Стран является структурной основой

Структурная политика государства.

Структурная политика — система мер направленных на формирование необходимых общегосударственных, внутриотраслевых и межотраслевых и региональных пропорций. Цель структурной политики состоит в том, чтобы обеспечить сбалансированное развитие экономики, техническое совершенствование производства на основе использования достижений науки и техники, социальную защиту населения и рост его благосостояния

Важным компонентом всякой структурной политики является нацеливание — скоординированные государственные мероприятия по мобилизации производственных ресурсов в целях помощи национальным производителям в избранных отраслях стать более конкурентоспособными на мировом рынке.

Основным направлением структурной политики государства является повышение конкурентных преимуществ экономики страны через достижение четырех взаимосвязанных целей[4]:

1. Содействие повышению конкурентоспособности отечественных производителей товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках и обеспечение структурного маневра в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки, и отраслей сферы услуг.

2. Исправление накопленных структурных деформаций — реструктуризация убыточного сектора экономики, искусственно поддерживаемого системой бюджетных субсидий, невостребуемых налоговых недоимок и неплатежей естественным монополиям, решение проблем монопрофильных городов.

3. Завершение трансформации существующих малоэффективных институтов экономики “переходного типа” (структуры государственной собственности, товарных и финансовых рынков, инновационных механизмов, системы государственного регулирования и ряда других) в институты, отвечающие требованиям современной рыночной экономики.

4. Ускоренное развитие и перестройка экономической системы, предприятий и рынков в процессе общемировой экономической трансформации, проходящей на базе новых информационных технологий, усиления глобальных и региональных интеграционных процессов.

Читайте также:  Укажите страну которая является для россии соседом второго порядка

Важнейшей задачей является диверсификация экспорта с постепенным увеличением доли продукции обрабатывающих отраслей с относительно высокой добавленной стоимостью, на конкретных узких сегментах рынка, где имеются выраженные конкурентные преимущества. В частности, продукции промежуточных и высоких переделов лесопромышленного, металлургического и химического комплексов, авиапромышленности, атомной промышленности, энергетического машиностроения, отдельных сегментов рынка судостроения, вооружений, услуг космического комплекса.

Вопрос 41

Стабилизационная политика государства — это совокупность государственных мероприятий, направленных на смягчение экономических колебаний в краткосрочном периоде с целью поддержания полной занятости и оптимального уровня инфляции.

Стабилизационная политика, сочетающий меры фискальной и монетарной политики, называется смешанной (комбинированной).

На эффективность стабилизационной политики влияют следующие основные факторы:

— состояние национальной экономики;

— лаг стабилизационной политики;

— ожидания субъектов национальной экономики (производителей и потребителей).
Источник: http://xppx.org/business-machine/161-finansovyj-rynok/2200-stabilizatsionnaya-politika-gosudarstva

Сущность первого фактора заключается в том, что в странах со слабо развитой рыночной инфраструктурой, банковской системой, неустойчивой национальной валютой и преобладанием административных методов воздействия над экономическими средства стабилизационной политики преимущественно неустойчивы и малоэффективны.
Сущность второго фактора заключается в том, что стабилизационные меры влияют на экономику не сразу, а с некоторой задержкой во времени (временной лаг). Они могут быть внутренними и внешними
Третьим важным фактором является ожидания субъектов экономики. Они играют значительную роль в процессе принятия решений экономическими субъектами. Так, домохозяйства, определяя объем потребления и сбережений, выходят из ожиданий относительно своих будущих доходов, возможного уровня инфляции и общей экономической и политической ситуации в государстве; инвесторы опираются на свои ожидания будущей доходности инвестиционных проектов.
Источник: http://xppx.org/business-machine/161-finansovyj-rynok/2200-stabilizatsionnaya-politika-gosudarstva

Вопрос 42

Деньги— это средство, выражающее ценности товарных ресурсов, участвующих в данное время в хозяйственной жизни общества, универсальное воплощение ценности в формах, соответствующих данному уровню товарных отношений. Такое определение построено на понятии ценности, которое больше соответствует принятому в мировой науке подходу к деньгам.

