- Список городских трамвайных систем
- Смотри также
- Смотреть что такое «Список городских трамвайных систем» в других словарях:
- История появления трамвая
- Трамваи городов мира
- ГРЕЦИЯ
- ГЕРМАНИЯ
- ИСПАНИЯ
- ШВЕЙЦАРИЯ
- По Европе на трамвае: города, где точно стоит прокатиться
- Лиссабон: трамвай старинный
- Будапешт: трамвай двусторонний
- Трамваев много не бывает
- Прага: трамвай ностальгический, привилегированный
- Предъявите «ездынку»!
- Грац: трамвай бесплатный
- Как это бесплатно?
- Цюрих: трамвай элитный, гастрономический
- Бюджетный вариант
- Бильбао: трамвай зелёный
Список городских трамвайных систем
Из-за огромного количества городов, имевших когда-либо трамвайные системы общественного транспорта, список разделён по географическим критериям.
Россия расположена в Европе и Азии и приведена отдельно:
Смотри также
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Список городских трамвайных систем» в других словарях:
Список городских трамвайных систем Европы — Настоящая страница содержит список городов Европы, в которых есть или был ранее трамвай как составная часть системы общественного транспорта. Названия городов, в которых трамвайные системы существуют и работают до сих пор, или же названия самих… … Википедия
Список городских трамвайных систем Азии — Настоящая страница содержит список городов Азии, в которых есть или был ранее трамвай как составная часть системы общественного транспорта. Названия городов, в которых трамвайные системы существуют и работают до сих пор, или же названия самих… … Википедия
Список городских трамвайных систем Африки — Настоящая страница содержит список городов мира, в которых есть или был ранее трамвай как составная часть системы общественного транспорта. Названия городов, в которых трамвайные системы существуют и работают до сих пор, или же названия самих… … Википедия
Список городских трамвайных систем России — Настоящая страница содержит список городов России, в которых как составная или единственная часть системы городского общественного транспорта есть или были ранее трамвай, конка, а также скоростной трамвай, являющийся и именуемый официально… … Википедия
Список городских трамвайных систем Северной Америки — Настоящая страница содержит список городов Северной Америки, в которых есть или был ранее трамвай как составная часть системы общественного транспорта. Названия городов, в которых трамвайные системы существуют и работают до сих пор выделены в… … Википедия
Список городских трамвайных систем Австралии и Океании — Настоящая страница содержит список городов Австралии и Океании, в которых есть или был ранее трамвай как составная часть системы общественного транспорта. Названия городов, в которых трамвайные системы существуют и работают до сих пор, или же… … Википедия
Список городских трамвайных систем Южной Америки — Настоящая страница содержит список городов Южной Америки, в которых есть или был ранее трамвай как составная часть системы общественного транспорта. Названия городов, в которых трамвайные системы существуют и работают до сих пор, или же названия… … Википедия
Список действующих трамвайных систем США — Список действующих трамвайных систем в США включает в себя все системы трамвая и легкорельсового транспорта (лёгкое метро и скоростной трамвай), которые существуют в США. Список группируется по названию населённого пункта, указана информация о… … Википедия
Список транспортных систем по городам — Рижский трамвай. Трамвай № 7 возле автовокзала … Википедия
Список транспортных систем Америки по городам — Как отмечает специалист по экономике США, доктор экономических наук, профессор, директор Центра социально экономических исследований Института Северной Америки РАН Людмила Фёдоровна Лебедева, ежегодное количество поездок в автобусе, метро,… … Википедия
Источник
История появления трамвая
Мировая история трамвая началась с конки — трамвая на конной тяге. Первый такой трамвай увидели жители Балтимора, штат Мэриленд, в 1828 году.
Далее трамвай эволюционировал, и лошадей заменила канатная тяга. Произошло это в 1880 году в Сан-Франциско. Канат, который тянул подвижной состав, для безопасности располагался в специальном желобе, проложенном между рельсами. Кстати, тот первый трамвай на канатной тяге успешно просуществовал до наших дней, и сегодня является одной их главных достопримечательностей Сан-Франциско.
