Стран переживающие переходный период

Страны с переходной экономикой и их особенности

Государства, которые находятся в процессе перехода от централизованного командно-административного управления к рыночной экономике называются странами с переходной экономикой.

В результате распада социалистической системы в конце 80-х годов XX века образовалась группа стран, которым предстояло совершить переход к основам рыночных отношений. Причем, государства постсоветского пространства должны были создать несуществующие ранее хозяйственно-политические институты рыночной экономики.

Классификация стран с переходной экономикой

Страны Центральной и Восточной Европы: Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Македония, Польша, Румыния, Сербия, Хорватия, Черногория;

Страны Балтии: Латвия, Литва, Эстония;

Страны СНГ: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан;

Страны бывших советских республик, не входящие в состав СНГ: Грузия, Украина;

Страны Азии: Вьетнам, Камбоджа, Китай, Монголия, Лаос.

Характеристика экономики переходного периода

Суть состояния переходной экономики заключается в преобразовании политической и экономической основы действующей системы, развитии новых форм и создании базиса для перехода к рыночной экономике. Этот переходный процесс характеризуется инерционностью из-за давления существующих отношений и форм собственности.

Переходная экономика имеет ряд ключевых особенностей. Рассмотрим каждое по отдельности.

Переплетение старых и новых экономических форм, и отношений

Переходная экономика характеризуется смешением как старых, так и новых форм хозяйственных связей, типов собственности, типов взаимодействия между физическими и юридическими лицами, участвующими в производстве, обмене, распределении и потреблении благ.

Элементы предыдущей системы: государственные предприятия, совхозы и колхозы, производственные кооперативы, личные подсобные хозяйства, функционирующие в новых условиях, изменяют свои функции и содержание. Вместе с этим появляются новые элементы, не существующие в старой экономической системе: биржи, коммерческие банки, фермерские хозяйства, негосударственные фонды, частные предприятия.

Многоукладность

Для переходного периода характерно наличие различных форм осуществления хозяйственной деятельности, организации хозяйства, форм собственности.

Например, в России на данный момент существует государственная и частная собственность. Развитие частного производства объединило труд и капитал. Это привело к появлению двух направлений в отношении частной собственности:

  1. На основе наемного труда – это предприятия, собственниками которых не являются наемные работники;
  2. На основе коллективных форм собственности – это акционерные общества, коллективные предприятия, коллектив арендаторов.

Неустойчивость развития

Экономика переходного периода характеризуется поиском новых форм экономических отношений на существующем старом базисе. Так как не созданы новые экономические институты и правила, происходит конфликт интересов, допускаются ошибки и просчеты.

Альтернативность развития

Развитие событий имеет фактор многовариантности. Существует возможность выбора наиболее благоприятного исхода. Однако не всегда экономические реформы дают ожидаемый эффект. В результате могут сформироваться различные варианты хозяйственного уклада.

Преобразования в аграрной сфере России привели к формированию многоукладной экономики сельского хозяйства, основанной на разных способах экономической деятельности:

  • коллективный сектор (приемники колхозов и совхозов – крупные сельхозпредприятия, на долю которых приходится 52% производимой продукции);
  • личные подсобные хозяйства (доля производимой продукции составляет 45%);
  • фермерские хозяйства (доля в общем объеме производимой продукции – 3%).

Таким образом, для российского села характерно сосуществование различных хозяйственных укладов.

Противоречивость

Возникающие противоречия между субъектами хозяйственной деятельности могут привести к конфликту интересов между слоями общества и социальным катаклизмам.

Особенности переходного периода в странах СНГ

Сложность переходного периода в странах, бывших в составе СССР, обусловлена рядом сложившихся негативных факторов:

  • разрыв хозяйственных связей после развала СССР;
  • неконтролируемая приватизация ключевых государственных предприятий;
  • закрепление валюты – доллара США;
  • резкое падение темпов производства;
  • дефицит товаров и услуг;
  • резкое падение национальной валюты;
  • дефицит госбюджета;
  • на фоне гиперинфляции и снижения ВВП расслоение и обнищание населения.

Бюджетные ограничения привели к безработице и демографическому кризису. Одним из выходов в создавшейся ситуации оказалась «шоковая терапия». Классический пример – Польша. Однако, введение «шоковой терапии» не дало ожидаемого эффекта. Высокая инфляция привела к падению уровня жизни большей части населения и, как следствие, к усилению социального неравенства.

