Страна нараспашку: ТОП-10 распаханных стран мира
Обеспеченность земельными ресурсами — важнейший не только экономический, но и политический фактор развития страны. Количество пахотных земель — угодий, систематически обрабатываемых и используемых под посевы сельхозкультур — не всегда характеризует экономический профиль того или иного государства. Например, в США, где самая большая в мире площадь пашни (152 млн га), сельское хозяйство является важной, но далеко не определяющей отраслью экономики и генерирует меньше 1% ВВП страны. Для сравнения: в Украине, где площадь пашни занимает 33,5 млн га, аграрная отрасль обеспечивает 17-18% ВВП.
Latifundist.com обратил внимание на данные The Food and Agriculture Organization (FAO) за 2017 год о странах с наибольшей долей пашни по отношению к территории государства.
О чем может свидетельствовать этот показатель? Во-первых, о благоприятности климатических условий для ведения сельского хозяйства в той или иной державе. Во-вторых, о том, какое место занимает аграрное направление в экономике страны. И в-третьих, насколько высок уровень интенсификации сельского хозяйства в конкретном государстве.
В целом за последние 20 лет площадь сельскохозяйственных земель в мире выросла на 16%, орошаемые площади удвоились, а сельскохозяйственное производство увеличилось почти в три раза. Тем не менее дальнейший рост спроса на продовольствие, глобальное изменение пищевых привычек, производство биотоплива, урбанизация будут и дальше оказывать большую нагрузку на земельные ресурсы планеты, что в свою очередь должно влиять на рациональное и эффективное их использование.
Представляем список самых распаханных стран планеты.
Источник
Обеспеченность пахотными землями на душу населения
1 ответ
Количество пахотных земель в мире составляет всего 11% от общего земельного фонда. Население планеты не равномерно обеспечено пахотными землями. В Австралии на 1 человека приходится 1,8 га земли, а в Японии – 0,03 га. В целом во всем мире обеспеченность пахотных земель на душу населения составляет 0,20 га., и этот показатель снижается, так как с одной стороны, увеличивается количество населения, а с другой – уменьшается количество пригодных для обработки земель.
Оценка: 4.1 ( 28 голосов)
Знаете ответ?
Предметы
Новые вопросы
Рейтинг сайта
- 1.
Юрий Острогов 1,481
- 2.
Капитан Немо 588
- 3.
Веселый Утконос 293
- 4.
Angry Elk 280
- 5.
Полина Михеева 226
- 6.
Игорь Проскуренко 225
- 7.
Павел Никитин 206
- 8.
Витя Зан-Дин-Юн 190
- 9.
Alina 190
- 10.
Валерия Кириллова 157
- 1.
Игорь Проскуренко 23,751
- 2.
Кристина Волосочева 19,120
- 3.
Ekaterina 18,721
- 4.
Юлия Бронникова 18,580
- 5.
Darth Vader 17,856
- 6.
Алина Сайбель 16,787
- 7.
Мария Николаевна 15,775
- 8.
Лариса Самодурова 15,735
- 9.
Liza 15,165
- 10.
TorkMen 14,876
Самые активные участники недели:
- 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
- 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
Источник
Задание 1. Обеспеченность человечества разведанными запасами четырёх важнейших видов минеральных ресурсов оценивается следующим числом лет: 50, 65, 150, 240. Определите, к каким конкретным видам минерального топлива и сырья относится каждый из этих показателей.
— На 50 лет – нефть, на 65 лет – газ, на 150 лет – железные руды, на 240 лет – уголь.
Задание 2. Среди перечисленных ниже стран подчеркните те, которые обладают особенно большими разведанными запасами нефти:
— Венесуэла, Ирак, Иран, Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия.
Задание 3. В перечисленном ниже списке стран отметьте две страны, обладающие наибольшими разведанными запасами природного газа:
— Россия, Иран.
Задание 4. Закончите фразу: «Самыми большими разведанными запасами угля в мире обладают…» (выберите правильную строку):
б) Россия, ФРГ, Китай, ЮАР, США, Австралия.
