- Зарубежная Европа – страны и столицы
- Зарубежная Европа
- Географическое положение
- Общая характеристика
- Социально-экономическая классификация
- Зарубежная Европа: страны и столицы
- Монархические страны Зарубежной Европы
- Формы правления
- Форма государственно-территориального устройства
- Политические режимы
- Монархии Зарубежной Европы
- Что мы узнали?
- Страны с монархической формой правления
Зарубежная Европа – страны и столицы
Зарубежная Европа
В 1991 году была создана международная организация СНГ (Содружество Независимых Государств). Сегодня в её состав входят следующие государства: Россия, Украина, Республика Беларусь, Молдова, Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Туркмения, Узбекистан. По отношению к ним выделяют страны Зарубежной Европы. Их насчитывается 40. В эту цифру не входят зависимые государства – владения того или иного государства, которые формально не являются его территорией: Акротили и Декелия (Великобритания), Аланды (Финляндия), Гернси (Великобритания), Гибралтар (Великобритания), Джерси (Великобритания), Остров Мэн (Великобритания), Фарерские острова (Дания), Шпицберген (Норвегия), Ян-Майен (Норвегия).
Рис. 1 Карта Зарубежной Европы
Географическое положение
Государства Зарубежной Европы занимают относительно небольшую площадь – 5,4 км2. Протяжённость их земель с севера на юг составляет 5000 км, а с запада на восток – более 3000 км. Крайней точкой на севере является остров Шпицберген, а на юге – остров Крит. Данный регион окружен морями с трёх сторон. На западе и юге он омывается водами Атлантического океана. Географически Зарубежная Европа делится по регионам:
- Западная: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Ирландия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Португалия, Франция, Швейцария;
- Северная: Дания, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Финляндия, Швеция, Эстония;
- Южная: Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Ватикан, Греция, Испания, Италия, Македония, Мальта, Португалия, Сан-Марино, Сербия, Словения, Хорватия, Черногория;
- Восточная: Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чехия.
С древних времён и по день сегодняшний развитие Греции, Испании, Италии, Португалии, Великобритании, Норвегии, Исландии, Дании, Нидерландов неразрывно связано с морем. На западе сложно найти место, которое было бы удалено от воды более чем на 480 км, а на востоке – на 600 км.
Общая характеристика
Страны Зарубежной Европы различаются по размерам. Среди них выделяют большие, средние, малые и «карликовые » государства. К последним относятся Ватикан, Сан-Марино, Монако, Лихтенштейн, Андорра, Мальта. Что касается численности населения, то в основном можно наблюдать страны с небольшим количеством граждан – около 10 млн. человек. По форме государственного правления подавляющее большинство стран – республики. На втором месте – конституционные монархии: Швеция, Нидерланды, Норвегия, Люксембург, Монако, Дания, Испания, Великобритания, Андорра, Бельгия. А также в единственном числе имеется – теократическая монархия: Ватикан. Неоднородно и административно-территориальное устройство. Большинство стран Европы – унитарные государства. Испания, Швейцария, Сербия, Черногория, Германия, Австрия, Бельгия – страны с федеративным устройством.
Рис. 2 Развитые страны Европы и их столицы
Социально-экономическая классификация
В 1993 году идея объединения Европы получила новое дыхание: в этот год был подписан договор о создании Европейского Союза. На первом этапе некоторые страны выступили против вступления в ряды такого объединения (Норвегия, Швеция, Австрия, Финляндия). Общее количество стран, входящих в Европейский Союз (ЕС) – 28. Их объединяет не только название. Прежде всего, они «исповедуют одну религию » имеют общую экономику (единая валюта), общую внутреннюю и внешнюю политику, а также политику безопасности. Но внутри данного альянса не всё так гладко и однородно. В нём есть свои лидеры – Великобритания, Франция, Германия и Италия. Именно на них приходится около 70% совокупного объема ВВП и более половины населения Европейского Союза. Далее следуют малые страны, которые делятся на подгруппы:
- Первая: Австрия, Дания, Финляндия, Люксембург, Бельгия, Нидерланды, Швеция;
- Вторая: Греция, Испания, Ирландия, Португалия, Мальта, Кипр;
- Третья (развивающиеся страны): Польша, Чехия, Венгрия, Латвия, Литва, Эстония, Румыния, Словакия, Словения.
В 2016 году в Великобритании прошёл референдум о выходе страны из ЕС. Большинство (52%) высказалось «за». Так что, государство стоит на пороге сложного процесса выхода из большой «европейской семьи».
