- Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)
- Routes to finance
- 395 Ассоциация стран Юго Восточной Азии АСЕАН (Апрель 2021).
- Страны-члены и их экономика
- АСЕАН 3
- Он был сформирован после азиатского финансового кризиса 1997 года. Группа «Восточная Азия» была сформирована, чтобы создать видение сотрудничества между всеми 13 странами, чтобы еще больше не повторить еще один кризис.
- Южно-Китайское море проходит прямо через территорию АСЕАН. Это горячо оспариваемая группа крошечных островов, которые сидят на потенциальных запасах в 5,4 миллиарда баррелей нефти и 55. 1 триллион кубических футов природного газа. Это также один из самых богатых рыбных промыслов в мире.
- Однако страны также опасаются способности Китая доминировать в этом районе. Они не хотят, чтобы сотрудничество привело к их поглощению соседом.
- Аналитический доклад «АССОЦИАЦИЯ ГОСУДАРСТВ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ (АСЕАН)»
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)
А ссоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)
Дата создания: 8 августа 1967
Официальный сайт: http://asean.org
Количество членов: 10
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) образована 8 августа 1967 г. в Бангкоке. Членами АСЕАН являются 10 стран: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней-Даруссалам, Вьетнам, Лаос, Мьянма, Камбоджа.
Статус наблюдателя имеют Папуа — Новая Гвинея и Восточный Тимор.
Секретариат АСЕАН расположен в Джакарте (Индонезия). Генеральный секретарь назначается лидерами стран-членов АСЕАН сроком на 5 лет. В 2018 году на этот пост назначен Постоянный секретарь Министерства иностранных дел и торговли Брунея Лим Джок Хой (с 2013 по 2017 гг. — бывший заместитель Министра иностранных дел Вьетнама Ле Лыонг Минь).
Председатель АСЕАН в 2018 году – Сингапур, в 2019 году – Таиланд, в 2020 году – Вьетнам.
В основе сотрудничества Ассоциации с другими странами лежит система т.н. «диалогов» (диалоговое партнерство). Полномасштабными партнерами по диалогу с АСЕАН являются 9 стран (Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США, Япония), а также ЕС. «Секторальный» партнер Ассоциации по диалогу – Пакистан. Диалоговое партнерство Россия – АСЕАН действует с июля 1996 года.
Формат взаимодействия с АСЕАН на экономическом направлении:
С 2010 года ежегодно (как правило, в августе — сентябре) проводятся консультации министров экономики Россия – АСЕАН.
Экспертная отработка торгово-экономической повестки диалогового партнерства к министерским встречам осуществляется на ежегодных консультациях старших должностных лиц по экономике (СЭДЛ) Россия – АСЕАН.
В 1998 году в Куала-Лумпуре, Малайзия, подписано соглашение о сотрудничестве между ТПП России и Конфедерацией ТПП АСЕАН, создан Деловой совет Россия–АСЕАН. Председателем ДС Россия – АСЕАН с декабря 2017 года является Поляков Иван Викторович (Генеральный директор Межгосударственной корпорации развития).
Проектная деятельность:
Проектная деятельность в рамках Диалогового партнерства Россия – АСЕАН включает проведение семинаров, конференций, финансово-экономических экспертиз и исследований, обмен делегациями, профессиональное обучение и иную деятельность по содействию развитию сотрудничества между АСЕАН и Российской Федерацией в экономической, научно-технической, торговой, культурной и других областях.
Финансирование проектной деятельности осуществляется за счет средств Финансового фонда диалогового партнерства Российская Федерация – АСЕАН (ФФДП), который был учрежден в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и правительствами государств-членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии о сотрудничестве в области экономики и развития от 10 декабря 2005 года.
Источник
Routes to finance
395 Ассоциация стран Юго Восточной Азии АСЕАН (Апрель 2021).
Определение: АСЕАН является Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии. Это способствует экономическому росту 10 стран, расположенных к югу от Китая. Объемы объединенной экономики в 2015 году увеличились на 4,4% и, как ожидается, в 2016 году вырастут на 4,9%. (Источник: Заявление Саммита стран АСЕАН, стр. 8.)