В промежутке между этими двумя технологиями в некоторых городах России и Европы работали бензомоторные трамваи. Однако высокий уровень шума и выхлопные газы не позволили бензомоторным трамваям найти широкое применение.
С тех пор электрический трамвай мало изменился. Совершенствовались электродвигатели, салон становился более комфортным и безопасным для пассажиров. Но основной принцип электрической тяги и управления трамваем дошли до наших дней в первозданном виде.
ГРЕЦИЯ
На территории Греции трамвай появился уже в ХХ веке. В 1910 году первая трамвайная линия была проложена в Афинах. Первый афинский трамвай, а это была архаичная конка, возил пассажиров по центру греческой столицы всего несколько часов в сутки, преимущественно утром и вечером.
Электрический трамвай появился в Греции сравнительно поздно, лишь в конце 1920 годов. Трамвай решал транспортные проблемы Афин вплоть до 1964 года, когда тогдашние власти страны решили отказаться от трамвайного сообщения ввиду дороговизны прокладки новых и поддержки в рабочем состоянии старых линий.
Возродился афинский трамвай лишь спустя 44 года, в канун Олимпийских игр. На момент торжественного открытия афинской Олимпиады протяженность линии составляла немногим менее 30 километров. 26 остановок были расположены поблизости от важнейших спортивных и туристических объектов. В дни Олимпиады трамвай в Афинах работал круглосуточно.
Сразу после закрытия игр греческие власти были поражены экономическим эффектом: транспорт, много лет считавшийся убыточным, неожиданно для самих организаторов оказался не только самоокупаемым, но и прибыльным.
Сегодня планируется создание трамвайных линий в Патрах, Янине и Волосе. Власти второго по значению города Греции — Салоник изучают возможности прокладки трамвайных линий.
Существенное преимущество трамвая в Греции состоит в том, что прокладка метро — дело невозможно долгое ввиду обилия археологических памятников, укрытых в недрах земли. Согласно греческим законам, любое строительство, в ходе которого найдены какие-либо исторические артефакты, должно быть заморожено на неопределенный срок. Поэтому трамвай, экологически чистый и бесшумный транспорт, становится для греков истинной панацеей и решением проблемы загазованности и пробок в крупных городах.
ГЕРМАНИЯ
Первый электрический трамвай был продемонстрирован на промышленной выставке в Берлине в 1879 году. Изобретатель этого эпохального транспортного средства — Эрнст Вернер фон Сименс, основатель знаменитой одноименной компании.
Первая трамвайная электрическая линия была смонтирована в берлинском пригороде Лихтерфельд в 1881 году. Мощный по тем временам пятикиловаттный электромотор получал питание, подаваемое на оба рельса. Напряжение в 150 вольт было опасно для пешеходов, особенно в сырую погоду, трамвай передвигался медленно, а пассажирские салоны были страшно неудобными. И все-же трамвай почти сразу полюбился жителям Берлина настолько, что стал самым популярным транспортом. Вскоре трамвайные линии проходили по всему Берлину, а со временем трамвай появился и в других городах Германии — Бонне, Ганновере и Франкфурте.
В Германии эпохе трамвая в городах положила конец. Вторая мировая война. Бомбежки союзников разрушили большинство трамвайных путей в Берлине, Лейпциге и Дрездене, а денег на их восстановление в тяжелые послевоенные годы увы, не было. К тому же автомобильный транспорт на тот момент был гораздо экономичнее, а автобусные маршруты можно было проложить практически моментально, ведь рельсы автобусам не нужны.
Однако некоторые линии берлинского трамвая, а также трамвайные маршруты в некоторых других городах продолжали существовать. В восточном Берлине также ходили трамваи чешского производства, такие же трамваи поставлялись и в трамвайные парки Киева, Харькова и Донецка.
Стандартный пассажирский вагон немецкого трамвая с начала ХХ века и до 50-х годов оставался практически неизменным: две деревянные лакированные скамьи вдоль вагона, место вагоновожатого, отделенное стеклянной перегородкой и одна, задняя, дверь для пассажиров.
