Страны где нет акционерных обществ

Гражданское и торговое право зарубежных стран

Акционерные общества в зарубежных странах

Основными источниками правового регулирования положения и деятельности акционерных обществ во Франции продолжает оставаться закон 1966 г. «О торговых товариществах», в Германии — Закон 1965 г. Прецедентом, заложившим начато корпоративного права Англии, стало дело Trustees of Darmouth College V. Woodword (1819), в котором подчеркивалась искусственность, фиктивность компании как субъекта права. Другой прецедент Salomon V. Salomon & Со. Ltd. (1897) привел к легализации компании одного лица. Из статутов следует выделить Закон «О компаниях» 1985 г. (в редакции 1989 г.), а также Закон «О передаче акций» 1963 г., Закон о ценных бумагах компании 1985 г., Закон о банкротстве 1986 г. В США законодательство об АО относится к компетенции штатов.

В рамках ЕС неоднократно предпринимались шаги по унификации национального законодательства об АО. Особое внимание к этому вопросу объяснялось необходимостью защитить интересы третьих лиц. В частности. 4-я Директива ЕС 1978 г., 6-я Директива ЕС 1980 г. предписывали, чтобы во внутренние законы стран — участниц ЕС были внесены требования об отчетности АО, перечислялось, что подлежит публикации в лих отчетах, что должно содержаться в проспектах о выпуске облипший, какой должен быть минимальный размер уставного капитала и т.п.

Романо-германская правовая система определяет АО как товарищество, капитал которого разбит на акции и участники которого отвечают по обязательствам общества лишь в пределах их вкладов.

Английское право знает три вида компаний, которые выступают в качестве самостоятельных субъектов:

  1. компании с ответственностью, ограниченной номинальной суммой паев (share companies);
  2. компании с ответственностью в пределах определенной гарантированной ими суммы (т.е. это номинальный уставный капитал, который не может быть меньше определенной суммы; если он становится меньше, то его надо восполнить это определенного уровня — в том и заключается определенная гарантия для кредиторов АО);
  3. компании с неограниченной ответственностью.
Читайте также:  Безвизовые страны для литовцев

Именно первый вид компаний и является акционерным обществом в общепризнанном понимании этого термина.

Термины, которые используются в западном праве для обозначения акционерного общества, различны. Так, во французском, испанском, греческом и т.п. праве оно буквально называется анонимным обществом (societe anonyme), в английском компания.

В целом можно выделить две модели правового регулирования АО;

Различие между ними проводится по организационной структуре (два или три звена) и по определению роли и места АО в развитии экономики страны. Германская модель предусматривает три органа в структуре АО:

  1. собрание акционеров;
  2. правление;
  3. наблюдательный совет.

Американская модель формацию предусматривает два первых звена (роль наблюдательного совета здесь defacto играет совет менеджеров).

Германская модель исходит из того, что акционеры доверяют наблюдательному совету контроль за правлением, т.е. задача акционеров отдать лены и в обмен на акции, а все остальное за них сделают профессионалы. Акционер уже не вмешивается в дальнейшую судьбу своих денег; собираясь на общих собраниях, акционеры лишь одобряют решения, принятые правлением.

Американская модель АО предоставляет акционерам больше прав и возможностей самим делать выбор, что делать дальше со своими деньгами.

Очевидно, что для стран, где рыночные отношения только устанавливаются и соответственно рыночные риски выше, больше подходит германская модель.

Закон устанавливает минимум участников АО, и частности, во Франции — не меньше семи, в Германии — не меньше трех.

Для всех систем права характерны следующие признаки АО

  • АО являются самостоятельным субъектом права (везде его признают юридическим лицом);
  • уставный капитал АО разбит на части, которые называются акциями;
  • АО несет перед кредиторами исключительно имущественную ответственность, причем в пределах принадлежащего ему имущества;
  • АО относится к той разновидности юридических лиц, у которых возникает право собственности на имущество, составляющее его уставный капитал. Другими словами, учредители (акционеры), отдавшие свое имущество в общую корзину, перестают быть его собственниками. У них взамен права собственности возникает целый ряд обязательственных прав (право требовать выплаты дивидендов, право участвовать в принятии решений, право на информацию и т.д.).

Способы образования уставного капитала схожи с теми, что известны российскому праву: путем публичной подписки на акции и путем распространения акций между учредителями. Именно по этому признаку английские компании делятся на публичные и частные.

