Страны европы которые имеют наибольшее соседей

Соседи Европы и европейские соседи

Заняв лидирующие позиции в мире в экономической сфере, объединенная Европа остается далеко не самым влиятельным игроком в сфере политической. В последнее время, вероятно, в преддверии завершения Лиссабонского процесса, Европейский союз пытается активизировать свою внешнюю политику, причем в качестве основных ее направлений обозначились средиземноморское и восточное. Можно предположить, что тем самым неявно была признана относительная неудача Европейской политики добрососедства (ЕПД).

20 мая Европейская Комиссия опубликовала сообщение «Барселонский процесс: Союз для Средиземноморья», в котором представила свои предложения по дальнейшей интеграции ЕС с его средиземноморскими партнерами.

Инициатива, известная под названием «Барселонского процесса», была выдвинута в ноябре 1995 года и направлена на достижение более тесной экономической, политической и социальной интеграции между Евросоюзом и его средиземноморскими соседями. Ее смысл заключался в том, чтобы более эффективно и оперативно решать острые проблемы региона: предотвращение нелегальной миграции, загрязнение Средиземного моря, сохранение биоресурсов.

Южное Средиземноморье стоит особняком среди внешнеполитических приоритетов Евросоюза, который является их главным торговым партнером. Алжир и Ливия – два крупнейших африканских экспортера в страны ЕС: ежегодно они ввозят туда товары, в основном энергоносители, на сумму 24 и 26 млрд. долларов соответственно. Объем торговли ЕС с Марокко достиг в 2006 году 17,5 млрд. евро, с Египтом – 16,3 млрд.

Читайте также:  Арабские страны составе османской империи

В то же время южное и восточное Средиземноморье является источником одной из главных проблем для ЕС – массовой миграции. Четыре крупнейшие диаспоры выходцев из третьих стран, проживающих в Европе, имеют средиземноморские корни: в странах ЕС проживают 2,3 млн. турок, 1,7 млн. марокканцев, 800 тыс. албанцев и 600 тыс. алжирцев, не считая тех, кто уже получил гражданство европейских стран.

Эта миграция оказывает сильное давление на социальную инфраструктуру стран Евросоюза. В Германии доля безработных среди турецкого меньшинства достигает 25%, во Франции около 30% алжирских и марокканских иммигрантов не имеют постоянной работы, в то время как для выходцев из европейских стран этот показатель составляет всего 7,7%. Около половины иностранцев, состоящих на бирже труда, – выходцы из Алжира, Марокко и Туниса. Для создания в этих странах рабочих мест и развитой социальной инфраструктуры, чтобы удержать население от эмиграции в Европу, европейцы оказывают им регулярную помощь. Так, между 1995 и 2006 гг. Марокко получило 1,472 млн. евро, в ближайшие три года в рамках ЕПД Алжир получит 220 млн. евро, Египет – 558, Марокко – 654, Палестинская автономия – 632, Сирия – 130, Тунис – 300 млн. (НГ).

Одним из наиболее заметных результатов Барселонского процесса стало начало создания масштабной средиземноморской зоны свободной торговли. Однако в целом его интеграционные темпы были более медленными, нежели ожидалось, и в итоге разрыв в уровне благосостояния между ЕС и большинством средиземноморских стран еще более вырос. Как следствие, упомянутые проблемы не приблизились к своему разрешению.

Вероятно, поэтому в мае 2007 года, в первом же своем выступлении на посту президента Франции, Николя Саркози выдвинул идею Средиземноморского союза. Судя по всему, он намеревался создать под своей эгидой новый региональный блок, включающий Алжир, Тунис, Марокко и Турцию, противопоставить его существующим структурам ЕС и перенаправить туда европейские финансовые потоки. Однако 14 марта на саммите Евросоюза под давлением Германии было решено, что этот проект станет общеевропейским.

