За 10 лет больше всего жилья в мире построят Россия и Китай
Урбанизация продолжается, а доступного жилья на планете не становится больше. Эксперты McKinsey Global Institute прогнозируют, что к 2025 году полтора миллиарда горожан будут нуждаться в улучшении своих жилищных условий
Квартирный вопрос портит жизнь не только обитателям трущоб Бразилии и Бангладеш, но и гражданам развитых и успешных стран мира. Проблемы, как это ни странно, у них общие: на планете строят слишком мало жилья, а цены на него слишком высоки. Через 10 лет ситуация с жильем станет только хуже: и в трущобах Манилы, и в зажиточных Нью-Йорке и Лондоне все больше семей будут ютиться в неподходящих для них по размеру и качеству квартирках и домиках.
Это следует из доклада McKinsey Global Institute, специалисты которого выпустили масштабный прогноз развития рынка доступного жилья в мире на 10 лет вперед.
Жилья не было и не будет
Сейчас примерно 200 млн домохозяйств живут в трущобах в развивающихся странах. В США, ЕС и Японии другая проблема: более 60 млн семей столкнулись с серьезными финансовыми проблемами из-за высокой дороговизны. Примерно 32 млн семей в богатых странах живут в неадекватных условиях. Всего в мире от проблем с жильем страдают 330 млн домохозяйств.
Ситуация вряд ли станет лучше в ближайшие годы, уверены эксперты McKinsey. Процесс урбанизации продолжается: люди переезжают в города. При этом их доходы почти не растут, а вот недвижимость почти повсеместно стремительно дорожает. В итоге, к 2025 году страдать от плохих жилищных условий в мире будут 440 млн домохозяйств, или 1,6 миллиарда жителей городов.
Если перевести эти цифры в денежный эквивалент, то в мире в год нехватка доступного жилья оценивается в $650 млрд – это 1% мирового ВВП. В некоторых городах этот показатель доходит до 10%.
Чтобы решить эту насущную проблему, в мире в ближайшие 10 лет нужно будет потратить $9-11 трлн на строительство жилья. С учетом стоимость земли расходы могут составить $16 трлн. В потрепанных кризисом бюджетах правительств едва ли найдется больше $3 трлн.
Богачи и бедняки
Ситуация с доступностью жилья сильно отличается от города к городу. В McKinsey проанализировали доходы и рынок недвижимости в 2,5 тысячах городов мира. В выборку попали только города с населением больше 200 тысяч человек.
В наибольшей степени от недоступности жилья страдают жители крупнейших городов мира. На 100 крупнейших городов приходится 2/3 дефицита доступного жилья.
В основном, это бедные мегаполисы в Азии и Африке, например, нигерийский Лагос, столица Бангладеш Дакка или индийский Мумбаи. В этих городах дефицит составляет порядка 10% местного ВВП. В Лагосе и Дакке 90% населения никогда не смогут приобрести жилье надлежащего качества.
Помимо беднейших городов от проблемы страдают и богатейшие мировые мегаполисы – Нью-Йорк (дефицит доступного жилья – $33 млрд), Токио ($23 млрд) и Пекин ($17 млрд). На 10 городов с самым высоким уровнем дефицита приходится 27% мирового ВВП.
Авторы исследования не упомянули Москву как город с ярко выраженным дефицитом жилья. Однако с учетом темпов роста населения российской столицы и цен на недвижимость справедливо предположить, что Москва все-таки входит в список проблемных городов. По прогнозам McKinsey, количество домохозяйств в Москве с 2010 по 2025 год вырастет почти на 1,3 млн. В год количество семей будет увеличиваться на 85 тысяч.
Также Россия оказалась среди стран, в которых значительное количество жилья не соответствует минимальным стандартам. Примерно 12% жителей российских городов проживают в подобной недвижимости.
Особенно высокий уровень дефицита доступного жилья по сравнению с ВВП отмечается в Китае и Латинской Америке.
Россия и Китай впереди планеты всей
Больше всего доступного жилья в ближайшие 10 лет построят в России и Китае, а также других развивающихся странах — Индии, Бразилии и Нигерии.
Чтобы люди могли покупать это жилье, понадобится бурное развитие рынка ипотеки: объем кредитования должен быть увеличен к 2025 году дополнительно на $300-400 млрд для финансирования покупки доступного жилья.
