Латинская Америка 11 класс
план-конспект урока по географии (11 класс)
Открытый урок по географии с учётом требований ФГОС по теме «Латинская Америка»
Класс: 11
Цель: сформировать у учащихся представление о странах Латинской Америки, истории заселения, особенностях ЭГП.
Образовательные задачи:
- дополнить и сформировать представление о странах Латинской Америки;
- познакомиться с историей заселения о освоения региона;
- сформировать современную политическую карту Латинской Америки;
- изучить особенности ЭГП Латинской Америки.
Планируемый результат обучения:
- учащиеся дополнят уже имеющиеся у них знания о странах Латинской Америки;
- ознакомятся с историей заселения Латинской Америки и условиями формирования её современной политической карты;
- выделят особенности ЭГП;
- продолжат формировать и совершенствовать навыки работы с текстом, различными источниками информации, атласом.
- учащиеся смогут обобщить полученную информацию и составить “паспорт” Латинской Америки;
- учащиеся смогут самостоятельно оценить свои достижения на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_latinskaya_amerika.docx | 18.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по географии с учётом требований ФГОС по теме «Латинская Америка»
Цель: сформировать у учащихся представление о странах Латинской Америки, истории заселения, особенностях ЭГП.
- дополнить и сформировать представление о странах Латинской Америки;
- познакомиться с историей заселения о освоения региона;
- сформировать современную политическую карту Латинской Америки;
- изучить особенности ЭГП Латинской Америки.
Планируемый результат обучения:
- учащиеся дополнят уже имеющиеся у них знания о странах Латинской Америки;
- ознакомятся с историей заселения Латинской Америки и условиями формирования её современной политической карты;
- выделят особенности ЭГП;
- продолжат формировать и совершенствовать навыки работы с текстом, различными источниками информации, атласом.
- учащиеся смогут обобщить полученную информацию и составить “паспорт” Латинской Америки;
- учащиеся смогут самостоятельно оценить свои достижения на уроке.
- учащиеся самостоятельно определяют тему урока, формулируют задачи урока;
- самостоятельно планируют способы решения заданий, осознанно выбирают наиболее эффективные;
- осуществляют самоконтроль и корректируют свои действия;
учебные умения познавательной направленности
- учащиеся определяют понятия, классифицируют, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы;
- преобразовывают знаки и символы для решения учебных задач;
- учащиеся владеют приёмами смыслового чтения; устной и письменной речью;
- умеют организовывать учебное сотрудничество и работать индивидуально; находить общее решение проблемы; формулировать и отстаивать своё мнение;
- развитие компетентности в области использования ИКТ
экологическое мышление и поведение учащихся
- формирование и развитие экологического мышления.
Тип урока: изучение нового материала
1. Организационный момент (регулятивные умения)
Учащимся предлагается ассоциативный ряд из слов: латынь, Мексика, Аргентина, Бразилия, Америка.
Учитель: Ребята, как ы думаете, что может связывать эти слова?
Учащиеся высказывают свои мысли, среди которых звучит и Латинская Америка.
Учитель : Итак, как вы уже сказали, тема нашего урока – Латинская Америка.
2. Постановка целей урока, мотивация учебной деятельности (регулятивные умения, учебные умения познавательной направленности, ИКТ-технологии)
“Работа над понятием”
Учитель: сейчас я предлагаю вам найти в словарях определение понятия “Латинская Америка”.
Исходя из определения давайте сформулируем задачи урока. На доске вы видите слова-“помощники” (повторим, изучим, узнаем. воспользуйтесь ими.
Учитель на доске фиксирует задачи, определённые учащимися.
3. Актуализация знаний УУД (регулятивные умения, учебные умения познавательной направленности)
“Корзина идей, понятий, имён”
Учитель: я предлагаю вам начать записывать на стиках всё, что вы знаете о Латинской Америке, и в течение урока вы будете дополнять свои записи новой информацией. А сейчас давайте заполним “Корзину”, уже имеющимися у вас знаниями.
4. “Открытие нового знания” (регулятивные умения, учебные умения познавательной направленности, речевое развитие, коммуникативные умения)
“Вопросы к тексту”
Учащимся предлагается текст “История заселения. Формирование политической карты Латинской Америки” ( Приложение 1) , к которому они должны составить за определённое время определённой количество вопросов-суждений. Схема вопросов находится на доске. (7 вопросов за 5 минут).
Учитель: Итак, мы познакомились с историей заселения и формирования Латинской Америки. А теперь давайте попробуем удивить друг друга фактами о её ЭГП.