Рис. 3 Рим – столица Италии
Зарубежная Европа: страны и столицы
В следующей таблице представлен список стран и столиц Зарубежной Европы в алфавитном порядке:
Страна
Столица
Территориальное устройство
Государственный строй
Источник
Монархические страны Зарубежной Европы
Формы правления
Форма правления – это способ организации верховной государственной власти. Есть две формы правления – монархия и республика. Монархия в свою очередь может быть таких видов, как:
- абсолютная (вся полнота исполнительной, законодательной и судебной власти сосредоточена в руках монарха);
- конституционную или парламентскую (власть монарха ограничена конституцией, реальная исполнительная и законодательная власть находится в руках избранного или сформированного народом парламента);
- дуалистическая(власть поделена поровну между монархом и парламентом);
- теократическая (власть находится в руках у духовного лидера, возглавляющего ту или иную конфесию).
Республиканская форма правления существует в таких формах, как
- президентская(власть сосредоточена в руках избранного президента);
- парламентская(страной руководит парламент или премьер – министр; президент исполняет лишь представительские функции);
- смешанная (власть поделена между парламентом и президентом).
Форма государственно-территориального устройства
Формы государственно-территориального устройства – это способ взаимосвязи и взаимодействия отдельных частей государства, закреплённый в конституции. Существуют такие формы, как
- федерация (союз относительно самостоятельных субъектов, подчиняющихся во всех важных вопросах политическому центру);
- унитарное государство (единое и неделимое государство, состоящие лишь из административных единиц);
- конфедерация(временный союз полностью независимых друг от друга государств).
Политические режимы
Политический режим – это совокупность методов и способов осуществления государственной власти. Существуют такие виды политических режимов, как
- демократический(власть находится в руках народа, гражданские права и свободы и задекларированы и реально работают);
- недемократический(власть находится в руках правящей элиты, политического меньшинства, гражданские права и свободы только задекларированы, на практике не работают).
Недемократический политический режим также имеет определённые подвиды: авторитарный и тоталитарный (разница заключается в уровне контроля власти над обществом).
Большинство стран Зарубежной Европы – республики разного вида с демократическими политическими режимами. Республики Зарубежной Европы – это Франция, Италия, Швейцария, Германия, Австрия.
Но, несмотря на это, существует большое количество стран Зарубежной Европы с монархической формой правления. Сколько же их?
Монархии Зарубежной Европы
Какие государства можно включить в список «Монархические страны Зарубежной Европы»? Его можно представить следующим образом.
Рис.1 Правящий королевский дом Виндзоров
Страна
Форма политической организации
Форма правления
Королевство (правящий дом – Глюкбургская династия)
Королевство (правящий дом – династия Бернадотов)
Королевство (правящий дом – династия Глюксбургов)
Королевство (правящий дом – Виндзоры)
Королевство (правящий дом – Саксен-Кобург-Готская династия)
Королевство (правящий дом – Оран-Нассау)
Герцогство (правящий дом -Пармские Бурбоны)
Княжество (правящий дом – Савойская династия)
Королевство (правящий дом – Бурбоны)
Парламентская монархия с уклоном в дуалистическую
Княжество (правящий дом -Бурбоны)
Княжество (правящий дом – Гримальди)
Выборная абсолютная теократическая монархия
Ватикан является не единственным государством с выборной теократической абсолютной монархией. Вторым государством является Иран, где власть долгое время удерживал духовный лидер – аятолла Хомейни.
Таким образом, довольно большое количество крупных европейских стран являются монархиями. Особенно велик их удельный вес в Северной Зарубежной Европе (если посмотреть их расположение на карте).
Рис. 2 Политическая карта Зарубежной Европы
Практически все современные династии связаны кровными узами. Королевский дом Великобритании, Виндзоры, являются представителями сразу Саксон-Кобург – Готской династии и династии Глюксбургов. Самая старая непрерывающаяся династия княжеский дом Гримальди. Престол передается по прямой линии от отца к сыну уже 700 лет.
Рис.3 Глава правящего дом Монако – Князь Альбер II Гримальди
Что мы узнали?
Большинство монархических стран Зарубежной Европы – конституционные монархии. Это значит, что вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти находится в руках парламента и избранного премьер-министра или канцлера. Монарх играет представительскую роль, хотя может высказываться по ключевым вопросам внешней и внутренней политики. В некоторых странах, например, в Великобритании, монарх является значимой фигурой на политической арене. Елизавета II, правящая королева, активно вмешивалась в деятельность многих премьер-министров: Маргарет Тэтчер, Тони Блэра и других.