Как нужно строить доступное жилье
В ближайшие 10 лет в городах в разных странах нужно построить новое жилье для 106 млн семей иммигрантов, которые переедут в города в ближайшие 10 лет, а также модернизировать старое жилье, которое не соответствует стандартам. Решить эту задачу только с помощью государственных инвестиций невозможно, полагают в McKinsey. К решению проблемы нужно привлечь частный сектор. Причем куда важнее обновить уже существующее жилье, а не строить новое.
Вопрос в том, как заставить бизнес инвестировать в строительство доступного жилья, ведь часто считается, что на нем невозможно заработать. McKinsey предлагают раздробить проблему нехватки доступного жилья на четыре уровня.
Уровень 1. Доступное жилье в правильных местах
Для доступного жилья нужно найти подходящее место. Часто доступное жилье строят на окраинах, где нет подходящей инфраструктуры и общественного транспорта. Таким способом проблему не решить: бедняки оказываются заперты в неблагополучных районах, которые могут превратиться в гетто.
Строить доступное жилье лучше всего рядом с развитой транспортной инфраструктурой. Это поможет расширить экономические возможности бедных людей.
Решить проблему поможет приватизация государственной земли в городах, потому что именно государство часто владеет значительной часть территории города. Кроме того, следует упростить процедуры регистрации земли, получения разрешений на строительство и другие бюрократические формальности. Регулирование рынка земли должно быть простым и прозрачным, чтобы компаниям было выгодно развивать доступное жилье.
Уровень 2. Эффективность строительства
В ближайшие 10 лет в 20 крупнейших городах нужно построить порядка 2,4 млн новых домов. Проблема в том, что в большинстве городов мира доступное жилье вот уже 20 лет строится по одним и тем же технологиям. Производительность строительства во многих странах падает. В McKinsey подсчитали, что себестоимость квартиры в многоквартирном доме должна упасть примерно на 30%, чтобы выполнить цели по созданию доступного жилья.
Повысить эффективность производства можно с помощью с помощью стандартизации, использовании более сложных технологий строительства и проектировки. Если все процессы стандартизированы, то рабочим проще выполнять свои обязанности и достигать хороших результатов.
Государство здесь может сыграть существенную роль, например, выпустив правила стандартизации или разработав рекомендации и инструкции для отрасли.
Уровень 3. Ремонт и эксплуатация
Расходы на обслуживание и уход за недвижимостью обычно занимают 20-30% всех расходов на жилье в год в зависимости от климата страны. Если их снизить, то жилье станет более доступным. Однако при этом качество обслуживания не должно снижаться.
Здесь подойдут повышение эффективности использования энергии в домах, а также снижение стоимости ремонта. В социальных домах этого можно достичь с помощью единой системы закупки различных комплектующих. Часто проблему можно разрешить с помощью создания крупных операторов национального уровня, которые займутся ремонтом.
Уровень 4. Обеспечение финансирования для покупки и строительства жилья
Самым бедным людям сложно получить доступ к финансированию покупки жилья. В бедных странах с неразвитой банковской системой это может оказаться серьезной проблемой.
Здесь главный совет – развиваться систему управления рисками на уровне государства и обеспечивать макроэкономическую стабильность и низкую инфляцию. Риски в целом можно снизить благодаря различным бюро кредитных историй и системам оценки недвижимости. Государство может разработать систему гарантий и премий для банков, выдающих ипотечные кредиты бедным семьям.
Лестница доступного жилья
В McKinsey советуют разрабатывать для каждого города свою уникальную программу развития дешевого жилья: необходимо анализировать демографическую структуру и потребности населения. Чтобы ее реализовать, городам нужны специальные механизмы и институты.
Совершенно необязательно, чтобы доступное жилье было стандартизированным. Оно вполне может быть разработано для каждой конкретной группы пользователей. Фактически, в городах должны появиться несколько разных видов доступного жилья для разных категорий населения с разными доходами.
Для решения проблемы подойдет и съемное жилье по доступным ценам. В этом случае люди с небольшими доходами могут переезжать из одного региона в другой, чтобы быстрее найти работу. Это может стать промежуточным этапом на пути к покупке собственного жилья.
Источник
10 лучших игр, где можно построить свою цивилизацию
Многим нравится создавать собственные цивилизации и наблюдать за тем, как они эволюционируют, делают открытия, меняют политику или погибают. В этой статье мы собрали 10 лучших симуляторов, в которых можно надолго забыть про свою личную жизнь, зато создать новую в виртуальном мире. К слову, серии Sid Meier’s Civilization тут не будет, о ней вы и так прекрасно знаете.