Читайте также:  Целлюлозно бумажная промышленность стран мира

По большому счету, он не содержит ничего принципиально нового по сравнению с Барселонской декларацией. Как и в предшествующие годы, стороны займутся политическими (борьба с терроризмом), экономическими (поощрение регионального сотрудничества, формирование благоприятного инвестиционного климата, подготовка к созданию зоны свободной торговли) и социально-гуманитарными (защита окружающей среды, миграция) вопросами. Источники финансирования также останутся прежними, по крайней мере, до 2010 года. Изменится лишь структура управления: планируется, что у Союза появится два сопрезидента с каждой стороны со сроком полномочий в два года и секретариат, который будет управляться двумя содиректорами.

В ответ на эту инициативу Саркози, а также на тот факт, что в течение 2007-2013 гг. из 12 млрд. евро, выделяемых на ЕПД, две трети должно быть предоставлено средиземноморским партнерам ЕС, 26 мая на заседании глав МИД стран-членов ЕС в Брюсселе Швеция и Польша обнародовали свое предложение нового «Восточного партнерства». В его рамках предполагается углублять сотрудничество Евросоюза с пятью постсоветскими странами – Арменией, Азербайджаном, Грузией, Молдовой и Украиной. Участие Беларуси также предусматривается, но пока только на техническом и экспертном уровне.

Как заявил глава польского внешнеполитического ведомства Радек Сикорски, «мы в Польше проводим различие между южным и восточным измерениями ЕПД, которое заключается в том, что на юге мы имеем соседей Европы, тогда как на востоке – европейских соседей. Это большая разница. Такие страны, как Беларусь, Украина и Молдова, которые территориально целиком находятся в Европе, по условиям основополагающего Римского договора имеют право – при условии выполнения установленных критериев – подать заявку на членство в ЕС». Он особо подчеркнул, что Украине, Молдове и в конечном счете Беларуси было бы весьма полезно последовать примеру Вышеградской группы, созданной в середине 90-х Венгрией, Польшей, Чехией и Словакией для развития регионального взаимодействия еще до вступления в ЕС.

Главными направления сотрудничества являются облегчение визового режима, организация зон свободной торговли услугами и сельхозпродукцией, переговоры по соглашениям о стратегическом партнерстве. Также на повестке защита окружающей среды и энергообеспечение. Ожидается, что в случае «устойчивых усилий стран в деле реформирования» ЕС должен будет предложить партнерам «более глубокую интеграцию». В отличие от «Средиземноморского союза», в «Восточном партнерстве» не предусматривается наличие собственного секретариата, оно должно координироваться Еврокомиссией и финансироваться из бюджета ЕПД. Премьер-министр Польши Дональд Туск и его шведский коллега Фредрик Рейнфельдт намерны официально представить данную инициативу на июньском саммите ЕС в Брюсселе.

По словам главы польского внешнеполитического ведомства, «Восточное партнерство» станет одним из главных приоритетов польского президентства в Евросоюзе в 2011 году. Не исключено, впрочем, что оно выдвинется на первый план еще раньше. Как заявил журналистам в Брюсселе вице-премьер Чешской Республики Александр Вондра, во время своего президентства уже 2009 году Чехия также будет работать над тем, чтобы «сбалансировать» южное и восточное измерения. «Мы полностью поддерживаем эту польско-шведскую инициативу. Нынешний год стал годом Средиземноморья, а следующий будет восточным», – сказал он.

Украина приветствовала усилия, направленные на поиск новых рамок отношений между Европейским Союзом и его соседями. Однако председатель парламентского комитета по вопросам европейской интеграции, бывший глава украинского МИД Борис Тарасюк считает, что пока не станет ясно, какую «добавленную стоимость» будет иметь создание организации «Восточное партнерство» по сравнению с ЕПД или с Планом действий Украина-ЕС, делать какие-то выводы преждевременно.

По его мнению, поскольку цель Украины состоит в заключении соглашения об ассоциации с ЕС с перспективой членства и получения безвизового режима в среднесрочной перспективе, то на любую новую инициативу ей следует смотреть с этой точки зрения. Если в этом отношении ничего не предлагается, то возникает сомнение относительно целесообразности новой концепции (ИАА МиК).

