Афганистан
Афганистан
Афганистан — страна в Юго-Западной Азии, граничит с Ираном, Пакистаном, Индией, Китаем, Таджикистаном, Узбекистаном и Туркменистаном. Площадь Афганистана – 652 864 км². Население – 31,5 млн человек: свыше 1/2 – афганцы, а также таджики, узбеки, туркмены, хазарейцы и др. Административно-территориальное деление: 29 провинций (вилаятов) и 2 округа центрального подчинения. Столица страны – Кабул. Государственные языки – пушту и дари. Господствующей религией является ислам.
Сэкономь на путешествии в Афганистан!
Общая информация
Большую часть территории Афганистана занимают горы. С востока на запад протянулись хребты Гиндукуша (до 6729 м), включающие пояс вечных снегов. В южной части страны находится Газни-Кандагарское плоскогорье, а на северных и юго-западных окраинах — пустынные равнины. Растительность отличается большим разнообразием, но почти повсеместно, даже в юго-восточной области, испытывающей влияние муссонов, в ней преобладают засухоустойчивые виды. Только в орошаемой Джелалабадской долине растут финиковые пальмы, кипарисы, оливковые деревья, цитрусовые.
Первые афганские государственные образования возникли в 16 веке. В 1747-1818 существовала Дурранийская держава. В 19 веке Англия предприняла несколько попыток подчинить Афганистан (англо-афганские войны). Эти попытки закончились провалом, но англичане добились установления контроля над внешней политикой Афганистана. В 1919 году правительство Амануллы-хана провозгласило независимость Афганистана. В июле 1973 Афганистан был провозглашен республикой. В 1978 Народно-демократическая партия Афганистана совершила государственный переворот и провозгласила курс на построение социализма. В стране началась гражданская война. В 1979 в Афганистан были введены советские войска, которые помогали НДПА удерживать власть. Вскоре после вывода советских войск (1989) к власти в 1992 пришли моджахеды — сторонники исламского государства. Однако гражданская война на этом не закончилась: противоречия между отдельными исламскими группировками приводили к все новым и новым конфликтам. В середине 1990-х годов большая часть территории Афганистана (включая Кабул) оказалась под контролем фундаменталистов из движения «Талибан». В октябре 2001 года власть талибов, обвиненных в пособничестве мировому терроризму, была свергнута силами США и их союзников.
Столица — древний город Кабул (1,4 млн. человек), выгодно расположен на перекрестке важных транспортных путей. Другие крупные города — Мазари-Шариф, издавна известный как центр ремесленного производства и торговли с красочным восточным базаром; старинный Герат — оазис и культурный центр, где в ХV веке была воздвигнута гигантская мечеть Джума-Масджид. Афганистан — аграрная страна, основу экономики которой всегда составляло пастбищное животноводство. Война, начавшаяся в конце 1970-х годов, нанесла огромный урон экономике страны, значительно разрушив сложившуюся инфраструктуру сельского хозяйства и уничтожив сотни библиотек, школ, больниц.
Источник
Статус афганистана как страны
В последнее время вопрос о будущем статусе Афганистана в международных отношениях приобретает все больший вес в посвященной этой стране повестке дня. Если вопросы, связанные с внутригосударственным устройством Афганистана, были в значительной степени урегулированы с принятием в 2004 г. афганской Конституции, то его роли в межгосударственных отношениях придавалась гораздо меньшая значимость.
Вместе с тем, с учетом развития обстановки в самом Афганистане и вокруг него проблематика определения специфики дальнейшей международной правоспособности этой страны, тесно переплетенная с задачами общей стабилизационной стратегии на ее территории, получает все большее звучание. Одно из последних свидетельств этому – закрепленная в Совместном заявлении президентов России и США формулировка об обоюдной приверженности становлению Афганистана в качестве мирного и нейтрального государства.
Именно тематика закрепления нейтралитета афганского государства выдвигается на первый план в качестве одного из наиболее перспективных механизмов как удовлетворения стремления афганских властей к утверждению долгосрочного мира в Афганистане, так и предотвращения нарастания конфликтного потенциала в отношениях между его соседями и другими ключевыми игроками на афганском треке, зачастую имеющими противоречащие друг другу интересы и рассматривающие Афганистан в качестве важного звена в их реализации.
Оценка причин такой тенденции и перспектив ее развития будет неполной без обращения к истории нейтрального статуса этой страны.