Особенности переходного периода в странах Азии

Экономические реформы в странах азиатского региона происходили при более благоприятных условиях, чем в европейских странах: устойчивая политическая ситуация, развитый сельскохозяйственный сектор.

Начальный этап переходного периода в странах Индокитая охарактеризовался тяжелой инфляцией, но жесткая экономическая политика позволила снизить ее до приемлемого уровня. В отличие от европейских стран, рост производства стран азиатского региона оставался положительным. Эта ситуация сложилась благодаря тесной взаимосвязи с сельскохозяйственным сектором и реформам в использовании земли.

  • Реформы в Китае стимулировали сельское население, предоставляя среднесрочную аренду сельхозугодий и свободу в использовании излишков.
  • Во Вьетнаме пересмотрели условия владения землей и разрешили реализовывать излишки по рыночным ценам через собственные торговые точки.

Выбранная стратегия не может быть реализована в европейских странах, где существует крупный промышленный сектор с меньшей долей сельскохозяйственного производства.

Проблемы экономики переходного периода

Основной проблемой переходного периода является отсутствие институтов рыночной экономики. Новые экономические организации и субъекты хозяйствования только формируются, что вызывает трудности в функционировании рыночных отношений.

По мнению экономистов, переходный период должен длиться в среднем 15 лет. В наиболее развитых странах Центральной и Восточной Европы этот процесс завершится в ближайшее время.

В России преобразования идут медленнее. С одной стороны, это связано с политическим кризисом на Украине, который замедлил темпы роста стран с переходной экономикой. С другой стороны, тормозит отсутствие новых экономических форм и институтов рыночных отношений.

Условно, этап перехода завершится, когда будут достигнуты темпы роста объемов производства докризисного периода и улучшится уровень жизни большей части населения России.

Источник

Стран переживающие переходный период

Нынешняя Россия переживает третий переходный период в своей истории. Первый переходный период (1861 – 1913гг.) – это переход от феодализма к капитализму. Второй, длившийся с 1917 по 1937 годы – это переход от капитализма к социализму. Нынешний переходный период, начавшийся в августе 1991г., означает обратный процесс – переход от социализма к капитализму. Вместе с Россией этот переход осуществляют еще 27 стран Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР, в также Китай и Вьетнам, Албания, Армения, Азербайджан, Беларусь, Босния и Герцеговина, Болгария Венгрия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Македония, Молдавия, Монголия, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Хорватия, Чехия, Эстония, Югославия.

В странах с переходной экономикой проживает 8,1% всего населения мира. Однако их доля в мировом ВВП невелика и составляет 5,8% (1999г.). Уровень ВВП на душу населения в этих странах составляет около 60% от среднемирового уровня.

Переходный период- это период времени, когда страна переходит от одной исторической ступени развития к другой. Это время, в течение которого экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.

Переходный период – необходимый и закономерный этап в эволюции экономических систем. Это положение впервые было высказано К. Марксом в «Критике Готской программы»:

«Между капиталистическим и коммунистическим обществом, писал К. Маркс, — лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата»» (К. Маркс и Ф. Энгельс Сочинения Т.19, с.27.).

Проблемы переходного периода от капитализма к социализму рассматриваются в работах ВИ. Ленина «Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата» (1919г.) и Н.И. Бухарина «Экономика переходного периода». Сейчас идет обратный процесс – переход от командной экономики к рыночной, так что теория того переходного периода не может быть перенесена на нынешний.

Содержанием переходного периода является «посткоммунистическая трансформация общества». Под этим термином понимаются глубокие преобразования во всех сферах жизни общества: в экономике, политическом и государствено-административном устройстве, в социальной сфере, в идеологии, во внутренней и внешней политике. В этом ряду экономическая трансформация занимает центральное место, поскольку успехи и неудачи экономических реформ в значительной степени определяют общественно-политическую ситуацию в целом. В экономической трансформации главную роль играют так называемые «институциональные преобразования», то-есть реформа собственности и отношений между хозяйствующими субъектами. Основным методом преобразований выступает либерализация. Либерализм (в переводе с латинского – свободный) означает невмешательство государства без особой необходимости в экономическую жизнь предприятий и граждан. Кроме того, ограничивается государственное регулирование сферы отношений между экономическими субъектами, например, фирмами и банками, минимизируется налогообложение и государственные расходы, обеспечивающие стимулы экономического развития и капитализацию доходов. Особое направление либерализации – разгосударствление экономики.

