Статья » Экскурсии как одна их эффективных форм ознакомления дошкольников с миром профессий»
статья
Основная мысль статьио том, что наиболее эффективными способами ознакомления детей с работой взрослых являются наблюдение и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность полученных идей, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Экскурсии являются немаловажной ступенью в профориентационной работе дошкольной организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursii_kak_odna_ih_effektivnyh_form.docx | 25.36 КБ |
Предварительный просмотр:
БДОУ г. Омска «Детский сад № 148»
Экскурсии как одна их эффективных форм
с миром профессий
Воспитатели: Нелина Ольга Владимировна
Николаева Елена Анатольевна
Знакомство дошкольников с миром профессий является важным этапом в процессе профессионального самоопределения личности. Именно в это время происходит активная социализация детей и накопление представления о мире профессий. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.
Передача социокультурного опыта из поколения в поколение осуществлялось в том числе и через традицию ознакомления и приобщения подрастающего поколения с ремеслом, которым владели предки.
Одни виды деятельности отходят на второй план, другие становятся востребованы, что определяется запросами общества. Таким образом, вопросы ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями всегда будут актуальны и своевременны. Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями является одной из важных задач социализации ребенка. К сожалению, современные родители, погрузившись в работу, мало что рассказывают о ней детям (в основном, это сетования на усталость и недостаточное вознаграждение). Порой дети не могут объяснить, что означают такие рабочие профессии, как: токарь, слесарь, электрик, инженер, не совсем полно понимают, чем занимаются водители, продавцы, медики, педагоги, бухгалтера. Что уж говорить о современных профессиях, таких как: менеджер, мерчандайзер, маркетолог, промоутер, байер и т.д.
И все-таки, мы, педагоги, хотели бы обратить внимание подрастающих граждан страны на профессии, без которых невозможно нормальное функционирование любого государства.
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий будет эффективным, если в процессе обучения и воспитания будут использоваться разнообразные методы и средства формирования представлений о мире труда и профессий [1, с. 77].
Наиболее эффективными способами ознакомления детей с работой взрослых являются наблюдение и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность полученных идей, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Важно помнить, чтобы дошкольники ясно воспринимали полученную информацию, необходимы объяснения взрослых (педагогов, родителей). В процессе бесед и занятий с детьми уточняется, дополняется, закрепляется информация, полученная воспитанниками в ходе наблюдений. Наблюдения и экскурсии организовываются исходя из возрастных особенностей детей и возможностей персонала дошкольного образовательного учреждения [4, с. 210].
Особое внимание уделяем тем профессиям, которые чаще всего встречаются в жизни ребенка, являются жизненно важными, понятными и доступными для дошкольников. Конечно же, это сотрудники дошкольной организации: педагоги (воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель), повар, помощник воспитателя, врач, медсестра, уборщик, водитель, электрик, плотник, дворник.
Нашими педагогами были организованы и проведены экскурсии в детскую библиотеку по улице Заозерная; в БОУ «Средняя общеобразовательная школа №46», «Средняя общеобразовательная школа №51», «Лицей №143», в почтовое отделение №83. На базе данных учреждений дети знакомятся с профессиями библиотекарь, учитель, почтальон. Занимательная экскурсия с детьми в мастерскую стеклодувов дала возможность ребятам познакомиться с профессией стеклодува и процессом изготовления стекла. Побывав в пожарной и воинской частях, дошкольники увидели, как выглядят пожарные и военные, наяву рассмотрели специальную технику, оборудование пожарных, вооружение военных, что не оставило равнодушным ни одного мальчишку.
Посетив театр кукол «Арлекин» и увидев интереснейших творческих людей, дети познакомились с профессиями, связанными с миром театра: актер, костюмер, гример. А во время неоднократного посещения «Детской школы искусств №10» ребята знакомятся с профессиями мира музыки: преподаватель музыки, концертмейстер, музыкант, дирижер.
У детей дошкольного и младшего школьного возраста преобладают зрительное мышление и память, и во время экскурсии они могут визуально познакомиться с различными видами деятельности, некоторыми видами оборудования, воочию увидеть, как работают люди. Экскурсии выполняют следующие функции: реализация принципа наглядного обучения; закрепление полученных представлений с реальной жизнью; ознакомление дошкольников с доступными видами производства; закрепляются навыки общения со взрослыми людьми; закладываются основы профориентации.
Во время экскурсии дети получают возможность наблюдать за различными способами выполнения профессиональных действий человека определенной профессии. Демонстрируя трудовые действия, взрослый комментирует каждую операцию и даёт детям возможность задавать вопросы. Интерес детей к наблюдаемой работе взрослых возрастает, когда они могут выполнить хотя бы одну, доступную детям, функцию. Так, на кондитерской фабрике «Карамелька» детям была предоставлена возможность украсить пирожные кондитерскими материалами. Таким образом, воспитанники не только познакомились с профессией кондитера, но и пополнили словарный запас профессиональной терминологией.
Во время экскурсии педагог дополняет полученную информацию, рассказывает о качествах, которыми должны обладать представители этих профессий, используя развлекательный материал, стихи, загадки, пословицы. Вернувшись в группу с детьми, обязательно обсуждается увиденное [6, с. 88].
При этом учитывается, что дети находятся под впечатлением, даем им время «успокоиться». Тем временем ребенок готов «поместить» полученные знания на свои места и дать ответы на вопросы, заданные педагогом [2, с. 124-125]. Процесс рефлексии – один из интересных и захватывающих этапов в подведении итогов экскурсии.
Представления о профессиональных занятиях людей разных профессий, полученные во время экскурсий, благоприятно влияют на развитие ролевого поведения в сюжетных играх у детей. Именно в ролевых играх фиксируются знания о профессиях, полученные дошкольниками, корректируется информация о виде деятельности и взаимосвязи профессий.
