- Казахстан и страны Европейского Союза
- Евросоюз открывает границы для 15 стран. Казахстан не входит в этот список
- Список стран Совет ЕС будет пересматривать каждые две недели.
- Kazakhstan–European Union relations
- Contents
- Comparison [ edit ]
- Partnership and Cooperation Agreement [ edit ]
- Cooperation Council [ edit ]
- Trade [ edit ]
- Foreign Direct Investment [ edit ]
- Cooperation [ edit ]
- Cooperation in green economy [ edit ]
- Human Rights Dialogue [ edit ]
- EU membership [ edit ]
- Cooperation in judicial sphere [ edit ]
- Culture and education [ edit ]
Казахстан и страны Европейского Союза
Европейский Союз (ЕС) и Казахстан представляют собой стороны, политические и экономические отношения между которыми развивались поступательно, стабильно и взаимовыгодно. Вот уже в течение десяти лет Европейский Союз пристально наблюдает за тем, как в Казахстане развивается демократия и устойчивая рыночная экономика. Европейский Союз является вторым после СНГ торговым и инвестиционным партнером Казахстана. Торгово-экономические связи между Европейским Союзом и Республикой Казахстан со временем приобрели приоритетный характер. ЕС придает большое значение развитию благоприятных и взаимовыгодных условий торговли с РК в контексте свободной рыночной экономики. В связи с этим ЕС полностью поддерживает стремление РК вступить в ВТО.
Официально Казахстан и Европейский Союз оформили свои отношения 23 января 1995 года, когда стороны подписали Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Данное Соглашение оформило отношения двух сторон в политической, экономической и культурно-гуманитарной сферах и стало одним из крупных достижений того периода, когда республика проводила политику поиска новых надежных партнеров. К концу 1990-х годов наметилась тенденция к расширению участия Европы в делах Центральной Азии и Каспийского региона. Основными направлениями сотрудничества Казахстана с Европой являются следующие.
Политико-правовые аспекты взаимодействия, в основе которых лежат подписанные соглашения: Временный договор по торговле, Декларация относительно защиты прав интеллектуальной, промышленной и коммерческой собственности, Протокол о взаимном содействии между административными органами в таможенных вопросах и, конечно, Договор о партнерстве и сотрудничестве между РК и государствами ЕС. Сфера безопасности — другое приоритетное направление сотрудничества, в которой основное внимание уделяется вопросам противодействия терроризму и экстремизму, нелегальная миграция и трафик наркотиков.
Интересы ЕС распространяются также на каспийскую нефть и газ. Тем более, когда стало ясно, что в перспективе ожидается значительное увеличение нефтедобычи в бассейне Каспийского моря и повышение роли каспийских энергоресурсов в мировом энергоснабжении. Как известно, потребление нефти в Европе быстро растет, стоит задача диверсификации источников европейского энергопотребления. Европейские страны рассчитывают взять на себя решение инфраструктурных вопросов в регионе с тем, чтобы соединить европейскую газовую систему с каспийским пространством. Таким образом, Европе предстоит определиться со своей позицией в отношении проекта магистральных трубопроводов из Каспийского региона в Европу.
Между Казахстаном и ЕС осуществляется межгосударственное сотрудничество в деле охраны окружающей среды, а также по проблемам защиты прав человека, ежегодно весной проводятся ставшие традиционными «Дни Европейского Союза в Казахстане», которые служат важным каналом пропаганды в казахстанском обществе европейских культурных ценностей.
Деятельность научных и образовательных программ ЕС в Казахстане, основные цели которых преследуют предоставление возможностей для осуществления интересных Европе проектов: рыночное переустройство общества, оборонная конверсия и так далее.
Интеграционные процессы в ЦА служат предметом особо пристального внимания Европейской Комиссии. Эти процессы тщательно отслеживаются европейскими экспертами, проводится их постоянная стимуляция, особенно в 1990-е годы. Именно на основании анализа интеграционных возможностей в отдельных странах на предшествующем этапе развития вырабатывалась и строилась политика ЕС в отношении Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана.
В сфере торгово-инвестиционного сотрудничества Казахстана с Евросоюзом, Республика Казахстан расценивается как страна, имеющая хорошие перспективы для дальнейшего плодотворного роста. Согласно данным Европейского Банка Реконструкции и Развития, из всех прямых инвестиций, привлеченных в государства СНГ, на долю Казахстана приходится четвертая часть.
