Страны индо буддийско мусульманского региона
Подробное решение параграф § 29 по истории для учащихся 9 класса, авторов Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. 2016
- Гдз рабочая тетрадь по Истории за 9 класс можно найти тут
1. Назовите причины и этапы деколонизации после Второй мировой войны.
Можно отметить ряд важнейших причин: оздоровление мировой обстановки в связи с победой демократии над фашизмом и тоталитаризмом; нежелание народов колоний жить в неволе; две сверхдержавы — СССР и США — выступали против колониализма, хотя и с разных позиций; ослабление колониальных держав сделало для них непосильным бременем сохранение империй.
1. Предоставление независимости колониям в Азии и создание новых государств: Пакистана, арабского и еврейского государства на территории Палестины.
2. Предоставление независимости колониям Африки.
2. Каковы особенности выбора путей развития в освободившихся странах Азии и Африки?
Пути развития – капиталистический и социалистический. В 1950-60-е гг. большинство стран выбрало социалистический путь развития. В Африке в результате и внутриафриканскими межгосударственными, расовыми и межплеменными конфликтами. В большинстве новых государств у власти оказались военные диктатуры или авторитарно-монархические режимы. А последствия применения опыта «реального социа¬лизма» оказались отрицательными.
3. Охарактеризуйте три культурно-цивилизационных региона в Азии и Африке. Сравните особенности модернизации в Азиатско-Тихоокеанском регионе и странах мусульманского мира.
Таких культурно-цивилизационных регионов в Азии и Африке три: 1. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) с конфуцианскими традициями (Китай, Япония, Корея, Тайвань, Вьетнам, Гонконг, Сингапур). 2. Индо-буддийско-мусулъманский регион (Индия, Пакистан, Юго-Восточная Азия). 3. Арабо-мусульманский регион (Ближний Восток, Афганистан, Ирак, Иран, страны Магриба).
Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) за последнюю четверть XX в. превратился в мощную мировую экономическую силу с центром в Японии. Гонконг, Тайвань, Сингапур, Малайзия, Южная Корея («молодые тигры») совершили скачок в экономическом развитии. Объяснение этому можно найти в конфуцианской традиции и культуре. И еще одно — примером для региона стала Япония, в которой в послевоенный период были проведены преобразования.
Мусульманский мир — обширная по территории зона влияния ислама, одной из великих религий. Регион охватывает североафриканское Средиземноморье (страны Магриба), Ближний Восток, страны Среднего Востока (Иран, Пакистан, Афганистан) и частично Юго-Восточную Азию. В этом регионе определились две основные модели взаимодействия внешних влияний и исламской традиции. Первая модель. Ее особенность в том, что традиционные исламские структуры, испытывая воздействие европейской цивилизации, вынуждены приспосабливаться. Длительный процесс модернизации политических институтов и экономики характерен для Египта и Турции, ряда стран Магриба и Леванта (страны «светского ислама»).
Вторая модель. В этой группе стран (Иран, Афганистан, богатые нефтью арабские страны) определяющим фактором развития остается традиционный ислам. В таких обществах почти в неизменном виде сохраняется привычный образ жизни, опирающийся на нормы ислама. Такие общества отличаются устойчивостью.
1. Какие реформы были проведены в Японии после ее поражения в войне?
Аграрная реформа, передавшая землю крестьянам и ликвидировавшая клан помещиков и ростовщиков. В политической области была принята новая конституция, которая хотя и сохранила институт императора, но лишила его «божественного знака», определив его роль подобно британскому монарху — «царствует, но не управляет». Япония отказалась от войны в качестве средства национальной политики. В стране утвердилась многопартийная парламентская система с доминирующей Либерально-демократической партией.
2. Почему США активно содействовали их проведению?
Японии после войны было запрещено иметь армию и вооружение. Для того, чтобы люди нашли себе применение у себя в стране, США содействовала проведению в Японии реформ.
Так же Япония была важна для США с позиции распространения своего влияния в восточно-азиатском регионе в период «холодной войны».
3. Какие основные причины обусловили экономическое развитие Японии, названное «экономическим чудом»?
Экономический подъем, названный японским «экономическим чудом», был следствием ряда факторов. Как и Италия, Япония бедна полезными ископаемыми, и поэтому она также избрала экономическую политику заимствования и использования зарубежного научно-технического опыта и изобретений при активной роли государственного регулирования. Япония намного опередила другие страны, в том числе и США, в автоматизации производства и во внедрении роботов (особенно в автомобильной промышленности, в сварочных, покрасочных и сборочных процессах). Однако это не привело к увольнению большого контингента рабочих. Большинство крупных японских компаний придерживалось пожизненного набора рабочей силы.
