- Развитие мирового морского флота
- ↑ Таблица 15 Динамика объема морских перевозок
- ↑ Таблица 16 Рост тоннажа мирового морского флота
- ↑ Таблица 17 Распределение тоннажа морского флота по группам стран
- По морям и океанам: самый большой флот в мире имеют США, Китай и не только
- Самые большие флоты в мире на 2021 год
- 1. ВМС США
- 2. ВМС КНР
- 3. ВМФ Россия
- 4. Морские силы самообороны Японии
- 5. ВМС Индии
- Военно-морские флоты Российской Федерации
- Краснознаменный Северный флот
- Краснознаменный Черноморский флот
- Тихоокеанский флот
- Дважды Краснознаменный Балтийский флот
- Каспийская флотилия
- Самый большой торговый флот
- Панама
- Либерия
- Китай
- Япония
- Сингапур
Развитие мирового морского флота
Для характеристики тоннажа морского флота применяются два показателя − грузовместимости и грузоподъемности судна. Грузовместимость − объемная единица вместимости судна. Валовая вместимость измеряется в брутто-регистровых тонах (1 бр.-рег. т равна 100 футам 3 или 2,83 м 3 ). Грузоподъемность − вес полезного груза и грузовых запасов, которые может поднять судно при погружении на установленную величину (измеряется в тоннах дедвейт). Динамика тоннажа морского флота до начала 1980-х гг. отличалась высокими темпами роста. В первой половине ХХ в. тоннаж флота вырос в 2,8 раза (с 28,6 млн рег. т в 1900 г. до 81,6 млн в 1950 г.). В период активного роста всего за 20 лет (1960−1980 гг.) он увеличился в 3,3 раза, т. е. в среднем годовые темпы прироста составляют 6,2 % (таб. 16). Снижение перевозок нефти в результате энергетического кризиса привело к замедлению роста мирового судоходства, в 1979−1983 гг. из эксплуатации были выведены суда общей грузоподъемностью в 50 млн т дедвейт. В 1987−1988 гг. тоннаж флота несколько уменьшился. Затем ежегодный прирост колебался от 0,8 до 3,2 % (в 1991 г.), в 1999 г. он составил 1 %, а в 2000 г. − 1,5 %.
↑ Таблица 15 Динамика объема морских перевозок
Годы | Перевозки, млн т | Индекс, в % к предшествующему периоду |
1950 | 550 | 100 |
1960 | 1110 | 202 |
1970 | 2600 | 234 |
1975 | 3072 | 118 |
1980 | 3680 | 120 |
1985 | 3382 | 92 |
1990 | 3700 | 109 |
1995 | 4651 | 126 |
2000 | 5100 | 109 |
На протяжении всего ХХ в. углубляется специализация тоннажа, отмечаются значительные структурные изменения в типах судов. В первой половине ХХ в. появляются первые специализированные суда − танкеры, а затем и рефрижераторы. По роду перевозимых грузов в наливном флоте выделяются танкеры для перевозки сырой нефти, нефтепродуктовозы, газовозы, химовозы, танкеры-метановозы для перевозки сжиженного природного газа. В сухогрузном флоте различают универсальные и специализированные суда. Первый тип отличается большим раскрытием палуб (0,7−0,8 ширины судна), крупногабаритными люками, что позволяет вести погрузочные работы кранами без дополнительных горизонтальных перемещений груза внутри судна. Специализированные сухогрузы приспособлены для перевозки массовых грузов (рудо-, лесо-, зерно-, банано‑, автомобилевозы и др.), среди них преобладают балкеры − однопалубные суда с кормовым расположением машинного отделения, большими люками и механизмами для ускорения грузовых операций. Развитие контейнерных перевозок вызвало появление новых типов судов – контейнеровозов, погрузка и выгрузка из которых осуществляется горизонтальным способом (ролкеры). Обслуживание мелководных портов осуществляют лихтеровозы – суда, которые берут на борт мелкосидящие баржи-лихтеры весом 500–1000 т и спускают их на воду собственными грузовыми механизмами на рейде. Развитие морского паромного сообщения потребовало новых типов судов-паромов для перевозки пассажиров и грузов. В 1960-х гг. сформировался большой флот для перевозки массовых сухогрузов, который составлял в 1980 г. около 1/4 всего мирового тоннажа. Удельный вес танкеров, который в середине ХХ в. не превышал 1/5 всего тоннажа флота, к 1980 г. достиг 42 %. После энергетического кризиса доля танкеров несколько снизилась. В современной структуре тоннажа