В соответствии с заключенным ранее Соглашением о партнерстве и сотрудничестве, содержащим некоторые отдельные положения о сотрудничестве в области законодательства, Казахстан предоставил европейским бизнесменам и компаниям благоприятный климат для деятельности: свободное передвижение прямых инвестиций, осуществление платежей за услуги в свободноконвертируемой валюте и прочие.
Из государств — членов ЕС можно выделить главных инвестиционных партнеров, в отношении которых Казахстан проводит политику, построенную на общности взаимовыгодных интересов и сотрудничества. Это объясняется экономическим потенциалом, огромной сырьевой базой республики и интересами этих стран к Казахстану. Прежде всего, это Великобритания, Германия, Италия, Нидерланды и Франция.
Особенностью европейского капиталовложения в Казахстане служит его концентрация в сырьевом секторе экономики. В отраслевом разрезе большая часть инвестиций поступает в нефтегазовый комплекс (около 46%) и цветную металлургию (более 25%). Большой интерес европейских инвесторов вызывает также черная металлургия (4,4%), энергетический комплекс (4,3%), пищевая промышленность (3,4%) и связь (2,4%).
Основной формой привлечения прямых инвестиций в Республику Казахстан из Европы являются совместные предприятия. По данным на 2001 год, на территории Казахстана действовало 634 предприятия из 33-х стран Европы.
Полное единодушие Европейский Союз и Республика Казахстан продемонстрировали по вопросу об американской военной акции в Афганистане и поддерживают международную кампанию против терроризма. ЕС крайне озабочен и обеспокоен угрозами нестабильности в Центральноазиатском регионе. Несмотря на то, что Казахстан расположен вдали от Афганистана и на данный момент развернувшаяся ситуация в Афганистане не представляет прямой угрозы для республики, ЕС в дальнейшем будет стремиться помогать этому государству как самой стабильно развивающейся и наиболее экономически активной стране в Центральной Азии.
Актуальными в отношениях ЕС и РК являются проблемы терроризма, экстремизма, наплыва беженцев, нелегальной миграции и, в частности, наиболее актуальна проблема наркотрафика. Усиливаются консультационные связи по всему спектру общих проблем в интересах укрепления европейской и казахстанской безопасности.
Кроме естественных экономических интересов, сохранение стабильности в регионе, экономическое развитие и поощрение плюрализма, демократии и рыночных отношений являются для стран Европы приоритетными задачами в Республике Казахстан. В этой связи европейское направление внешней политики Казахстана следует рассматривать в качестве стратегического.
Страны ЕС изначально проявили в отношении РК свои экономические интересы и добрую волю, в результате чего сегодня они выступают ключевым партнером Казахстана по вопросам безопасности, а также одним из главных партнеров и инвесторов в экономике.
В новых условиях страны ЕС предприняли целенаправленные меры по распространению и утверждению своего влияния в регионе. Этому служили крупномасштабные программы экономической помощи и укрепление режима ОБСЕ. Свои цели Европа достигает также посредством международных и европейских организаций и институтов (ОБСЕ, Совет Европы, Европарламент, Европейская Комиссия, Комиссариат ООН по беженцам и так далее).
Кроме того, мощно развернули свою деятельность в Казахстане программы ЕС: ТЕМПУС, ИНКО-КОПЕРНИКУС, курирующие область образования, ТАСИС, затрагивающая сферу экономики и научно-техническую сферу, ИНТАС, затрагивающая сферу науки.
Красноречивы такие факты: приблизительно каждый десятый проект в Казахстане получает финансовую поддержку названных программ, действующих в Казахстане с 1993 года.
В целом на европейском направлении политика Республики Казахстан в период после событий 11 сентября 2001 года не претерпела коренных изменений, выдвинув вопросы безопасности во главу вектора партнерства, который и раньше был одной из основных тем сотрудничества в рамках Казахстан — ЕС. Казахстан и Европейский Союз имеют большой потенциал развития торгово-экономических и политических отношений. Что касается казахстанской стороны, то свои внешнеполитические и внешнеэкономические интересы Казахстан связывает с развитием долгосрочных отношений с Европейским Союзом.
Источник
Евросоюз открывает границы для 15 стран. Казахстан не входит в этот список
Список стран Совет ЕС будет пересматривать каждые две недели.
