- Геополитика малых стран Карибского бассейна
- Урбанизация стран мира
- Урбанизация стран мира
- Уровень урбанизации стран в различных частях мира в 2020-2021 году
- Рейтинг стран с высоким уровнем урбанизации
- Причины
- Прогнозы и выводы
- Урбанизация и её влияние на уровень жизни
- Урбанизация в Европе
- Урбанизация стран в Латинской Америке
- Урбанизация в Азии, Африке
- Итоги урбанизации
- Меры, необходимые для поддержания баланса
Геополитика малых стран Карибского бассейна
На сегодняшний день не существует единого определения термина «малое государство». Его пытаются идентифицировать по многим признакам: небольшая площадь страны, нехватка ресурсов, малый военный потенциал и низкое ВВП, а также в сравнении с другими региональными государствами. Обращают внимание также и на численность населения. Однако здесь тоже нет единого мнения. Согласно американскому специалисту по истории дипломатии Э. Плишке, численность населения «малых стран» не должна превышать 5 млн. Содружество Наций предлагает определять «малое государство» как государство с количеством населения в 1,5 миллиона человек и менее. По данным Всемирного банка, в Карибском бассейне таких государств одиннадцать: Антигуа и Барбуда, Багамы, Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Ямайка[1]. Все эти страны – бывшие колонии Британской Империи. Кроме того, к «малым государствам» Карибского бассейна можно отнести такие страны как Гваделупа, Мартиника (заморские департаменты Франции), Аруба, Нидерландские Антиллы (Кюрасао и Синт-Мартен; колонии Нидерландов), Пуэрто-Рико (территория, свободно ассоциированная с США). Все семнадцать государств входят в Ассоциацию государств Карибского бассейна.
Главными особенностями данной группы стран являются «сравнительно узкие внутренние рынки, небольшой производственно-экономический потенциал, во многих случаях и по сей день представленный прежде всего сельскохозяйственным производством при довольной узкой его экспортной специализации[2]». Поэтому малые страны остаются открытыми для внешней торговли и международного рынка, даже если ввиду географических причин это приводит к более высоким экономическим и административным издержкам.
Утверждается, что у малых государств немного возможностей изменить свое положение в более широкой мировой системе и, следовательно, природой системы им предопределено действовать на периферии в мировой арене. Проблема слабости и потенциала малых островов Карибских государств в отношении их развития и международных отношений является ключевой проблемой для этих государств. Проблемы, связанные с их небольшими размерами, включают также и экологию, открытую экономику, слабый институциональный потенциал и ограниченные возможности[3]. Это приводит к их зависимости от более сильных стран региона или ввиду исторических причин от бывших метрополий (таких как Великобритания, Франция, Испания и др.). В политической системе такая зависимость сочетается с уязвимостью к внешнему давлению и манипуляциям. Согласно отчету Консультативной группы Содружества: «Малые государства не имеют военной или экономической мощи; они вынуждены полагаться на дипломатические средства, чтобы донести до других стран характер своих национальных интересов в различных областях международных отношений, которые имеют жизненно важное значение для их выживания[4]».
Кроме того, островные малые государства Карибского бассейна политически устойчивы, в них сохраняются традиционные политические системы.
Так, например, Антигуа и Барбуда, Багамы, Барбадос, Белиз, Гренада, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Ямайка – унитарные парламентские и конституциональные монархии, в основе политических устройств которых лежит Вестминстерская модель. Главой государства является королева Великобритании, а на местах ее представляет генерал-губернатор. Гваделупа и Мартиника являются заморскими территориями Франции. Президент назначает префекта, который осуществляет управление департаментом. Государства Аруба, Нидерландские Антиллы (Кюрасао и Синт-Мартен) являются бывшими территориями Нидерландов, сейчас это самоуправляемые государства со значительной автономией, однако Нидерланды осуществляют оборону и внешнюю политику этих государств.
Для малых государств Карибского бассейна, обычно входящих в число самых слабых государств международной системы, дипломатия играет центральную роль в их международных отношениях. Эти государства обычно мало прибегают к огромной военной или экономической мощи, и поэтому дипломатия остается единственным эффективным средством, с помощью которого такие государства могут пытаться воздействовать на международную систему и взаимодействовать с ней в своих интересах[5].
