Страховой рынок европейских стран

Страховой рынок стран Европейского Союза

В европейских странах в ходе постепенного становления и развития региональной интеграции, гармонизации страхового законодательства и образования единого валютного пространства защита имущественных интересов разобщенных хозяйств, подверженных высокой степени риска, была возможна в основном с помощью механизма страхования, прошедшего в своем формировании ряд этапов — начиная от античного и средневекового, заканчивая современными видами страхования.

Единое хозяйственное пространство в Европе развивается бурными темпами.

В рамках единой Европы реализовался комплексный подход к экономическому взаимодействию стран-участниц, завершившийся созданием общего рынка, в рамках которого происходит «свободное движение товаров, лиц, услуг и капиталов» . Непосредственными целями общего рынка провозглашены: —

постепенное снятие всех ограничений в торговле между странами-участницами; —

ликвидация барьеров, препятствующих свободному перемещению капиталов, людей, услуг; —

постепенное сближение и унификация законодательств стран-участниц, регулирующих их хозяйственную деятельность; —

установление определенных правил конкуренции на едином европейском рынке.

На основе и для реализации указанных выше положений были приняты основные нормы страхового законодательства Европейского сообщества. Однако основным препятствием к формированию единого страхового рынка стало наличие собственного страхового законодательства в каждой стране-участни- це. Существование значительных расхождений в страховых системах и нежелание отказываться от привычных норм повлекли за собой необходимость гармонизации страховых законодательств.

Основополагающий элемент законодательства о страховании Европейского сообщества — создание координирующих директив, устанавливающих единые правила учреждения, лицензирования, деятельности страховщиков и надзора за их деятельностью. Директивы первого поколения (по страхованию иному, чем страхование жизни, — № 73/239/ЕЕС 1973 г. и по страхованию жизни — № 79/267/ЕЕС 1979 г.) предусматривали: —

определение единого понятийного аппарата; —

разграничение страхования жизни и страхования иного, чем страхование жизни, и введение единой классификации видов страхования; —

единый порядок учреждения и лицензирования страховой организации.

Принятие директив первого поколения заложило фунда-мент для создания единого страхового рынка на территории Европы. Дальнейшая реализация целей создания общего рынка нашла свое отражение в директивах второго поколения (по страхованию иному, чем страхование жизни, — № 88/357/ЕЕС 1988 г. и по страхованию жизни — № 90/619/ЕЕС 1990 г.) и третьего поколения (по страхованию иному, чем страхование жизни, — № 92/49/ЕЕС 1992 г. и по страхованию жизни — №92/96/ЕЕС 1992 г.). Директивы второго поколения преду-сматривали: —

введение понятия государства — члена ЕС, в котором находится риск: определение применяемого в договорах права; —

введение правила единой лицензии; —

свободу трансграничной деятельности страховых компаний без учреждения отделения или представительства на территории государств — членов ЕС.

В директивах третьего поколения были закреплены следующие достижения: —

введение единой лицензии на осуществление страховой деятельности; —

значительное упрощение процедуры получения лицензии и открытия отделений и представительств на территории государств — членов ЕС; —

снятие контроля надзорных органов в области ценообразования и разработки страховых продуктов; —

определение единых правил оценки и контроля финансовой устойчивости страховых компаний, правил размещения страховых резервов; —

определение функций надзорных органов, разграничение полномочий между надзорными органами государств — членов ЕС, закрепление применяемого к участникам страхового рынка права.

В настоящий момент деятельность страховой компании регулируется в зависимости от формы ее присутствия на рынке страны — участницы ЕС (табл. 2.2.1).

Т а б л и ц а 2.2.1 Регулирование страховой деятельности Формы присутствия страны — участницы ЕС Органы надзора, контролирующие деятельность Налоговое и финансовое право, определяющие деятельность Деятельность дочерней страховой компании Страны, в которой действует дочерняя компания Страны, в которой действует дочерняя компания Деятельность филиала страховой компании Страны, в которой учреждена головная компания Страны, в которой действует филиал Трансграничная деятельность страховой компании Страны, в которой учреждена головная компания Страны, в которой учреждена головная компания

Директивы второго и третьего поколения в целом заверши-ли процесс формирования основ страхового законодательства и послужили толчком к радикальной трансформации страхо-вых рынков стран — участниц ЕС.