В другом определении деньги — это абсолютно ликвидное средство обмена, которое обладает двумя свойствами:

§ обменивается на любой другой товар;

§ измеряет стоимость любого другого товара (эта функция выражается в цене и в масштабах этих цен).

Сущность денег раскрывается в пяти функциях:

§ Средства сбережения и накопления

Денежные агрегаты – это совокупность различного вида денег, объединённых между собой по признаку быстроту обналичивания денег.

Основные денежные агрегаты условно обозначаются М0, М1, М2. М3.

Денежный агрегат М 0 — это совокупность всех высоколиквидных денег. М 1, являются средства, аккумулированные на расчётных и текущих банковских счетах.Часть денежной массы представлена векселями, сертификатами, облигациями, срочными вкладами. Эти платёжные и покупательные средства обладают низкой ликвидностью, так как получение наличных денег по ним связано с определёнными условиями. Эти денежные средства составляют агрегат М2.

Основные денежные агрегаты заканчиваются совокупностью денег, обозначенной М 3. К этому агрегату относятся государственные ценные бумаги.

Денежная система — это устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически, закреплённое национальным законодательством. Денежная система определяет денежный знак, имеющий хождение в данном государстве.

Различают два типа денежных систем: системы металлического обращения и системы обращения денежных знаков, когда золото и серебро вытеснены из обращения неразменными на них кредитными и бумажными деньгами. Системы металлического денежного обращения, в свою очередь, делятся на биметаллические и монометаллические системы.

Товарно-денежное обращение — это и есть рынок с большой буквы. Рынок — историческое название сложного явления, а товарно-денежное обращение — научно-логическое. [1]

Товарно-денежное обращение содержит в себе возможность разрыва актов купли-продажи товаров, возможность экономических кризисов перепроизводства. [2]

Зрелое товарно-денежное обращение из условия возникновения капитала становится собственным продуктом его жизнедеятельности. Товар и деньги превращаются в результат воспроизводства капитала. При этом воспроизведение исходных элементов системы денежных отношений значительно усложняется и искажается. Это обусловлено следующими обстоятельствами.

Источник

§ 1. Структурная организация государства

Под структурной организацией государства сле­дует понимать государственный аппарат и его органы.

Государственный аппарат — это сложный механизм управле­ния обществом, представляющий собой систему государственных органов, посредством которых функционирует государство.

Структурными компонентами этого механизма являются госу­дарственные органы. Понятие орган государства используется в двух значениях: в широком смысле орган государства есть орган вла­сти; в узком смысле — это орган, выполняющий определенные за­дачи и функции.

Государственный орган как часть государственного аппарата имеет свой предмет ведения (содержание деятельности) и компетен­цию (строго определенныТ^Тблномочия). Государственный орган реализует свою компетенцию путем издания предписаний общего характера (нормативных актов) и правовых предписаний индиви­дуального характера (актов применения) в форме постановлений, распоряжений, приказов, инструкций, решений.

Органы государственного аппарата имеют определенную струк­туру, полномочия, задачи и цели и действуют в строго определен­ных рамках. Государственный орган создается под определенные функции и при наличии правовых оснований для его образования. Органы государства должны располагать материально-технически­ми и финансовыми средствами для выполнения возложенных на них функций.

Для органов государственного аппарата характерны следую­щие отличительные признаки: ^правовая основа их деятельности; наличие властных полномочий; осуществление действий от име­ни государства/\’издание обязательных для исполнения норматив- 140

но-правовых и правоприменительных актов; работа служащих в государственных органах на профессиональной основе.

Источник

Discovered

О финансах и не только…

Структурная перестройка национальной экономики

Структура национальной экономики: понятие, виды

Структура экономики — это соотношение различных элементов экономической системы, которое характеризует пропорции народного хозяйства и состояние общественного разделения труда.

Количественно характеристику структуры экономики можно определить как долю отдельных структурных элементов в составе всей структуры:

где
dai — количественное значение элемента ai;
Σai — сумма всех элементов структуры.

Национальная экономика состоит из ряда отраслей и подотраслей, детальный перечень которых можно посмотреть в Классификаторе видов экономической деятельности.

