Межстрановое перемещение населения и трудовых ресурсов
Одним из проявление интернационализации и демократизации хозяйственной и соиально-культурной жизни человечества, а также последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между народами и странами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и трудовых ресурсов в разных формах. Это и добровольные мигранты, пользующиеся правами и возможностями, представленными им мировой цивилизацией и международными рынками труда для выбора места жительства и работы, беженцы и вынужденные мигранты, покидающие отчий кров не по своей воле, а под давлением обстоятельств. Масштабы потоков и драматизм положения таких мигрантов в отдельные исторические периоды, и годы превращаются в масштабные проблемы. Их разрешение требует широкого международного сотрудничества.
Мировое сообщество, еще недавно не ощущающее непосредственно размеров, особенностей и последствий миграционных процессов на международном уровне столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков. Организационно-институциональные, нормативно-правовые и финансовые механизмы регулирования, созданные в прошлые годы на глобальном (в рамках ООН и других организаций), региональном (региональные экономически организации) и национальном (в основном промышленно развитыми странами) уровнях, позволяют мировому сообществу постепенно ослаблять остроту в сфере международной миграции населения и нормализовывать миграционные потоки. Последнее десятилетие нашего столетия характеризуется тем, что станы-импортеры и страны-экспортеры трудовых ресурсов вносят существенные коррективы в свою миграционную политику.
Межстрановая миграция населения и трудовых ресурсов возникает при наличии значительного контраста в уровнях экономического и социального развития и темпах естественно демографического прироста стран, принимающих и отдающих рабочую силу. Географическими центрами иммиграции являются наиболее развитые страны, такие, как США, Канада, Австралия, большинство западноевропейский стран, а также страны с высокими доходами от продажи нефти и бурным экономическим ростом (Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт, Объединенные арабские Эмираты и т.д.).
Внешняя трудовая миграция относится в одному из видов международной миграции населения, который характеризуется перемещением рабочей силы, как правило, из мене развитых в экономически более развитые страны на временную работу с последующим возвращением на родину.
Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества как принимающим рабочую силу странам, так и поставляющим ее. Но она способна породить и острые социально-экономические проблемы.
Учитывая, что правительство каждой страны суверенно в своем праве определять направления и цели миграционной политики, при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции, признано целесообразным и необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для самой страны с точки зрения ее интеграции в мировое сообществ, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются и нуждаются в защите.
Важная особенность международной миграции рабочей силы состоит в том, что регулирование данного процесса осуществляется двумя (или более) субъектами, содействующими на разные стадии перемещения населения, преследующими зачастую несовпадающие интересы. Если страна-импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны-экспортера рабочей силы в большей степени входит регулирования оттока и защита интересов мигрантов за рубежом. Во многих аспектах интересы стран-экспортеров и импортеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными. Правовое выражение взаимной заинтересованности стран, принимающих и направляющих мигрантов, осуществляется в форме двух- или многосторонних международных соглашений по вопросам миграции.
Одной из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах является признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т.п. Конвенция содержит статьи, направленные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией.
Международная трудовая миграция – перемещение трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью вступления в трудовые отношения.
Первым массовым перемещением трудовых ресурсов был завоз рабов на Американский континент в 18-19 вв. В середине 19 в. Была отмечена массовая миграция населения из Ирландии в США.
Международная миграция представляет процесс эмиграции, иммиграции, реэмиграции.
Виды трудовой миграции:
1. Безвозвратная – выезд на ПМЖ в другую страну.
2. Временно – постоянная — на срок от 1 до 6 лет.
3. Сезонная – выезд на сезонные работы сроком до 1 года.
4. Маятниковая (челночная, приграничная) – ежедневный переезд из одной страны в другую. Работники получили название «фронтальеры».
5. Утечка умов – выезд из страны высококвалифицированной р/с.
6. Беженцы – лица, вынужденные эмигрировать из страны в связи с какой – либо угрозой.
7. Нелегальная миграция – незаконный въезд в страну.
Причины трудовой миграции:
1. Экономические – поиск работы, более высокая з/п в принимающей стране.
2. Политические – диссидентство.
3. Национальные, семейные, религиозные.
Основными причинами трудовой миграции являются экономические.
В мире насчитывается порядка 35 – 40 млн. трудовых мигрантов, 60% из них являются выходцами из развивающихся стран. Растёт проблема нелегальной миграции. В западной Европе не менее 3 млн. нелегальных мигрантов, в США – около 4,5 млн.
Основное движение миграционных потоков направляется из развивающихся стран в развитые, обеспечивая ряд отраслей работниками.
Международная миграция в рамках промышленно развитых стран связана в большей степени с неэкономическими факторами. Однако для них характерна «утечка умов», например, из Европы в США.
В последнее время растёт миграция трудовых ресурсов между развивающимися странами. Главным образом это миграция между НИС и странами ОПЕК, с одной стороны, и другими развивающимися странами – с другой.
Имеет место и миграция трудовых ресурсов из промышленно развитых стран в развивающиеся. В основном – высококвалифицированные специалисты.
В настоящее время в мире сложились и функционируют 7 мировых центром миграции р/с.
1. Страны Западной Европы. Насчитывают порядка 13 млн. мигрантов .В качестве импортёров р/с выступают: ФРГ, Франция, Великобритания, Швейцария, Бельгия, Швеция, Нидерланды. Экспортёры – страны Восточной Европы и бывшие колонии.
Доля мигрантов в общей численности занятого населения
1. Люксембург – 30% 5. Австрия – 6,2%
2. Швейцария – 29,6% 6. Швеция – 5,8%
3. ФРГ – 8% 7. Франция – 5,2%
4. Бельгия – 7,5% 8. Великобритания – 3,4%
2. Северная Америка. Странами — импортёрами трудовых ресурсов являются США, Канада. Ежегодная квота иммигрантов в США составляет 650 тыс. чел. Доля мигрантов в общей численности занятых составляет 5%.
Начиная с 70-х годов 20 века в мире стали формироваться новые центры международной трудовой миграции.
3. Нефтедобываюшие страны Ближнего Востока. Принимают порядка 4-5 млн. чел. в год. Страны – экспортёры р/с.: Египет, Сирия, Йемен, Индия, Пакистан, Республика Корея, Филиппины.
Доля мигрантов в общей численности занятого населения
1. ОАЭ – 97% 4. Оман – 70%
2. Катар – 96% 5. Саудовская Аравия – 60%
3. Кувейт – 86% 6. Бахрейн – 51%
4. Австралия. (с 80-х годов). Принимает около 200 тыс. мигрантов ежегодно. В первую очередь принимаются специалисты в области финансовой деятельности. Страны – экспортёры: Восточная и Центральная Европа (Италия, Греция, Словения).
5. Страны АТР.( с 80-х годов). Страны-импортёры трудовых ресурсов: Япония, НИС (Республика Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Малайзия). Страны экспортёры: Индия, Филиппины, Таиланд. В Японии работает 1,35 млн. мигрантов, в Малайзии – 2,5 млн, Сингапуре – 450 тыс.
6. Страны Латинской Америки. Принимающими странами являются Бразилия, Аргентина, Венесуэла. Масштабы миграции составляют порядка 3 млн. чел. Интерес представляют высококвалифицированные кадры из Центральной и Восточной Европы (нефтяники, инженеры-химики). В качестве экспортёров р/с. Выступают соседние страны.
7. Страны Африки. Масштабы миграции составляют порядка 2 млн. чел. Принимающими странами являются страны Северной Африки, ЮАР. Экспортёры – прилегающие страны.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Особенности экспорта и импорта рабочей силы для стран
Процесс миграции рабочей силы рассматривают с двух сторон.
Импорт рабочей силы (иммиграция) – использование данной страной иностранной рабочей силы.
Экспорт рабочей силы (эмиграция) – предоставление данной страной своей национальной рабочей силы другим странам.
Рассмотрим экономические особенности этих процессов:
Импорт рабочей силы производит следующее воздействие на экономику принимающей страны:
– использование иностранных работников приводит к более низким
издержкам и к повышению конкурентоспособности страны (в Германии почасовая ставка национальных работников – 17 евро, а иностранцев – 2-3 евро);
– производя стоимость в стране пребывания, иммигранты сами пот-
ребляют товары и услуги, оказывая тем самым мультипликационный эффект стимулируя дополнительную занятость;
– экономятся средства на обучение специалистов;
– происходит повышение эластичности рынка труда, в результате использования труда иммигрантов;
– в индустриальных странах, при низком уровне рождаемости и уменьшении количества занятых, с помощью иммигрантов поддерживают на должном уровне пенсии и социальные программы.
