Страны экспортеры сжиженного природного газа

Международная торговля сжиженным природным газом

Начиная с 1970-х гг. в качестве нового фактора мирового энергетического хозяйства стал выступать сжиженный природный газ (СПГ). Интерес к этому энергоносителю был обусловлен многими причинами. Среди них можно назвать наличие больших ресурсов природного газа во многих странах Азии, Африки и Латинской Америки, которые после добычи невозможно транспортировать по газопроводам в экономически развитые страны, тогда как экспортные поставки СПГ сравнительно легко осуществимы и к тому же не требуют строительства дорогостоящих газовых магистралей. Нужно учитывать и то, что сжиженный газ находит выгодное применение во многих отраслях хозяйства (в особенности в электроэнергетике и коммунально-бытовом секторе), и что технология сжижения газа и его дальнейшего транспортирования уже вполне освоена.

ДИНАМИКА ЭКСПОРТНЫХ ПОСТАВОК СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА

Производственно-технологический комплекс по производству и доставке СПГ включает в себя следующие составные части: 1) месторождение природного или попутного нефтяного газа (в мировом масштабе они обеспечивают примерно 2/3 всех поставок, а остальную часть газа дают нефтеперерабатывающие заводы); 2) завод по сжижению природного газа при температуре —162 °C с емкостями для временного его хранения; 3) газоэкспортный терминал, где полученный СПГ загружают в специальные танкеры-газовозы (метановозы); 4) газоимпортный терминал на месте назначения, где производится выгрузка доставленного СПГ; 5) хранилище СПГ и станция по его регазификации; 6) установки для подачи СПГ в газовую сеть.

Читайте также:  Страны которые имеют право вето

Первые опыты по разработке подобной технологии были предприняты в США еще в 40-х гг. ХХ в., а промышленную реализацию они получили там же в середине 1950-х гг. Вскоре в США был сконструирован и построен первый танкер-газовоз, который не только доставлял сжиженный природный газ с месторождений Мексиканского залива, но и совершил несколько рейсов в Великобританию. Сначала мировое производство СПГ росло довольно медленно, но после энергетического кризиса середины 1970-х гг. и резкого подорожания нефти интерес многих стран Запада к его использованию заметно увеличился. Это стимулировало строительство заводов по сжижению газа, газовых терминалов, создание флота танкеров-газовозов. Интерес к СПГ сохраняется и в наши дни, о чем прежде всего свидетельствуют размеры его мирового производства, которое еще в 1995 г. составило 275 млн т. Продолжает расти и флот танкеров-газовозов, причем емкость типового танкера также увеличилась с 10–50 тыс. м 3 сначала до 80—100, а затем и до 120–130 тыс. м 3 с перспективой доведения ее до 165, а в последующем и до 200 тыс. м 3 . [55]

В конце 1990-х гг. производство сжиженного природного газа было налажено уже в довольно большом числе стран, причем в 15–20 из них оно достигло более или менее значительных размеров. В зарубежной Европе к таким странам относятся Великобритания и Норвегия, в зарубежной Азии – Индонезия, Малайзия, Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Китай, Индия, в Африке – Алжир, Египет и Ливия, в Северной Америке – США и Канада, в Латинской Америке – Мексика, Венесуэла и Бразилия; входит в их число и Австралия. Большинство из перечисленных стран не только производит, но и экспортирует СПГ, о чем свидетельствуют данные таблицы 90.

Читайте также:  Индекс конкурентоспособности стран лидеры

Анализ таблицы 90 показывает, что главными экспортерами СПГ были и остаются развивающиеся страны – в первую очередь Юго-Восточной Азии, но также Африки и Юго-Западной Азии, тогда как доля экономически развитых стран в мировом экспорте не достигает и 1/10. Естественно, что за этими долевыми показателями стоят отдельные страны. Основной экспорт из стран Юго-Восточной Азии в начале XXI в. обеспечивают Индонезия, Малайзия и Бруней, из Африки – Алжир и Нигерия, из Юго-Западной Азии– Катар и Абу-Даби (ОАЭ). Среди стран Запада к числу экспортеров СПГ относятся только США (Аляска) и Австралия. Важно учитывать, что эта группа ведущих стран-экспортеров не остается неизменной. Уже на рубеже XX–XXI вв. в нее вошли еще несколько стран (Катар, Нигерия, Тринидад и Тобаго).

