5. Социалистическая (советская) правовая семья
Социалистическая правовая семья (или социалистические правовые системы) была создана первоначально в России в результате Октябрьской революции 1917 г., а после второй мировой войны и в ряде государств Восточной Европы, Азии и Латинской Америки, провозгласивших социалистический путь развития. В настоящее время сохранилась на Кубе, в Северной Корее, в Китае и Вьетнаме (с существенными изменениями).
Норма права всегда рассматривалась как общее правило поведения.
социалистическое право несет на себе многие черты континентальной системы права (признание нормы права как общего правила поведения, сходные процессуальные начала, правовая методология), оно существенно отличается от других правовых систем.
• господство государственной собственности на средства производства;
• особая система политического устройства с безусловным доминированием коммунистической партии;
• законодательное признание руководящей роли коммунистической партии во всех сферах жизни (документы партии по юридической силе приравниваются к нормативным актам);
• глубокая идеологизированность права;
• концепция права как силы, теснейшим образом связанной с государственной политикой, способствующей построению коммунистического общества.
• отрицание теории разделения властей, а также различий между частным и публичным правом;
• признание безусловного приоритета интересов государства, общества над частными интересами личности;
• законы только на бумаге провозглашают полновластие народа, широкие права и свободы граждан, однако на практике действенные механизмы и гарантии их реального осуществления отсутствуют;
• полное подчинение судебных органов коммунистической партии;
• фактическое слияние партийного принуждения с государственным.
В настоящее время Россия движется по пути формирования правового, демократического, социального государства, общенародного по своей сущности. Это позволяет прогнозировать сближение ее правовой системы на новом уровне с романо-германской правовой системой, возможно заимствование некоторых достоинств прецедентного права.
в большинстве государств, в свое время ставивших перед собой цель строительства социализма и коммунизма, правовые системы тоже находятся в стадии реконструкции и обновления. Осуществляются демократические преобразования политической системы, повышение роли представительных органов, их влияния на жизнь общества, усиление заботы о правах и свободах личности, их материальной гарантированности, а, кроме того, и внедрение новых рыночных отношений, обеспечение и охрана всех форм собственности.
4.2. Система права: понятие и структура
Система права – это совокупность связанных между собой норм права и их объединений (институтов, отраслей и подотраслей), существующих в государстве.
Система права отражает внутреннее строение национального права как цельного правового явления, состоящего из единых по назначению и внутренне согласованных правовых норм, разделенных на отдельные части – отрасли и институты права.
Для системы права характерны единство и взаимосвязь норм, ее составляющих, они не могут функционировать изолированно. Любой структурный элемент, извлеченный из системы права, лишается системных функций, а следовательно, и социальной значимости. Кроме того, сложное внутреннее строение права объясняется большим разнообразием общественных отношений, которые оно отражает и регулирует.
таким образом, система права, существующая в государстве, носит объективный характер, определяется фактическим социальным строем общества и государства и необходимостью урегулирования конкретных общественных отношений. законодатель может вносить в систему права известные коррективы, изменения (например, выделить, осознав потребность в этом, ту или иную отрасль права или, напротив, объединить их, установить тот или иной институт, принять те или иные нормы, акты и т.д.), но в принципе система права от него не зависит, нельзя ее заново создать, отменить, перестроить.
В зависимости от конкретного содержания тех общественных отношений, которые регулируются нормами права, система права включает в себя различные части – элементы.
Элементы системы права
1. Норма права – это первичный элемент системы права, общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспеченное его принудительной силой.
Норма права устанавливает запрет на совершение каких-либо действий или обязанность совершить какое-то действие или предоставляет право на его совершение.
2. Институт права (правовой институт) – это относительно обособленная группа юридических норм, регулирующих однородные общественные отношения определенного вида и являющихся составной частью отрасли права.
Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни.
Все отрасли права состоят из правовых институтов. Так, отрасль уголовного права включает институт преступления, институт уголовной ответственности, институт наказания и другие. В составе отрасли трудового права имеются правовые институты «трудового договора», «рабочего времени», в уголовном праве – институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве – институт исковой давности, институт дарения, сделки, купли-продажи; в государственном праве – институт гражданства; в административном – институт должностного лица; в семейном праве – институт брака и т.д.).
Правовые институты делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. Сколько отраслей, столько соответствующих групп институтов. По этому же признаку они подразделяются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые (смешанные), простые и сложные (комплексные), регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные).
Сложный или комплексный, будучи относительно крупным, имеет в своем составе более мелкие самостоятельные образования, называемые субинститутами. Например, институт поставки в гражданском праве включает в себя институт штрафа, неустойки, ответственности.
Регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих отношений, охранительные — на их охрану, защиту (типичны для уголовного права), учредительные — закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц, а также граждан (характерны для государственного и административного права).
Таким образом, система права представляет собой сложное, динамическое образование.
3. Отрасль права – это совокупность норм права, регулирующих относительно обособленную, качественно однородную сферу общественных отношений своим особым методом.
