Страны которые признали карабах азербайджанским

Карабахский конфликт с позиции международного права

Заявления Реджепа Тайипа Эрдогана о поддержке вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе и критика Минской группы ОБСЕ нарушают нормы международного права и противоречат позиции ООН по вопросу конфликта на Южном Кавказе. ФАН рассказывает о правовой подоплеке формирования и урегулирования нынешнего конфликта.

История административно-территориального формирования Нагорно-Карабахской Республики

Советское государство во главе с коммунистическими органами де-факто было признано субъектами международного права еще в 1918 году во время инцидента с арестом румынского дипломата Диаманди. Новая власть немедленно приступила к административно-территориальному формированию государства. Весной 1921 года ЦК КП(б) Армении разработал документ «Основные положения по вопросу о присоединении Нагорного Карабаха к Республике Армения». Эта инициатива не получила поддержки. Осенью 1921 года Закавказский краевой комитет РКП(б), вышестоящий по отношению к Армянскому ЦК КП(б), поручил Азербайджанскому ЦК разработать положение о Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО). Решение лоббировалось Кировым, членом ЦК компартии Азербайджана. Включение НКАО в состав Азербайджанской ССР было важно ему для приобретения веса в партийном руководстве, поскольку на момент принятия решения он был кандидатом в члены ЦК РКП(б).

В 1924 году Азербайджанский ЦИК РКП(б) опубликовал положение о Нагорно-Карабахской автономной области. Территория Нагорного Карабаха отнесена к Азербайджанской ССР с пропорциональным представительством в органах власти Азербайджана и государственными языками армянским и азербайджанским. Население автономии составили преимущественно армяне, около 90%. В состав автономии были включены населенные пункты, преимущественно с тюркским мусульманским населением (10%). Для международного права важен тот факт, что административно-территориальное деление НКАО произведено советской властью, которая в первые десятилетия своего существования, как и новое государство СССР, признано 30 государствами с наибольшим политическим весом во всех регионах мира.

Читайте также:  Все известные конституции нашей страны

Конфликт при распаде СССР

Старт открытой публичной культивации конфликта был дан в 1987-1988 годах, как это обычно бывает, в СМИ — газете Нагорно-Карабахского обкома КП Азербайджана «Советский Карабах». У издания было 90 тысяч подписчиков. Газета стала пропагандистской площадкой для сторонников присоединения Нагорно-Карабахской автономной области к Армянской ССР и поддерживала митинговую активность. Легитимация протестов в государственном СМИ послужила основой к открытому межнациональному конфликту, межэтническим столкновениям, массовой эмиграции азербайджанцев из автономии и появлению непредусмотренных советскими законами органов управления НКАО. Территория Нагорного Карабаха стала зоной открытого вооруженного противостояния Азербайджана и Армении с 1990 по 1994 годы.

Мирный договор так и не был заключен. 12 мая 1994 года между государствами подписано соглашение о перемирии при посредничестве России.

Вопреки сведениям из открытых источников, в НКАО референдум о самоопределении проживающего на территории области населения не проводился. К референдуму некоторые авторы относят состоявшийся в 1991 году сбор подписей о независимости. Однако эта процедура проводилась с ущемлением политических прав: к ней не было допущено все население территории. Подготовка сбора подписей и их подсчеты не проводились легитимной государственной властью или организациями со специальным международно-правовым статусом. Референдум не проведен до сих пор.

Появились ли признаки суверенитета у Нагорно-Карабахской Республики

За 26 лет НКР не обзавелась внешнеполитическим суверенитетом. ООН не признает государственный статус республики, суверенитет Карабаха до сих пор не подтвердило ни одно государство мира. Отдельные сведения о признании есть от органов власти без достаточной самостоятельности наподобие парламента Страны Басков — испанской автономии.

НКР не имеет самостоятельной финансовой системы. В 2004 году Арцах эмитировал собственные банкноты, алюминиевые и бронзовые монеты, однако их выпуск был ограниченным, сейчас они представляют большой интерес для нумизматов. Единственный банк, созданный местным руководством, ЗАО «Арцазбанк», действует на основании лицензии Центробанка Армении.

Об информационном суверенитете НКР говорит тот факт, что все официальные сайты органов власти республики, в том числе сайт правительства, базируются на доменных именах Армении. На 2017 год республика не имела полной собственной энергетической независимости.

Мирное урегулирование конфликта при посредничестве России

Эффективным органом урегулирования армяно-азербайджанского конфликта в Нагорном Карабахе стала Минская группа ОБСЕ. К ее работе Баку и Ереван присоединились в 1992 году. Армения и Азербайджан при содействии России подписали соглашение о прекращении огня 12 мая 1994 года.