Управление трамваем осуществлялось деревянным колесом, диаметром в половину современного автомобильного руля. Двери открывались и закрывались вручную, а сигналы подавались посредством колокольчика, расположенного на внешней стороне вагона, от которого к кабине вагоновожатого вел простой шелковый шнур.
В 50-60 годы пассажирский салон немецкого трамвая стал более удобным. Пассажирские скамьи, хоть и остались деревянными, стали более комфортными и устанавливались рядами. Появились удобные поручни, а двери стали открываться и закрываться автоматически.
Предпоследнее поколение немецких трамваев — урбанизированные городские трудяги из стали, алюминия и пластика. Единственная концепция, которую принимали во внимание инженеры-разработчики этих трамваев — это экономия и максимальная вместительность вагонов. Увы, строительство этих вагонов пришлось как раз на годы, когда бензин был дешев, а прокладка новых путей — наоборот, страшно дорога.
Но последнее поколение трамваев, представленное во всей красе на улицах Берлина, Франкфурта, Кёльна и множества других городов Германии — совсем другое дело. Это высокотехнологичные, комфортные вагоны, совершенно безопасные и бесшумные.
ИСПАНИЯ
История трамвайного движения в Испании мало чем отличается от аналогов в прочих европейских странах. В Мадриде, Барселоне, Толедо и Севилье трамваи появились в начале прошлого века. Естественно, это были конки. А по прошествии полувека, сразу после падения режима Франко, трамваи стали вытесняться более экономичными на то время автобусами.
И вот, спустя без малого 40 лет после упразднения, на улицы Мадрида выплыл сверкающий трамвай. Внешне это чудо современного трамваестроения напоминает скорее ультрасовременный лайнер — обтекаемые линии, огромные окна, а внутри — полный электронный «фарш».
Успех первой трамвайной линии в Мадриде был поистине оглушительным. Городские власти инвестировали в новый транспорт целых 180 миллионов евро, но уже после года эксплуатации решили расширить проект. Город стал заметно свободнее от чадящих автобусов, а пробки на дорогах значительно сократились. Кроме того, мадридское метро, перегруженное в часы пик, смогло за много лет перевести дух.
Примеру Мадрида последовали и другие города Испании: вскоре метро появилось и в промышленной столице севера страны, Бильбао. «Легкий поезд», так называют испанцы трамвай, перевозит до 180 пассажиров, причем без всякой толчеи и давки. Практичные испанцы выпускают на линии строенные составы, что значительно увеличивает их рентабельность.
ШВЕЙЦАРИЯ
Швейцарцы как всегда оказались впереди планеты всей. А именно, после почти полувекового перерыва, на рельсы вышел международный… трамвай. Да, да, вы не ослышались, именно трамвай возит пассажиров из швейцарского курортного города Базеля во Францию. Ранее этот маршрут собирает пассажиров в Германии.
В Цюрихе, финансовой столице страны, трамвай и вовсе является доминирующим видом транспорта: 63% пассажирских перевозок внутри города осуществляются именно трамваями. Недалеко от Цюриха отстает и Женева. В этом городе на берегу одноименного озера трамвай ежедневно перевозит до 30% пассажиров.
Швейцарские власти, озабоченные загазованностью городов, стимулируют интерес населения к использованию этого экологически безупречного транспорта. Специальные месячные проездные билеты дают право на бесплатные пересадки, а студенческие и туристические билеты предусматривают значительные скидки.
Подавляющее большинство кантонов Швейцарии отказались от строительства метро в своих городах, справедливо полагая, что трамвай безопаснее и тише, а инфраструктура для трамвайных линий — значительно дешевле.
Источник
По Европе на трамвае: города, где точно стоит прокатиться
Трамвайное сообщение в Европе переживает настоящий бум. Там, где однажды от трамвая отказались, его возродили и стали активно развивать. Так произошло, например, в Ницце, Палермо и Мадриде. Трамвайные сети стали строить и там, где их никогда не было: Лондон обзавёлся трамваем в 2000 году, в Афинах первые вагоны забегали в 2004-м.
