которых располагается люминесцентная лампа. Проёмы между пилонами у́же, чем сами пилоны и имеют почти прямоугольную форму, потолки в них плоские, а верхние углы — несколько скруглены[16]. По замыслу архитекторов эти приёмы должны были передать образ стен Московского Кремля[17].

Основными цветами в облицовке станции являются белый, красный и золотой. Лицевые стороны пилонов и путевые стены отделаны белым мрамором Коелгинского месторождения. Белый цвет здесь является отсылкой к белокаменному Кремлю Дмитрия Донского. Проёмы выложены красным облицовочным кирпичом, что является отсылкой к современному облику Московского Кремля, воздвигнутого при Иване III Великом[18]. На некоторых кирпичах размещены керамические миниатюры, исполненные в примитивистком стиле и имитирующие старые клейма: «буквицы», «цифирь», кораблик и птица, «чудо Георгия о змии», рубленый острог, «борзый» конь, букет, каменная крепость, парочка в окошке, море с дельфинами, осетр в сетях, пушка, реактивный самолёт, автомобиль, стартующая ракета и космонавт[19]. Эти миниатюры являются отсылкой к торгово-ремесленному посаду, который когда-то размещался на Боровицком холме, у стен кремлёвской крепости[20].

Помимо множества отсылок к Московскому Кремлю, на станции присутствует ещё одна, не столь ярко выраженная. Форма ячеек карниза подобна форме вентиляционных решёток вагона типа «Е», проходы в пилонах напоминают его окна, а линия свода глухого торца станции повторяет очертания торца вагона[12].

В глухом южном торце центрального зала размещено большое керамическое панно, посвящённое дружбе народов Советского Союза (художник И. В. Николаев)[1]. На панно изображено дерево с кроной в виде карты СССР, растущее из Московского Кремля. В кроне располагаются 15 поясных фигур людей в национальных костюмах, под каждой из которых размещена лента с указанием названия союзной республики. У подножия Кремля расположены колосья, а над Кремлём — кирпичное небо. Вся композиция исполнена в терракотовом цвете, за исключением золотых колосьев и неба[21]. Перед панно расположена чаша декоративного сухого фонтана с низким гранитным бортиком[22].

В северном торце центрального зала, в нише над проходом к эскалаторам, располагается другое небольшое панно, на котором изображены золотые купола на фоне керамики терракотового цвета[21]. Ниши являются типичным архитектурным элементом данной станции, они расположены на перилах мостиков перехода, на стенах переходов и коридоров, над арками проходов и эскалаторов. В русском зодчестве такая архитектурная форма называлась «недреманное око» и часто применялась при строительстве крепостей[23].

Переходы

В северном торце зала располагается четырёхленточный эскалатор ЭТ-4Б 1986 года выпуска, его высота — 17 метров, с помощью него можно перейти на станцию «Арбатская» Арбатско-Покровской линии[24].

Недалеко от южного торца зала попарно расположены 4 лестницы, соединённые с мостиками над путями, ведущими в широкий коридор. В длинной стене коридора, напротив проходов со станции, располагается арка эскалаторного наклона, ведущая к четырёхленточному эскалатору ЭТ-3 1986 года выпуска высотой 37,2 метра (в связи с низкой пропускной способностью перехода на «Библиотеку имени Ленина» на подъём в постоянном режиме включена только одна лента эскалатора), с помощью которого можно попасть на подземный уровень вестибюля. Отсюда можно совершить пересадку на станцию «Библиотека имени Ленина» или выйти к двухленточному эскалатору ЭТ-5М 1986 года выпуска, высотой 5,6 метра, работающему только на подъём и связывающему эти станции с их общим вестибюлем[24]. Помимо эскалатора подземный аванзал связан с вестибюлем лестницей[12].

Объявление о низкой пропускной способности перехода на будке оператора эскалаторного комплекса

Прямого перехода на входящую в тот же пересадочный узел станцию «Александровский сад» Филёвской линии нет, на неё можно попасть только через «Библиотеку имени Ленина» или «Арбатскую»[1].

Станция в цифрах[ | ]

станции — 140[14], пикет — ПК20+20[25].

Суточный пассажиропоток по вестибюлю 15 020 человек, пересадочный на станцию «Арбатская» 140 400 человек, на станцию «Библиотека имени Ленина» — 190 300 человек (1999 год)[26]. Таким образом станция действует фактически как пересадочная[14].

В марте 2002 года пассажиропоток по входу составлял 12,3 тыс. человек/сутки, по выходу — 11,0 тыс. человек/сутки[27].

Станция открыта для входа и пересадок с 5 часов 30 минут утра до 1 часа ночи[28].