Понятно, что проект «Восточное партнерство», каким бы хорошим он ни был, не заменит бывшим советским республикам перспективу, пусть даже долгосрочную, полноправного членства в ЕС, считает польский аналитик Ежи Хащиньски. Поэтому надо избегать того, чтобы благое намерение приблизить их к Сообществу не превратилось в «ЕС-2 для бедных» или «псевдо ЕС» для стран, которые Москва считает своей зоной влияния.

Кстати, похоже, польско-шведская инициатива уже оказала определенное воздействие на Брюссель. Возможно, потому, что ее в разной степени, но поддержали такие гранды ЕС, как Франция, Германия, Великобритания и Нидерланды. В частности, на упомянутой встрече министров иностранных дел европейский Комиссар по вопросам внешних отношений и ЕПД Бенита Ферреро-Вальднер была настроена скептически, назвав «не слишком хорошей идеей» введение различий между южными и восточными соседями. Судя по всему, она явно опасалась того, что новый план может помешать реализации схемы «черноморской синергии», разработанной ЕС в минувшем году. Но уже через два дня она заявила, что одна из ключевых задач ЕПД состоит в недопущении появления новых линий раздела между ЕС и его соседями и замкнутой от внешнего мира «европейской крепости».

Что же данная инициатива может означать для нашей страны? Поскольку пока она еще в полной мере не конкретизирована, то, естественно, проводить ее детальное обсуждение не имеет смысла. Тем не менее, несколько общих соображений высказать можно уже сейчас.

Как представляется, наиболее важным аспектом является то, что на самом высоком европейском уровне может быть получено признание принципиальной возможности присоединения Беларуси к объединенной Европе. Тем самым будет официально опровергнуто, наконец, постоянно звучащее утверждение здешнего руководства, что «в Европе нас никто не ждет». Это может достаточно существенно повлиять на внешнеполитические предпочтения населения страны, при условии, разумеется, что до него удастся донести эту информацию.

Другим положительным моральным моментом может стать успешное продвижение по европейскому пути тех стран, на которые данная инициатива рассчитана в первую очередь, и прежде всего Украины. Если наши южные соседи добьются видимого прогресса, то это, несомненно, также будет способствовать повороту мышления значительной части белорусов в правильном направлении.

Что же касается более прагматичной составляющей, то здесь многое будет зависеть от того, насколько эластичной окажется ожидаемая конструкция. Понятно, что в принципиальном плане она не будет выходить за пределы, установленные Евросоюзом в целом, однако хотелось бы видеть более гибкий подход, который в силу существующей на данный момент практики Брюсселю реализовать крайне сложно.

Поэтому в силу очевидной уникальности ситуации в Беларуси представляется целесообразным, чтобы в рамках новой программы внимание ей было уделено именно с учетом имеющейся специфики. Кроме того, весьма желательно, чтобы наиболее серьезные предлагаемые действия предварительно обсуждались и в нашей стране, причем с участием не только политических структур, но и экспертного сообщества.

Источник

какая из стран зарубежной европы имеет наибольшее число стран-соседей

Германия имеет самое большое в западной Европе количество стран-соседей. Германия расположена в центральной Европе и, в общей сложности, граничит с девятью государствами: Дания, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Франция, Швейцария, Австрия, Чехия и Польша.

Страны, граничащие с наибольшим количеством стран

1 Китай — 15 стран (Афганистан, Бутан, Индия, Казахстан, Киргизстан, Лаос, Макао, Монголия, Мьянма (Бирма) , Непал, Северная Корея, Пакистан, Россия, Таджикистан, Вьетнам)

2 Россия — 14 стран (Азербайджан, Беларусь, Китай, Эстония, Финляндия, Грузия, Казахстан, Латвия, Литва, Монголия, Северная Корея, Норвегия, Польша, Украина)

3 Бразилия — 10 стран (Аргентина, Боливия, Колумбия, Французская Гвиана, Гайана, Парагвай, Перу, Суринам, Уругвай, Венесуэла)

4 Германия — 9 стран (Австрия, Бельгия, Чехия, Дания, Франция, Люксембург, Нидерланды, Польша, Швейцария)

5 Судан — 9 стран (Центрально-африканская Республика, Чад, Конго, Египет, Эритрея, Эфиопия, Кения, Ливия, Уганда)