Simcity 3000
Это был трудный выбор, потому что серия SimCity насчитывает уже десятки частей, и среди них есть как хорошие, так и абсолютно провальные. Например, игра 2013 года с момента запуска была принята аудиторией очень холодно. Чтобы не засорять наш ТОП несколькими частями этой франшизы, пришлось выбрать SimCity 3000 как одну из самых захватывающих в серии.
Кто-то скажет, что одной из лучших игр была SimCity 2000 и он будет прав. Именно с этой части город заиграл новыми красками, улучшилась камера и добавилось несколько красивых эффектов. Творение игрока по-настоящему оживало, но в SimCity 3000 все стало еще лучше, потому что разработчики просто улучшили наработки из предыдущих частей, причем раз так в десять!
Город стал еще более реалистичным, а кроме того, появились сделки с соседями, городские советники и протестующие. Симулятор начал все сильнее напоминать настоящий город, и это главное преимущество трехтысячного сима. Потом вышла еще часть под номером четыре, но кроме улучшения графики в ней не было ничего нового.
Cities: Skylines
Cities: Skylines, по сути, ответвление серии SimCity, которым занимались другие разработчики. Основное отличие заключается в том, что здесь упор сделан на строительство дорожно-транспортной системы. Причем уже с первой части игра затрагивала все виды транспорта: начиная от автомобилей и заканчивая самолетами.
Вместе с транспортной системой в игру добавились и новые проблемы. Сложнее всего было налаживать трафик, чтобы люди могли комфортно путешествовать по городу и, например, не опаздывать каждый день на работу. На это уходила куча времени, но именно такие реалистичные вещи и вызывали желание играть в Cities: Skylines дальше.
Игра стала самым популярным симулятором градостроения в 2015 году, когда вышла на ПК. После этого ее перевыпустили на все консоли текущего поколения. Самое интересное, что в 2020 году было продано более 6 миллионов копий, а игру, на минуточку, делало всего 13 человек.
Pharaoh
В этом жанре были серьезные проекты не только про строительство современных городов. Pharaoh дал возможность возвести настоящую древнеегипетскую цивилизацию со своими законами и обычаями. В свое время игра моментально выстрелила, потому что у разработчиков был колоссальный опыт в создании проектов такого жанра.
Помимо возведения зданий, в игре также нужно было выполнять различные задания и набирать баллы. Каждый город получал оценку за свое население, достаток и культуру. Разработчики даже учли тот факт, что в Древнем Египте все поклонялись богам и добавили в проект данную механику. Если приносить божеству дары, то можно было получить от него разные ништяки, а вот если разгневать мифическое существо, то на город тут же снизойдет кара небесная.
Pharaoh понравился большому количеству геймеров, но вот продолжение с приставкой Children of the Nile в 2004 году не оправдало ожиданий. Разработчики не добавили ничего интересного и при этом умудрились испоганить то, что уже было. В итоге все вернулись к старому доброму Pharaoh, есть люди, которые по сей день в него играют.
Tropico 6
Tropico практически полностью повторяет SimCity, но здесь есть ряд особенностей. Прежде всего игра позволяет строить не простой город, а настоящую «банановую» республику. Политика играет очень важную роль в развитии города, и от этой идеи разработчики ни на шаг не отступили на протяжении всей серии.
Если в других градостроительных симуляторах проиграть можно только если город разорится, то в Tropico есть и другие проблемы. Игрок обязан остаться у власти! Eсли его свергнут, то со своим государством придется попрощаться.
На политике здесь завязано абсолютно все. Чтобы выбрать направление в управлении государством, придется выполнять определенные условия и строить конкретные здания. Пожалуй, это самый точный симулятор управленца.
Anno 2070
Это одна из самых длинных серий градостроительных симуляторов, которая берет свое начало еще в 1998 году. В отличие от других игр из списка, здесь упор сделан на торговлю и дипломатию. Каждая игра в серии сделана в определенном временном отрезке, о чем говорит приставка года в названии. Anno 2070, пожалуй, самая интересная и запоминающаяся, потому что развивать свое государство придется в недалеком будущем после глобального потепления.
В каждой части серии необходимо добывать множество ресурсов и торговать ими. Именно на этом строится экономика, но в Anno 2070 каждый ресурс является жизненно важным, и их стало гораздо сложнее получить. Опять же, всему виной глобальное потепление.
