Стивен Кинг путешествует во времени и сочиняет сказки
Обожаю и люблю я творчество Стивена Кинга. Некогда, несколько лет назад, когда я только начал знакомиться с произведениями этого замечательного писателя (начал, кстати, с «Дорожных работ», но думал, что это «Бегущий человек», как и было написано на обложке), я запоем читал одну книгу за другой: «Долгую прогулку» сменяла «Кэрри», а после нее были «Сердца в Атлантиде», а дальше еще и «Темная Башня» подтянулась…
Тогда-то я тотально увяз в этих «пугающих мирах мастера ужасов» (как писали в аннотациях), а потом – бац! – и как-то забылось. Не только про Кинга забыл, да и вообще читать перестал. Я только недавно осознал, насколько плохо и ужасно поступил, перестав читать, а, осознав, немедленно принялся за старое. Принявшись за старое, естественно, снова взялся за Кинга, но на этот раз я решил посмотреть, чего уж там такого интересного написал старый маньяк в последнее время. Помниться, Кинг в начале двухтысячных говорил, что он, мол, устал от всей своей писанины – достаточно он себе денег нажил, пора и на заслуженный отдых. Тогда он врал, старый мерзавец. Ну, и хорошо, что врал, ибо глядя на то, что Кинг понаписал в последние годы, понимаешь, что в голове у старика еще целая кладезь ненормальных идей, которые непременно следует реализовать на бумаге.
Собственно, рассказать я хочу о двух последних книгах, написанных молодчиком Стиви Вот. Что ж, начну.
11/22/63
Буду честен, роман этот далеко уже не нов и свет увидел еще в 2011 году, так что многие его уже небось и прочитали, и мнение свое высказали, поэтому и я не останусь в стороне.
Практически каждая книга Кинга строится на какой-нибудь крутой идеи, узнав о которой читатель должен с придыханием воскликнуть «Вау!» а, потом, узнав, как вокруг этой идеи Кинг построит свою историю, читатель и вовсе должен снизойти до самых разных чувственных междометий от «Ух ты!» и до «Это ж надо!». Так было и в «Игре Джеральда», и в «Под Куполом», и в «Ярости», так у Кинга вышло и с «11/22/63».
Что может быть круче путешествий во времени? Вспомните хотя бы «И грянул гром» Брэдбери, продвинувший идею «эффекта бабочки» в массы. А сколько замечательных фильмов было снято на эту тему – не счесть, но все же этот клуб посвящен книгам, посему кинопроизведения я перечислять не буду.
Вот наверняка Кинг также неравнодушен ко всяческим приключениям сквозь пространство и время, иначе бы он навряд ли взялся бы за написание «11/22/63», как раз таки посвященной одному большому путешествиям во времени (и еще нескольким небольшим). Идея у книги действительно отличная, хоть и далеко не новая, но, если честно, отчего-то мало используемая и писателями и кинематографистами. Главный герой, обычный учитель русского и литературы Джейк, с помощью своего друга, владельца небольшой закусочной, обнаруживает портал в 1958 год и, по наставлению того же друга, отправляется в прошлое, дабы спасти Кеннеди, без которого сейчас все так плохо, от Освальда, из-за которого сейчас все плохо.
Но, как это обычно у Кинга бывает, все не так просто, как кажется, поэтому у него коротких книжек практически и нет. Во-первых, чего бы в прошлом Джейк не натворил, он все может вернуть на круги своя, лишь снова вернувшись из будущего в прошлое. Дело в том, что портал ведет именно в 9 сентября 1958 года, и только в этот день. То есть, даже прожив в прошлом пару годков, Джейк все равно снова может вернуться в 1958, тем самым «сбросив на ноль» все, что он натворил за ту пару годков. Именно поэтому Джейку и придется по несколько раз прыгать то в будущее, то в прошлое, и наоборот.
Во-вторых, Джейк в прошлом не только спасением Кеннеди занимается, но и много чего еще мимолетом творит. Ну, оно и понятно, если бы книжка лишь той злосчастной для всей Америки дате 22 ноября была посвящена, то читать там особо бы было нечего. Поэтому Кинг заодно и показывает нам жизнь Америки тех годов, а там все не так радужно, как кажется на первый взгляд: повсюду маньяки (без которых Кинг уж никак не может), каждый второй муж избивает свою жену, а экологические проблемы еще не начали беспокоить население Америки (потому повсюду дымят не только люди, но и многочисленные заводские трубы).