В зависимости от того, какого вида акции приобретаются, у акционера возникает и разный объем прав:

  • именная (привилегированная) акция даст право акционеру на первоочередное получение своей доли имущества при ликвидации юридического лица и на первоочередную выплату своей доли прибыли (дивидендов). Такое право фиксировано в виде процента — это и есть привилегия;
  • акция на предъявителя (простая) — содержит больше прав, чем именная. Держатели простых акций также имеют право на получение доли прибыли (если таковая будет); они имеют право голоса, право на информацию и также право на часть имущества юридического лица при его ликвидации по остаточному принципу (последнее право является скорее фиктивным, чем реальным).

Привилегированные акции могут быть многоголосыми , что является порой более важным фактором, поскольку от числа голосов зависит возможность принять определенное решение в свою пользу. Правда, законами Англии и США для выпуска таких многоголосых акций требуется специальное разрешение казначейства. Во Франции такими многоголосыми акциями могут обладать только граждане стран ЕС.

Акционерные общества вправе выпускать облигации, которые представляют собой, по сути, договор тайма. Облигационером может выступать и сам акционер, и постороннее лицо. Право на выпуск облигаций как дополнительный источник финансирования деятельности АО в ряде стран лимитируется. Конвертируемая облигация — облигация с возможностью обменять ее на акции либо, оставаясь облигационером, потребовать предоставить акции в соотношении, которое устанавливается в условиях облигационного займа.

Следует разграничивать имущественные и неимущественные права акционеров. К имущественным правам относятся:

  • право на дивиденд;
  • право на часть имущества при ликвидации АО.

Нет никаких единообразных правил о том, какая часть прибыли подлежит распределению в качестве дивиденда между акционерами. Но в ряде стран предписывается создавать из прибыли резервный фонд, пополнять основной капитал, и только после того какую-то часть прибыли можно распределять между акционерами (в ФРГ, например, лишь 5% прибыли можно распределять в виде дивидендов до тех пор, пока резервный фонд не составит определенной суммы).

Неимущественные права акционера достаточно фиктивны, иллюзорны, потому что на практике реализовать эти права довольно сложно:

  • право на голос на общем собрании акционеров и участие в принятии решений: для того чтобы оказать хоть какое-то влияние на решение, нужно облазать довольно большим количеством акций;
  • право на информацию (считается одним из средств контроля за деятельностью правления). Наиболее полно это право выражено в ФРГ, но и там оно не распространяется на ознакомление с книгами общества. Право на информацию может быть «временное» (на собрании) и «постоянное» (за последние несколько лет). В случае отказа в требуемой информации акционер может обратиться в суд. При этом следует помнить, что судебные издержки лежат на истце;
  • право на знакомство с документацией АО (правда не раскрывается, с какими документами и кто именно имеет право ознакомиться).

Во всех странах акционеры, имеющие не менее 10% акций, имеют право потребовать проверки деятельности правления. Правда, оно весьма ограниченно. Так, по английскому праву акционер вправе ознакомиться лишь со списками пайщиков и годовым отчетом, с другими торговыми книгами только в связи с каким-то иском и по решению суда.

Структура органы управления. Как уже отмечалось, существует две модели построения АО, а именно: трехзвенная (общее собрание акционеров, правление, наблюдательный совет) и двухзвенная (собрание акционеров и правление). Названия органов условны, за исключением, пожалуй, общего собрания акционеров, потому что законодатели разных стран используют различные наименования для одного и того же органа (например, правление в одних странах называется советом директоров, в других — административным советом).

Промежуточное положение между германской и американской моделями занимает французская , которая предусматривает, что структура АО может быть и двух- и трехзвенной в зависимости от выбора учредителей. В законе подробно расписаны оба варианта. Учитывая, что многие крупные АО в своем штате имеют ревизоров, аудиторов, т.е. лиц, которые занимаются проверкой деятельности АО, возникает мнение, что эти ревизоры (особенно если это целый отдел) являются еще одним органом, участвующим в управлении АО. На самом деле эти ревизоры действуют на основе договора с АО и имеют хотя и долгосрочные, но договорные отношения с АО. В английском праве они имеют правовой статус агента. Господствующей точкой зрения в западном праве является то, что ни одни ни другие комиссии и комитеты, которые могут быть созданы для достижения целей, к структурным органам АО не относятся и, следовательно, не несут ответственности перед третьими лицами.

