Страны брикс перспективы сотрудничества

Каковы перспективы сотрудничества стран БРИКС?

На современном этапе страны-участницы BRICS претендуют на роль новых мировых лидеров и характеризуются принципиально новой формой международного сотрудничества. БРИКС в настоящее время активно старается закрепить собственное воздействие в ведущих международных организациях, оказывает содействие в решении глобальных проблем, поддерживает идею повышения финансового и общественно-политического воздействия развивающихся государств.

Очень подробно рассмотрен вопрос перспектив экономического развития в интервью с Андреем Кортуновым (ген.директор Российского совета по международным делам). Стоит напомнить, что принятая еще в 2015 году Стратегия экономического партнерства БРИКС вскоре должна обрести свои очертания.

Речь идет о развитии безбарьерной электронной торговли, поддержке малого и среднего бизнеса, повышении эффективности государственно-частного партнерства. Можно выделить следующий перечень направлений, на которые нацелено дальнейшее развитие институтов сотрудничества стран БРИКС:

— создание международного кредитного рейтинга НБР;
— сохранение дружественных отношений между странами БРИКС путем решения возникнувших конфликтов;
— поддержание и совершенствование экономического партнерства;
— расширение круга внешнеполитических партнеров;
— обеспечение взаимной культуры и внешнеполитической интеграции.

Актуальные вопросы и проблемы стран-участниц «пятерки»

В целом страны БРИКС с каждым годом показывают положительные результаты в развитии своей экономики в целом. Это также говорит, что сотрудничество «пятерки» идет на пользу, как самим странам-участницам, так и всему мировому сообществу. Сегодня все страны БРИКС стремятся модернизировать свои экономики при одновременном разрешении социальных проблем. Поскольку молодежь является ключом к цифровой экономике и инновационным технологиям, большое внимание уделяется обязательствам «пятерки» в сфере образования. Подробнее об этом можно почитать здесь — «БРИКС» делает ставку на образование»

Несмотря на то, что страны БРИКС разбросаны по всем континентам, они успешно дополняют друг друга. Но основной и более сложной проблемой на сегодня является институционализация БРИКС. Развитие институтов сотрудничества стран БРИКС возможно при условии формирования специальных координирующих органов межгосударственного уровня. Также немаловажно создание в БРИКС взаимосвязей в двустороннем и многостороннем формате. Принимая во внимание влияние каждой страны-участницы в своем, зачастую крайне широком, регионе мира, возможно существование региональных интеграционных объединений на 4-х континентах, которые взаимодействуют между собой. Тем более с учетом того, что вступить в «пятерку» стремится целый ряд стран – Мексика, Индонезия, Турция. Также заинтересованы в членстве Нигерия, Египет, Иран и Южная Корея.

Читайте также:  Презентация кухни всех стран мира

Таким образом, сотрудничество стран БРИКС обретает особенную значимость на фоне тех изменений, которые происходят во всем мире. «Пятерка» не ограничивается решением только собственных проблем, поэтому необходимо отдавать приоритет странам БРИКС и во внешнеэкономической деятельности.

Источник

Страны брикс перспективы сотрудничества

Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Однополярная модель не справляется с глобальным управлением. Исчерпывают себя и его финансовые структуры, которые фактически обслуживают только интересы развитых стран. Это не устраивает развивающиеся страны, которые выдвигают новые подходы к реформированию системы экономического регулирования. БРИКС — Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская Республика межгосударственный блок, созданный странами с переходной экономикой, является принципиально новой формой международного сотрудничества, основанной на равном доступе стран к источникам финансирования и рынкам сбыта, сочетании государственного планирования и рыночной экономики, поливалютной финансовой системе, при соблюдении их суверенитета и культурно- цивилизационной идентичности.

Страны, входящие в БРИКС занимают 26% территории земли, а общая численность населения составляет 43%. Объединенный валовый внутренний продукт (ВВП) равен 18,5% (с учетом ППС – 26,7%) мирового показателя [1]. На страны-участницы приходится 11% накопленных капиталовложений и почти 20% мировой торговли.

Таблица 1. Сводная таблица макроэкономических показателей стран БРИКС (2013г).

Страна БРИКС

Площадь, кв.км

Население, млн. чел

ВВП стран БРИКС, млрд. долл.

Экспорт стран БРИКС, млн. долл.

Импорт стран БРИКС, млн. долл.

Бразилия

Россия

Индия

Китай

ЮАР

Весь мир

Что же послужило предпосылкой для объединения стран, столь разных как по географическому положению, так и по уровню политического и экономического развития? Одной из предпосылок выступил высокий потенциал для дальнейшего роста, а также наличие общих целей и долгосрочных интересов, направленных на то, чтобы усилить свои позиции и стать полноправными игрокам на международной арене. Их экономики за последние 10 лет выросли в 4,2 раза, в то время как экономики развитых стран выросли лишь на 61%. Кроме этого, они являются во многом взаимодополняющими. В частности, экономика Бразилии сосредоточена на производстве сельскохозяйственной продукции и электроэнергии, России — добыче энергетических и углеводородных ресурсов, Индии – производством IT, а также интеллектуальными ресурсами, Китая — относительно дешевыми трудовыми ресурсами при производстве товаров, ЮАР – природными ресурсами, что дает им возможность для дальнейшей кооперации.

На сегодняшний день деятельность блока БРИКС носит в большей степени политический характер, нежели экономический. Страны-участницы придерживаются одной точки зрения, которая подразумевает существование нескольких крупных центров силы. Опираясь на это, партнеры намерены создать противовес политике США. В стратегическом плане основной упор делается на реформирование глобальных центров управления, прежде всего мировой финансовой системы. Ставится задача усиления позиций БРИКС в МВФ (обладают 14,81% голосов, что позволяет блокировать неприемлемые для них решения) и Международном банке реконструкции и развития (страны БРИКС увеличили свою долю голосов до 13,2%), включение юаня и, возможно, других валют стран-членов в корзину основных мировых валют. В долгосрочном плане — создание альтернативных мировых финансово-экономических институтов. В этом контексте в качестве первых шагов можно рассматривать создание Нового банка развития БРИКС и Пула валютных резервов БРИКС, финансовый потенциал каждого составит до 100 млрд. долл. В рамках Пула валютных резервов БРИКС решения будут приниматься большинством голосов, получать рефинансирование все страны-участницы БРИКС станут с разными коэффициентами — пропорционально их вкладам. Китай вносит 41% от 100 млрд. долл., Россия, Бразилия, Индия – по 18%, ЮАР-5%, соответственно коэффициент рефинансирования составит для Китая – 0,5, России, Бразилии, Индии – 1, ЮАР – 2. При этом каждая страна БРИКС при необходимости может получить сразу 30% своей квоты, остальные 70% — при наличии программ с МВФ. Расчеты в национальных валютах и отказ от доллара позволят участникам внешнеторговых операций экономить от 2 до 4 % суммы трансакции [2]. Новый банк развития БРИКС будет создавать дополнительные фонды, прежде всего с участием китайского капитала, средства которых можно направить на реализацию конкретных проектов. Проекты для финансирования в НБР будут отбирать большинством голосов. Начал работу Деловой совет БРИКС, который способствует неформальной интеграции стран – участниц блока, образован Биржевой альянс, который обеспечивает кросс-листинг акций более 7 тысяч компаний стран БРИКС с общей капитализацией около 8 триллиона долларов.