морского флота танкеры составляют около 34 %, балкеры – 36 %. В целом суда для перевозки массовых грузов составляют почти 2/3 мирового флота, а остальные 25 % представляют суда по перевозке генеральных (промышленных) товаров и грузов. В составе этого флота произошли также значительные изменения, доля универсальных судов с более чем 50 % в середине века упала до 20 % в 1980 г. и 14 % в 2000 г. Они все более уступали перевозки промышленных грузов контейнеровозам (около 6,5 % тоннажа в настоящее время). Заказать номер в АМАКС Конгресс-отель — гостиница Ростова-на-Дону вы сможете на сайте rostov-on-don.amaks-hotels.ru. Отель относится к типу бизнес- класса, 3 звезды, также имеется индивидуальные системы кондиционирования, бесплатный высокоскоростной интернет, развлекательный комплекс на территории отеля, ну и самое приятное это доступная цена вкупе с высококвалифицированным обслуживанием.
↑ Таблица 16 Рост тоннажа мирового морского флота
Морской флот валовой вместимостью более 1 млн бр.-рег. т имеют около 50 стран. При этом основную роль в распределении тоннажа мирового морского флота в конце 1990-х гг. играли т. н. «страны открытой регистрации» (45 %), на индустриально развитые страны приходилось около 27 %, а на развивающиеся страны – менее 20 % (табл. 17). Изменение доли отдельных групп стран происходило при сокращении доли экономически развитых стран (в 1,9 раза), бывшего блока социалистических стран Центрально-Восточной Европы и СССР и наращивании доли стран «открытой регистрации» и развивающихся стран. Такие изменения обусловлены в первую очередь широко распространенной практикой перевода части флота развитых стран под флаги стран «открытой регистрации» (с более низкими налогами, неразвитостью трудового законодательства, отсутствием профсоюзов), среди которых выделяются Либерия, Панама, Греция, Кипр, ряд небольших островных государств (Сингапур, Мальта, Бермудские о-ва, Вануату и др.).
↑ Таблица 17 Распределение тоннажа морского флота по группам стран
Группы стран | 1980 г. | 1996 г. | ||
м лн т дедвейт | % к итогу | м лн т дедвейт | % к итогу | |
Развитые страны | 350,1 | 51,3 | 203,0 | 26,8 |
Страны «открытой регистрации» | 212,6 | 31,1 | 339,5 | 44,8 |
Центрально-Восточная Европа и бывший СССР/СНГ | 37,8 | 5,5 | 29,0 | 3,8 |
Соцстраны Азии | 10,9 | 1,6 | 27,1 | 3,6 |
Развивающиеся страны | 68,4 | 10,0 | 147,4 | 19,5 |
Остальные страны | 3,0 | 0,5 | 12,1 | 1,5 |
Итого | 682,8 | 100,0 | 758,1 | 100,0 |
Во-вторых, увеличение доли развивающихся стран связано с ускоренным развитием экономики таких крупных стран, как Индия, Бразилия, Филиппины, Индонезия, Малайзия и других, «врастанием» их в международное разделение труда, что стимулирует развитие морских перевозок. В результате отмеченных тенденций положение стран в группе первой десятки лидеров сохранили в 1990-х гг. только четыре страны (Япония, США, Норвегия, Греция), а лидерами стали страны «открытой регистрации» – Либерия и Панама (табл. 18). Однако отмеченное распределение фактически скрывает принадлежность судов судоходным компаниям и судовладельцам развитых стран – США, Японии, Греции, Великобритании, ФРГ. Например, фактическая грузоподъемность морского флота США достигает почти 50 млн т дедвейт, Японии – 80 млн т, Великобритании – 21 млн т, тогда как под флагами этих стран зарегистрирован флот грузоподъемностью в 1,5–2,5 раза меньше (табл. 19). К моменту распада СССР общий дедвейт морского торгового флота составлял более 20 млн т, из которого при разделе России отошло 11,2 млн т дедвейт (56 %), что позволяет ей входить в группу стран-лидеров. В последующем флот России несколько уменьшился из-за вывода из эксплуатации устаревших судов, а также их перевода под флаги стран «открытой регистрации». Морской торговый флот России и стран СНГ нуждается в значительной модернизации и мерах государственной поддержки (льготное налогообложение, целевые дотации судостроению, резервирование грузов для перевозки только отечественным тоннажем и др.).
