Страной какого ситца назвал россию есенин
Актуальность темы: Гениальный поэт всегда современен. Стихи Есенина близки нам и нашему времени, так как они затрагивают и сегодняшние проблемы.
Гипотеза: На глазах у поэта умирала старая патриархальная Русь, что придет ей на смену? Что ждет Россию в будущем? Сумеют ли моря будущего сохранить красоту природы, любовь к земле, ко всему живому? А значит сохранить себя и род человеческий.
Объект исследования: лирика С. Есенина
Методы исследования: анализ, классификация, сопоставление и сравнение.
Мной поставлена цель: исследование поэзии Есенина и употребление в ней слов «Русь» и «Россия».
Исследование стихов: «Гой ты, Русь моя родная», «О Русь, взмахни крыльями», «Русь», «Русь советская», «Русь бесприютная», «Пугачев», «Анна … », «Песнь о великом походе» и др. (всего 38 стихотворений)
Его поэзия есть как бы разбрасывание
обеими пригоршнями сокровищ его души.
А. Толстой
Когда мы говорим о Есенине, то представляем себе портрет светловолосого, синеглазого юноши, ласково смотрящего на мир, из которого он сумел извлечь золотые россыпи народной поэзии. Сергей Есенин. В самом звучании этого имени слышны певучесть, музыка родных раздолий, шум зеленых дубрав. «Страна березового ситца» породила яркого, самобытного поэта, воспевшего в своих удивительных стихах ее синие озера, малиновую ширь полей, желтые дороги, седые вербы. Есенин создает зримые поэтические образы заросшего пруда, поля, белого сада. Сколько добра, красоты, любви к родным местам слышится в стихах поэта. Сергей Есенин – поэт невероятно интересный, со своей особенной творческой судьбой. Есенин начинал свой путь в литературе как типичный крестьянин-самоучка, а закончил его как великий русский поэт. Он оставил нам большое стихотворное наследие. Его язык очень богат и интересен.
Гениальный поэт всегда современен. Стихи Есенина близки нам и нашему времени, так как они затрагивают и сегодняшние проблемы.
Почему его стихи мы любим, учим наизусть? Почему и зимой, и ненастной осенью, и ранней весной на его могиле живые цветы?
На глазах у поэта умирала старая патриархальная Русь. Что придет ей на смену? Что ждет Россию в будущем? Сумеют ли моря будущего сохранить красоту природы, любовь к земле, ко всему живому? А значит сохранить себя и род человеческий. Такие вопросы задавал себе Сергей Есенин.
И я решила проследить употребление слов Русь и Россия в лирике поэта. Мной поставлена цель: исследование поэзии Есенина и употребление в ней слов «Русь» и «Россия».
Объект исследования: лирика С. Есенина
Методы исследования: анализ, классификация, сопоставление и сравнение.
Россия. Русь. Русская земля. Слова, близкие и понятные каждому из нас. Мы так привыкли к ним, что совсем не задумываемся над тем, всегда ли они имели сегодняшнее свое значение. Оказывается, совсем не всегда. Русь (Русская земля) — историческое название земель восточных славян. Впервые употребляется как название государства в тексте русско-византийского договора 911 года.
Происхождение имен Русь и Россия продолжает оставаться столь же загадочным, как и двести лет назад.
Русь и Россияв лирике Есенина не могут пониматься однозначно, как слова для обозначения определенной территории и государства. Энциклопедическая значимость этих собственных имен столь велика, что раскрытие и толкование их значений потребует тщательного анализа целого ряда стихотворений и поэм Есенина. И для этого я прочитала и исследовала 38 стихотворений.
Сам поэт прекрасно осознавал емкость смысла этих слов. Он говорил: «Россия! Какое хорошее слово. и «роса», и «сила», и «синее» что-то!»
Перелистывая томик поэта, убеждаешься вновь и вновь: каждая строка есенинских стихов — признание в любви родным полям, березам, перелескам. Отними у Есенина эту любовь — и он погибнет, ведь поэт живет и дышит Родиной:
Вижу сад в голубых накрапах,
Тихо август прилег к плетню.