Все эти факторы в целом способствуют укреплению БРИКС, однако, историческая и религиозная специфика, различные уровни экономического развития, географическая отдаленность, проблемы в двухсторонних отношениях, политическое и экономическое противодействие развитых стран, предопределяют особые подходы стран-членов БРИКС к глобальной и региональной проблематике. Очевидно, что эффективное взаимодействие в рамках БРИКС наладить будет непросто. У каждой страны есть свои интересы как внутри, так и вне этого объединения. Если для России одним из приоритетных партнеров является Евросоюз (около 48% объема внешней торговли), то для Китая — развитие отношений с Азиатско-Тихоокеанским регионом, для Индии – с Южной Азией, Бразилии – с Западным полушарием (странами Латинской Америки и США), ЮАР – странами Африки. Кроме того, существует целый ряд внутренних проблем которые препятствует развитию экономик стран БРИКС:

1-я — инфляция (в 2013 году уровень инфляции в Индии составил 10,9 %, России – 6,8, Бразилии – 6,2%, ЮАР – 3,3%, Китае – 2,6%).

2-я – безработица. Согласно данных Всемирного Банка самый высокий уровень безработицы наблюдается в ЮАР 25%, а самый низкий наблюдается в Индии и Китае, где этот показатель за последние 10 лет не превысил 5% отметку.

3-я – демография на сегодняшний день одна из острых проблем стран объединения. Китай и Индия страдают от перенаселения, в России и, особенно в ЮАР, наоборот, недостаток численности населения.

4-я – коррупция. Согласно рейтинга коррумпированности стран за 2016год ЮАР занимает 67, Бразилия – 69, Индия – 85, Китай – 100, Россия — 136 место.

5-я — неразвитость инфраструктуры.

7-я — неразвитость финансового рынка.

8-я – волатильность национальных валют [3].

Таблица 2. Колебание курса рубля по отношению к другим валютам (в %)

Валюта

01.01.2014

01.04.2014

01.07.2014

01.10.2014

01.01.2015

Бразильский реал

Индийская рупия

Китайский юань

Южноафриканский рэнд

Доллар США

Каковы перспективы развития блока БРИКС? В последние годы все чаще поднимается вопрос о дальнейшем его расширения. Еще в 2005 году западные экономисты ввели понятие «следующие одиннадцать» — Мексика, Турция, Египет, Иран, Нигерия, Бангладеш, Индонезия, Южная Корея, Пакистан, Филиппины и Вьетнам — группа стран с развивающимися экономиками и большим населением –потенциальные кандидаты на присоединение к БРИКС. Особенно отмечают Мексику и Южную Корею, обладающих достаточным экономическим потенциалом. Однако, дальнейшее расширение группировки стран БРИКС сегодня является нецелесообразным. Непродуманное расширение за счет новых участников может привести к еще большей разобщенности и неэффективной координации объединения. Странам БРИКС еще предстоит завершить процесс становления, и на настоящий момент для них более важно развивать внутренние связи, чем расти вширь.

Экономисты предлагают четыре модели развития БРИКС. При этом каждая из них не отрицает возможность других. Скорей всего на практике будут реализованы три модели.