Начать знакомство с Anno можно именно с этой части, потому что она самая сбалансированная и лучше остальных проработана. К тому же вам точно понравится ее футуристическая стилистика.
Banished
На первых порах сложно разобраться, как здесь все устроено, потому что создатели предлагают очень непонятное обучение. Интерес к игре появляется спустя множество проб и ошибок, которые приносят драгоценный опыт в строительстве города. Но когда все становится ясно, то от Banished сложно оторваться.
В отличие от обычных симуляторов строительства городов, Banished более жесток. Забыли построить место для хранения еды? Смерть. Недостаточно одежды для поселенцев? Смерть. Так можно продолжать еще очень долго, потому что недостаток любого ресурса может привести к краху целой цивилизации. Сейчас эту игру спокойно можно называть «Dark Souls от мира градостроительных симуляторов».
Игрок должен тщательно продумывать каждое действие и следить за ресурсами. Это не обычный симулятор, где можно напичкать в ряд зданий, чтобы получился город, или отойти на час, пока виртуальные людишки сами чем-то занимаются. Стоит вашему вниманию рассеяться на несколько минут, как игра будет завершена, а все жители поселения умрут, но именно это и заставляет играть в Banished снова и снова.
Surviving Mars
Исходя из названия игры, сразу же понятно, что тут надо делать. По сюжету люди высаживаются на Марс, и их основная задача сделать его пригодным для жизни. Для этого у них в помощниках есть дроны и различные модули, которые они привезли сюда с собой. На игрока ложится задача филигранно управлять всем этим и добиться колонизации Марса.
Мало того, что здесь довольно сложно правильно выстроить город из-за проблем с почвой и недостатком ресурсов, игра также регулярно будет надоедать вам стихийными бедствиями. Это не просто симулятор строительства колонии на Марсе, а настоящее выживание в суровых условиях бескрайней пустыни.
Frostpunk
По сути, задача каждого градостроительного сима заключается в том, чтобы развивать город и не дать ему погибнуть. А есть игры в этом жанре, которые целиком заточены на выживание и принятие трудных решений, и Frostpunk одна из них.
Здесь игрок получает в свое распоряжение группу выживших и базовый набор ресурсов. Основная задача – сохранить всем жизнь. Можно начать строить город и не высовываться, чтобы не отправлять людей на неминуемую гибель от холода. Или отважиться и отправить кого-то в экстремальное путешествие, чтобы найти что-то полезное в остатках цивилизации.
Подобно другим проектам из нашей статьи здесь тоже имеет место политика. Игрок может создавать свой перечень законов и применять их к общине. Устроить тотальную диктатуру или всеобщее равенство. Если управлять правильно, то группа выживших начнет процветать и, возможно, даже выживет 100-градусные морозы.
Cliff Empire
После ядерной войны Земля стала практически безлюдной. Единственный способ сохранить человечество – начать строить города в горах, чтобы спастись от радиоактивного излучения на земле.
По степени сложности проект похож на Banished, но, кроме добычи ресурсов, здесь еще нужно заниматься торговлей. Если с поисками провианта не попрет, то придется совершенствовать свои навыки торговца и выстраивать свою цивилизацию на этом.
В процессе игры можно строить сразу несколько городов в горах и по ходу дела обеспечить связь между ними. Cliff Empire может затянуть на десятки часов, и это все за счет отлично продуманного геймплея. Также игрокам должна понравиться проработанная научно-фантастическая стилистика. Это один из немногих инди проектов, который сильно напоминает ААА-игру.
The Settlers 4
Когда знакомишься с серией The Settlers впервые, то складывается впечатление, что она существует целую вечность. Первая часть вышла в далеком 1993 году, и с тех пор разработчики выпустили только 4 части. Именно последнюю стоит рекомендовать для ознакомления, потому что ее можно заслуженно называть квинтэссенцией всего самого лучшего в серии.
Здесь игрок выбирает одну из трех доступных фракций: римляне, викинги и майя. После этого начинает активно расстраивать свое поселение и строить армию. Добыча ресурсов, торговля и политический строй также присутствует.
В 2020 году разработчики обещают полноценную перезагрузку серии, и если все пройдет гладко, то новое десятилетие начнется с реинкарнации одного из лучших симуляторов создания цивилизации.
Источник