Азиатско-Тихоокеанский регион
Азиатско-Тихоокеанский регион — политический и экономический термин, обозначающий страны, расположенные по периметру Тихого океана и многочисленные островные государства в самом океане. Крупнейшими городами региона являются Шанхай, Гонконг, Сингапур, Куала-Лумпур, Сеул, Токио, Лос-Анджелес, Сидней, Мельбурн, Сан-Франциско, Сиэтл и Ванкувер. Штаб-квартиры многих межгосударственных и негосударственных организаций Азиатско-Тихоокеанского региона расположены в Гонолулу (Гавайи).
В регионе представлено большое разнообразие экономик и ресурсов: динамично развивающиеся Гонконг, Тайвань и Сингапур, высокие технологии Японии, Кореи, Тайваня и запада США, природные ресурсы Австралии, Канады, Филиппин и российского Дальнего востока, людские ресурсы Китая и Индонезии, высокая сельскохозяйственная производительность Чили, Новой Зеландии, Филиппин и США.
Многие экономисты полагают, что с постепенным угасанием старых индустриальных центров в Европе и на востоке США центр мировой экономической активности может перенестись в Азиатско-Тихоокеанский регион.
Содержание
Международные отношения
Развитие права, норм и механизмов регулирования международных отношений в АТР, как и в других регионах мира, связано с такими организациями как: Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Асеановский региональный форум (АРФ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и др.. Велика их роль в создании прав и норм для либерализации экономического сотрудничества, экономической интеграции, внедрения демократических форм межгосударственного общения, обеспечения безопасности. Особенное внимание уделяется созданию организационных и правовых основ противодействия терроризму.
Россия и АТР
В 2012 году Путин на саммите АТЭС обозначил планы и перспективы участия России в АТР, которые сводятся в основном к экономической кооперации. Однако ряд политологов считает, что кроме экономики есть и политические планы, которые президент не озвучил.
«Экономическая кооперация — это всего лишь одна сторона интеграции. И вряд ли бы „Объединения угля и стали“ превратились бы в Евросоюз в том виде, в каком мы его знаем и видим сегодня (со всеми его минусами и плюсами), если бы европейцы не ставили бы и не решали бы сложные политические вопросы» — считает Сергей Маркедонов, сотрудник Центра стратегических и международных исследований (Вашингтон, США) [1]
Список стран
Ниже приводится список стран, традиционно включаемых в Азиатско-Тихоокеанский регион [2] .
Примечания
- ↑Евразийская интеграция: две стороны одной медали
- ↑Countries of the Pacific Rim. About.com. Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012.Проверено 5 июня 2008.
Литература
- Clausen, A. W. The Pacific Asian Countries: A Force For Growth in the Global Economy. Los Angeles: World Affairs Council, 1984. ED 244 852.
- Cleveland, Harlan. The Future of the Pacific Basin: A Keynote Address. New Zealand: Conference on New Zealand’s Prospects in the Pacific Region, 1983.
- Gibney, Frank B., Ed. Whole Pacific Catalog. Los Angeles, CA: 1981.
- «The Pacific Basin Alliances, Trade and Bases.» GREAT DECISIONS 1987. New York: Foreign Policy Association, 1987. ED 283 743.
- Phillips, Douglas A. and Steven C. Levi. The Pacific Rim Region: Emerging Giant. Hillside, NJ: Enslow Publishers, 1988. ISBN 0-89490-191-5
- Rogers, Theodore S., and Robert L. Snakenber. «Language Studies in the Schools: A Pacific Prospect.» EDUCATIONAL PERSPECTIVES 21 (1982): 12-15.
- Wedemeyer, Dan J., and Anthony J. Pennings, Eds. Telecommunications—Asia, Americas, Pacific: PTC 86. «Evolution of the Digital Pacific.» Proceedings of the Annual Meeting of the Pacific Telecommunications Council: Honolulu, Hawaii, 1986. ED 272 147.
- West, Philip, and Thomas Jackson. The Pacific Rim and the Bottom Line. Bloomington, Indiana, 1987.
- Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Азиатско-Тихоокеанский регион» в других словарях:
Азиатско-Тихоокеанский регион — Ази атско Тихооке анский реги он … Русский орфографический словарь
Азиатско-Тихоокеанский регион — формирующийся мировой полюс экономической мощи (наряду с США и Западной Европой). Здесь расположено большинство государств мира, наиболее динамично развивавшихся до глобального финансового кризиса конца 90 х годов. Среди ведущих индустриально… … Геоэкономический словарь-справочник
регион — а, м. region, англ. region<лат. rego (regionis) область, округ, район. Обширный район, соответствущий нескольким областям страны или нескольким странам, объединенным экономико географическими и другими особенностями. Сибирский регион России.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
регион — а; м. [от лат. regio (regionis) область] Обширный район, группа соседствующих стран или территорий, объединённых по нескольким общим признакам (географическим, экономическим, политическим). Сибирский р. России. Азиатско тихоокеанский р. Южные… … Энциклопедический словарь
регион — а; м. (от лат. regio (regionis) область) см. тж. региональный Обширный район, группа соседствующих стран или территорий, объединённых по нескольким общим признакам (географическим, экономическим, политическим) Сибирский регио/н России. Азиатско… … Словарь многих выражений
Бажанов, Евгений Петрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бажанов. Евгений Петрович Бажанов … Википедия
Конаровский, Михаил Алексеевич — Михаил Алексеевич Конаровский … Википедия
Военная история Австралии — История Австралии … Википедия
Manitowoc Cranes — Тип Публичная … Википедия
Источник
Дальний Восток России — «окно» в АТР: миф или реальность?
Центр социальных инноваций «Чёрный куб» представляет стенограмму экспертной онлайн-конференции «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК РОССИИ – «ОКНО» В АТР: миф или реальность?». В дискуссии приняли участие эксперты в области экономики, бизнеса, политики, истории и права.
Стенограмма экспертной онлайн-конференции на тему:
«ДАЛЬНИЙ ВОСТОК РОССИИ – «ОКНО» В АТР: миф или реальность?»
Модератор:
Коломейцев Юрий Юрьевич, политолог, директор Центра социальных инноваций «Черный Куб»
Вступительное слово модератора:
В последние несколько лет в политической и экономической жизни дальневосточного региона России произошло большое число положительных качественных изменений. Появились крупные совместные предприятия, увеличился поток отечественных и зарубежных инвестиций, началась реализация беспрецедентных для Дальнего Востока проектов «Сахалин-2», строительство завода СПГ и возрождение нефтехимического кластера в Приморском крае. В 2012 году во Владивостоке прошел крупнейший экономический форум Азиатско-Тихоокеанского региона – саммит АТЭС. Дальний Восток был обозначен приоритетным направлением российской внутренней политики в XXI веке на федеральном уровне. Азиатско-Тихоокеанский вектор российского движения — одна из самых обсуждаемых в медийном пространстве тема во всем мире. ВВС, NHK и другие ведущие мировые СМИ уже сегодня бужируют эту тему.
В рамках реализации Азиатско-Тихоокеанского направления создана концепция территорий опережающего развития, главной целью которой является привлечение инвестиций в Дальневосточный федеральный округ России. В последние годы наблюдается увеличение товарооборота со странами АТР.
Вместе с тем, ухудшение отношений России с западными странами, неблагоприятная экономическая ситуация, вызванная падением курса рубля и снижением стоимости нефти, присоединение некоторых стран АТР к антироссийским санкциям создают трудности для дальнейшей реализации заявленного Президентом РФ В.В. Путиным Азиатско-Тихоокеанского вектора политики России, направленного на создание некой экономической площадки или, если хотите, «окна России в АТР».
Экономическое развитие Дальневосточного федерального округа в настоящее время вновь становится актуальным вопросом. В условиях глобальных вызовов, с которыми столкнулась Россия, поддерживать уровень инвестиционной привлекательности региона является важной уже не только экономической, но и стратегической задачей властей.
Для того, чтобы понять насколько реальным является заявленный тезис «Дальний Восток России – окно в АТР», ИА «Ежедневные новости Владивостока» совместно с Центром социальных инноваций «Чёрный куб» провели онлайн-конференцию с участием экспертов из различных сфер, в том числе: экономики, бизнеса, политики, истории, права. Подобный формат – это попытка системного осмысления ключевых моментов обсуждаемой темы, с использованием элементов такого метода познания как моделирование, это попытка интеллектуального подхода к совместному проектированию будущего с использованием различных взглядов на проблему.
