Засушливые земли составляют 41,3% всей суши на земном шаре. Это значит, что почти половина земель, имеющихся в распоряжении у человечества, являются потенциальными пустынями и при определённых условиях могут в них превратиться, что и происходит медленно, но неотвратимо.
56% засушливых земель используется в качестве пастбищ для скота, 30% — отданы под земледелие, и только 2% из них занимают населённые пункты. Остальные земли представляют собой пустыни — гипераридные регионы (Атаками, Намиб, Гоби и часть Монголии).
46% запасов углерода на планете содержатся в засушливых землях Факт
Опустыниванием называется процесс превращения в пустыню некогда плодородных земель, расположенных в засушливой местности. Второе название опустынивания ― дезертификация (от английского слова desert ― пустыня).
Почему это происходит?
Причин для опустынивания существует немало. Все они могут быть поделены на естественные и возникшие в результате деятельности человека. Нередко случается и так, что вмешательство людей просто ускоряет процесс, обусловленный природными явлениями, характерными для той или иной местности.
Естественные причины опустынивания
Наиболее частыми причинами, приведшими к дезертификации, являются следующие природные явления и катаклизмы:
- Ограниченное количество осадков.
- Оползни и эрозии, вызванные уничтожением растительного покрова в результате сильных ветров или ливней.
- Засоление почвы как следствие затопления территорий, расположенных на морском побережье.
Роль человека в опустынивании
Человеческая деятельность играет не последнюю роль в опустынивании.
Растения, культивируемые на засушливых землях, составляют 30% всех культурных растений планеты
Нерациональное использование земель в качестве пастбищ, чрезмерное использование удобрений и пестицидов для обработки почвы, некорректно спроектированные ирригационные системы приводят к необратимым процессам, конечным результатом которых является опустынивание земель. Каждая из подобных ошибок в хозяйственной деятельности ведёт за собой определённые последствия.
Несмотря на множество природных факторов, способствующих опустыниванию засушливых земель, главной причиной этого процесса всё же остаётся экологический кризис — результат некорректного использования природных ресурсов каждого отдельно взятого региона.
Существует мнение, что все пустыни, расположенные на Ближнем Востоке, появились в результате деятельности человека. Именно истощение этих территорий (а именно ― Сахары и Аравии) в результате перевыпаса скота подтолкнуло предприимчивых граждан на создание городов на болотистых берегах Тигра, Евфрата и Нила, а также на развитие промышленности и социальных отношений.
Последствия опустынивания
Уменьшая продуктивность почвы, опустынивание приводит не только к истощению пахотных земель, но и нарушению всей экосистемы определённого региона. Обеднение растительного покрова влечёт за собой гибель множества представителей животного мира, что, в свою очередь, оказывает существенное влияние на уровень жизни населения этих земель и приводит к ещё большим ошибкам и нарушениям в использовании природных ресурсов. Таким образом, опустынивание нередко является одновременно и причиной, и следствием бедности и даже голода среди населения отдельных регионов. Чем ниже социальный и экономический уровень населения страны ― тем выше риск чрезмерного использования природных ресурсов и, как следствие, форсирования процесса опустынивания. И наоборот: бесплодности почвы всегда сопутствует голод и нищета.
Экологические последствия опустынивания
Наиболее очевидные результаты опустынивания представлены рядом изменений в экосистеме региона:
- Изменение климата на данной территории, в частности влажности.
- Нарушение питания подземных вод.
- Пересыхание и повышение засоленности почвы.
- Активизация геоморфологических процессов ― дефляции, эрозии и т.п.
- Существенное обеднение растительного покрова.
- Сокращение численности животного мира.
Доля засушливых земель на планете составляет 44% всех культивируемых территорий Факт
Экономические последствия опустынивания
Обеднение природных ресурсов страны неизменно ведёт за собой последствия экономического характера, и то, что большая часть засушливых земель принадлежит развивающимся странам, вовсе не является случайным совпадением.
Наиболее ощутимые последствия опустынивания:
- Упадок сельского хозяйства как важнейшей сферы в экономике страны.
- Дефицит пресной воды, необходимой местному населению, обеспечение которой составляет дополнительную статью расходов.
- Заиливание искусственно созданных водоёмов. Результатом являются существенные проблемы в электроснабжении близлежащих земель и их орошении.
Борьба с опустыниванием: можно ли его остановить?