Среди крупных островных государств Карибского моря нет регионального лидера, на который могут ориентироваться более слабые страны. «Хотя Куба и Доминиканская Республика по геополитическому потенциалу и соответствуют званию претендента на региональное лидерство, у них отсутствуют необходимые для этого лидерства материальные ресурсы[6]». Поэтому малые страны Карибского бассейна попадают в зависимость от внешних игроков, которые проводят здесь общую региональную политику. На данный момент существует три возможных внерегиональных лидера:
- США. Американское правительство считает, что события в Карибском регионе непосредственно влияют на внутреннюю безопасность Соединенных Штатов. По мнению Дж. Буша, карибские страны являются «жизненно важными партнерами в вопросах безопасности, торговли, здравоохранения, окружающей среды, образования, региональной демократии и других вопросов[7]». Отношения между Соединенными Штатами и странами Карибского бассейна характеризуются обширными экономическими связями, сотрудничеством в области безопасности, а также большой программой внешней помощи со стороны США.
- Венесуэла. Главный инструмент интеграции – это венесуэльская нефть. Программа «Petrocaribe» действует с 2005 года, Венесуэла поставляла свою нефть ряду стран Карибского региона. Кроме того, данная программа была направлена на преодоление ориентации малых стран Карибского бассейна на США. Летом 2020 г. Венесуэла заявила о намерении реанимировать программу «Petrocaribe» в целях взаимной интеграции латиноамериканских стран[8].
- Бразилия является региональным лидером всей Латинской Америки, но при этом имеет устойчивые отношения с малыми государствами Карибского бассейна, о чем свидетельствуют высокие показатели торгово-экономического взаимодействия. Однако в интеграции Бразилия уступает двум первым возможным внерегиональным лидерам ввиду отсутствия региональных проектов со странами Карибского бассейна.
В настоящее время одним из векторов внешней политики малых стран Карибского бассейна является сотрудничество со странами ЕС. К основным направлениям деятельности относятся демократия, в частности, права человека, безопасность, торговля, инвестиции, инновации, образование, а также изменение климата. Для Карибского бассейна ЕС является ключевым инвестиционным и торговым партнером.
ЕС стремится укреплять здесь свои позиции и влияние ввиду возрастающей роли данного региона на мировой арене и его экономических перспектив.
Сотрудничество с Китаем также является одним из приоритетных внешнеполитических направлений стран Карибского бассейна. Существует 6 направлений развития кооперации по программе «1+3+6» Си Цзиньпина, они связаны с экономическими интересами, это энергоресурсы, инфраструктура, сельское хозяйство, промышленность, научно-технические инновации и информационные технологии. Карибские государства ввиду своего потенциального экономического развития привлекательны для иностранных инвестиций, чаще всего в индустрию туризма и портовой инфраструктуры. Кроме того, развивается и дипломатическая сфера. «Так, например, в июле 2014 г. председатель КНР Си Цзиньпин побывал на Кубе, в июне 2013 г. — Тринидаде-и-Тобаго, а в июле 2011 г. и феврале 2009 г. он, будучи тогда еще заместителем председателя КНР, посетил Кубу и Ямайку соответственно[9]».
Таким образом, малые страны Карибского бассейна имеют высокий экономический потенциал для иностранных инвесторов, поэтому этот регион является привлекательным для многих «больших государств» и объединений: США, Китай, ЕС, а также для Венесуэлы и Бразилии.
Список источников и литературы:
Источник
Урбанизация стран мира
Во многих странах развитие экономики, индустриализация может стимулироваться и повышаться путем урбанизации. В последние годы в этот процесс всё более активно вовлекаются развивающиеся страны.
Урбанизация проявляется в увеличении городского населения по отношению к сельскому или деревенскому и выражается в процентах.
Численность городского и сельского населения мира, 1950-2050 годы, миллиардов человек
Каждый год Организацией Объединённых Наций (ООН) в сфере экономических и социальных вопросов проводится статистический анализ, результатом которого становится доклад о темпах урбанизации стран.