Задание 5. Среди перечисленных ниже стран подчеркните разными цветами или линиями те, которые особенно выделяются:
по запасам железной руды: Австралия, Бразилия, Китай, Россия, Украина;
по запасам медной руды: Демократическая Республика Конго, Замбия, Чили;
по запасам бокситов: Австралия, Бразилия, Гвинея, Замбия;
по запасам олова: Бразилия, Демократическая Республика Конго, Китай, Малайзия, Россия.
Задание 6. На контурную карту (рис. 2) кружками нанесены районы местонахождения наиболее крупных бассейнов минерального топлива и сырья. Определите, какие виды полезных ископаемых в них залегают, и впишите в эти кружки соответствующие условные знаки. По возможности подпишите также названия бассейнов. Проанализируйте полученную картосхему.
— Из данной картосхемы видно, что Земля обладает огромными природными ресурсами. Однако запасы этих ресурсов распределены неравномерно. Топливные – находятся на древних платформах, внутренних и краевых прогибах. Основные их запасы находятся в Северном полушарии, т.к. здесь сосредоточено большинство отложений мезозоя, а топливные ископаемые имеют осадочное происхождение. Нерудные полезные ископаемые – встречаются как в платформенных, так и в складчатых областях, т.е. в Северном и Южном полушариях.
Задание 7. Из приведённого ниже перечня стран выпишите те, которые обладают наибольшим гидроэнергетическим потенциалом:
— Бразилия, Демократическая Республика Конго, Канада, Китай, Россия, США.
Задание 8. Перечислите известные вам виды нетрадиционных (альтернативных) источников энергии
— энергия ветра, солнечная энергия, геотермальная энергия, энергия приливов и отливов.
Задание 9. На круговой диаграмме (Рис. 3) показана структура мирового земельного фонда. Укажите, какие из приведённых цифровых показателей относятся:
1) к землям под населёнными пунктами, промышленными и транспортными объектами – 2%;
2) к обрабатываемым землям – 11%;
3) к лугам и пастбищам – 23%;
4) к лесам и кустарникам – 30%;
5) к малопродуктивным и непродуктивным землям – 34%.
Сделайте выводы из этой диаграммы.
— Постоянная обработка земель приводит к уменьшению её продуктивной способности, происходит истощение земель.
Задание 10. Приведите примеры стран с наибольшей (а) и наименьшей (б) обеспеченностью пахотными угодьями из расчета на душу населения:
а) Украина, Франция, США
б) Ирак, Иран, Кувейт, Нигер
Объясните причины такого различия:
— обеспеченность пахотными угодьями зависит от:
1) количества жителей данной страны
2) количества земель, пригодных для пахотных угодий
3) степени развития с/х в данной стране
Задание 11. Укажите, какие из перечисленных ниже стран имеют самую высокую (подчеркните двумя чертами) и самую низкую (подчеркните одной чертой) обеспеченность водными ресурсами:
Страны, имеющие самую высокую обеспеченность водными ресурсами:
1) Россия; 4) Китай; 7) Конго; 8) Канада;
Страны, имеющие самую низкую обеспеченность водными ресурсами:
2) ФРГ; 3) Норвегия; 5) Саудовская Аравия; 6) Египет; 9) Суринам; 10) Новая Зеландия.
Объясните причины такого различия:
1) наличие источников воды (реки, озёра)
2) неравномерное географическое распределение водных ресурсов
3) степень потребления и использования водных ресурсов
Задание 12. Укажите, какие из перечисленных ниже стран относятся к странам с наибольшей (подчеркните двумя чертами) и наименьшей (подчеркните одной чертой) обеспеченностью лесными ресурсами.
Страны с наибольшей обеспеченностью лесными ресурсами:
2) Габон; 3) Демократическая Республика Конго; 4) Конго; 6) Россия; 8) Финляндия; 9) Швеция;
Страны с наименьшей обеспеченностью лесными ресурсами:
1) Великобритания; 5) Ливия; 7) Сомали; 10) Япония.