Отрасль права отражает и регулирует наиболее важные, относительно обособленные группы общественных отношений и является основным элементом системы права. Каждая отрасль права имеет свой особенный предмет и методы регулирования общественных отношений. В отличие от других структурных элементов системы права отрасль обладает относительной автономией: она способна к самостоятельному функционированию в общей системе права. Отрасль права состоит из отдельных групп юридических норм более локального характера, какими выступают институты права.
4. Подотрасль права – это совокупность институтов права, образующих внутри отрасли права относительно обособленную группу, нормы которой регулируют свои, чем-то отличающиеся, общественные отношения (например, в гражданском праве – авторское право, патентное, наследственное; в государственном – избирательное право; в трудовом – пенсионное; в земельном – горное, водное, лесное и т.д.).
Традиционно право условно делится на право частное и право публичное. Критерием этого деления выступает характер взаимоотношений между отдельным лицом и государством в лице его компетентных органов.
деление права на частное и публичное имеет принципиальное значение.
Частное право объединяет отрасли права, регулирующие отношения, обеспечивающие прежде всего частные интересы, независимость и инициативу собственников в их деятельности, в том числе и в личных неимущественных отношениях. К этим отраслям относятся те отрасли, в которых индивид выступает самостоятельным, независимым субъектом права: гражданское право, трудовое право, торговое право, семейное право и т. д. Отраслям частного права в большей степени присущи диспозитивные правовые нормы.
Публичное право объединяет те отрасли, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий публичный интерес. К ним относятся конституционное право, финансовое право, административное право, уголовное право и т. д. Для публичного права более характерны правовые нормы императивного типа.
Все отрасли права по своему характеру могут быть разделены на отрасли материального права (регулируют реально складывающиеся между людьми и их объединениями отношения – трудовое, гражданское, уголовное и т. д.) и отрасли процессуального права (определяют порядок разрешения споров, конфликтов, расследования и судебного рассмотрения преступлений и иных правонарушений, т.е. регламентируют чисто процедурные или организационные вопросы, имеющие, однако, важное, принципиальное значение). В соответствии с Конституцией у нас признано пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный и конституционный.
Основные отличительные признаки отраслей права:
1. Предмет правового регулирования – то, на что направлено действие норм (качественно определенная группа общественных отношений).
В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:
а) субъекты — индивидуальные и коллективные;
б) их поведение, поступки, действия;
в) объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют свой интерес;
г) юридические факты (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений.
2. Метод правового регулирования – совокупность приемов, способов, механизмов воздействия на конкретную сферу отношений.
Метод отвечает на вопрос, «как, каким образом право осуществляет свою регулятивную роль». От методов в значительной мере зависит эффективность правового регулирования, достижение выдвигаемых при этом целей. Каждой отрасли права присуща определенная комбинация общеправовых (универсальных) и частных методов регулирования.
Универсальными методами правового регулирования считаются запрет, предписание, дозволение; методы императивный и диспозитивный; убеждение и принуждение.
К частным методам регулирования, присущим отдельным отраслям права, можно отнести метод субординации и властного приказа (административное право), метод поощрения (трудовое право), метод автономии и равенства сторон (типичен для процессуальных отраслей права), метод рекомендаций (характерен для хозяйственного и предпринимательского права),
Таким образом, главным, материальным критерием разграничения норм права по отраслям является предмет, поскольку он имеет объективное содержание, предопределен самим характером общественных отношений. Метод же служит дополнительным, юридическим критерием, так как произволен от предмета. Самостоятельного значения он не имеет, но в сочетании с предметом способствует более строгой и точной градации права на отрасли и институты.
Источник
История развития социалистической правовой семьи
В течение почти всего XX столетия наряду с другими правовыми семьями развивалась еще одна правовая семья. Речь идет о социалистическом типе права, вызвавшем неодинаковую реакцию – от критики до признания. Критическая оценка многих принципов и положений социалистического типа права или признание некоторого его сходства (по структуре, понятиям) с романо-германской правовой семьей не помешали видным компаративистам признавать данную систему как реальность, подлежащую сравнительному изучению. Заслуживают внимания характеристики Р. Давидом социалистического права как разновидности правовых семей.)
Как справедливо отмечает Ю.А. Тихомиров, после распада Союза ССР и других социалистических государств произошла поспешная:перемена в оценках социалистического права. Фактическое его исчезновение дало повод считать данную систему не более чем историческим памятником. И ряд ученых-юристов, оценивая ее в критическом плане, поспешили вести речь о распространении на территорию бывшего Союза ССР принципов, институтов и норм зарубежного права, прежде всего романо-германской правовой семьи. Другие обнаруживают преемственность в прошлом и настоящем и призывают к формированию новой правовой семьи, в частности славянской. Следует отметить, что фактически многие нормы социалистического права были признаны в России и сохраняют силу до сей поры при соответствии их Конституции. В ряде стран – Куба, Китай, Северная Корея – действуют социалистические конституции и законы.
Социализм зарождался и строился в странах с разным уровнем экономического и общественного развития, резко различающихся между собой по укладам, историческим и национальным традициям. Социалистические государства существенно различались территорией, численностью населения, историей правового развития. Различны были история народов, населяющих эти государства, их религиозные верования и национальные традиции.