На основе этого анализа рассмотрим процессы миграции населения из сельской местности в город, в различных странах.
Урбанизация стран мира
Во всем мире сложилась тенденция переселения людей в крупные города.
Границы крупных городов продолжают расти, но темпы переезда граждан в них в разных географических зонах отличаются. В 2021 году государства латинской Америки урбанизированы аналогично европейским, но в азиатских и африканских странах все еще преобладает сельское хозяйство, где интенсивный рост миграции в ближайшие годы только ожидается.
Уровень урбанизации стран в различных частях мира в 2020-2021 году
территория | сравнительный анализ |
Латинская Америка | уровень урбанизации сравнялся |
Европа | |
Азия | ожидается урбанизация |
Африка |
Численность городского населения по основным географическим регионам мира, 1950-2050 годы, миллиардов человек
Статистика основывается на данные институтов и дополнена данными организаций международного уровня. Она показывает, что более 50% всего населения земного шара живёт на постоянной основе в крупных городах.
Плотность населения увеличивается, в результате чего расширяются границы городов.
Рейтинг стран с высоким уровнем урбанизации
№ в списке | страна, город | степень урбанизации |
01 | Ватикан | 100 |
02 | Монако | 100 |
03 | Науру | 100 |
04 | Сингапур | 100 |
05 | Кувейт | 98 |
06 | Бельгия | 97 |
07 | Катар | 96 |
08 | Мальта | 94 |
09 | Сан-Марино | 94 |
10 | Венесуэла | 93 |
11 | Аргентина | 92 |
12 | Исландия | 92 |
13 | Израиль | 92 |
14 | Уругвай | 92 |
15 | Великобритания | 90 |
16 | Андорра | 89 |
17 | Австралия | 89 |
18 | Бахрейн | 89 |
19 | Чили | 88 |
20 | Дания | 87 |
Карта мира, урбанизация населения в %
История показывает, что ещё недавно, в 1950 годах уровень городского населения составлял 38%, а сегодня вместе с Северной Америкой всего составляет уже 53%. Рейтинг стран открывает Ангилья, занимая 6 строчку по уровню урбанизации, и завершает Тринидад и Тобаго, с индексом 8,5.
Россия в 2020 году занимает в рейтинге 77 место с индексом 74,4. Следующий перерасчет рейтинга произойдет не ранее, чем через год.
Причины
До революции крестьяне не могли обслуживать города, поддерживая поставки продукции в достаточном количестве. Как следствие в городской черте продукты стоили дорого, а работы вне сектора сельского хозяйства на всех не хватало. Люди были вынуждены возвращаться в деревню, и работа на земле оставалась основным видом их занятости.
В период промышленной революции и в результате внедрения автоматики в сельскохозяйственные процессы, потребность в ручном труде сводится к минимальному уровню, благодаря развитию технологий, а в некоторых областях и совсем отпала. Человек мог больше времени уделять творческим процессам, науке, что способствовало всестороннему развитию, позволяющему осуществлять прогресс.
Прогнозы и выводы
Как прогнозируют специалисты в сфере демографии, переезд населения в города продолжится и к 2030 году. Городские жители составят 60% от общего населения планеты, а к 2050 году – 67%. Поэтому следует учитывать, что при переходе от ручного труда к автоматизированному, люди должны быть обеспечены достаточным количеством вакансий в других сферах деятельности, например, в сфере управления, услуг, творческих профессиях, научных инноваций, инженерии.
Технологические достижения ускоряют процесс урбанизации стран. И, как следствие, повышается технологический прорыв. Таким образом, создаётся тенденция к миграции, так как развитие промышленности, заменяющей ручной труд, позволяет отказаться от постоянного проживания в селе.
Урбанизация и её влияние на уровень жизни
Зависимость человека от урбанизации выражается в его доходах. Влияние прямое: низкий уровень дохода говорит о низком её уровне.
Однако урбанизация влечёт негативные последствия для большинства людей. Жизнь в городе становится нестабильной. Появляется ложное представление о жизни в мегаполисе.