Структура экономики имеет важное значение для обеспечения сбалансированного, эффективного и стабильного развития национального производства, удовлетворения потребностей общества в кратко- и долгосрочных периодах.

В практике государственного регулирования обычно выделяют следующие основные виды структуры:

  • воспроизводственная;
  • отраслевая;
  • региональная (территориальная);
  • социальная;
  • структура внешнеэкономических связей.

Воспроизводственная структура национальной экономики

Воспроизводственная структура характеризуется соотношением отдельных компонентов валового выпуска по стоимости (фондов замещения, потребления, накопления) и по материально-вещественному составу (средствам производства и предметам потребления); оценивается доля отдельных составляющих в валовом выпуске.

Фонд замещения в воспроизводственной структуре включает стоимость материальных затрат и амортизацию. Его высокая доля в валовом выпуске свидетельствует о ресурсозатратности экономики.

Фонд потребления охватывает потребительские расходы населения и других субъектов рынка.

Накопление выделяют валовое и чистое. Валовое накопление охватывает чистое накопление и амортизацию. Чистое накопление является аналогом чистых инвестиций, а валовое — валовых инвестиций. Между потреблением и чистым накоплением существует определенное противоречие. Это объясняется тем, что накопление в какой-то мере ограничивает потребление. Но в то же время чистое накопление является источником расширенного воспроизводства, что способствует экономическому росту. Увеличение накопления ведет к сокращению возможностей потребления, и наоборот.

Основным регулирующим фактором развития экономики является норма накопления (НН):

Норма накопления считается достаточной, если составляет примерно 25% от ВВП. Если доля накопления в ВВП меньше, то в экономике могут наблюдаться застойные явления, поскольку не хватает средств для восстановления устаревших основных средств. Тогда процессы воспроизводства не эффективны. Однако слишком высокая норма накопления (более 30%) одновременно снижает возможности потребления, что уменьшает фонд потребления в ВВП.

Отраслевая структура национальной экономики

Отраслевая структура экономики характеризует долю отдельных отраслей, крупных народнохозяйственных комплексов в общем валовом выпуске. Другими словами она характеризует вклад отдельных видов экономической деятельности, отдельных производств, отраслей в общий объем макроэкономических показателей — ВНП, ВВП.

Анализ отраслевой структуры экономики позволяет определить преобладающий тип развития (промышленный, аграрно-промышленный, аграрный), а также выявить основные факторы экономического роста — экстенсивные и интенсивные. Определяя отраслевые приоритеты, надо отдавать предпочтение развитию тех отраслей, которые имеют быстрый оборот капитала. Это, например, пищевая и легкая промышленность, а также отрасли, обеспечивающие их сырьем. Другая группа отраслей, требующих приоритетного развития — это наукоемкие отрасли промышленности: машиностроение, химическая, приборостроение.

Региональная (территориальная) структура национальной экономики

Региональная (территориальная) структура связана с характером размещения производительных сил по территории страны и выделяет два ее главных аспекта: экономико-географический и административный.

Экономико-географический аспект территориальной структуры народного хозяйства связан с выделением природно-экономических зон, крупных экономических районов, территориальных комплексов, промышленных и транспортных узлов и т.п. Административный — с административным делением страны на регионы, области, штаты, районы и т.п.

Региональная структура всегда многоотраслевая. Ее анализ включает определение производственной специализации региона.

Социальная структура национальной экономики

Социальная структура характеризует распределение народного хозяйства по формам собственности — государственной, коммунальной, частной, собственности международных организаций.

Инфраструктура характеризует материально-вещественные факторы и условия общественного воспроизводства и жизнеобеспечения населения страны в целом.

Структура внешнеэкономических связей национальной экономики

Структура внешнеэкономических связей показывает характер внешнеэкономической деятельности государства и место страны в мировом общественном разделении труда (характеризует соотношение между внешним и внутренним секторами).