Повсеместно наблюдается тенденция сужения компетенции общего собрания и легализация независимости правления.

Рассмотрим подробнее особенности правового статуса отдельных органов. Правление — по определению коллективный орган по управлению делами АО, однако все системы права допускают при определенных условиях единоличное правление.

По французскому праву правление должно состоять как минимум из трех членов. Однако если АО создаст наблюдательный совеет, то может быть один член правления (управляющий), но при условии, что уставный капитал не превышает 250 тыс. евро.

Такая же зависимость от размера уставного капитала предусмотрена и германским законодательством: если менее 3 млн. марок, то может быть одно лицо управляющим, если более 3 млн. марок, то должно быть два или более членов правления.

Англо-американское право: количество членов Совета директором определяется прежде всего к зависимости от вида корпорации. Если компания публичная, то должно быть не менее двух директоров. Если компания частная, то может быть и один (конкретное количество директоров определяется в зависимости от размера уставного капитала).

Только одна — французская — правовая система знает ограничение количества членов правления по максимуму (ст. 89. 119 ФГК), а именно 12. При том одно и то же лицо не может входить одновременно в состав более восьми правлений на территории Франции.

По общему правилу членом правления может быть только акционер, имеющий акции в количестве, необходимом по уставу для участия в общих собраниях (этот вопрос регулируется диспозитивными нормами). Ряд законодательств, в частности французское и английское, допускает в качестве члена правления юридическое лицо. Поскольку юридическое лицо действует только через своего представителя, то именно это физическое лицо (представитель) и будет нести ответственность наравне с другими акционерами. Правда, его ответственность будет ограничиваться ответственностью юридического лица, которая, в свою очередь, ограничивается имуществом юридического лица.

В Германии никаких ограничений для работы в правлении нет, единственное требование члены правления должны быть дееспособны. Следовательно, членом правления по праву ФРГ может быть и не акционер.

В большинстве западных стран правление выбирается общим собранием акционеров. Там, где есть наблюдательные советы, члены правления назначаются наблюдательным советом. Срок полномочий различен и в основном ограничен. В англо-американском праве срок полномочий совета директоров не ограничен, т.е. лицо выбирается в члены совета директоров практически пожизненно, пока является акционером. Однако все системы западного права знают положение о том, что в любой момент любой член правления может быть досрочно отстранен (отозван) от занимаемой должности. Западное право провозглашает право досрочного отзыва как главный принцип акционерного права.

Наблюдательный совет своим происхождением обязан праву ФРГ. Именно здесь было разработано это структурное подразделение и детально расписаны все вопросы, связанные с его формированием, полномочиями, порядком функционирования и т.д.

Основная функция наблюдательного совета во всех странах, где есть этот орган, — это функция контроля за деятельностью правления. Поэтому нельзя быть одновременно членом правления и членом наблюдательного совета.

Количественный состав наблюдательного совета зависит от размера уставного капитана. Здесь большее значение имеет субъективный фактор, т е. личность и ее качества (порядочность, компетентность и т.п.), полому членами наблюдательного совета могут быть только физические лица. Ряд ограничений по составу наблюдательного совета содержит французское право: одно и то же лицо может быть членом не более 10 наблюдательных советов одновременно (для некоторых лиц членство в наблюдательных советах становится профессией). Еще одна особенность французского права: предусмотрено фиксированное представительство в наблюдательных советах некоторых категорий рабочих и служащих. Однако это касается только тех АО, деятельность которых подпадает под французский Закон «О трудовых соглашениях» (заключаются профсоюзом работников с собственником предприятия в целях гарантирования минимальной заработной платы в течение определенного времени в обмен на отказ от права на забастовку).

Наблюдательный совет является органом коллегиальным, имеет председателя и его заместителя. Но в отличие от председателя правления председателю наблюдательного совета не могут быть переданы полномочия всего совета.

Практически наблюдательный совет вместе с правлением решает все вопросы, и главным образом вопросы распределения прибыли, утверждает отчеты о деятельности АО, созывает общее собрание и т.п. Однако он не может вмешиваться в деятельность правления, но может потребовать ревизии операций, совершаемых правлением.

Источник

Публичное право и экономика

Акционерная собственность государства

Еще одной важной формой управления является управление государственными пакетами акций. В соответствии со ст. 66 ГК РФ акционерное общество является собственником своего имущества, т.е. в юридическом смысле негосударственной организацией. Но участие в формировании его уставного капитала государства, а затем принадлежность части его акций государству предопределяют некоторые особенности правового статуса акционерных обществ с государственным участием.