В тех сферах или те профессии, которые ранее приносили неплохой доход, по истечении определённого периода становятся невостребованными и замещаются более новыми и совершенными методами работы. Те люди, которые не смогли вовремя переориентироваться и соответствовать новым условиям, вынуждены переходить на низкооплачиваемые должности и довольствоваться малым.
Это порождает неравенство. Растёт и безработица. Число рабочих мест гораздо ниже, чем число людей, на них претендующих. Особенно остро это ощущается в Тихоокеанском регионе и в Азии.
О пособиях по безработице в разных странах можно прочитать статью пройдя по данной ссылке.
Правительство рассматривает возможные способы решения проблемы неравенства путем введения мер социальной поддержки для малоимущих граждан. В условиях урбанизации требуется начать с того, чтобы обеспечить свободный доступ к чистой питьевой воде беднейшим слоям населения, организовать вывоз мусора из бедных кварталов, поддерживая благоустройство в таких районах хотя бы на минимальном уровне.
Карта уровня безработицы по странам мира
О прожиточном минимуме в странах мира можно узнать пройдя по данной ссылке.
Типичный пример богатства на фоне бедности – фавелы Рио-де-Жанейро, где соседствуют современные высотные жилые дома богатых и трущобы бедных. Эти районы имеют плотную застройку относительно друг к другу.
Пример трущобной урбанизации мегаполиса в странах Африки – это Лагос. На фоне заводов по выкачиванию богатств страны – нефти, расположены трущобы местных жителей с минимальным уровнем учителей и полицейских на душу населения.
По данным ООН, на сегодняшний день в трущобах остаются жить 828 млн человек.
О самых бедных странах мира Вы можете прочитать пройдя по данной ссылке.
Складывающаяся ситуация наносит ущерб экономике, затормаживая процессы технологического развития, так как часть средств, которые должны начисляться на освоение технологий, уходят на решение социальных проблем нуждающихся граждан.
Урбанизация в Европе
Европейские страны достигли высокого уровня урбанизации. Но всё ещё нужны люди, которые смогут возделывать землю и работать в сфере сельского хозяйства. Это объясняет, почему в развитых странах заметно замедлились темпы урбанизации. Возможно, процесс будет продолжаться до следующего технологического прорыва.
Уровень урбанизации в странах Евросоюза (2021)
Об уровне жизни в Европе можно узнать пройдя по этой ссылке.
Если говорить о востребованности профессий, связанных с ручным или творческим трудом в Европе, то сегодня рынок предлагает следующие вакансии:
- воспитатели детей, учителя, аниматоры;
- опекуны;
- медсёстры;
- строители;
- юристы;
- инженеры;
- как и в любой стране, очень востребованы специалисты в сфере IT-технологий. Такие профессии относятся к творческим сферам, но требуют высокого уровня аналитических и математических способностей. (О зарплатах программистов в мировых компаниях Вы можете прочитать пройдя по данной ссылке.)
Как найти работу в Европе можно узнать пройдя по данной ссылке.
Работы на фермах в странах зарубежной Европы входят в список неквалифицированного труда, т. е. это профессии, не требующие особых навыков. Часто на такую работу устраиваются приезжие или студенты, так как она низкооплачиваемая. Собирать овощи, ягоды, возделывать поля сегодня можно в Европе за 600 или 1000 долларов ($), работая по 10–12 часов 6 дней в неделю. (О сезонной работе за рубежом можно прочитать пройдя по этой ссылке.)
Урбанизация стран в Латинской Америке
Как и в любой стране, сельское хозяйство в Латинской Америке претерпело изменения.
С внедрением технологий в процесс сбора урожая и в сферу животноводства, многие жители вынуждены переехать в город. Но в городе рынок вакансий позволяет устроиться на работу только тем, кто сумел пройти этапы переквалификации. Часть жителей так и не смогла адаптироваться к новым требованиям профессионализма, и города стали обрастать на окраинах так называемыми фавелами – трущобами, самовольными постройками.
Рост трущоб здесь продолжается, и даже ускоряется изо дня в день. Таким образом, урбанизация стран Латинской Америки продолжает расти.
Урбанизация Латинской Америки
Профессии, востребованные в Латинской Америке:
- IT-специалисты;
- профессионалы в сфере коммуникаций;
- инженеры в нефтяной отрасли;
- строители;
- услуги населению.