Наряду с группой стран – экспортеров сжиженного природного газа сложилась и довольно постоянная группа стран-импортеров. Это прежде всего страны Восточной Азии – Япония (более 1/2 всего мирового импорта СПГ), Республика Корея и о. Тайвань, а также страны Западной Европы – Франция, Испания, Италия, Бельгия. Обычно в эту группу включают и Турцию. Немного СПГ импортируют и США. Некоторые из этих стран (Япония, Республика Корея, о. Тайвань) ввозят природный газ только в сжиженном виде, другие же (Франция, Бельгия, не говоря уже о США), наряду с импортом СПГ, ориентируются также, причем преимущественно, на импорт «газопроводного» газа.

С географической точки зрения особый интерес представляет то обстоятельство, что отдельные районы экспорта и импорта СПГ тесно связаны друг с другом и вместе образуют международные газотранспортные системы, каждая из которых включает в себя всю производственную цепочку – от добычи природного газа до доставки его к потребителям на место назначения. К началу XXI в. в мировом хозяйстве сложились две главные газотранспортные системы – система Азиатско-Тихоокеанского региона и Африкано-Западноевропейская система (рис. 69).

Газотранспортная система Азиатско-Тихоокеанского региона, самая мощная и разветвленная, обеспечивает более 1/2 всех мировых экспортно-импортных поставок СПГ. Наиболее крупным экспортером в этом регионе была и остается Индонезия, создавшая на основе своих газовых месторождений газоконденсатные заводы в Бонтанге, на восточном побережье острова Калимантан (этот завод производительностью 20 млн т СПГ в год считается крупнейшим в мире) и на севере острова Суматра. Газоконденсатные заводы Малайзии и Брунея также находятся на острове Калимантан, только на северном его побережье. «Газовые мосты» связывают терминалы этих заводов с несколькими газоприемными терминалами, расположенными на Тихоокеанском побережье японского острова Хонсю. Поставлять СПГ из Индонезии в Республику Корею стали в середине 1980-х гг., а на Тайвань – в начале 1990-х гг. Затем в поставки для Кореи включилась также Малайзия.

Рис. 69. Основные направления экспортно-импортных перевозок сжиженного природного газа

Второй «газовый мост» в АТР сложился между эмиратом Абу-Даби, входящим в состав ОАЭ, и Японией. Это произошло после того, как в середине 1970-х гг. на маленьком острове Дас в Персидском заливе был сооружен завод по сжижению природного газа, поступающего сюда с двух шельфовых месторождений. Примеру Абу-Даби в конце 1990-х гг. последовал Катар, построивший заводы СПГ и терминал для экспорта сжиженного газа в Японию и Республику Корею.

Еще два «газовых моста», проходящие через акваторию Тихого океана, также надо отнести к Азиатско-Тихоокеанскому региону. Оба они соединяют Японию, крупнейшего в мире потребителя СПГ, один– с Аляской, а другой – с Австралией. Завод и терминал СПГ на Аляске, неподалеку от Анкориджа, были построены еще в конце 1960-х гг., и тогда же танкеры-газовозы начали доставлять отсюда сжиженный природный газ к побережью острова Хонсю.

Созданию этой «связки» способствовало несколько факторов. Во-первых, политика Японии, давно уже преследующая цель максимальной диверсификации своего газового импорта. Во-вторых, практическое отсутствие крупных потребителей СПГ на самой Аляске. В-третьих, незаинтересованность Тихоокеанских штатов США, ориентирующихся на местный газ и поставки газа из Канады по газопроводам, в получении СПГ с Аляски. Что же касается транспортирования этого СПГ на восточное побережье США через Панамский канал, то такой вариант оказывается слишком дорогим. На японском же рынке СПГ с Аляски стал вполне конкурентоспособным. Особенно с учетом того, что японский капитал участвует в разработке газовых месторождений этого американского штата.

«Газовый мост» между Австралией и Японией сформировался уже в 1990-х гг. Он связывает газоконденсатный завод на северо-западном побережье материка, использующий газ одного из шельфовых месторождений, с терминалом и заводом по регазификации на японском острове Хонсю.