Акционерные общества с государственным участием появились в ходе приватизации. Подобным образом государство стало участником многомиллионного акционерного капитала. Особый статус таких акционерных обществ признан в ст. 1 Федерального закона «Об акционерных обществах»: особенности создания и правового положения акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации о приватизации указанных предприятий. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, более 25% акций которых закреплено в государственной или муниципальной собственности или в отношении которых используется специальное право «золотая акция», определяются федеральным законом о приватизации государственных или муниципальных предприятий. Такие же нормы мы находим и в Гражданском кодексе РФ (ст. 96, 98).

По Закону о приватизации 2001 г. одним из способов приватизации государственного или муниципального унитарного предприятия является преобразование его в открытое акционерное общество. В результате появляются две категории акционерных обществ — тс, в которых государство владеет определенным количеством акций, и те, где государству принадлежит специальное право — «золотая акция».

В целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации Правительство РФ и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать решения об использовании специального права («золотая акция») на участие соответственно Российской Федерации и субъектов РФ в управлении открытыми акционерными обществами. Решение об использовании специального права («золотой акции») может быть принято при приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий или при принятии решения об исключении открытого акционерного общества из перечня стратегических акционерных обществ независимо от количества акций, находящихся в государственной собственности.

Правительство РФ или органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение об использовании специального права («золотой акции»), назначают соответственно представителя Российской Федерации, субъекта РФ в совет директоров (наблюдательный совет) и представителя в ревизионную комиссию открытого акционерного общества. Таким представителем может назначаться только государственный служащий.

Представители Российской Федерации, субъектов Российской Федерации имеют право вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров и требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров.

Они участвуют в общем собрании акционеров с правом вето при принятии общим собранием акционеров решений:

  • о внесении изменений и дополнений в устав открытого акционерного общества или об утверждении устава открытого акционерного общества в новой редакции;
  • о реорганизации открытого акционерного общества;
  • о ликвидации открытого акционерного общества, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
  • об изменении уставного капитала открытого акционерного общества;
  • о совершении открытым акционерным обществом крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

Представители Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, являющиеся членами совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии открытого акционерного общества, входят в количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) и количественный состав ревизионной комиссии, определенные уставом или решением общего собрания акционеров открытого акционерного общества. Места представителей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в совете директоров (наблюдательном совете) и ревизионной комиссии не учитываются при выборах членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии.

Специальное право («золотая акция») используется с момента отчуждения из государственной собственности 75% акций соответствующего открытого акционерного общества и действует до принятия решения о его прекращении.

В другой категории акционерных обществ с государственным участием, где не использована «золотая акция», права акционера осуществляют Правительство Российской Федерации и (или) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, специализированное государственное учреждение или специализированные государственные учреждения, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная корпорация.

Права акционера открытых акционерных обществ, акции которых находятся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, от имени субъектов Российской Федерации, муниципальных образований осуществляют соответственно органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Представителями интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в органах управления и ревизионных комиссиях открытых акционерных обществ могут быть лица, замещающие соответственно государственные и муниципальные должности, а также иные лица.

Если в государственной или муниципальной собственности находится 100% акций открытого акционерного общества, полномочия высшего органа управления общества — общего собрания акционеров осуществляются от имени соответствующего собственника акций в порядке, определенном соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Предусмотренные Федеральным законом «Об акционерных обществах» процедуры подготовки и проведения общего собрания акционеров не применяются. Например, пока 100% акций принадлежит России в таких акционерных обществах, как ОАО «Российские железные дороги» и ОАО «Международный аэропорт Шереметьево».

Статья 40 Закона о приватизации 2001 г., предусматривавшая обязательное сохранение доли государства или муниципального образования в уставном капитале открытых акционерных обществ при увеличении уставного капитала, теперь изложена в другой редакции. Отныне доля может и не сохраняться, если это предусматривает решение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. По нашему мнению, такой подход узаконивает так называемую «мягкую» приватизацию, основанную не на законе, а на административном решении.

