- Россия и ЕС: почему все пошло не так?
- Все было предопределено
- Впереди – ни войны, ни мира
- 23 страны Европы, которые не входят в Евросоюз
- Страны, не входящие в ЕС
- ✅ Великобритания
- ✅ Гордые исландцы
- ✅ Нейтральная Швейцария и независимая Норвегия
- Кандидаты на вступление в ЕС
- ✅ Албания
- ✅ Черногория
- ✅ Северная Македония
- ✅ Сербия
- ✅ Турция
- Потенциальные претенденты
- ✅ Босния и Герцеговина
- ✅ Косово
- Постсоветское пространство
- Карликовые государства
Россия и ЕС: почему все пошло не так?
Интервью с завотделом ИМЭМО РАН им. Примакова Надеждой Арбатовой о двусторонних отношениях России и Европейского союза
Москва. 24 февраля. INTERFAX.RU — Из Брюсселя в очередной раз грозят санкциями. Визит Жозепа Борреля не принес улучшения отношений между ЕС и Россией. Создается впечатление, что наши отношения зашли в тупик. Так ли это и если так, то в чем подлинная причина такого положения? Ведь еще недавно была надежда на заключение Соглашения о стратегическом партнерстве. Об этом беседует наш специальный корреспондент Вячеслав Терехов с доктором политических наук, заведующей Отделом европейских политических исследований ИМЭМО РАН имени Е.М.Примакова Надеждой Арбатовой.
— Действительно ли так все плохо в двусторонних отношениях России и Европейского союза?
— Да, это так. Отношения России с Европейским союзом сегодня накалены до предела. Это со всей наглядностью продемонстрировал недавний визит в Москву главы внешнеполитического ведомства ЕС Жозепа Борреля. Этот визит был признан в Брюсселе дипломатическим фиаско. Стороны не только не нашли общих точек соприкосновения, но с еще большей жесткостью застолбили неизменность своих позиций. Москва выступает против вмешательства Евросоюза во внутренние дела России, независимого суверенного государства и даже готова идти на разрыв отношений с ЕС, остающимся важным экономическим партнером. Брюссель грозит новыми санкциями в связи с делом Навального и подавлением политических протестов в его защиту, критикует позицию России по конфликту на востоке Украины. Но, тем не менее, проявляет готовность к избирательному сотрудничеству с Москвой по важнейшим международно-политическим проблемам. Ситуация – почти кафкианская, если учесть, что не так уж давно Россия и ЕС вели переговоры по новому соглашению о стратегическом партнерстве.
— В чем причины такого обвального ухудшения отношений России и Евросоюза?
— Точкой отсчета в стремительной деградации отношений партнеров считается украинский конфликт, который привел к присоединению Россией Крыма, санкционной войне и замораживанию двустороннего сотрудничества. Однако, если начать разматывать этот клубок противоречий, то нельзя не увидеть, что украинский конфликт был спровоцирован столкновением двух региональных стратегий России и ЕС – Евразийского экономического проекта (ЕАЭС) Москвы и Восточного партнерства (ВП) Брюсселя с шестью странами Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Грузией, Молдавией и Украиной. В обоих проектах Украине отводилось центральное место, что и обусловило, образно говоря, битву за Украину. Но и это далеко не все.
Если пойти дальше вглубь этого клубка непримиримых расхождений, то нельзя не увидеть, что перспектива подписания Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС, предусматривающего создание зоны свободной торговли, вызвала негативную реакцию Кремля не только из-за столкновения двух региональных проектов России и ЕС. Если Кавказский кризис был напрямую вызван перспективой вступления Грузии в НАТО, то Восточное партнерство стало восприниматься Москвой как дымовая завеса для расширения НАТО на пространство СНГ, поскольку лидеры НАТО и ЕС неоднократно подчеркивали взаимодополняемость процессов их расширения. Иными словами, и кавказский кризис, и украинский конфликт, которые называются европейскими лидерами главной причиной ухудшения отношений с Россией, в действительности являются не причиной, а следствием более глубоких проблем. Эти проблемы проистекают из разных представлений России и Запада об основах постбиполярной безопасности в Европе и соперничества на пространстве бывшего Советского Союза. Однако и эти разногласия являются следствием более фундаментальных причин.
Все было предопределено
— Каковы же эти глубинные причины?
— Тридцать лет прошло со времени распада СССР, который ознаменовал конец биполярной эпохи, а споры о том, кто проиграл холодную войну, не утихают ни в России, ни на Западе. Есть определенная путаница в понятиях. Окончание холодной войны между горбачевским Советским Союзом и Западом ознаменовалось принятием Парижской хартии для новой Европы в ноябре 1990 г. Однако оно не означало окончание биполярности, которое произошло спустя год с распадом СССР. Близость по времени этих двух событий воспринимается многими как одно явление. Во всяком случае, сложилось мнение, что проиграв холодную войну, Советский Союз был обречен, то есть, если СССР распался, то он и есть проигравшая сторона, а потому Западу – ЕС, НАТО/США — ничего не надо менять в их политике на российском направлении. Представляется, что Советский Союз проиграл не холодную войну, которая была его естественной средой обитания, а разрядку, показавшую неэффективность советской экономической и политической модели в нормальных, невоенных и неконфронтационных условиях. Что же говорить о постсоветской России, которая была главным бенефициаром распада СССР?!