Земли, подверженные опустыниванию, составляют почти четверть суши нашей планеты. Если темпы процесса, превращающего плодородные земли в непригодные для жизни территории, не снизятся в ближайшее время, то в следующие 15-20 лет только в России эта площадь обещает вырасти до 1 млн гектаров. Такая перспектива вынуждает принимать срочные меры по борьбе с процессом опустынивания.
Международный год борьбы с опустыниванием
Так как опустынивание является глобальной экологической проблемой, на борьбу с ним направлена деятельность многих международных организаций. В частности, 26 декабря 1996 года вступила в силу Международная Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием.
Самые большие территории земель с засушливым климатом расположены в России, Казахстане, Австралии, Китае и США
В 2006 году Генеральная Ассамблея ООН обратилась к ряду соответствующих международных организаций и главам входящих в состав государств с призывом о поддержке мероприятий по борьбе с опустыниванием в развивающихся странах. Этот год вошёл в историю как Международный год пустынь и опустынивания.
Десятилетие ООН, посвящённое пустыням и борьбе с опустыниванием
Год пустынь и опустынивания стал лишь первым шагом международной борьбы за засушливые территории. Период с середины зимы 2010 года по декабрь 2020 года объявлен Десятилетием, посвящённым пустыням и борьбе с опустыниванием. Основной целью грандиозного мероприятия стало повышение осведомлённости населений земель, страдающих от опустынивания, о причинах этого процесса, а также помощь в преодолении создавшейся ситуации.
Локальная борьба с опустыниванием
Международный масштаб проблемы опустынивания отнюдь не означает, что локальные меры по его предотвращению невозможны.
Страны, чья территория на 99% состоит из засушливых земель: Ирак, Казахстан, Туркменистан, Ботсвана, Буркина Фасо
Напротив, сбережение природных ресурсов ― первостепенная задача населения, проживающего на данной территории. В частности, на уровне органов местного управления весьма эффективны могут быть следующие меры:
- Совершенствование моделей землеиспользования с учётом специфики данной территории и факторов, способных привести к деградации.
- Проведение работы по сохранению особых экологических районов на уровне законодательства.
- Содействие использованию альтернативных источников энергии с целью уменьшения нагрузки на древесные ресурсы.
- Контроль рационального использования населением природных ресурсов, в частности пастбищ и пахотных земель.
Что может сделать каждый из нас?
Борьба с опустыниванием подразумевает не только восстановление пострадавших земель, но и предупреждение развития этого процесса на новых территориях.
В мире количество людей, проживающих на засушливых территориях, достигает числа 2 млрд
Самые простые и эффективные шаги по достижению этого доступны каждому.
- Обогащение почвы растительным покровом ― многочисленные мероприятия по озеленению, проводимые в городах и поселках, приносят гораздо больший результат, чем это может показаться вначале. Никто не мешает каждому из нас организовать подобное мини-мероприятие семейного масштаба и посадить несколько новых деревьев.
- Сокращение использования древесины в качестве топлива за счёт замены её на другие виды топлива и применения усовершенствованных видов оборудования.
- Рациональный подход к использованию пастбищ.
- Экономичность в потреблении водных ресурсов: банальная экономия воды в каждом доме способна сыграть важную роль в предупреждении деградации почвы в регионе.
Каждый третий житель планеты живет на земле, грозящей обратиться в пустыню
Конечно, значение рациональности использования природных ресурсов непосредственно зависит от объёмов употребления. Например, влияние обычной семьи на состояние почвы не может сравниться с деятельностью фермерского хозяйства или предприятия. Однако борьба с опустыниванием не может касаться кого-то выборочно ― эта задача, обретшая международные масштабы, встаёт сегодня перед каждым жителем планеты.
Послушайте наш подкаст об опустынивании прямо сейчас.
Источник
ОБЗОР: Проблема опустынивания на глобальном и региональном уровнях
ПРОБЛЕМА ОПУСТЫНИВАНИЯ НА ГЛОБАЛЬНОМ УРОВНЕ
Опустынивание — это не только про пустыни, и оно происходит не только в Африке
Опустынивание представляет собой процесс, при котором пустынные условия развиваются в результате процессов деградации, в большей степени из-за значительного снижения продуктивности почв. К наиболее уязвимым территориям относятся регионы с аридными, субаридными и сухими климатическими условиями, которые очень чувствительны к деятельности людей и животных, а также к изменению климата. Почвы становятся эродированными и засоленными, они теряют свою способность удерживать влагу, снижается уровень грунтовых вод, растительный покров уменьшается или совсем исчезает. Опустынивание приводит к тому, что земля становится неплодородной.