Держат липы в зеленых лапах
Птичий гомон и щебетню.
Короткое слово Русь позволяет поэту лаконично и красочно создавать поэтические картины, так как ассоциативные связи слова Русь безграничны. Конечно, Есенин, употребляя это слово, отдавал дань не только народно — поэтической традиции, но и традиции демократической русской поэзии. Достаточно вспомнить строки из «Руси» И. С. Никитина:
Уж и есть за что,
Слова Н. А. Некрасова:
Ты и всесильная,
Впервые слово Русь С. Есенин употребил в 1912 году в стихотворении «Песнь о Евпатии Коловрате»:
Выручай ты, Русь, от лихости…
В 1914 году он пишет два стихотворения, в которых употребляет слово Русь: «Гой ты, Русь, моя родная…» и «Русь». В стихотворении «Русь» поэт так описывает свою Родину:
Ой ты, Русь моя, родина милая
Ой ты, Русь, моя родина кроткая
Вот где, Русь, твои добрые молодцы
В 1915 году С. Есенин пишет три стихотворения, в которых употребляется слово Русь: «Тебе одной плету венок», «В том краю, где желтая крапива» (Затерялась Русь в Мордве и Чуди), «На плетнях висят баранки» (Ты ли, Русь, тропой-дорогой разметала наряд?).
В стихотворении «Тебе одной плету венок» поэт любуется своей Родиной:
О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верую.
Гляжу в простор твоих полей,
Ты вся — далекая и близкая.
В стихотворении 1916 г. «Запели тесаные дроги» поэт словно бы запечатлел на полотне родные просторы:
О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
В дореволюционной лирике Есенина словоРусь обозначает страну патриархальную, сельскую, самобытную:
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа.
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза.
Примечательно, что слово Русьобозначает более объемное понятие, чем родная рязанская земля (говоря о родных местах, не прибегая к обобщению, поэт чаще использует слова край, сторона и др.). Именно любовь к Родине определила более частый выбор словаРусь и связанных с ним понятий: «родной край», «природа», «люди». Ой ты, Русь моя, милая родина; Ой ты, Русь, моя родина кроткая. В «Октоихе» (1917г.) Есенин показывает неразрывную связь Родины с понятием «Русь»:
О Русь, о степь и ветры,
И ты, мой отчий дом!
В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая. » в романтическом ключе показаны атрибуты «голубой Руси» — свет луны, «равнина дорогая», вербы, «золотые избы», «окрик журавлиный», шепот тополей.
Довольно часто Есенин выносит слово Русьв заглавия своих стихотворений и в названия поэтических сборников, при этом в каждом конкретном случае слово уточняется, конкретизируется соответствующим эпитетом: «Русь бесприютная», «Русь уходящая», «Русь советская».
Поистине многогранной представляется Русь в видении поэта: Звени, звени золотая Русь; задремавшая Русь; стережет голубую Русь; Русь моя, деревянная Русь; за березовую Русь; упадет на мужицкую Русь; Стихи про кабацкую Русь; Русь нечесаная, Русь немытая; За святую Русь; Ложноклассическая Русь; Буйственная Русь и мн. др.
Революционные преобразования в стране отразились на оценке слова Русь в лирике Есенина. В 1917 году С. Есенин написал семь стихотворений, в которых употребляет слово Русь: «Отчарь», «Октоих», «Пришествие», «Преображение», «О Русь, взмахни крылами», «О верю, верю, счастье есть», «Песни, песни, о чем вы кричите?». В самом начале революции Русь у Есенина — дремлющая, скрытая, патриархальная. Он писал:
Хорошо ивняком при дороге
Сторожить задремавшую Русь.
Звени, звени, златая Русь.
Русь первых лет Советской власти показана в динамике, в развитии. В «Голубени» еще можно было прочитать:
Молочный дым качает ветром села,
Но ветра нет, есть только легкий звон.
