Страны атр связи с россией

Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион

Россия была и остается азиатской державой. Характер ее отношений с постсоветскими странами Центральной Азии уже был рассмотрен ранее. Здесь остановимся на геополитических перспективах России в АТР, который сейчас стал одним из ведущих центров мирового развития. Осознание этого факта было продемонстрировано уже во владивостокских инициативах М.С.Горбачева 1986 г. Потеря Прибалтики, Украины, Белоруссии и Молдавии как бы отдалила Россию от Запада и физически приблизила ее к Азии.

Значимость АТР для России возрастает в силу того, что при сужении «окна в Атлантику» через Черное море и Балтику этот регион становится дополнительными воротами в мировой океан и индустриально развитой мир. Перед Россией открываются прежде всего новые рынки оружия, сырьевых и промышленных товаров. Благоприятствующим в данном случае фактором является то, что, не считая территориального спора с Японией, у России нет в регионе сколько-нибудь серьезных проблем, способных блокировать ее проникновение сюда.

Распад СССР и конец холодной войны привели к существенному изменению геополитической ситуации и в данном регионе. Так, в глазах США и Запада в целом в определенной степени снизилась роль Китая в качестве противовеса российской мощи. Несколько спала напряженность в отношениях между Индией и Китаем, а также Индией и Пакистаном. Вьетнам и Северная Корея потеряли свою былую значимость как союзники России, а Южная Корея — как союзник США. Начали существенно изменяться отношения России с Южной Кореей. Наметились тенденции к установлению более тесных экономических связей России со странами АСЕАН, Австралией, Новой Зеландией, стали быстрыми темпами развиваться торговые связи с Тайванем.

Читайте также:  Страны зарубежной европы по географическому положению приморские

При всех существующих в японо-российских отношениях проблемах нельзя не отметить ряд признаков смягчения Японией традиционно жесткой позиции по вопросу о Курильских островах. Так, она расширила культурный обмен с Москвой, ослабила свое противодействие участию России в региональных и международных организациях. В Белой книге Министерства обороны Японии, обнародованной в сентябре 1990 г., российские войска в Сибири и на Дальнем Востоке перестали рассматриваться как угроза безопасности Японии. Одновременно Страна восходящего солнца изъявила готовность реализовать совместно с Россией целый ряд двусторонних проектов по разработке мер доверия в Восточно-Азиатском регионе. В целом можно сказать, что Япония не расположена оставаться в стороне от процесса достижения смягчения напряженности с Москвой.

В рассматриваемом контексте особо важное значение имеет нормализация российско-китайских отношений. В настоящее время одна из главных задач, стоящих перед российской дипломатией, состоит в принятии всех возможных усилий, направленных на то, чтобы сделать Китай своим союзником, а не новым противником.

Для укрепления и расширения российско-китайских отношений существует множество предпосылок. Определяющее значение в данном контексте имеет то, что в общем балансе взаимные интересы двух стран превалируют над конфликтными интересами. Прежде всего обе стороны заинтересованы в стабилизации обстановки в АТР и разрядке напряженности на Корейском полуострове. Споры об идеологическом приоритете той или иной стороны заменило прагматическое сотрудничество. Китайская и российская экономики во многих аспектах дополняют друг друга. Китай способен предоставить России потребительские товары и сельскохозяйственные продукты в обмен на промышленное оборудование и военную технику.

Географическая близость, протяженная общая граница и трудности, испытываемые российским Дальним Востоком в получении товаров с европейской России, также способствуют ускоренному расширению китайско-российской торговли. Показателем резкого улучшения отношений между двумя странами является, например, готовность России продать Китаю передовую военную технику, включая боевые самолеты СУ-27. Расширение и углубление российско-китайского сотрудничества может явиться определенным противовесом сверхдержавным претензиям США и возможным притязаниям Японии на статус политической и военной супердержавы.