Участники дискуссии:
Бобыло Андрей Михайлович, кандидат политических наук, директор департамента интернационализации образования Дальневосточного федерального университета | |
Ветренко Инна Александровна, доктор политических наук, заведующая кафедрой политологии Омского государственного университета | |
Коломейцева Наталья Андреевна, кандидат политических наук, заведующая кафедрой политологии Дальневосточного федерального университета | |
Печерица Владимир Федорович, доктор исторических наук, профессор Дальневосточного федерального университета, эксперт в области политических процессов в АТР |
— Первый вопрос связан с истоками обсуждаемой темы. Коллеги, как вы считаете, в контексте исторического процесса, что мешает развивать Дальний Восток России? Есть ли такие барьеры вообще? Почему, несмотря на то, что речь идет о территории, которая есть на карте уже не одно столетие, мы до сих пор говорим о ее слабой развитости и интегрированности в общее экономическое пространство страны?
Владимир Печерица: Дело в том, что с момента присоединения Дальнего Востока, и царская Россия, и, после неё, большевистская власть, рассматривали Приморье, прежде всего, как передний край для охраны рубежей в качестве военного форпоста. С этой целью, к примеру, здесь была заложена крепость Владивосток. Большая доля оборонных предприятий в промышленности Приморья подтверждает этот тезис. Экономически, край рассматривался государством в качестве сырьевого придатка. Также развивать экономику края мешала удалённость от центра, неразвитость инфраструктуры, малонаселённость, что актуально и в наше время. Сегодня же, к этому добавился отток людей из региона. Большое число хороших, образованных людей предпочитают переселяться ближе к центру России.
Наталья Коломейцева: Коллеги, во-первых, хотелось бы сразу определенности в терминологии. Если мы говорим о Дальнем Востоке, то обсуждать нужно не только Приморский край, несмотря на очевидность его лидирующего положения даже чисто с географической точки зрения. Во-вторых, необходимо отметить, что сегодня в Дальневосточный федеральный округ входят 9 субъектов. Их дифференциация по многих показателям впечатляет, поэтому когда мы говорим о причинах, препятствующих бурному развитию региона в целом и в историческом контексте, необходимо четко классифицировать субъекты, входящие в состав ДФО, выявив проблемы и перспективы каждого. ДФО как целостную единицу анализировать нельзя, он еще не сложился как единый регион ни экономически, ни социально, ни политически. И потом среди причин стагнации есть некие константы, которые сопутствуют региону на протяжении всей истории, например, слабая заселенность, за которой следуем масса проблем экономических. Нет потребителя — нет бизнеса. Нет бизнеса — не будет инфраструктуры, а значит, население и не появится.
В историческом бэкграунде заложены ключевые ответы на те стратегические вопросы, которые задаем мы сегодня не только в рамках локального экспертного сообщества, но и на федеральном уровне. Посмотрите на развитие любой территории земного шара. Очевидно, что история освоения предопределяет дальнейший вектор развития. Мы говорим здесь о совокупности факторов: одни — это объективные природно-климатические, другие отнесем к «случайностям», перипетиям истории. Итак, Дальний Восток, в целом, и Приморский край, в частности, были и остаются стратегической частью страны. С этим невозможно поспорить. Мы — это восточные границы государства. Другой вопрос, что глобальные вызовы, перед лицом которых стоит сегодня Россия требуют новых алгоритмов, новых подходов к менеджменту дальневосточных территорий. Звучит пафосно, но Дальний Восток сегодня с учетом опыта предыдущих поколений, это «окно в АТР». Понятно, что формат взаимодействия и роль России в АТР зависит от наших усилий. Образно выражаясь, конфигурация «окна», через которое мы планируем не только смотреть, но и участвовать в жизни АТР сегодня полностью зависит от внутригосударственной политической воли.
— Уважаемые эксперты, вы говорите о политической воле. Мы ведь прекрасно понимаем, что политическая воля – это не только заявление в СМИ, но и конкретные шаги по его реализации. Как вы считаете, есть ли действительная политическая воля к тому, чтобы сделать ДФО «окном России в АТР»?