Государства Шенгенской зоны открывают свои границы с 1 июля для 15 стран. Казахстан в список рекомендуемых стран не попал, сообщает DW.
Рекомендацию Совета Евросоюза о постепенном снятии ограничений на туристические поездки утвердили государства ЕС.
Границы Евросоюза открывают пока только для 15 стран: Алжира, Австралии, Грузии, Канады, Марокко, Новой Зеландии, Руанды, Сербии, Таиланда, Туниса, Уругвая, Черногории, Южной Кореи, Японии. В списке также есть и Китай, но при условии, что он также разрешит въезд для резидентов Евросоюза.
Список стран Совет ЕС будет пересматривать каждые две недели.
При внесения стран в список учитываются следующие факторы:
- Количество новых случаев инфицирования коронавирусом на 100 тысяч населения за последние две недели не должно превышать среднее значение по ЕС.
- Распространение Covid-19 за последние две недели должно быть стабильным или сокращаться.
- Общая готовность страны к борьбе с пандемией Covid-19. Речь идёт о тестировании, о мерах по предотвращению распространения коронавируса, о выявлении цепочек инфицирования, а также насколько полную и достоверную информацию об эпидемиологической ситуации предоставляет государство.
- В случае ухудшения эпидемиологической ситуации в стране, с которой открыли границы, путешествия из неё готовы опять быстро запретить.
Поездки сезонных работников, медицинского персонала, работников транспорта разрешены, уточнили в Cовете Евросоюза. Кроме того, рассматривается возможность въезда в ЕС в целях учёбы.
Евросоюз закрыл свои границы в середине марта в целях борьбы с распространением коронавируса.
Следите за самыми актуальными новостями в нашем
Telegram-канале и на странице в Facebook
Источник
Kazakhstan–European Union relations
EU | Kazakhstan |
---|
European Union–Kazakhstan relations are the international relations between the Republic of Kazakhstan and the common foreign policy and trade relations of the European Union.
The EU is Kazakhstan’s main economic partner. Over 50% of the country’s foreign trade accounts for the EU. 48% of Kazakhstan’s inward investment originates in the EU countries. [1]
Contents
Comparison [ edit ]
| | |
---|---|---|
Population | 447,206,135 [2] | 18,708,352 |
Area | 4,324,782 km 2 (1,669,808 sq mi) [3] | 2,724,900 km 2 (1,052,100 sq mi) |
Population Density | 115/km 2 (300/sq mi) | 7/km 2 (18.1/sq mi) |
Capital | Brussels (de facto) | Nur-Sultan |
Global Cities | Paris, Rome, Berlin, Vienna, Madrid, Amsterdam, Athens, Dublin, Helsinki, Warsaw, Lisbon, Stockholm, Copenhagen, Praha, Bucharest, Nicosia, Budapest, Tallinn, Sofia, Riga, Ljubljana, Bratislava, Vilnius, Zagreb | Nur-Sultan, Almaty, Aktobe, Kostanay, Karaganda, Atyrau, Pavlodar, Taraz, Jezkazgan, Kyzylorda, Semey, Ekibastuz, Shymkent, Arkalyk, Zhanaozen, Ridder, Temirtau, Stepnogorsk |
Government | Supranational parliamentary democracy based on the European treaties [4] | Unitary dominant-party presidential constitutional republic |
First Leader | High Authority President Jean Monnet | President Nursultan Nazarbayev |
Current Leader | Council President Charles Michel Commission President Ursula von der Leyen | President Kassym-Jomart Tokayev Prime Minister Askar Mamin |
Official languages | 24 official languages, of which 3 considered «procedural» (English, French and German) [5] | Kazakh |
Main Religions | 72% Christianity (48% Roman Catholicism, 12% Protestantism, 8% Eastern Orthodoxy, 4% Other Christianity), 23% non-Religious, 3% Other, 2% Islam | 70.2% Muslims 26.3% Christians 3.5% others |
Ethnic groups | Germans (ca. 80 million), French (ca. 67 million), Italians (ca. 60 million), Spanish (ca. 47 million), Poles (ca. 46 million), Romanians (ca. 16 million), Dutch (ca. 13 million), Greeks (ca. 11 million), Portuguese (ca. 11 million), and others | 65.5% Kazakh, 21.5% Russian, 3.0% Uzbek, 1.8% Ukrainian, 1.4% Uyghur, 1.2% Tatar, 1.1% German, 4.5% others |
GDP (nominal) | $16.477 trillion, $31,801 per capita | $179.332 billion, $9,686 per capita |
Partnership and Cooperation Agreement [ edit ]
