Страны бывшего снг конфликт

Наличие конфликтов на территории государств-участников СНГ и перспективы их разрешения

КНБ 2000: Формирование принципиально новых, равноправных и выгодных мировых отношений со странами СНГ

Одно из главных положений Концепции предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств — участников СНГ подчеркивает, что «поддержание мира и стабильности является неотъемлемым условием существования Содружества, обеспечивающим экономическое, социально-политическое развитие как каждого из государств-участников, так и Содружества в целом».

В качестве основных направлений такой деятельности Содружества Концепция определяет:

· постконфликтное построение мира (или миростроительство).

На территории стран СНГ сохраняются следующие конфликты:

· последствия гражданской войны в Таджикистане (1),

· Конфликт в Приднестровье (2),

· конфликт вокруг Карабаха (3),

· грузино-осетинский конфликт (5).

+ вооружённый конфликт на востоке Украины

Единственный в СНГ конфликт, который удалось разрешить дипломатическим путем – межтаджикский (1992-1997) (1):

вооружённый межклановый внутриэтнический конфликт в Таджикистане между сторонниками центральной власти и различными группировками в лице Объединённой таджикской оппозиции, последовавший за провозглашением независимости страны в результате распада СССР

Подписанное в Душанбе 27 июня 1997 г. Общее соглашение об установлении мира и национального согласия положило начало процессу миростроительства.

Приднестровский конфликт (2)

Вспыхнувший в 1992 г. на гребне исторических, экономических, лингвистических (из-за статуса румынского языка) разногласий, которые дали о себе знать в условиях распада СССР, по мере обретения народами республики национального самосознания, конфликт был прекращен только благодаря вмешательству 14-й армии РФ.

21 июня 1992 г. молдавский и российский президенты подписали Соглашение «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдовы», которое, подтверждая принцип территориальной целостности Молдовы, предусматривало прекращение огня и переход к политическому урегулированию конфликта. С тех пор Кишинев и Тирасполь ведут по определению правового статуса Приднестровья переговоры. Буксующий с того времени переговорный процесс не смогли сдвинуть с мертвой точки ни периодические встречи президентов на высшем уровне, ни посредническая деятельность: договоренности срываются либо нарушаются.

Конфликт вокруг Карабаха (3)

Сохраняется на Южном Кавказе серьезный источник разногласий и напряженности между Азербайджаном и Арменией из-за бывшей Нагорно-Карабахской Автономной области Азербайджана. Ее армянское население объявило 2 сентября 1991 г. об образовании Нагорно-Карабахской Республики (НКР) в границах бывшей НКАО и Шаумяновского района. В развернувшейся с конца 1991–начала 1992 гг. полномасштабной войне между Арменией и Азербайджаном вооруженные формирования карабахских армян сумели добиться преимуществ, овладеть практически всей территорией автономии и захватить большую часть прилегающих к бывшей НКАО азербайджанских районов, превратив их в так называемую зону безопасности.

Мирный договор так и не был подписан. Примечательно, что в зоне Нагорно-Карабахского конфликта режим перемирия сохраняется не благодаря присутствию миротворцев, как это было в Южной Осетии и Абхазии, а в основном за счет договоренностей конфликтующих сторон. Данный факт практически исключает возможность непосредственного влияния на карабахский конфликт по официальным каналам той или иной стороны.

Грузино-осетинский конфликт (5) + (4)

развязанная тбилисским режимом Пятидневная война (8-12 августа 2008 г.), в ходе которой экипированные и натренированные американо-натовскими инструкторами грузинские военные сначала попытались подчинить воле метрополии добивавшуюся независимости Южную Осетию, а затем намеревались расправиться с другой «мятежницей» – Абхазией, фактически давно находившейся в «самостоятельном плавании» и не признававшей юрисдикции Тбилиси.

Если бы не неожиданное для Грузии и её западных покровителей вмешательство в конфликт России, он имел бы катастрофические последствия, став, возможно, детонатором нового осетино-ингушского конфликта, обострения ситуации в Дагестане и Чечне, началом цепной реакции, после которой российский Северный Кавказ быстро вернулся бы в состояние 1999 года.

Методы разрешения:

· В интересах предотвращения конфликтов может быть предпринято превентивное развертывание военного персонала государств — участников СНГ в районе возможного противостояния в целях предотвращения эскалации напряженности, перерастания споров, разногласий и кризисов в вооруженный конфликт.

· Урегулирование вооруженных конфликтов может предусматривать проведение операций по поддержанию мира, то есть ограниченных по времени политических акций с использованием специально подготовленного для этих целей военного, полицейского и гражданского персонала.

· Основной задачей в этот период является сохранение мира после достижения конфликтующими сторонами договоренностей о прекращении огня и обеспечение благоприятных условий для политического урегулирования конфликта путем переговоров.

