Страны мира без долгов

Одна тридцатая (должны нам) против трети триллиона (должны мы). Госдолг не в нашу пользу – но всё не так просто

Раскрыта информация о долгах государств друг перед другом. Россия в списке.

Не так давно – помните? – мы «простили» нескольким африканским странам совокупный долг на сумму $20 миллиардов. Немало, немало в результате на головы принявших такое решение вылилось гнева, сарказма и прочего неудовольствия. Лейтмотивом было излюбленное наше: «доколе?», а причиной, если вникнуть в суть – закрытость информации о том, сколько и кому должны мы, сколько и кто должен нам. На днях вопрос такой «закрытости» решён.

Забавно то, что этот давно назревший вопрос информационной прозрачности достаточно невинной проблемы закрыт не отечественными структурами, отвечающими в том числе за снятие напряжённости в обществе и поддержание нормального имиджа финансовой политики государства.

Вместо наших постаралась вовсе не российская – а совсем даже прозападная контора под названием Всемирный банк (тот самый, что не так давно прославился рекомендациями России по части «углубления реформ», как они это понимают – читайте «Банки сегодня» от 28.01.2021).

«Прорыв информационной блокады!» Шутка.

Как-то незаметно прошла в СМИ информация о довольно примечательном событии: Всемирный банк впервые представил данные о двусторонней задолженности подавляющего большинства развивающихся стран перед другими государствами, в том числе перед Российской Федерацией и Российской Федерации.

Читайте также:  Значение культуры стран халифата состоит

Примечательно в этом событии вот что. До последнего времени любая информация о долгах нам или о долгах наших предоставлялась не всегда в полном объёме и далеко не всегда эта информация была свежей. Да и кто её мог предоставлять? Центробанк, например, к этой информации отношения никакого не имеет, как и министерство иностранных дел (в одной из статей именно к этим структурам её автор обращал вопрос о долгах России и перед Россией).

Минфин России, отвечающий за кредиты иностранным государствам, такой информации не публикует: программа госкредитов ежегодно описывается секретными приложениями к федеральному бюджету. Вот что можно узнать на сайте Минфина РФ в рубрике «внешний государственный долг РФ»:

  • Нормативно-правовая база
  • График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств
  • Структура долга
  • Выпуски облигаций внешних и внутренних облигационных займов Российской Федерации, размещенные на международном рынке капитала
  • Глоссарий
  • О программе государственных внешних заимствований Российской Федерации на … год (имеется в виду очередной перспективный год-авт.)

И всё. Но вот теперь граждане России могут узнать, кто и сколько должен нам, кому и сколько должны мы. Есть предположения, что Всемирный банк планирует предоставлять такую информацию ежегодно.

Кто и сколько должен нам

Итак, по данным Всемирного банка, на конец 2019 года около 30 развивающихся стран были должны России почти $22,9 миллиарда по двусторонним займам: это либо долги государств, либо долги юридических лиц, гарантированные государствами.

В списке крупнейших заёмщиков – суверенных должников России – Белоруссия, Венесуэла, Бангладеш, Вьетнам, Йемен, Сирия.

Россия занимает пятое место в списке крупнейших суверенных кредиторов для развивающихся стран (данные Всемирного банка). К слову, больше всех в мире дал взаймы Китай, прокредитовавший развивающихся заемщиков на $149 миллиардов.

РБК констатирует: «…данные о долговых обязательствах основаны на отчётности, которую министерства финансов развивающихся стран передают во Всемирный банк. Однако, по его словам, около 5 процентов всего объёма двусторонней задолженности развивающихся государств не распределено по странам-кредиторам. Кроме того, в списке заёмщиков России от Всемирного банка нет Ирака и Кубы – их задолженность перед Россией в конце 2018 года могла достигать почти $4 миллиарда»

Крупнейший государственный должник России – Белоруссия с $8,1 миллиарда на конец 2019 года («сумма совпадает с той, которую Минфин Белоруссии раскрывал в проспекте своих еврооблигаций в июне 2020 года» – РБК). В конце 2020 года было подписано межправительственное соглашение о предоставлении Минску ещё $1 миллиарда российского кредита.

Более $1 млрд на конец 2019 года была должна России каждая из стран: Бангладеш, Венесуэла, Индия, Вьетнам и Йемен, следует из данных Всемирного банка. «Бангладеш является бенефициаром экспортных кредитов России на постройку атомной электростанции (АЭС), строящейся с 2017 года. При экспортном кредите «живых» денег страна-бенефициар не видит: они идут на оплату поставок, услуг или работ российских экспортеров» (данные РБК). По информации Всемирного банка, в 2019 году появился двусторонний долг Египта перед Россией на сумму $495,5 миллиона.

Задолженность африканских стран (не считая Египта) перед Россией составила $973 миллиона на конец 2019 года. Это Сомали ($418 миллионов), а также Мозамбик, Эфиопия, Мадагаскар, Замбия, Судан и Танзания. Этим странам их долг, по имеющимся данным, нами пока не списан. В основном они брали кредиты еще у СССР, но есть и новые российские кредиты – у Замбии и Мозамбика, видно из статистики Всемирного банка.

