- Коалиция против ИГИЛ: список стран-участников. Какие страны входят в коалицию против ИГИЛ?
- История вопроса
- Первая коалиция против ИГИЛ
- Примкнувшие государства
- Участие России в борьбе с ИГИЛ
- Третья коалиция против ИГИЛ
- Рационально ли создание такого числа объединений?
- Заключение
- После ИГИЛ. Кто выиграл в конфликте на Ближнем Востоке и за что может начаться новая война
- Затишье
- Разгром «Исламского государства»
- Карта Ближнего Востока. Три центра силы.
- Иран, сочувствующие ему правительства, партии и шиитские ополчения создали нечто вроде новой Персидской империи
- Формирование независимого Курдистана
- Почему провалились американо-российские переговоры по Ближнему Востоку?
- Отступление США создает политический вакуум и порождает нестабильность
- Ослабление позиций США в регионе усиливает противоречия между теми, кто делит Ближний Восток
Коалиция против ИГИЛ: список стран-участников. Какие страны входят в коалицию против ИГИЛ?
Нынче в новостях то и дело мелькает некое понятие «коалиция против ИГИЛ». Им оперируют в свою пользу руководители практически всех значимых держав. Людям, не следящим за политическими коллизиями на мировой арене, порой сложно разобраться не только в том, какие страны входят в коалицию против ИГИЛ, — они вообще не понимают, о чем идет речь в том или ином случае. Давайте проясним ситуацию.
История вопроса
Исламское государство заявило о себе не так давно. В 2014 году эта структура, именуемая квазигосударством, провозгласила всемирный халифат. Действует террористическая организация в основном на территории Сирии, Ирака и Ливии. Однако ее активность распространяется в Сети, чем наносит серьезный вред многим государствам. ИГИЛ (запрещенная в РФ) через Всемирную паутину вербует людей, призывает к изменению существующей политической системы, по мнению ее сторонников, несправедливой. Возникло это квазигосударство на тех территориях, где управленческие официальные структуры потеряли дееспособность в ходе боевых действий. Фактически в этом регионе Ближнего Востока власти не было. Потому террористы решили установить свои порядки насильственными методами. В мир же они транслируют собственные планы по разрушению всех значимых государств и распространению халифата. Потому и была создана первая коалиция против ИГИЛ. Инициировали этот процесс Соединенные Штаты, знакомые с терроризмом не понаслышке. События 11 сентября до сих пор являются большой трагедией для народа и фактором политической игры в этой стране.
Первая коалиция против ИГИЛ
Есть определенные нюансы, касающиеся того объединения, которое стало бороться с терроризмом. Дело в том, что включались в него страны постепенно. Их количество варьировалось в зависимости от источника информации. Называли от 40 до 70 членов этого объединения. И ныне трудно точно назвать, из кого состоит эта коалиция против ИГИЛ. Список стран невозможно найти ни в одном из официальных источников. И тому есть вполне рациональные причины. Нет единого документа о создании объединения. Каждый его член взял на себя определенные функции. Так, военные действия ведут в основном страны НАТО. Называют среди них в первую очередь США, Бельгию, Данию, Канаду, Францию и Нидерланды. Кроме того, первоначально к этому объединению примкнули страны Лиги арабских государств. Они действовали в основном на территории Сирии. Среди участников называли Бахрейн, Катар, Иорданию, КСА и ОАЭ. Эти государства тоже выделяли военных непосредственно для ведения боев с террористами. Следует отметить, что страны коалиции против ИГИЛ имеют определенные политические противоречия. Потому само объединение нестабильно. И это стало понятно в 2015 году, в ходе развития событий.
Примкнувшие государства
Но мы пока рассматриваем первую коалицию. В ее составе числятся страны, оказывающие политическую или техническую поддержку в борьбе с терроризмом. Так, Албания, Израиль, Испания, Венгрия, Республика Корея, Чехия, Эстония, Швеция, Япония и еще несколько держав участвуют в борьбе разведывательными подразделениями. Некоторые из них помогают техникой и финансированием. Широко рекламировать свое участие в данной работе на благо мира стремятся не все. Скорее всего, дело здесь в политических мотивах. Всем понятно, что мир стал очень взаимозависимым. Влиятельные финансисты и дипломаты не имеют особых тайн друг от друга. Разведки работают прекрасно. Потому так сложна коалиция против ИГИЛ. Участники этого объединения слишком зависят друг от друга в экономической сфере. Они не желают случайно наступить кому-то на больную мозоль. А это на Ближнем Востоке, где качается очень дешевая нефть, сделать достаточно просто. Большинство государств решило, что неактивное участие в борьбе с терроризмом значительно дешевле и выгоднее, за что их трудно осудить. Деньги от краденой нефти растекаются по всему миру. Никому не хочется отказываться от них, даже в угоду гегемону, провозгласившему борьбу с терроризмом.