6 Демократическая Республика Конго — 9 стран (Ангола, Бурунди, Центрально-африканская Республика, Республика Конго, Руанда, Судан, Танзания, Уганда, Замбия)

7 Австрия — 8 стран (Чехия, Германия, Венгрия, Италия, Лихтенштейн, Словакия, Словения, Швейцария)

8 Франция — 8 стран (Андорра, Бельгии, Германия, Италия, Люксембург, Монако, Испания, Швейцария)

9 Саудовская Аравия — 8 стран (Ирак, Иордания, Кувейт, Оман, Народная Демократическая Республика Йемен, Катар, ОАЭ, Йеменская Арабская Республика)

10 Танзания — 8 стран (Бурунди, Демократическая Республика Конго, Кения, Малави, Мозамбик, Руанда, Уганда, Замбия)

11 Турция — 8 стран (Армения, Азербайджан, Болгария, Грузия, Греция, Иран, Ирак, Сирия)

Источник

У каких стран больше всего соседей

Международные границы часто носят скорее политический, чем культурный характер, так как люди (и соответственно обычаи) проходят через них как законными, так и незаконными путями. Защита некоторых границ настолько слаба, что сообщение между соседними нациями необычайно выполняется достаточно легко. Другие же границы характеризуются высокими заборами, патрулями и угрозой тюремного заключения или смерти, в случае незаконного пересечения условной линии. В этой статье мы расскажем вам о странах с наибольшим количеством соседей (минимум 8). Заметим, что Макао и Гонконг будут указаны, как независимые страны, граничащие с КНР.

Замбия (8 соседей)

Замбия — небольшая по площади африканская страна, расположенная в южной части континента и не имеющая выхода к морю. Общая площадь страны равна примерно 750 кв. километрам, что немногим менее Хабаровского края. Сухопутные границы Замбии растягиваются на 5 664 километра, делая ее соседкой для 8 других африканских стран. Среди них: ДР Конго (граница протяженностью 1 930 км), Ангола (1 110 км), Малави (837 км), Зимбабве (797 км), Мозамбик (419 км), Танзания (338 км), Намибия (233 км), Ботсвана с общей границей менее 1 километра.

Несмотря на то что население Замбии включает в себя 7 основных и 75 малых племен, в последние годы наблюдается большой приток беженцев из примыкающих территорий Анголы и ДР Конго. Такая «миграция» вызвана нестабильным политическим положением в двух вышеназванных государствах.

Турция (8 соседей)

Турция имеет уникальное расположение на карте мира, пролегая между Европой и Азией. Причем Западной Азии «принадлежит» более 756 км² Турции, а Европе всего 23,7 км². Азиатская часть называется Анатолией, а европейская Фракией. Страна разделяет общие границы с большим количеством азиатских и европейских государств. Северную часть Турции омывает Черное море, далее с северо-востока она граничит с Грузией и Арменией, на востоке с Азербайджаном и Ираном, с западной и юго-западной стороны ее «подпирает» Средиземное море, на юго-востоке проходит граница с Сирией и Ираком. Европейская часть страны, находящаяся на северо-западе, соседствует с Болгарией и Грецией.

На протяжении всей истории Турция выступала своеобразным перевалочным пунктом между европейским миром и азиатскими цивилизациями, что сказалось на жизни страны, сделав ее богатым культурным и торговым центром. Сейчас, правда, Турция находится в затруднительном положении, вызванном влиянием межэтнических и межконфессиональных раздоров, которые создают волнения в соседних странах — Сирии и Ираке.

Танзания (8 соседей)

Расположенная в восточной части африканского континента, Танзания граничит с 8 странами. С севера проходит граница с Угандой и Кенией, в южной части находится Мозамбик, Малави и Замбия, с запада соседями танзанийцев являются ДР Конго, Руанда и Бурунди, а жители восточной части любуются Индийским океаном. Страна поддерживает дружеские отношения со всеми соседями, часто выступая миротворцем в решении некоторых проблем между ними.