“Работа с атласом”
Учащиеся по очереди называют факты, характеризующие ЭГП Лат. Америки.
5. Первичная проверка понимания нового материала (регулятивные умения)
“Работа в рабочих тетрадях”
Необходимо выполнить задания 1-5 на с. 53 в рабочей тетради. Затем несколько учащихся комментируют эти задания, а остальные самостоятельно проверяют и оценивают свою работу.
6. Первичное закрепление (регулятивные умения, учебные умения познавательной направленности, речевое развитие, коммуникативные умения, экологическое мышление)
Учитель: а теперь я предлагаю вам создать “паспорт” Лат. Америки, на основании полученной вами информации.
Учащиеся составляют “паспорт”, желающие его предоставляют к обсуждению.
На основании анализа “паспортных” данных, учитель возвращается к задачам урока и проверяет вместе с учащимися насколько они выполнены.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Проработать с. 331-340, ознакомиться с дополнительным текстом на с. 343-346. Выполнить задания 8, 9 с. 347.
Учащиеся оставляют свои комментарии в листах-отзывах.
Карточка с заданием “Продолжить фразу”:
- Мне было интересно.
- Мы сегодня разобрались.
- Я сегодня понял, что.
- Мне было трудно.
- Завтра я хочу на уроке.
1. Экономическая и социальная география мира: учеб. для 10 кл общеобразоват. учреждений / В. П. Максаковский. – 15-е изд. — М.: Просвещение, 2007. – 398 с.: ил., карт.
2. Атлас “Экономическая и социальная география мира”
3. Большая российская энциклопедия, 2011 г. 17 том, с. 53
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока истории в 8 классе по теме «Латинская Америка в XIX веке» включает конспект урока, раздаточный материал для учащихся, электронную презентацию, самоанализ урока.
Презентация к уроку георафии в 11 классе естественно-математического направления по теме «Формирование политической карты стран Латинской Америки», автор А.Бейсенова.
Самостоятельная работа по географии 10 класс на тему «Общая характеристика Латинской Америки» для выполнения работы используется учебник по географии 10 класс В.П. Максаковский «Экономическая и социал.
Представляю итоговый урок по теме «Древние цивилизации Латинской Америки.Майя» в 7 классе.
Тесты по географии 10 класс по темам:»Зарубежная Европа», «Зарубежная Азия», «Латинская Америка».
Презентация может быть использована на уроках истории в 11 классе по учебнику базового уровня авторов А.Н.Алексашкина, А.А.Данилов, Л.Г.Косулина Россия и мир в 20- начале 21 века.
Контрольная работа с ответами по темам: Северная Америка и Латинская Америка, для учащихся 11 класса.
Источник
Урок «Комплексная характеристика Латинской Америки», 11 класс
Тема урока: Комплексная географическая характеристика Латинской Америки.
Цель: Формирование представлений и знаний об особенностях Латинской Америки.
Задачи:
1. Определить географическое положение региона.
2. Показать социально- экономический уровень развития стран Латинской Америки.
3. Оценить природно- ресурсный потенциал для развития хозяйства Латинской Америки;
4. Охарактеризовать население.
5. Показать, какие отрасли определяют место Латинской Америки в международной специализации.
6. Продолжить формировать географические умения: анализировать картографические и статистические материалы.
7. Способствовать воспитанию интернациональных чувств, интереса к познанию жизни других народов и стран; воспитать ответственность, организованность, самостоятельность.
Тип урока: Изучение новой темы
Оборудование: карты Латинской Америки, атлас, презентация, проектор.
УМК: учебник В.П.Максаковский, атлас, физическая и политическая карта мира.
I. Организационный момент: Приветствие, подготовка к уроку.
Сегодня мы приступаем к изучению следующего региона, Латинская Америка. Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним некоторые моменты об этом регионе, которые мы изучали ранее в предыдущем курсе. (предполагаемые ответы учащихся). Вы уже знаете, что по уровню экономического развития все страны Латинской Америки………. ( Относятся к развивающимся, но уровень их развития заметно выше африканских стран и многих стран Азии). Как вы думаете, почему эти страны в экономическом отношении приближаются к некоторым странам Европы? (Заинтересованность США в политической и экономической стабильности соседних стран.) А сейчас откройте тетрадь, запишите число и тему урока: Комплексная географическая характеристика Латинской Америки.
Исходя из темы, попробуйте определить задачи урока:
1. Сформировать знания о географическом положении региона.