Опустынивание, деградация земель и засуха (ОДЗЗ) – это проблемы глобального масштаба
Согласно данным ООН, засушливые земли занимают 30% земной поверхности в более 100 странах мира, и на данных землях в настоящее время проживает 2 млрд человек. При подтверждении сценария, предлагаемого ООН с учетом нынешних темпов опустынивания, к 2025 году каждый пятый житель Земли будет проживать на территории, подверженной засухе. На данный момент по всему миру деградировано более двух миллиардов гектаров продуктивных земель, и мы продолжаем деградировать дополнительно 12 млн гектар ежегодно.
Опустынивание – это тихий, невидимый кризис, который дестабилизирует глобальное сообщество
Опустынивание усугубляет экономические, социальные и экологические проблемы, такие как бедность, плохое здоровье, отсутствие продовольственной безопасности, утрата биоразнообразия, нехватка воды, снижение устойчивости к изменению климата и вынужденная миграция.
— Бедность является причиной и следствием опустынивания. До 90% людей, проживающих в засушливых территориях – граждане развивающихся стран. Население, живущее в условиях нищеты и при этом страдающее от опустынивания, может стать еще более бедным из-за отсутствия устойчивых земель. Более того, опустынивание, усугубленное изменением климата, может привести к голоду в наименее развитых странах.
— Согласно ВОЗ, потенциальное воздействие опустынивания заключается в риске недоедания из-за снижения продовольственных и водных запасов, чистой воды, риске респираторных заболеваний, вызванных атмосферной пылью от ветровой эрозии, риске распространения инфекционных заболеваний при вынужденной миграции из-за опустынивания.
— Опустынивание напрямую влияет на продовольственную безопасность: мы не можем продолжать деградацию земель при наличии задачи по увеличению производства продуктов питания на 70% к 2050 году для обеспечения глобальной продовольственной безопасности.
— Опустынивание оказывает негативное воздействие на биоразнообразие в результате потери видового разнообразия, снижения функциональности экосистем, вторжения новых видов, а также изменения в производстве биомассы.
— ОДЗЗ оказывают негативное воздействие на доступность, количество и качество водных ресурсов, которые приводят к нехватке воды.
— Потеря продуктивных земель побуждает людей принимать рискованные жизненные решения. В сельских районах, где люди зависят от дефицитных продуктивных земельных ресурсов, деградация земель является движущей силой вынужденной миграции. По прогнозам, к 2045 году около 135 миллионов человек могут быть вынуждены мигрировать в результате опустынивания.
Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием (КБО ООН) как глобальная платформа
Принятая 17 июня 1994 года КБО ООН является единственным юридически обязательным международным соглашением, связывающим окружающую среду и развитие с устойчивым управлением земельными ресурсами. В Конвенции конкретно рассматриваются засушливые, полузасушливые и сухие субгумидные районы, известные как засушливые районы, где можно найти некоторые из наиболее уязвимых экосистем. В десятилетней стратегии КБОООН указана основная цель – «создать глобальное партнерство для предотвращения опустынивания идеградации земель и смягчения последствий засухи в пострадавших районах в целях поддержки сокращения масштабов нищеты и обеспечения экологической устойчивости».
К задачам КБО ООН относится предоставление глобальной платформы для поддержки национальных и региональных стратегий, научно-технических знаний, информирования широкой общественности, лоббирования и мобилизации ресурсов. Исполнительными институтами и органами КБО ООН являются Конференция Сторон, Комитет по рассмотрению осуществления Конвенции, Комитет по науке и технологиям, Глобальный Механизм, отвечающий за финансы, и Секретариат КБО ООН, отвечающий за организационные вопросы.
Вопросы по достижению нейтрального баланса деградации земель, а также вопросы, связанные со стратегическим исполнением Конвенции, рабочим планом Секретариата и другими задачами будут рассмотрены в процессе 13 сессии Конференции Сторон в Ордосе.
ПРОБЛЕМА ОПУСТЫНИВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Центральная Азия представляет собой классический пример аридной и субаридной области, характеризующейся серьезными трансграничными проблемами опустынивания. Согласно публикации GTZ, нигде в настоящее время нет целого региона с площадью более четырех млн квадратных километров, которая сталкивается с большей угрозой от опустынивания, чем регион между Каспийским морем и Памирскими горами. На данный момент более 2/3 территории Центральной Азии представляет собой засушливые земли. К примеру, в Казахстане, по подсчетам Всемирного Банка, опустыниванию подвержено 66% территории страны.