Таблица времени прохождения первого поезда через станцию[29]:

По чётным числам Будние дни Выходные дни
По нечётным числам
В сторону станции «Чеховская» 5:51 5:51
5:51 5:51
В сторону станции «Полянка» 5:48 5:51
5:48 5:51

Путевое развитие[ | ]

Путевое развитие
Условные обозначения
на Тверскую разобранная ССВ (1) Охотный Ряд на Лубянку (2) Театральная на Курскую на Чеховскую (3) Площадь Революции (4) Александровский сад на Новокузнецкую на Арбатскую (ФЛ) на Смоленскую (АПЛ) (5) Арбатская (АПЛ) (7) Библиотека им. Ленина (6) Боровицкая на Полянку на Кропоткинскую

Расположение[ | ]

Схема и расположение станции в составе пересадочного узла на карте города
Станция «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии расположена между станциями «Полянка» и «Чеховская». Станционный зал расположен под Староваганьковским переулком[30]. Выход осуществляется на Моховую улицу и Боровицкую площадь[1].

Достопримечательности[ | ]

Станция расположена в самом центре Москвы в непосредственной близости от Московского Кремля и его музеев[31]. Вблизи вестибюля станции также располагаются следующие достопримечательности:

  • Памятник Владимиру Великому
  • Дом Пашкова, в котором размещается часть отделов РГБ (нотно-музыкальный, картографический, отдел рукописей) и концертно-выставочный зал
  • Усадьба Шаховских — Красильщиковой

Общественный транспорт[ | ]

Недалеко от вестибюля станции на Моховой улице расположена остановка наземного общественного транспорта «Метро „Библиотека имени Ленина“», на ней останавливаются автобусы[32]:

: Больница МПС · Сокол · Аэропорт · Белорусская · Боровицкая · Октябрьская · Ленинский проспект · Улица Кравченко
: Стадион «Лужники» · Лужники · Кропоткинская · Боровицкая · Лубянка · Бауманская · Электрозаводская · Семёновская
: Силикатный завод · Полежаевская · Беговая · Баррикадная · Боровицкая · Полянка · Добрынинская · Тульская · Верхние Котлы · Нагатинская
144
:
Тёплый Стан · Тропарёво · Ленинский проспект · Октябрьская · Боровицкая · Лубянка · Китай-город (экспресс)
: Павелецкий вокзал · Китай-город · Лубянка · Боровицкая · Полянка · Павелецкий вокзал
: Озёрная улица · Юго-Западная · Ленинский проспект · Октябрьская · Боровицкая · Китай-город · Динамо · Аэропорт · Сокол · Речной вокзал · Аэропорт «Шереметьево»

Станция метро «Боровицкая», Россия, Москва

Название на русском языке:

Станция метро «Боровицкая»
Название на английском языке:
Borovitskaya metro station

Станция метро «Боровицкая» расположена в историческом центре Москвы и входит в состав Серпуховско-Тимирязевской линии метрополитена. Станция входит в состав крупного пересадочного узла, состоящего из четырех станций, куда помимо «Боровицкой» входят «Арбатская», «Александровский сад», «Арбатская». Посадочный павильон станции «Боровицкая» выходит на Моховую улицу, недалеко от главного здания Российской Государственной Библиотеки. «Боровицкая» была открыта в 1987 году. Вестибюль оформлен с использованием мрамора различных цветов. Сегодня станция функционирует в основном как пересадочный узел, соединяющий Серпуховско-Тимирязевскую линию с другими транспортными потоками Москвы. Собственный пассажиропоток вестибюля «Боровицкой» не так высок и является одним из самых низких в столице, в то время как общая нагрузка пересадочного пункта, объединяющего помимо «Боровицкой» еще 3 станции, превышает 300 тысяч человек в сутки.»

Примечания[ | ]