Структура экономики, как и сама экономика не является стабильной, она постоянно изменяется под влиянием внутренних и внешних факторов, то есть имеет динамический характер. Динамика структуры народного хозяйства проявляется в исчезновении некоторых старых и появлении новых элементов экономики и изменении соотношения между ними. В этом заключается принципиальная схема структурных изменений. Таким образом, происходят структурные сдвиги, которые сопровождаются прогрессивными или депрессивными изменениями в экономике. Объективной основой этих сдвигов является несоответствие возможностей экономики ее общим потребностям.

Важнейшие пропорции развития экономики

Макроэкономические пропорции — это количественные соотношения между различными подразделениями и сферами общественного производства, отраслями, территориально-производственными частями национальной экономики.

Каждый тип национальной экономики имеет свои особенности формирования пропорций. В планово-регулируемых национальных экономиках они устанавливаются централизованно, в рыночных — на основе спроса и предложения, в смешанных — рынком с учетом регулирующего воздействия государства.

Макроэкономические пропорции образуют систему. В ней выделяют следующие их виды:

  • общеэкономические (народнохозяйственные) — пропорции (или соотношения) между крупными сферами национальной экономики, например:
    • между производством, потреблением и накоплением;
    • материальным и нематериальным производством;
    • между сферой производства и сферой услуг;
    • между производством средств производства и предметов потребления и т.д.;
  • межотраслевые — пропорции между отдельными отраслями (например, отраслями промышленности и сельского хозяйства, капитальным строительством и промышленностью и т.д.);
  • внутриотраслевые — между взаимосвязанными производствами в пределах одной области, например, растениеводством и животноводством в сельском хозяйстве;
  • межрегиональные — между различными региональными образованиями (областями), вклад которых в развитие экономики государства не одинаков;
  • трудовые — между численностью занятых трудовых ресурсов и незанятых; между численностью работающих в трудоспособном возрасте и численностью работающих в возрасте за пределами трудоспособного (пенсионеры, подростки);
  • межгосударственные — между отдельными государствами на основе международного разделения труда.

Также макроэкономические пропорции классифицируют по форме отображения, выделяя:

  • натурально-вещественные;
  • стоимостные;
  • пропорции распределения трудовых ресурсов.

Натурально-вещественные пропорции характеризуют соотношение между производством и потреблением отдельных видов продукции, например, между производством и потреблением стали, проката, автомобилей, сахара. Анализируются такие пропорции с помощью материальных балансов.

Стоимостные пропорции показывают соотношение между отдельными элементами стоимости ВНП: доходами в сферах материального и нематериального производства, доходами предприятий и населения.

Пропорции распределения трудовых ресурсов характеризуют соотношение трудовых ресурсов между производственной и непроизводственной сферами, городом и селом, отдельными регионами и тому подобное.

Изменение пропорций означает в конечном итоге изменение темпов роста элементов экономики, участвующих в определении данной пропорции. Важную роль играет и регулирование пропорций, ведь каждая национальная экономика стремится к установлению оптимальных пропорций, обеспечивающих наиболее полное удовлетворение общественных потребностей при наименьших затратах труда.

Экономическое развитие и экономический рост

Экономическое развитие общества — это эволюция его производительных сил и производственных отношений, которая происходит на базе расширенного воспроизводства.

Экономический рост — это расширение масштабов производства, рост выпуска продукции, увеличение национального дохода или валового национального продукта, то есть экономический рост характеризуется изменением объемов товаров и услуг, производимых в стране.

Мировой экономической истории известны два типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный.

Экстенсивный происходит благодаря увеличению количества факторов производства. Этот тип является простым типом экономического роста. Главное его преимущество заключается в том, что он позволяет обеспечить легкий путь повышения темпов хозяйственного развития, сравнительно быстро и относительно дешево увеличить экономический потенциал страны.

Интенсивный — это более сложный тип роста, поскольку решающую роль здесь играет НТП, соответственно этот тип роста предполагает высокий уровень развития производительных сил, техники, технологии, высокий профессиональный уровень работников. Интенсивный тип роста дает возможность преодолеть проблему ограниченности ресурсов.

В чистом виде в реальной жизни оба типа экономического роста не существуют отдельно, поэтому принято говорить о преимущественно экстенсивном или преимущественно интенсивном типе экономического роста в зависимости от степени превосходства одного над другим.