Общий экономический результат АСЕАН, измеряемый валовым внутренним продуктом (ВВП ), составлял 6 долларов США. 9 триллионов. Это делает его седьмым по величине в мире. Это было около трети китайского ВВП в 19 триллионов долларов.
Члены АСЕАН нуждаются в этом объединенном экономическом влиянии, чтобы конкурировать с крупнейшей в мире экономикой.
Цель АСЕАН — сформировать общий рынок Европейского союза. Экономическое сообщество АСЕАН было создано в 2015 году. Оно работает над свободным перемещением товаров и услуг, инвестиций и капитала, а также квалифицированной рабочей силой. Он также будет создавать общие стандарты в сельском хозяйстве и финансовых услугах, правах интеллектуальной собственности и защите потребителей. Все это необходимо для привлечения прямых иностранных инвестиций и содействия росту. AEC определила 611 мер, которые он должен выполнить для достижения своих целей. По состоянию на 31 октября 2015 года почти 80% этих мер были завершены. (Источник: Отчет о ходе работы AEC, стр. 9)
АСЕАН снижает торговые тарифы на 99% своих продуктов до 0,5%. Райс исключается, поскольку он так важен для местных экономик. АСЕАН работает над тем, чтобы унифицировать нормы и стандарты продуктов среди стран.
(Источник: Зона свободной торговли АСЕАН)
Многосторонние торговые соглашения между АСЕАН и его соседями уменьшают потребность этих стран во Всемирной торговой организации (ВТО). Общение между этими давними врагами во имя торговли означает, что они осознают первостепенную важность экономического процветания для всех, независимо от древних обид и даже демократических принципов.
(Источник: веб-сайт АСЕАН. Веб-сайт «Канал новостей в Азии». Веб-сайт China People’s Daily.)
Страны-члены и их экономика
В АСЕАН насчитывается 10 членов. Двумя крупнейшими экономиками являются как основатели Индонезии, так и Таиланда. Остальные восемь стран надеются увеличить свою гораздо меньшую экономику за счет экспорта на рынки более крупных стран.
Участник | Присоединился к | ВВП (в миллиардах) | Экспорт | |
---|---|---|---|---|
Бруней-Даруссалам | 7 января 1984 | $ 33 | Масло | |
Камбоджа | 30 апреля, 1999 | $ 54 | Одежда, Дерево | |
Индонезия | 8 августа 1967 | $ 2, 839 | Пальмовое масло, Машины | |
Лаос | 23 июля 1997 г. | $ 38 | Дерево, кофе | |
Малайзия | 8 августа 1967 г. | $ 814 | Электроника, нефть | |
Мьянма | 23 июля 1997 г. | $ 268 | Природный газ, Дерево | Китай |
$ 19, 510 | Электроника, одежда | История | АСЕАН была создана 8 августа 1967 года в Бангкоке, Таиланд.Он был основан Индонезией, Малайзией, Филиппинами, Сингапуром и Таиландом. 15 декабря 2008 года АСЕАН утвердила новый устав, указав статус организации как юридического лица. Все страны-члены должны его ратифицировать. |
АСЕАН 3
АСЕАН + 3 — это термин, который относится к странам АСЕАН плюс Китай, Япония и Южная Корея.
Он был сформирован после азиатского финансового кризиса 1997 года. Группа «Восточная Азия» была сформирована, чтобы создать видение сотрудничества между всеми 13 странами, чтобы еще больше не повторить еще один кризис.
Ежегодно АСЕАН проводит саммит, организованный одним из его членов. 15 февраля 2016 года президент Обама провел исторический саммит У. С. -АСЕАН. Соединенные Штаты обязались поддерживать морские права стран АСЕАН в Южно-Китайском море. Китай расширяется, создавая острова.
Южно-Китайское море проходит прямо через территорию АСЕАН. Это горячо оспариваемая группа крошечных островов, которые сидят на потенциальных запасах в 5,4 миллиарда баррелей нефти и 55. 1 триллион кубических футов природного газа. Это также один из самых богатых рыбных промыслов в мире.
Самое важное для U. S — судоходная полоса Южного Китая.
Через него идет половина мирового грузового флота, представляющего 5 долларов. 3 триллиона в мировой торговле. Из них 1 доллар. 2 триллиона ветров в портах США. Кроме того, одна треть мировой нефти также поставляется в море.