Участие России в борьбе с ИГИЛ
Надо заметить, что РФ, так же как и Иран, в первое объединение приглашать не стали, хотя русские постоянно поддерживали сирийскую армию материально-техническими средствами. А Асад, это уже понятно всему миру, был на то время практически единственной силой, сдерживающей рост квазигосударства. Осенью 2015 года Россией была создана собственная коалиция против ИГИЛ. Список стран этого объединения привести несложно. Их всего три: РФ, Сирия и Иран. Более желающих примкнуть к данной коалиции пока не нашлось, хотя ее усилия признаются более успешными, чем той, что создана первой. Вопрос этот находится в политической плоскости. Никто не желает перечить Штатам, которые не пожелали сотрудничать с РФ. Но вторая коалиция против ИГИЛ привела к объявлению третей, что было достаточно неожиданно, а для людей, понимающих в мировой политике, — показательно.
Третья коалиция против ИГИЛ
Участники следующего образования, мягко говоря, своеобразны. Изначально они примкнули к США, но впоследствии решили объявить о новом объединении, не выходя из прежнего. Таковой политический маневр выглядел несколько нелогично. Зачем рождать новую коалицию, если действует первая, ей никто не препятствует, она пользуется поддержкой мировой общественности? В состав этого объединения вошло (по оглашению) тридцать шесть государств. Возглавила же его Саудовская Аравия. Однако буквально через несколько дней в прессу стали просачиваться данные о том, что не все заявленные члены понимают, что именно происходит. Согласия на участие их руководители не давали, да и переговоров, как выяснилось, не было. Что делает треть коалиция против ИГИЛ, участники которой так и не договорились о конкретном плане мероприятий, мировой общественности не рассказывают. Похоже, времени для развертывания активных действий у нее было недостаточно. Ведь обстановка стремительно меняется.
Рационально ли создание такого числа объединений?
Знаете, ответов на этот вопрос множество, так же, как и стран с их собственными интересами. Когда ВКС РФ стали работать по транспортировщикам нефти, все встало на свои места. Оказалось, что не все страны, входящие в коалицию против ИГИЛ, заинтересованы в уничтожении квазигосударства. По словам политологов, среди них есть те, что участвовали в финансировании его создания с целью поживиться за счет дешевой нефти. Миром правят деньги, они же влияют на политиков, делающих громкие заявления, но саботирующих борьбу с терроризмом. Но по настоянию РФ СБ ООН принял резолюцию, обязательную к исполнению для всех стран. Суть ее заключается в организации мероприятий по предотвращению финансирования терроризма. Пожалуй, это стало самым значимым этапом в борьбе с ИГИЛ.
Заключение
Для понимания того, что происходит, не всегда важно знать конкретный перечень участников коалиций. Необходимо наблюдать за действиями лидеров держав. Нужно понимать, что и в информационном пространстве идут постоянные бои за влияние и за деньги. То, что нам рассказывают в новостях, не всегда такое, как кажется. Многое скрыто от глаз общественности. В качестве примера можно привести Турцию. Ее президент позиционировал страну, как борца с ИГИЛ. А на практике оказалось, то Турция получает прибыль от сирийской нефти. За пыльными портьерами коалиций скрыто еще много тайн. Некоторые из них раскроются в ходе борьбы, а другие так и останутся неизвестными широким массам. Да и надо ли их знать?
Источник
После ИГИЛ. Кто выиграл в конфликте на Ближнем Востоке и за что может начаться новая война
The Insider
Главным итогом 2018 года стало затухание военных действий в Сирии и Ираке. США и Россия рапортуют о победе над «Исламским государством». Война, которая там шла как минимум с 2011-2012 годов, прогорела. Лесной пожар, дойдя до горного хребта или реки, останавливается. Так и здесь: Сирия и Ирак оказались поделены между местным этноконфессиональными вооруженными группировками и мировыми державами. Михаил Магид подводит итоги этого конфликта и объясняет, почему это затишье может оказаться недолгим.
