Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна
Соо́бщество стра́н Лати́нской Аме́рики и Кари́бского бассе́йна (исп. Comunidad de Estados Latinoamericanos y Caribeños, CELAC , порт. Comunidade de Estados Latino-Americanos e Caribenhos , фр. Communauté des États Latino-Américains et Caribéens , нидерл. Gemeenschap van de Latijns-Amerikaanse en Caribische landen ) — предварительное [1] название регионального блока государств Латинской Америки и Карибского бассейна, основанного 23 февраля 2010 года во время совместного саммита Группы Рио и Карибского сообщества [2] в Плая-дель-Кармен. [3] [2] Официальное название, а также цели и задачи организации должны быть определены на саммитах, планируемых к проведению в 2011-м в Венесуэле и в 2012-м — в Чили. [1] При этом запланированный на 5 июля саммит в Каракасе был перенесен на 9 декабря [4] 2011-го из-за состояния здоровья Уго Чавеса. [5]
Содержание
Перспективы
Согласно мнению исследователей Иньиго Эррехон и Альредо Серрано, Содружество государств Латинской Америки и Карибского бассейна (Celac) претендует на роль лидера Латинской Америки, которую до настоящего момента играла Организация американских государств [6] .
Состав
В состав Сообщества входят все независимые государства Северной, Центральной и Южной Америк, исключая США и Канаду. [1] [3]
См. также
Примечания
- ↑ 123Латинская Америка решила объединиться без участия США (рус.) , В мире, «Lenta.ru» (24 февраля 2010). Проверено 4 августа 2011. «Официальное название нового объединения и его устав будут определены в процессе его формирования и закреплены на саммитах, которые планируется провести в Венесуэле и Чили в 2011 и 2012 году соответственно.».
- ↑ 12Ecuador, Venezuela back Rio Group expansion (англ.) , World, Playa del Carmen, Mexico: Xinhua News Agency (22 February 2010). Проверено 4 августа 2011. «A so-called Unity Summit involving the Rio Group and the the Caribbean Community (Caricom) is being held at this Mexican resort.».
- ↑ 12Rodriguez, Olga R.. Latin America creates bloc without US and Canada (англ.) , Playa del Carmen, Mexico: The San Diego Union-Tribune (23 February 2010). Проверено 4 августа 2011.
- ↑President Chávez schedules Clacs summit for December 9 (англ.) , Daily News, El Universal (28 July 2011). Проверено 4 августа 2011. «Venezuela’s President Hugo Chávez announced on Thursday morning that Latin American and Caribbean presidents are being convened to a meeting in Caracas next December 9.».
- ↑Уго Чавес приветствовал восторженную толпу в Каракасе (рус.) , «Русская служба Би-би-си» (5 июля 2011). Проверено 4 августа 2011. «Из-за состояния здоровья Уго Чавеса Венесуэла отложила намеченный на среду важный саммит Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC), который должен был пройти в Каракасе в дни 200-летней годовщины со дня создания венесуэльского государства.».