По этой причине бывший госсекретарь Хиллари Клинтон заявила на саммите АСЕАН 2010 года, что свобода судоходства через море является национальным интересом. Чтобы поддержать это, флот переместит базовые 60% своих сил в Тихий океан к 2020 году (по сравнению с 50% сейчас). Многие опасаются, что соперничество по конкурирующим претензиям в Южно-Китайском море может привести к вооруженному конфликту в регионе. (Источник: «Игра в акулу и Минноу»,
Журнал «Нью-Йорк Таймс»
, 27 октября 2013 года. «Саммит АСЕАН продолжается в Брунее», Аль-Джазира.) 23 Саммит был проведен 9 октября 2013 года в Брунее-Даруссаламе. Группа вернулась к осознанию сообщества АСЕАН к 2015 году. После того, как член АСЕАН встретился, АСЕАН + 3 и США встретились. Члены, не являющиеся членами АСЕАН, вели борьбу за экономическое влияние в регионе. Китай, казалось, затмил У. С., когда вместо этого президент Обама послал госсекретаря Джона Керри. У Обамы были руки с закрытием правительства. Китай объявил о создании азиатского инвестиционного банка. АСЕАН и Китай
Китай является крупнейшим торговым партнером АСЕАН, с 367 млрд. Долл. США торгуется в 2014 году. АСЕАН экспортировала 150 млрд. Долл. США и в то же время импортировала из Китая 216 млрд. Долл. США. АСЕАН является третьим по величине торговым партнером Китая после Соединенных Штатов и ЕС. (Источник: Статистика торговли АСЕАН)
Однако страны также опасаются способности Китая доминировать в этом районе. Они не хотят, чтобы сотрудничество привело к их поглощению соседом.
АСЕАН ведет переговоры с Региональным всеобъемлющим экономическим партнерством (RCEP) с Австралией, Китаем, Индией, Японией, Кореей и Новой Зеландией.Это соглашение об экономическом сотрудничестве и торговле, которое началось в мае 2013 года. Ожидается, что переговоры будут завершены в 2016 году.
Источник
Аналитический доклад «АССОЦИАЦИЯ ГОСУДАРСТВ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ (АСЕАН)»
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) образована 8 августа 1967 г. в г. Бангкоке. В нее вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, затем Бруней-Даруссалам (в 1984 г.), Вьетнам (в 1995 г.), Лаос и Мьянма (в 1997 г.), Камбоджа (в 1999 г.). Статус специального наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея.
В качестве уставных целей Бангкокской декларацией об учреждении АСЕАН были определены содействие развитию социально-экономического и культурного сотрудничества стран-членов, упрочению мира и стабильности в Юго-Восточной Азии (ЮВА).
Задача превращения АСЕАН в один из мировых политических и экономических центров многополюсного мира стимулировала эту региональную группировку стран активно решать ряд чрезвычайно важных задач. К ним относятся: формирование зоны свободной торговли и зоны инвестиций; введение единой валюты и создание развернутой экономической инфраструктуры, формирование специальной структуры управления.
Охвативший ЮВА в 1997 г. валютно-финансовый кризис имел серьезные негативные политико-экономические последствия почти для всех государств, входящих в АСЕАН (наименее затронутыми оказались Сингапур и Бруней), явился испытанием решимости “десятки” продолжить политику экономической интеграции. Однако в 1999 г., когда большинству стран Ассоциации удалось преодолеть негативные тенденции, в целом был достигнут экономический рост около 6%.
Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств. Руководящим и координирующим органом Ассоциации служат ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД). Текущее руководство АСЕАН осуществляется Постоянным комитетом под председательством министра иностранных дел страны — устроительницы очередного СМИД. В г. Джакарте функционирует постоянный Секретариат во главе с Генеральным секретарем (с января 1998 г. — филиппинец Родольфо Северино). В АСЕАН имеется 11 специализированных комитетов. Всего в рамках организации ежегодно проводится свыше 300 мероприятий. Юридической базой отношений стран АСЕАН служит Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 г. Схема управления АСЕАН прилагается.