Политика нейтралитета является относительно новой для афганского государства. По сути, условия для ее имплементации сложились лишь в начале XX века и были связаны, в первую очередь, с изменениями в международной обстановке. Укрепление позиций Германии в регионе, рост там антибританских настроений и сужение возможностей Лондона по силовому обеспечению собственных интересов вынуждали Великобританию проводить более осторожную политику в своей сфере влияния, в которую в соответствии с роийско-британским соглашением 1907 г. входил и Афганистан. В качестве наиболее приемлемой альтернативы вызывавшему нараставшее недовольство афганцев контролю за внешнеполитическим курсом Кабула (положение о такой опеке было предусмотрено англо-афганским Гандамакским договором 1879 г.) в Лондоне рассматривали закрепление за Афганистаном (на период вооруженного конфликта с Германией) нейтрального статуса, гарантировавшего спокойствие на северных рубежах Британской Индии. Данная идея находило понимание среди афганских политических и общественных кругов, считавших, что только нейтралитет позволит Афганистану избежать разрушительных последствий очередной «Большой игры».
3 октября 1914 г. Афганистан объявил о нейтралитете в Первой мировой войне. Данное решение в ноябре 1915 г. было поддержано афганской Лойя Джиргой (собрание старейшин).
С окончанием мировой войны, победой афганцев в третьей англо-афганской войне и провозглашением независимости Афганистана (1919 г.) эта страна, развернувшая широкую программу социально-экономического восстановления, де-факто продолжала придерживаться политики нейтралитета, рассматривая отказ от вступления в военные блоки в качестве одного из ключевых условий поддержания внутриполитической стабильности. В частности, Кабул, планомерно наращивая взаимодействие с СССР в торгово-экономической и военно-технической сферах, отказался поддержать выдвинутую Москвой в 1928 г. идею содания военного альянса СССР, Ирана, Турции и Афганистана.
С началом Второй мировой войны король Афганистана М.Захир Шах заявил о нейтральном статусе своей страны. В октябре 1941 г. аналогичное решение было принято Лойя Джиргой.
Политика нейтралитета была продолжена Афганистаном и в период «холодной войны», что позволило ему, не втягиваясь в блоковую конфронтацию, привлекать существенное содействие со стороны как СССР, так и США. В апреле 1955 г. Афганистан стал одним из государств-основателей Движения неприсоединения.
Нейтралитет Афганистана де-факто (а в условиях отсутствия правовых, в том числе международных, норм, закрепляющих соответствующий статус этой страны – и де-юре) завершился с вводом на его территорию в декабре 1979 г. советских войск, осуществленным на основании советско-афганского Договора 1978 г. о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве.
Как уже отмечалось, до настоящего времени тематика восстановления афганского нейтралитета, как и в целом вопрос о международно-правовом статусе Афганистана, отошла на второй план на фоне усилий афганского правительства и международных военных присутствий по стабилизации обстановки в этой стране. Более того, зависимость афганского правительства от деятельности коалиционных войск на антитеррористическом направлении давала основание говорить лишь об ограниченных суверенитете и, соответственно, правоспособности Афганистана в международных отношениях.
Вместе с тем, подготовка США и их союзников к выводу своих контингентов из Афганистана, наращиванию, в соответствии с решениями Лондонской и Кабульской международных конференций, ответственности Кабула за решение ключевых задач национального развития, прежде всего, в сфере безопасности, требуют определиться с будущей ролью Афганистана в региональным и, в целом, международных отношениях.
Как представляется, именно нейтральный статус этой страны позволил бы укрепить процесс восстановления мира на ее территории путем недопущения превращения Афганистана в арену столкновений интересов окружающих его стран, укрепления доверия и взаимопонимания между ними. В первую очередь, это касается отношений между Индией и Пакистаном, отчасти осложняемых имеющимися у Исламабада опасениями относительно того, что Афганистан может быть использован Нью-Дели в целях «стратегического окружения» Пакистана.
Безусловно, дальнейшие перспективы закрепления за афганским государством нейтрального статуса будут зависеть как от наличия соответствующей заинтересованности у самого Кабула, его готовности внести соответствующие формулировки в Основной закон страны, так и признания афганского нейтралитета всеми соседями Афганистана, ключевыми участниками стабилизационных усилий на афганском треке.
Источник
История и государственное устройство Афганистана. Справка
20 августа 2009 года в Афганистане проходят выборы главы государства и депутатов провинциальных советов. Главными претендентами на пост главы государства, как свидетельствуют результаты опросов общественного мнения, являются действующий президент Афганистана Хамид Карзай и бывший (в первых двух администрациях Карзая) министр иностранных дел Афганистана доктор Абдулла Абдулла.
Исламская Республика Афганистан (ИРА) расположена на Среднем Востоке, в северо-западной части Центральной Азии.
На севере Афганистан граничит с Туркменистаном, Узбекистаном и Таджикистаном; на востоке – с Китаем, Индией (спорная территория Джамму и Кашмир) и Пакистаном; на юге – с Пакистаном; на западе – с Ираном.
Афганистан находится на перепутье между Востоком и Западом и с древнейших времен является центром торговли и миграции. Его геополитическое расположение – между Южной и Центральной Азией с одной стороны, и Ближним Востоком с другой, позволяет ему играть важную роль в экономических, политических и культурных отношениях между странами региона.
