- Россия не Финляндия: нужны ли школьникам домашние задания?
- 👉🏻 Подпишитесь на рассылку
- Книги
- В английских школах отменили домашние задания
- Почему школьникам не нужно домашнее задание и в каких странах его уже отменили
- Может навредить здоровью
- Отнимает много время
- Не сказывается на достижениях в учебе
- Отбивает тягу к знаниям
- Приводит к ссорам с родителями
- В каких странах нет домашнего задания
- Угадай, в какой стране отменили домашние задания?
Россия не Финляндия: нужны ли школьникам домашние задания?
Источник: https://regnum.ru/
Сегодня родителям нужно заботиться о навыках, которыми обладает их ребенок, считают педагоги
Принцип отсутствия домашних заданий, существующий в финской школьной системе, невозможно применить для российских школ. Отечественная система образования ориентирована на фундаментальность знаний, а финская — на практические навыки, заявила директор челябинского лицея-интерната для одаренных детей Ирина Рузаева, сообщает корреспондент ИА REGNUM.
«Ставится вопрос, почему мы не можем перейти на финскую систему. У них другая система образования, ориентированная на практико-ориентированные методы. У нашей системы — ориентированность на фундаментальность знаний», — пояснила педагог на круглом столе «Зачем нужны домашние задания?», состоявшемся 13 октября в пресс-центре «Аргументы и факты».
Выпускник российской школы должен знать химию, физику, математику, русский язык, историю, даже если выберет гуманитарное направление деятельности, отметила Рузаева. Педагоги же в такой системе поставлены в определенные рамки — они отвечают за качество знаний.
Поводом для встречи экспертов стали публикации в сети, в которых родители школьников жалуются на большую загруженность детей домашними заданиями. Так, в одной из заметок, собравшей большое количество комментариев и широко растиражированной другими пользователями, говорится о «комплексе материнской вины».
Мать школьницы признается, что не может заставить дочь-подростка делать уроки, не может и постоянно помогать ей с заданиями, так как устает после работы и хочет по вечерам пообщаться с близкими. Женщина приводит пример многих стран, в том числе Финляндии, где уроки на дом не задают.
Проблема перегруженности российских школьников действительно существует и ни для кого не является секретом, отметила декан факультета подготовки учителей начальных классов Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета Наталья Лукиных. Она добавила, что задуматься о ежедневном графике ребенка стоит и родителям, которые зачастую не позволяют школьнику садиться за уроки без их контроля, в результате чего процесс затягивается до позднего вечера.
«Мы очень редко даем детям право на ошибку», — отметила она и пояснила, что детям стоит делать уроки самостоятельно, пусть даже ошибаясь.
Начальник отдела начального, основного и среднего общего образования Минобразования Челябинской области Михаил Елагин сравнил перегруженность школьников с гипервитаминозом, когда организм страдает от переизбытка веществ, жизненно необходимых в небольших дозах.
«У нас есть санитарные нормы и правила, в которых очень четко определен объем домашних заданий. Во вторых и третьих классах — 1,5 часа, в четвертых и пятых классах — два часа, шестые — восьмые — 2,5 часа, девятые-одиннадцатые — всего 3,5 часа в день», — сказал специалист.
Сегодня родителям нужно заботиться о навыках, которыми обладает их ребенок, считает Ирина Рузаева. Речь идет о самоорганизации, ответственности за результат своей деятельности, о понимании ребенка, что он успевает или не успевает, а также о том, чего именно он хочет достичь сам, пояснила она.
По мнению эксперта, выполнение уроков — в большей степени обязанность самого ребенка, а не родителей. Кроме того, современные родители зачастую весьма амбициозны и сами перегружают школьника дополнительными секциями и занятиями.
«Нынешняя форма образования перестроена так, что существует развиваемый — ребенок — и сопровождающий — тот, кто развивает этого ребенка. Все слышали такие термины как наставничество, тьюторство, сопровождение. Но сейчас эта роль сопровождения в итоге перекладывается на родителей», — отметила председатель регионального отделения общественной организации «Родительское всероссийское сопротивление» Екатерина Забачёва.
По словам эксперта, лишь некоторая часть родителей может себе позволить не работать и все свободное время уделять обучению ребенка, но большинство — не может. Им приходится, возвращаясь домой в восемь вечера, садиться с ребенком за уроки.