Источник
По морям и океанам: самый большой флот в мире имеют США, Китай и не только
Господство на море всегда позволяло сильным странам диктовать свои условия. Государства открывали и завоевывали новые территории, несли свои порядки и веру. В XXI веке дела обстоят несколько иначе, но большой флот остается огромным преимуществом.
Узнаем, какие державы имеют самый большой флот в мире, сколько судов они насчитывают и какова история развития кораблестроения.
Самые большие флоты в мире на 2021 год
Статистика по количеству кораблей меняется ежегодно. Одни страны за неимением средств на модернизацию сокращают флот, другие строят новые суда. На рубеже XX и XXI веков численностью военных кораблей мог похвастаться Советский Союз. На страже государственных границ стояло 1053 единицы морской техники. Эту цифру сегодня можно сравнить с численностью судов современных морских держав мира.
Изменение численности подводного флота России после распада СССР и на протяжение 25 лет
Помимо военного флота значение имеют торговые корабли, о которых также следует поговорить. Для начала представим оценку самых больших флотов в мире.
1. ВМС США
По состоянию на начало 2021 года численность кораблей флота США составляет 289 единиц. Кроме того, США являются мировым лидером по числу авианосцев, их 11 штук. Флаг военно-морских сил украшен бело-красными полосами и изображением змеи с надписью «Не наступай на меня».
Многочисленный и самый технически оснащенный флот принадлежит США
В составе ВМС США:
- авианосцы типа «Nimitz» — 10;
- авианосец «Джеральд Р. Форд» — 1;
- миноносцы эскадры УРО — 69;
- ракетные крейсеры «Тикондерога» — 22;
- патрульные и иные суда — 31;
- подводные лодки — 71 и другие.
Состав отличается не только количественно, но и качественно. Корабли США оснащены современным оборудованием. На флоте служат 332507 человек. Имеют господствующие позиции в Тихом океане, которые были обеспечены во Второй мировой войне путем вытеснения Японии.
Гюйс военного флота США
2. ВМС КНР
Самый быстрорастущий флот в мире принадлежит Китаю. Ежегодно государство обеспечивает увеличение единиц морской техники. Впервые о строительстве этого типа войск заговорил Мао Цзедун в 1949 году. Сегодня структура разделена на три флота:
Флот Китая занимает первое место в мире по темпам роста
Китай сегодня противостоит Японии, а также вызывает обоснованные опасения правительства США. Численность кораблей различного типа на конец 2018 года составляет порядка 465, войск — более 324000 человек. Занимает первое место в мире по ряду параметров численности:
- дизельных подводных лодок;
- ракетных и сторожевых катеров (по 100 единиц каждого типа);
- десантных кораблей.
Здесь важно отметить, что десантные суда США превосходят китайские по тоннажу и вместимости. Для бесперебойного обеспечения флота топливом Китай создает внешние базы в Тихом и Индийском океане. Так, для дозаправки по специальному договору корабли КНР заходят в порты Гвадар (Пакистан), Виктория (Сейшелы), Янгон (Мьянма) и так далее.
3. ВМФ Россия
Основным противником США на море считался СССР и его правопреемница, Россия. Общее количество судов ВМС РФ на конец 2018 года — 270, но в их число входят и те, что стоят в резерве и на модернизации. Активно используется половина из них. До конца 2020 года планируется допоставка 54 военных судов, а спустя 7 лет — еще более 100. Приоритетное направление — подводные лодки, несущие современное ракетное вооружение.