Первое государство на территории Афганистана (Дурранийская держава) образовалось в середине XVIII в. Попытки Великобритании подчинить его в XIX веке окончились провалом. По соглашению 1893 года ряд районов были отторгнуты по т.н. «линии Дюранда» и присоединены к Британской Индии (ныне в составе Пакистана). В 1919 году была провозглашена независимая монархия. В июле 1973 года при активном участии армии в Афганистане произошел государственный переворот, в результате которого монархия была свергнута и установлен республиканский строй.
В 1978 году силами армии был вновь был совершен государственный переворот, страна получила название Демократическая Республика Афганистан. Ошибки новых властей вызвали скрытое, а затем и открытое сопротивление населения. В течение лета 1979 года антиправительственные выступления охватили большую часть сельских районов страны и переросли в гражданскую войну. Руководство страны обратилось к СССР с просьбой направить в Афганистан советский воинский контингент, как это было предусмотрено советско-афганским договором 1978 года, для «оказания помощи в отражении внешней агрессии».
В 1979 году в Афганистан были введены советские войска, которые так и не смогли стабилизировать ситуацию в стране. В 1989 году в соответствии с решением советского руководства и Женевскими соглашениями ограниченный контингент советских был выведен из Афганистана.
Гражданская война, которая длилась в Афганистане с 1978 по 2001 год, привела вначале к созданию в 1992 году Исламского Государства Афганистан (которое было признано подавляющим числом стран мира), а затем к его свержению и провозглашению в сентябре 1996 года сторонниками движения «Талибан» Исламского Эмирата Афганистан (был признан только Пакистаном, Саудовской Аравией и ОАЭ).
В результате антитеррористической операции 17 ноября 2001 года, предпринятой коалицией во главе с США в ответ на теракты 11 сентября, правивший в Афганистане с 1996 года режим талибов был свергнут. Власть в стране с 21 декабря 2001 года осуществляло переходное правительство.
Для поддержания порядка в Кабуле были развернуты Международные силы содействия безопасности (ISAF) – на основании мандата Совета Безопасности ООН от 20 декабря 2001 года.
Через два года на юге страны вспыхнула партизанская война, которая не прекращается и по сей день. В августе 2003 года командование контингентами ISAF перешло к НАТО.
Каждый год Совет безопасности ООН продлевает мандат миссии. Участвуют в ней не только члены НАТО, но и такие страны, как Азербайджан, Украина, Грузия.
Международные силы содействия безопасности охватывают весь Афганистан, поделенный на пять «зон ответственности». Они призваны «противодействовать экстремизму и терроризму», укреплять власть афганского правительства, обучать национальную армию и полицию.
Юридические основы проходящего политического процесса в стране были заложены в решениях Боннской и Лондонской международных конференций по Афганистану (декабрь 2001 года и январь 2006 года соответственно) и ряде резолюций СБ ООН (№№ 1267, 1386, 1401), принятых после свержения режима талибов. В январе 2004 года был принят Основной закон Афганистана – конституция.
В соответствии с конституцией, Афганистан является исламской республикой с президентской формой правления. Высшая исполнительная власть принадлежит президенту, избираемому на всеобщих, прямых и тайных выборах сроком на 5 лет. Президент может быть избран не более двух раз.
Президент также возглавляет кабинет министров. Он является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны, назначает министров и других высших государственных чиновников с одобрения парламента.
В октябре 2004 года состоялись президентские выборы, по итогам которых президентом Афганистана стал Хамид Карзай.
В соответствии со статьей 61 афганской конституции, очередные президентские выборы должны были состояться до 21 апреля 2009 года, однако независимая комиссия по проведению выборов заявила о своей технической и финансовой неготовности к проведению народного волеизъявления и предложила перенести выборы на 20 августа. В связи с этим переносом Верховный суд Афганистана 29 марта 2009 года постановил, что администрация Хамида Карзая, президентские полномочия которого истекли 21 мая (1-го числа афганского месяца джауза), будет управлять афганским государством в переходный период до 21 августа, вплоть до избрания нового президента Исламской Республики.
В сентябре 2005 года прошли выборы в высший законодательный орган – двухпалатную Национальную Ассамблею (парламент). Очередные парламентские выборы в Афганистане пройдут в 2010 году.
С приближением президентских и провинциальных выборов 20 августа обстановка в стране постепенно накалялась: иностранные войска увеличили военное присутствие в Исламской Республике, талибы, в свою очередь, интенсифицировали минную войну и террористическую активность.
В настоящее время численность иностранных воинских контингентов НАТО и ISAF в Афганистане составляет почти 70 тысяч человек и будет, по замыслу президента США Барака Обамы, увеличиваться в дальнейшем «для достижения победы над терроризмом». Для участия в ISAF своих военных направили 42 государства.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости, Военной энциклопедии (под ред. С.Б. Иванова, Воениздат, Москва. в 8 томах ‑2004 г.г. ISBN 5 ‑ 203 01875 – 8) и открытых источников
Источник