Процесс унификации законодательства в ЕС не прекращается, идет активная работа по дальнейшей гармонизации законодательства в области страхования. Разрабатываются следующие документы: •

пятая Транспортная директива (Fifth motor directive), целью которой выступают увеличение минимального уровня покрытия ущерба, гармонизация различных аспектов автотранспортного страхования, в том числе при ущербе от неопознанного транспортного средства; •

Директива по потребительскому кредитованию (Further consumer credit directive), означающая обновление и модификацию существующей директивы с учетом вступления новых стран-участниц; •

Директива по перестрахованию (Reinsurance directive), устанавливающая общие для стран ЕС требования по фи-нансовой безопасности компаний и по признанию на рас-ширившейся территории ЕС национальных перестрахов-щиков; •

Директива по пенсионной системе, связанная с мобильностью рабочей силы (Directive on occupational pensions portability to facilitate movement of labour) .

Гармонизация регулирования страховой деятельности в странах Европейского союза — это своего рода эксперимент, дающий возможность показать, к чему может привести распро-странение общих принципов регулирования на региональную интеграционную группировку.

Практически с начала формирования интеграционного регионального пространства страны ЕС пытались создать единую систему страхования. В результате к настоящему моменту страховой рынок Западной Европы является вторым по величине мировым рынком, отличаясь при этом большей однородностью с точки зрения системы надзора, чем рынок государств Северной Америки и стран Южной и Юго-Восточной Азии.

Процесс гармонизации страхового регулирования в странах ЕС можно разделить на три этапа, каждому из которых соответствует серия директив, регламентирующих страховую деятельность в странах сообщества .

За период 1973-1994 гг. странами ЕС были разработаны основные директивы по страхованию, обеспечивающие экономико-правовую основу создания единого страхового пространства в регионе. Образование единого страхового рынка в Западной Европе за 20 лет прошло три стадии, которым соответствуют пакеты трех групп директив Европейского союза.

На первой стадии законодательного процесса была разработана первая группа директив — правила организации страхового предприятия. Первая стадия, которая осуществлялась в 1970-х годах, была посвящена свободе образования страховых организаций в любой стране — члене ЕС. Директивы первой группы установили также правила создания и функционирования страховых организаций на территории ЕС: обязательства по финансовым гарантиям; классификацию видов страхования; условия лицензирования; разграничение ответственности национальных органов надзора за регулирование страховой деятельности.

Первая группа директив провозгласила свободу образования страховых организаций в любой стране — члене ЕС.

В соответствии со второй группой директив ЕС, посвященной свободе предоставляемых услуг, надзор за деятельностью страховых компаний ограничивается их обязанностью извещать местные органы надзора, от которых не требуется предварительное одобрение и которым запрещено осуществлять систематический контроль тарифных ставок и условий контрактов. Оценка объема технических резервов, соответствие активов обязательствам, а также размещение активов по директивам второго поколения регулируются правилами и практикой страны, где расположена головная компания. В этой группе директив даны правила определения места расположения риска и места выполнения обязательств, обоснован выбор контрактного права в соответствии с объектом страхования, описано регулирование передачи страхового портфеля внутри стран — членов сообщества.

Вторая группа директив провозгласила свободу предоставляемых услуг в любой стране — члене ЕС.

Третья стадия, соответствующая третьей группе дирек-тив — «единая лицензия» («single licence») — знаменовала ко-нец работы по образованию единого страхового рынка.

Третья группа директив провозгласила правило единой лицензии, действительной в любой стране — члене ЕС.

Гармонизация страхового законодательства заставила европейские страховые компании пересмотреть свою стратегию: сейчас большинство из них считает залогом успеха присутствие во всех странах сообщества. Строить свою сеть при наличии местных агентов и информационной асимметрии затруднительно, поэтому многие компании предпочитают развиваться за счет слияний и поглощений — интенсивно развивающихся процессов, свидетельствующих об интеграции регионального европейского страхового рынка.

В то же время страховые рынки Западной Европы по-прежнему сегментированы, что приводит к серьезным различиям в ценах и показателях деятельности. Регулирование страховой деятельности в странах Централь-ной и Восточной Европы, вновь вступивших в ЕС в мае 2004 г. или претендующих на членство, также направлено на соответ-ствие общеевропейским стандартам. В этих странах наряду с сокращением доли государственных монополий и устранением входных барьеров был принят европейский подход к регулиро-ванию платежеспособности. Можно ожидать, что следующим шагом будет устранение регулирования цен и условий поли-сов, повышение уровня минимального собственного капитала, усовершенствование системы надзора и практическое внедре-ние директив ЕС. Наибольшего успеха в приведении регулиро-вания к общеевропейским стандартам в настоящее время доби-лись Польша и Венгрия1.