2. Оценить природно- ресурсный потенциал для развития хозяйства Латинской Америки.
3. Сформировать представление о странах Латинской Америки.
Трудно представить, что в 21 веке новым «тигром» сможет стать не страна, а целый континент, который считается, по сей день типичным, со всеми «минусами» отсталости, звеном «третьего мира».
В конце нашего урока попробуйте ответить на этот вопрос. Может ли Латинская Америка считаться новым «тигром» и если да, то почему?
А) географическое положение.
Ребята, чтобы определить географическое положение, давайте ответим на вопросы:
— чем связана Северная и Южная Америка?
— географическое положение Латинской Америки похоже, на какой другой регион?(Африка)
— Латинская Америка отделяется проливом Дрейка, от какого материка?(Антарктида)
— Латинская Америка находится в сравнительной близости с каким государством? (США)
— Латинская Америка протянулась от, куда и до, куда? (от США до включительно Аргентины, включая острова принадлежащие Латинской Америки)
— В состав Латинской Америки входят, какие страны?
— Какими океанами омывается Латинская Америка? (Тихим и Атлантическим)
— Есть ли сухопутная граница у этого региона? (США)
— Какие страны Латинской Америки не имеют выхода к океану? (Боливия и Парагва)
— Границы между странами большей частью проходят по сложным природным рубежам или нет? ( Да, по горным хребтам и рекам). Определите по карте атласа, по каким горным хребтам и крупным рекам проходит граница?
— Найдите в учебнике на стр. 331 протяженность Латинской Америки.
— Латинская Америка это регион Восточного или Западного полушария? ( Западного)
-Как отличаются страны по государственному строю? (Работа с визитной картой форзаца учебника) Сделайте вывод. (Все страны Латинской Америки либо республики, либо государства в составе содружества, возглавляемого Великобританией.)
В состав Латинской Америки входят: Мексика, страны Центральной Америки, Вест-Индия и Южной Америки. Всего в состав региона входят 33 суверенных государств, а также 14 стран, являющихся владениями Великобритании, Франции, Нидерландов и США. Площадь региона- 21 млн. км2.
Б) Природные условия и ресурсы
В целом природные условия, на большей части территории Латинской Америки благоприятны для жизни людей и хозяйственной деятельности.
Латинская Америка относится к числу регионов мира, богато обеспеченных природными ресурсами. Это объясняется особенностями геологического и тектонического строения ее обширной территорией. Какими полезными ископаемыми богаты страны Латинской Америки ? Откройте учебник стр. 332 и атлас и определите виды минеральных ресурсов. Запасы нефти Л,А. –значительны( 47% Венесуэлла-оз.Морокайбо ,более 45% Мексика)., природный газ ( Аргнтина, Тринидад и Тобаго, Боливия, Чили, Эквадор. Каменныйуголб в Колумбии, Венесуэлле, Аргентине и Чили. Бразилия -80%.
Размеры марганцевых руд не велики. Бразилия ок 50%. Самостоятельно-молибденовые руды –не образуются, но зависят от медно-порфированных руд ( Мексика, Перу, Панами, Колумбия, Аргентина, Бразилия. Бокситами богаты страны Бразилии 35%, Венесуэлла 30%, Ямайка 10%.
Очень распространены –серебро, Бразилия-золото, Колумбия-платина, Боливия- оловянные и сурьмяные руды. В Л.А.- встречается-уран, хром, никель, вольфрам, ртуть, бор, асбест.
Из отдельных стран 1 место занимает по богатству и разнообразию полезных ископаемых принадлежит Бразилии, 2 место — Мексике, вслед за ней идут Чили, Перу, Венесуэла, Колумбия.
Латинская Америка богата водными ресурсами и по обеспеченности среди крупных регионов занимает 1 место, а по гидроэнергоресурсам уступает только Зарубежной Азии. Богата лесными ресурсами. Леса покрывают ½ всей территории региона, многие породы деревьев дают особенно ценную древесину. Очень богат и разнообразен животный мир региона.
В) Население
Какова численность населения этого региона и какими темпами он растет? ( Смотрите стр. 333 учебника) Ответ: 561 млн.чел. 2005 год. 2 тип воспроизводства. Для размещения населения характерны три главные причины (смотреть учебник стр. 336)
Термин «Латинская»- отражает названия романских языков( испанского, португальского и французского)-на которых говорит большинство населения региона. Латинская Америка — собирательное наименование американских стран и территорий, использующих в качестве официальных романские языки (то есть произошедшие от латыни), прежде всего — иберо-романские испанский и португальский, иногда также галло-романский французский. Название объясняется тем, что романские языки произошли от латинского языка.
