Командная экономика: что это такое и какие признаки
В процессе развития человеческого общества естественным путем сформировалось несколько основных видов экономических систем, которые в итоге были приняты на вооружение многими государствами. В то время как вершиной этой эволюции считается рыночная экономика, а традиционная — удел слаборазвитых стран, особняком стоит командная, которую нельзя однозначно назвать плохим или хорошим вариантом организации хозяйственных отношений.
В этом материале мы в деталях разберем, что из себя представляется командный тип экономической системы, какими преимуществами и недостатками характеризуется и в каких странах он нашел применение.
Что такое командная экономика
Командная (или плановая) экономика — это экономическая система, для которой характерно главенство правительства страны в вопросах производственного регулирования и распределения ресурсов, которые находятся в общественной (а по факту в государственной) собственности. По своей сути это прямая противоположность рыночной экономике, поскольку здесь нет места частной собственности на средства производства, свободе предпринимательства и здоровой конкуренции.
Вместо этого создается централизованный экономический план (отсюда и название — плановая экономика), в котором прописывается, какие продукты, для кого и в каком количестве должны производить предприятия.
Рынок внутри государства с командной экономикой отсутствует как таковой, но присутствуют чисто формально к нему относящиеся элементы в виде сети торговых учреждений (государственных или кооперативных), через которые происходит реализация товаров населению.
Также смотрите подробное сравнение командной и рыночной экономики в видео ниже:
Сравнение рыночной и командной экономикиПризнаки командной экономики
Понять, что в стране установлен командный тип экономической системы, можно по следующим признакам:
- Государство контролирует все элементы экономики, начиная с производства товаров, заканчивая установкой цен на них и размеров заработных плат трудящихся;
- Большая часть производственных ресурсов принадлежит государству или находится в общественной собственности;
- Имеется общенациональный законодательно закрепленный план экономических мероприятий на определенный срок (например, пятилетки в СССР);
- Частное предпринимательство ограничено или вовсе отсутствует, так же, как и свободные деловые отношения между субъектами хозяйствования;
- Ярко выражен дефицит некоторых категорий товаров, а та продукция, которая имеется на полках магазинов, мало отличается по ассортименту и уровню качества;
- Централизованное распределение рабочих и финансовых ресурсов между предприятиями;
- Выделение значительной части госбюджета на нужды военно-промышленного комплекса;
- Высокий уровень занятости населения;
- Чрезмерная бюрократизация государственного аппарата;
- Присутствует ярко выраженная политическая идеология, противостояние которой считается преступлением.
Примеры командной экономики
Один из самых ярких примеров — Советский Союз (СССР), являющийся первой страной, которая в момент своего формирования сразу же полностью перешла на командную экономику и придерживалась этой системы весь период своего существования.
Частное предпринимательство в СССР было поводом для уголовной ответственности, поскольку противоречило идее централизованного управления экономикой. Также в отдельные периоды считалось преступлением отсутствие работы без уважительной причины в трудоспособном возрасте.
Повышенное внимание уделялось развитию военно-промышленного комплекса и выпускающих производственные средства отраслей — суммарно их доля в экономике достигала 70%. При этом по показателям ВВП Советский Союз всю свою историю значительно уступал странам Западной Европы.
В свое время примеру СССР последовали Куба, Германия, Китай, Вьетнам, Северная Корея и другие социалистические государства Европы и Азии.
В Германии командная экономика существовала в период расцвета национал-социалистической доктрины Третьего рейха (с 1933 по 1945 годы). Были широко распространены элементы централизованного планирования и активного вмешательства государства в экономические процессы.
Также во время Второй мировой войны применялась практика изъятия ресурсов и применения принудительного труда, в особенности на оккупированных территориях. Основной производственный акцент, конечно же, делался на военную технику и оснащение.
На Кубе командная экономика появилась с приходом к власти в 1959 году Фиделя Кастро. Была проведена национализация банков, а также ряда промышленных предприятий, земель и других видов собственности, в том числе принадлежащих зарубежным компаниям. В то же время были снижены тарифы на коммунальные услуги и медобслуживание для населения, введена карточная система.