EU-Kazakhstan bilateral relations are guided by the 1994 Partnership and Cooperation Agreement (PCA). [6] Enhancements to Kazakhstan’s partnership and cooperation with the European Union and its member states were ratified by the Kazakh Parliament in March 2016. [7] The European Parliament ratified the agreement on December 12, 2017. [8] 511 of 654 present European parliament members voted in favor of ratification. [9] Eighteen EU member states have ratified the Enhanced Partnership and Cooperation Agreement (EPCA) with Kazakhstan. [8] Kazakhstan is the first Central Asian country to conclude the EPCA with the EU. [10]
The EPCA entered into force on March 1, 2020. The agreement governs trade and economic relations between the EU and Kazakhstan. [11]
Kazakhstan is also part of EU and Central Asia Strategy for a New Partnership. [12]
Cooperation Council [ edit ]
The Cooperation Council between Kazakhstan and the European Union meets annually and is the body to carry out the bilateral Partnership and Cooperation Agreement. [13] The Cooperation Council and Kazakhstan discuss many issues of mutual importance such as political, judiciary and economic reforms, the rule of law, trade and economic relations, and regional stability. [14]
During the 15th session held on October 4, 2016, the Council welcomed the Enhanced Partnership and Cooperation Agreement. [15]
Trade [ edit ]
Since 2002, the EU has grown to become Kazakhstan’s largest trading partner, [16] being the destination of 40% of its exports. Those exports were primarily, 80%, oil and gas in 2007. In 2007 EU imports of goods from Kazakhstan amounted to €13.35 billion and services amounted to €1.52 billion. EU exports to Kazakhstan were €6.04 billion in goods and €1.92 billion in services. Half of Kazakhstan’s $7.3 billion of foreign direct investment in 2006 came from the EU. As a major energy supplier to the EU, the EU supports its accession to the World Trade Organization.
In 2014 more than half of Kazakhstan’s total trade is with the EU—some $53.4 billion in 2013 and $28.4 billion in the first half of 2014. [16] More than half of Kazakhstan’s gross foreign direct investment, or nearly $100 billion, has come from EU countries. [16] Trade to the EU was worth EUR 31 billion (36%). The EU is also the largest foreign investor in Kazakhstan, representing over 50% of FDI in Kazakhstan (2014). [17]
Kazakhstan’s exports to the EU are heavily dominated by energy, and exports from the EU are dominated by machinery and transport equipment, as well as products within the manufacturing and chemicals sectors. [18]
In bilateral meetings with British Prime Minister David Cameron in London, Kazakhstan President Nazarbayev signed 46 treaties worth over US$13 billion in trade value. [19]
Kazakhstan, the EU and the International Trade Centre launched in December 2020 the regional project Ready4Trade Central Asia. One of the key areas of the ‘Ready4Trade Central Asia project is the development of comprehensive legislation in E-commerce, which is planned to be implemented in Kazakhstan with the assistance of the ITC and the UN Conference on Trade and Development (UNCTAD). [20]
Foreign Direct Investment [ edit ]
More than 50% of foreign direct investment (FDI) in Kazakhstan originates from the countries of the European Union. The largest sources of FDI out of the EU member states are the Netherlands ($90.4 billion), Switzerland ($25.8 billion), France ($16.1 billion), Italy ($8.7 billion), Belgium ($7.6 billion), and Germany ($5.2 billion). [21]
More than 4,000 companies with European capital and more than 2,000 joint ventures are registered in Kazakhstan. [22]
Cooperation [ edit ]
The Partnership and Cooperation Agreement (PCA) with Kazakhstan has been the legal framework for EU–Kazakhstan bilateral relations since it entered into force in 1999. In November 2006 a Memorandum of Understanding on cooperation in the field of energy between the EU and Kazakhstan has been signed establishing the basis for enhanced cooperation. Kazakhstan recognizes increased economic and political integration as key to its modernization and development. [23]
The future European Commission assistance will focus on the following priority areas: promotion of the ongoing reform process at political, economic, judiciary and social level, infrastructure building, and cooperation in the energy sector.