Идейную основу социалистических правовых систем составлял марксизм-ленинизм. К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин сформулировали основные характеристики социалистического права: его обусловленность социально-экономическим строем общества; классовость права как возведенной в закон воли экономически господствующего класса, орудия его политической власти; способность права оказывать значительное обратное воздействие на развитие социально-экономических и политических отношений. Они обосновали экономические, политические и идеологические предпосылки необходимости права в социалистическом обществе. Остро критикуя буржуазное право и доказывая необходимость его революционной отмены, они не выступали за ликвидацию в ходе пролетарской революции всякого права вообще. В.И. Ленин писал по этому поводу: «. не впадая в утопизм, нельзя думать, что, свергнув капитализм, люди сразу научаются работать на общество без всяких норм права, да и экономических предпосылок такой перемены отмена капитализма не дает сразу».
Социалистическая правовая система возникает только в результате социалистической революции, которая независимо от того, к мирной или немирной форме она осуществляется, выражается в революционном взятии государственной власти трудящимися во главе с рабочим классом.
Социалистическая революция изменила экономическое основы жизни общества, посягая на частную собственность как таковую, а не только на отдельные ее формы. Такому глубокому перевороту в экономических отношениях неизбежно соответствовал столь же глубокий правовой переворот. Речь идет об отмене и признании недействительными всех законов, охранявших и закреплявших существование старых органов государственной власти и старый правопорядок Этот переворот в правовой жизни выступал не как простое отрицание старого права, а как переход к высшему историческому типу права, включающий в себя некоторые старые правовые формы, которые использовались в интересах социалистического строительства.
Слом старого права являлся составной частью, результатом и следствием слома эксплуататорской государственной машины. Слом политических учреждений предшествовал и в значительной мере предопределял слом правовых учреждений.
Социалистическая правовая система возникла не стихийно, а при воздействии революционной партии. Руководящая и направляющая роль марксистско-ленинской партии являлась главным условием становления социалистической правовой системы.Формы (пути) возникновения социалистической правовой системы были самыми разнообразными, в зависимости от конкретного соотношения классовых сил, степени сопротивления эксплуататоров, демократических юридических традиций и других специфических национальных особенностей той или иной страны.
При возникновении и развитии новых, социалистических правовых систем выявились и способы их возникновения, имеющие общее значение: во-первых, посредством создания новых правовых источников; во-вторых, посредством использования старых юридических источников, в которые вкладывалось новое содержание, чем придавалось им новое социальное значение.
На становление зарубежных социалистических правовых систем существенное влияние оказала первая социалистическая правовая система – советская.
Советская правовая система предложила конкретные образцы юридических норм и институтов, которые были восприняты полностью или послужили образцом для создания сходных норм и институтов в других социалистических странах. Такое влияние советского правового опыта нашло свое выражение уже при разработке и создании первых конституционных законов во всех социалистических государствах.
Зарубежные правовые системы являлись разновидностями социалистического типа права, отражающими различные формы реализации общих принципов социалистического права. Они наряду с общими чертами обладали конкретными, своеобразными, национальными свойствами, отличающими их друг от друга.
Победа социалистических революций в ряде стран Европы, Азии и Латинской Америки привела к созданию мировой системы социализма. Его развитие сопровождалось совершенствованием правового регулирования отношений между социалистическими государствами. Социалистическое право регулировало отношения не только внутри одного социалистического общества, но и между социалистическими странами. Оно превращалось в международное явление.
Становление советской правовой системы начинается после победы вооруженного восстания в Петрограде в феврале 1917 г. и завершается во второй половине 30-х годов, когда государственная собственность безраздельно возобладала в экономике, а большевистская идеология столь же неоспоримо стала господствовать в духовной жизни общества, включая его правосознание. Такие молниеносные темпы в оформлении принципиально новой правовой системы сопоставимы лишь со скоростью, с какой грандиозные потрясения Bеликой французской революции и наполеоновских войн утвердили на Европейском континенте новые правовые институты.
Советское право принадлежало к одной из трех основных правовых систем современного мира – к семье социалистического права, являясь ее первым и классическим образованием. Правовые системы большинства стран, входивших в социалистический лагерь, ранее относились к романо-германской правовой семье, поэтому они сохранили с ней внешнее сходство. Так, в обеих правовых семьях – и в романо-германской, и в социалистической – норма права всегда понималась как общее правило поведения. В них сохранялись также прежняя юридическая терминология и старое, досоциалистическое деление права на отрасли. И тем не менее особенности социалистической правовой системы оказались настолько значительными, что она выделилась из романо-германской правовой семьи и образовала самостоятельную правовую семью – сначала в РСФСР – СССР, затем в странах Восточной Европы (1945–1950 гг.) и на Кубе (60-е годы).
После Второй мировой войны возникла восточноазиатская группа | социалистической правовой семьи – право КНР, Северной Кореи и Вьетнама, – развивавшаяся на основе средневекового китайского права, что обусловило ее своеобразие и особое положение по отношению к европейско-американской группе социалистического права.
Источник