- ↑Перевороты нового типа в Латинской Америке
Ссылки
- Latin American and Caribbean Unity Summit Declaration (англ.) — декларация саммита Группы Рио и Карибского сообщества на сайте АЛБА
Это заготовка статьи по географии Южной Америки. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. Это примечание по возможности следует заменить более точным. |
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна» в других словарях:
Группа Рио — Постоянно действующий механизм политических консультаций … Википедия
Африканский союз — араб. الاتحاد الأفريقي фр. Union africaine англ. African Union исп. Unión Africana порт. União Africana суахили … Википедия
Куба — 1) остров в арх. Бол. Антильские о ва, Вест Индия. Колумб, открывший этот остров в 1492 г., слышал индейское название Куба, которое относилось к индейскому селению или к части сев. побережья. Будучи уверен, что открытая им земля представляет… … Географическая энциклопедия
Испания — (Spain) Географическая характеристика Испании, история Королевства Испания, экономика Испании Политическая структура и административное деление Испании, самые крупные города Испании, испанская кухня, внешняя политика Испании Содержание Содержание … Энциклопедия инвестора
Совещания Коммунистических и рабочих партий — форма идейно политических связей между коммунистическими и рабочими партиями разных стран и координации их деятельности, получившая широкое распространение после роспуска Коммунистического Интернационала (См. Коммунистический… … Большая советская энциклопедия
Экономика Кубы — Экономические показатели Валюта Песо (=100 сентаво) Международные организации Экономическая комиссия ООН для Латинской Америки СЭВ (1972 1991) ЛАЭС (с 1975) Ассоциация латиноамериканской интеграции (АЛАИ) Группа 77 ВТО (с 1995) Petrocaribe (с… … Википедия
Меркосур — Флаг Меркосур … Википедия
Международно-правовой статус Сахарской Арабской Демократической Республики — Эта статья является частью серии: Конфликт в Западной Сахаре Западная Сахара Историческая справка История Западной Сахары … Википедия
Всемирный банк — (World Bank) Всемирный банк это межправительственное кредитное учреждение, целью которого является повышение уровня жизни развивающихся стран, путем оказания им финансовой помощи Определение Всемирный банк, история Всемирного банка, его… … Энциклопедия инвестора
Экономика Никарагуа — Экономические показатели Валюта Золотая кордоба (=100 сентаво) Международные организации Экономическая комиссия ООН для Латинской Америки (с 1948) ЦАОР (1960 1969) Союз стран экспортеров сахара Латиноамериканская экономическая система (ЛАЭС) SICA … Википедия
Источник
Основные объединения в Латинской Америке
1. Латиноамериканская Ассоциация Свободной Торговли – АЛАЛК(Аргентина, Бразилия и Мексика) начало 60-х. Целью Ассоциации служило усиление конкурентных позиций латиноамериканских стран в мировой экономике. В 1969 с этой же целью при участии и под патронажем АЛАЛК была образована так называемая Андская Группа стран, включившая в себя Боливию, Колумбию, Перу, Чили и Эквадор и Венесуэлу. В конце 70-х некоторые из членов АЛАЛК были уличены в экспорте своих наиболее ценных (как правило, сырьевых) товаров в нарушение условий торговых соглашений. Это поставило под вопрос существование АЛАЛК, которая в августе 1980 и была преобразована в Ассоциацию Латиноамериканской Интеграции (АЛАДИ). Стратегической целью новой организации является “гармоничное и сбалансированное развитие экономик латиноамериканских стран, которое, в конечном итоге, должно привести к созданию единого экономического пространства”. Одиннадцать членов этой организации разделены на три группы: наиболее развитые (Аргентина, Бразилия и Мексика), среднеразвитые (Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай и Чили) и наименее развитые (Боливия, Парагвай и Эквадор).
2.Другой экономической группировкой, распространяющей свое влияние почти на всю Латинскую Америку, являетсяЛатиноамериканская Экономическая Система (СЕЛА). СЕЛА была основана в 1975. Главная цель: “укрепление сотрудничества между странами ЛА и ускорение социально-экономического развития региона”. СЕЛА в основном координирует усилия и лоббирует интересы латиноамериканских государств в международных экономических организациях. Так в начале 90-х СЕЛА представляла 27 государств региона на переговорах поГенеральному Соглашению по Тарифам и Торговле. В 1994 эти переговоры привели к созданию на месте ГАТТВТО.
3.В это же время все более заметную роль в МО начинало играть др. интеграционное объединение — Общий рынок стран южного конуса (МЕРКОСУР), объединивший двух южноамериканских гигантов — Бразилию и Аргентину, а также соседние Парагвай и Уругвай и недавно присоединившуюся Венесуэлу. Договор о создании объединения был подписан в марте 1991 в г. Асунсьон (Парагвай). МЕРКОСУР превратился в наиболее динамично развивающийся интеграционный блок Западного полушария, охватывающий почти 60% территории ЛА, 46% ее населения и около 50% ВВП.