Задание 13. Заполните таблицу «Ресурсы Мирового океана» по следующей форме:
Сделайте выводы.
Океан – это огромная кладовая ресурсов, но они также нуждаются в рациональной добыче и надёжной охране.
Задание 14. Назовите три главных пути решения экологических проблем:
1) создание разного вида очистительных сооружений, переработка мусора
2) переход к малоотходным и безотходным процессам производства
3) рациональное размещение фабрик и заводов разных отраслей производства.
Объясните значение каждого из них.
1 – предотвратит загрязнение атмосферы и гидросферы
2 – может обеспечить прекращение сброса сточных вод в реки и водоёмы
3 – может предотвратить выпадение кислотных дождей в крупных населённых пунктах.
Задание 15. Назовите несколько научных концепций, относящихся к географическому ресурсоведению и геоэкологии:
Источник
В структуре мирового земельного фонда преобладает пашня. —география.
В структуре мирового земельного фонда 11% приходится на обрабатываемые земли (пашни, сады, виноградники) ; 23% – на луга и пастбища; 30% – на леса; 3% – на антропогенные ландшафты (населенные пункты, промышленные зоны, транспортные линии) ; 33% – на малопродуктивные земли (пустыни, болота и экстремальные территории с низкой температурой или в горах).
1. Какова структура мирового земельного фонда? (рис. 6) (Большая часть земельного фонда занята лесами и кустарниками — около 32%, 28% занимают малопродуктивные и непродуктивные земли а на долю лугов и пастбищ приходится около 26%, 11% занимают пашни, 3% — населенные пункты.)
2. Какие земли представляют наибольшую ценность? (Обрабатываемые земли — пашни)
3. В каких природных зонах сосредоточена большая часть обрабатываемых земель? (Блесной, степной и лесостепной зонах.)
4. Какова доля пашни в земельном фонде планеты? (Около 11%.)
5. Какие процессы оказывают влияние на структуру земельного фонда планеты? (Два процесса: расширение площади обрабатываемых земель и истощение земель.)
6. В чем заключается истощение земель? (Земли съедает эрозия, засоление, заболачивание, опустынивание.)
7. Почему обеспеченность земельными ресурсами постоянно уменьшается? (Врезультате процессов опустынивания, деградации, эрозии, застройки — жилой, промышленной, транспортной.)
8. Используя рис. 7, блок 3, определите среднемировой уровень обеспеченности пашней на душу населения. (0,23 га на душу.)
9. Выясните, какие страны имеют наибольшую и наименьшую обеспеченность пашней? (Наиболее обеспечены пашней страны, имеющие большую площадь, но немногочисленное население: Австралия, Канада, Россия, Аргентина. Наименьшую обеспеченностью пашней имеют страны, имеющие небольшую площадь, многочисленное население, страны с пустынным климатом, где обрабатываемые земли ограничены орошаемыми участками.).
Источник
Тема урока: «Мировые природные ресурсы».
Тема урока: «Мировые природные ресурсы».
Цель: 1. сформировать представление о размещении земельных, водных, биологических ресурсов на планете;
2. выявить обеспеченность этими видами ресурсов отдельных стран и регионов мира;
3. рассмотреть закономерности неравномерного распределения природных ресурсов;
4. продолжить формирование умений и навыков работы с различными источниками информации (таблицы, карты, учебник).
Оборудование: таблицы, атласы, Политическая карта мира, учебник, дополнительная литература.
1) Земельные ресурсы: структура земельного фонда.
2) Водные ресурсы: проблема дефицита пресной воды.
3) Биологические ресурсы: проблема исчезновения лесов.