В экономической области страны Ассоциации проводят линию на интеграцию и либерализацию в регионе ЮВА на базе Соглашения о создании зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), Рамочного соглашения о зоне инвестиций в АСЕАН (АИА) и Базового соглашения о схеме промышленного сотрудничества (АИКО).
В соответствии с вариантом долгосрочной программы развития, разработанной экспертной группой, состоящей из ведущих политиков и ученых, военачальников и бизнесменов, предусматривается достижение уровня интеграции еще более высокой, чем в Европейском союзе, — полное объединение государственной банковской сферы, объединение вооруженных сил и полиции, внешнеполитических и научно-технологических ведомств и т.п.
Зона свободной торговли АСЕАН (АФТА) представляет собой наиболее консолидированную экономическую группировку стран Азии. О ее создании было объявлено на 4-й встрече глав государств и правительств АСЕАН в Сингапуре (1992 г.). Первоначально в нее вошли шесть стран ЮВА (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины и Бруней). В 1996 г. к АФТА подключился Вьетнам, в 1998 г. — Лаос и Мьянма, в 1999 г. — Камбоджа.
Создавая зону свободной торговли, члены Ассоциации ставили цель активизировать внутриасеановскую торговлю товарами и услугами, расширить и диверсифицировать субрегиональный товарооборот и в условиях роста взаимной торговли повысить конкурентоспособность экономик своих стран. АФТА призвана также способствовать политической консолидации стран региона, подключению к экономическому сотрудничеству менее развитых стран ЮВА.
Главный инструмент реализации идеи создания ЗСТ — Соглашение об общем эффективном преференциальном тарифе (СЕПТ), подписанное странами АСЕАН на саммите в Сингапуре в 1992 г. СЕПТ развивает основные положения Соглашения о преференциальной торговле АСЕАН 1977 г. (АПТА).
Согласно принятой схеме СЕПТ все товары подразделяются на четыре категории. К первой относятся товары, уровень тарифов на которые подлежит сокращению в соответствии с ускоренным или обычным графиком. Эта группа товаров составляет 88% всей товарной номенклатуры стран АСЕАН и постоянно расширяется.
Две другие категории товаров включены в списки изъятий, причем в одну категорию входят товары, представляющие важность для обеспечения интересов национальной безопасности, защиты общественной морали, жизни и здоровья людей, флоры и фауны, а также художественные, исторические и археологические ценности. Другая часть изъятий включает в себя товары, снижение тарифов на которые страны АСЕАН считают по внутриэкономическим соображениям временно невозможным, однако, предусматривается постепенное сокращение числа этих товаров.
Четвертую категорию составляет сельскохозяйственное сырье, первоначально полностью исключенное из схемы СЕПТ. Однако в 1995 г. были определены особые условия снижения тарифов на различные группы этих товаров.
В АСЕАН существует дифференцированный подход к срокам, в течение которых будут снижены или отменены тарифы для различных стран. СЕПТ первоначально предполагало сокращение к 2003 г. подавляющего числа действующих во внутрирегиональной торговле национальных импортных тарифов до 0-5%. С учетом новых реалий, в частности, приема новых членов в состав АСЕАН, эти сроки неоднократно менялись.
Главной причиной возникающих у членов АФТА трудностей является однотипная структура экономик стран ЮВА и практически одинаковая и, следовательно, конкурирующая их экспортная товарная номенклатура. Исключение составляет только Сингапур.
Во время саммита в декабре 1998 г. было принято решение о том, что наиболее экономически развитые страны — Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд — к 2000 г. сократят ставки импортных тарифов до уровня 0-5% на 90% своей товарной номенклатуры. К 2002 г. ставка импортной пошлины, составляющая 0-5%, распространится на всю продукцию, охватываемую Соглашением.
Для новых членов — Вьетнама, Лаоса, Мьянмы и принятой в 1999 г. Камбоджи — ориентиры остаются гораздо более расплывчатыми: сохраняется неопределенность и в отношении целого ряда товарных групп, прежде всего сельскохозяйственной продукции. Так, было решено, что Вьетнам к 2003 г. значительно расширит состав товарных позиций, импортные пошлины на которые будут снижены до 0-5%, Лаос и Мьянма обязались осуществить подобное расширение до 2005 г. Стороны обязались существенно расширить список товаров, которые вообще не будут облагаться импортными пошлинами к 2003 г. (для Вьетнама — до 2006 г., для Лаоса и Мьянмы — до 2008 г.).
