Страны где есть балет

Топ 10 лучших балетных постановок мира

Наш топ 10 лучших балетных постановок мира расскажет о тех постановках, которые непременно стоит посетить ценителю красоты танца.

10 Ромео и Джульетта

Композитором этого балета является Сергей Прокофьев, а хореографом – Леонид Лавровский. Этот балет в 3 актах и 13 картинах с прологом и эпилогом был создан по мотивам знаменитой трагедии Уильяма Шекспира. «Ромео и Джульетта» входит в число самых знаменитых балетов ХХ века. Превосходная музыка и изумительная хореография продолжают впечатлять зрителей и в наши дни.

9 Спящая красавица

Композитором этого балета является Петр Чайковский, а хореографом – Мариус Петипа. Разноплановые танцы не позволяют зрителю заскучать, наблюдая за захватывающей борьбой добра и зла: феи Карабос, заколдовавшей юную принцессу, и феи Сирени, которая пытается ее спасти. Невероятно красиво выглядит па-де-де влюбленных: принцессы Авроры и принца Дезире, которые, пройдя через все трудности, обретают счастье.

8 Весна Священная

Композитором этого балета является Игорь Стравинский, а хореографом – Вацлав Нижинский. История создания балета началась с того, что композитору приснился необычный сон. В нем молодая девушка танцевала до смерти, чтобы исполнить древний ритуал и вернуть на землю весну. Именно пробуждение весны и нашло отражение в балете. Сюжета в нем практически нет, но смотреть на изящество танцевальных движений и наслаждаться чарующей музыкой все равно приятно.

7 Дон Кихот

Композитором этого балета является Людвиг Минкус, а хореографом – Мариус Петипа. Постановка создана по мотивам романа Мигеля де Сервантеса, но передает его сюжет достаточно отдаленно. Дон Кихот здесь находится на втором плане. В центре же сюжета – любовная линия Китри и Базиля. Яркая хореография и полная жизнерадостности музыка заряжают зрителя энергией.

6 Сильфида

Композитором этого балета является Жан Шнейцхоффер, а хореографом – Пьер Лакотт. Постановка создана по мотивам фантастической новеллы «Трильби» Шарля Нодье. В центре сюжета – любовь крестьянина Джеймса к воздушной деве Сильфиде. Ради нее он оставляет дом и бросает невесту, отрекаясь от всего во имя любви. Вот только Джеймс еще не знает, что сам погубит свою избранницу.

5 Щелкунчик

Композитором этого балета является Петр Чайковский, а хореографами – Лев Иванов и Мариус Петипа. Эта основанная на сказке постановка, претерпевшая немало авторских редакций, входит в серию классических балетов Чайковского. Она продолжает тему борьбы добра и зла, также поднятую в «Лебедином озере» и «Спящей красавице». История о превращенном в куклу принце и храброй девочке, которые противостоят злому Мышиному королю, в этом варианте приобретает мистические и философские мотивы, дополненные великолепным хореографическим мастерством.

4 Сон в летнюю ночь

Композитором этого балета является Феликс Мендельсон, а хореографом – Фредерик Аштон. Постановка была создана по мотивам известной комедии Уильяма Шекспира. В балете показываются только лесные сцены. Таким образом, в центре сюжета оказывается волшебная составляющая: король фей и эльфов Оберон, его жена Титания, афинские ремесленники и крестьяне, которые волей судьбы оказываются в сказочной реальности. Легкость и эфемерность мира фей подчеркивается точными и беглыми хореографическими движениями.

3 Баядерка

Композитором этого балета является Людвиг Минкус, а хореографом – Мариус Петипа. Постановка основана на двух литературных произведениях: драме «Шакунтала» Калидасы и балладе «Бог и баядерка» В. Гете. Балет в четырех действиях и семи картинах с апофеозом рассказывает легенду о несчастной любви баядерки и храброго воина. В нем явственно чувствуется стилистическое направление XIX века, включающее в себя символизм и мистические ноты.

2 Жизель

Композитором этого балета является Адольф Адан, а хореографом – Жан Коралли. Постановка в двух актах основана на легенде, пересказанной Генрихом Гейне. Сказание гласит, что существуют мистические создания вилисы – души девушек, погибших от несчастной любви. По ночам они заманивают к себе молодых парней и зачаровывают их, заставляя танцевать до смерти. Таким образом, вилисы мстят за свои погубленные жизни.