МЕРКОСУР — региональная торговая организация, созданная с целью “сокращения или полного устранения всех таможенных сборов между членами организации и проведения единой таможенной политики по отношению к внешнему миру.
15 декабря 1995 в Мадриде было подписано соглашение о сотрудничестве между МЕРКОСУР и ЕС. Это отражало заметно возросший интерес западноевропейских стран к открывающимся перспективным латиноамериканским рынкам, а также стремление в рамках стратегического партнерства с южноамериканскими гигантами расширить свои внешнеполитические возможности. Такое партнерство не только в целом способствовало наращиванию переговорного потенциала стран — членов МЕРКОСУР, но и существенно укрепляло их позиции в диалоге с США.
МЕРКОСУР выступает единым блоком в отношениях с ЕС, Андским сообществом (АС) и на переговорах по созданию межамериканской зоны свободной торговли (МАЗСТ).
При ведущей роли Бразилии вокруг МЕРКОСУР формируется единое экономическое пространство Южной Америки. В 2004 вступило в силу соответствующее рамочное соглашение с Андским сообществом. Об укреплении позиций и влияния МЕРКОСУР свидетельствуют стремление Мексики стать участником объединения (начат переговорный процесс). На третьем саммите государств Южной Америки в г. Куско (Перу, декабрь 2004) принято решение о создании более широкого регионального объединения – Южноамериканского сообщества наций (ЮАСН), ядром которого должен стать МЕРКОСУР.
4. Для середины 90-х характерно выдвижение на первый план еще одного «чисто латиноамериканского» объединения, в которое входят не только страны — члены МЕРКОСУР, но и практически все ведущие страны Латино-Карибской Америки. Речь идет о Группе Рио — механизме политических консультаций и коллективной дипломатии стран региона. Став своеобразным преемником Контадорской группы, в 80-е годы внесшей весомый вклад в урегулирование конфликта в Центральной Америке, Группа Рио институционализировалась в 1986 и впоследствии становилась все более влиятельным действующим участником международных отношений в Западном полушарии. При этом деятельность Группы Рио не ограничивалась лишь рамками Западного полушария, а охватывала весь спектр актуальных международных проблем. Так, на саммите в Асунсьоне обсуждалась проблема реформы ООН и, в частности, расширения числа постоянных членов Совбеза. Страны-участницы подчеркнули необходимость предоставления Латинской Америке одного — двух мест постоянных членов СБ. Вместе с тем в Асунсьоне не удалось определить, какое государство конкретно будет представлять регион в этом качестве.
Среди определяющих черт международных отношений в Западном полушарии, безусловно, в первую очередь следует выделить резкую активизацию интеграционных процессов. Мощный импульс им придала «Инициатива для Америк», провозглашенная президентом США Дж. Бушем в 1990 г. Она предусматривает создание единого экономического пространства от Аляски до Огненной Земли. «Инициатива для Америк» уже в начале десятилетия существенно динамизировала отношения США с латиноамериканскими странами. Всего за один лишь 1991 г. Соединенные Штаты заключили рамочные соглашения о переходе к свободной торговле практически со всеми уже существовавшими субрегиональными объединениями — Карибским общим рынком (КАРИКОМ), Системой Центральноамериканской интеграции (СЦАИ), Андским пактом, Общим рынком стран Южного конуса (МЕРКОСУР). С Мексикой с 1991 г. Соединенные Штаты и Канада вступили в переговорный процесс по вопросу создания Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА).
Столь резко возросший интерес США к латиноамериканскому региону в начале десятилетия был обусловлен следующими факторами. После окончания холодной войны более очевидным стало формирование двух мощных экономических мегаблоков — в Западной Европе и в АТР, в ближайшие десятилетия способных превратиться в главные структурные звенья нового миропорядка. Это не вписывалось в выдвинутую Соединенными Штатами после распада СССР концепцию однополюсного мира. На фоне интенсивного формирования новых полюсов экономической и политической мощи более отчетливо обозначились нарастающие трудности американской экономики, постепенное снижение веса США в мировой торговле и финансах. В этом отношении формирование североамериканского рынка могло придать новое дыхание американской экономике, открыть доступ к дешевой рабочей силе и природным ресурсам соседних Мексики и Канады.