Затишье
На Ближнем Востоке к концу 2018 года установилось временное затишье. Даже в Йемене, где идут бои между силами суннитско-арабской коалиции и проиранским шиитским повстанческим движением хуситов, заключено перемирие в стратегически важном населенном пункте Ходейда (хотя судьба этого мирного соглашения пока непонятна). Страна поделена между силами коалиции и хуситами.
В Сирии и Ираке конфликт тоже догорает. Почти вся территория Ирака оказалась под контролем режима, представляющего шиитское большинство страны (при этом шииты расколоты на проамериканские и проиранские партии и ополчения). Территория курдской автономии под ударами шиитов сократилась на 40%, причем Региональное правительство Курдистана потеряло важнейшее нефтяное месторождение в Киркуке.
В Сирии под контролем алавитско-шиитского режима Асада и его союзников — Ирана, проиранских шиитских ополчений со всего Ближнего Востока, а также России — оказалось около 60% территории страны, включая крупнейшие города. Этот год был неудачным для антиасадовской оппозиции. Ее основные силы оказались разгромлены по частям в так называемых зонах деэскалации и отошли в регион Большой Идлиб под защиту турецкой армии. Примитивный трюк режима Асада (заключать соглашения о деэскалации военных действий с одними группами оппозиции, чтобы иметь возможность сосредоточить силы на разгроме других групп) неожиданно оказался очень эффективным.
Однако наступление на регион Большой Идлиб на севере страны, которое должно было завершить разгром оппозиции, не состоялось, поскольку Турция ввела туда свои войска, взяв оппозицию под защиту. Но в будущем возможны боевые операции Асада и его союзников в этой местности.
Примерно 25% территории Сирии на севере и востоке находятся под контролем курдской милиции ОНС (Отряды народной самообороны), партии Демократический союз (местное отделение РПК — Курдской рабочей партии) и американской армии, которая их поддерживает. Курдская милиция сыграла важную роль в борьбе с ИГИЛ, взяв его «столицу» Ракку. Поэтому США долгое время было выгодно поддерживать курдские отряды.
Разгром «Исламского государства»
На территории Сирии и Ирака шли одновременно несколько войн. Одна велась Асадом и его союзниками (включая шиитские ополчения из Ирака) против суннитской антиправительственной оппозиции. Другая — правительствами Сирии, Ирака, их союзниками и одновременно силами антиасадовской оппозиции против ИГИЛ.
19 декабря официальные представители США заявили о скором выводе американских войск из Сирии. Причины этого, по их словам, заключаются в том, что основные силы ИГИЛ разгромлены. Когда операция по окончательному уничтожению боевиков будет завершена, американская армия покинет Сирию. Предположительно вывод войск займет от 60 до 100 дней. Одновременно Дональд Трамп отдал приказ военному ведомству подготовить вывод 7 тыс. американских военных из Афганистана (сегодня их там около 14 тыс.).
Основные силы ИГИЛ уже уничтожены. В 2015-2016 гг. организация контролировала территорию в Сирии и Ираке размером с Францию и с населением 8-10 млн человек. Там были нефтяные скважины, большие города, например Мосул. ИГИЛ располагал армией боевиков из 50-70 тыс. человек и собственной полицией, чеканил монету, его административная структура занималась сбором налогов и социальными программами, действовала система «шариатских судов». Фактически это было непризнанное государство, теократический режим, созданный на основе суннитской секты. Однако ресурсы ИГИЛ оказались недостаточными для того, чтобы воевать сразу со многими государствами региона и планеты, включая США и Россию. ИГИЛ пал под ударами нескольких международных коалиций, правительственных армий Сирии и Ирака, различных ополчений.
Сегодня на территории Ирака и Сирии осталось лишь несколько тысяч боевиков, чья деятельность свелась преимущественно к диверсионным вылазкам и терактам. Последнюю крупную группировку в настоящее время добивают курдско-американские силы в районе города Хаджин на территории Сирии. Тем не менее ИГИЛ все еще располагает несколькими тысячами вооруженных сторонников, которые могут быть чрезвычайно опасны. И все же они стали слабее на порядок.