Впоследствии почти во всех странах с командной экономикой произошло ослабление централизации и ущемления частного предпринимательства, начался плавный переход к рыночным отношениям.
Исключением до сих пор является Северная Корея (КНДР) — полностью закрытая уже более 60 лет страна с плановой мобилизационной экономикой, сосредоточенной на аграрном и промышленном секторах с уклоном в тотальную милитаризацию.
Командная экономика: плюсы и минусы
Если взглянуть на опыт государств с командной экономикой, можно прийти к выводу, что основными недостатками таких систем являются:
- Централизованное управление, которое за счет субъективности приводит к несбалансированному развитию отраслей и экономическому застою;
- Сложная неповоротливая бюрократическая система, работающая по шаблонам и делающая невозможным оперативное принятие эффективных экономических решений;
- Отсутствие конкурентной среды и стремление к выполнению плана пагубно сказывается на качестве и ассортименте производимой продукции;
- Дефицит товаров, на которые есть спрос, и перепроизводство менее востребованной продукции;
- Чрезмерные затраты природных, финансовых и трудовых ресурсов на оборонное производство;
- Низкий уровень жизни, отсутствие свободы слова и ущемление прав населения.
К положительным сторонам командной экономики можно определить:
- Относительно стабильное развитие и отсутствие неопределенности в экономике, благодаря заранее составленному плану;
- Возможность мобилизации экономической системы для производства самой необходимой продукции в кризисных ситуациях;
- Отсутствие ярко выраженного социального расслоения за счет централизованного уравновешивания доходов;
- Высокий уровень занятости населения.
Несмотря на наличие некоторых явных плюсов, история говорит о слабой эффективности и жизнеспособности командной экономики.
Источник
Discovered
О финансах и не только…
Административно-командная экономика
Административно-командная экономика (централизованно-плановая экономика) — экономика, основанная на общественной собственности на средства производства, централизованном планировании и директивном руководстве всеми сферами жизни общества.
Административно-командная (или командно-административная) система — экономико-управленческий термин, обозначающий способ организации общественных отношений, для которого характерны:
- жесткий централизм хозяйственной жизни на базе государственной собственности;
- использование внеэкономических, в частности, идеологических методов управления;
- господство партийно-государственной бюрократии при отсутствии реальной экономической свободы и подлинной демократии.
Главная черта административно-командной экономики — господство государственной собственности практически над всеми экономическими ресурсами (земля, недра, предприятия, финансы и т.п.). Соответственно, народное хозяйство представляется единой «фабрикой», а центральные планирующие органы решают что, как и для кого производить, т.е. определяющим фактором является предложение товаров и услуг, а не спрос, как в рыночной системе. Такие условия неминуемо порождают монополию и бюрократию, что снижает стимулы к развитию. Однако у административно-командной экономики есть и положительные моменты: развитие социальной сферы, свободный доступ к образованию, медицинскому обслуживанию и др.
К странам с административно-командной экономикой относились бывшие социалистические страны, теперь — КНДР. Ядром административно-командной экономики являлась экономика СССР. Она сложилась в начале 30-х гг. XX в., ее образованию предшествовали два периода после Октябрьской революции: годы так называемого военного коммунизма в условиях интервенции и гражданской войны (1917-1920) и период новой экономической политики (нэп, 1921-1928).
Для военного коммунизма была характерна система конфискаций, реквизиций, продовольственной разверстки («продразверстки») и запрета рыночной торговли. В период нэпа в СССР было 5 экономических укладов:
- социалистический, в который включались государственная собственность на землю, национализированные промышленные предприятия и банки, железнодорожный и водный (кроме лодочного) транспорт;
- мелкотоварный уклад, охватывающий многочисленных в то время зажиточных крестьян, именуемых середняками — они считались «центральной фигурой земледелия»;
- частнокапиталистический уклад, представленный хозяйствами крестьян-кулаков в деревне, частных торговцев, частных предпринимателей в мелкой и средней по объему промышленности;
- государственный капиталистический уклад в форме концессий, аренды, смешанных государственно-частных предприятий с долевым участием;
- патриархальный уклад, представленный крестьянами, производившими продукцию для личного и внутрихозяйственного потребления, и редко прибегавшими к рынку.