Источник
Страны с монархической формой правления
№ п/п
Регион
Страна
Форма правления
Е В Р О П А
Великобритания (Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии)
КМ
Испания (Королевство Испания)
КМ
Бельгия (Королевство Бельгия)
КМ
Нидерланды (Королевство Нидерландов)
КМ
Монако (княжество Монако)
КМ
Лихтенштейн (Княжество Лихтенштейн)
КМ
Швеция (Королевство Швеция)
КМ
Норвегия (Королевство Норвегия)
КМ
Дания (Королевство Дания)
КМ
Люксембург (Великое Герцогство Люксембург)
КМ
Андорра (Княжество Андорра)
КМ
А З И Я
Бруней (Бруней Даруссалам)
АТМ
Саудовская Аравия (Королевство Саудовская Аравия)
АТМ
Катар (Государство Катар)
АМ
Оман (Султанат Оман)
АМ
Кувейт (Государство Кувейт)
КМ
Бахрейн (Государство Бахрейн)
КМ
Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ)
КМ
Бутан (Королевство Бутан)
КМ
Камбоджа (Королевство Камбоджа)
КМ
Таиланд (Королевство Таиланд)
КМ
Малайзия (Федерация Малайзия)
КМ
Иордания (Иорданское Хашимитское Королевство)
КМ
АФРИКА
Марокко (Королевство Марокко)
КМ
Свазиленд (Королевство Свазиленд)
КМ
Лесото (Королевство Лесото)
КМ
Океания
Тонга (Королевство Тонга)
КМ
Примечание: КМ – конституционная монархия;
АМ – абсолютная монархия;
АТМ – абсолютная теократическая монархия.
Республиканская форма правления возникла в древности, но наибольшее распространение получила в периоды новой и новейшей истории. В 1991 г. в мире было 127 республик, но после распада СССР и Югославии их общее число превысило 140.
При республиканском строе законодательная власть обычно принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. При этом различают президентскую, парламентскую и смешанную республики.
Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.
Отличительные черты такой формы правления:
· внепарламентский метод избрания президента (либо населением — Бразилия, Франция, либо коллегией выборщиков — США),
· внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и формально и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует как, например, в США), или он назначает главу правительства. Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку,
· в целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентарной республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике президент, как правило, лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента).
Классической президентской республикой являются Соединённые Штаты Америки. В основе Конституции США лежит принцип разделения властей. Согласно данной конституции, законодательная власть принадлежит Конгрессу, исполнительная — президенту, судебная — Верховному Суду. Президент, избираемый коллегией выборщиков, формирует правительство из лиц, принадлежащих к его партии.
Президентские республики распространены в странах Латинской Америки. Эта форма правления встречается также в некоторых странах Азии и Африки. Правда, подчас в этих странах власть главы государства на деле выходит за конституционные рамки, и, в частности, латиноамериканские президентские республики характеризовались исследователями как суперпрезидентские.
Парламентская (парламентарная) республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несёт всю полноту ответственности за свою деятельность.
В такой республике правительство формируется парламентским путём из числа депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.
Главной функцией парламента, помимо законодательной, является контроль за правительством. Кроме того, парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внутренней, внешней и оборонной политики государства.
Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью.
В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует по три представителя от каждой области, избранных областными советами. В Федеративной Республике Германия президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. В парламентских республиках выборы могут быть также и всеобщими, например, в Австрии, где президент избирается населением сроком на 6 лет.
При этой форме государственного правления говорят о «слабом» президенте. Тем не менее, глава государства обладает довольно широкими полномочиями. Он обнародует законы, издаёт декреты, имеет право роспуска парламента, формально назначает главу правительства (только главу партии, победившей на выборах), является главнокомандующим вооружённых сил, имеет право амнистировать осуждённых.
Президент, являясь главой государства, не является здесь главой исполнительной власти, то есть правительства. Премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское большинство, и необязательно глава победившей партии. Необходимо заметить, что правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента.
Смешанная республика (также называется полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) — форма правления, которую нельзя считать разновидностью ни президентской, ни парламентарной республики. Из современных к смешанным относятся пятая республика во Франции (после 1962 г.), Португалия, Армения, Литва, Украина и Словакия.
Особая форма государственного правления — социалистическая республика (которая возникла в XX в. в ряде стран в результате победы социалистических революций). Ее разновидности: Советская республика и народно-демократическая республика (бывший СССР, страны Восточной Европы до 1991 г, а также Китай, Вьетнам, КНДР, Куба, которые остаются социалистическими республиками и ныне).
Республиканскую форму правления можно считать наиболее прогрессивной и демократичной. Ее избрали для себя не только экономически развитые государства, но и большинство стран Латинской Америки, освободившиеся от колониальной зависимости еще в прошлом веке, и почти все бывшие колонии в Азии, получившие независимость в середине нашего столетия, а также африканские государства, большая часть которых добилась независимости только в 60-70-е годы XX в. и даже позже.
Вместе с тем надо иметь в виду, что столь прогрессивная форма правления отнюдь не унифицирует республики. Они довольно существенно отличаются друг от друга в политическом, социальном и в иных отношениях.