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы с вами по ходу урока постараемся ответить на ряд вопросов и попробуем выполнить задания, которые встречались на ЕГЭ в этом году или могут встретиться на будущих экзаменах, т.е. попробуем выполнить задания части А, В, С, т.к. время летит очень быстро и незаметим, как подойдет время экзамена, поэтому готовиться к ЕГЭ необходимо уже сейчас. В начале урока хочется предложить литературу, которая вам поможет самостоятельно готовиться к экзамену, особенно учащиеся, которые уже определились, что будут сдавать экзамен по географии, с помощью данных учебных пособий можете начать подготовку к ЕГЭ.
Будьте внимательны, работайте активно. У вас на партах задания, которые попробуем выполнить в конце урока.
Учитель Мы изучаем тему: «Мировые природные ресурсы». На предыдущем занятие мы с вами узнали, что такое ресурсообеспеченность, а также узнали о минеральных ресурсах мира. Вспомним, о чем говорили на предыдущем уроке, потому что в конце урока проведем тест по данной теме.
I Опрос домашнего задания.
Что такое ресурсообеспеченность?
В чём выражается ресурсообеспеченность?
Как вы думаете, от чего зависит в перспективе ресурсообеспеченность топливными ресурсами?
Как вы думаете, ресурсообеспеченность полезными ископаемыми в мире:
а) увеличивается; в) не изменяется;
б) уменьшается; г) то увеличивается, то уменьшается.
А 2. У какого вида топлива ресурсообеспеченность выше: а) нефти; б) угля; в) газа
(на сколько лет хватит ресурса)
(на сколько лет хватит ресурса)
(на сколько лет хватит ресурса)
3. Мировым лидером по запасам нефти является:
в) Россия; г) Саудовская Аравия
Установите соответствие между видом ресурсов и относящимися к нему природными ресурсами:
Вид ресурсов Природные ресурсы:
1) исчерпаемые невозобновимые А) лесные
2) исчерпаемые возобновимые Б) природный газ
3) неисчерпаемые В) климатические
В связи, с какими причинами средняя стоимость добычи нефти в странах Персидского залива самая низкая в мире?
Назовите не менее двух причин.
Вывод: Основной вывод мы делаем о том, что ресурсообеспеченность топливными ресурсами в мире различна. Наиболее высокая обеспеченность газом и углём. Неравномерность распределения зависит от тектонического строения земли.
II Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя.
Задание: Какова структура земельного фонда? Проанализируем рисунок 6 на стр.32»Размеры и структура мирового земельного фонда» и определим структуру земельного фонда и заполним схему, предложенную на доске.
Структура земельного фонда
После анализа рисунка получается схема:
Структура земельного фонда
?Определите размеры мирового земельного фонда. ?Как вы думаете, какие земли представляют наибольшую ценность? ?почему именно обрабатываемые земли представляют наибольшую ценность?
?Как вы считаете, благоприятная ли складывается картина в плане использования земель? Ведь из 13млрд.100 млн. га обрабатывается только 1млрд.450 млн. га земли, т. е. из 100% обрабатывается только 11% . Почему, да или нет, объясните.
На доске открываем карту «Земельные ресурсы».
?Проанализируем карту «Земельные ресурсы» и определим как распределены обрабатываемые земли на материках ?
? Вспомните материал 7-8 классов и скажите , в каких природных зонах сосредоточена большая часть обрабатываемых земель?
Открывается карта «Обеспеченность земельными ресурсами» .
Выполним задание: проанализируем рис. 7» Обеспеченность земельными ресурсами» и определим обеспеченность на душу населения.
1-й вариант : выпишете 5 стран, имеющих наибольшую обеспеченность пашней на душу населения.
2-й вариант: выпишете 5 стран, имеющих наименьшую обеспеченность пашней на душу населения. Расположите по мере убывания и возрастания. Учитель напоминает , что подобные задания встречаются и на ЕГЭ.
После того, как учащиеся определили страны, на доске открывается:
Обеспеченность пашней на душу населения (в га)
1. Австралия 3.0 1. Япония 0,03
2. Канада 1,5 2. Египет 0,05
3. Россия 0,9; Аргентина 0.9 3. Китай 0,08
4. Мексика 0,8 4. Индонезия 0,09
5. США 0,7 5. ФРГ 0,1
? Задание С: наиболее обеспечены пашней Австралия, Канада, Россия, Аргентина, Мексика, США; наименее – Япония, Египет, Китай, Индонезия, ФРГ, Великобритания. Как вы думаете, почему в одних странах ресурсообеспеченность выше, в других – ниже.