Успешное завершение этих мероприятий будет означать создание реально свободной от пошлин торговой зоны в границах государств, подписавших договоренности по АФТА в 1992 г.
СЕПТ также предусматривает шаги по согласованию стандартов и сертификатов качества на продукцию, выработку правил честной конкуренции, упрощение внутренних инвестиционных и таможенных законодательств, стимулирование процесса создания совместных региональных предприятий и т.д. Для реализации этих целей создан Консультативный комитет АСЕАН по стандартам и качеству.
Управление и руководство процессом формирования зоны свободной торговли АСЕАН осуществляется следующим образом. Основным органом, ответственным за выработку решений в отношении реализации схемы СЕПТ, является Совет АФТА, в который входят министры экономики стран АСЕАН и Генеральный секретарь Ассоциации. В осуществлении этих функций Совету помогают регулярные встречи старших экономических должностных лиц и Секретариат АСЕАН, на который возложена текущая работа по координации и отслеживанию хода выполнения достигнутых в рамках АФТА договоренностей.
Несмотря на опасения относительно возможности приостановки процесса создания АФТА или даже некоторого отката в связи с валютно-финансовым кризисом в странах Восточной Азии 1997 г., в ходе последних двух саммитов этой организации был принят ряд документов, нацеленных на ускорение реализации соглашений по АФТА, зоны инвестиций АСЕАН (АИА) и Схемы промышленного сотрудничества. В их числе рамочные соглашения по услугам, взаимному признанию стандартов, облегчению транзита товаров и ряд других.
В процессе реализации АФТА помимо вопросов чисто процедурного и таможенного характера все большее внимание уделяется новым направлениям сотрудничества. Так, уже принято решение о создании единой гармонизированной тарифной номенклатуры АСЕАН до конца 2000 г., а также унифицированной системы классификации товаров, производимых в странах Ассоциации. Взят курс на всемерное поощрение использования национальных валют во внутрирегиональной торговле. Делается серьезный акцент на либерализацию торговли услугами. В 1999 г. начался новый раунд переговоров по этому вопросу с расширением круга обсуждаемых видов услуг.
Государства-участники смогли добиться определенного успеха. Так, средневзвешенный уровень внутрирегиональных тарифов на основную группу товаров был снижен с 12,67% в 1993 г. до 6,15% в 1998 г. Доля внутриасеановской торговли в 1998 г. составила 20% от общего объема внешней торговли стран Ассоциации, что, однако, намного меньше, чем в Европейском союзе или НАФТА (60% и 40% соответственно).
По расчетам специалистов АСЕАН, общая выгода входящих в нее стран от либерализации торговли и роста экспорта товаров до 1998 г. составляла в год не менее 3-4 млрд. долл. за счет дополнительного увеличения их совокупного валового внутреннего продукта. Соответственно возрастало число новых рабочих мест и валютных поступлений.
В целях повышения конкурентоспособности товаров, производимых в зоне АСЕАН, а также создания условий для привлечения инвестиций в этот регион были предприняты поиски новых форм промышленного сотрудничества. Базовое Соглашение по схеме промышленного сотрудничества АСЕАН (АИКО) было подписано государствами — членами АСЕАН в апреле 1996 г.
Схема АИКО регулирует производство всех продуктов, кроме тех, которые включены в Список общих изъятий Договора о CEПT, и в настоящее время применяется только к промышленному производству с дальнейшей возможностью распространения и на другие сектора экономики.
Меняющаяся экономическая ситуация в мире, выполнение странами АСЕАН обязательств перед ВТО, создание предпосылок для реализации идеи создания зоны свободной торговли и зоны инвестиций АСЕАН потребовали изменения ряда параметров, на которых основывались существовавшие промышленные программы сотрудничества.
Новая схема промышленного сотрудничества АСЕАН, сохранив некоторые особенности предыдущих схем, предусматривает более широкое использование тарифных и нетарифных методов регулирования.