Наталья Коломейцева: Да, мы можем говорить о том, что сегодня есть действительная политическая воля! Я назову Вам хотя бы несколько политических шагов федерального руководства государства в качестве весомого аргумента «За». Например, созданы федеральные программы развития Дальнего Востока и Сибири, которые действительно реализуются, пусть и с разной степенью эффективности, создано Министерство развития Дальнего Востока, Фонд развития Дальнего Востока и т.д. Это и есть примеры действительной политической воли. До Саммита АТЭС во Владивостоке в 2012 г. страна не вкладывала в основные средства региональных предприятий уже около сорока лет! Сегодня мы видим стратегический план. Да, он не без изъянов, да, страдает воплощение. Но план есть и он уже имеет реализованные пункты. Центр социальных инноваций, который Вы, Юрий Юрьевич, возглавляете, недавно опубликовал результаты мониторинга строящихся объектов по Приморью. Что мы видим? Вопреки медийному контексту, политическим и экономическим рискам, о которых предприниматели слышат ежедневно в СМИ, бизнес вкладывается в основные средства, а значит, видит перспективы!
— Однако, несмотря на все сложности, о которых мы сейчас говорим, существует множество свидетельств тому, что объем иностранных инвестиций на Дальний Восток существенно возрос за последние годы. Скажите, как Вы видите ситуацию с инвестиционным климатом?
Наталья Коломейцева: Видите ли, привлечение инвестиций — это сложный процесс, требующий системности, включенности и непрерывного движения вперед. Сначала рождается идея. Она первична. Именно идея — есть волевое усилие к дальнейшим действиям. Она должна быть интересной, достаточно новой, рентабельной, с высокой степенью воплощаемости. Строить «монорельс на Луну» интересно, но только в мечтах. Дальше поиск партнеров, непрерывные переговоры… Люди, вовлеченные в процесс привлечения инвестиций должны обладать определенными личностными качествами: это и пластичность, и интеллектуальная мобильность, и решительность, и умение находить нестандартные решения самых стандартных задач. Успех инвестиционной деятельности конкретной компании — это слаженная работа команды и, безусловно, пассионарный заряд руководителей, способных воплотить свои идеи в жизнь.
— Наверное, именно поэтому вопросами формирования регионального инвестиционного климата должны заниматься такие люди, о которых сказала Наталья Андреевна! Фактически мы полагаем, что это и должны быть люди из бизнеса, в котором уже есть иностранный капитал. И даже если они будут лоббировать свои интересы, в данном случае они совпадают с государственными. Общественные советы на всех уровнях власти должны состоять именно из таких людей.
Андрей Михайлович обозначил один из главных вызовов, с которым столкнулась Россия на мировой арене в настоящее время. Западные санкции влияют на политические шаги России в отношении Азиатско-Тихоокеанского вектора развития страны?
Инна Ветренко: Россия была и остается страной, где система политического управления определяет приоритеты экономического развития. Располагаясь между западом и востоком, наша страна не может себе позволить опираться лишь на собственные ресурсы в своем развитии. Поэтому, в настоящее время в мире происходят серьезные интеграционные процессы, приобретая глобальную тенденцию. 29 мая 2014 года президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), который вступил в силу с 1 января 2015 года. Согласно подписанному документу, Россия, Белоруссия и Казахстан берут на себя обязательства гарантировать свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы в границах трех государств. Другой момент, нынешняя ситуация усугубляется мировым финансовым кризисом, падением цен на нефть, валютной дестабилизацией, давлением США и стран Евросоюза, откровенными антироссийскими настроениями. Ажиотаж подогревается заинтересованными средствами массовой информации, интернет-ресурсами и высказываниями некоторых недальновидных политиков и общественных деятелей. На этом фоне вопросы интеграции иногда сопровождаются фобиями населения, такими как «возврат к СССР», потеря суверенитета и независимости, рост безработицы за счет передвижения рабочей силы, рост цен на коммунальные услуги и т.д. Однако надо отметить, что реалии сегодняшнего таковы, что выигрывают от этого, во многом, приграничные территории. Так, в связи с активными интеграционными процессами между нашей страной и Казахстаном, наблюдается экономическое и политическое оживление в нашем регионе – Омской области. Таким образом, интеграция носит сугубо экономический характер. Но роль политики в процессе интеграции является решающей. Свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы основывается, прежде всего, на человеческих взаимоотношениях, которые руководство страны нарабатывало годами, в том числе, с правительствами стран АТР. Вместе с тем, в настоящий момент существует ставка руководства страны на южные территории Дальнего Востока в вопросах выхода на рынок АТР, по моему мнению, она будет зона «экономического плацдарма» России в АТР будет расширяться, т.к. для решения наших экономических проблем, располагающихся на юге Дальнего Востока территорий явно недостаточно.