Существенным обстоятельством, стимулировавшим «Инициативу для Америк», стал объективный процесс растущей взаимозависимости между США и остальной частью региона. Значительные сдвиги в этом отношении произошли в 80-х годах. Соединенные Штаты, пожалуй, впервые реально ощутили на себе последствия финансово-экономического кризиса в Латинской Америке, выразившегося в потере сотен тысяч рабочих мест из-за снижения объемов торговли, в неконтролируемом потоке нелегальной миграции с юга. Источником мощной миграционной волны, захлестнувшей США, стал центральноамериканский конфликт.
Др. фактором возросшей взаимозависимости «двух Америк» стал комплекс проблем наркобизнеса и наркотрафика. В Западном полушарии находятся самый крупный в мире потребитель наркотиков — США и самые крупные в мире производители — Колумбия, Перу, Боливия и Мексика. К началу десятилетия борьба с наркотрафиком была объявлена Соединенными Штатами в качестве одной из приоритетных проблем национальной безопасности, непосредственно связанной с «будущим американской нации». Наивысшей точкой сближения стала встреча 34 государств западного полушария в Майями. В принятой на встрече в верхах «Декларации принципов партнерства во имя развития и процветания: демократия, свободная торговля и развитие на Американском континенте» и в прилагавшемся Плане действий, состоящем из 100 пунктов, было провозглашено создание к 2005 г. Панамериканской зоны свободной торговли.
Переговоры продвигались медленно, да и современная администрация США почти отказалась от этой идеи, руководствуясь причинами общей экономической нестабильности в регионе и противоречиями, возникшими с лидерами МЕРКОСУР.
Зона Свободной Торговли Американского континента (ФТАА), практически гарантирует, что продукция и корпорации США будут преобладать над любыми и всеми экономическими конкурентами.
На саммите Америк в Аргентине 2005 была принята итоговая декларация, которая категорически отвергла идею зоны свободной торговли. Представители почти 600 различных общественных и политических организаций из всех стран Западного полушария твердо потребовали немедленного прекращения всех переговоров по созданию зоны свободной торговли, которая изначально ставит в неравное положение с США и Канадой более слабые латиноамериканские страны. США и Канада, в отличие от латиноамериканских стран, мощно субсидируют сельхоз. производство. В результате их продукция намного более конкурентоспособна и в случае создания зоны способна удушить местного производителя, обострив до крайности и без того предельно сложные социально-экономические проблемы здешних стран.
Бразилия является основным препятствием для мечты США завоевать все латиноамериканские рынки благодаря своей преобладающей производительной силе. Бразилия, со всеми своими богатствами и ресурсами и большим работающим населением, имеет потенциал для более независимой экономической политики, даже в рамках капиталистической системы, с помощью введения рынка МЕРКОСУР для экономического развития Южной Америки.
Относительно новым направлением внешнеполитической активности ведущих государств континента стал Азиатско-тихоокеанский регион (АТР). Если в предшествовавшие десятилетия деятельность латиноамериканских стран в этом регионе в основном сводилась к борьбе за прекращение Францией ядерных испытаний в Южной части Тихого океана, а также защите рыболовных ресурсов своих прибрежных вод, то в 90-е на первый план вышло стремление подключиться к новому интеграционному полюсу, формирующемуся в АТР. Своеобразным признанием растущего влияния ведущих латиноамериканских государств в мировой политике в целом и расширения их связей со странами региона стал прием Мексики, Перу и Чили в качестве полноправных членов в Ассоциацию азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).
Сегодня в ЛА наблюдается беспрецедентный период мира между странами региона.
Источник