И дремлет Русь в тоске своей веселой,
Вцепивши руки в желтый крутосклон.
Этот дремотный мир должен быть разбужен, поэтому Есенин призывает к переменам: «О Русь, взмахни крылами, поставь иную крепь» и далее:
Довольно гнить и ноять,
И славить взлетом гнусь —
Уж смыла, стерла деготь
А в стихотворении «Отчарь» Есенин дает Руси определение «буйственная».
Есенин понимает, что старая патриархальная Русь должна уйти, и он, сожалея об этом, констатирует как факт неизбежный:
В 1924г. поэт признается:
«Учусь постигнуть в каждом миге
Коммуной вздыбленную Русь».
Если в 1919 году в стихотворении «Кобыльи корабли» Есенин спрашивает:
Русь моя, кто ты? Кто?
то в 1925 году в стихотворении «Мой путь» он писал:
Процесс этот был сложным для поэта. На протяжении нескольких лет (с 1918 по 1925 г.) Есенин в своих стихах постоянно употребляет слово Русь и признается в любви к этой патриархальной Руси. Умом он понимает, что настали новые времена, но сердцем он продолжает любить именно Русь, голубую, деревянную, патриархальную. Например, в стихотворении «Хулиган» он писал:
Русь моя, деревянная Русь!
Я один твой певец и глашатай.
Или в стихотворении 1918 года «О пашни, пашни, пашни»:
На сердце день вчерашний,
А в сердце светит Русь.
В самые крутые жизненные повороты, в минуты радости и отчаяния, веры и сомнения, удач и неудач Есенин был верен своей Родине, своему народу, и он совершенно искренне писал в1914г., в начале своей творческой биографии:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Эту любовь к Родине поэт пронес через всю свою жизнь. В «Руси Советской» Есенин, описывая перемены в родном краю, социальные преобразования, которые его удивляли, торжественно говорит:
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, —
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
В 1926г. П. Медведев утверждал, что «Есенин — не российский, а русский поэт. Русь — это имя его Родины».
На протяжении творческого пути поэта образ Руси, сохраняя высокую степень единства, все же менялся. От церковной Руси, земли-храма, он трансформировался в образ деревенской Руси, давшей «плоть и кровь» поэту, родины-матери. При всем тревожном мироощущении, которым овеяна лирика последних лет жизни поэта, с Русью будет связано ощущение чистого истока, духовного родника, из которого Есенин черпает силы для поэзии и жизни, с которым навсегда остается связанным тесными узами.
Слово Россия Есенин впервые употребил в 1916 году в стихотворении «Не в моего ты бога верила»:
Не в моего ты бога верила,
Россия, родина моя!
Я заметила, что в стихотворениях, написанных не на русской земле, преобладает именно слово Россия. Возможно, что в данном случае слово Русь воспринимается как не столь величественное. В «Персидских мотивах», например, поэт замечает:
Или снова, сколько не проси я,
Для тебя навеки дела нет,
Что в далёком имени – Россия –
Я известный, признанный поэт.
Россия понимается Есениным как нечто одушевленное, близкое, материнское. Он осуждает все злое, что делается в ущерб Родине. В поэме «Русь бесприютная» (1924г.), приводя рассказ монахов о жестокой расправе над красноармейцами в годы гражданской войны, Есенин включает свое авторское отношение, авторскую оценку:
Но эту дикость, подлую и злую,
Я на своем недлительном пути
Есенин противопоставляет Россию монархическую России народной. Суть дореволюционной России Есенин очень кратко и очень емко показал в стихотворении 1925г. «Мой путь»:
И снисходительность дворянства.
Может быть, именно поэтому в стихах Есенина 1910— 1917 гг. редко встречается слово Россия.
Не всегда социальные преобразования, происходившие в стране, были сразу понятны Есенину. В одном из черновых вариантов стихотворения «Возвращение на родину» (1924г.) были строки, отчетливо иллюстрирующие жизненную неуверенность поэта:
Россия! Кто ты? Марево иль путь?