-Как вам кажется, проблема конфронтации России с некоторыми зарубежными странами, трансформация системы международных отношений скажутся на экономическом развитии дальневосточного региона в дальнейшем?
Андрей Бобыло: В основе всех политических отношений лежат экономические причины, то есть экономика определяет политику, а не наоборот. Следовательно, пока сотрудничество с Россией для Японии и Южной Кореи выгодно по экономическим причинам, политическое охлаждение отношений с США не будет существенным образом сказываться на нашем товарообороте, за исключением, возможно, падения курса рубля на международном валютном рынке.
Наталья Коломейцева: «Большая политика» западных стран не просто будет, а уже сказывается на экономике России. Однако, ситуация имеет длящийся характер, а это дает возможность адаптироваться. Необходимо отметить, что российский бизнес, прошедший «сложные» 90-е гг., вообще обладает высокой степенью адаптивности. Приморский предприниматель, бизнес-среда которого складывалась после распада СССР сугубо синергетически, готов к кризисным ситуациям априори. Другой вопрос, что к «хорошему» привыкаешь быстро и с нами это уже произошло. Мы последнюю декаду прожили относительно комфортно и даже серьезный мировой финансовый кризис 2008 г. не уничтожил ни российскую, ни региональную бизнес-среду.
Несмотря на то, что негативные эффекты мирового политического процесса на экономику страны и регионов неизбежны, ситуация пока не вышла из-под контроля. Несмотря на то, что ремиссии у этой болезни не наступает, мы, как правильно заметила Вера Сергеевна, адаптируемся к основным симптомам. Дешевый рубль — это карт-бланш для тех, кто является участником ВЭД. Экспортировать стало экономически выгоднее. За счёт удешевления рабочей силы и появлению «экстра денег» предприятие может наладить производство конкурентноспособной готовой продукции и экспортировать её, получая еще больше.
— Как Вам кажется, амбициозный план сделать из Дальнего Востока «окно России в АТР» в контексте неблагоприятной финансовой обстановки в стране, которая еще и носит длящийся характер, оправдан. Он вообще реализуем?
Наталья Коломейцева: Лично я не считаю, что сейчас есть возможность реализовать идею — «Дальний Восток — окно России в АТР». Я думаю, нужно говорить о ядре дальневосточной территории, которая станет «порталом» торговым, инновационным. При этом необходимо развивать именно внутрирегиональные отношения, внутри самого ДФО. Сегодня, разумно говорить о том, Приморье должно выступить в роли «окна в АТР», одновременно развивая отношения всех дальневосточных субъектов с приграничными соседями, а также стратегическими партнерами. И вообще, почему «окно»? Нам нужна дверь в АТР! Нам стратегически важно именно войти в регион на правах полноценного партнера, с хорошей репутацией во всех сферах.
Инна Ветренко: В настоящее время разворот на Восток уже начался, и он будет активно продолжаться. Во многом это решение вынужденное, а значит, в нем есть очевидная потребность. Разумеется, наличие уже сложившейся базы взаимоотношений между странами ШОС и БРИКС будет дальше развиваться, но привлечение других стран азиатского региона к сотрудничеству тоже необходимо и об этом руководство страны неоднократно заявляло.
— Хорошо, тезис понятен. Тогда, уважаемые эксперты, как вы считаете, стоит ли делать такие огромные усилия для того, чтобы Приморье закрепилось в качестве конкурентноспособного участника рынка АТР или же необходимо для начала развивать собственный экономический потенциал и внутрирегиональные связи?
Наталья Коломейцева: На мой взгляд, для успешной реализации всех планов по экономическому развитию региона необходимо, чтобы бизнес в Приморском крае работал сразу по нескольким направлениям. Это должен быть, и экспорт, и ориентация на внутренний рынок, при этом, должна быть здоровая конкуренция, т.е. не поглощение всех одной глобальной монополией, а именно «микс» из малых форм предпринимательства, каких-то средних, крупных региональных производителей, в том числе, и производственных гигантов.