Африкано-Западноевропейская газотранспортная система имеет приоритет по времени возникновения, но по объему поставок значительно уступает системе АТР. Возникновение ее обусловлено двумя главными факторами. Во-первых, ресурсным, влияние которого проявилось, с одной стороны, в недостаточной обеспеченности ресурсами природного газа большинства стран Западной Европы и, с другой стороны, в наличии больших избыточных ресурсов газа в странах Северной Африки, в первую очередь в Алжире и Ливии, собственные потребности которых в этом виде топлива невелики. Во-вторых, фактором экономико-географического положения, или, иными словами, относительной близостью стран Северной Африки к южной, да и к западной части Европы. Нужно, конечно, принимать во внимание и традиции экономических и культурных связей между странами Средиземноморья.

Ведущая страна – экспортер сжиженного газа в Северной Африке – Алжир. Он первым начал осуществлять значительный экспорт СПГ и ныне с двух своих газоконденсатных заводов (в Арзеве и Скикде) поставляет его во Францию, в Испанию и Бельгию, причем на первую из этих трех стран приходится не менее половины всех поставок. Второй страной Северной Африки, экспортирующей СПГ в Западную Европу, стала Ливия, но масштабы ее поставок сравнительно невелики и направлены они только в Испанию. В конце 1990-х гг. в состав стран – экспортеров СПГ вошла еще одна африканская страна – Нигерия, где были построены завод по сжижению газа в Порт-Хар-корте и газоэкспортный терминал в Бонни. Готовится к экспортированию СПГ и Египет.

Помимо этих двух газотранспортных систем существуют и другие подобные «связки», но значительно меньших размеров. К их числу относится, например, экспорт СПГ из Алжира на восточное побережье США, начатый еще в 1970-х гг. В 2000 г. начала экспортировать СПГ в США Малайзия.

Большинство специалистов оценивают перспективы роста производства и международной торговли СПГ как весьма благоприятные. Ведущая роль сохранится за странами АТР, где к 2010 г. поставки СПГ, согласно прогнозам, могут увеличиться до 130–150 млн т. В число новых стран – экспортеров СПГ, по-видимому, войдут Норвегия, Иран, Йемен, Венесуэла, Папуа – Новая Гвинея, а к странам-импортерам добавятся Китай, Индия, Пакистан, Таиланд.

В России, всегда ориентировавшейся на сетевой газ, использование сжиженного природного газа до конца 1990-х гг. не получило широкого распространения. Однако стратегия дальнейшего развития газовой промышленности предусматривает развитие производства СПГ, которое уже начато на базе шельфовых месторождений северной части Сахалина. Этот газ предназначается как для экспорта, так и для внутреннего потребления на Дальнем Востоке.

Дата добавления: 2015-02-25 ; просмотров: 1050 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Катар и США рекордно нарастили экспорт СПГ в Китай в ноябре 2020 г.

Рекордные поставки Катара и США в ноябре 2020 г. потеснили Россию на 3-е место в списке крупнейших экспортеров СПГ в Китай.

Пекин, 25 янв — ИА Neftegaz.RU. Катар и США в ноябре 2020 г. нарастили экспорт сжиженного природного газа (СПГ) в Китай, поставив новые рекорды за историю своих поставок и выйдя на 2 е и 3 е место соответственно среди крупнейших поставщиков переохлажденного топлива в КНР.
Такие данные приводит Главное таможенное управление КНР.

Крупнейшим поставщиком СПГ в Китай по-прежнему остается Австралия, которая в ноябре 2020 г. поставила 3,273 млрд м 3 газа после регазификации (2,501 млн т в сжиженном виде) после 3,606 млрд м 3 октябре 2020 г.

Катар отправил 1,878 млрд м 3 газа после 1,665 млрд м 3 в октябре 2020 г.
Экспорт США составил 1,419 млрд м 3 (1,080 млн т), увеличившись по отношению к октябрю (551 млн м 3 ) почти в 3 раза.

Рекордные поставки Катара и США потеснили Россию на 4 е место в списке крупнейших экспортеров.
РФ поставила в КНР в ноябре 2020 г. 869 млн м 3 СПГ (10 стандартных партий), что лишь на 3% меньше рекордного показателя сентября 2020 г.
В ноябре 2019 г. поставки были в 5 раз меньше.