Куда же мне, куда теперь идти?
Но поэт не мог не видеть новых явлений в самой жизни, строительства новых отношений в городе и в деревне. И в 1925г. он писал:
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.
И призывал поддерживать это новое:
Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Есенин никогда не отделял своей судьбы от судьбы родины и народа на крутом повороте истории. Он мог, как многие русские поэты, найти приют в какой-нибудь «благополучной» стране, обзавестись поклонниками и поклонницами — и прощай, Россия, с которой еще неизвестно, что будет. Но нет, Сергей Есенин предпочел быть с Родиной в самые тяжелые времена.
Исследовав 38 стихотворений С. Есенина, я пришла к выводу, что в поэзии С. Есенина более употребительно слово Русь.Из 38исследованных стихотворений слово Русь употребляется в 30. Это краткое слово позволяет поэту лаконично и красочно создавать поэтические картины,
так как ассоциативные связи слова Русь безграничны.
Примечательно, что слово Русь обозначает более объемное понятие, чем родная рязанская земля (говоря о родных местах, не прибегая к обобщению, поэт чаще использует слова край, сторона и др.). Именно любовь к Родине определила более частый выбор слова Русь.
Слово Россия употребляется поэтом реже, чем слово Русь. Из 38 исследованных, только в восьми стихотворениях употребляется слово Россия. Я заметила, что слово Россия преобладает именно в стихотворениях, написанных не на русской земле.
С. Есенин. Собрание сочинение в двух томах. М. «Советская Россия, 1990 г. «Современник».
Живой Есенин. Антология. Санкт-Петербург. «Амфора», 2005 г.
Б. Локшина. Поэзия С. Есенина в школьном изучении. Ленинград, «Просвещение»,1978 г.
Источник
Страной какого ситца назвал россию есенин
3 октября исполняется 125 лет со дня рождения Сергея Есенина. Когда мы настраивались брать у него интервью, то думали, что было бы прекрасно поговорить с великим поэтом об осени, березках и любви к родине. Но в итоге разговор получился немного о другом: о патриотизме, тайне русского мироздания, обманутом счастье и одиночестве. Не многие привыкли к такому Есенину, и нам показалось, что «Черный человек» глубоко проник в его сознание.
– Первый вопрос актуальный. В России растет число зараженных коронавирусом и есть опасения, что снова границы страны будут закрыты. Вы почти полтора года провели в путешествиях по Европе и США. Поделитесь, как русскому поэту ощущается за границей?
– Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом? Кроме фокстрота, там почти ничего нет. Там жрут и пьют, и опять фокстрот. Человека я там не встречал и не знаю, где им пахнет. В страшной моде господин доллар, на искусство начхать – самое высшее мьюзик-холл. Я даже книг не захотел издавать там, несмотря на дешевизну бумаги и переводов. Никому там это не нужно. Там все выглажено, вылизано и причесано так же почти, как голова Мариенгофа. Птички какают с разрешения и сидят, где им позволено. Ну, куда же нам с такой непристойной поэзией?
Это, знаете ли, невежливо так же, как коммунизм. Пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод и людоедство, зато у нас есть душа, которую там за ненадобностью сдали в аренду под смердяковщину. Там такая тоска, такая бездарнейшая «северянинщина» жизни, что мне постоянно хотелось послать это все к энтой матери. Лучше всего, что я видел в этом мире, это все-таки Москва.
– Вот вы сейчас говорите как очень воинственно настроенный патриот. По-вашему, любовь к родине должна быть такой?
– Я, при всей своей любви к рязанским полям и к своим соотечественникам, всегда резко относился к воинствующему патриотизму. Этот патриотизм мне органически чужд. У меня даже были неприятности в армии из-за того, что я не писал патриотических стихов на тему «гром победы, раздавайся», как меня очень просили, но поэт может писать только о том, с чем он органически связан.