Россия заметно отстает в процессе приведения регулирования страховой деятельности в соответствие европейским стандартам: установленный в стране уровень минимального собственного капитала остается недостаточным, все еще не решена проблема открытия страхового рынка для иностранных компаний. По степени либерализации российский страховой рынок ближе всего к национальному типу. Однако в перспективе видится неизбежным переход к более либеральной системе регу-лирования, позволяющей полноценно участвовать в жизни ми-рового сообщества.

Шесть координирующих директив — основные элементы законодательной базы ЕС по регулированию страховой деятельности. 2.2.2.

Источник

Рынок страхования в Европе (ЦВЕ): падение в 1 полугодии 2020 составило 4%

6 месяцев 2020 года для страхового рынка Центральной и Восточной Европы ознаменовалось падением сборов на 3.8%, валовая выручка составила 19.1 млрд евро

К сожалению, общая экономическая ситуация в мире, как и в России, не обошла рынок страхования стороной. По информации из открытых источников начисленные страховые премии по рынку Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) снизились почти на 4% к первому полугодию 2019 года и составили чуть более 19 млрд евро. Локдаун и карантинные ограничения в связи с пандемией коронавируса, начавшиеся в первом квартале 2020 года негативно сказались на работе европейских страховщиков.

Отмечается, что на фоне сложившейся ситуации, в регионе ЦВЕ пять рынков показали рост:

  • Латвия (+3.31%),
  • Сербия (+4.28%),
  • Словения (+4.21%),
  • Румыния и Литва сохранили сборы 2019 года на прежнем уровне.

Как мы видим, это маленькие европейские страны с небольшими страховыми рынками. Однако в целом, на большинстве рынков Центральной и Восточной Европы результаты оказались лучше, чем ожидалось весной 2020 года.

Важно отметить, что на фоне достаточно спокойных погодных условий, карантина и ограничений передвижения на авто, удаленной работы сотрудников, как и на рынке России (как мы ранее описывали в наших статьях по анализу рынка России: “Анализ рынка страхования КАСКО: 1 полугодие 2020 года”, “Страховой рынок ОСАГО: изменения, анализ, тренды показателей первого полугодия 2020 года”, Анализ страхового рынка России 2020: итоги 1 полугодия (1 часть) и (2 часть) ) , количество страховых выплат значительно снизилось и составило 10 млрд евро (минус 8.5%) .

Некоторые скачки по убыточности, преимущественно по видам страхования имущества, наблюдались в некоторых странах Адриатики.

Рынок страхования жизни ЦВЕ в первом полугодие 2020

Общие сборы по страхованию жизни в первом полугодии текущего года составили около 5.8 млрд евро, показав падение к аналогичному периоду 2019 года более 8.5%. Инвестиционные продукты по страхованию жизни – Unit-Linked – уменьшились на до 1.8 млрд евро на 11.22% к аналогичному периоду прошлого года. Данное подавление эксперты связывают не только со следствием кризиса от Covid-19. Возможно, на это повлияли низкая, либо отрицательная доходность по некоторым инвестиционным продуктам страхования жизни, и отрицательные либо низкие ставки центральных банков стран данных регионов Европейского Союза.

Рынок non-life в ЦВЕ по итогам за первое полугодие 2020

Страхование не связанное со страхованием жизни, или рисковое страхование, было определенным “островком” стабильности, либо демонстрировало умеренную отрицательную динамику, связанную с теми же последствиями короновирусной пандемии, карантина, закрытия границ и остановки производства автомобилей. Автострахование – обязательное (по типу ОСАГО) и добровольное (КАСКО) – занимают значительную долю на рынке страхования в Европе (более половины валовой выручки).

Собранная страховая премия в 1 полугодии 2020 года составила чуть более 13 млрд Евро (минус 1.5%) к аналогичном периоду 2019 года. Страховые выплаты рынка non-life снизились чуть менее 5% и составили 5.85 млрд евро. Валовая выручка региона ЦВЕ по КАСКО снизились на 2.5%, обязательному страхованию ответственности – минус 3.7%.

Страхование имущества показало незначительный рост до 2.7 млрд евро – плюс 1.1%. Позитивную роль сыграл негативный фактор – землетрясения в Загребе (в районе Адриатики), что дало толчок к росту данного направления во втором квартале текущего года.

Резюме

Рынок в Центральной и Восточной Европе показал похожую динамику, что и рынок в России, на фоне негативного влияния пандемии и карантина. Важно отметить, что первоначальные крайне негативные прогнозы по значительному падению страхового рынка как в ЦВЕ, так и в Российской Федерации, дают возможность полагать, что 2020 год будет не растущим, немного стагнирующим, но при этом, достаточно позитивным в плане убыточности и прибыли.

Источник

Читайте также:  Как перевозят машину путина по странам
Оцените статью