В конце XX века правительство Танзании подписало Договор о восточноафриканском сотрудничестве. Участниками договора также стали Кения и Уганда. Это соглашение предполагает региональное и экономическое сотрудничество между державами. Танзания играет огромную роль в обеспечении безопасности беженцев, совместно с ООН организовывая переселение в свою страну жителей опасных регионов ДР Конго, Руанды, Мозамбика и Бурунди.

Сербия (8 соседей)

Сербия расположена в юго-восточной части Европы на Балканском полуострове. Она не имеет выхода к морю и делит общую границу с 8 странами. С севера к Сербии примыкает Венгрия, у восточных границ расположены Румыния и Болгария, с юга «прилегает» Македония, у западных рубежей государства находятся Босния и Герцеговина, Хорватия, Албания и Черногория.

Со многими соседями сербы сохраняют хорошие отношения, однако в некоторых случаях дают о себе знать отголоски Югославских войн 90-х годов. Это выливается в натянутые отношения с Хорватией, Албанией и Черногорией. Что касается Боснии и Герцеговины, то по прежнему нет ясности по поводу спорной территории на границе вдоль реки Дрина.

Австрия (8 соседей)

Австрийская Республика — небольшая европейская страна, большую часть которой занимает горная местность (Альпы). Она не имеет выхода к морю и расположена в центральной части Европы. С севера и северо-востока от Австрии находятся Чехия и Словакия соответственно. К южным границам альпийского государства прилегают Италия и Словения, с запада «надвигаются» Лихтенштейн и Швейцария, на востоке находится Венгрия, а многолетний союзник австрийцев Германия расположилась на западных границах.

Географическое положение делает Австрию чрезвычайно важной европейской страной. Она является центром движения между западными и восточными, а также южными и северными европейскими странами. Это обеспечивает поддержание здоровых отношений со всеми соседствующими странами, которые, как и Австрия, являются членами Евросоюза. По сути, ее границы номинальные, так как между членами ЕС происходит свободный оборот капитала и товаров, а также обеспечивается быстрый въезд-выезд для людей.

Франция (8 соседей)

Французская Республика расположена в Западной Европе, а контуры ее границ напоминают шестиугольник. С северо-востока она граничит с Бельгией и Люксембургом, восточнее располагаются Германия, Италия и Швейцария. В южной части государства находятся границы Андорры и Испании, а на юго-западе крохотное княжество Монако.

Также Франция разделена проливом с Англией, он настолько узок, что можно было бы дописать девятого соседа (скорее соседку), но мы будем честны — только сухопутные границы. По европейским меркам Франция считается крупной страной. Начиная со средневекового периода, она играла ведущую роль в европейской и мировой истории. Главными союзниками страны в наше время являются Италия, Германия и Великобритания. Как и в случае с Австрией, Франция окружена странами, входящими в состав ЕС, что значительно упрощает прохождение границы между государствами.

Кстати, на нашем сайте thebiggest.ru вы можете узнать про самые знаменитые французские компании в мире.

Германия (9 соседей)

Германия имеет общие границы с 9 европейскими государствами. В северной части проходит граница с Данией, с запада подступают Бельгия, Люксембург и Нидерланды, в юго-западной стороне простирается уже упоминавшаяся Франция. С юга от ФРГ находятся Швейцария и Австрия. Отправившись на юго-восток, вы попадете в Чешскую Республику, а с восточной стороны находится Польша.

Все вышеназванные государства входят в состав Европейского Союза, являясь наиболее развитыми странами содружества. Германия поддерживает дружеские отношения со всеми соседями, обеспечивая свободное прохождение границы для граждан этих стран, а также гарантируя движение товаров, капиталов и услуг. Такая политика обеспечивает процветание немецкой экономики, хотя в последние годы наблюдаются проблемы с мигрантами, прибывающими из стран Ближнего Востока.

О самых крупных городах Германии Вы можете прочитать статью на нашем сайте.

ДР Конго (9 соседей)

Демократическая Республика Конго занимает второе место на континенте по площади. Она практически не имеет выхода к морю, за исключением небольшого отрезка в 40 км, граничащего с Атлантическим океаном. В число соседей ДР Конго входят: на севере ЦАР (Центральноафриканская Республика), Судан и Республика Конго, с восточной стороны проходят общие границы с Бурунди, Руандой, Танзанией и Угандой, с юго-востока и юго-запада соответственно располагаются Замбия и Ангола. Из-за нестабильной политической обстановки страну постоянно сотрясают небольшие стычки и полноценные восстания против действующей власти.