1 Лебединое озеро

Композитором этого балета является Петр Чайковский, а хореографом – Юлиус Резингер. Чайковский создал это произведение после отдыха на берегу озера в Лебедевой экономии Давыдовых. Наблюдая за лебедями, композитор решил создать сюжет по фольклорным мотивам. Балет основан на старинной немецкой легенде о принцессе Одетте, которую превратил в лебедя злой колдун.

Эти балетные постановки стали так знамениты, что даже человек, не увлеченный театром наверняка слышал про некоторые из них.

Источник

История возникновения классического балета

Балет справедливо считается высшей ступенью хореографического искусства, где танец превращается в музыкально-сценическое представление. Этот вид искусства возник в XV-XVI веках, намного позднее танца. Изначально он являлся придворно-аристократическим искусством. Танец — главное средство выражения в балете, но немалое значение имеют драматургическая основа, сценография, работа художников по костюмам, по свету.

Классический балет – сюжетный танец, где танцоры всегда посредством танца рассказывают некую историю. Классический многоактный балет традиционно посвящен мифам, сказкам, историческим темам. Жанровые постановки могут быть героическими, комическими, фольклорными.

В основе происхождения названия либо латинское ballo – «танцую», либо французское balletо, имеющее то же значение.

Балетом называется и танцевальный спектакль, и разновидность театрально-музыкального искусства, где с помощью пластики и хореографии создаются выразительные художественные образы.

Театрализация танца началась в Италии в XV веке, когда танцмейстеры стали создавать на основе народных танцев танцы придворные, а также бальные.

Первый балет

Первая балетная постановка, где были объединены танец, музыка, пантомима и слово была поставлена во Франции при дворе Екатерины Медичи в конце XVI века. Она называлась «Цирцея и нимфы» и была поставлена Бальтазарини ди Бельджойозо, замечательным балетмейстером, скрипачом, прибывшим из Италии со своим оркестром скрипачей.

Это была постановка с античным сюжетом, которая положила начало развитию французского придворного балета. Интермедии, пасторали, маскарады и танцевальные дивертисменты быстро стали украшением придворных празднеств.

Основные каноны балета, составленные Пьером Бошаном

Всякий танец в основе имеет определенные правила, и танец превратился в балет, когда балетмейстер Пьер Бошан описал каноны благородной танцевальной манеры.

Движения танцора Бошан разделил на группы – прыжки, приседания, различные положения корпуса и вращения. В основе этого вида танцевального искусства был принцип выворотности ног, благодаря которому тело могло двигаться в разные стороны. Вышеописанные движения выполнялись на основе трех позиций рук и пяти позиций ног.

Развитие балета

С этого момента и началось развитие балета, ставшего самостоятельным искусством в XVIII веке.

Развитие балетных школ начинается во всей Европе, добираясь до России, где в 1738 г. в Санкт-Петербурге был основан Русский императорский балет.

Ранним танцовщикам приходилось нелегко – они носили очень сложные костюмы, движения затрудняли тяжелые юбки. Но постепенно костюм менялся – балетные туфли утратили каблуки, одеяния балерин стали легкими и воздушными.

Балетмейстеры учили танцовщиков выражать эмоции жестами и выражением лиц, мифологические сюжеты заменялись рассказами о дальних странах, любовными историями и сказками. В таком виде классический балет сохранился до наших дней как один из видов прекрасного танцевального искусства.

Источник

ИЗ ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОГО БАЛЕТА

Балету немногим более четырехсот лет, хотя искусство танца существует уже несколько тысячелетий. Балет впитывал в себя все, что было создано хореографией европейских стран, народным танцевальным искусством. Еще в эпо­ху средневековья во Франции, Германии, Ита­лии были широко распространены выступления бродячих артистов-комедиантов (а в России скоморохов), в искусстве которых танец играл очень важную роль. Персонажи итальянской комедии масок не обходились без танца (см. ст. «Театр эпохи Возрождения»).

Формы народных танцев заимствовал при­дворный балет. Например, хороводная цепь — шествие — легла в основу медленных придвор­ных «прогулочных» танцев позднего средне­вековья.

В течение XV—XVII вв. придворные баль­ные и сценические танцы разви­вались одним путем. Сценический танец и начал складываться тогда, когда для красивого ис­полнения придворных танцев и для постановки придворных спектаклей понадобилась серьез­ная подготовка.