Думаю, не за горами время, когда появится ещё больше необычных маршрутов и туристы будут выстраиваться в очередь, скажем, на летающий трамвай. А пока и на земле есть на чём прокатиться, чтобы получить особые впечатления. Где же ходит самый длинный в мире трамвай, где — бесплатный, а в каком можно наесться сырного фондю?
Лиссабон: трамвай старинный
- Маршрут: Martim Moniz — Campo Ourique.
- Цена билета: 3 € (≈ 212 руб.) у водителя, 1,5 € (≈ 106 руб.) по проездному.
- Где садиться: на Martim Moniz или Campo Ourique.
В столице Португалии шесть городских маршрутов, представленных как большими современными вагонами, так и старинными «таратайками». В ином городе эти цветные трамвайчики с тесным салоном и жёсткими сиденьями давно бы отправились в утиль или служили экспонатами в историческом музее. Но в Лиссабоне они лихо проносятся по чрезвычайно узким улочкам, совершая круг почёта по колоритному туристическому маршруту.
Со скрипом и грохотом проезжая буквально вплотную к стенам домов и веренице припаркованных автомобилей, они везут галдящую толпу, состоящую из туристов вперемешку с лиссабонцами. И если для последних это способ избежать утомительных пеших подъёмов и спусков, то для путешественников — забавный аттракцион и must-have экскурсионной программы.
Сувенирные лавки Лиссабона пестрят открытками и магнитами с изображением такого маленького жёлтого трамвайчика. Крепко зацепившись дугой за провода, он упорно ползёт вверх по крутой улице. Это визитная карточка города — трамвай номер 28.
Днём он ходит часто: с интервалом в восемь-девять минут, поздним вечером — всего лишь три-пять раз в час. Но именно в это время значительно выше шанс избежать огромных очередей на посадку и проехаться сидя. Чтобы гарантированно попасть в эту «коробчонку», лучше всего отправляться на начальную или конечную станцию : на других, заполненная до отказа, она может и не остановиться.
Разглядывая цветастые улицы из трамвайных окон, нужно внимательно смотреть и за своими вещами: не исключено, что где-то в этой разношёрстной, радостно улюлюкающей толпе затесались опытные карманники. Но это, пожалуй, единственный недостаток поездки. Всё остальное: шум, гвалт, резкие торможения, нависающие на подножках пьянчужки (и такое бывает, видела) — расценивается как неотъемлемое веселье и незабываемый колорит Лиссабона.
Будапешт: трамвай двусторонний
- Маршрут: Jászai Mari tér – Közvágóhíd.
- Цена билета: 350 форинтов (≈ 75 руб.).
- Где садиться: на любой остановке на берегу Дуная.
Ещё один жёлтый трамвай с туристических открыток — будапештский, с цифрой 2 на лбу. Справедливости ради скажу, что не только этот маршрут представляет интерес в венгерской столице. Вся трамвайная сеть уникальна: одна из крупнейших в мире, она пользуется даже большей популярностью, чем местное метро.
Трамваев много не бывает
Подумать только: почти 40 маршрутов! Катайся не хочу, особенно если купить Budapest Card . Здесь можно увидеть и самые длинные в мире трамваи — 54-метровые «Сименсы», и красивые испанские CAF, и уже пожилые, но по-прежнему бодрые венгерские Ganz — как раз такие и красуются на местных сувенирах.
Когда в первый раз встречаешь местный трамвай, может случиться маленький взрыв мозга: почему он едет задом наперёд? Спокойствие! Едет он совершенно нормально, просто двери расположены по обеим сторонам, а водительских кабин две: спереди и сзади. Этакий Тянитолкай: ему совершенно всё равно, в какую сторону идти, а на конечной можно обходиться без разворотных колец.
Итак, наиболее популярный у туристов маршрут — номер 2. Он курсирует между станциями Közvágóhíd и Jászai Mari Ter, выходит на рейс в 4:40 и закругляется только после полуночи. За 20-минутную поездку вдоль Дуная можно окинуть взглядом главные достопримечательности города, включая Парламент, мосты Эржебет, Свободы и Цепной, башни Рыбацкого бастиона и отель Gellert.