Закон о приватизации 2001 г. содержит исчерпывающий перечень из 10 способов приватизации, в число которых входит продажа акций. Предоставление органам власти права снизить долю государства предполагает соответственно увеличение доли (долей) частного акционера (акционеров) без участия их в торгах и, по сути, безвозмездное приобретение ими акций, которые могли бы составлять государственную долю. Такой способ приватизации известен в мире, и там он открыто называется приватизацией. Российский же законодатель завуалировал этот новый способ приватизации, привязав его к властному усмотрению и заложив мощные коррупционные возможности в размывании государственного акционерного капитала.

Статья 40.1 «Сохранение доли государства или муниципального образования в уставном капитале открытых акционерных обществ в случае размещения акций путем открытой подписки и осуществления фондовой биржей их листинга, а также в случае размещения акций открытых акционерных обществ за пределами Российской Федерации, в том числе посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении акций открытых акционерных обществ» допускает к процессу размывания государственной собственности и иностранные компании.

Думается, что изменение этой императивной прежде нормы вернет нас в тот этап приватизации, когда она почти полностью регулировалась подзаконными актами, а совершалась на основе мало чем связанных индивидуальных актов. И теперь уже невозможны судебные решения, подобные постановлению ФАС Московского округа от 16 июля 2004 г. по делу № КГ-А40/6215-04, когда было оставлено в силе оспоренное решение РО ФКЦБ РФ в ЦФО об отказе в регистрации отчета об итогах выпуска акций некого открытого акционерного общества.

Суды основывались на буквальном толковании положений прежней редакции ст. 40 Закона о приватизации 2001 г. и исходили из того, «что в ней содержится императивное, ничем не обусловленное и, в частности, не зависящее от позиции конкретных уполномоченных органов власти требование о недопустимости уменьшения доли государства в уставном капитале открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации». Согласно новой редакции статьи теперь уменьшение доли государства всецело зависит от «позиции» уполномоченных органов, которые вдобавок ничем не связаны при формировании этой самой позиции.

Вообще, попытки «творческой» приватизации уже известны судебной практике. Нередки случаи, когда комитеты по управлению имуществом и фонды имущества производят передачу либо продажу недвижимости в частную собственность способами и в порядке, не предусмотренными законами о приватизации, в то время как способы приватизации расширительному толкованию не подлежат, и нормы гражданского законодательства, регулирующие договорные отношения купли-продажи, в данном случае применяться не должны 1 См.: Нагорная Э.Н., Петухов В.Н., Терещенко Л.В. Обзор арбитражно-судебной практики по делам об обжаловании актов государственных органов в сфере приватизации и о признании недействительными сделок по приватизации // Комментарий судебно-арбитражной практики. М., 1997. Вып. 4. С. 24. .

Представители государства реализуют свои права участия в управлении акционерными обществами преимущественно путем участия в общих собраниях. Процедуру такого участия регулирует постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 738, которым утверждено Положение об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции»). В соответствии с этим Положением права акционера открытых акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, от имени Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Кроме того, Министерство обороны Российской Федерации, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в отношении открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий и акции которых находятся в собственности Российской Федерации, а также по решению Правительства Российской Федерации в отношении иных акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, осуществляет права акционера от имени Российской Федерации.

Также в особом порядке осуществляется управление следующими акциями, находящимися в федеральной собственности, — переданными Государственной корпорации «Ростехнологии» в качестве имущественного взноса Российской Федерации (до передачи указанных акций), акциями открытого акционерного общества «Государственная транспортная лизинговая компания» и акциями открытых акционерных обществ атомного энергопромышленного комплекса. В последнем случае действует постановление Правительства РФ от 29 сентября 2007 г. № 627 «О порядке осуществления от имени Российской Федерации полномочий акционера в отношении открытых акционерных обществ атомного энергопромышленного комплекса, акции которых находятся в федеральной собственности», согласно которому полномочия акционера осуществляет Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».

В особом порядке происходит управление акциями ОАО «Российские железные дороги» (Федеральный закон от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта»).

В постановлении от 3 декабря 2004 г. № 738 детально регламентированы порядок оформления волеизъявления акционера — Российской Федерации (оформляются письменные директивы), порядок определения позиции акционера — Российской Федерации в акционерных обществах, входящих в специальный перечень, порядок деятельности представителей интересов Российской Федерации в совете директоров, порядок назначения и деятельности представителей Российской Федерации в совете директоров и ревизионной комиссии акционерного общества, в отношении которого принято решение об использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении им («золотой акции»).