Работники фермерских хозяйств, в области растениеводства зарабатывают лишь 21 000 долларов ($) в год, что не может не сказаться на оттоке населения из сельских поселений.
Еще узнать о работе в Латинской Америке можно пройдя по данной ссылке.
Урбанизация в Азии, Африке
Для азиатских стран и государств Африки характерен высокий уровень урбанизации.
Карта уровня урбанизации. Африка
О работе в Азии можно прочитать пройдя по этой ссылке.
Здесь индустриализация коснулась сельских обществ позже всех остальных стран в мире. Весь Азиатско-Тихоокеанский регион представляет собой самый густонаселённый район мира, поэтому в этой географической зоне она продолжается, и пик её ещё впереди.
Около 12% жителей города проживают в 12 мегаполисах, относящихся к Азиатско-Тихоокеанскому региону.
Города и темпы роста населения в час, на карте мира
Наиболее урбанизированными признаны Новая Зеландия и Австралия, где жители городов превысили отметку в 85%, а в 2050 году приблизится к уровню 90%.
Растёт население и на Ближнем Востоке.
Итоги урбанизации
Наблюдается значительный прирост населения в развивающихся странах на фоне того факта, что в Европе численность населения падает. Несмотря на высокий уровень индустриализации европейских городов, их жители почти перестали создавать семьи. Количество разводов растёт, увеличивается и число матерей-одиночек, а значит, здоровая женщина может позволить себе родить только одного ребёнка.
ООН приводит неутешительную статистику. В дальнейшем, в европейских городах будет проживать не более 9% всего населения, а в северной Америке – 6%. Эпоха, в которой доминируют североамериканские и европейские города, подходит к концу.
Меры, необходимые для поддержания баланса
Мероприятия сформированы и рекомендованы к реализации правительству разных стран до 2030 года. Среди основных целей выделяют следующие:
- Экологическая устойчивость городов: не допускать, минимизировать загрязнение окружающей среды и ликвидировать его последствия, создавать современную систему переработки отходов, выстраивание сети высококачественных дорог, современных городских коммуникаций, отвечающим всем экологическим требованиям, оснащать городскую транспортную инфраструктуру экологически чистым транспортом, использовать солнечные батареи, ветровые станции, модернизировать систему выполнения контрактов. Изменения климата не должны провоцировать подтопления деревень, сельской местности, вынуждая местных жителей покидать свои дома и переселяться в город. (Рейтинг стран по экологии можно узнать пройдя по данной ссылке.)
- Медицинское обслуживание: большая плотность населения способствует зарождению различных болезней и недугов. Необходимо поддерживать и развивать высокий уровень медицинского обслуживания не только для обеспеченных людей, но и среди малообеспеченных слоёв населения. (Топ-10 стран с лучшей медициной можно узнать пройдя по этой ссылке.)
- Оставаться продуктивными: ввести меры для адаптации в городе бедных, низкоквалифицированных слоёв населения, разработать мероприятия для предотвращения преступности, предоставить возможность людям пройти обучение, получать социальные гарантии правительства, с помощью которых они смогут находить достойные вакансии и выполнять профессиональные обязанности. (Уровень преступности в мире можно посмотреть пройдя по данной ссылке.)
- Гарантировать социальную интеграцию: город не должен делиться на богатых и бедных. Правительству следует направить свои усилия на выстраивание такой инфраструктуры города, в которой люди разных национальностей или рас, этнических групп или классов смогут свободно взаимодействовать, руководствуясь принципами высокого уровня коммуникабельности и доверия.
Сегодня из 28 мегаполисов только 6 располагаются в развитых странах, что не может не провоцировать дальнейшего дисбаланса, если указанные меры приняты не будут. (О развитых странах можно узнать из статьи ВВП стран мира в 2018 году)
Самый большой город мира 2020 года – Токио-Иокогама (38 млн. ч.)
По заявлениям специалистов ООН, к 2030 году население планеты будет насчитывать 10 млр. человек, а число мегаполисов достигнет 41. И только 7 мега-городов из этого числа, или одна шестая часть списка, будут приходиться на развитые страны.
Источник