Экономический рост зависит от ряда факторов, которые принято классифицировать по различным признакам. Например, в зависимости от характера роста выделяют экстенсивные и интенсивные факторы.

Экстенсивные — факторы, приводящие к экономическому росту благодаря увеличению количества экономических ресурсов. Это, например, такие факторы, как увеличение объемов инвестиций при сохранении существующего уровня технологий; увеличение численности занятых работников; рост объемов сырья, материалов, топлива, используемых при производстве продукции.

Интенсивные — факторы, приводящие к экономическому росту путем более эффективного использования экономических ресурсов и повышения их качества. Например, повышение квалификации работников; лучшее использование сырья, материалов, земельных ресурсов; обновление и более эффективное использование основных фондов.

Также принято выделять факторы экономического роста в зависимости от экономических ресурсов, используемых при изготовлении товара (капитал, природные и трудовые ресурсы). Например, увеличение численности персонала предприятия относится к экстенсивным факторам развития, а увеличение производительности труда — к интенсивным; увеличение посевных площадей — экстенсивный фактор, повышение урожайности — интенсивный и т.п.

Экономическое развитие является многофакторным процессом, который отражает изменения во всех сферах хозяйственной жизни страны. Для определения уровня экономического развития страны используют систему показателей, например:

  • ВВП и НД, в том числе на душу населения;
  • производство и потребление основных видов продукции на душу населения;
  • показатели эффективности экономики;
  • уровень и качество жизни населения.

Основным показателем экономического развития страны является ВВП на душу населения. Именно этот показатель положен в основу международных классификаций, по которым все страны делятся на развитые и развивающиеся страны.

Об уровне экономического развития свидетельствуют показатели производства и потребления ключевых (базовых) видов продукции и услуг на душу населения — энергопотребление, автомобили, одежда, зерно, мясо, молоко, сахар, услуги образования, здравоохранения и тому подобное. Эти показатели свидетельствуют об удовлетворении потребностей страны в этих основных видах продукции.

В мировой практике экономический рост определяется и измеряется двумя способами:

  • годовыми темпами роста (в %) реального ВВП за определенный период времени;
  • годовыми темпами роста ВВП на душу населения (в %).

Организационно-экономические основы структурной политики государства

Структурная политика государства — это комплекс мероприятий по развитию отдельных элементов экономической системы, которые способствуют решение актуальных проблем общества, а также обеспечивают экономическое развитие и конкурентоспособность экономики.

Мировая практика хозяйствования сформировала два типа структурной политики: пассивный и активный.

Пассивная структурная политика сводится к созданию правовой базы для свободного перемещения факторов производства из одной сферы в другую, из одной отрасли в другую, из одного региона в другой. При этом структура экономики меняется вследствие изменения нормы доходности. Если в отрасли спрос превышает предложение, то это приводит к росту цен и увеличению нормы доходности. Капитал из других, менее прибыльных отраслей, переливается в эту отрасль, увеличивая тем самым производство товаров.

Активная структурная политика заключается в том, что, используя государственные рычаги, органы управления способствуют ускорению структурных сдвигов в экономике. Такими рычагами являются государственная программа структурных преобразований, прямое государственное инвестирование в программы структурной перестройки, создание специальных фондов, привлечение иностранных и частных инвестиций, кредитные и налоговые льготы.

Активная политика определяет приоритеты, прежде всего по совершенствованию отраслевой структуры экономики. При определении приоритетных отраслей выходят из следующих критериев: экспортного потенциала отрасли, перспектив спроса на продукцию отрасли на внутреннем рынке, решения проблем занятости населения, решения экологических проблем.

Учитывая это, приоритетными группами отраслей структурных преобразований являются:

  • наукоемкие и технологические отрасли — ракетно-космическая, самолетостроение, робототехника, биотехнологии;
  • отрасли АПК, для которых созданы лучшие природные условия, традиции производства — пищевая, кондитерская, консервная;
  • области транспорта, связи, телекоммуникаций — транзит нефти и газа, международные перевозки;
  • рекреационно-туристический и оздоровительный комплексы.

Источник

Оцените статью