Немаловажным стартовым фактором был приток американского капитала и технологий.
Однако основная причина экономических успехов — это напряженный труд, высокая трудовая этика, культура труда, корпоративная дисциплина, уважение к старшим и другие восходящие к конфуцианским традициям нормы поведения японцев.
1. Объясните причины победы коммунистов в гражданской войне 1946—1949 гг.
Развёртывание крупномасштабных боевых действий в центральном Китае привело к приостановке гоминьдановского наступления в Маньчжурии, чем воспользовались коммунисты. Используя то, что в их руках оказались города с развитой промышленностью, военное имущество капитулировавшей Квантунской армии, а также крупная территория, коммунисты образовали органы управления регионом и начали создавать регулярную армию. Благодаря проведённой земельной реформе коммунисты привлекли на свою сторону крестьянство, в результате чего в коммунистическую армию начали приходить идеологически мотивированные новобранцы; на базе имеющейся промышленности удалось организовать производство боеприпасов для стрелкового оружия и артиллерии; СССР согласился отдать коммунистам трофейную японскую боевую технику в обмен на поставки продовольствия из Маньчжурии на советский Дальний Восток. В результате маньчжурская группировка стала сильнейшей в армии компартии, в ней стали создаваться артиллерийские и даже танковые части, а гоминьдановцы на Северо-Востоке Китая с 1947 года были вынуждены перейти к обороне.
Оправдались надежды коммунистов и на ведение партизанской войны, опыт которой был ими приобретен в ходе событий 1927-1937 гг. На подконтрольных Гоминьдану территориях проводились широкомасштабные операции по уничтожению живой силы и техники противника.
Решающие сражения, определившие конечные итоги войны, развернулись в конце 1948- первой половине 1949 г.
Сражения в Северном Китае завершились для КПК установлением контроля над стратегически важным районом Пекин-Тянцзинь. А также коммунисты открыли себе путь к Шанхаю, Нинкину и Уханю, которые вскоре были ими захвачены.
2. Какие преобразования в сельском хозяйстве Китая были осуществлены в послевоенные десятилетия?
Ликвидация помещичьего землевладения, коллективизация. В итоге к 1956 г. свыше 95% крестьян были объединены в коллективных хозяйствах.
3. Какие цели провозглашались в период осуществления политики «большого скачка» и что оказалось в действительности?
Цели: построить коммунизм. В промышленности были приняты планы форсированного развития производства с нарушением технических норм, технологических процессов и отраслевых пропорций. «Коммунизация сельского хозяйства».
Итоги: в стране были построены сотни тысяч примитивных чугунолитейных и сталелитейных печей, но этот чугун был не пригоден к использованию. Повсеместно колхозы превращались в коммуны с общей собственностью, уравнительным распределением, бесплатным питанием в общественных столовых, казарменным бытом. Производство в городе и деревне было дезорганизовано. Попытки части партийного руководства исправить положение привели к усилению репрессий.
4. Сравните политическую биографию Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина. В чем сущность конфликта этих личностей?
Мао стремился построить в стране коммунизм и в период «большого скачка» довел страну до национального кризиса. Он считал, что быстрого экономического роста можно добиться за счет мобилизации людских ресурсов, не принимая во внимание развитие технологий. Дэн Сяопин проводил более гибкую и умеренную политику, за что попал в опалу и был сослан.
5. Какие основные линии реформ и модернизации Китая были осуществлены в 1980—1990-х гг.? Почему экономические реформы не сопровождаются политическими реформами?
Были распущены коммуны, земля возвращена крестьянам, легализована торговля, открыты десятки тысяч рынков. В промышленности администрациям предприятий была предоставлена самостоятельность, в том числе выход на внешний рынок. Часть убыточных предприятий приватизирована. Начал развиваться мелкий и средний частный сектор в промышленности и торговле. Появились возможности для иностранных инвестиций и выхода на мировой рынок.
Экономические реформы осуществлялись под контролем авторитарного режима.
Дэн Сяопин объявил: «Необходимо действовать в направлении реформ и открытости». На базе этого подхода была разработана концепция «строительства социализма с китайской спецификой» и построения «средне-зажиточного общества». Этот подход был назван теорией Дэн Сяопина и вошел затем в новый устав партии и конституцию страны.
Экономические реформы не сопровождались соответствующими политическими реформами. Руководители Китая, опасаясь и за судьбу компартии, и за свою собственную судьбу, следовали китайской мудрости: «Страшно держать тигра за хвост, еще страшнее его отпустить».
1. Какие трудности и препятствия возникли перед Индией на пути капиталистической модернизации?