Читайте также:  Какие страны не пускают без биометрического паспорта

Значимость России в качестве немаловажного регионального актора в Восточной Азии, по-видимому, в будущем не только не снизится, а наоборот, существенно возрастет при неизбежном усилении здесь экономического и военно-политического соперничества между Китаем и Японией. Россия нужна каждой из сторон в качестве противовеса. «Российская карта» как со стороны Китая в его отношениях с США, Японией, Европой, так и со стороны этих последних между собой и Китаем может стать со временем еще более актуальной и притягательной для каждого из названных акторов.

Возрождение ислама в новых государствах Центральной Азии — головная боль как для России, так и для Китая. Последний озабочен тем, какое именно влияние такое развитие событий способно оказать на его мусульманское население. Например, неблагоприятная ситуация в той или иной центральноазиатской стране при определенных условиях может стать дестабилизирующим фактором для Синцзян-Уйгурского автономного округа Китая, где проживают около 1 млн казахов, 375 тыс. киргизов и многие представители других центральноазиатских народов.

Россия в свою очередь озабочена тем, что растущие межэтнические конфликты отрицательно скажутся на миллионах русских, которые остались в этих странах, и создадут сложные проблемы на протяженной границе с мусульманским миром. Москва и Пекин не могут также равнодушно смотреть на проникновение в этот регион других мусульманских стран, особенно Турции, Ирана, Саудовской Аравии и др.

Вместе с тем необходимо отметить, что Китай отрицательно относится к идее создания системы коллективной безопасности в Азии. Эта идея была выдвинута советским руководством в период советско-китайского конфликта и преследовала антикитайские цели.

Особо заинтересована Россия в сохранении отношений с Индией — приоритетным геополитическим партнером, обеспечивающим определенный баланс сил в Азии. Во всяком случае Индия остается одним из основных покупателей российского вооружения. Ее, как и Россию, не устраивает такое развитие событий, при котором бывшие мусульманские республики СССР — Азербайджан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Казахстан — оказались бы интегрированными в исламский мир.

Сотрудничество со странами АТР становится одной из важнейших предпосылок решения стратегической задачи ускоренного экономического развития российского Дальнего Востока. Курс на дальнейшую нормализацию отношений с ведущими странами в этой части планеты будет способствовать ее реальному участию в процессе региональной экономической интеграции.

Свидетельством восприятия России как конструктивного партнера является то, что с июля 1996 г. она является членом в АСЕАН в том же качестве, что и США, Китай, Япония, Канада, Южная Корея, Индия, Австралия и Новая Зеландия. Объем двусторонней торговли России составляет сейчас: с Японией — 6 млрд долл., Китаем — 5,5 млрд, Южной Кореей — 3 млрд, Тайванем — более 2 млрд, Таиландом — 1,2 млрд долл. и т.д. Общий товарооборот России со странами АСЕАН достиг 4,5 млрд долл., что превышает оборот с таким традиционным торговым партнером нашей страны, как Индия. В случае успешного выполнения уже намеченных программ и заключенных договоров российское приморье может стать крупнейшим торгово-промышленным и транспортно-транзитным центром перевалки товаров из Восточной Азии в западное полушарие, Западную Европу и Центральную Азию. Такой курс представляется залогом сохранения территориальной целостности страны на Дальнем Востоке. Одна из основных задач в данной сфере состоит в формировании всеобъемлющей региональной системы коллективной безопасности с участием максимального числа государств, включая США, Японию, Китай, Россию, Республику Корея и КНДР. Важной предпосылкой реализации данной задачи является сохранение в регионе достаточного российского военного потенциала, в частности военно-морского.

85. Контрольные вопросы

1. Каковы основные направления политики России в постсоветском пространстве?

2. Способна ли Россия стать центром притяжения для новых постсоветских государств?

3. Каковы перспективы СНГ?

4. Способны ли Россия и страны СНГ стать самостоятельным центром силы?

5. Каковы перспективы взаимоотношений России и стран АТР?

Источник

Россия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона

В современных условиях особым динамичным развитием отличается Азиатско-Тихоокеанский регион, на страны которого приходится порядка 50 % ВМП и 40 % мировой торговли. Здесь расположены такие промышленно развитые страны, как Япония, Австралия, Новая Зеландия, новые индустриальные страны: Республика Корея, Сингапур, Малайзия и др., Китай, который возглавил новую волну индустриализации.