«Перегрузка детей — это следствие перегрузки школ. Очень много проверок, экспертиз, очень много ожиданий», — отметил Марс Вахидов, преподаватель химии в лицее № 77.
Педагог удивился попытке сопоставить школьные системы России и Финляндии.
«Как можно сравнить с финской школой… Какая задача у Финляндии в мире и какая — у России. Перед Россией какая задача? У нас добрая традиция — «мы рождены, чтоб сказку сделать былью», — сказал он, пояснив, что каждый родитель хочет выдающихся успехов своего ребенка в какой-то из областей.
Кроме того эксперты посоветовали родителям, чьи дети перегружены заданиями, попытаться перестроить распорядок дня, учить детей управлению собственным временем и следить за учебными планами, которые есть у каждой образовательной организации. Педагоги также призвали родителей школьников стремиться к диалогу со школой.
Теперь мои статьи можно прочитать и на Яндекс.Дзен-канале.
👉🏻 Подпишитесь на рассылку
Один раз в день Вам на почту будут приходить материалы Николая Старикова, достойные внимания. Можно отписаться в любой момент.
Отправляя форму, Вы даёте согласие на обработку и хранениe персональных данных (адреса электронной почты) в полном соответствии с №152-ФЗ «О персональных данных».
Книги
СКОРО
НОВАЯ КНИГА
НИКОЛАЯ СТАРИКОВА
Источник
В английских школах отменили домашние задания
У английских школьников праздник – ученикам младших классов отменили обязательные домашние задания. Прежде ребята в возрасте от 7 до 11 лет должны были минимум полчаса проводить за выполнением уроков.
– Теперь каждый учитель сам будет решать, какой объем домашней работы надо задать ученикам, – объявил радостную весть министр образования.
– Дети смогут больше времени проводить с родителями. Послабление касается только учеников начальных классов, ведь домашняя работа – очень важный элемент обучения.
Педагогическое новшество стало ответом на требования родителей разгрузить вечера для семейного досуга. Мамы и папы восстали против непомерных, по их мнению, объемов домашних работ.
Вмешались и вездесущие британские ученые – по их мнению, маленькие дети испытывают постоянный стресс из-за необходимости каждый день делать обязательные уроки.
– Если отменить домашние задания, ребенок забудет две трети того, что изучал на уроке, это особенность памяти младших школьников, – не одобрила британского нововведения российский методист Ольга Узорова. – Когда ученик приходит домой, у него до сна есть еще шесть-семь часов. Если из этого времени он час-полтора проведет за учебниками, ничего страшного не произойдет.
Российские педагоги уверены: сама домашняя работа у младших школьников больших проблем не вызывает. По СанПиНам, ученики 2 – 3-х классов должны выполнять все задания за 1,5 часа. Сложность в другом – если ребенок не может сосредоточиться и заставить себя плотно посидеть за задачками, начинает отвлекаться, тогда выполнение домашки растягивается на долгие часы и превращается в проблему для всей семьи.
Кроме того в каких странах не задают домашнее задание:
- в школах Японии не задают домашнего задания для начальных классов;
- в Израиле не задают домашку с первого по шестой класс;
- в Италии и Испании также отказались от домашних заданий.
Источник
Почему школьникам не нужно домашнее задание и в каких странах его уже отменили
Если раньше необходимостью делать уроки были недовольны лишь школьники, то сегодня подобные настроения появляются и у взрослых.
Родители, педагоги, психологи — все громче звучат голоса тех, кто считает, что домашние задания не только не нужны детям, но и вредны для них. И они приводят весьма убедительные аргументы.
Может навредить здоровью
Говорят, что малоподвижный образ жизни убивает больше людей, чем алкоголь и курение. Что уж говорить о неокрепшем детском организме, которому сначала приходится полдня сидеть за партой в школе, а оставшиеся полдня — дома за уроками.
Портится осанка, нарушаются процессы кровообращения, портятся суставы, происходит набор лишнего веса — вот к чему приводит такой режим учебы.
С каждым годом учебные программы усложняются, и академическая нагрузка растет, а домашние задания даются детям все сложнее.
Школьники находятся в состоянии непрерывного стресса, который является первым врагом здоровья. Также умственное перенапряжение приводит к бессоннице.