В результате первой конголезской войны в конце 90-х годов, правительственные войска вторглись на территорию соседних стран (Руанда, Бурунди, Уганда), чье руководство поддерживало повстанцев. Со временем, со всеми государствами удалось восстановить дипломатические отношения, однако положение в ДР Конго остается таким же шатким, чем пользуются различные повстанческие группы, используя государство в качестве перевалочного пункта для нападения на соседние страны.

Бразилия (10 соседей)

Бразилия — одна из крупнейших стран мира как по площади, так и по населению. Она находится в Южной Америке и граничит 10 странами этого континента. С севера расположены Гвиана (департамент Франции), Суринам и Гайана, в северо-западной части Бразилия делит границы с Венесуэлой и Колумбией, на западе находятся Боливия и Перу, юго-западнее расположены Аргентина и Парагвай, с юга подпирает Уругвай, а западный рубеж надежно защищен Атлантическим океаном.

Среди всех соседей Бразилия поддерживает наиболее крепкие, сильные и в то же время сложные отношения с Аргентиной. Несмотря на периоды возникновения активных споров между двумя главными странами Южной Америки, их отношения нельзя описать как противостояние, и тем более вражду. Высокий объем торговли и миграции между Аргентиной и Бразилией также способствовали установлению более тесных связей. Хорошие отношения у Бразилии и с Парагваем, которому она обеспечивает выход к морю через собственный порт.

Россия (14 соседей)

С общей длиной сухопутных границ, превышающих 20 тыс. километров, Российская Федерация занимает второе место в мире по этому показателю. В число соседей нашего государства входят 14 стран, раскинувшихся от Балтийского моря до Тихого океана. С юга к России примыкают Китай, КНДР, Монголия, Казахстан, Грузия и Азербайджан. С юго-западной и западной стороны расположены Украина, Польша, Беларусь, Литва, Эстония, Латвия. С северо-запада «подкрались» Норвегия и Финляндия.

Несмотря на дружественные отношения со многими соседствующими государствами, вылившиеся в создание Евразийского экономического союза, некоторые страны, в основном расположенные к западу от РФ, проявляют некоторую враждебность и недоверие. К таким странам можно отнести государства Прибалтики, Польшу, Грузию и Украину. Тем не менее в последние годы предпринимается ряд шагов для урегулирования отношений с этими странами для нормализации обстановки на границах и совместного экономического роста.

Китай (16 соседей)

Занимая третье место в мире по площади, Китайская Народная Республика делит свои границы с 14 суверенными государствами и 2 территориями с особым статусом. На севере от КНР располагается Монголия, с северо-западной стороны прилегают Россия и Северная Корея. К югу от Поднебесной лежат страны Индийского субконтинента, а именно Бутан, Непал и Индия. На юго-восточном рубеже находятся Мьянма, Лаос и Вьетнам, с юго-запада подпирает Пакистан. К западным границам Китая примыкают Кыргызстан, Афганистан, Казахстан и Таджикистан.

Кроме этих 14 стран, КНР также делит границы с бывшей португальской территорией Макао (протяженность 3 км) и бывшей британской колонией Гонконгом (общая «линия» в 30 км). Сегодня обе территории являются автономиями в составе Китая, поэтому в некоторых источниках можно встретить информацию о 14 китайских соседях. Всего же сухопутные границы КНР растягиваются более чем на 22 тыс. км.

В заключение

Говорят, что ближний сосед лучше дальней родни. И в этом, конечно, есть большой смысл. И если в африканских странах отношения с соседями часто напряженные (ввиду разрухи и неурядиц внутри каждой из стран), то на остальных континентах страны стараются жить в мире со своими соседями, ведь в современном мире открытые границы дают куда большую пользу, чем выстраивание искусственных барьеров. Мир не знает ни одной успешной страны, которая бы не уважала своих соседей.

Источник

Оцените статью