Ты скажешь, что всё это лучше рассматривать во время долгой пешей прогулки? Всё именно так! Но, уютно устроившись у окна трамвая № 2, так приятно «отполировать» свои впечатления и дать наконец терпеливым ногам немного отдохнуть. Если же окажешься в Будапеште в рождественскую пору, тебе можно искренне позавидовать: венгерские трамваи одеваются в праздничную иллюминацию — и это сказочно красиво!
Прага: трамвай ностальгический, привилегированный
- Маршрут: Královka — Zvonařka.
- Цена билета: 24 кроны (≈ 65 руб.) на 30 минут, 32 кроны (≈ 87 руб.) на 90 минут.
- Где садиться: на любой остановке маршрута.
Если ты не поездил на пражском трамвае, считай, не был в Праге. Ладно-ладно, был, но не узнал её до конца. Трамвай — гордость чешской столицы, и он имеет абсолютное преимущество на дороге — даже перед пешеходами! Но такое положение вполне заслуженно: по Праге ездят 35 маршрутов. Кстати, девять из них выходят на линию поздно вечером и курсируют всю ночь. Так что смело можно гулять допоздна, не переживая, что в ночи придётся вызывать такси.
Вагонов в трамвайном парке Праге без малого тысяча! Львиную долю занимают «Татры» разных модификаций: модернизированные и потому вполне комфортные. А на специальном ностальгическом маршруте № 23, запущенном в марте 2017-го, все 18 трамваев — старые добрые Tatra T3, оформленные в стиле ретро.
Сидя в этих милых, лупоглазых трамваях из детства, можно любоваться Пражским Градом, Национальным театром и другими достопримечательностями эклектичной красотки Праги — маршрут проходит по историческому центру. Tatra T3 с табличкой «23» выходят на линию с 8:30 утра до 7 вечера: в будние дни с интервалом в полчаса, по выходным в туристический сезон — через каждые 15 минут.
Предъявите «ездынку»!
Главное — не забыть купить проездной — «ездынку» — и прокомпостировать её при входе в трамвай. Автоматы по продаже билетов есть на каждой остановке: даже если забыл купить его заранее, это можно сделать перед посадкой. Ну а если есть симка местного оператора, разовый билет можно купить по СМС .
У пражских трамваев удобное и понятное расписание, они ходят минута в минуту и довольно часто. Рекомендую скачать DPP Info — мобильное приложение всего общественного транспорта Праги. С его помощью можно узнать, как добраться до нужной остановки, сколько это будет стоить и какое время займёт дорога.
Грац: трамвай бесплатный
- Маршрут: между остановками Südtiroler Platz, Kaiser-Josef-Platz, Südtiroler Platz, Dietrichsteinplatz, Schlossbergplatz, Finanzamt, Dietrichsteinplatz, Jakominiplatz.
- Цена билета:бесплатно ; вне бесплатной зоны — от 2,5 €.
- Где садиться: на остановках со специальными наклейками.
Невозможно представить Австрию без штруделя, ещё труднее — без зелёного трамвая в Граце — втором по величине городе страны. Трамвай здесь — основной вид транспорта. Местные власти и жители так ценят его историю, что тут даже есть Музей трамваев . Здесь представлены четыре десятка исторических вагонов, самый старый из них — 1873 года выпуска!
По праздникам некоторые экспонаты тематически украшаются и выводятся на улицы. На исторических вагонах совершаются заранее запланированные туры, летом по выходным устраиваются бесплатные экскурсии. Современный же подвижной состав представлен разными моделями: есть и «семидесятники», и низкопольные Bombardier.
Как это бесплатно?
В исторической части города (Altstadt), между Jakominiplatz и Hauptplatz есть особая транспортная зона, в пределах которой поездки не тарифицируются. Остановки, которые входят в эту зону, помечены специальными стикерами. Кататься бесплатно можно круглый год, в любой день недели и в любое время дня. Грац — первый европейский город, где применена такая инициатива. Она была введена властями совместно с Ассоциацией туризма. Её цель — повышение привлекательности исторического центра для туристов и местных жителей.