Последствия опустынивания усугубляются изменением климата и растущими антропогенными нагрузками. Центральная Азия — один из регионов наиболее уязвимых к изменению климата. В соответствии с климатическими прогнозами, заметный рост температуры (до 2-4 градусов), неравномерное распределение осадков, интенсивное таяние ледников (в настоящее время таянию подвержены 46 ледников в регионе) — все это в долгосрочной перспективе приведет к усилению процесса опустынивания. Ненадлежащее использование земли во времена Советского Союза, включая интенсивное орошение, перевыпас степей и вырубку горных лесов в обширной сухой зоне с ограниченной экологической терпимостью, вызвало многочисленные экологические последствия. Дальнейший экономический рост привел к усилению антропогенных нагрузок и, как следствие, к деградации земель.
По оценкам, в настоящее время в Центральной Азии значительно деградированы 4-10% посевных площадей, 27-68% пастбищ и 1-8% лесов. Причины деградации земель многочисленны, сложны и в разных странах различны, но в целом связаны со злоупотреблением и чрезмерной эксплуатацией базы природных ресурсов, в частности с неправильной и неустойчивой сельскохозяйственной практикой, чрезмерным стравливанием пастбищ, вырубкой лесов, деградаций лесов и природными катастрофами.
Как и во всем мире, в странах Центральной Азии ОДЗЗ представляет собой не только серьезную экологическую, а также экономическую и социальную проблему. Согласно отчету FAO, экономики Центральной Азии по-прежнему, в значительной степени, основаны на сельском хозяйстве, которое составляет 10 — 38% ВВП и обеспечивает 18-65% занятости, что делает экономики этих стран уязвимыми к засухам за счет сокращения сельскохозяйственного производства, отрицательно влияет на цены на продовольствие, торговлю, доступ к рынкам и приводит к снижению доходов фермеров и безработице. ОДЗЗ непосредственно влияет на жизнеобеспечение сельского населения, снижая продуктивность земельных ресурсов и оказывая негативное воздействие на стабильность и функционирование природных систем, а также услуги, зависящие от этих систем. Согласно отчетам, урожайность в сельском хозяйстве по региону снизилась на 20-30% со времени обретения этими странами независимости, что приводит к ежегодным потерям сельскохозяйственного производства в размере 2 миллиардов долларов.
К сожалению, слабая институциональная инфраструктура, низкий технический, административный и финансовый потенциал стран, недостаточный обмен информацией и несовершенный гидрометеорологический мониторинг — все это не способствует борьбе с опустыниванием и снижению риска бедствий.
Региональное сотрудничество по проблеме борьбы с опустыниванием
Понимая, что опустынивание и засуха являются трансграничными проблемами, требующими совместных действий, и руководствуясь механизмами, заложенными в КБО ООН, страны Центральной Азии согласовали и приняли Субрегиональную программу действий стран Центральной Азии по борьбе с опустыниванием в контексте КБО ООН в 2003 году. Целями данной программы являлись согласование субрегиональных интересов, обмен информацией и опытом, привлечение доноров к выполнению КБО, синергизм при осуществлении экологических конвенций в субрегионе, разработка и осуществление совместных программ, улучшение социально-экономических условий.
В дальнейшем, эта программа послужила платформой для запуска Инициативы стран Центральной Азии по управлению земельными ресурсами (ИСЦАУЗР). Несмотря на существующую критику, создание ИСЦАУЗР можно считать интересным примером регионального сотрудничества в борьбе с опустыниванием: сотрудничество происходило между странами, между донорами, а также между странами и донорскими организациями. Во время первой фазы (2006-2011 годы) было реализовано 4 региональных и 7 национальных проектов в области улучшения пастбищ и сельскохозяйственных земель. Главной целью второй фазы (2018-2022) является усиление интегрированного управления природными ресурсами на подверженных засухе и засоленных сельскохозяйственных производственных землях в странах Центральной Азии и Турции.