Со старшего дошкольного возраста, при непосредственном участии родителей в рамках экскурсионной работы, стараемся реализовать такие формы, как: фоторепортажи и видеоролики. Созданные видеоролики и фоторепортажи с места совместных прогулок дают возможность расширять представления детей о разнообразии социального мира и воздействии деятельности взрослых на окружающий мир.
Можно с уверенностью утверждать, что экскурсии являются немаловажной ступенью в профориентационной работе дошкольной организации. Конечно, наши воспитанники выберут профессии в соответствии с собственными желаниями, возможностями, пожеланиями родных, требованиями времени, но уважение к человеку труда останется, и пословица «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» не будет пустым звуком. И труд будет не наказанием, а реализацией лучших качеств и способностей человека на благо общества.
Источник
Статья «Прогулки-экскурсии с «особыми» детьми»
Ольга Дубковская
Статья «Прогулки-экскурсии с «особыми» детьми»
Шевченко Е. К., Ржаницына Л. М., Дубковская О. С.
Актуальность: прогулка-экскурсия является одной из форм пополнения кругозора детей, ознакомления с различными сторонами окружающей действительности, одним из основных видов занятий и особая форма организации работы по всестороннему развитию детей.
Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование «особого» ребенка, как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, способствует формированию положительных эмоций.
Велика роль экскурсии в эстетическом воспитании детей, формировании у них эстетического отношения к природным явлениям и объектам. Красота окружающего их мира вызывает глубокие переживания
Нельзя не учитывать огромную роль экскурсий в деле социализации детей, их межличностного взаимодействия.
В этом году наш педагогический коллектив начал осваивать одну из форм развития детей группы «особый ребёнок»-экскурсии. Основными целями, которые мы ставили перед собой в данном виде деятельности являлись развитие чувственного познания детей на основе совместной деятельности зрительного, слухового, кожного, обонятельного и других анализаторов, формирование положительных эмоций и желания познавать.
Подготовка педагогического коллектива группы заключалась прежде всего в определении цели экскурсии и отборе программного содержания, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.
Определяя место экскурсии, мы выбирали наилучший путь к нему — не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели, с учётом их возрастных и физиологических особенностей.
При определении расстояния до места экскурсии мы исходили из физических возможностей детей, а также реализации возможности посмотреть объекты, потрогать, пощупать, понюхать, ощутить их тяжесть и так далее.
Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна была превышать 20-30 мин, При этом нами учитывались особенности дороги, состояние погоды.
При проведении природоведческих экскурсий, а также экскурсий к памятникам за день или за два до нее данное место нами осматривалось. Побывав на месте -будущей экскурсии, мы уточняли маршрут, находили нужные объекты, намечали содержание и объем тех знаний, которые должны — получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для, для отдыха детей.
Нами были проведены 2 экскурсии в парк при ТЮЗе,это так называемые «экологические» экскурсии, где дети знакомились с особенностями живой и неживой природы зимой и в весеннее время года. Преимущество таких экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы и одновременно с условиями их обитания.
При этом слепые и слабовидящие при обследовании объектов природы детьми пользовались тактильными методами (какой снег на ощупь? Какие листочки на ощупь)
Например,на экскурсии,посвящённой знакомству с устройством автомобиля, дети также активно пользовались тактильными методами, в частности- Обследовали машину снаружи, держались за руль, коробку передач. Другие разместились в машине в качестве пассажиров.
Так же группа «особый ребенок посетила с экскурсиями Океанариум и детскую библиотеку.
Итоги таких экскурсий были выражены в фотографиях и фотопрезентациях.
Таким образом,экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по всестороннему развитию детей, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию, а также наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности ребенка.
Фотоотчет об экскурсии в аэроклуб с детьми средней группы Фотоотчет экскурсии В рамках проекта «Живые уроки», который активно реализуется в городе Чебоксары летом 2016 года, мы с ребятами побывали.
Фотоотчет об экскурсии с детьми дошкольного возраста в Миасский краеведческий музей Хотелось бы поделиться впечатлениями от экскурсии в Миасский краеведческий музей. Сотрудники музея разработали специальную программу для.
Конспект прогулки-экскурсии в парк Победы с детьми старшей группы Задачи: • познакомить детей с парком Победы города, героями-земляками; • расширять знания дошкольников о событиях Великой Отечественной.
Конспект экскурсии в школьную библиотеку с детьми старшей группы Федеральное государственное бюджетное дошкольное учреждение «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА -ДЕТСКИЙ САД» Управления делами Президента Российской.
Организация с детьми экскурсии по городу, в музей, на выставки в группе. Экскурсия (от лат. excursio — прогулка, поездка) — коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки,.
Планирование работы педагога-психолога на учебный год с детьми с особыми образовательными возможностями В наше время педагог -психолог сталкивается со многими трудностями в планировании своей работы. Работа специалиста должна включать в себя.
Статья из опыта работы с детьми, имеющими нарушения аутистического спектра «Особые дети» (из опыта работы). Я работаю педагогом-психологом на протяжении 16 лет, и сегодня хочу рассказать о своей работе с «особыми».
Театральная деятельность в работе с детьми с особыми образовательными потребностями Широкое применение в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста приобретает театрализованная деятельность. Так как она рассчитана.
Творческий отчет: «Театрально-игровая деятельность с особыми детьми» Творческий отчет: «Театрально-игровая деятельность с особыми детьми» Самый распространенный и понятный ребенку вид детского творчества.
Фотоотчёт экскурсии с детьми дошкольного возраста в Миасский краеведческий музей С детьми старшего дошкольного возраста воспитатели детского сада № 92 города Миасса совершили экскурсию в краеведческий музей. Сотрудники.
Источник