Права акционера — Российской Федерации осуществляются Федеральным агентством по управлению государственным имуществом:

  1. в акционерных обществах, входящих в специальный перечень, — по согласованию с федеральным министерством либо федеральным органом исполнительной власти, наделенным полномочиями по управлению государственным имуществом, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации;
  2. в иных акционерных обществах — на основании предложений федерального агентства, находящегося в ведении федерального министерства, либо федерального органа.

Представители государства отчитываются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 октября 1999 г. № 1116 «Об утверждении порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей интересов Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ».

Акции государства могут передаваться в доверительное управление. Общие правила определены Указом Президента РФ от 9 декабря 1996 г. № 1660 «О передаче в доверительное управление закрепленных в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации». Такая передача осуществляется по итогам конкурса на право заключения договора доверительного управления акциями, проводимого по решению Правительства Российской Федерации. Однако в некоторых случаях процедура конкурса обходится, что указывается в отдельном указе Президента РФ, — как произошло, например, при передаче акций в управление Акционерной компании по транспорту нефти «Транснефть».

В договоре доверительного управления закрепленными в федеральной собственности акциями акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, должны предусматриваться следующие условия:

а) доверительный управляющий не имеет права распоряжения переданными ему акциями;

б) голосование доверительного управляющего по переданным ему акциям письменно согласовывается с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, по вопросам:

  • реорганизации и ликвидации акционерного общества;
  • внесения изменений и дополнений в учредительные документы акционерного общества;
  • изменения величины уставного капитала акционерного общества;
  • совершения крупной сделки от имени акционерного общества;
  • принятия решения об участии акционерного общества в других организациях;
  • эмиссии ценных бумаг акционерных обществ;
  • утверждения годовых отчетов.

Правила организации конкурсов определены в постановлении Правительства РФ от 7 августа 1997 г. № 989 «О порядке передачи в доверительное управление закрепленных в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, и заключении договоров доверительного управления этими акциями».

Здесь необходимо еще раз напомнить важный теоретический посыл — любые торги от имени государства нужно проводить по единым правилам. Европейская практика доказывает эффективность такой унификации под эгидой государственных закупок. Касательно передачи имущества в доверительное управление такое предложение также высказывалось, с одновременной критикой определения природы вознаграждения доверительному управляющему как бюджетных средств 2 См.: Тужилова-Орданcкая Е.М., Анисимов В.А. Заключение договоров доверительного управления имуществом, находящимся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации // Законы России. Опыт. Анализ. Практика. 2008. № 9. С. 20. .

Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 7 февраля 2002 г. № А56-27648/01 договор доверительного управления признан не контрактом об услугах для государственных нужд, а сделкой по распоряжению имуществом казны, не имеющей отношения к расходованию бюджетных средств. Правда, такой подход основывался на прежней редакции ст. 72 БК РФ, строго увязывавшей финансирование государственного контракта с расходами бюджета. Действующая редакция также проводит связку с лимитами бюджетных обязательств.

Законодательству известен еще один вид акционерного общества — стратегическое. Это понятие было введено еще Указом Президента РФ от 11 мая 1995 г. № 478 «О мерах по обеспечению гарантированного поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации» 3 В настоящее время утратил силу. СЗ РФ. 1995. № 20. Ст. 1776 (с послед, изм.). . Стратегическими являются открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации. Их перечень утверждается Президентом РФ (Указ Президента РФ от 4 августа 2004 г. № 1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» с многочисленными изменениями).

Акции стратегических акционерных обществ и стратегические предприятия включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества после принятия Президентом Российской Федерации решения об уменьшении степени участия Российской Федерации в управлении стратегическими акционерными обществами или об исключении соответствующих предприятий из числа стратегических предприятий.

Финансовое состояние стратегических обществ контролируется особо — постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. № 792 «Об организации проведения учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности».

Нужно отметить, что Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» использует свое понимание стратегических предприятий и организаций (федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, а также иные организации в случаях, предусмотренных федеральным законом; организации оборонно-промышленного комплекса — производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа). Причем перечень этот утверждается Правительством РФ (распоряжение Правительства РФ от 20 августа 2009 г. № 1226-р).

Таким образом, в нормативных актах применительно к акционерным обществам используются разнопорядковые понятия — «золотая акция», стратегическое общество, акционерное общество со 100% государственным участием, акционерные общества с государственным пакетом более 25%. И они могут пересекаться.

Источник

Оцените статью