В развитых странах, в ближайшие 50 лет, будет испытываться хронический дефицит рабочих рук. Это связано с процессом старения населения, низкими темпами рождаемости и как следствие, изменением соотношения трудоспособных граждан и иждивенцев. Для сохранения существующих темпов роста, а также уровня и качества жизни в США, Японии и странах ЕС будут требоваться иностранные работники. Так, Японии нужно будет принимать и ставить к станку по 10 млн. иностранцев в год (хотя есть альтернатива — увеличить возраст выхода на пенсию до 77 лет), Италии – также необходимо будет увеличить возраст выхода на пенсию до 77 лет, если она не будет импортировать 2,2 млн. иностранцев в год. Только таким способом удастся сохранить оптимальное соотношение — 4 работника, исправно платящих налоги, в том числе и в фонд социального страхования на одного пенсионера.
В 2001г. в РФ получили разрешение на работу 283 тысячи иностранных работника. В 2002 году – 300 тысяч человек из 119 стран мира. По отраслям они распределялись следующим образом:
– в строительстве – 39 %;
– торговля, общественное питание – 16 %;
– сельское хозяйство и лесное хозяйство – 10 %;
– коммерческая деятельность, снабжение и сбыт – 7 %;
– транспорт и связь – 4,6 %.
По оценкам экспертов потребность в иностранной рабочей силе в ближайшие годы в нашей стране будет колебаться между 2 и 3 млн. человек, а к концу этого десятилетия – 6-7 млн. чел.
Экспортрабочей силы влечет за собой следующие проявления в национальной экономике:
– у основных экспортеров рабочей силы появляется дополнительный источник валютного дохода от экспорта рабочей силы в форме поступлений от эмигрантов.
Существуют четыре прямых источника валютных доходов от экспорта рабочей силы:
1. Налоги с прибыли фирм-посредников.
2. Непосредственные переводы мигрантов на родину на поддержку семей и родственников.
3. Личное инвестирование мигрантов (привоз на родину полуфабрикатов и предметов длительного пользования, покупка земли, недвижимости, приобретение ценных бумаг).
4. Капиталы, от стран-импортеров рабочей силы, идущие часто на воспроизводство трудовых ресурсов.
Согласно оценкам, мигранты, возвращаясь на родину, привозят с собой сбережения еще на такую же сумму, что они переводили. Расчеты показывают, что валютная эффективность экспорта рабочей силы в 5 раз выше валютной эффективности товарного экспорта
Иммигранты в 2003 году вывезли из РФ 6 млрд. $. Сумма денежных переводов иностранных работников из РФ в Грузию составляет – 25 % ВВП этой страны, в Молдавию – 30 % ВВП. В среднем, в месяц денежные переводы составляют около 80 $, а каждый мигрант послал в среднем — 1700 $.
– трудовая миграция в период неблагоприятной экономической коньюктуры (безработицы) является своеобразным клапаном, который позволяет смягчать эту проблему;
– при возвращении домой эмигранты, как правило, проявляют большую готовность к новым видам деятельности и принимают активное участие в развитии новых форм экономики;
– международные организации активно содействуют помощи странам-экспортерам рабочей силы, через различные экономические программы в области образования, переквалификации рабочей силы, социальной защиты;
– повышение жизненного уровня, приобретение опыта работы в иных условиях, возможность накоплений отдельных эмигрантов.
Источник
Мировая экономика и международные экономические отношения
Тема 8. Международная миграция трудовых ресурсов
1.Миграция рабочей силы: понятие, виды.
2.Основные направления международной миграции.
4.Регулирование международной миграции.
1. Международная миграция трудовых ресурсов
1.Миграция рабочей силы: понятие, виды.
2.Основные направления международной миграции.
4.Регулирование международной миграции.
1. Международная миграция рабочей силы – это переселение трудоспособного населения из одних государств в другие для поиска работы сроком более одного года, которое может быть вызвано, прежде всего, причинами экономического характера.