Ведущие страны АТР обладают собственными или адаптированными западными технологиями, которые могли бы быть использованы как самой Россией, так и при сооружении нашими компаниями крупных промышленных и энергетических объектов в странах данного региона.

Развитие связей со странами АТР будет способствовать экономическому подъему Сибири и Дальнего Востока. При этом российскому государству необходимо повысить внимание к развитию своих восточных регионов с тем, чтобы их интеграция с соседними странами укрепляла, прежде всего, отечественную экономику.

В 1998 г. Россия стала полноправным членом такой интеграционной группировки, как Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, в состав которой входит 21 страна. Направления и принципы деятельности АТЭС отвечают экономическим интересам России. Проводимая им работа по укреплению торгово-экономических связей, либерализация торговли и инвестиционной деятельности, созданию условий для упрощенного движения товаров и капиталов в целом способствует более эффективной интеграции России в экономическое пространство АТР, а также решению внутренних экономических проблем.

Данный регион весьма перспективен для развития торговли, инвестиционного обмена и других направлений взаимодействия. Основными торговыми партнерами России среди стран, входящих в АТЭС, являются: КНР (7,6 % внешнеторгового оборота РФ), Япония (3,9 %), США (3,7 %), Республика Корея (2,5 %).

Что касается отношений с отдельными государствами региона, то важнейшее значение имеет сотрудничество с КНР. В последние годы стремительное развитие китайской промышленности, науки и техники лишило Россию ее традиционной, в двусторонних отношениях, роли поставщика машин и оборудования. Российские предприятия обрабатывающей промышленности с трудом выдерживают натиск китайских экспортеров. Все это создает ощутимую угрозу для развития всего машиностроительного комплекса России.

В то же время Россия могла бы опираться в Китае на свои традиционно сильные позиции в сооружении энергетических объектов, особенно в строительстве атомных электростанций, участвуя в осуществлении обширной китайской программы по увеличению выработки электроэнергии на АЭС.

С повышением технологического уровня китайской промышленности проявляются перспективы для углубления научной и промышленной кооперации между двумя странами.

Существует проблема массовой китайской иммиграции на российскую территорию, но ее возможные негативные последствия можно предупредить, не перекрывая доступ китайским рабочим и торговцам. Россия нуждается в рабочих руках не меньше, чем Китай – в рабочих местах. Здесь интересы двух стран совпадают.

Требуется лишь упорядочить приток китайской рабочей силы в рамках совместно выработанной и осуществляемой миграционной политики. В долгосрочном плане в двусторонних отношениях будет возрастать роль демографического фактора.

В Японию Россия поставляет товары с низкой добавленной стоимостью – круглый лес, первичный алюминий, морепродукты, уголь, нефть, газ, а покупает в основном машины и оборудование потребительского и производственного назначения.

Японские компании заинтересованы в строительстве трубопроводов, по которым они получали бы российские энергоносители, в участии в разработке месторождений нефти, газа и угля, других видов природного сырья. Они могли бы помочь в создании новых железнодорожных сетей в России и модернизации морских портов на Дальнем Востоке.

Японию привлекает потенциально емкий российский рынок. Ведущие японские автомобильные фирмы открыли производство на российской территории. К перспективным направлениям связей можно отнести освоение космоса, информационные технологии, медицину, охрану окружающей среды.

Расширяются внешнеэкономические связи России с Республикой Корея. Российский экспорт в РК представлен в основном металлургической продукцией, энергоносителями и другими сырьевыми товарами. Главная проблема заключается в транспортном обеспечении поставок энергоносителей.

Основными статьями южнокорейского экспорта в РФ являются автомобили и бытовая электроника. Южнокорейские корпорации одними из первых стали развивать в России собственное производство, в частности автомобилей и бытовой техники, а также хотели бы участвовать в разработке месторождений углеводородов на территории РФ.