Вопрос о том, кто проиграл холодную войну, а кто ее выиграл, имеет не только теоретическое и философское значение, но напрямую связан с эволюцией постбиполярных международных отношений, прежде всего отношений России с основными центрами силы Запада – ЕС, НАТО/США. История свидетельствует, что обычно мировые войны, а холодная война была мировой войной двух систем, заканчивались мирными конгрессами, на которых страны-победительницы устанавливали новый мировой порядок. Страны Западной Европы и США считали себя по умолчанию победившей стороной в холодной войне, а Россию проигравшей. Идея необходимости нового мирового порядка после крушения двусторонней конфронтации не значилась в повестке дня ни ЕС, ни НАТО, ни США. Более того, Хельсинский деколог, десять знаменитых принципов Хельсинского заключительного акта, стали восприниматься в Европе и США как анахронизм. То есть, не стало общих правил международно-политического поведения держав, соблюдение которых в годы двустороннего противостояния являлось гарантией предотвращения конфликтов в Европе.
Таким образом, сегодняшний конфликт был в большой степени предопределен, несмотря на почти двадцатилетнее кажущееся благополучие.
Впереди – ни войны, ни мира
— Что же будет дальше?
— Разрыва отношений не будет. Ни Россия, ни ЕС не заинтересованы в этом. Последние санкции Евросоюза, принятые в связи с делом Навального, ограничиваются узким кругом чиновников и не затрагивают интересы бизнеса. Однако при всем оптимизме относительно невозможности полного разрыва отношений России с Европейским союзом следует признать, что перезагрузка этих отношений в сегодняшних обстоятельствах не представляется возможной. Максимум, на что можно надеяться – это избирательное взаимодействие в очень узком коридоре возможностей. В целом эти отношения будут сочетать как прагматичное точечное сотрудничество, так и очевидное соперничество на региональном и глобальном уровнях.
Источник
23 страны Европы, которые не входят в Евросоюз
Концепция о Соединенных Штатах Европы имеет многовековую многогранную историю, а первым, кто высказал идею интеграции европейских стран в одно надгосударственное объединение, был немецкий философ Йоханес Альтузиус. Было это на рубеже XVI–XVII столетий, но только в середине ХХ века идея начала воплощаться в жизнь. Сейчас Европейский Союз объединяет 27 европейских стран, а 19 из них принимают евро в качестве официальной валюты. Союз действует как единый экономический и политический орган, но в прицеле нашей статьи государства Европы, которые не входят в Европейский Союз. На сегодня на просторах Европы 23 страны, не входящие в ЕС. Узнаем о них подробнее.
Страны, не входящие в ЕС
№ | Страна | Статус |
---|---|---|
1 | Албания | Кандидат |
2 | Андорра | |
3 | Армения | |
4 | Азербайджан | |
5 | Беларусь | |
6 | Босния и Герцеговина | Потенциальный андидат |
7 | Ватикан | |
8 | Великобритания | Вышла из состава ЕС |
9 | Грузия | |
10 | Исландия | |
11 | Косово | Потенциальный андидат |
12 | Лихтенштейн | |
13 | Молдова | |
14 | Монако | |
15 | Норвегия | |
16 | Россия | |
17 | Сан-Марино | |
18 | Северная Македония | Кандидат |
19 | Сербия | Кандидат |
20 | Турция | Кандидат |
21 | Украина | |
22 | Черногория | Кандидат |
23 | Швейцария |
✅ Великобритания
Поле долгих переговоров и урегулирования спорных вопросов 31 января 2020 из состава Европейского Союза вышлаВеликобритания. Мнения жителей разделились, но Великобритания, всегда стремившаяся проводить самостоятельную политику, наконец-то освободилась от указаний органов управления ЕС.
✅ Гордые исландцы
Северное государство подало заявку в 2009, но население Исландии не спешит пойти под крыло Европейского Союза. Шесть лет Исландия была кандидатом, а потом резко отказалась от этого статуса и заморозила все переговорные процессы.
✅ Нейтральная Швейцария и независимая Норвегия
С 1815 года после подписания акта Венского конгресса Швейцария сохраняет полный нейтралитет. Она не входит ни в один военный альянс, но вначале 2000 в Швейцарии зародилась идея интеграции в европейский союз, а значит смягчение принципов нейтралитета.
Норвегия остается полностью независимой со своими органами государственного управления и национальной валютой. Аргументами невступления выступают как экономические, так и политические причины. Главным аргументом выступает независимость, которую Норвегия утратит, вступив в Европейское сообщество.