Суммарно Китай в ноябре 2020 г. поставил новый рекорд импорта СПГ — 7,59 млн т или 9,974 млрд м 3 , что на 18% больше, чем в ноябре 2019 г., при этом превысив предыдущий рекорд, установленный в октябре 2020 г.

Напомним, что по итогам 2020 г. Россия в 2 раза увеличила поставки СПГ в Китай — до 5 млн т.
По этому показателю РФ заняла 5 е место среди ведущих поставщиков СПГ в Китай.
Безоговорочное лидерство принадлежит Австралии (29 млн т), за ней следуют Катар (8,1 млн т), Малайзия (6,1 млн т) и Индонезия (5,1 млн т).
США в 2020 г. также резко увеличили экспорт СПГ в КНР, поставив 3,2 млн т СПГ, что в 12 раз больше, чем в 2019 г.
Увеличение собственной добычи газа в Китае не успевает покрывать растущий внутренний спрос, что приводит к увеличению импорта как трубопроводного газа, так и СПГ.

Потребление газа крупнейшими экономиками Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) является ключевым фактором для мирового рынка, т.к. страны региона являются крупнейшими потребителями СПГ в мире.
После удара пандемии коронавируса азиатские покупатели снизили потребление газа, что отозвалось обвалом цен по всему миру.
С восстановлением спроса в АТР цены на СПГ на востоке снова обеспечивают премию к европейским котировкам, привлекая к себе потоки СПГ и сокращая избыток предложения по всему миру.

Источник

Сжиженный природный газ

Сжи́женный приро́дный газ, СПГ — природный газ (преимущественно метан, CH4), искусственно сжиженный путём охлаждения до минус 160 °C для удобства хранения или транспортировки. Для хозяйственного применения преобразуется в газообразное состояние на специальных регазификационных терминалах.

Содержание

Физические и химические характеристики

СПГ представляет собой жидкость без запаха и цвета, плотностью 0,41-0,5 кг/л в зависимости от температуры, давления, и содержания высших алканов (плотность чистого метана при температуре кипения — 0,41 кг/л, при повышении давления и понижении температуры плотность растет, примеси высших алканов также повышают плотность) [1] [2] . Не токсичен. Температура кипения −158…−163 °C. Современный СПГ состоит на 85-95 % из метана, а в остальные 5 % входят этан, пропан, бутан, азот [3] . Нижняя граница теплоты сгорания — 50 116 кДж/кг, или 20 МДж/л. В процессе обработки природный газ очищают от воды, диоксида серы, диоксида углерода и т. п. [4]

Способ получения

СПГ получают из природного газа путём сжатия с последующим охлаждением. При сжижении природный газ уменьшается в объёме примерно в 600 раз [3] [5] . Процесс сжижения идет ступенями, на каждой из которых газ сжимается в 5—12 раз, затем охлаждается и передается на следующую ступень. Собственно сжижение происходит при охлаждении после последней стадии сжатия. Процесс сжижения, таким образом, требует значительного расхода энергии [ источник не указан 715 дней ] от 8 до 10 % от её количества, содержащегося в сжиженном газе.

В процессе сжижения используются различные виды установок — дроссельные, турбодетандерные, турбинно-вихревые и пр.

Устройство завода по производству СПГ

Как правило, завод по сжижению природного газа состоит из:

  • установки предварительной очистки и сжижения газа;
  • технологических линий производства СПГ;
  • резервуаров для хранения;
  • оборудования для загрузки на танкеры;
  • дополнительных служб для обеспечения завода электроэнергией и водой для охлаждения [6] .