Российская подлодка «Дмитрий Донской» — крупнейшая в мире
Основная проблема ВМФ РФ — нехватка кораблей для дальних походов, и этот пробел должен восполниться до 2020 г. Россия также заявляет свои права на Арктику, считая ее зоной будущего развития. Разрабатываются проекты вертолетов Ми-38 и Ми-26 для суровых погодных условий.
Главный штаб располагается в комплексе «Адмиралтейство» в Санкт-Петербурге.
4. Морские силы самообороны Японии
Впервые силы самообороны на море в Японии появились в 1954 году. В состав входят 4 группы:
Новый японский эсминец типа «Ширануи»
Флот Японии насчитывает 70 боевых кораблей, среди которых 17 подводных лодок, 3 легких авианосца, порядка 40 эсминцев. Основная цель создания войск — обеспечение безопасности страны, однако сегодня закон позволяет вооруженным силам действовать иначе при необходимости.
В МСС Японии служат 45000 офицеров и матросов. Береговая охрана является отдельным подразделением и не управляется министром обороны.
5. ВМС Индии
Сегодня Индия имеет один из самых больших и мощных флотов в мире, хотя 5 лет назад ее место занимала некогда великая морская держава Великобритания. В состав входят 50 кораблей, среди которых:
- авианосец — 1;
- дизельные подводные лодки — 13;
- фрегаты — 14;
- легкий авианосец — 1;
- эсминцы — 11 и так далее.
В Индии боевая группа кораблей делится на 3 части: надводная, подводная, вспомогательная. Численность регулярных войск — 58350 человек.
Новый индийский корвет «Килтан»
В 2012 году военное ведомство заложило 6 подлодок типа «Скорпене», скоро они пополнят состав морских сил.
Военно-морские флоты Российской Федерации
Поговорим подробнее о флоте России. Помимо четкого разделения на подводные, надводные силы, морскую авиацию и береговые войска, существует разделение по территориальному признаку. В каждом флоте есть собственный штаб, подчиняющийся главнокомандующему ВМФ. Рассмотрим список флотских объединений, их боевую мощь и задачи. Главнокомандующий ВМФ — адмирал Евменов М.А.
Краснознаменный Северный флот
Крупнейший из пяти военных морских округов по составу — Северный. Штаб расположен в Североморске, командует войсками вице-адмирал Моисеев А.А.
«Петр Великий» на страже северных берегов страны
История северных морских сил началась в 1933 году, хотя Петр I строил корабли в условиях холода еще в конце XVII века. Это наиболее «молодое» объединение. В основе боевой силы — торпедные и атомные подлодки, противолодочные, ракетные и авианесущие корабли с флагманом «Петром Великим», являющимся тяжелым ракетным крейсером.
С 2014 года вошел в состав пятого военного округа РФ — «Север», под его защитой Ненецкий АО, Республика Коми и Мурманская, Архангельская области. Приоритетная задача — защита интересов страны в Арктике.
Краснознаменный Черноморский флот
Обеспечивает безопасность страны в зонах Черного и Средиземного морей и существует с 1783 года. После присоединения Крыма императрица Екатерина II издала указ о создании объединения войск в регионе. В том же году 11 судов Азовской флотилии вошли в Ахтиарскую бухту, где позже был заложен город Севастополь.
Флагманский корабль «Москва» в 2018 г. покинул Севастополь для планового ремонта
Сегодня морскими силами командует вице-адмирал Осипов И.В. Численность — 25000 матросов и офицеров. Штаб базируется в Севастополе. Входит в состав Южного военного округа. В настоящее время войска ждут допоставок кораблей. Флагманом черноморцев является ракетный крейсер «Москва». В состав также входят:
- дизельные подлодки типа «Варшавянка», прекрасно показавшие себя в боевой операции в Сирии;
- большие десантные корабли проектов 775, 1171;
- тральщики и противолодочные корабли и другие.
К 2022 году дополнительно будет поставлены малый ракетный корабль «Козельск», пять патрульных судов, топливные танкеры.
Тихоокеанский флот
Штаб ТОФ расположен во Владивостоке, им командует адмирал С.И. Авакянц. В состав входят:
- флагман проекта 1164, крейсер «Варяг»;
- противолодочные корабли проекта 1155;
- эскадренные миноносцы;
- корветы;
- малые ракетные и противолодочные суда и т.д.