Цюрих: трамвай элитный, гастрономический
- Маршрут: исторический центр.
- Цена билета: 85—95 франков (≈ 5500—6150 руб.).
- Где садиться: а площади Bellevue.
Желаешь прокатиться на «Пони», «Кобре» или вообще на «Слепой корове»? Тогда тебе срочно нужно в Цюрих. Именно так называются трамвайные вагоны, курсирующие по улицам самого крупного швейцарского города. Трамвай здесь — главный общественный транспорт, он перевозит две трети всего пассажиропотока и способен доставить туриста куда угодно, даже привезти из аэропорта.
Не против выложить от 85 до 95 франков (≈5500–6150 ₽) за поездку на трамвае и совместить её с изысканным ужином? Тогда выбирай, что больше по душе: горячее сырное фондю, изысканный ароматный хамон и прошутто или фирменные блюда национальной кухни кантона Тичино.
Фото: Devansh587 / Shutterstock.com (слева) и PixHound / Shutterstock.com (справа)
С середины июня по середину сентября на рейс выходит Welt der Schinken Tram, с сентября по конец ноября — Ticino-Tram, а с ноября по февраль за вечернюю романтику отвечает Fonduetram. Места за столиками трамвая-ресторана продаются заранее , и уже сейчас можно, например, сделать себе новогодний подарок. Учти, что алкоголь в стоимость поездки не включен, а меню (как и рассказы о городских достопримечательностях) здесь только на немецком языке. И конечно, не опаздывай: трамвай отправляется от площади минута в минуту – ведь в Цюрихе все работает как швейцарские часы.
Бюджетный вариант
Если же 85 франков за поездку считаешь расточительством, покупай обычный билет (от 2,7 франков, или ≈ 180 ₽) — и прокатись на простом трамвае по центру Банхофштрассе (одной из самых дорогих в мире торговых улиц) или через четырехкилометровый тоннель, где трамвайное движение вдруг становится левосторонним. Этот туннель был построен ещё в 1971 году, когда власти Цюриха планировали одарить город метрополитеном. Но простым гражданам это нововведение было не по нраву — и они единодушно отклонили его в ходе референдума. Так Цюрих остался без метро, но приобрёл вот такую интересную особенность. Тоннель находится между остановками Schwamendingerplatz и Milchbuck.
Бильбао: трамвай зелёный
- Маршрут: Atxuri — La Casilla.
- Цена билета: 1,5 € (≈ 106 руб.).
- Где садиться: на любой остановке.
Если ты уже наездился на уличных эскалаторах в Барселоне, поплавал на лодочке по севильской площади Испании и проехался над Мадридом на фуникулёре, самое время прокатиться на удивительном трамвае в северной жемчужине Испании — городе Бильбао.
Его трамвайная сеть — одна из самых новых в Европе: работает с 2002 года. Здесь единственная 4,4-километровая линия и маршрут всего один — с 14 остановками. Зато какой: в печатлений, пардон за каламбур, — вагон! Трамвай идёт вдоль реки, и из его окон видны главные достопримечательности города, включая причудливый серебристый цветок Музея Гуггенхайма и пронзающую небо башню Iberdola.
В чём же особенность трамваев Бильбао? Во-первых, здесь ездят вагоны, которые выпускаются исключительно местной компанией. Да, это CAF, которая производит трамваи для Будапешта, но для себя бискайская компания делает особенные, не похожие ни на какие другие вагоны. И кстати, они тоже двусторонние. Во-вторых, местами рельсы проложены прямо по зелёным газонам, которые футуристичные утюги бискайского трамвая гладят очень мягко и аккуратно.
Фото: clemente lasala / Shutterstock.com (слева) и jose maria luis / Shutterstock.com (справа)
Итак, трамваи в Европе пользуются не только популярностью, но и большим уважением. Их изображают на открытках, в честь них открывают музеи, им уступают дорогу пешеходы… Для местных жителей и бывалых путешественников красивый и комфортный трамвай давно стал привычным транспортом. Но иногда поездка на нём способна впечатлить и стать настоящим туристическим развлечением!
Источник