Однако в отношениях со странами АТР сполна проявляются все те недостатки, которые характеризуют участие России в международном разделении труда в целом: специализация на вывозе сырья и энергоресурсов, неспособность предложит современную конкурентоспособную продукцию гражданского назначения, слабый уровень взаимопроникновения капитала, производственной и научно-технической кооперации. Иностранные предприятия, действующие на российской территории, представляют собой сборочные производства с чрезвычайно низкой степенью локализации.

Источник

Страны атр связи с россией

Политическая и экономическая многоцентричность АТР помогает России расширять взаимодействие с государствами региона. Несмотря на растущую экономическую взаимозависимость крупнейших стран АТР, политические отношения между ними порой обостряются до состояния прямого конфликта. В такой обстановке практически у каждого государства региона — Китая, Индии, Японии, Республики Корея, участниц АСЕАН — возникает «спрос» на содействие со стороны России в урегулировании двусторонних проблем с соседними странами. Не вступая в межазиатские конфликты, Москва должна проводить в АТР собственную политику неприсоединения, которая оставляла бы за ней свободу действий в продвижении своих национальных интересов.

Интеграции России в АТР препятствует немало вызовов как внешнего, так и внутреннего характера. Один из них состоит в том, что партнеры России на Тихоокеанском побережье — как сопредельные Китай, Япония и Корея, так и географически более удаленные страны АСЕАН — связаны единой азиатской цивилизацией и исторически воспринимают Россию как внедрившуюся в Азию европейскую державу. Они готовы считаться с Россией, когда у той есть силы и средства защитить свои интересы. В связи с этим Москве нельзя оставлять вне поля зрения рост военного потенциала и модернизацию вооруженных сил региональных партнеров.

К 2020 г. Китай будет располагать армией, сильнейшей в Азии не только в количественном, но и в качественном отношении, а присоединив в недалекой перспективе Тайвань, сможет опереться также и на его достаточно мощный военный и экономический потенциал. Япония восстановила Министерство обороны, обсуждает вопрос об использовании своих вооруженных сил за пределами страны, строит собственную систему ПРО и по-прежнему рассматривает Россию как наиболее вероятного военного противника. США наращивают военное взаимодействие с Японией и Южной Кореей, создают систему ПРО на Аляске и держат внушительные вооруженные силы вблизи российских берегов. Укрепляет свой военный потенциал и сама Южная Корея. Некоторые недавно приобретенные ею единицы боевой техники подходят не столько для противодействия северокорейской угрозе, сколько для обеспечения военных интересов уже объединенной Кореи, политическая и национальная ориентация которой может создать свои угрозы для России.

При дальнейшем сокращении численности славянского населения региона это вполне может произойти уже в обозримом будущем. Еще одна проблема — распространение среди коренных малочисленных народов Дальнего Востока настроений их причастности к «великой общности азиатских культур», которые могут использовать в своих целях эмиссары из соседних государств.

Военно-силовой ответ на эти вызовы при текущем раскладе сил в АТР бесперспективен. Россия сможет действенно обеспечить свою безопасность на дальневосточных рубежах, лишь заинтересовав соседние страны преимуществами долговременного и широкомасштабного экономического партнерства. Первостепенная задача в этой связи — экономический и социальный подъем Забайкалья и Дальнего Востока. На этом направлении уже есть определенные заделы. Начали функционировать территории опережающего социально-экономического развития (ТОР), представляющие инвесторам беспрецедентные для России льготы. Заработали Фонд развития Дальнего Востока, агентства по развитию человеческого капитала, поддержке инвестиций и экспорта; приняты основной блок законов и современная программа развития региона. Россия активно модернизирует морские и воздушные порты на Дальнем Востоке, развивает трансконтинентальные железнодорожные маршруты, строит новые газо- и нефтепроводы. Москва настроена на реализацию двусторонних и многосторонних инфраструктурных проектов, в числе которых энергетическое «суперкольцо», объединяющее Россию, Китай, Японию и Республику Корея, транспортный переход между Сахалином и Хоккайдо.