2 ноября 2008 года в Москве президенты России, Армении и Азербайджана подписали Майендорфскую декларацию, в которой признали приоритет международного права в вопросе разрешения нагорнокарабахского конфликта, подтвердили мандат Минской группы ОБСЕ и приверженность Мадридским принципам.

Под Мадридскими принципами (мадридскими предложениями) в декларации подразумеваются положения урегулирования конфликта, разрабатываемые при участии сторон конфликта Минской группой ОБСЕ с 2006 года. Они предполагают возвращение под контроль Азербайджана территории НКР с предоставлением ей автономии, гарантии возвращения беженцев всех этносов и проведение в будущем обязательной процедуры самоопределения территории (референдума).

27 сентября 2020 года Генеральный секретарь ООН выразил готовность вести диалог с Арменией и Азербайджаном, а также подтвердил легитимность международного статуса посредника — Минской группы ОБСЕ. В обращении генсекретаря НКР не упоминается. ООН не признает это квазигосударственное образование.

Выводы

За четверть века Арцах не вырос до самостоятельного государственного образования и не получил международного признания. Его существование зависит от поддержки Арменией титульной нации этой территории, а экономика интегрирована в армянскую. С позиции международного права Азербайджан и Армения должны исполнить обещание идти путем мирного разрешения конфликта, обозначенное в Мадридских принципах Минской группы ОБСЕ, обеспечив возврат на территорию НКР беженцев и проведение референдума о самоопределении территории.

Как мы видим, Турция не наделена полномочиями по участию в конфликте на Кавказе, а вербальные интервенции турецкого президента недопустимы для политика такого высокого уровня. ООН и ОБСЕ вправе обсуждать введение санкционных мер в отношении провокаторов и инициаторов конфликта.

Источник

Утешительная погремушка: что натворил Байден, признав «геноцид армян»

Признание президентом США «геноцида армян» не стало сюрпризом для Анкары, однако может стать таковым для Еревана. Почему – разбирался Sputnik Азербайджан.

БАКУ, 26 апр — Sputnik, Александра Зуева. Президент США Джо Байден официально признал «геноцидом армян» события 1915 года. И, таким образом, сделал то, чего тщательно избегали его предшественники.

В Белом доме прозвучало слово «геноцид»

В частности, американские лидеры, включая Дональда Трампа, использовали термин Meds Yeghern, означающий «великое злодеяние», и такие определения, как «одно из худших массовых зверств XX века».

Первым президентом США, квалифицировавшим события 1915 года как «геноцид», был Рональд Рейган. Но озвученная им в 1982 году оценка не считается официальным признанием. Причем это признают не только турецкие, но и армянские эксперты.

И вот теперь в Белом доме официально прозвучало слово «геноцид».

Впрочем, то, что Байден признает «геноцид армян», стало понятно еще накануне. В пятницу американский лидер заявил о своем намерении в телефонном разговоре с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом.

Думается, и сам Эрдоган был готов к такому развитию событий. Его реакция на заявление Байдена была крайне сдержана. Турецкий лидер лишь отметил, что попытки политизировать исторические события не помогут в давлении на Анкару. При этом он призвал к развитию связей с Арменией на основе принципов добрососедства и взаимного уважения.

«После урегулирования карабахского кризиса мы заявили о готовности к развитию связей с Арменией. Сегодня я вновь повторяю этот призыв», — сказал Эрдоган.

Звонок в Азербайджан как сверка часов

Сразу же после этого президент Турции созвонился со своим азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым. Реакция последнего была однозначной – Азербайджан считает заявление Байдена неприемлемым: «оно нанесло серьезный ущерб формирующимся тенденциям сотрудничества в регионе».

Аналогичная позиция была и у МИД Азербайджана. Глава ведомства Джейхун Байрамов сначала в своем заявлении, а затем и в беседе с турецким министром Мевлютом Чавушоглу назвал недопустимыми «попытки руководителей некоторых стран политизировать события 1915 года», и подчеркнул, что слова президента США являются «искажением исторических истин».

Первые последствия признания

Ближе к ночи в МИД Турции был вызван посол США в Анкаре Дэвид Саттерфилд. По данным источников, послу сообщили, что турецкая сторона считает заявление Байдена неприемлемым и лишенным юридических и исторических оснований. В ведомстве также отметили, что слова американского лидера наносят ущерб отношениям двух стран.

Незадолго до этого посольство и консульства США в Турции объявили, что будут закрыты 26 и 27 апреля «в качестве меры предосторожности после заявления Байдена».

Такие меры вполне оправданы, учитывая, что Турция все эти 106 лет придерживалась однозначной позиции – «в истории страны не было никакого геноцида против армян» и призывала к расследованию событий 1915 года.

В частности, Анкара не раз призывала Ереван открыть архивы 1915 года и создать совместную комиссию по расследованию событий. Однако Армения до сих пор на эти призывы не отреагировала.