Собственно, книга у Стивена вышла просто отменная. Тут и та самая неповторимая атмосфера 50ых-60ых годов, и «эффекты бабочки», и весьма жизненная «лав-стори», и много других позитивных моментов. Оторваться от книги очень трудно, ибо откровенно провисающих в плане сюжета моментов нет: Джейк то кого-то спасает от неминуемой смерти, то ставит школьную пьесу, то шпионит за Освальдом.
Единственное, что огорчает в «11/22/63», так это окончание романа. Даже не сама концовка, а то, во что же в итоге вылились все злоключения Джейка в прошлом. Вроде бы, поначалу Кинг и пытается выстроить логическую цепочку событий, которые последуют после действий главного героя, но в итоге, как будто плюнув на это дело, включает свою любимую «Темную башню», наводит мистики и преподносит получившееся игрокам. Конечно, большого реализма бессмысленно требовать от жанра фантастики, но все же окончание всех этих путешествий сквозь время оставляет двоякое впечатление.
И, что интересно, Кинг много чего позаимствовал из своих старых произведений. Читая «11/22/63», непременно наталкиваешься на чувство дежавю, ибо подобное Стивен уже писал, это уж точно. Школьный учитель, который предсказывает то, что произойдет в ближайшем времени? В «Мертвой зоне» было все тоже, только герой там был не путешественником во времени, а ясновидящим. Да и сама идея «что, если отправиться в год Х и спасти там личность Y» была высказана (но не реализована) Кингом в той же «Мертвой зоне», между прочим.
Хоть книга по объему и не маленькая, но прочитывается вмиг, оставляя в голове у читателя тонну впечатлений и преподнося несколько интересных мыслей, над которыми читатель должен подумать уже сам. В общем, «11/22/63» теперь в списке моих любимых книг, которые через пару лет неплохо бы и перечитать.
Ветер сквозь замочную скважину
После «11/22/63» я взялся за следующий по списку роман Кинга, официально до сих пор невыпущенном на русский язык (довольствовался я качественным переводом фанатов).
Скажу сразу, что я вполне знал, чего следует ждать от «Ветра», ибо являлся он частью знаменитого цикла о Роланде Дискейне и его друзьях, «Темной башни». Хотя, на самом деле, мои ожидания оправдались лишь где-то процентов на тридцать, ибо привычная история о молодости Роланда, которую я думал увидеть в книге, занимает лишь малую часть романа, когда в основе его лежит кое-что поинтереснее.
И все же сделаю небольшое лирическое отступление, дабы объяснить, что же за зверь такой, эта «Темная Башня». Главное произведение в жизни Кинга, как признается он сам. Начав свой цикл в 1982 году книгой «Стрелок, закончил дело Кинг лишь 22 года спустя. В центре внимания цикла – сама Темная Башня, являющаяся осью миров, объединяющей все остальные книги Кинга. Роланд Дискейн, последний член легендарного ордена стрелков, направляется к Башне, дабы восстановить порядок сдвинувшегося с места мира. Такие вот пироги. Больше ничего вам не скажу – читайте сами, ибо оно того стоит.
И еще одно небольшое отступление. Думаю, людям, увлекающимися различными сериалами, знакомо такое понятие, как филлер. Для тех, кто сие слово слышит впервые, поясню: филлер – это такое ответвление от основного сюжета, в котором рассказываются такие вещи, о который зрителю/читателю знать совершенно не обязательно, но полезно для общего понимания сериала/книги. Ну, вот, например, практически любой побочный квест в среднестатистической ролевой игре является филлером, ибо рассказывают историю, либо лишь отчасти связанную с основной сюжетной линией, либо вообще не связанной.
Так вот, «Ветер сквозь замочную скважину» — самый настоящий филлер во всем цикле «Темной башне». Между прочим, в серии этот случай не первый, так как «Колдун и кристалл», четвертая книга из цикла, тоже, отчасти, являлась филлером.
Дела обстоят так: ка-тет Роланда Дискейна, состоящий из него самого, безногой афроамериканки, бывшего наркомана, мальчонки лет одиннадцати и забавного зверька, все также упорно направляется к Темной Башне, но, по некоторым причинам, герои вынуждены сделать длительную остановку. Что ж, наслушавшись историй о молодости стрелка в прошлой книге, остальные члены ка-тета требуют продолжения. Роланду ничего не остается, как рассказать историю о делах минувших лет.