Назовите не менее двух причин.
Учитель: Какую закономерность можно проследить в обеспеченности пахотными землями. Попробуйте сделать вывод.
Вывод: наиболее обеспечены пашней страны, имеющие большую площадь, но немногочисленное население, а наименьшую – страны, имеющие небольшую площадь, но многочисленное население. В целом в мире нагрузка на землю все время возрастает, а обеспеченность земельными ресурсами уменьшается.
Рассказ Учителя Опустынивание, сокращение пахотных земель.
Сокращение пахотных угодий в мире (в расчете на душу населения).
Следующий вопрос который мы рассмотрим:
2. Водные ресурсы суши.
Учитель: Еще сравнительно недавно вода считалась одним из бесплатных даров природы, только в районах искусственного орошения она всегда имела высокую цену. Водных ресурсов на земле достаточно, но проблема в том, что подавляющая часть законсервирована в ледниках Антарктиды, Гренландии, во льдах Арктики, в горных ледниках, а главным источником удовлетворения потребности человечества в пресной воде были и остаются речные воды.
Как вы думаете, кто является главным потребителем воды?
В экономически развитых странах городской житель использует 300 – 400 л. Воды в сутки. Потребность постоянно увеличивается. (на доске открываются картины об использовании воды)
Как вы думаете, к чему ведет подобный рост потребления воды?
— к созданию реальной угрозы возникновения дефицита пресной воды.
У нас, в Мордовии ресурсообеспеченность достаточно высока, мы не испытываем дефицита воды, но при нерациональном использовании в будущем это тоже может привести к дефициту воды.
Учитель: Но нужно учитывать не только количество, но и качество воды. В развивающихся странах от недостатка питьевой воды страдает каждый третий житель. Потребление загрязненной воды часто приводит к тяжким заболеваниям.
Как вы считаете, равномерно ли распределены пресные воды на Земле?
Какие районы Земли наиболее обеспечены пресной водой, какие-наименее? Определим по рис.8»Обеспеченность ресурсами речного стока» (в тыс.куб. м. на душу населения).
? задание: Определить обеспеченность водными ресурсами по странам. Расположите страны по обеспеченности водными ресурсами по мере возрастания и убывания.
1-й вариант выписывает 5 наименее обеспеченных , а 2-й вариант 5 наиболее обеспеченных стран ресурсами полного стока.
Учащиеся вспомнили, что такое годовой сток.
После ответа учащихся на доску выходит:
Обеспеченность ресурсами полного речного стока
(в тыс. м 3 на душу населения)
Наиболее обеспеченные Наименее обеспеченные
1. Суринам 470 1. Саудовская Аравия
2. Конго 310 Египет — менее 1
3. Канада 96 2. Польша, ЮАР 1
4. Норвегия, Н.Зеландия 90 3. Германия, Индия, Китай-2
5. Либерия 70 4. Франция, Испания 3
Задание С: На земном шаре выделяются районы наиболее ( экваториальные и умеренные широты) , и наименее (тропические широты) обеспеченные ресурсами полного речного стока.
Назовите не менее 2-х причин, объясняющих неравномерное распределение водных ресурсов.
Вывод по 2-му вопросу: Водные ресурсы распределены неравномерно. Хочется добавить, что самые высокие показатели душевого потребления воды характерны для Туркмении, Узбекистана, Ирана, Киргизии, Казахстана, Таджикистана, Пакистана. Эти страны используют много воды на орошение, и испытывают дефицит водных ресурсов.