· На этапе постконфликтного построения мира воинские контингенты могут содействовать возвращению беженцев и перемещенных лиц, реинтеграции бывших участников вооруженных формирований в гражданскую жизнь, оказывать гуманитарную помощь, участвовать в разминировании территории и восстановлении инфраструктуры конфликтных регионов и др.

· В то же время участники Содружества не допускают принудительных действий при урегулировании конфликтов без соответствующих санкций Совета Безопасности ООН.

Коллективные усилия Содружествав целом или некоторых его участников во взаимодействии с ООН и ОБСЕ позволили прекратить кровопролитие в Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье, Таджикистане и Нагорном Карабахе, развести конфликтующие стороны и обеспечить условия для перехода их от насилия к диалогу в интересах политического урегулирования конфликтов.

Четыре операции по поддержанию мира с использованием воинских контингентов государств Содружества были развернуты на постсоветском пространстве, три из них продолжаются и сейчас.

42. Пражское /21-21 ноября 2002 г./ заседание НАТО и последствия его решений для РФ и Европы.

Источник: Wikipedia

В рамках Пражского заседания НАТО 2002 г. встретились главы государств и правительств стран-членов НАТО. Для начала переговоров о присоединении к НАТО были приглашены 7 государств, а именно:

· Болгария;

· Эстония;

· Латвия;

· Литва;

· Румыния;

· Словакия;

· Словения.

На данном заседании НАТО была подтверждена так называемая «политика открытых дверей» после окончания холодной войны (англ. NATO’s post-Cold War Open Door Policy). И уже тогда шла речь о создании сил быстрого реагирования НАТО (англ. NATO Response Force), о готовности которых было официально заявлено на Рижском заседании 2006 г.

Источник: Основные итоги пражского саммита НАТО: расширение и реформа

25-11-2002 | Ольга Калинина // Радио Прага — новости из Чешской Республики.

Пражский саммит НАТО был глубоко символичен. Впервые конференция Североатлантического альянса проходила за бывшим «железным занавесом». В состав НАТО было приглашено 7 посткоммунистических государств. Кроме Словении, Словакии, Румынии и Болгарии, это три прибалтийские республики, которые ранее входили в состав бывшего Советского Союза — Литва, Латвия и Эстония. В связи с принятием этих стран многие политики во время саммита говорили о постепенном воссоединении Европы, после Второй мировой войны условно разделенной на Западный и Восточный блоки.

Вступление в НАТО государств с относительно слабой экономикой (Румыния, Болгария) и небольшими армиями (Эстония — 5 тысяч человек, Литва — 3 тыс. чел.) не могут существенным образом усилить военный потенциал Североатлантического альянса. Поэтому в рамках трансформации НАТО планируется подготовка частей, которые будут специализироваться по какому-то основному профилю. В частности, Чехия славится противохимической обороной, которая, по словам президента США Джорджа Буша, является лучшей в мире.

В Праге была предпринята попытка сформулировать такую программу конкретных шагов, которая отвечала бы современной ситуации в мире, иными словами, речь шла о дальнейшем смысле существования альянса. А также о том, способна ли НАТО адекватно реагировать на ситуацию, сложившуюся в области всемирной безопасности в 21 веке, прежде всего, угрозу терроризма.

Источник: Тема дня — 22 ноября 2002 г. — Саммит НАТО в Праге

В Праге 22 ноября 2002 года закрылся саммит НАТО, в котором участвовали главы государств и правительств всех 19 стран-участниц организации. Они решили, что теперь НАТО предстоит бороться с новыми угрозами — в первую очередь с терроризмом.

Кроме того, было оглашено официальное обращение к Болгарии, Латвии, Литве, Румынии, Словакии, Словении и Эстонии с предложением вступить в ряды членов Североатлантического альянса. Новые кандидаты должны, как ожидается, окончательно влиться в натовские структуры к 2004 году.

Помимо приема новых членов, альянс обсудил проблемы трансформации НАТО, ее новые задачи и роли, а также новую структуру управления вооруженными силами НАТО. Лидеры стран НАТО решили создать ударные силы для ведения быстрых боевых действий. Контингент подразделений быстрого реагирования составят 20 тысяч военнослужащих.

Пражский саммит кладет начало второму этапу расширения альянса на восток. Первый шаг в этом направлении НАТО сделало в 1999 года, когда в организацию вступили бывшие участники Организации Варшавского договора — Венгрия, Польша и Чехия.