Сперва книга кажется именно тем, чем я ожидал ее увидеть – настоящим вестерном с фантастическим уклоном, каким когда-то был «Колдун и кристалл». Молодой Роланд отправляется в небольшой городок, который столкнулся с немаленькими проблемами: по городу и его окрестностям прокатилась череда жесточайших убийств, на которые обычный человек не способен. Закручивалась история лихо: очередное убийство, расследование, опрос свидетелей, ловля на живца, а потом – бац! – и, внезапно, молодой Роланд в истории старого Роланда начинает рассказывать уже свою историю. Вестерн уходит на второй план – теперь балом правит сказка о Срединном мире.
Сказок от Стивена Кинга я еще не видывал, поэтому был очень удивлен, принявшись за чтение этой части книги. Зачин истории, которую рассказывает молодой Роланд, весьма прост и напоминает сразу несколько разных сказок: отец мальчика Тима погиб, денег у матери не осталось, Тим пытается спасти положение. Казалось бы, привычная сказка, но под влиянием мрачного нарратива вселенной «Темной башни» она обретает поразительно тягучую атмосферу, вылезти из которой ой как непросто.
За семь книг цикла Кинг так и не дал полного детального описания Срединного мира: зачастую читатель мог увидеть лишь те места, в который побывал Роланд со своим ка-тетом, когда описание остального мира оставалось за бортом. А тут – небольшая сказка о маленьком мальчика, показывающая лишь небольшую часть огромного Срединного мира, но открывающая доселе неслыханные подробности о жизни в этом мире. Загадочный Мэрлин, Северный Центр Позитроники, вездесущий Флэгг – без всего этого не обошлось. Если честно, коли бы Кинг только и делал, что писал вот такие вот небольшие сказочки о Срединном мире, я б его еще с большим рвением читал.
Весьма непросто возвращаться к сухому жару вестерна после свежей мрачной сказки про Тима, но узнать, чем закончилась охота на убийцу, все же хочется. Завершилось все, правда, быстро и безыдейно: все детективные штучки, что прослеживались в истории сначала, пошли крахом, и в итоге Роланда ждала большая трешовая бойня с оторванными головами и конечностями.
Как итог, «Ветер сквозь замочную скважину» отлично воспринимается как отдельная сказка с мрачной и жуткой атмосферой во вселенной Срединного мира. Полное погружение в этот загадочный мир читателям уж точно обеспечено.
Есть лишь одна загвоздка: к «Темной Башни» сея сказка пришита белыми нитками и преподносить ее как еще одну книгу из цикла, как это делает Кинг, совершенно неправильно. Но ведь на Роланда и его ка-тет можно и просто закрыть глаза и полностью посвятить себя истории Тима. Что и рекомендую сделать.
Источник
11/22/63
Обложка первого издания книги
11/22/63 — 60-ая книга Стивена Кинга, его 49-ый роман, и 42-ой роман, написанный под его собственным именем. Книга была выпущена издательством Scribner 8 ноября 2011 года. Главный герой — путешественник во времени, который возвращается в прошлое и пытается предотвратить убийство Джона Кеннеди.
Содержание
Краткое содержание [ править | править код ]
Джейк Эппинг, тридцатипятилетний учитель английского, встречается со старым другом Элом, хозяином закусочной, который рассказывает, что нашел портал в 1958 год. Эл решает привлечь Джейка к своей миссии — спасти Джона Кеннеди от смерти. Сам Эл не может этого сделать, так как умирает от рака. Он объясняет другу основные правила — перемещаешься всегда в один и тот же день; сколько бы времени путешественник не провел в прошлом, в настоящем проходит две минуты; любое последующее возвращение «сбрасывает» результаты предыдущего; и чем больше стараешься изменить прошлое, тем сильнее оно сопротивляется. Вскоре Эл совершает самоубийство, и Джейку приходится действовать самостоятельно.
Джейк перемещается в прошлое и осваивается в новом для себя мире. Для начала он решает узнать, действительно ли убийцей Кеннеди является Ли Харви Освальд, или это был кто-то другой. По ходу дела Джейк устраивается в школу учителем, и очень скоро обретает популярность среди учеников и коллег. Он также начинает встречаться со школьной библиотекаршей Сейди. Вскоре девушка начинает подозревать неладное, например, когда Джейк начинает напевать еще не написанную песню Rolling Stones.