Многие страны решают проблему обеспечения пресной водой – опреснением соленой воды. Больше всего опресненной воды в расчете на душу населения получают в странах Персидского залива. В Кувейте 100% используемой воды – опресненная морская вода. США закупает пресную воду Канаде, ФРГ – в Швеции, Нидерланды импортируют её из Норвегии, Саудовская Аравия – из Малайзии, а также есть проекты транспортировки айсбергов в засушливые страны мира.
III Биологические ресурсы.
Учитель: Биомасса земли создается растительным и животными организмами. Растительные ресурсы представлены как культурными, так и дикорастущими растениями.
Среди дикорастущих преобладает лесная растительность, формирующая лесные ресурсы. Это исчерпываемые, но возобновляемые ресурсы. Лесные ресурсы характеризуются двумя главными показателями: размерами лесной площади и запасами древесины на корню. Леса мира образуют два огромных по протяженности пояса – северный и южный.
Учитель дает характеристику северным и лесным поясам.
Определим по рис. 9 блока 3 страны, имеющие наибольшую и наименьшую обеспеченность лесными ресурсами.
Обеспеченность лесными ресурсами
(га на душу населения)
Наиболее обеспеченные Наименее обеспеченные
1.Гвиана 144 1.Афганистан 0,03
2.Суринам 36 Великобритания 0,03
Габон 36 2.Сомали 0,06
3.Конго 20 3. Германия, ЮАР 0,06
4.Канада 11 4.Ливия 0,07
5.Австралия 10 5.Индия 0,08
Учитель: Человек использует древесину очень активно для разных целей. Как вы думаете, какая в связи с этим возникает проблема?
— это исчезновение лесов, которое называют обезлесеньем, т.е. уменьшением площади лесов.
Площадь лесов северного лесного пояса не сокращается, а даже возрастает, т.к. проводится контроль, а также искусственное лесоразведение. Площадь лесов южного лесного пояса снизилась на 20-30% за последние десятилетия.
Посмотрите таблицу в учебнике на стр. 385
Причины, приводящие к сведению лесов:
Расчистка земель для городских и транспортных нужд и подсечно-огневого земледелия. (По этой причине сведено 75% площади лесов Африки, 50% лесов Азии, и 35% лесов Лат. Америки.
Использование древесины в качестве топлива. 70 % населения развивающихся стран используют дрова для приготовления пищи и обогрева жилищ. (В России и Мордовии это явление тоже имеет место).
Возрастание экспорта древесины из стран Азии, Африки, и Лат. Америки в западную Европу, США, Японию
Учитель: Развивающиеся страны вынуждены пойти на это, чтобы улучшить своё экономическое положение. На открытии в 1991 г 9 го лесного форума, президент Франции Франсуа Миттеран сказал «какое мы имеем право упрекать население тропических районов, например, за то, что они способствуют разрушению лесов, когда они вынуждены это делать, чтобы просто выжить».
Учитель: А как вы думаете, есть ли какой выход? Как спасти леса?
Учитель: Мы дали характеристику земельным, лесным, биологическим ресурсам, для закрепления попробуем выполнить некоторые задания. У каждого учащегося лежат на парте листы с заданиями по изученной теме части А, В, С. Учитель предлагает ответить на вопросы.
Мировые природные ресурсы. (10 класс)
А 1. Какой вид природных ресурсов относятся к неисчерпаемым?
А 2. Наименьшую обеспеченность водными ресурсами среди перечисленных стран имеет:
1) Саудовская Аравия
А 3.Обрабатываемые земли в структуре мирового земельного фонда составляют:
А 4.Основная часть водных ресурсов, доступных для использования человеком, сосредоточена:
А 5.Среди перечисленных стран наивысшую обеспеченность лесными ресурсами имеет:
1) Саудовская Аравия;
А 6.Наибольшие запасы нефти сосредоточены в районе … залива.