Следует отметить своеобразную форму правления — межгосударственные объединения: Содружество, возглавляемое Великобританией (Commonwealth) и Содружество Независимых Государств (СНГ, в состав которого входит Россия).
Юридически Британское Содружество наций было оформлено еще в 1931 г. Тогда в него вошли Великобритания и ее доминионы — Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Ньюфаундленд и Ирландия. После Второй мировой войны и крушения британской колониальной империи в состав Содружества вошло абсолютное большинство бывших владений Британии — около 50 стран с общей территорией более 30 млн. км2 и населением свыше 1,2 млрд. человек, расположенных во всех частях света.
Члены Содружества имеют безоговорочное право одностороннего выхода из него, когда того пожелают. Им воспользовались Мьянма (Бирма), Ирландия, Пакистан. Все государства, входящие в Содружество, обладают полным суверенитетом в своих внутренних и внешних делах.
В государствах, входящих в Содружество, которые имеют республиканскую форму правления, королева Великобритании провозглашена «главой Содружества … символом свободной ассоциации независимых государств — его членов». Часть членов Содружества — Канада, Австралийский Союз (Австралия), Новая Зеландия, Папуа— Новая Гвинея, Тувалу, Маврикий, Ямайка и некоторые другие — официально именуются как «государства в составе Содружества». Верховная власть в этих странах формально продолжает принадлежать британскому монарху, который представлен в них генерал-губернатором, назначаемым по рекомендации правительства данного государства. Высший орган Содружества— конференции глав-правительств.
В 1991 г., одновременно с подписанием Беловежских соглашений о роспуске СССР, было принято решение о создании Содружества Независимых Государств (Россия, Украина, Белоруссия). Впоследствии к СНГ присоединились все бывшие республики СССР, кроме трех государств Балтии. Цели: способствовать интеграции стран-членов СНГ в экономической, политической и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между народами, государственными институтами стран Содружества. СНГ — открытая организация для присоединения других стран. В разные годы в рамках СНГ возникли субрегиональные объединения: Центрально-Азиатское экономическое сообщество (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, в качестве наблюдателей приняты Россия, Грузия, Турция и Украина) и ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия). В 1996 г. был создан Таможенный Союз, объединивший экономическое пространство России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии (впоследствии к ним примкнул Таджикистан. В октябре 2000 г. на базе таможенного союза было образовано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс). Продолжают формироваться среди стран-членов СНГ и военно-политические объединения (например, Договор о коллективной безопасности). В сентябре 2008 года после конфликта в Южной Осетии Грузия заявила о желании выйти из состава содружества.
Форма государственного устройства (административно-территориальное устройство государств) – важный элемент политической карты мира. Она непосредственно связано с характером политического строя и формой государственного правления, отражает национально-этнический (в некоторых случаях также конфессиональный) состав населения, историко-географические особенности формирования страны.
Различают две главные формы административно-территориального устройства – унитарную и федеративную.
Унитарное государство — это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. В унитарном государстве обычно существует единая законодательная и исполнительная власть, единая система государственных органов, единая конституция. Таких государств в мире — подавляющее большинство.
Федерация — форма устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство.
Характерные признаки федерации:
– территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов (например, штатов — в Австралии, Бразилии, Мексике, Венесуэле, Индии, США; провинций – в Аргентине, Канаде; кантонов — в Швейцарии; земель — в ФРГ и Австрии; республик, а также других административных образований (автономных округов, краев, областей — в России);
– субъекты федерации обычно наделяются правом принятия собственных конституций;
– компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной конституцией;
– каждый субъект федерации имеет свою правовую и судебную системы;
– в большинстве федераций существует единое союзное гражданство, а также гражданство союзных единиц;
– федерация обычно имеет единые вооруженные силы, общефедеральный бюджет.
– В ряде федераций в союзном парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.
Однако во многих современных федеративных государствах роль общефедеральных органов настолько велика, что их по существу можно рассматривать как унитарные, а не федеративные государства. Так, конституции таких федераций, как Аргентина, Канада, США, ФРГ, Швейцария не признают за членами федерации права на выход из нее.
Федерации строятся по территориальному (США, Канада, Австралия и др.) и национальному признакам (Россия, Индия, Нигерия и др.), которые в значительной мере определяют характер, содержание и структуру государственного устройства.
Конфедерация – это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов (члены конфедерации сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах). Конфедеративные государства недолговечны: они или распадаются, или превращаются в федерации (примеры: Швейцарский союз, Австро-Венгрия, а также США, где из конфедерации, учрежденной в 1781 г., была образована федерация штатов, закрепленная Конституцией США 1787 г.).
Большинство государств мира унитарные. Федерациями являются сегодня только 24 государства (таблица 4).
Таблица 4
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник