для стран Африки характерны самые высокие темпы урбанизации?
Уровень урбанизации в разных регионах мира различен. Наиболее высок он в Северной Америке, Зарубежной Европе, Латинской Америке и Австралии (71-75%); низкий уровень — в Зарубежной Азии (особенно в Южной и Юго-Восточной) и Африке (27-34%).
По темпам урбанизации резко различаются развитые и развивающиеся страны. В развивающихся странах темпы роста городского населения в 4,5 раза превышают темпы развитых стран. Наиболее высоки они в Африке и Зарубежной Азии, в странах, где уровень урбанизации сегодня наиболее низок. Высокие темпы роста численности горожан в развивающихся странах получили название “городской взрыв“. Он сопровождается ростом числа больших городов и городов-миллионеров.
Темпы урбанизации непосредственно связаны с ее уровнем. В развитых странах уровень урбанизации высок, доля городского населения во многих странах достигает 80% и более, поэтому дальнейший рост доли городского населения практически невозможен.
Особенностью процесса урбанизации в развитых странах стало явление субурбанизации — переезд части городского населения в пригороды. В США 60% жителей агломераций проживает в пригородах. Это связано с ухудшением экологических условий в крупных городах, удорожанием инфраструктуры.
Среди всех стран Африки самые высокие темпы урбанизации (6,3 процента в год, что в три раза выше среднемирового показателя) зарегистрированы в Малави.
Городские земли: Африка
В то время как большая часть (62,1 процента) населения Африки все еще относится к сельскому, темпы урбанизации, составляющие около 4 процентов в год, – самые высокие в мире, они примерно в два раза превышают средние общемировые показатели (United Nations Population Division 2001). По прогнозам, в течение ближайших 15 лет темпы роста будут в среднем держаться на уровне 3,5 процента в год, а это означает, что за период с 2000 по 2015 год доля африканцев среди городского населения мира увеличится с 10 до 17 процентов (United Nations Population Division 2001).
Наиболее высока доля городского населения в Северной Африке, где оно составляет 54 процента; затем идут Западная Африка (40 процентов) , Южная Африка (39 процентов) , Центральная Африка (36 процентов) и острова западной части Индийского океана (32 процента) . Наименее урбанизированным регионом является Восточная Африка, где только 23 процента населения проживают в городах (United Nations Population Division 2001).
Источник
Урбанизация в Африке — Urbanization in Africa
Урбанизация большей части Африки быстро продвигается, особенно к югу от Сахары . Подсчитано, что в 1900 году около 89% жителей жили в основном за счет земледелия, охоты и собирательства, кочевого скотоводства и рыболовства (Aase, 2003: 1), что означает, что 11% или меньше были городскими. В начале периода независимости в 1957 году 14,7% жителей Африки были городскими, в 2000 году этот показатель вырос до 37,2% и, как ожидается, вырастет до 49,3% в 2015 году, фактически с 3,76% до 3,35% в год (ООН, 2002). В Африке к югу от Сахары в 1960 году «только один город, Йоханнесбург , имел население в один миллион человек; . в 2009 году было 52 города с таким большим населением». Ожидается, что нигерийский город Лагос, который в 1963 году насчитывал 665 000 жителей (Rakodi, 1997) и 8,7 миллиона в 2000 году, к 2015 году станет 11-м по величине городом мира с 16 миллионами жителей (UN, 2002).
СОДЕРЖАНИЕ
Доколониальные времена
Долина Нила
Самые ранние известные города Африки возникли в долине Нила . Александрия была основана в Египте в 331 году до нашей эры и известна маяком Фарос, легендарной библиотекой и мученической смертью Гипатии Александрийской. Хотя в песках Египта было сохранено больше греческих папирусов, чем где-либо еще в древнем мире, из Александрии осталось сравнительно мало папирусов. В Африке к югу от Сахары было также много ранних городов. Мероэ (современный Судан ) был одним из крупных городов королевства Куш . В течение нескольких столетий после разграбления Напаты в 590 г. до н.э. мероитское царство развивалось независимо от Египта, достигнув своего расцвета во II и III веках до нашей эры. Мероэ продвинулся в технологии производства железа, а строительство зданий датируется как минимум 900 годом до нашей эры. Мероэ был крупным центром сельского хозяйства в период своего расцвета.
Аксум , столица Эфиопского царства, просуществовал с первого века нашей эры примерно до 10 века нашей эры. Он имел обширную торговую сеть с римским Средиземноморьем , южной Аравией и Индией , торгуя слоновой костью , драгоценными металлами, одеждой и специями. Аксумские каменные произведения искусства ( сохранились монолиты , свидетельствующие об их достижениях в разработке карьеров, резьбе по камню , террасировании, строительстве зданий и ирригации.
Западная Африка
Между 700 и 1600 годами нашей эры города в саванне Западной Африки возникли в результате транссахарской торговли. Наиболее известными из них были Кумби Салех , Тимбукту , Дженне и Гао . Арабские ученые, такие как Ибн Халдун , были очень важным источником исторических отчетов об этой области и в этот период. Важными технологиями были добыча золота , производство железа , гончарное и текстильное производство. В коммерческом и столичном центре империи Гана (в настоящее время не Гана ) Кумби Салех была разработана сложная экономическая система, включая налогообложение .
В лесном регионе Западной Африки города развивались среди народов йоруба , фулани , хауса, а также в Империи Ашанти и королевстве Бенин . Они были не только торговыми и политическими центрами, но и духовными центрами.
Центральная Африка
В центральноафриканском экваториальном регионе города можно было найти на территории нынешних Конго , Демократической Республики Конго , Анголы , Замбии , Руанды и Бурунди . На территории нынешней Демократической Республики Конго Мусумба был столицей Лунды .
Прибрежная Восточная Африка
Технологические разработки включали чеканку монет, медные работы, ремесленное мастерство, строительство лодок, хлопчатобумажный текстиль. Внешняя торговля была очень активной и важной с Азией и Аравией .
Южная Африка
Великий Зимбабве — один из самых известных доколониальных городов Африки. Его Великая оградка считается крупнейшим доисторическим сооружением в Африке.
Колониальные времена
С Берлинской конференцией 1884/85 в качестве основы Африка была разделена между европейскими державами. В 1914 году независимыми государствами остались только Эфиопия и Либерия , остальная часть континента находилась под контролем Великобритании , Франции , Португалии , Германии , Бельгии , Италии или Испании . Именно интересы этих держав управляли границами. На континенте почти не было городского населения, и колониальные державы не начали вкладывать большие средства в его «кусочки» (Hernæs, 2003a). Хорошим примером является протекторат Северной Нигерии , бюджет которого в 1900 году составлял 100 000 фунтов стерлингов, вооруженные силы из 2000 солдат хауса и 120 британских офицеров. При этом они должны были управлять огромной территорией с населением около 10 миллионов человек.
Экономическая и административная политика оказали наибольшее влияние на урбанизацию. Важные экспортные товары товарных культур (включая хлопок, кукурузу, табак, сахар, кофе, чай, пальмовое масло и арахис) и полезные ископаемые должны были транспортироваться в портовые города для экспорта. Для этого был нужен железнодорожный транспорт , а для работы колонии требовались администрация и персонал. Центральная администрация часто размещалась в портовом городе, но не было развитой сети малых и средних городов (Aase, 2003: 3).
Новые города размещались в существующем поселении или на совершенно новом месте. Совершенно новые города были специально разработаны в медной зоне для размещения горняков . Примеры включают Йоханнесбург и Кимберли в Южной Африке , Ндола и Китве в Замбии и Лубумбаши в ДР Конго .
Сильная централизованная политическая система также была важна в развитии ранних городских центров, например, в королевстве ндебеле при Мзиликази, а затем и в лобенгуле.
Некоторые города использовались, а некоторые игнорировались. Рядом с основными транспортными путями города росли, в то время как города, которые фактически игнорировались транспортом и администрацией, исчезли, например, Кукава и Дагомея .
Контакт с правительством и торговлей был возможен в транспортных и административных городах. Как следствие, инвестиции были вложены в эти города, что вызвало потребность в рабочей силе. Коммерческая политика экспорта сырья для финансирования колонии и развития Африки определяла способ роста городов.
В то же время колониальные державы осознали проблемы, связанные с урбанизацией. Сельская по вопросам городов миграция вытащила труд от сельской местности , где были сделаны важные экспортные товары. Африканцы обычно жили на небольших площадях и в плохих санитарных условиях. Поэтому они были предрасположены к таким заболеваниям, как малярия . Одним из ответных шагов колониальных правительств было отделение европейцев, азиатов и африканцев друг от друга и установление законов о контроле над притоком . В Южной Африке это привело к официальной политике апартеида с 1950 года. Эта политика также была особенно распространена в городах поселенцев, таких как Хараре , Лусака и Найроби .
В условиях экономической депрессии 1930-х годов цены на экспортную продукцию из Африки упали. Это, в свою очередь, привело к экономическому спаду и безработице. Рабочие на горнодобывающей промышленности до депрессии были в основном временными или сезонными, часто также подневольными. Поэтому рабочие жили в шахтерских городах вдали от дома, а их семьи — в сельской местности.
С 1920-х годов в Бельгийском Конго и с 1940-х годов в Южной Африке, Южной и Северной Родезии горнодобывающие компании начали отдавать предпочтение более постоянным работникам. Власти изменили свою политику, чтобы облегчить перемены, а через некоторое время также переселили семьи рабочих в города. Новая политика была направлена на усиление контроля властей над землей и ростом городов и облегчение жизни европейской администрации.
Эффект апартеида и аналогичной политики можно проиллюстрировать, сравнив темпы роста городов в южной части Африки и в остальной части Африки в 1950-х годах. Это также свидетельствует о том, что данная политика не сработала или неэффективна в других колониях: темпы роста городов в южной части Африки составляли около 3,3% по сравнению с примерно 4,6% для всей Африки.
По мере роста экономики росли и города. Колониальные власти начали усиливать политику развития, пострадавшую из-за депрессии 1930-х годов. Социальные службы, особенно начальные школы, но также и средние школы, а в конце колониального периода также были построены несколько университетов. Дальнейшее развитие получила важная инфраструктура, такая как гавани, электросеть и дороги. Все это вызвало рост администрации, рост экспорта и рост городов, которые еще больше выросли в постколониальный период.
Постколониальный период
Большинство сегодняшних африканских стран получили формальную независимость в 1960-х годах. Казалось, что новые страны очень верят в плановую экономику, независимо от того, как они обрели независимость. Правительство должно активно развивать страну, не только за счет создания инфраструктуры и развития социальных услуг; но также за счет развития промышленности и занятости. Многие полугосударственные компании сегодня остались «белыми слонами» и демонстрируют огромные инвестиции, сделанные в города в начале постколониального периода (Rakodi, 1997).
По многим причинам считалось, что централизация равняется сильному (могущественному) государству (правительству). Причины могли быть
- желание вызвать чувство национальной принадлежности, которое также привело к основанию совершенно новых столиц (будет упомянуто позже);
- отсутствие квалифицированных государственных служащих; кто-то должен был делать ту работу, которую делали колониальные офицеры, но в некоторых местах этих людей просто не существовало;
- опасения, что местные власти выступят против центральных властей. (Ракоди, 1997).
Централизация означала, что у компаний было еще больше причин обосноваться в и без того крупных капиталах, потому что это было ближе всего к власти. Фактически это привело к огромной концентрации инвестиций в городских районах. Например, в Нигерии, где 80% инвестиций, не связанных с сельским хозяйством, было потрачено в городских районах (Rakodi, 1997).
Новые города были основаны и в постколониальный период, но не по тем же причинам, что и в колониальный период. Морской порт Тема в Гане был построен в ожидании большого промышленного роста. Позже были построены новые столицы, вдохновленные запланированным городом Бразилиа в Бразилии . Это произошло в Малави ( Лилонгве ), Кот-д’Ивуаре ( Ямусукро ) и Нигерии ( Абуджа ) (Stock, 1995). Новые столицы должны были дать стране «новый старт», они должны были стать началом нового золотого будущего, обещанного освободительными политиками.
Поскольку ни одна из новых столиц не выросла более чем до полумиллиона жителей, они, вероятно, не оказали большого влияния на рост уже существующих городов. Можно сказать, что Тема имела успех, поскольку на сегодняшний день это самый важный порт, и вместе с Аккрой он представляет собой крупнейший мегаполис Ганы (The World Bank Group, 2001; ООН, 2003b; Obeng-Odoom, 2013).
Одновременно с усилением регулирования притока в Южной Африке этот вид регулирования был ослаблен в недавно освобожденных странах. Это привело к более сельской — городской миграции в недавно освободившихся странах (Rakodi, 1997), а также снижение стабильного роста урбанизации с 1950 по 1990 году в Южной Африке. Из рисунка 1 видно, что после окончания апартеида в 1990 году уровень урбанизации вырос с 2,29% до 3,41%, в то время как в остальной части Африки он продолжает снижаться. Отказ от правил контроля притока в 1986 году — часть этой картины. В период с 1988 по 1996 год город Блумфонтейн вырос на 51% (Министерство правительства Фландрии, 2001).