Технология сжижения

Процессы сжижения больших заводов СПГ [7] :

  • AP-C3MR TM — Air Products & Chemicals, Inc. (APCI)
  • AP-X ® — Air Products & Chemicals, Inc. (APCI)
  • #AP-SMR™ (Single Mixed Refrigerant) — Air Products & Chemicals, Inc. (APCI)
  • Cascade — ConocoPhillips
  • MFC® (mixed fluid cascade) — Linde
  • PRICO ® (SMR) — Black & Veatch
  • DMR (Dual Mixed Refrigerant)
  • Liquefin — Air Liquide

История

  • 1912 год — построен первый экспериментальный завод, не использовался для коммерческих целей.
  • 1941 год — в Кливленде (штат Огайо, США) впервые налажено масштабное производство сжиженного природного газа.
  • 1959 год — осуществлена первая поставка сжиженного природного газа из США в Великобританию на модифицированном танкере времен Второй мировой войны. В этом же году газ был поставлен из США в Японию.
  • 1964 год — построен завод в г. Арзу, Алжир; начались регулярные перевозки танкерами; начал работать первый терминал по регазификации во Франции.
  • 1969 год — начало долгосрочных поставок из США в Японию — соглашения действуют более 40 лет.
  • 1971 год — начались поставки из Ливии, завод в Марсаэль-Брега, в Испанию и Италию.
  • 1972 год — производство СПГ началось в Брунее — завод в Лумуте.
  • 1977 год — на рынок сжиженного природного газа вышла Индонезия.
  • 1983 год — начато производство в Малайзии — объём поставок в Японию составил 8 млн тонн.
  • 1989 год — началось производство в Австралии — объём 6 млн тонн в год.
  • 1990-е — Индонезия становится одним из основных производителей и экспортеров СПГ в Азиатско-Тихоокеанском регионе — 22 млн тонн в год.
  • 1997 год — Катар становится одним из экспортеров СПГ [8] .
  • 2009 год — запущен первый в России завод СПГ, п. Пригородное, Сахалинская область (проект «Сахалин-2»), объём резервуаров 200 тыс. м³.

Потребительские свойства

Чистый СПГ не горит, сам по себе не воспламеняется и не взрывается. На открытом пространстве при нормальной температуре СПГ возвращается в газообразное состояние и быстро смешивается с воздухом. При испарении природный газ может воспламениться, если произойдет контакт с источником пламени. Для воспламенения необходимо иметь концентрацию газа в воздухе от 4,4 до 17 % (объемных). Если концентрация менее 4,4 %, то газа будет недостаточно для начала возгорания, а если более 17 %, то в смеси будет слишком мало кислорода. Для использования СПГ подвергается регазификации — испарению без присутствия воздуха.

СПГ рассматривается как приоритетная или важная технология импорта природного газа целым рядом стран, включая Францию, Бельгию, Испанию, Южную Корею и США. Самый крупный потребитель СПГ — это Япония, где практически 100 % потребностей газа покрывается импортом СПГ.

Способы хранения и транспортировки

Доставка СПГ — это процесс, включающий в себя несколько стадий. Сначала происходит трансформация природного газа в СПГ на заводах по сжижению газа, которые обычно располагаются рядом с районами добычи природного газа. СПГ хранится в специальных криоцистернах, устроенных по принципу сосуда Дьюара. Транспортируется СПГ на специализированных морских судах — газовозах, оборудованных криоцистернами, а также на спецавтомобилях. Регазифицированный СПГ транспортируется конечным потребителям по трубопроводам.

Полная технологическая цепь СПГ от скважины до потребителя отражена на видео Liquefied Natural Gas (LNG) value chain [9]

Считается, что транспортировка газа в виде СПГ становится более экономичной по сравнению с трубопроводом на расстояниях более нескольких тысяч километров [10] .

Моторное топливо

Начиная с 1990-х годов появляются различные проекты использования СПГ в качестве моторного топлива на водном [11] , железнодорожном и даже автомобильном транспорте, чаще всего с использованием переоборудованых газодизельных двигателей [12] .

На судах СПГ как основной вид топлива используется как на грузовых, так и на пассажирских перевозках:

  • Первым грузовым судном стал контейнеровоз Isla Bella (спуск на воду 18 апреля 2015 года).
  • Первым пассажирским круизным лайнером [13] на СПГ стал AIDAnova (спущен на воду 21 августа 2018 года).

В России налаживается серийный выпуск тепловоза ТЭМ19-001 работающего на СПГ [14] [15] . В США и Европе появляются проекты по переводу грузового автомобильного транспорта на СПГ [16] [17] .

Активно разработываются ракетные двигатели, использующие в качестве топлива «СПГ + жидкий кислород» (данный вид двигателей имеет ряд преимуществ).