Еще одним примером регионального сотрудничества является аналитический проект «Экономика деградации земель в странах Центральной Азии (2014-2016), реализованный с целью обеспечения понимания и усиления осведомленности заинтересованных сторон об экономической ценности производственных земель на основе рыночных и нерыночных ценностей. Проект был реализован под эгидой КБО ООН при участии GIZ, ICARDA, правительств стран региона и Регионального экологического центра Центральной Азии. По данным публикации по результатам проекта было выявлено, что в случае бездействия мы будем иметь 53 млрд затрат на борьбу с деградацией земель и 288 млрд потерь из-за бездействия в течение 30-летнего горизонта. Тем не менее, инвестиции в восстановление рентабельны — на 1 доллар, затраченный на восстановление земель — 5 долларов возврата.
В настоящее время Секретариат КБО ООН работает над Региональной инициативой по разработке стратегий по управлению рисками, связанными с засухой для Центральной Азии. Целями инициативы являются разработка общей стратегической программы по управлению засухой и повышению устойчивости к засухе, усиление политической инициативы по вопросу готовности и устойчивости к засухе, определение конкретных потребностей и взаимообмен успешным опытом в регионе и возможность сотрудничества.
ПРОБЛЕМА ОПУСТЫНИВАНИЯ НА НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Казахстан ратифицировал КБО ООН в 1997 году. В этом же году Правительство Республики Казахстан приняло Национальный план действий по борьбе с опустыниванием. В январе 2005 года Правительством РК была утверждена Программа по борьбе с опустыниванием в Республике Казахстан на 2005-2015 годы. В 2008 году, в связи с оптимизацией числа отраслевых программ Правительства, данная программа была упразднена, и лишь отдельные мероприятия этой программы были включены в правительственную среднесрочную программу по охране окружающей среды в Программу «Жасыл даму» на 2010-2014 годы. Концепция перехода Республики Казахстан к «зеленой экономике» подтверждает серьезность проблемы опустынивания и предлагает придерживаться принципов «зеленого» сельского хозяйства такие как: а) предотвращение деградации земель и восстановление деградированных земель; б) предотвращение дальнейшего выбивания пастбищ; в) эффективное использование воды; г) рациональное использование ресурсов; д) минимизация и повторное использование отходов; е) улавливание углекислого газа. В рамках проекта ГЭФ-ПРООН «Оказание поддержки в обновлении Национального плана действий, а также в процессе отчетности и обзора результативности деятельности в рамках реализации конвенции ООН по борьбе с опустыниванием в Казахстане» был подготовлен документ «Стратегические меры по борьбе с опустыниванием в Республике Казахстан до 2025 года».
Национальные меры в Кыргызстане
Кыргызстан является стороной КБОООН с 1997 года. Правительством была принята Национальная программа действий по борьбе с опустыниванием в 2000 году и Национальная рамочная программа по устойчивому управлению земельными ресурсами на 2006-2016 годы. Эти программы направлены на развитие устойчивого землепользования, увеличение производительности пахотных земель и сокращение уровня бедности в сельских районах. Несмотря на успешное осуществление многих пилотных проектов в области устойчивого землепользования и передовых практик в сельском хозяйстве за 2000–2007 годы, слабые изменения замедляются процессами деградации земель, снижением показателей сельскохозяйственного производства и ростом бедности в сельских районах. Кыргызстан должен усилить свои действия для полного осуществления указанных выше программ. В июле 2017 года при поддержке проекта ПРООН-ГЭФ «Усиление институционального и правового потенциала для обеспечения улучшения национальной системы управления и мониторинга экологической информации» в Кыргызстане состоялось пятое заседание межведомственной экспертной группы по вопросам реализации Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием. Участники экспертной группы обсуждали внедрение и реализацию инициативы по установлению целей нейтрального баланса деградации земель.
Национальные меры в Таджикистане
Таджикистан присоединился в 1997 году к КБО ООН. В 2001 году была принята Национальная программа действий по борьбе с опустыниванием, направленная на борьбу с деградацией окружающей среды и нерациональным землепользованием. Для осуществления Конвенции правительство приняло Программу экономических преобразований агропромышленного комплекса и Программу по экологическому образованию и воспитанию населения на период до 2010 года. В проекте Стратегии развития частного сектора в Таджикистане (2007−2010 годы) уделялось особое внимание обеспечению экологически устойчивого роста и содействию рациональному использованию земель. Таджикистан является одной из наиболее экономически уязвимых стран к последствиям опустынивания в Центральной Азии, так как социально-экономические последствия опустынивания грозят большим бедствием для жителей, которые могут превратиться экологических беженцев. В связи с этим, страна признает необходимость разработки конкретных пилотных проектов по противодействию эрозии и опустыниванию.