Кандидаты на вступление в ЕС
Сейчас основными кандидатами выступают пять государств, но среди множества условий главное, что они должны соответствовать условиям, перечисленным в Копенгагенских критериях.
✅ Албания
Албания подала заявку в 2009 году. Руководство Союза долго рассматривало ее, и только в 2014 году Албания официально была признана кандидатом. Сейчас ведутся активные переговоры о выполнении властями ряда требований.
ЕС выдвигает главные критерии, которые должна выполнить Албания. Это прогресс в борьбе с коррупцией и организованной преступностью. В начале 2020 года наметился прогресс в переговорах, но страна так и остается кандидатом.
✅ Черногория
Правительство Черногории подало заявку в 2008, после провозглашения независимости от федерации с Сербией.
К 2010 году страна получила положительное заключение по своей заявке и получила статус кандидата. Через два года Черногория и ЕС начали переговорный процесс. Из всех пунктов, которые должна выполнить Черногория, многие остаются нерешёнными.
✅ Северная Македония
Заявка была подана Северной Македонией в 2004 году, а в 2005, еще будучи просто Македонией, получила долгожданный статус кандидата.
После того как страна добилась значительного прогресса и единогласно выполнила условия, установленные Советом, переговоры о вступлении с Северной Македонией в марте 2020 года начались переговоры. В июле 2020 года государства-члены ЕС получили проект рамок переговоров для этой страны.
✅ Сербия
Балканское государство решилось подать заявку в 2009 году. После того как в 2013 году ЕС принял рамочную программу переговоров о вступлении Сербии в ЕС.
Непреодолимым пока препятствием, с которым сталкивается Сербия на пути к мечте, являются ее напряженные, практически неразрешимые отношения с Косово. В 2020 году президент Сербии выступил с заявлением, что страна откажется от членства в ЕС, если ей придется признать Косово, не получив взамен никаких уступок. Редакция TheBiggest надеется, что народ Сербии будет счастлив независимо от статуса этой братской страны.
✅ Турция
Географически Турция расположена в Европе и Азии, а ее интеграция в ЕС началась еще в 1959 году. В 1963 году было подписано Анкарское Соглашение об ассоциации.
Страной-кандидатом Турция стала в 1999 году, но последние политические события еще дальше отодвинули турецкое государство от членства в Евросоюзе. В 2018 году Совет по общим делам принял решение заморозить переговоры о вступлении Турции в ЕС, отчасти из-за нарушений прав человека.
Потенциальные претенденты
✅ Босния и Герцеговина
На просторах бывшей Югославии образовалось несколько государств, и вот два из них сейчас являются потенциальными претендентами получения статуса кандидатов.
Босния и Герцеговина
После саммита 2003 года Европейского совета в греческом городе Салоники Босния и Герцеговина заключила ряд соглашений с ЕС.
Заявка от этой страны поступила в 2016. В настоящее время ЕС определил 14 ключевых приоритетов, которые Босния и Герцеговина должна выполнить, чтобы получить кандидатский статус.
✅ Косово
ЕС перешел к расширению сотрудничества с Косово в 2008 году, сразу после отделения этой территории от Сербии. Процесс интеграции начался в 2014 году.
Косово выполнило ряд требований, однако спор между Сербией и Косово может помешать их вступлению в ЕС. Союз, как правило, не рассматривает кандидатов с открытыми территориальными вопросами, и в настоящее время пять членов ЕС не считают Косово независимым от Сербии.
Постсоветское пространство
В составе ЕС нет бывших республик СССР Украины, Молдовы, Беларуси. В 1994 Россия подписала договор о партнерстве с ЕС, но стать членом большого европейского объединения пока не собирается.
Ближе всего к ЕС Украина и Молдова, но пока коррупция и нерешенность территориальных вопросов мешает этим странам осуществить европейскую мечту.
Карликовые государства
Завершат наш список страны, которые из-за малых размеров чаще всего на картах отмечают цифрами. Монако, Лихтенштейн, Андорра, Сан-Марино и Ватикан находятся за пределами соглашения с Европейским Союзом, но поддерживают с ним тесные политические и экономические связи. В некоторых из этих малых государств Европы валютой является евро.
Подытоживая, напомним, что Европейский Союз возник из желания создать единое образование после Второй мировой войны. Некоторые западноевропейские страны хотели более тесных социальных, экономических и политических связей, чтобы положить конец войне между нациями и способствовать примирению между Германией и Францией. Мир идет к глобализации. Начинался ЕС с европейского сообщества угля и стали (ECSC), основанного в 1950 году, а сейчас это крепкое экономико-политическое объединение, открытое к принятию новых членов.
Редакция TheBiggest просит вас написать в комментариях ваше мнение о Евросоюзе, о её участниках и кандидатах на вступление.
Источник