Целями АИКО являются: рост производства промышленной продукции; углубление интеграции; рост инвестиций в государства АСЕАН из третьих стран; расширение внутриасеановской торговли; совершенствование технологической базы; повышение конкурентоспособности продукции на мировом рынке; возрастание роли частного сектора.
В соответствии с АИКО условием создания новой компании является участие в ней минимум двух предприятий из разных стран АСЕАН и наличие минимум 30% национального капитала.
Для стимулирования создания новых компаний предусмотрен ряд преференций. Так, согласно новой схеме промышленного сотрудничества в отношении товаров, одобренных для производства в рамках АИКО, с момента создания начинают применяться льготные тарифные ставки в размере 0-5% . Это создает им преимущественные условия по сравнению с остальными производителями, для которых такой уровень тарифной ставки в соответствии с Соглашением о СЕПТ будет достигнут только к 2003 г. Кроме того, предусматривается ряд и нетарифных преференций, в том числе и преимущества в получении инвестиций.
Опираясь на содержащиеся в Соглашении об общем эффективном преференциальном тарифе (СЕПТ) рычаги воздействия на структуру производства, переориентацию предприятий с производства сырья и полуфабрикатов на производство конечного продукта, AИКO вводит дополнительные стимулы. В частности, в отношении импорта готовой продукции, полуфабрикатов (промежуточных продуктов) и сырья предусматривается применение льготной тарифной ставки, вместе с тем конечные продукты имеют неограниченный доступ на рынки стран АСЕАН, а доступ на эти рынки промежуточных продуктов и сырья ограничивается.
В октябре 1998 г. было подписано Рамочное соглашение о создании зоны инвестиций АСЕАН. Зона инвестиций АСЕАН (АИА) охватывает территории всех государств — членов Ассоциации и является одним из основных инструментов привлечения внутренних и внешних инвестиций путем предоставления инвесторам национального режима, налоговых льгот, отмены ограничений на долю иностранного капитала и т.д.
АСЕАН, опираясь на понимание необходимости углубления либерализации экономики, невозможности обеспечения собственными силами инвестиций, необходимых для развития передовых технологий, которые смогли бы помочь региону занять достойное место в мире в ХХI веке, приняла решение объединить усилия в этом направлении, постепенно открыть внутренний рынок не только для торговли, но и для инвестиций, причем как странам — членам Ассоциации, так и третьим странам.
Стимулирующую роль в принятии Рамочного соглашения сыграл азиатский финансовый кризис 1997 г., в результате которого произошел существенный отток из ЮВА иностранного капитала. Чтобы удержать в регионе по крайней мере стратегических инвесторов, страны АСЕАН решили разрешить иностранные инвестиции в ранее недоступные для них сектора экономики.
В соответствии с Рамочным соглашением об АИА участники Ассоциации взяли на себя обязательства поэтапно открыть до 2010 г. основные сектора национальной промышленности инвесторам из государств — членов Ассоциации и до 2020 г. — внешним инвесторам.
Вместе с тем в целях защиты местного рынка Рамочное соглашение, так же как и Соглашение о СЕПТ, предусматривает составление Списка временных исключений и Деликатного списка, перечисляющих отрасли, куда доступ иностранным инвесторам по-прежнему будет оставаться ограниченным.
Участники также обязались постепенно предоставить всем иностранным инвесторам национальный режим (до 2010 г. — асеановским инвесторам, к 2020 г. — всем инвесторам из третьих стран). Странам, осуществляющим инвестиции в обрабатывающую промышленность, национальный режим предоставляется немедленно.
В ходе первой встречи Совета по зоне инвестиций АСЕАН (март 1999 г.) принято решение о распространении национального режима и на инвестиции в сферу услуг, непосредственно связанных с обрабатывающей промышленностью.
Важной особенностью Соглашения, которая, несомненно, связана с последствиями валютно-финансового кризиса 1997 г., является то, что оно охватывает лишь прямые капиталовложения, оставляя за рамками портфельные инвестиции.
Исходя из различного уровня развития государств — членов АСЕАН, Рамочное соглашение первоначально предусматривало постепенное уменьшение Списка временных исключений и полного отказа от него для Брунея, Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура и Таиланда до 2010 г., Вьетнама — до 2013 г., Лаоса и Мьянмы — до 2015 г. Однако уже на первом своем заседании в марте 1999 г. Совет АИА принял решение ликвидировать списки к 2003 г.