Национальные меры в Туркменистане
Туркменистан один из первых в 1996 году ратифицировал КБО ООН, приступив через год к реализации национального плана действий, основные аспекты которого были рациональное использование пастбищ, развитие лесного хозяйства, закрепление и облесение подвижных песков, улучшение состояния орошаемых земель, прикладные исследования. В Туркменистане пустыни занимают 80 процентов территории, а опустыниванию в разной степени подвержены как возделываемые, так и природные земли. Проблеме деградации пустынных и предгорных пастбищ и орошаемых земель уделяется особое внимание. В стране функционирует Национальный институт пустынь, растительного и животного мира (НИПРЖМ) Госкомитета по охране окружающей среды и земельным ресурсам Туркменистана. Реализуются Национальная лесная программа, Национальная стратегия по изменению климата, был введен Закон о пастбищах, пересмотрен Кодекса о воде, внесены изменений в Кодекс о Земле, принята Национальной программы по изменению климата и пересмотрена национальная программа действий по борьбе с опустыниванием. Рациональное использование и защита земельных ресурсов является одним из приоритетов в экономической политике государства, что отражено в Стратегии 2030.
Национальные меры в Узбекистане
Узбекистан ратифицировал КБО ООН одним из первых. В 1999 году была разработана Национальная стратегия борьбы с опустыниванием. В настоящее время Подготовлен проект второй Национальной стратегии. Эта Программа, а также Национальная стратегия по устойчивому развитию, являются доминирующими стратегиями по борьбе с опустыниванием. В последние годы приняты две госпрограммы по Аралу. Выполняются программы, направленные на борьбу с опустыниванием, управление водными ресурсами, а также программа по управлению лесными ресурсами. Борьба с ОДЗЗ в Узбекистане осуществляется посредством конкретных мер по улучшению мелиоративного состояния земель в рамках мелиоративной программы, использования опыта и лучших практик по сбалансированному использованию земли для экологии и потребления, внедрения новых инновационных ресурсосберегающих технологий в систему землепользования; привлечения инвестиций в практику устойчивого управления земельными ресурсами для обеспечения, развития, создания и поддержания устойчивых систем питания. Узгидромет является институтом, ответственным за деятельность в рамках Рамочной Конвенции ООН по изменению климата (РКИК), включая обязательства по РКИК и КБО ООН. За последнее время реализуются такие проекты как Проект ГЭФ/ПРООН «Снижение нагрузки на использование природных ресурсов в результате конкурирующей эксплуатации неорошаемых засушливых земель в горных, полупустынных и пустынных ландшафтах Узбекистана» (2014-2018гг), Проект ГЭФ / ВБ «Устойчивое сельское хозяйство и смягчение последствий изменения климата», включая 1.2 млн. долларов на борьбу с опустыниванием, Проект ГЭФ/ФАО «Укрепление потенциала и поддержка решений по продвижению и распространению УУЗР и борьбе с опустыниванием, деградацией земель и засухой» (2014-2016 гг).
Сегодня Узбекистан проводит side-event «Land resources planning as an effective tool for restoration of degraded lands» по Центральной Азии на 13-ой Конференции Сторон в Ордосе.
Несмотря на меры, принимаемые на национальном и региональном уровне, все страны Центральной Азии испытывают определенные трудности, связанные с исполнением конвенций, включая КБО ООН. На многих региональных мероприятиях, ранее проведенных РЭЦЦА, подчеркивалось отсутствие соответствующих институциональных, финансовых и технических возможностей на национальном уровне для выполнения обязательств, необходимость технической и методической поддержки для предоставления отчетности, привлечения широкого круга заинтересованных сторон, недостаточная межведомственная кооперация на национальном и региональном уровнях и отсутствие единого «голоса региона» на международных площадках. В рамках работы с экологическими конвенциями Региональный экологический центр планирует проведение анализа и выявление всего спектра проблем и определения потребностей стран по исполнению конвенций в регионе через проведение опроса среди представителей Секретариатов Конвенций и непосредственно лиц, принимающих решения, на национальном уровне.
Данный обзор составлен специалистом Программы управления окружающей средой, ответственным за продвижение работы РЭЦЦА с международными экологическими конвенциями — Кариной Жанель
Источник