Позже Джейк уходит с работы, снимает квартиру напротив дома Освальда и устанавливает за ним наблюдение. Он также рассказывает Сейди, что прибыл из будущего, предоставив в качестве доказательства точное предсказание исхода Карибского кризиса. Признается Джейк и в том, что Кеннеди будет убит, и он собирается это предотвратить. Сейди сначала ни во что не верит, но потом решает помочь любимому мужчине. А Освальд становится хорошим другом Джейка, и тот сомневается в том, стоит ли его убивать.
Череда неприятных событий приводит к тому, что 22 ноября 1963 года идет для Джейка совершенно не так, как он планировал. Хотя Джейк находит убежище, из которого стрелял Освальд, и не дает ему совершить выстрел. Однако разъяренный Освальд стреляет в Джейка, но промахивается и попадает в Сейди. Освальда убивают прибывшие полицейские, а Сейди умирает на руках Джейка. Он становится национальным героем. Однако сотрудники секретных служб подозревают, что дело нечисто, и предлагают Джейку исчезнуть. Тот решает вернуться в 2011, а затем обратно в 1958, чтобы спасти и Сейди, и Кеннеди.
В 2011 Джейк обнаруживает, что произошли серьезные природные катастрофы, вероятно, являющиеся причиной его вмешательства в ход времени. Также Джейк встречается с наблюдателем, который охраняет порталы в мирах, и он настоятельно советует мужчине не вмешиваться в ход событий. Ведь каждое изменение не стирает прошлое, а создает новое, но эта новая реальность очень нестабильна. Затем Джейк узнает и о других ужасающих событиях. Он возвращается в 1958, а потом, не произведя никаких изменений, обратно в 2011. Здесь все хорошо. Также Джейк узнает, что и Сейди в порядке — она прожила долгую и счастливую жизнь.
Персонажи [ править | править код ]
Адаптация [ править | править код ]
В 2016 годы вышел основанный на романе сериал.
Источник
Стивен Кинг «11/22/63»
4 минуты на чтение
Stephen King
11/22/63
Роман
Жанр: хронофантастика
Год издания на языке оригинала: 2011
Переводчик: В. Вебер
Издательство: «Астрель», 2013
Серия: «Тёмная Башня»
800 стр., 27 000 экз.
Похожие произведения:
Джек Финней «Меж двух времён»
Роберт Хайнлайн «Дверь в лето»
Путешествия во времени и связанные с ними парадоксы — тема настолько сложная и запутанная, что каждый писатель, когда-либо её затрагивавший, придумывал свои правила игры. Кое-какие правила изобрёл и Стивен Кинг, сочиняя свой первый роман в жанре темпоральной фантастики («Лангольеров» можно не считать — их концепция в традиционную литературу о путешествиях во времени не вписывается никак). Так, у Кинга «дыра во времени», ведущая из кладовки провинциальной закусочной наших дней в 1958 год, приводит всегда в один и тот же день, причём при повторной вылазке всё «обнуляется»: изменения, внесённые в реальность предыдущим путешествием, бесследно исчезают. Ткань реальности словно бы сама защищает себя от непрошеных вмешательств. Как выясняется к финалу, правила совсем не так просты, — но для того, чтобы это понять, Джейку Эппингу придётся попытаться изменить реальность «по-крупному». А это усложняется тем, что прошлое отчаянно защищается, сохраняя статус-кво: решительные борцы за лучшее будущее становятся жертвами разнообразных катаклизмов. Эл, первооткрыватель «кроличьей норы» в 1958 год, за попытки остановить убийцу Кеннеди поплатился раком лёгких. А у Джейка в этом благословенном времени появится Сейди, любовь всей его жизни.
Это не столько история о путешествии во времени, сколько роман об Америке
Выбор между лучшим будущим для всего мира и собственным счастьем — «батарейка» эмоциональной составляющей романа и причина непростых душевных терзаний Джейка, который живёт в прошлом под вымышленным именем Джорджа Амберсона. Даже до того, как у него появляется возлюбленная, он понимает, что не прочь был бы жить в этом времени, где еда дешева, музыка энергична, а люди искренни и отзывчивы. К тому же, оказывается, он вполне на своём месте в провинциальной школе прошлого, куда временно устраивается работать учителем. Игра незаметно перестаёт быть игрой и становится настоящей жизнью — в то время как Джейк усиленно старается не бросать свою миссию и следить за Ли Харви Освальдом, главным подозреваемым в деле об убийстве Кеннеди.