Особая задача на этом направлении — повысить продуктивность отношений с Китаем. Россия предлагает Китаю, как и Китай России, тесное стратегическое взаимодействие. Вместе с тем у российско-китайской дружбы есть свои ограничения. Китай не хочет ухудшать деловые отношения с Соединенными Штатами, а Россия старается не попасть в зависимость от экономически более сильного партнера. Кроме того, интересы и стратегия двух стран применительно к сопредельным государствам не всегда совпадают. Таким образом, в приоритете находится укрепление связей с Китаем, но не создание с ним военного альянса.

В этой связи нужно, однако, быть готовыми к более напористому переговорному поведению Китая как «богатого новичка» в «клубе мировых лидеров», в том числе усилению его конкуренции с Россией в Центральной Азии и других регионах. Растущее влияние Китая важно балансировать параллельным развитием связей с другими лидерами АТР — Японией, Южной Кореей, Индией, Вьетнамом.

Москва и Пекин договорились о сопряжении проекта «Один пояс – один путь» и ЕАЭС. Переговоры по реализации этой инициативы уже начались. Чтобы достигнуть оптимального геоэкономического и геополитического положения России как центра и связующего звена всего евразийского континента, необходимо и дальше работать в этом направлении. Важно, что для России появляется возможность обрести новый статус — не европейской окраины с владениями в Азии, а нацеленной в будущее евро-тихоокеанской державы, одного из центров поднимающейся Большой Евразии.

Отвечающая интересам России система безопасности в СВА должна включать все государства, географически относящиеся к региону, т. е. Россию, Китай, Японию, Республику Корея, КНДР и Монголию, а также США. Россия, как и Китай, объективно заинтересована в присутствии Соединенных Штатов в Азии и в сотрудничестве с ними, но, естественно, не в рамках американоцентричной системы.

Фундаментом здания региональной безопасности в СВА могла бы послужить сеть партнерств по сотрудничеству в конкретных областях безопасности, общих для расположенных здесь государств. При всем различии военных и политических интересов отдельных государств региона их объединяет забота о своей энергетической, транспортной, продовольственной, информационной безопасности, возможности мирного использования ядерной энергии. Оформление юридически обязывающих региональных партнерств или сообществ по этим отраслевым направлениям и отладка работы их механизмов позволили бы создать условия для движения к системе всеобъемлющей безопасности в Северо-Восточной Азии.

Следует сделать упор на продвижении согласованного с Китаем поэтапного плана урегулирования ситуации на Корейском полуострове, предусматривающего на первом этапе «двойную заморозку»: приостановку КНДР своих ракетных пусков и ядерных испытаний в обмен на прекращение военных учений со стороны США и Южной Кореи.

Ядерная проблема Корейского полуострова — результат многолетнего противостояния двух корейских государств. Успеха на этом поле можно добиться лишь при одновременном решении двух задач — замораживания и последующего прекращения военной ядерной программы Северной Кореи и межкорейской нормализации. Положительную роль могла бы сыграть и постановка вопроса о возвращении корейской проблемы в повестку дня ООН. Сейчас для этого представляется наиболее подходящий момент. Пан Ги Мун, являясь гражданином Южной Кореи, не мог быть беспристрастным в подходах к КНДР, и Пхеньян его подчеркнуто игнорировал. А. Гутерриш, его преемник на посту генерального секретаря ООН, прежде не был связан с Южной Кореей и поэтому мог бы показать объективный и конструктивный подход к вопросу межкорейского урегулирования и прежде всего к тому, чтобы заменить Соглашение 1953 г. о перемирии в Корее полноценным мирным договором. Такой договор должен быть не просто пактом о ненападении между участниками Корейской войны, а значительно более масштабным документом о партнёрстве, который превратил бы КНДР в полноправного участника международного общения. Сторонами мирного договора должны быть два корейских государства, в то время как пять постоянных членов Совета Безопасности ООН выступили бы гарантами соблюдения сторонами своих обязательств.

Источник

Оцените статью