Все перемещения населения относительно каждой территории складываются из двух потоков: эмиграционных и иммиграционных. Эмиграция – это выбытие за границу, а иммиграция – прибытие из-за границы. Реэмиграция – это возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства. Миграционное сальдо – это разность иммиграции из страны и эмиграции в страну.
Международную миграцию высококвалифицированных кадров называют «утечкой умов». Она является сегодня серьезной проблемой для большинства развивающихся стран.
Согласно классификации ООН постоянными трудящимися-мигрантами считаются лица, прибывающие в страну для того, чтобы найти оплачиваемую работу на срок, превышающий один год. В соответствии с разработанной Международной организацией труда (МОТ) классификацией современная международная трудовая миграция подразделяется на 5 основных типов:
— работающие по контракту, в котором ясно установлен срок пребывания в принимающей стране. Это, прежде всего, сезонные рабочие, которые приезжают на уборку урожая, а также неквалифицированные или малоквалифицированные работники;
— профессионалы, отличающиеся высоким уровнем подготовки, наличием соответствующего образования и практического опыта работы;
— нелегальные иммигранты – это иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся трудовой деятельностью;
-беженцы — лица, эмигрировавшие из своих стран из-за какой-либо угрозы их жизни и деятельности;
— переселенцы — это переезжающие на постоянное местожительство. Данная группа мигрантов ориентирована, прежде всего, на выезд в промышленно развитые страны.
Причины миграции рабочей силы:
1. К неэкономическим факторам относятся политико-правовые, национальные, религиозные, расовые, семейные. В последние десятилетия серьезное влияние на развитие миграционных процессов стали оказывать также экологические, образовательно-культурные, психологические и этнические факторы.
2. К экономическим факторам, определяющим миграцию рабочей силы, относятся:
а) различные уровни экономического развития стран, что влечет и различную стоимость рабочей силы, и поиск более высокого заработка
б) в слаборазвитых и густонаселенных странах национальный рынок развивается в условиях хронической безработицы, что толкает людей к поиску работы в других странах;
в) структурная перестройка экономики.
г) развитие научно-технического прогресса, который сопровождается ростом потребностей в квалифицированной рабочей силе;
д) вывоз капитала.
2. Основные направления международной миграции трудовых ресурсов.
— Миграция из развивающихся стран в промышленно развитые страны. Центрами притяжения рабочей силы являются США, Канада, Австралия, развитые страны Западной Европы. Для промышленно развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей работниками, без которых невозможным было бы их существование.
— Миграция в рамках промышленно развитых стран. Эта миграция связана в большей степени с неэкономическими факторами, чем с экономическими. Но и для развитых стран характерной является «утечка умов» (например, в США из Западной Европы). В рамках западноевропейской интеграции создан и развивается общий рынок рабочей силы стран Европейского союза, предполагающий свободное перемещение работников между странами союза и унификацию трудового законодательства. Так рабочая сила из Испании, Португалии, Греции активно используется в экономике более развитых стран ЕС.
— Миграция рабочей силы между развивающимися странами. Новое явление последних лет — интенсификация трудовой миграции среди самих развивающихся стран. Главным образом это миграция между новыми индустриальными странами, странами арабских эмиратов, нефтедобывающими странами (членами ОПЕК), с одной стороны, и иными развивающимися странами — с другой. Эта миграция определялась в основном экономическими причинами: более высоким уровнем зарплаты в странах-импортерах рабочей силы, а в азиатских «новых индустриальных странах» и богатых странах.
— Миграция рабочей силы из промышленно развитых стран в развивающиеся. В основном — это сравнительно небольшой поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Причины этой миграции экономические (высокая зарплата у преподавателей, инженеров и др.), а также неэкономические (узнать мир, реализовать свои возможности и т.п.).
3. Международная миграция рабочей силы выявляет как положительное, так и отрицательное воздействие на экономическое и социальное развитие стран — доноров (экспортеров рабочей силы) и стран — реципиентов (импортеров рабочей силы).