Карта Ближнего Востока. Три центра силы.
На Ближнем востоке сложились три влиятельных (хоть и крайне неоднородных) военно-политических блока.
Иран, сочувствующие ему правительства, партии и шиитские ополчения (в первую очередь в Ираке, Сирии и Ливане) создали нечто вроде новой Персидской империи, протянувшейся до побережья Средиземного моря. По мнению израильских экспертов, именно Иран стал настоящим победителем в сирийской войне. В Ливане доминирует проиранская организация «Хезболла». В Ираке представители проиранской коалиции Силы народной мобилизации контролируют до 100 тыс. боевиков и входят в правительство страны. Кроме того, в Йемене около четверти территории страны контролируется проиранским движением хуситов.
Иран, сочувствующие ему правительства, партии и шиитские ополчения создали нечто вроде новой Персидской империи
Такое колоссальное усиление Ирана вызвало острую реакцию на Ближнем Востоке. Сформировался блок арабских государств во главе с Саудовской Аравией, ОАЭ и Египтом, который намерен противостоять иранско-шиитскому союзу. В Йемене он ведет войну против проиранских повстанческих сил, а в Сирии поддерживает часть антиасадовской суннитской оппозиции.
Кроме того, формируется третий блок, который состоит из Турции и Катара. Между этими двумя странами имеется военное соглашение: турецкие войска размещены на территории Катара, защищая его от возможной агрессии со стороны Саудовской Аравии. Одно из самых сильных и экономический развитых мусульманских государств, Турция проводит в последнее время очень активную внешнюю политику. В соединении с финансовыми ресурсами Катара и с его влиятельным медиапроектом «Аль-Джазира» это большая самостоятельная сила.
Израиль фактически примыкает к арабско-суннитскому объединению. Подобно саудовцам и американцам, ведущие израильские политики считают для себя главной угрозой усиление Ирана. По этой причине арабо-израильский конфликт постепенно отходит на второй план. На первый же план выдвигается арабо-иранский конфликт, в котором фактически участвует и Израиль (на стороне арабско-суннитской коалиции). Так, на протяжении всего 2018 года велись израильские бомбежки иранских и асадовских сил в Сирии. Фактически это помощь антиасадовской оппозиции.
Формирование независимого Курдистана
На стыке границ четырех государств — Сирии, Турции, Ирака и Ирана — растет военно-политическое напряжение, связанное с формированием независимого Курдистана.
В мире насчитывается около 50 млн курдов, в том числе 20-25 млн в Турции, 3 млн в Сирии, 6-7 млн в Ираке и около 10 млн в Иране. Не имеющие своего национального государства, курды на территории всех этих стран подвергались или продолжают подвергаться дискриминации. Это порождает острое противостояние между властями и курдскими национальными движениями.
На территории Ирака сформировано Региональное правительство Курдистана под контролем ДПК (Демократическая партия Курдистана) и других политических сил. Официально оно подчиняется центральному правительству, но на практике проводит самостоятельную политику и имеет собственные вооруженные силы. Курдская автономия в Ираке время от времени конфликтует с властями в Багдаде из-за спорных территорий и дележа финансовых потоков.
На территории Иранского Курдистана периодически происходят массовые протесты населения и вооруженные вылазки курдских партизан.
На территории Турции идет партизанская война, которой руководит РПК (Курдская рабочая партия), выступающая за курдскую национальную автономию или независимость.
В то же время сторонники РПК создали на территории Сирии независимый анклав (Рожава), обладающий рядом признаков государственности, включая правительство и вооруженное ополчение численностью до 50 тыс. человек. Таким образом, прямо на границах Турции сформировался гигантский бастион РПК. Курдские отряды поддерживались до недавнего времени армией США, которая вела совместные с ними операции против ИГИЛ.
Сложившаяся ситуация крайне раздражает Турцию, которая регулярно угрожает нанести по курдам массированные удары. В начале 2018 года Турция предприняла военную операцию, оккупировав курдский кантон Африн. Около 250 тыс. курдов были вынуждены бежать оттуда, спасаясь от воздушных ударов и массовых репрессий. Будет ли курдский вопрос разрешен мирным путем в рамках федерализации четырех государств, или же силовое противостояние будет продолжаться? Пока более вероятным представляется второй вариант. В любом случае остановить стремление десятков миллионов людей к национальному самоопределению вряд ли возможно.