Современный этнический состав населения сложился под воздействием трех компонентов: (см. стр. 333)
1. индейские племена и народности
2. европейские переселенцы
Более половины населения региона – это потомки смешанных браков: метисы, мулаты и самбо.
Народы: Племена ( майя, ацтеки, инки) В рузельтате колониальных завоеваний были уничтожены. В 16 в. – полностью исчезли народы о.Вест-Индия. Были привезины из Африки, в качестве рабов.
Религия: основная часть католики, протестанты, христиане, мусульмане. Плотность не высокая населения. Но быстрый рост городов. В регионе сложился латиноамериканский тип города. Ядром города служит центральная площадь. От этой площади углами расходятся улицы, образуя «шахматную» сетку. Идет активный процесс городских агломераций. (Мехико, Буэнос – Айрес). Началось первое формирование мегаполисов в Мексике, Бразилии и Аргентине.
Присутствует «ложная урбанизация). Найдите в учебнике стр. 337.
Г. Хозяйство. (Работа с учебником)
Ответим с вами на вопрос, который я задала в начале урока)
В целом Латинская Америка достигла более высокого уровня социально- экономического развития. После тяжелых, кризисных 80-х годов.
Общими чертами хозяйства стран Латинской Америки можно считать:
• Быстрые темпы развития тяжелой промышленности
• Хозяйство многоукладное
• Узкую специализацию
• Зависимость от иностранного капитала
• Преобладание добывающей промышленности и сельского хозяйства
— промышленность ( гороно добывающая, обрабатывающая, черная, цветная металлургия, нефтяная и нефтепереработка)
машиностроение ( авто и судостроение, электроника, авиастроение, станкостроение)
-лесная и деревообрабатывающая
Что такое латифундия? Стр. 339.
Уровень экономического развития стран Латинской Америки заметно выше, чем в странах Африки и большинстве стран Азии. В странах Л.А. наряду с добывающей промышленностью все большую роль играют отрасли машиностроения. Сельское хозяйство включает два сектора: потребительское и товарное. Неразвитость транспортной сети является серьезным тормозом в развитии стран региона.
ЭКСПОРТ И ИМПОРТ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
Страны Латинской Америки экспортируют напитки и табак (около 10% экспорта), химические товары — 10%, транспортные средства и оборудование — 33-35%.
Потребности в импорте превосходят возможности экспорта, поэтому структура внешней торговли не сбалансирована. Все страны региона вывозят продовольствие — кофе, какао, цитрусовые, бананы, сахар, зерно, мясо. Отдельные имеют узкую специализацию. Например, мировым экспортером кофе являются Бразилия, Колумбия, зерновых — Аргентина, бананов — Эквадор. Аргентина и Уругвай — признанные мировые лидеры в экспорте коней и мяса. Около 1/4 товарного сырьевого экспорта приходится на нефть и нефтепродукты, черные и цветные металлы. Так, Чили вывозит медь, Перу — свинец и медь, Боливия — олово, Ямайка — бокситы.
Определим с вами, какие черты экономики стран Латинской Америки характеризуют их как страны «третьего мира» ?
— низкие показатели ВВП на душу населения.
— прогресс сферы услуг
— возрастание доли добывающей промышленности
— чрезвычайно большие различия социально- экономических показателей между отдельными странами и внутригосударственными районами.
— низкие показатели в области социальной сферы
— отсталое сельское хозяйство, сохранение старых форм землевладения и землепользования
-тормозом на пути социально-экономического развития латиноамериканских государств является неудовлетворительное состояние транспорта. Многие территории практически лишены современных дорог. Главный вид сухопутного транспорта – автомобильный. Важнейшее значение имеет Панамериканское шоссе, протянувшееся от границ США до Буэнос-Айреса через многие столицы стран континента, а также Трансамазонская магистраль. Решающую роль во внешнеэкономических связях играет морской транспорт (за исключением Мексики).
— Какие черты характеризуют отсталость стран Латинской Америки? (Многоукладность, преобладание добывающих отраслей над перерабатывающими, монокультурная специализация, колониальный тип рисунка хозяйства и колониальный тип структуры хозяйства.)
— Какие показатели развития сельского хозяйства ( низкая продуктивность, монокультурная специализация некоторых стран, плантационное хозяйство, малый удельный вес обрабатываемой площади). Это все мешает развитию сельского хозяйства и решению вопроса продовольственной программы.
Источник