  1. Консервативная, которая предполагает развитие процессов интеграции, исходя из традиционных вариантов расширения различных направлений и проектов сотрудничества, в которых заинтересованы все страны БРИКС. Подобные направления многих сфер жизнедеятельности, в частности, таких как: политической, экономической, социальной и др. Ярким примером может послужить «Стратегия экономического партнерства стран БРИКС до 2020года», которая была принята на саммите в УФЕ в 2015 году. В данной стратегии были намечены основные базовые принципы, на которых впоследствии было построено экономическое взаимодействие, а также были выявлены приоритетные направления сотрудничества в торговле, инвестициях, промышленности, энергетике, аграрно-промышленном комплексе и прочих отраслях. Помимо стратегии была предложена «дорожная карта», объединившая совместные перспективные проекты, в реализации которых заинтересованы все страны-участницы БРИКС. На сегодняшний день консервативная модель является ведущим направлением развития и совершенствования политики БРИКС.
  2. Второй моделью выступает целенаправленное развитие двухсторонних отношений между отдельными странами, входящими в состав БРИКС. Главной миссией этой модели является использование лучших мировых двухсторонних практик для создания многосторонних механизмов взаимодействия в рамках развития БРИКС. На 2016 год сложилось две практики подобного сотрудничества в лице российско-индийский и российско- китайский отношений. Так, в рамках последней практики Россия и Китай создали китайско-российскую комиссию по инвестиционному сотрудничеству. Посредством подобного сотрудничества достигнута договоренность о создании российско-китайского инвестиционного банка, который должен стать платформой для привлечения китайских инвесторов, размещать ценные бумаги российских компаний на фондовых рынках Китая и ряда других азиатских стран. Что же касается еще одной положительной практики, которой является сотрудничество между Китаем и Индией, заключивших на 2016 год около 26 соглашений на сумму 22 млрд. долл. Данные соглашения затрагивают финансовую сферу, строительство, развитие альтернативной энергетики и создание индустриальных парков.
  3. Третью модель можно охарактеризовать как «союз союзов». Это обусловлено активным взаимодействием отдельных стран-участниц БРИКС в рамках других международных объединений. Практический опыт сегодня показывает, что Китай входит в Восточноазиатский саммит (BAC), Индия – в Южно-азиатскую ассоциацию регионального сотрудничества (СAAPK), Россия в — в ЕАЭС, Бразилия – в Союз южноамериканских наций (УНАСУР), ЮАР – в Южноафриканское сообщество развития (САДК). Следует учитывать и многосторонние объединения, например Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) куда входят уже три члена БРИКС – Россия, Китай и Индия, союз Индии, Бразилии и ЮАР – ИБСА.
  4. Согласно четвертой модели, необходимо создать институты в БРИКС, которые будут оказывать мультипликативное воздействие на развитие этого экономического блока. Еще одним важным проектом, способствующего углублению взаимодействия стран БРИКС является создание зоны свободной торговли и инвестиций в рамках данного объединения. Так, в ходе отмены таможенных пошлин, налогов и сборов, а также количественных ограничений во взаимной торговле, возможно устранить торговые барьеры между странами – участницами ЗСТ. Особенно наглядно это проявляется в новых трансрегиональных соглашениях (Транстихоокеанское партнерство (ТРР) 13 стран, трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТIР) – страны ЕЭС и США, всестороннее экономическое и торговое соглашение (СЕТА) – страны ЕЭС и Канада, ЗСТ ЕЭС – Япония и др.).

Многие мегапроекты носят перекрестный характер за счет участия в них одних и тех же государств (стран в ЕЭС, США, Япония), что фактически сближает условия функционирования этих экономических партнерств. Вероятно, мировая экономика входит в новый этап глобализации, отличительными чертами которого становится формирование новых экономических союзов и их последующее сращивание. Страны БРИКС не могут игнорировать эти глубинные изменения в глобальной экономике, связанные с развитием трансрегионализации. Некоторые из них осознали необходимость либерализации условий взаимной торговли и инвестиций.

На начало 2015 года Китай заключил 12 и готовит еще 7 соглашений о ЗСТ с Республикой Корея, Австралией, Японией, странами АСЕАН, советом сотрудничества арабских государств Персидского залива, Израилем. Огромная ЗСТ возникнет в связи с реализацией проекта нового «шелкового пути», который охватит 20 стран. Этот проект строительства инфраструктурных объектов, обеспечивающих связи Китая и ЕЭС, предусматривает создание вокруг них общего экономического пространства. Россия участвует в ЕАЭС, где существует Таможенный союз и будет создаваться общее пространство для движения капитала, и в ЗСТ СНГ[4]. ЕАЭС заключил соглашение о ЗСТ с Вьетнамом, ведет переговоры с Египтом, Израилем и другими странами. Индия и Бразилия сообщили о заключении соглашения о ЗСТ с Евросоюзом в ближайшее время.

Таблица 3. Действующие межгосударственные соглашения о свободной торговле, инвестициях и налогообложении [5].

Страна

Соглашения о свободной торговле

Инвестиционные соглашения двусторонние

Инвестиционные соглашения другие

Инвестиционные соглашения всего

Двусторонние соглашения об избежании двойного налогооблажения

Источник

Оцените статью