Почему провалились американо-российские переговоры по Ближнему Востоку?
На переговорах Дональда Трампа с Владимиром Путиным в Хельсинки в июле 2018 года в центре внимания была Сирия. США считают своим главным противником на Ближнем Востоке резко усилившийся Иран. Поэтому они стремились убедить Россию помочь им удалить иранские подразделения из Сирии. В обмен Вашингтон мог бы предложить Москве снятие санкций, введенных американцами за политику России в Украине.
Однако это оказалось невозможным. Скорее всего, Трамп не обладает ресурсами, чтобы снять с России санкции. Кроме того, сомнительно, что влияние Кремля в Сирии достаточно для того, чтобы содействовать выводу из нее иранцев: около 80 тыс. иранских и проиранских бойцов стали важнейшей опорой непопулярного в стране режима Асада — без них он вряд ли сможет удержать власть.
Перед встречей Путина и Трампа американский дипломат, специалист по Ближнему Востоку Джеймс Джеффри, позднее назначенный специальным представителем США в Сирии, сказал в интервью израильской газете The Jerusalem Post, что Трамп, по-видимому, попытается обменять мягкую политику в отношении Москвы на помощь России американцам в изгнании Ирана с сирийского поля боя. «Но это задача не из легких, — заметил Джеффри. — Трамп, кажется, предлагает какое-то признание включения Крыма в состав РФ. Но есть целый ряд санкций, направленных против России, которые ввел Конгресс США, и целый ряд других, которые ввела Европа. И они не согласятся с этим. И как, собственно, русские собираются вытащить иранцев из Сирии?»
Теперь же, после промежуточных выборов в США, усилилось влияния оппонентов Трампа из Демократической партии в американском Конгрессе. Так что о подобных проектах, скорее всего, придется забыть.
Отступление США создает политический вакуум и порождает нестабильность
Отступление Трампа из Сирии и Афганистана связано с исполнением его предвыборного обещания — сократить финансирование военного присутствия за рубежом. Кроме того, согласно опросам, большинство американцев настроено против участия США в войне в Сирии, а Трамп готовится к президентской кампании 2020 года. Но верно и то, что эти действия — часть стратегического отступления Америки из некоторых регионов, начатого еще при Обаме. Такова реакция руководства США на неудачные войны в Ираке и Афганистане.
У Америки просто нет ресурсов (военных, экономических, интеллектуальных), чтобы напрямую контролировать Ближний Восток. Например, война в Ираке, которую начал в 2003 году Джордж Буш-младший, обошлась в $3 трлн. «Нельзя потратить три триллиона долларов — да, три триллиона долларов — на неудавшуюся войну за границей и не чувствовать боли дома», — заметил нобелевский лауреат, экономист Джозеф Стиглиц.
Мало того что война была крайне разорительной — она стала причиной политической катастрофы. Оккупировав Ирак, сместив антииранский суннитский режим Саддама Хусейна, американцы привели к власти в этой стране представителей шиитского большинства, часть которых ориентируется на союз с Ираном. Парадоксально, но именно США создали условия для появления современной «Персидской империи».
Ослабление позиций США в регионе усиливает противоречия между теми, кто делит Ближний Восток
Обама вывел войска из Ирака, теперь Трамп выводит их из Сирии. Но в результате возникает политический вакуум. В него втягиваются региональные державы, ведущие борьбу за господство и сферы влияния. Иными словами, ослабление позиций США в регионе является фактором, усиливающим противоречия между теми, кто делит Ближний Восток. Это ведет к политической турбулентности.
Так, курдская РПК, контролировавшая 25% территории Сирии, находилась до сих пор под американской защитой. В случае полного ухода американцев из Сирии этот район станет предметом раздела, в котором могут принять участие Турция, Иран, режим Асада, Россия. Теоретически возможны также сценарии с участием вооруженных сил Британии, Франции или Саудовской Аравии, которые могли бы защитить курдскую автономию. Но все это может привести к росту нестабильности, к новым столкновениям в ходе борьбы за контроль над регионом.
Источник