В 1.Установите соответствие между страной — лидером по добыче полезных ископаемых и природными ресурсами:
Страна природный ресурс
1) Китай 1) нефть
2) Саудовская Аравия 2) газ
3) Россия 3) уголь
В 2.Установите соответствие между возникшей проблемой и страной:
1) Бразилия 1) опустынивание
2) Африка 2) вырубка лесов
3) Туркмения 3) дефицит воды
С 1. Определите страну по её краткому описанию:
Эта страна находится в северной Европе, на скандинавском полуострове. Страна занимает одно из ведущих мест по ресурсообеспеченности водными ресурсами, поставляет пресную воду в Нидерла нды.
С2. Почему показатель обеспеченности пахотными землями в Канаде превышает среднемировое значение в несколько раз, а в Китае он в 2,5 раза ниже?
Мировые природные ресурсы. (10 класс)
А1.Какой вид природных ресурсов относится к исчерпаемым возобновляемым?
2) энергия ветра;
4) энергия морских течений.
А 2. Среди перечисленных стран наивысшую обеспеченность ресурсами полного речного стока на душу населения имеет:
А 3. Среди перечисленных стран наивысшую обеспеченность пашней на душу населения имеет:
А 4.Из предложенного списка выберите страну в которой 100% используемой воды – опресненная морская вода:
А 5. Среди перечисленных стран наименьшую обеспеченность лесными ресурсами имеет:
1 ) Саудовская Аравия;
А 6.Наибольшие запасы нефти сосредоточены в районе … залива.
В 1.Установите соответствие между размерами и структурой мирового земельного фонда:
1) обрабатываемые 1) 3%
2) населенные пункты 2) 11%
3) малопродуктивные 3) 28%
В2.Установите соответствие между страной лидером и природными ресурсами по ресурсообеспеченности:
Страна природные ресурсы
1) Суринам 1) земельными
2) Австралия 2) газ
3) Россия 3) водные
С 1. Определите страну по её краткому описанию:
Эта страна находится близ экватора на материке Южная Америка. Она занимает первое место в мире по обеспеченности лесными ресурсами. В стране достаточно теплый и влажный климат.
С 2. Значительная часть Австралии лежит в зоне пустынь и полупустынь, реки немноговодны и большинство пересыхают в засушливый период года, но страна отличается высоким показателем обеспеченности ресурсами речного стока. Как вы думаете, почему?
В конце работы на доске выходят ответы, учащиеся проверяют допущенные ошибки.
Мировые природные ресурсы.
С2 1) В Китае численность населения очень велика (1 млрд 300 млн. ч.), а в Канаде 31 млн. ч. хотя в Китае площадь распаханных земель больше, чем в Канаде.
С2 Показатель рассчитывается на душу населения, а численность населения, в Австралии невелика (19 млн. чел)
Ресурсообеспеченность различными видами ресурсов неодинакова. Размещены они неравномерно. Зависит это от тектонического строения, климата, численности населения, уровня развития хоз-ва.
III Учитель выставляет учащимся оценки за работу на уроке.
IV Домашнее задание: т. 2 параграф 1 п. 3 – 5 пересказ.
Попробовать составить самостоятельно работая с текстом учебника задания части А, В, С.
Список использованных источников:
1. Гладкевич Г.И. Зубаревич Н.В. Готовимся к экзамену по географии. Выпуск 1,2.М,Просвещение,1998.
2. География от урока к экзамену. Сборник задач. Книга для учителя. Под ред. Наумова А.С.-М, Просвещение ,2001.
3. Мишняева Е.Ю.География,10 класс. Поурочные планы. Волгоград, Учитель АСТ,2002.Составитель Толмачёва Е.В.
4. Перлов Л.Е. Дидактические карточки-задания по географии,10 класс.-М.,2005.
5. Петрова Н.И. Тесты по географии, 6-10 классы, методическое пособие. Дрофа, 2001
6. Пятунин В.Б. География 6-10кл. Контрольные и проверочные работы.-Дрофа,2001.
7. Шатных А.В. Современный урок географии. Часть 3.Методические разработки уроков географии,10 класс.-М., Школьная пресса,2002.
8. Элькин Г.Н. Экономическая и социальная география мира. Поурочное планирование. Санкт-Петербург, -Паритет,2003.
Источник