Андрей Бобыло: Необходимо понимать, что в развитии сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона лежат не только экономические стимулы. Имиджевая составляющая региона также является немаловажной в данном вопросе. Согласно заявлениям со стороны российского правительства и президента, Дальний Восток и, в особенности, Приморье должны стать форпостом России, точкой входа, обеспечивающей ее поэтапное вхождение в интеграционные политические и экономические процессы АТР.
— Рассуждая о том, что Азиатско-Тихоокеанский регион в настоящее время играет ключевую роль в экономическом развитии Приморского края и Дальнего Востока, мы не поговорили о тех выгодах, которые получат иностранные инвесторы, вкладывая в регион. Как вы считаете, выгодно ли таким странам, как Южная Корея, Япония, Китай, в значительной степени обремененным собственными проблемами, инвестировать в экономику ДФО?
Наталья Коломейцева: Несомненно, и Китай, и Япония, и Южная Корея испытывают ряд проблем неэкономического характера, которые, конечно же, влияют на развитие, как отдельно взятых государств, так и Азиатско-Тихоокеанского региона в целом. Вместе с тем, важно понимать, что те самые проблемы, о которых мы говорим, вынуждают зарубежных инвесторов идти к нам. Допустим, Китай – страна с населением более миллиарда человек, понятно, что агропромышленная отрасль страны работает с большой нагрузкой, зачастую «на износ», вынужденно применяя ГМО и ведя далеко не щадящее по отношению к земельному фонду сельское хозяйство. На самом деле, российская продукция очень востребована в странах АТР, а раз так, то у зарубежных предпринимателей появляются стимулы инвестировать в Россию, поскольку внутренний рынок многих стран АТР в настоящий момент этого требует.
Заключительное слово модератора Юрия Коломейцева:
Таким образом, подведем итоги сегодняшнего форсайта экспертов. В настоящее время Россия столкнулась с серьезными проблемами, вызванными вынужденной перестройкой системы международных отношений и миропорядка в целом. Западно-центристская модель экономики России сегодня дала трещину и государство, понимая неизбежность системных перемен разворачивает свои усилия в двух основных направлениях: первое — это сотрудничество в рамках ЕврАзЭС сразу по нескольким направлениям, второе – выход в АТР в качестве равноправного партнера.
Вопрос о том, станет ли Дальневосточный федеральный округ «окном России в АТР» остается открытым, несмотря на то, что есть некоторые предпосылки, которые прочат неплохие шансы для реализации этого проекта. Среди них, во-первых, наличие политической воли, которая уже реализуется в конкретных практических шагах, во-вторых, заинтересованность некоторых «игроков» рынка АТР в российских экологически чистых товарах, сырье и технологиях, в-третьих, в АТР есть и наши военно-стратегические партнеры, отношения с которыми стоит укреплять во всех сферах, углубляя взаимный интерес.
Но, несмотря на чаяния президента РФ создать «окно в АТР», остается несколько серьезных барьеров. Коллеги, почему окно, а не дверь? Из окна придется вылезать! Представьте реакцию вашего соседа на то, что «косолапый медведь» пытается пролезть к нему в окно? Для адекватных реакций нужны двери. И удобней, и эстетичнее.
Во-первых, в дверь, прежде чем открыть, нужно постучать. Подготовить законодательство, создать нормативную базу, улучшить инвестиционный климат, создать службы поддержки инвесторов, сделать все процедуры прозрачными, подготовить наш бизнес и бизнес АТР к сотрудничеству, дать понять, что будет помощь и гос. поддержка, упразднить излишки чиновничьего аппарата, мешающий бизнесу сейчас своим непрофессионализмом и непониманием того, что и как нужно делать. Это не весь список…
Во-вторых, после реализации первого пункта, полностью изучив конъюнктуру рынка АТР, открывать себя и свои возможности. Страны АТР — это быстрорастущие экономики, на их территориях не действуют правила, по которым строилась западная экономика столетиями. У Японии и Китая ушли считанные годы! Мир меняется быстро и все в нем становится скоротечным, разглядывая бочку с медом, мы дождемся того, что в ней будет только деготь.
Источник