Но «11/22/63» — это не столько история о путешествии во времени, сколько роман об Америке, о её прошлом и настоящем. Кинг включил в себе бытописателя, что называется, «на полную» — внимание к мелочам жизни давно стало его фирменной «фишкой». При этом у Джейка Эппинга, нашего современника, нет розовых очков — он видит 1950-1960-е со всеми их тёмными сторонами: расовой сегрегацией, «охотой на ведьм», фобией ядерной войны, обыденным домашним насилием. Но это — тоже часть прошлого, без которого не было бы настоящего.
Главный герой, школьный учитель с амбициями писателя (в некотором роде альтер эго Стивена Кинга), получился очень симпатичным: отзывчивым, искренним, умным и самоотверженным. Благодаря этому автор умело цепляет нас на крючок читательского сопереживания. Но зацепить мало — важно ещё и удержать, и высококлассный профессионал Кинг хорошо понимает, как это сделать. Он умело выстраивает ритм повествования, чередуя описания быта и нравов с напряжёнными эпизодами, причём последние выписывает так, что читатель забывает дышать. Но и в «промежуточных», как бы необязательных кусках романа Кинг не отпускает читательское внимание — за счёт отточенных диалогов, которые, кажется, никогда не удавались писателю настолько хорошо. Герои, даже второстепенные, также получились живыми — хоть в них при желании можно разглядеть вполне кинговские типы («обыкновенный маньяк», деспотичная мамочка, умудрённый опытом старик).
С одной стороны, «11/22/63» мало чем удивляет (поклонники Кинга давно изучили все его фирменные приёмы), но с другой — забирает читателя в плен. Возможно, потому, что Король ужасов нечасто пишет о любви — не только романтической, но и о любви к людям, миру, жизни. Оказывается, у него это получается по-настоящему трогательно и щемяще, без надрыва и фальшивой сентиментальности.
«11/22/63» настолько хорош, что недостатки служат продолжениями его достоинств. Тем читателям, которые привыкли, что Кинг — лучший в мире «щекотатель нервов», будет непросто одолеть «провинциальные», самые трогательные главы романа. К тому же достаточно ясно видно, что автор писал книгу для своих соотечественников, людей с тем же бэкграундом и менталитетом, что и он. Отличие «нас» от «них» хорошо заметно, например, когда героиня произносит такую бессмысленную для нас, но важную для американцев фразу о Кеннеди: «Я не голосовала за него, но я американка, а потому он не просто президент, он мой президент». Но, даже не понимая значимости исторического контекста, не вникая в ностальгические для американцев детали, «11/22/63» можно прочитать как пронзительную историю о любви, выборе и ответственности — при этом написанную без излишнего пафоса.
— Джейк? Скажи мне что-нибудь хорошее о будущем.
На ум ничего не шло. Мобильники? Нет. Террористы-смертники? Пожалуй, нет. Таяние полярных льдов? В другой раз. Тут я улыбнулся.
— Ты получишь две новости по цене одной. «Холодная война» закончилась, а президент — чёрный.
Она начала улыбаться. Потом поняла, что я не шучу. У неё отвисла челюсть.
— Ты говоришь о негре в Белом доме?
— Само собой. Только в мои дни эти люди предпочитают, чтобы их называли афроамериканцами.
Долгая дорога в Дерри
Одно из мест, где происходит действие «11/22/63», — Дерри, штат Мэн, описанный как зловещий и неприветливый городок. Фанаты хорошо помнят, что именно здесь разворачивались события романа «Оно». В новой книге также упоминаются убийства детей, совершённые неизвестным в костюме клоуна (Джейк Эппинг решает написать об этом роман), а в качестве эпизодических персонажей появляются герои «Оно» — Ричи Тозиер, Беверли Марш и аптекарь Норберт Кин. В финале «11/22/63» упоминается ещё один герой «Оно», Дон Хаггарти.
Смотрите также
«11.22.63»: почему книга лучше сериала
Лучшее в сериале о путешествиях во времени и спасении Кеннеди — сама история, придуманная Стивеном Кингом.
Источник