Страны-производители

В 2015 году странами — лидерами по поставкам сжиженного газа были: [18]

Страны-потребители

Основными импортёрами СПГ в 2015 году были: [18]

На 2014 год 29 стран импортировали СПГ [19] .

За последние десять лет мировой спрос на СПГ увеличился вдвое, составив в 2016 году 258 млрд тонн. [20]

Импорт СПГ в Европу

На территории Европы расположено около тридцати крупных регазификационных терминалов, суммарная мощность которых по состоянию на конец 2016 г. превышала 218 млрд кубометров в эквиваленте природного газа. Однако в число крупнейших потребителей СПГ европейские страны не входят. Общий импорт СПГ в Европу в 2016 г. составил всего лишь 51 млрд кубометров в эквиваленте (15,3 % мирового рынка этого продукта). При этом крупные поставки осуществлялись в Испанию (13,2 млрд кубометров), Великобританию (10,5 млрд кубометров), Францию (9,7 млрд кубометров).

Одна из причин низкой активности европейских стран на рынке СПГ — его высокая стоимость. В результате существующие регазификационные мощности не востребованы, терминалы работают с довольно низкой загрузкой. В 2016 г. загрузка мощностей терминалов колебалась от 19 % в Нидерландах и 20 % в Великобритании до 31 % в Бельгии и 37 % в Италии [21] .

Производство СПГ в России

В России первый завод СПГ был построен в 2006 году. Завод, построенный в рамках проекта Сахалин-2 в посёлке Пригородное на юге Сахалина, был запущен 18 февраля 2009 года. Оператор строительства и проекта «Сахалин-2» — «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани». По результатам работы в 2010 году завод вышел на проектную производственную мощность — 9,6 млн тонн СПГ (что эквивалентно 13 млрд м³ газообразного природного газа) [22] . Сейчас запущена уже третья очередь завода.

«Ямал СПГ»: компанией «Новатэк» (владелец контрольного пакета акций), совместно с французской «Total» и китайской «CNPC», реализован проект завода по сжижению природного газа на полуострове Ямал.

Крупнейшие СПГ-проекты в России (на конец 2017 г.) [21]

Проект Акционеры Год запуска Мощность (млн тонн) Сумма инвестиций (млрд долларов)
«Сахалин-2» (Пригородное) «Газпром» (51 %), Shell (26,5 %), Mitsui (12,5 %), Mitsubishi (10 %) 2009 10,8 1,5 (первый этап)
«Ямал СПГ» «Новатэк» (50,1 %), Total (20 %), CNPC (20 %), Фонд шелкового пути (9,9 %) 2018 16,5 27,0
«Балтийский СПГ» «Газпром» 2020 10,0 11,5
«Владивосток-СПГ» «Газпром» 2020 10,0 15,7
«Арктик СПГ-2» «Новатэк» 2022 18,0 18,0
«Дальневосточный СПГ» «Роснефть», ExxonMobil 2024 5,0 13,0
«Печора СПГ» «Роснефть» (50,1 %), Alltech не определён 4,3 4,0

Источник: данные компаний

Также планируется к созданию:

  • Проект «Балтийский СПГ» в Ленинградской области[23] . В 2014 году прорабатывалось обоснование инвестиций в проект; начало выпуска продукции запланировано на 2020 год.
  • Для транспортировки газа со Штокмановского месторождения потребителям в Атлантическом регионе (США, страны южной Европы) Газпром планировал (2007 г.) построить завод в Мурманской области (в деревне Териберка) [24] ;
  • 12 мая 2009 года, выступая на российско-японском бизнес-форуме, Владимир Путин заявил, что в Приморье будет построен второй завод по производству сжиженного природного газа [источник не указан 300 дней] .
  • Проект «Владивосток СПГ» предполагает строительство на полуострове Ломоносова (бухта Перевозная) в Хасанском районе завода по производству сжиженного природного газа. Мощность завода, который будет состоять из двух технологических линий, составит не менее 10 млн тонн СПГ в год с возможностью расширения до 15 млн тонн, путём постройки третьей линии. Планируется, что первая линия заработает уже в 2018 году. [25] (реализован не будет)

Источник

Оцените статью