Россия, вставшая на путь либерализации экономики, провела ее в следующих направлениях: 1) был снят административный контроль над ценами и производством; 2) отменены:

— квотирование экспорта и импорта;

— множественность обменного курса.

Разумеется, все перечисленные инструменты государственного регулирования не были ликвидированы полностью, а остались в ограниченном масштабе. Они необходимы для регулирования естественных монополий, отраслей, имеющих особое значение для национальной безопасности или для защиты внутреннего рынка от импорта товаров, производство которых субсидируется в станах их происхождения.

Либерализация экономической жизни России понимается как освобождение принимающих конкретные хозяйственные решения рыночных субъектов от произвола чиновников, предприятий – от сверхтяжелого налогового пресса. Предполагалось, что либерализм должен органично сопрягаться с государственным протекционизмом в экономике в виде следующих форм:

а) защита государством интересов предприятий и отраслей отечественной экономики во взаимоотношениях с иностранными фирмами;

б) обеспечение отечественным производителям разумных преимуществ, недопущение дискриминации этих предпринимателей со стороны зарубежных государств.

Переходный период – это период глубоких изменений в системе институтов. Одни институты командной экономики прекращают свое существование, другие трансформируются в рыночные институты, а третьи возникают впервые. Поэтому о переходном периоде говорят как о периоде институциональной трансформации. Эта трансформация включает:

— изменение формальных (договор) и неформальных условий хозяйствования;

— изменение отношений собственности (приватизация);

— возникновение новых субъектов хозяйственной деятельности (коммерческих банков, бирж, инвестиционных фондов, страховых компаний и т.д.);

— структурные изменения в экономике (появление и развитие малого предпринимательства).

Значение институциональной трансформации в переходный период состоит в том, что рыночное поведение хозяйствующих субъектов может опираться только на рыночные институты. Если они не созданы, то экономические субъекты будут вести себя не как субъекты рыночной системы, а как субъекты административно-командной системы. Поэтому институциональная реформа, и прежде всего разработка «правового поля» деятельности экономических агентов, первична по отношению к другим экономическим реформам (структурной, аграрной, налоговой и т.д.). Особенно важно, чтобы рыночные институты образовывали цельную и связанную систему. Изолированные одиночные рыночные институты не только не эффективны, но и не всегда работают по законам рыночной экономики. Даже в рамках административно-командной системы иногда допускалось существование рыночных институтов. Например, в Польше при социализме преобладала частная собственность на землю. Однако агарные отношения строились все-таки по законам командной экономики, потому что именно эта система определяла «правила игры».

Какова продолжительность переходного периода, то-есть время формирования рыночных институтов? Большинство ученых экономистов считает, что 10-20 лет. Это прогноз, но он основывается на практике постсоциалистической трансформации наиболее развитых стран Восточной Европы – Венгрии, Польши и Чехии. Основные преобразования в этих странах завершены в течение 10 лет, хотя переходный период еще не закончен. В России, где реформы идут значительно труднее, переходный период, по прогнозам заканчивается в 2010г., то-есть продлится примерно 18 лет. Началом переходного периода является смена политического строя в стране. В России это произошло в 1991г. в результате подавления августовского путча (ГКЧП), распада СССР, самороспуска Верховного Совета СССР и вынужденного отказа от власти Президента М.С. Горбачева.

В Венгрии некоммунистические силы пришли к власти в 1989г. в результате мирных парламентских выборов. В Польше, Чехословакии, Болгарии изменение политического строя в 1989-1990гг. сопровождалось демонстрациями и забастовками, но в основном носило, как и в Венгрии, мирный характер.

По каким критериям можно судить о завершении переходного периода?

Во-первых, это возникновение цельной системы рыночных институтов. Применительно к России это означает завершение рыночных реформ: приватизации, рыночной реформы предприятий, структурной реформы, реформы государственных финансов, налоговой реформы, социальной и аграрной реформ.

Во-вторых, начало устойчивого экономического подъема.

В–третьих, интеграция в мировую экономику.

В-четвертых, формирование большого и сильного среднего класса

Источник

Читайте также:  Денежные агрегаты развитых странах
Оцените статью