Помимо указанных мер страны АСЕАН в рамках Рамочного соглашения обязались предоставить инвесторам пакет налоговых льгот, намеченных “Ханойским планом действий” в 1998 г. К ним прежде всего относится временное освобождение от уплаты налога на прибыль, беспошлинный ввоз капитального оборудования, упрощение таможенных процедур, право на найм иностранного персонала, минимальный срок аренды земли под промышленные цели на 30 лет и др.
Все это показало, что страны АСЕАН, несмотря на лоббирование некоторых заинтересованных в сохранении своего монопольного положения представителей национального капитала, намерены последовательно продвигаться по пути успешного завершения создания зоны инвестиций. Важно отметить, что после паники 1997 г. уже началось возвращение многих инвесторов в ЮВА. На этой основе, а также благодаря мерам по ограничению движения “горячих денег”. АСЕАН рассчитывает создать еще один работающий интеграционный механизм, теперь уже опирающийся на совместные инвестиции.
Руководящим органом зоны инвестиций АСЕАН является Совет, включающий министров, в компетенцию которых входят вопросы регулирования инвестиций в странах Ассоциации. В заседании Совета также принимают участие главы национальных инвестиционных агентств. Основным рабочим органом АИА является созданный Советом Координационный комитет по инвестициям. Функции Секретариата Совета и Координационного комитета выполняет Секретариат АСЕАН.
В связи с тем, что государства — участники СНГ все более полно начинают осознавать свои национальные и общие для СНГ в целом экономические интересы, а также необходимость в большей мере учитывать различия в уровне социально-экономического развития стран, особенности и последствия проводимых реформ, подходы и опыт АСЕАН к решению проблем интеграционного развития приобретают для стран СНГ определенную ценность.
Объясняется это тем, что в АСЕАН, во-первых, найден взаимоприемлемый механизм формирования зоны свободной торговли и зоны инвестиций. Как было показано выше, при формировании зоны свободной торговли и зоны инвестиций взаимными соглашениями АСЕАН вводятся дифференцированные условия для стран с различным уровнем экономического развития. Специальными соглашениями предусмотрены конкретные механизмы для этой цели. При формировании зоны свободной торговли это прежде всего различные для каждого государства объемы товаров, не облагаемых пошлинами, и сроки, в течение которых страны обязались существенно расширить список товаров, вообще не облагаемых импортными пошлинами. При формировании зоны инвестиций это сроки, в течение которых государства взяли на себя обязательства поэтапно открыть основные сектора национальной промышленности, предусмотрев для менее развитых стран надежную защиту внутреннего рынка.
Во-вторых, в АСЕАН разработана схема промышленного сотрудничества, в которой содержатся условия и стимулы технического и технологического объединения предприятий различных государств, нацеленных на развитие прежде всего обрабатывающих отраслей промышленности.
Схожие задачи ставятся при создании транснациональных финансово-промышленных корпораций в СНГ, в основу создания которых положено использование преимуществ исторически сложившегося разделения труда. Специалисты подсчитали, что уже в ближайшие годы такие корпорации могут задействовать более 20% хозяйственного и денежного потенциала государств Содружества, способствовать переходу от торгово-посреднической к воспроизводственной модели внешнеэкономических связей, обеспечить реструктуризацию конкурентоспособных производств.
В-третьих, государства — члены АСЕАН вырабатывают коллективную позицию по защите своих интересов на внешних рынках, усиливающую роль каждой их них во внешнеторговых отношениях. В этих целях члены АСЕАН придерживаются общей платформы в многочисленных организациях экспортеров товаров, прежде всего сырьевых.
Наконец, в АСЕАН используется комплексный подход к решению проблем интеграции. Развитие взаимодействия государств не ограничивается сферой торгово-экономических отношений. Оно подкрепляется интеграцией в производственной сфере, а также новыми возможностями для увеличения инвестиций в конкурентоспособные производства.
Сводный департамент зоны свободной торговли (торговой, таможенной, финансовой политики)
Источник