  1. 123456
    Станция «Боровицкая»
    (неопр.)
    .
    mosmetro.ru
    . ГУП «Московский метрополитен». Дата обращения 29 июля 2017.
  2. Префектура ЦАО.
    Район Арбат
    (неопр.)
    .
    cao.mos.ru
    . Префектура Центрального административного округа г. Москвы. Дата обращения 6 августа 2020.
  3. О создании Российской государственной библиотеки: указ Президента РФ от 22.01.1992 № 38 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992, № 5, ст. 224.
  4. Наумов, Кусый, 2006, с. 318.
  5. Васюков, 1983, с. 44.
  6. История метрополитена (неопр.)
    .
    gup.mosmetro.ru
    . ГУП «Московский метрополитен». Дата обращения 2 июня 2020.
  7. Наумов, Кусый, 2006, с. 12.
  8. Ариэль Городецкий.
    7 интересных фактов о Московском метрополитене
    (неопр.)
    (недоступная ссылка).
    vm.ru
    . Вечерняя Москва (4 февраля 2014). Дата обращения 2 августа 2017. Архивировано 6 августа 2020 года.
  9. Векслер А.
    В историческом ядре Москвы // «Метрострой» : Информационный научно-технический сборник. — 1981. — 2 февраля (№ 2). — С. 27—28. — ISSN 0130-4321.
  10. 123
    Наумов, 2010, с. 392.
  11. Станция «Библиотека имени Ленина» (неопр.)
    .
    mosmetro.ru
    . ГУП «Московский метрополитен». Дата обращения 29 июля 2017.
  12. 123
    Наумов, Кусый, 2006, с. 321.
  13. Станция метро «Боровицкая» предстала перед пассажирами в новом свете (неопр.)
    .
    mos.ru
    . Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (4 августа 2017). Дата обращения 6 августа 2020.
  14. 123
    Чередниченко, 2010, с. 104.
  15. 12
    Наумов, 2010, с. 389.
  16. Наумов, 2010, с. 389—390.
  17. Наумов, Кусый, 2006, с. 318—319.
  18. Наумов, 2010, с. 390.
  19. Наумов, Кусый, 2006, с. 319—320.
  20. Наумов, 2010, с. 390—391.
  21. 12
    Наумов, 2010, с. 391.
  22. Наумов, Кусый, 2006, с. 320.
  23. Наумов, Кусый, 2006, с. 320—321.
  24. 12
    Основные характеристики эскалаторов
    (неопр.)
    .
    old.mosmetro.ru
    . ГУП «Московский метрополитен». Дата обращения 2 августа 2020. Архивировано 23 августа 2020 года.
  25. 12

(неопр.)
.
trackmap.ru
(4 июля 2017). Дата обращения 1 августа 2020.

  • Исследование пассажирских потоков. 18 марта 1999 года (неопр.)
    .
    metro.ru
    . Московское метро — Проект Артемия Лебедева. Дата обращения 1 августа 2020.
  • Исследование пассажиропотоков, проведенное в марте 2002 года. (неопр.)
    .
    metro.ru
    . Московское метро — Проект Артемия Лебедева. Дата обращения 1 августа 2020.
  • График ремонтов (неопр.)
    .
    mosmetro.ru
    . ГУП «Московский метрополитен». Дата обращения 1 августа 2017.
  • Расписание поездов (неопр.)
    .
    mosmetro.ru
    . ГУП «Московский метрополитен».
  • Схема пересадочного узла (неопр.)
    (недоступная ссылка).
    MolNike
    . Дата обращения 2 августа 2020. Архивировано 6 августа 2017 года.
  • Информация для посетителей (неопр.)
    . Музеи Московского Кремля. Дата обращения 1 августа 2020. Архивировано 28 августа 2011 года.
  • Остановка «Метро „Библиотека имени Ленина“» (неопр.)
    .
    yandex.ru
    . Яндекс.Карты. Дата обращения 1 августа 2020.
  • Глуховский Д. А.
    Метро 2033. — М.: Популярная литература, 2007. — 400 с. — ISBN 978-5-903396-09-2.
  • Чередниченко, 2010, с. 103—104.
  • Архитектура и оформление

    Вестибюль

    Единственный вестибюль «Боровицкой» был встроен в западный вестибюль станции «Библиотека имени Ленина» Сокольнической линии, который стал общим для двух станций[10]. Он представляет собой полуподземный павильон, реконструкция которого для совместного использования завершилась в 1990 году, в её ходе в нём появилась ниша второго этажа и общий аванзал[11]. Верхний уровень вестибюля является наземным, нижний — подземным, через оба уровня вестибюля насквозь проходят 12 круглых колонн. Колонны и часть стен вестибюля облицованы белым мрамором Коелгинского месторождения[10]. Вестибюль связан со станцией эскалаторным ходом и четырьмя попарно расположенным лестницами с восточной стороны южной половины станции. Стена в вестибюле над аркой эскалаторного хода, ведущего к станции «Боровицкая», облицована красным кирпичом с клеймами, аналогично облицовке проходов между пилонами на самой станции, кроме того, на ней закреплено чеканное панно, изображающее золотой веер солнечных лучей. На противоположной стене размещён майоликовый портрет В. И. Ленина[12]. Наружный павильон вестибюля, построенный вместе с первой очередью Московского метрополитена, имеет небольшие размеры[10], в августе 2020 года он получил архитектурную подсветку[13]. Вестибюль расположен на Моховой улице, близ старого здания Российской государственной библиотеки. Архитекторы вестибюля — Л. Н. Попов, В. С. Волович, Г. С. Мун[14].

    Станция

    Станция представляет собой пилонную трёхсводчатую конструкцию глубокого заложения[15]. Длина пилона — 2 кольца чугунной обделки. Диаметр боковых тоннелей — 8,5 м, центрального тоннеля — 9,5 м. Инженер-конструктор — Е. С. Барский[1].