В годы нэпа продовольственный налог (продналог), сменивший жесткую продразверстку, оставлял часть произведенной продукции для реализации на рынке. Он имел дифференцированный характер в зависимости от имущественного положения крестьян.
В 30-е гг. многоукладное хозяйство перестало существовать, рыночные элементы были полностью вытеснены. 1929 год вошел в историю советской экономики как «год великого перелома». Партийные и государственные органы провели «сплошную» коллективизацию деревни путем создания колхозов.
Однако при этом были «ликвидированы как класс» кулаки и зажиточные крестьяне, чьи хозяйства имели высокую товарность. В результате, начиная с 30-х гг. в структуре сельского хозяйства главенствовали колхозы — коллективные хозяйства, совхозы — имеющие государственный характер; МТС — машинно-тракторные станции, являвшиеся государственной собственностью (как и совхозы, они находились на хозяйственном расчете). Совхозы получали доход от сдачи своей продукции в фонд государственных заготовок. При выполнении плана заготовок они имели право реализовать сверхплановую продукцию на колхозном рынке по ценам, складывающимся на нем в зависимости от спроса и предложения. МТС при сверхплановой обработке земли получали право на дополнительную оплату в натуре и также реализовывали продукцию на рынке по свободным ценам.
Процесс форсированной индустриализации страны, осуществленный в эти же годы, существенно изменил структуру ее экономики. Во-первых, в рамках всего народного хозяйства резко возросла доля производства средств производства по сравнению с производством предметов потребления. В 1927-1928 гг. производство средств производства составило 49%, а производство предметов потребления 51%; в 1937 г. соответственно 57% и 43%.
Во-вторых, в том же направлении изменилось соотношение в рамках промышленности. В 1927-1928 гг. производство средств производства для тяжелой промышленности составляло 39,5%, а для легкой — 60,5%, в 1937 г. — соответственно 57,8% и 42,2%.
Введенные в 30-е гг. в эксплуатацию новые промышленные предприятия строились главным образом за счет государственного бюджета и являлись государственной собственностью. Поэтому процесс индустриализации сопровождался значительным ростом государственной собственности, которая именовалась социалистической.
Доля государственных предприятий в основных фондах промышленности СССР составляла в конце 30-х гг. около 90%. Это служило фундаментом административно-командной экономики. Важную роль в данной системе играло государственное директивное планирование. В экстремальных условиях, вызванных войной, разрухой, голодом и другими массовыми бедствиями, применение административно-командной экономики вполне оправданно, поскольку позволяет быстро сосредоточить материальные, финансовые и людские ресурсы на решении жизненно важных для общества задач.
Административно-командная экономика основана на распределении имеющихся ресурсов и полученных с их помощью доходов. Распределение производится на основе определенной программы, принимающей форму плана, в котором очень детально расписываются все направления распределения ресурсов и получения доходов. Этот план носит директивный характер и обязан к исполнению, поэтому административно-командная экономика именуется зачастую как директивная экономика.
Хозяйственная самостоятельность предприятий и организаций в административно-командной экономике в значительной мере ограничена. Действуют плановые задания, которые детально определяют доводимые до каждого предприятия в виде подробной росписи натуральные и стоимостные показатели. Распределение материально-технических средств (машин, оборудования, сырья и материалов) и реализация готовой продукции также строго регламентированы.
В целом административно-командная экономика — хозяйство малоэффективное, трудно реформируемое и характеризуется постоянным дефицитом производственных ресурсов и товаров для потребления населения. Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежными коренные социально-экономические преобразования почти во всех социалистических (коммунистических) странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации, в результате чего с большей или меньшей скоростью там строится современная рыночная экономика.
Источник