Позитивные последствия для экономики стран импортеров рабочей силы:
— вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные, отраслевые и другие изменения в экономике. Иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигрирует обычно самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте;
— достигается существенная экономия средств на обучение принимаемых рабочих и специалистов;
— иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, а собранные на их счетах деньги используются для развития экономики;
— временно свободные денежные средства иммигрантов, хранящиеся на счетах в банках, могут быть использованы для финансирования экономики принимающей страны;
— иммигранты улучшают демографическую ситуацию, особенно в промышленно развитых странах Западной Европы, которые характеризуются старением коренного населения;
— иностранные рабочие часто играют роль определенного амортизатора в случае кризисов и безработицы, так как их первыми могут уволить с работы. Они не обеспечиваются пенсиями, медицинским страхованием и не учитываются при реализации социальных программ.
Негативные последствия для экономики стран импортеров рабочей силы:
— целые отрасли экономики (сфера услуг, торговля, строительство) при длительном использовании иностранных рабочих попадают в зависимость от их труда. Это ведет к сокращению количества рабочих мест среди коренного населения, увеличивает безработицу, в целом ухудшает ситуацию на национальном рынке труда;
— происходит снижение цены на национальную рабочую силу, так как растет предложение рабочих на рынке труда, которые заполняют вакансии на низкооплачиваемую, неквалифицированную работу;
— провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами;
— иммигранты довольно долго и болезненно адаптируются к новым условиям жизни и трудовой деятельности в стране пребывания.
Позитивные последствия для экономики стран экспортеров рабочей силы:
— эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда, так как экспорт рабочей силы уменьшает давление избыточных трудовых ресурсов;
— экспорт рабочей силы – это бесплатное для страны-донора обучение работников-эмигрантов новым профессиональным навыкам, повышение их квалификации, приобщение к новым технологиям, передовой организации труда;
— экспорт рабочей силы – важный источник поступления валюты в страны эмиграции через переводы мигрантами валютных средств из-за рубежа на поддержку своих семей и родственников, что в целом способствует улучшению их экономического положения;
— при возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения, составляющие примерно такую же сумму, что и их денежные переводы.
Негативные последствия для экономики стран экспортеров рабочей силы:
— страна теряет часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, в результате чего происходит старение трудовых ресурсов;
— теряются средства, связанные с общеобразовательной и профессиональной подготовкой эмигрантов.
Таким образом, наличие положительных и отрицательных последствий международной миграции рабочей силы приводит к необходимости выработки мер, позволяющих обеспечить нормальное функционирование национальной экономики этих стран, т. е. государственной миграционной политики.
4. Миграционная политика – политика государства в области миграции населения и трудовых ресурсов — включает два направления — иммиграционную политику, регламентирующую правила и нормы принятия иностранных граждан, и эмиграционную политику, регламентирующую правила и порядок выезда граждан страны за рубеж и защиту их прав в принимающих странах.
Законодательства большинства стран, регулирующие миграцию, прежде всего проводят четкое различие между иммигрантами — людьми, переезжающими в страну на постоянное место жительства, и неиммигрантами — людьми, приезжающими в страну временно.
Основные черты иммиграционного законодательства следующие:
— Требования к уровню образования, стажу работы по специальности, прохождение процедуры признания документов мигранта об образовании и профессиональной подготовке; приоритет отдает специалистам новых и перспективных отраслей (программисты, узкоспециализированные инженеры), представителям редких профессий; специалистам с мировым именем (музыканты, артисты, ученые, врачи), бизнесменам, инвестирующим капитал в принимающую страну; страна готова принимать работников, готовых за минимальную оплату выполнять тяжелую, вредную работу.
— Ограничения личного характера включают жесткие требования к здоровью, возрасту, политическому и социальному облику. Национальность иммигранта является качественным признаком, дифференцированным в зависимости от национального состава принимающей страны и учитываемым для обеспечения, например в США, национального равновесия. Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством в зависимости от отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Обычно он колеблется в пределах 20-40 лет.
— Инструментом количественного регулирования иммигрантов используется показатель иммиграционной квоты. Большинство стран устанавливает большое количество разнообразных квот. При введении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (пол. возраст, образование).
— Страны проводят экономическое регулирование, вводя определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Например, в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственный бюджет.
Законодательства большинства стран устанавливают временные ограничения пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить разрешение на продление своего пребывания в ней.
Страны могут устанавливать географическую структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран. Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу, что содержится в законах о профессиях, которыми иностранцам заниматься запрещено; запрещается передвижение, изменение специальности, смены места работы и т.п.
Источник