    Архитектурные и декоративно-художественные приёмы передают главный тематический образ станции — образ Московского Кремля. Архитекторы — Л. Н. Попов, В. С. Волович[15].

    Длинные и сравнительно узкие пилоны со скошенными углами стилизованы под стены с воротами. Каждый пилон представляет собой колонну, сужающуюся от основания к вершине, а под основанием сводов станции пилоны образуют длинные широкие карнизы, выступающие в сторону центрального и боковых залов. В карнизах сооружены прямоугольные ячейки, в каждой из которых располагается люминесцентная лампа. Проёмы между пилонами у́же, чем сами пилоны и имеют почти прямоугольную форму, потолки в них плоские, а верхние углы — несколько скруглены[16]. По замыслу архитекторов эти приёмы должны были передать образ стен Московского Кремля[17].

    Основными цветами в облицовке станции являются белый, красный и золотой. Лицевые стороны пилонов и путевые стены отделаны белым мрамором Коелгинского месторождения. Белый цвет здесь является отсылкой к белокаменному Кремлю Дмитрия Донского. Проёмы выложены красным облицовочным кирпичом, что является отсылкой к современному облику Московского Кремля, воздвигнутого при Иване III Великом[18]. На некоторых кирпичах размещены керамические миниатюры, исполненные в примитивистком стиле и имитирующие старые клейма: «буквицы», «цифирь», кораблик и птица, «чудо Георгия о змии», рубленый острог, «борзый» конь, букет, каменная крепость, парочка в окошке, море с дельфинами, осетр в сетях, пушка, реактивный самолёт, автомобиль, стартующая ракета и космонавт[19]. Эти миниатюры являются отсылкой к торгово-ремесленному посаду, который когда-то размещался на Боровицком холме, у стен кремлёвской крепости[20].

    Помимо множества отсылок к Московскому Кремлю, на станции присутствует ещё одна, не столь ярко выраженная. Форма ячеек карниза подобна форме вентиляционных решёток вагона типа «Е», проходы в пилонах напоминают его окна, а линия свода глухого торца станции повторяет очертания торца вагона[12].

    В глухом южном торце центрального зала размещено большое керамическое панно, посвящённое дружбе народов Советского Союза (художник И. В. Николаев)[1]. На панно изображено дерево с кроной в виде карты СССР, растущее из Московского Кремля. В кроне располагаются 15 поясных фигур людей в национальных костюмах, под каждой из которых размещена лента с указанием названия союзной республики. У подножия Кремля расположены колосья, а над Кремлём — кирпичное небо. Вся композиция исполнена в терракотовом цвете, за исключением золотых колосьев и неба[21]. Перед панно расположена чаша декоративного сухого фонтана с низким гранитным бортиком[22].

    В северном торце центрального зала, в нише над проходом к эскалаторам, располагается другое небольшое панно, на котором изображены золотые купола на фоне керамики терракотового цвета[21]. Ниши являются типичным архитектурным элементом данной станции, они расположены на перилах мостиков перехода, на стенах переходов и коридоров, над арками проходов и эскалаторов. В русском зодчестве такая архитектурная форма называлась «недреманное око» и часто применялась при строительстве крепостей[23].

    Переходы

    В северном торце зала располагается четырёхленточный эскалатор ЭТ-4Б 1986 года выпуска, его высота — 17 метров, с помощью него можно перейти на станцию «Арбатская» Арбатско-Покровской линии[24].

    Недалеко от южного торца зала попарно расположены 4 лестницы, соединённые с мостиками над путями, ведущими в широкий коридор. В длинной стене коридора, напротив проходов со станции, располагается арка эскалаторного наклона, ведущая к четырёхленточному эскалатору ЭТ-3 1986 года выпуска высотой 37,2 метра (в связи с низкой пропускной способностью перехода на «Библиотеку имени Ленина» на подъём в постоянном режиме включена только одна лента эскалатора), с помощью которого можно попасть на подземный уровень вестибюля. Отсюда можно совершить пересадку на станцию «Библиотека имени Ленина» или выйти к двухленточному эскалатору ЭТ-5М 1986 года выпуска, высотой 5,6 метра, работающему только на подъём и связывающему эти станции с их общим вестибюлем[24]. Помимо эскалатора подземный аванзал связан с вестибюлем лестницей[12].

    Объявление о низкой пропускной способности перехода на будке оператора эскалаторного комплекса

    Прямого перехода на входящую в тот же пересадочный узел станцию «Александровский сад» Филёвской линии нет, на неё можно попасть только через «Библиотеку имени Ленина» или «Арбатскую»[1].

    Источник

    Оцените статью