Становление буржуазного общества происходило в Индии на фоне преобразований, осуществлявшихся в странах социализма. Предполагалось параллельное развитие частного и государственного секторов экономики при сохранении приоритета второго и регулировании им первого. Активная роль государства в экономике в период ускоренной индустриализации была неизбежной для всех стран «догоняющей модернизации». Но в новых условиях глобализации чрезмерное государственное вмешательство становится тормозом.
2. Какие реформы в аграрном секторе Индии позволили решить проблему голода?
В индийской деревне 70% крестьян были безземельными арендаторами. Теперь посредников, заминдаров, больше не существовало, а земли распределялись среди арендаторов, которые становились землевладельцами. «Зеленая революция» усовершенствовала сельское хозяйство и позволила обеспечить минимальные потребности миллиардного населения Индии в продовольствии.
3. Каким образом традиции ненасилия и кастовый строй влияют на внутриполитическую обстановку в Индии?
Внутриполитическая обстановка в Индии отличается стабильностью. Здесь нет военных переворотов, крупных социальных волнений, армия не вторгается в политику.
4. Какую роль играет европейский опыт и традиции в формировании индийской политической и экономической модели?
Индия провозгласила парламентскую республику. Здесь имеют место быть устоявшиеся европейские демократические нормы и институты. Однако британские парламентские, политические и правовые нормы и институты имеют печать индуистской и общинно-кастовой традиций (идейная терпимость, ненасилие, плюрализм, уважение к меньшинству).
Активное использование западноевропейского опыта в решении назревавшего финансового кризиса (Реформы М. Сингха).
Источник
Индо-буддистско-мусулыманский «блок»
В эту группу стран входят Индия, Пакистан, Бангладеш, Непал и Шри-Ланка. Здесь образовалась своеобразная смесь индуистско-буддистских и мусульманских цивилизационных традиций. Правда, степень ис-ламизации не везде одинакова. Наиболее высока она в Пакистане, а также в Бангладеш, ранее являвшейся его частью, но в 1971 г. завоевавшей независимость в результате очередной индо-пакистанской войны. Явная тенденция к еврокапиталистическому пути развития сочетается в Пакистане с довольно сильным элементом фундаментализма, а это приводит к внутренним конфликтам и политической нестабильности, характерной для исламских государств.
По-иному складывается судьба Индии и тяготеющих к ней в цивилизационном отношении Непала и Шри-Ланки. Несмотря на раздел Индии в 1947г., в стране на сегодняшний день проживает до 100 млн мусульман, что создает важнейшую проблему устранения национально-религиозной розни. Но в целом в стране побеждает индо-буддистская традиция, и это оказывает влияние на многие сферы жизни. Немалое значение имеет и то, что зачатки процесса модернизации проявились еще в эпоху колониальной зависимости Индии. В экономике страна избрала еврока-питалистический путь, а в политическом устройстве органично усвоила британскую демократическую парламентскую систему, которая, впрочем, и поныне сочетается с весьма архаичной и недемократической кастовостью (хотя официально она давно отменена).
Индия продолжает оставаться государством, где большая часть населения находится на грани нищеты и даже голода. Помимо решения национально-религиозных проблем, перед страной стоит задача добиться не формального, а реального равенства всех индийцев вне зависимости от их касты, приостановить быстрый рост рождаемости с тем, чтобы наконец прокормить свое население. В целом же пока буддистско-индуист-ские нормы жизни (и даже пресловутая кастовая система) помогают Индии сохранить политическую стабильность и не допускать роста социальной напряженности.
Конфуцианский «блок»
К этой группе стран обычно относят Южную Корею, Тайвань, Сингапур и Гонконг (последний в 1997г. вошел в состав Китая), которые развиваются по японской модели капитализма. К ним примыкают Таиланд, Малайзия, Индонезия и Филиппины — своего рода «второй эшелон», уже достигший определенных успехов, но пока отстающий от первой четверки наиболее преуспевающих стран.
Южная Корея и Тайвань в последние десятилетия XX в. совершили поистине фантастический рывок вперед, пройдя, как и Япония, через фазу жестких авторитарных режимов, которые энергично поддерживали частное предпринимательство. Особенно поражает южнокорейское «чудо»: экономика страны успешно соперничает с японской, ее фирмы занимают почетное место в ряду самых известных и богатых корпораций мира. По мнению специалистов, сейчас Южная Корея отстает в своем экономическом развитии от Японии примерно на 10—15 лет, и этот разрыв будет, по-видимому, сокращаться и в будущем.
В чем же секрет этих «чудес», демонстрируемых названными странами Юго-Восточной Азии? Здесь также очень многое зависит от цивилизационнои традиции, складывавшейся в этом регионе под сильным влиянием конфуцианства, которое поощряет соревновательность, личное самосовершенствование и одновременно — стремление к улучшению благосостояния. Иными словами, конфуцианство по сравнению с исламом дает возможность более органично вписаться в процесс модернизации. Важную роль сыграли и внешние обстоятельства: Южной Корее, например, значительную помощь оказывали США и Япония, а Сингапур и Гонконг удачно использовали все преимущества своего географического положения на пересечении главных торговых морских путей. И в результате ведущие страны конфуцианского «блока» довольно быстро перешли из «развивающихся» в разряд передовых высокоиндустриальных стран.
Латинская Америка
Государства этого региона, казалось бы, имели благоприятные возможности для проведения модернизации и дальнейшего развития: ведь практически все они завоевали независимость еще в начале XIX в. Тем не менее молодые латиноамериканские государства сразу же оказались в орбите финансово-экономического влияния США (а также ряда ведущих держав Запада) и долгие десятилетия были обречены на роль сырьевого придатка. Отрицательно сказывалась на развитии Латинской Америки и политическая нестабильность: до 60—70-х гг. XX в. регион сотрясали государственные перевороты (в основном военные), мятежи и даже гражданские войны. Это нередко приводило к вводу американских войск то в одну, то в другую страну Латинской Америки, что, в свою очередь, еще больше усиливало их зависимость от США.
После первой мировой войны в государствах региона нарастает движение за укрепление национальной самостоятельности. Постепенно (примерно с 30-х гг.) и США меняют свою тактику отношений со странами Латинской Америки, предпочитая довольно жесткому давлению (а порой и прямому диктату) более гибкое взаимодействие с ними в экономической, политической, культурной и других сферах.
Этот процесс, развивавшийся более или менее мирно, привел к тому, что уже в 50—60-е гг. в ряде латиноамериканских стран не только наметился стабильный экономический подъем, но и произошло качественное изменение всех сфер производства и жизни в целом. К концу XX в. Бразилия, Чили, Мексика, Аргентина, Венесуэла и некоторые другие страны вышли в число вполне развитых стран, в экономике которых в зависимости от местной специфики разумно сочетаются индустриальный и аграрный секторы.
В политическом отношении страны региона ориентированы на уже проверенные историей модели, в основном на американскую. Многие из них в свое время «переболели» стадией диктаторских режимов, в процессе которой наметился любопытный феномен: такие режимы, сменяя либеральные правительства, добивались заметных позитивных сдвигов не только в экономике, но и в социальной сфере. Относительно природы этого феномена у историков нет единого мнения.
Несколько попыток привить в Латинской Америке социалистическую модель успехом не увенчались. Лишь на Кубе с 1959 г. стабильно существует социалистический режим во главе с Ф. Кастро. Но и там в последние годы власти вынуждены были сделать шаги в сторону рыночной экономики и пойти на некоторые демократические изменения.
В целом же «третий мир», несмотря на его сохраняющееся отставание от ведущих индустриальных держав (а также другие проблемы), представляет сегодня огромную силу. Бывшие колониальные и зависимые страны, которые Запад длительное время рассматривал как сырьевую базу, заманчивый объект дележа, твердо заявили о своей решимости развиваться самостоятельно и уже добились заметных успехов на этом пути. Примеры Южной Кореи, Тайваня и ряда других стран убедительно говорят о том, что «третий мир» стоит на пороге постиндустриальной фазы цивилизации и способен успешно вписаться в нее. Сам термин «третий мир», как бы указывающий на второстепенность (и даже «третьесте-пенность») этих государств по отношению к ведущим, постепенно отходит в прошлое, становится условным не только по форме, но и по существу.
Ведущие развивающиеся государства Азии, Африки и Латинской Америки уже в наши дни в ряде отраслей хозяйства составляют конкуренцию основным европейским державам и США. В XXI веке этот процесс, безусловно, будет развиваться, поэтому важно, чтобы он не приводил к конфликтам, а оставался в рамках именно деловой конкуренции.
Вопросы и задания
1. Как вы понимаете термин «третий мир»? Попробуйте самостоятельно найти синонимы этому понятию.
2. Какие проблемы стоят перед «третьим миром» в целом? Можно ли сказать, что в одних его регионах эти проблемы решаются более, а в других менее успешно? Обоснуйте свой ответ.
3. Какие «блоки» (группы) стран можно выделить в «третьем мире»? На чем основывается именно такое деление, согласны ли вы с ним?
4. Как на различных этапах истории менялись отношения между ведущими капиталистическими странами и «третьим миром»? С чем были связаны эти изменения?
Источник