Страна / регион | 1950–1955 | 1955–1960 | 1960–1965 | 1965–1970 | 1970–1975 | 1975–1980 | 1980–1985 | 1985–1990 | 1990–1995 | 1995–2000 | 2000–2005 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Африке | 4,50 | 4,63 | 4,85 | 4,68 | 4,37 | 4,45 | 4,38 | 4,26 | 4,16 | 3,91 | 3,76 |
Восточная африка | 5,57 | 5,77 | 6,08 | 6,07 | 6,28 | 6,56 | 5,36 | 5,56 | 5,31 | 5.10 | 4,70 |
Южная Африка | 3,21 | 3,32 | 3,00 | 3,03 | 2,82 | 2,64 | 2,73 | 2,63 | 3,50 | 3,15 | 2,13 |
Южная Африка | 3,14 | 3,23 | 2,88 | 2,90 | 2,66 | 2,46 | 2,49 | 2,29 | 3,41 | 3,13 | 2,09 |
Рисунок 1: Среднегодовой рост урбанизации в% . Источник : World Urbanization Prospects: The 2001 Revision, FN 2002 . Восточная Африка включена, потому что это регион с наибольшим ростом урбанизации после 1950 года. Все цифры оценены, и особенно данные за 2000–2005 годы, поэтому неточны. |
Регулирование притока было активным в Южной Африке до 1986/90, в то время как в остальной части Африки оно было более или менее прекращено или не имело эффекта. Однако даже остатки этих правил могли повлиять на рост городов, поскольку они затрудняли получение земель, находящихся в законной собственности. Это снова привело к незаконному захвату земли.
Одна из причин, по которой люди хотят переехать из сельской местности в города, заключается в том, что они думают, что там будет лучше. Сравнение рейтинга ИЧР и уровня урбанизации в Африке может показать, что в этом убеждении есть смысл. Пять африканских стран, которые в 2001 году заняли первое место в Индексе развития человеческого потенциала Организации Объединенных Наций, также были одними из самых урбанизированных, см. Диаграмму 2.
Страна | Значение ИЧР | % городское население |
---|---|---|
Ливия | 0,783 | 88,0 |
Тунис | 0,740 | 66,2 |
Алжир | 0,704 | 57,7 |
Южная Африка | 0,684 | 57,7 |
Экваториальная Гвинея | 0,664 | 49,3 |
Рисунок 2: Цифры из ПРООН, 2003 г .: «Индекс человеческого развития» и «Перспективы мировой урбанизации, редакция 2001 г.» ООН. Значение ИЧР рассчитывается для каждой страны по уровню образования, ожидаемой продолжительности жизни при рождении и ВВП на душу населения (ППС в долл. США Страны ранжированы по значению ИЧР. |
В некоторых странах у сельских жителей было еще больше причин для миграции в города из-за более низких цен на продукты питания в городах, часто из-за давления со стороны профсоюзов . Это, в свою очередь, привело к снижению доходов в сельской местности и, следовательно, к увеличению миграции в городские районы. (Rakodi, 1997; Aase, 2003).
Наконец, следует упомянуть, что война и экономические проступки привели к разбавлению сельских ресурсов и периодически очень высокому уровню миграции из сельской местности в города. В конце 1980-х было только 18 африканских стран, которые не пережили военного переворота против своего правительства (Rakodi, 1997) (Написано Джозией Найду).
Резюме
Темпы урбанизации в Африке замедляются, как и темпы роста населения, во многом из-за ВИЧ / СПИДа (ООН, 2003a). Большие города Африки, вероятно, будут продолжать расти, но будущее, как всегда, остается неопределенным. В 1994 году ожидалось, что к 2015 году Лагос станет третьим по величине городом в мире с 24,4 миллионами жителей (Todaro, 1997), но в 2001 году этот показатель был скорректирован до одиннадцатого по величине города мира с «всего» 16 миллионами жителей (UN, 2002). . Это показывает, насколько неопределенными являются цифры и насколько непредсказуемо развитие населения Африки.
Очевидно, что, как и во всем остальном мире, на процесс урбанизации в Африке в основном повлияла экономика. Колониальные державы поместили порты, железные дороги и шахты в экономически стратегические места. Города как в колониальные, так и в постколониальные времена были экономически приоритетными. Люди приезжали в эти места из-за националистической гордости, работы, администрации, образования и социальных услуг. Исключение составляет Южная Африка, которая с ее строгим режимом контроля за притоком и политикой апартеида в определенной степени сумела контролировать рост городов. Тем не менее, это одна из самых урбанизированных стран Африки, в которой сейчас наблюдается низкий рост урбанизации.
Источник