Основная задача — обеспечение безопасности РФ в Тихом океане. По итогам проверки 2017 года Тихоокеанское объединение признано лучшим по качеству боевой подготовки.
Ракетный крейсер «Варяг» в Средиземном море
Первый выход в море русских кораблей с Дальнего Востока относится к XVII веку. В 1716 г. в Охотске был основан порт, являвшийся судостроительной базой. Первым исследователем восточных берегов и ближайших территорий был казак Иван Москвитин. Позже маршрутом стали пользоваться сибирские купцы, торговавшие пушниной.
Сегодня состав флота модернизируется и пополняется.
Дважды Краснознаменный Балтийский флот
Базирующийся в Калининграде дважды краснознаменный БФ имеет важное стратегическое значение. Командующий — адмирал Носатов А.М. Первый корабль был заложен в 1703 году по приказу Петра I и носил имя «Штандарт». Базой считался Кронштадт.
Эскадренный миноносец «Настойчивый»
История БФ знает сотни победных сражений. Современное состояние — это крупное объединение, включающее в себя как береговые и корабельные силы, так и морскую авиацию. Флагман — миноносец «Настойчивый».
БФ активно взаимодействует с силами «Север», здесь проходят службу 33200 человек.
Каспийская флотилия
В Астрахани под командованием контр-адмирала С.М. Пинчука базируется флотилия на замкнутом Каспийском море. Это самое мощное объединение данной зоны ответственности. В состав входят:
- сторожевые суда;
- малые боевые катера;
- десантные и крупные боевые катера;
- тральщики.
Мощная Каспийская флотилия
В зоне Каспийского моря существует террористическая угроза, поэтому бойцы должны быть всегда наготове. 85% флотилии представлены новыми техническими средствами. Катера на воздушной подушке имеют две базы: в Каспийске, в Махачкале.
Самый большой торговый флот
Активно развивается и торговля в океане, растет число судов с большим водоизмещением: контейнеровозы, танкеры и другие. При юридической регистрации нового корабля важен порт приписки. Моряки хорошо знают, что строгие условия регистрации и налогообложения на родине отнимают массу сил, времени и средств. Поэтому получилось так, что самый большой торговый флот в мире принадлежит Панаме.
Панама
Маленькое государство в Америке владеет Панамским каналом и не строит крупные суда. При этом Панама является владелицей огромного флота. Все дело в «удобном флаге». При регистрации судна в Панаме владелец платит небольшой налог и может набрать команду за небольшие деньги. Часто регистрация оформляется онлайн. Изначально флаг Панамы выбирали американские суда, желавшие продавать пассажирам алкоголь во время сухого закона. Если в 2005 г. число кораблей Панамы достигло 4688, то сегодня цифра превысила 9000.
Флаг Панамы оказался самым удобным для торговых и пассажирских судов всего мира
Либерия
Либерия воспользовалась примером Панамы и начала предоставлять упрощенную регистрацию. О том, что число торговой флотилии будет расти, говорили давно. Либерия — одно из беднейших государств мира, важной статей ее дохода является использование «удобного флага».
В мире все чаще происходят инциденты с участием судов под флагом Либерии
Китай
Китай укрепляет свои позиции на море. Число торговых операций в Тихом и Индийском океанах растет. Сектор судостроения контролируется государством. Рост отрасли отметился в 1999 г. Сегодня общий тоннаж Китая превышает 170 брутто-тонн.
Китаю принадлежит крупнейший в мире танкер-рудовоз
Япония
После 2010 г. отмечен рост грузоперевозок Японии. Количество кораблей под флагом страны возросло с 673 до 2070 единиц. Основной маршрут пролегает в Тихом океане.
Большое количество заказов на постройку судов выполняет Mitsubishi Heavy Industries
Сингапур
Пятое место списка занимает экономический лидер Юго-Восточной Азии, Сингапур. Ежегодно увеличивается число сухогрузов, танкеров, контейнеровозов, рефрижераторов. Причина регистрации в Сингапуре — удобство флага. Примечательно, что даже не имеющие выход к морю Монголия, Боливия и Молдавия предоставляют морскую регистрацию и имеют флот.
Источник