Отнимает много время
Домашних заданий сейчас задают неоправданно много. Поэтому после школы они вынуждены сразу садиться за уроки и корпеть над ними до самого сна. А на творческое и физическое развитие времени не остается.
К тому же, не нужно забывать, что школьники — это, в первую очередь, дети, которым нужно также погулять и поиграть с друзьями.
Не сказывается на достижениях в учебе
В 2006 году была опубликована книга Алфи Кона «Мифы о домашнем задании». Работая над ней, автор проводил эксперимент с учениками младшей школы.
Одни ежедневно выполняли объемные домашние задания, а другие были освобождены от этой обязанности.
Справедливости ради, стоит отметить, что в первой группе итоговые оценки оказались немного выше. Но разница была настолько незначительной, что автор усомнился в целесообразности домашних заданий как таковых.
Все-таки, знания и достижения в учебе больше определяются качеством преподавания и личными способностями детей.
Отбивает тягу к знаниям
В большинстве случаев домашняя работа сводится к выполнению упражнений и чтению параграфов. То есть, происходит все то же самое, что и на уроке (или же учитель задает на дом то, что не успели сделать на уроке).
Такие однообразные задания не стимулируют поисковую и творческую активность, а воспринимаются как тяжелая повинность.
Даже если «домашка» и нужна, то точно не в таком виде, как сегодня.
Приводит к ссорам с родителями
Большинство школьников подходят к выполнению уроков без энтузиазма. А родители, мечтающие видеть детей отличниками, уговорами, криками и даже силой принуждают детей к выполнению заданий.
Естественно, они ведь не психологи, чтобы находить «ключики» к детской мотивации. В результате дома регулярно происходят мелкие ссоры и крупные скандалы.
Часто родителям приходится помогать детям с уроками. Это еще один повод для конфликтов.
Ведь дети еще не усвоили материал, а мамы с папами его уже давно не помнят.
В каких странах нет домашнего задания
В ряде государств домашние задания частично или полностью исключены из школьной жизни:
- в Финляндии для каждого школьника составляется индивидуальный план обучения, в который редко включается «домашка»;
- в Норвегии мам и пап, заставляющих детей заниматься дома, могут лишить родительских прав;
- во Франции, Японии и Израиле домашние задания для учеников младших классов запрещены;
- в Италии и Испании отказались от «домашки» для школьников всех возрастов;
- в Англии педагогам рекомендовано уменьшить объем домашних заданий, чтобы дети больше времени проводили с семьей.
Источник
Угадай, в какой стране отменили домашние задания?
По мнению экспертов, задания на дом снижают мотивацию к учебе.
Текст: Аня Колядная · 2 августа 2018
В Министерстве просвещения Израиля решили упразднить обязательные домашние задания в начальной школе (по шестой класс включительно). С сегодняшнего дня все материалы дети будут получать только на занятиях в классах, а дома – отдыхать.
Вместо домашнего задания министерство рекомендует поощрять школьников больше читать в послеобеденные часы.
Если какие-то школы и будут задавать ученикам уроки на дом, то им придется сократить объем до минимума. Но и в данном случае учителям будет запрещено наказывать тех, кто не сделает домашнюю работу.
Министерство просвещения Израиля пришло к выводу, что домашние задания не ведут к повышению успеваемости и уровня знаний, а, наоборот, наносят большой урон мотивации к учебе. Согласно минпросу, педагоги часто используют домашнее задание в качестве наказания. Например, задают большой объем работы на дом тем, кто плохо вел себя на уроке. Отмечается, что «домашка» детей портит жизнь и взрослым, так как на этой почве нередко возникают конфликты. Кроме того, многие учителя склонны задавать на отработку дома то, на что не хватило времени во время урока.
Эксперты считают, что эффективность таких заданий низка, так как многие дети не способны освоить материал самостоятельно.
Тем не менее, не все педагоги согласны с нововведением минпроса. Некоторые полагают, что домашние задания необходимы для закрепления полученных на уроках знаний, особенно в таких предметах, как математика, родной и английский языки.
«Школа должна прививать детям умение работать, в том числе и самостоятельно».
«Трудно понять, как, например, дети освоят математику, если перестанут выполнять упражнения», – говорят противники реформы. По их мнению, отмена домашней работы навредит отстающим ученикам. А ты за или против отмены д/з?
Источник