Впрочем сейчас, как полагают некоторые эксперты, ситуация в вопросе архивов может неожиданно измениться в пользу Турции. И дело вот в чем – когда Байден произнес слово «геноцид», он таким образом, по мнению турецкой стороны, оклеветал Турцию.

И теперь Анкара может подать иск в американский суд и последний должен будет рассмотреть вопрос – клевета это, или геноцид все же был? Для проведения расследования турки, безусловно, откроют свои архивы, а значит и Армения вынуждена будет сделать то же самое.

Инициирует это Турция или нет – пока неизвестно. Но одно ясно точно: заявление Байдена – геополитический ход, а «геноцид армян» — не более, чем инструмент торга в отношениях США и Турции.

Сюрпризом для Анкары заявление Байдена не стало

С этим утверждением согласен и директор Центра истории Кавказа Ризван Гусейнов. В беседе со Sputnik Азербайджан он отметил, что признание «геноцида армян» является элементом давления Вашингтона на Анкару.

«Учитывая, что в последнее время на Западе усиливается антитурецкий блок, понятно, что признание «геноцида» было хорошо продуманным шагом, и сюрпризом для Анкары, конечно же, не стало», — считает эксперт.

Усиление Турции, статус которой уже давно выходит за пределы региональной державы, не устраивает Америку. Так что с приходом к власти в США Байдена, который всегда был проармянским и антитурецким политиком, ждать чего-то другого даже не стоило, пояснил собеседник Sputnik Азербайджан.

Что же до последующих действий Анкары, то Гусейнов отметил: турецкая сторона, действительно, может захотеть подать в суд за клевету. И, само собой, американский суд непременно будет настаивать на том, чтобы поднять архивы, в том числе архивы «Дашнакцутюн», которые хранятся в Бостоне и до сих пор не открывались. И в итоге выяснится, что Байден своим заявлением открыл ящик Пандоры.

«После поражения Армении в карабахской войне Запад не мог не подкинуть армянской стороне утешительную погремушку в виде признания «геноцида». Но когда эйфория спадет, Ереван поймет, чем для них это признание оборачивается», — считает эксперт.

По его мнению, вопрос «геноцида», скорее всего, будет закрыт в США точно так же, как закрыт в Европе, где европейский суд уже поставил на этой теме жирную точку.

В обход интересов США

В остальном же действия Анкары, скорее всего, не будут резкими, считает собеседник Sputnik Азербайджан. По его мнению, несмотря на то, что некоторые турецкие политики сегодня призывают прогнать американских военных с авиабазы Инджирлик, Турция закрывать натовские базы и уже тем более выходить из НАТО точно не станет.

«Но препятствия и проблемы у американцев в их международной политике, а также при защите военно-политических интересов, в том числе в регионе Ближнего Востока, будут», — подчеркнул он.

Гусейнов считает, что Америке в нынешней непростой для нее ситуации следовало бы опереться на Турцию: статус США как державы слабеет, особенно на Ближнем Востоке и в исламском мире, и эти пустоты удачно могла бы заполнить Турция.

Но американцы этого не сделали. И теперь эти пустоты могут занять Великобритания или Россия, что приведет в итоге к их взаимодействию с той же Турцией, но уже в обход интересов США, отметил собеседник Sputnik Азербайджан.

«Вот чего добился Джо Байден. И расхлебывать это придется США еще долго. Байден фактически развязал руки турецкому руководству, и теперь оно может предпринимать жесткие меры, в том числе во вред американским интересам, чего Анкара до сих пор старалась избегать», — заключил эксперт.

Вашингтон подталкивает Анкару к евразийской интеграции

Турецкий политолог Энгин Озер, в свою очередь, указал, что по сути, признание Байденом «геноцида армян» ни на что не влияет. Турция никак от этого не пострадала. Однако, с другой стороны, это стало своеобразным сигналом о том, что США готовы разрушить отношения с Турцией.

Все дело в том, что в последние годы Турция начала активное сотрудничество с Россией и Китаем. Сегодня Турция является стратегическим партнером Китая в регионе и одним из важных игроков китайской инициативы «Один пояс – один путь». Ну а после изменения ситуации в Карабахе усилилось и сближение Анкары с Москвой, отметил он.

Все это, само собой, не нравится американцам, и они демонстрируют свое недовольство в том числе и такими шагами, как признание «геноцида», пояснил эксперт.

«Только эффект, судя по всему, получится обратным. Заявление Байдена только ускорит евразийскую интеграцию Турции», — считает Озер.

Что же до разговоров про базу Инджирлик, даже если турецкая сторона попросит американцев уйти оттуда, это не будет большой потерей для США.

«Но мне кажется, Анкара пока не станет торопиться с такими решениями. Это будет возможно, только если американо-турецкие отношения будут окончательно испорчены», — заключил собеседник Sputnik Азербайджан.

Источник

Оцените статью