The overall EU co-operation objectives, policy responses and priority fields for Central Asia can be found in the EC Regional Strategy Paper for Central Asia 2007–2013. In addition to the assistance under the Development Cooperation Instrument (DCI), Kazakhstan participates in several ongoing regional programs. [24]
The Cooperation Council between the European Union (EU) and Kazakhstan held its fourteenth meeting on Tuesday, March 3, 2015. [25] The meeting was chaired by Kazakhstan’s Foreign Minister Erlan A. Idrissov, and the EU delegation was led by Latvia’s Foreign Minister Edgars Rinkēvičs. The EU reiterated its support for the membership of the Republic of Kazakhstan of the WTO. [25]
In 2014, Kazakhstan became the first Central Asian country to join the Asia-Europe Meeting (ASEM). [26]
A conference was held in Astana titled “25 Years of European Union – Central Asia Relations: From the Past to the Future» where EU Special Representative for Central Asia Ambassador Peter Burian affirmed the European Union’s financial and political commitment to Kazakhstan and the Central Asia region. [27]
The EU launched in November 2019 three programmes promoting regional integration in Central Asia. The programmes’ budget amounts to 28 million euros ($30.8 million). They will support the rule of law, trade, investment and growth in the region in keeping with the new EU Strategy for Central Asia. [28]
Cooperation in green economy [ edit ]
In 2015, the European Union and Kazakhstan launched a Project on Supporting Kazakhstan’s transition towards Green Economy model. The project is funded by the European Union and is implemented by the United Nations Development Programme (UNDP) as the lead organization, in partnership with UNECE. [29]
The overall objective of the Project is to contribute to Kazakhstan’s long-term environmental sustainability and inclusive economic development, supporting the country’s transition to a Green Economy Model. [29]
Human Rights Dialogue [ edit ]
In April 2008, Kazakhstan and the EU marked an agreement to begin human rights dialogue. Human Rights Dialogues are an instrument of the EU’s external policy and are designed to discuss questions of mutual interest and enhance cooperation on human rights, as well as launch initiatives to improve the relevant human rights situation. In line with this agreement, the EU held its first structured dialogues on human rights with Kazakhstan in October 2008. [30]
The European Union provides economic and technical assistance to Kazakhstan through the European Instrument for Democracy and Human Rights (EIDHR). [31] The EU budgets €1 million per year for a variety of projects in Kazakhstan that support Kazakhstan’s ongoing legal reforms and strengthening the role of civil society. [31]
EU membership [ edit ]
Kazakhstan has a westward extension, which makes a strong case geographically for its European status, and potential for eventual EU membership. [32] In 2009, the ambassador of Kazakhstan to Russia, Adilbek Dzhaksybekov said «We would like to join in the future the European Union, but to join not as Estonia and Latvia, but as an equal partner». [33] This statement was about a long-term perspective, because currently Kazakhstan is not even participating in the European Neighbourhood Policy (ENP) although the Kazakh Foreign Ministry has expressed interest in the ENP. MEP Charles Tannock has suggested Kazakhstan’s inclusion in the ENP, while emphasizing that «there are still concerns regarding democracy and human rights in Kazakhstan». [32]
Cooperation in judicial sphere [ edit ]
Kazakhstan and the EU launched a three-year project titiled «Enhancing Criminal Justice in Kazakhstan» (EUCJ) in October 2015. The total budget of the project allocated by the EU was 5.5 million euros. [34] The EUCJ sought to promote the rule of law and reform Kazakhstan’s judiciary system. At the conference marking the completion of the project, EUCJ Strategic Director Bill Mazer noted: “All of the project’s objectives. were fulfilled ahead of time.” [35]
Culture and education [ edit ]
Kazakh cultural centre Til Kazyna (Culture is treasure) opened in Brussels, Belgium in June 2020. [36] The new center was established to promote cultural exchange and cooperation through providing language classes, organizing various seminars and workshops on Kazakh art and cuisine.
Kazakhstan is the main beneficiary of the EU’s Erasmus+ program, which amounted for €115 million for higher education cooperation with Central Asia for the 2014-2020 period. [37] By the end of 2020 some 3,400 Kazakh students and staff are expected to have come to Europe to study or teach, while Kazakh institutions will have hosted over 1,500 Europeans. [37]
Источник