Источник

Вооруженные конфликты в СНГ

Еще в период существования СССР возник межнациональный конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха— автономной области в составе Азербайджана. 74 % ее населения составляли армяне. Поскольку их жалобы на неравноправное положение игнорировались, в Карабахе в 1988 г. был проведен референдум. Большинство его участников высказались за присоединение области к Армении. Ее отношения с Азербайджаном резко обострились, в городах обеих республик начались погромы. Армяне бежали из Азербайджана азербайджанцы — из Армении. Вмешательство Советской армии лишь усугубило положение. В 1991 г. Нагорный Карабах провозгласил независимость и, опираясь на помощь Армении, сформировал боеспособную армию. В 1992—1994 гг. развернулись полномасштабные военные действия, в результате которых армянские и карабахские войска заняли часть территории Азербайджана. С 1993 г. при посредничестве Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) шли переговоры о мирном урегулировании конфликта. В мае 1994 г. был подписан протокол о прекращении огня. Однако окончательного решения проблемы так и не найдено. Позиция ОБСЕ состоит в том, что необходимо сохранить территориальную целостность Азербайджана и одновременно гарантировать защиту прав армянского населения Карабаха. Но Карабах до сих пор считает себя независимым, несмотря на то, что он не признан международным сообществом. Продолжается блокада границ Армении со стороны Азербайджана и дружественной ему Турции.

Другой конфликт, возникший на постсоветском пространстве и до сих пор сохраняющий остроту связан с восточной частью МолдовыПриднестровьем. Значительную часть его населения составляют русские и украинцы. Националистические силы, пришедшие к власти в Молдове, провозгласили ее государственным языком румынский и взяли курс на объединение с Румынией. В ответ на это в Приднестровье в 1990 г. образовалась Приднестровская Молдавская Республика. Первоначально выдвигалось требование признания федеративного статуса этой республики в рамках Молдовы. Затем, в 1991 г., было заявлено о независимости Приднестровья.

Врезультате и в Молдове, и в Приднестровье стали создаваться собственные воинские формирования. В 1992 г. между ними начались боевые действия. Они были прекращены только в результате вмешательства российских войск, находившихся на территории Приднестровъя. В 1997 г. при посредничестве России и Украины удалось подписать соглашение, по которому Молдова признавалась единым государством, обязанным уважать интересы населения Приднестровья. Однако самопровозглашенная республика продолжает считать себя независимой.

Крайне сложная ситуация возникла на территории Грузии, также являющейся многонациональным государством. Абхазиядо 1931 г. имела статус союзной республики в составе СССР, а затем — автономной республики в составе Грузии. В 1990 г. Абхазия объявила о своем суверенитете. На ее территории с 1991 г. начались вооруженные столкновения. В 1994 г. в Абхазию вступили миротворческие силы СНГ. В зону конфликта прибыли наблюдатели ООН. Это позволило добиться прекращения военных действий, однако политическое урегулирование конфликта до сих пор не достигнуто.

Автономная республика в составе Грузии — Южная Осетияв
1990 г. также выдвинула требования о своем преобразовании в
союзную республику. Это было ответом на приход к власти в
Грузии националистического правительства во главе с З.К.Гамсахурдией, который провозгласил лозунг «Грузия для грузин» и заявил ликвидации автономий. Вопрос о Южной Осетии также пока не нашел окончательного решения. В 1995 г. ее Статус автономии по настоянию ОБСЕ был восстановлен. Военные действия прекратились однако Южная Осетия продолжает настаивать на признании своего суверенитета.

26 августа 2008 года Россия признала независимости Абхазии и Южной Осетии. Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией.

Президент России Медведев принимает верительные грамоты у посла Южной Осетии Медоева →

3 сентября 2008 года президент Никарагуа Даниэль Ортега заявил: «Правительство Никарагуа признаёт независимость Абхазии и Южной Осетии и выражает полное согласие с позицией правительства России, что конфликт должен быть разрешен в ходе мирного диалога с европейскими странами». А 29 августа 2008 года в своём выступлении Уго Чавес заявил о полной поддержке решения России признать независимость Абхазии и Южной Осетии.10 сентября 2009 года на встрече с президентом России Дмитрием Медведевым в Москве президент Венесуэлы сообщил о признании независимости Абхазии и Южной Осетии. «С сегодняшнего дня мы признаем эти две республики», — заявил Уго Чавес.

Большие трудности возникли в среднеазиатских государствах СНГ, особенно в Таджикистане. Здесь в 1992 г. на почве межклановых и религиозных противоречий вспыхнула кровопролитная гражданская война. Сторонники исламизации Таджикистана получали поддержку религиозных фанатиков из Афганистана. Мусульманские экстремисты проникали и на территорию других среднеазиатских стран СНГ.

При помощи миротворческих сил СНГ, основу которых составляли российские войска, боевые действия удалось прекратить. В 1997 г. между президентом Таджикистана Э.Ш. Рахмоновым и лидерами оппозиции при посредничестве России было заключено Соглашение об установлении мира и национального согласия. Оппозиция получила около трети мест в правительстве, ее вооруженные формирования вошли в состав государственных силовых структур. В 2000 г. большая часть миротворческих сил покинула территорию Таджикистана. Российские войска остались лишь для охраны таджикско-афганской границы.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Читайте также:  Подвиг юрия гагарина подвиг страны
Оцените статью