– Судя по вашим стихам, ваша связь с родиной идет от любования красотой земли, природными состояниями…
– Нет, в первую очередь это сила нашего языка, которая идет от глубокой древности. Россия… Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то… В русской литературе за последнее время произошло невероятнейшее отупение. То, что было выжато и изъедено вплоть до корок рядом предыдущих столетий, теперь собирается по кусочкам, как открытие.
Наших предков сильно беспокоила тайна мироздания. Они перепробовали почти все двери, ведущие к ней, и оставили нам много прекраснейших ключей и отмычек, которые мы бережно храним в музеях нашей словесной памяти. Разбираясь в узорах нашей мифологичной эпики, мы находим целый ряд указаний на то, что человек есть ни больше, ни меньше, как чаша космических обособленностей. В «Голубиной книге» так и сказано:
У нас помыслы от облак Божиих…
Дух от ветра…
Глаза от солнца…
Кровь от черного моря…
Кости от камней…
Тело от сырой земли…
Наше современное поколение не имеет представления о тайне этих образов. Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца, цветы на постельном белье вместе с полотенцами носят не простой характер узорочья, это великая значная эпопея исходу мира и назначению человека.
– В ваших стихах Русь, по мнению критиков, обретает образ потерянного рая. У вас много христианской образности, но отношения с религией не сложились – почему?
– Христос для меня совершенство. Но я не так верую в него, как другие. Те веруют из страха, что будет после смерти? А я чисто и свято, как в человека, одаренного светлым умом и благородною душою, как в образец в последовании любви к ближнему.
– Как все эти красивые мысли о любви к ближнему и поэзии соседствуют с образом хулигана, похабника и скандалиста? Сергей, как вы дошли до жизни такой?
– Я встретил на пути жестокие преграды, и, к сожалению, меня окружали все подлые людишки. Не доверяя ничьему авторитету, я шел по собственному расписанию жизни, но назначенные уроки терпели крах. Постепенно во мне угасла вера в людей, и я перестал быть искренним со всеми. Кто виноват в этом? Конечно, те, которые, подло надевая маску, затрагивали грязными лапами нежные струны моей души. Тогда во мне поселились сомнения в ничтожестве человеческой жизни. Я осознал, что совершенно лишняя штука эта душа. С грустью, с испугом, но я научился говорить себе: застегни, Есенин, свою душу, это так же неприятно, как расстегнутые брюки.
– А как же любовь?
– Глупое сердце, не бейся! Все мы обмануты счастьем (Смеется. – Прим. авт.). Жизнь – это глупая штука. Всё в ней пошло и ничтожно. Ничего в ней нет святого, один сплошной сгущенный хаос разврата. Все люди живут ради чувственных наслаждений. Но есть среди них в светлом облике непорочные, чистые, как бледные огни догорающего заката… Я – один, и никого на свете, который бы пошёл мне навстречу такой же тоскующей душой. Тяжело мне жить на свете, не к кому и голову склонить, а если и есть, то такие лица от меня всегда далеко и их очень-очень мало, или, можно сказать, одно или два. Роковая судьба так всегда шутит надо мною.
– Вы ведь совсем молодой человек или это, как у нас модно говорить, кризис среднего возраста? Откуда такая щемящая тоска?
– Главным образом грустен потому, что дьявольски растолстел. Костюм не сходится. Белье приходится перепарывать. Черт знает что такое! Утром не могу без пота натянуть ботинки. Одним словом, стал вроде Сахарова. Живу скучно. Сейчас не пью из-за грудной жабы. Пока не пройдет, и не буду. В общем, у меня к этому делу охладел интерес. По-видимому, в самом деле я перебесился. Теперь бы жену, балалайку, сесть на дрова и петь вроде Коненкова: «Прошли золотые денечки» (Смеется. – Прим. авт.). А вообще, поэт должен всегда думать о смерти, чтобы острее чувствовать жизнь.
Интервью основано на письмах, дневниках и произведениях Сергея Есенина.
Источник