Первые балеты зародились в Северной Ита­лии (название «балет» — народного происхож­дения, от итальянского «балларе» — танце­вать, а «баллетти» — танцы, исполнявшиеся под пение участников). Они состояли из мало свя­занных между собой «выходов» персона­жей — чаще всего героев греческих мифов. После всех «выходов» начинался общий танец, или «большой балет». Такое представление

было устроено в Италии на грандиозном пиру в Тортоне (1489).

Постепенно в придворных балетах мифоло­гических героев вытесняют комические маски, изображающие людей из народа — прачек, трактирщиков, сапожников. Все роли в бале­тах исполнялись только мужчинами, но для комических гротесковых партий часто пригла­шались плясуны и плясуньи из бродячих трупп.

Король Людовик XIV, сам любивший участ­вовать в балетах и по одной из своих ролей получивший прозвище «короля-солнца», издал указ об основании Королевской Академии танца в 1661 г. Директор академии Пьер Бошан (1636 — ок. 1719) установил пять основ­ных позиций классического танца, т. е. главные положения, на которых основывается танец1. Бошан ставил танцы в операх-балетах Люлли и комедиях-балетах Мольера. Долгое время его спектакли представляли собой оперы-ба­леты, где музыка и пение были не менее важны, чем танец. В операх-балетах Люлли и Рамо (см. ст. «Из истории французской оперы») по­началу танцевали придворные, и балетные спектакли почти не отличались от придворных представлений. А танцы были все те же, что и при дворе,— медленные менуэты, гавоты и паваны, далекие от своего народного источника. Да и сама музыка строилась на этих танцевальных формах.

В 1681 г. в оперном спектакле Люлли «Триумф любви» впервые участвовали артисты балета. Мадемуазель Лафонтен (имя неизвест­но; 1655—1738) — одна из прима-балерин того времени. Маски, тяжелые платья и туфли на

Средневековый придворный танец. XV в.

высоких каблуках мешали женщинам выпол­нять сложные, виртуозные движения. Вот по­чему мужские танцы отличались тогда лучшей техникой, грациозностью, изяществом.

Первой добилась большой свободы движе­ний Мари Камарго (1710—1770), отказавшись от каблуков и укоротив юбку чуть выше щико­лотки. Мари Салле (1707 —1756) стала танце­вать в свободных легких одеждах, напоминав­ших греческую тунику. С каждым новшеством танцы становились осмысленнее, техника — выше.

Постепенно балет отделился от оперы, став самостоятельным искусством.

Но содержание балетов ограничивалось, как и прежде, только античными сюжетами. Артисты балета мерно двигались по сцене, и смысл их пантомимы мог быть понят­ным только тем, кто внимательно изучил либ­ретто.

Великим реформатором танца явился фран­цузский балетмейстер Жан Жорж Новер (1727 —1810). Он утверждал, что законы драмы, в том числе классицистические три единства, неприменимы к балету («Письма о танце», 1760). Новер призывал создать действенный, т. е. содержательный и выразительный, танец, в ко­тором события, чувства и мысли раскрывались бы в пантомиме и танцевальных движениях, в чередовании классических и характерных танцев. Для балета, утверждал он, важны не отдельные позиции, а выразительность всего

тела артиста и мимики его лица, свобода движе­ний. Искренне переживающие герои, драмати­ческие характеры и судьбы должны стать глав­ными в искусстве балета. От балетмейстеров Новер требовал, кроме поэтического дара и бо­гатого воображения, еще и широкой образо­ванности (см. ст. «Балетмейстер»). Музыку он называл душой балета.

Взгляды Новера оказали огромное влияние на дальнейшее развитие балета. От традицион­ного костюма отказались. Артисты балета, оде­тые в легкие туники и сандалии, могли уже тан­цевать, поднимаясь на полупальцах. Движения рук стали свободны и пластичны, богаче мимика и жесты. В общей выразитель­ности всего тела артисты стремились передать чувства своих героев.

Следуя заветам Новера, балетмейстер Жан Доберваль (1742—1806) поставил балет «Тщетная предосторожность» (1789). История Лизы и Колена, добивающихся счастья, способна трогать даже сегодняшнего зрителя, потому что в ней выведены живые и разнообразные характеры.

В годы французской буржуазной револю­ции балетное искусство обогатилось элементами народного танца и героические образы антично­сти связывались с идеалами революции.

Когда около 1800 г. появился новый балет­ный вязаный костюм (трико), плотно обле­гающий тело, движения танцовщиков получили полную свободу.

В первой половине XIX в. окончательно сложились две ведущие школы классического балета — итальянская и французская. Для итальянцев были характерны виртуозная тех­ника, сложные вращения, жесткие движения рук и мастерство пантомимы, идущей от народ­ного танца. Итальянский танцовщик и педа­гог Карло Блазис (1795—1878) обобщил опыт всех своих предшественников во Франции и Италии и заимствовал многие элементы пла­стичных поз и движений из народного искус­ства и из наследия античности. Все это в даль­нейшем было впитано классическим балетом.

Французская балетная школа славилась изяществом, пластичностью, мягкостью ли­ний, но в то же время ей была свойственна и некоторая холодность и формальность испол­нения. Передовые артисты и балетмейстеры искали новые средства, которые вернее, чем приемы классицизма, могли бы передать правду жизни, дойти до сердца зрителей.

В поисках прошла творческая жизнь фран­цузского балетмейстера Шарля Луи Дидло (1767—1837), который был на пороге роман­тизма — нового направления в искусстве, родившегося в первой половине XIX в. (см. ст. «Из истории русского балета»).

Танцовщица Камарго. Картина французского художника Н. Ланкре. Ок. 1730

Искусство романтизма в фантастическом содержании рас­крывало глубокую духовную жизнь, высокие человеческие чувства. В романтическом балете совершенствовалась техника танца — танцов­щица встала на пуанты (концы пальцев). Танец обрел воздушность, невесомость, лег­кость.

Первой стала танцевать на пуантах выдаю­щаяся балерина романтического балета Ма­рия Тальони (1804—1884), с чьим именем свя­зан балет «Сильфида». Героиня, созданная прекрасной балериной Тальони, предстала на сцене хрупким существом, с крылышками за плечами, в легкой полупрозрачной юбочке. Сильфида погибла при столкновении с реаль­ным миром.

Лучший балет этого времени — «Жизель» А. Адана, поставленный в 1841 г. в Париже балетмейстерами Жаном Коралли (1779—1854) и Жюлем Жозефом Перро (1810-1892). «Жизель» — балет романтический, осно­ванный на классическом танце. Первой Жизелью была Карлотта Гризи (1819-1899).

В балете «Эсмеральда» (1844, музыка Ц. Пуни, на сюжет романа В. Гюго; см. т. 11 ДЭ, ст. «Виктор Гюго»), постав­ленном Ж. Перро, сюжет, обстановка, характеры ро­мантически красочны и не­обычны, но все действующие лица здесь уже реальные лю­ди, которые любят и страда­ют. Для каждого из своих ге­роев Перро нашел хореогра­фический язык, особые, лишь ему свойственные движения. На западных сценах «Эс­меральда» давно забылась. Но в русском балете, где Пер­ро сам поставил «Эсмеральду», его хореография до­жила до наших дней (см. ст. «Из истории русского бале­та»). А балет «Жизель» в России возобновил в своей ре­дакции М. Петипа.

Романтический балет был последним периодом расцвета этого искусства на Западе: на­чиная со второй половины XIX в. балет потерял преж­нее значение и превратился в придаток к опере.

В 30-е годы XX в. началось возрождение балета во Франции и Англии. Этому предшест­вовали блестящие выступления русских масте­ров в Париже и Лондоне, так называемые «рус­ские сезоны») (1908—1914), а также гастроли великой русской балерины Анны Павловой (см. ст. «Анна Павлова»). Одна из сильнейших современных балетных трупп в Великобрита­нии — «Королевский балет». В 30-е же годы возник балет в США, ведущие труппы там — «Нью-Йорк сити балле» и «Балле тиэтр». После многих десятилетий упадка возродился балет Италии, Швеции. Выдающиеся деятели запад­ного балета — Маргот Фонтейн, Нинет де Валуа, Фредерик Аштон, Алисия Маркова (Анг­лия), Серж Лифарь, Иветт Шовире, Лиан Дейде (Франция), Джордж Баланчин, Мария и Марджори Толчиф (США). Многие зарубежные танцовщики воспитывались на традициях рус­ской школы.

Развивается балет в социалистических стра­нах— Венгрии, Польши и др. В Болгарии он возник впервые. На Кубе отличную балетную труппу создала известная во всем мире выдаю­щаяся балерина Алисия Алонсо. На развитие балета во многих странах большое влияние оказали советские хореографы и артисты.

Балет в XX в. стал очень популярным ис­кусством. Сейчас нет страны, где бы не было своего балета.

Источник

Читайте также:  Самые опасные районы страны
Оцените статью