Кому и сколько должны мы

По официальным данным Минфина, внешний долг России на 2021 год составляет почти $56,8 миллиарда.

Известно, что Россия за последние 20 лет простила своим должникам около $140 миллиардов. Нашей стране как правопреемнице СССР, прежде всего отвечающей за долги бывшего Союза, не простили ни копейки. По крайней мере, об этом ничего не известно.

Самый заметный долг Советского Союза – это обязательства перед Парижским и Лондонским клубами кредиторов. Кроме этого – задолженности СССР перед странами бывшего Совета по экономической взаимопомощи (СЭВ), и некоторые другие – всё перед бывшими социалистическими друзьями.

В конце 1991 года между республиками Советского Союза был подписан договор о правопреемстве внешнего экономического долга СССР, согласно которому РСФСР досталось 61,34 процента от общей суммы задолженности – примерно $57 миллиардов. Однако в 1993 году правительство России взяло на себя все обязательства бывших союзных республик по погашению внешнего долга СССР, составлявшего $96,6 миллиардов, получив взамен отказ бывших союзных республик от своих долей в зарубежных активах СССР.

Среди буржуев тоже есть дававшие нам взаймы – и немало. Это и Германия (о долговых обязательствах СССР перед этой страной было забыто после 1945 года),

«Студер» по ленд-лизу. Тоже отдавали…

и США ($722 миллиона на момент распада СССР), и Великобритания (Перед этими странами свои долги мы погасили ещё в 2006 году, и больше у них не занимали). Не вдаваясь в подробности (кому интересно – может найти развёрнутую информацию на эту тему), можно лишь подчеркнуть: в основном Россия по долговым обязательствам СССР расплатилась.

В 90-е годы Россия активно кредитовалась у международного банка и МВФ. И если в 1994 году самостоятельных кредитов было всего на $14 миллиардов (без учета долга СССР), то уже к 1998 году задолженность превысила размер валового продукта и составила 146,4 процента ВВП. По деньгам сумма составила более $188,5 миллиарда. За всю историю России эта сумма государственной задолженности оказалась (пока) наибольшей. Уже к началу 2000 года внешний госдолг уменьшился до $146 миллиардов. Сейчас мы – государство с наименьшим госдолгом среди крупных экономически развитых стран.

Долговая «Санта-Барбара»: и на стотысячной серии не остановится…

…Но одновременно стала меняться структура внешних заимствований. Это снижение, правда, не отражает ситуацию с совокупным внешним долгом: ведь с начала тысячелетия у внешних «партнёров» занимают и Центральный банк, и коммерческие банки, и субъекты корпоративного сектора экономики. На выходе: государственный долг снижается, совокупный внешний долг растёт.

А после наложенных в 2014 году на Россию санкции, в связи с чем страна была вынуждена соблюдать строгую финансовую дисциплину в макроэкономике, правительственный долг к 2019 году снизился до $47,5 млрд.

Корпоративный внешний долг вырос и составляет почти $322,6 миллиарда. Это много. Но это не долг государства: сюда входят инвестиции зарубежных компаний в конкретные предприятия, и кредиты компаний у зарубежных банков, и задержки в оплате по импорту, оговоренные договорами поставки. И цифра в 322 с лишним миллиарда с течением времени может заметно изменяться – стороны решают свои финансовые вопросы.

А вот государство, несмотря на профицитный бюджет, в последние два года вновь начало брать кредиты и выпускать облигации. Некоторые отечественные эксперты объясняют это желанием государства пополнять бюджет за счёт разницы стоимости кредитов внутри и вне России. Однако, часть экспертов склонна видеть в такой кредитной активности России попытку оживлять собственную экономику, давать бизнесу новые стимулы к развитию.

И, наконец, о «прощённых» государствам Африки $20 миллиардах

Российский министр иностранных дел Сергей Лавров в своё время заявил, что на 90 процентов эти списанные долги были невозвратными. И с его утверждением нельзя не согласиться: даже коллектор с пенсионера мог бы взять больше, чем мы с африканского государства-должника.

Журнал «Военное обозрение» наиболее полно прояснил ситуацию на своих страницах:

«В обмен на прощённые долги Москва получает определенные преференции на рынках африканского континента. Ведь сегодня африканские страны являются третьим после Китая и Индии покупателем российского вооружения и военной техники… Кроме того, в ряде африканских государств есть свои интересы и у крупнейших российских компаний. Например, в Гвинее работает российский «Русал», так как в этой африканской стране сосредоточено до двух третей мировых запасов бокситов. Россию интересуют и природные ресурсы ЦАР, ряда других африканских государств».

Или вот: «выгода от участия, например, РЖД в развитии железнодорожного сообщения на африканском континенте может быть в разы большей, чем вся сумма прощённого всем африканским странам долга. Тоже самое касается и других компаний, которые имеют собственные интересы на африканском континенте».

Ну, в самом деле: мы ведь больше не СССР, чтобы миллиардами просто так разбрасываться. Только на форуме Россия-Африка, который состоялся в Сочи в 2019 году, было подписано контрактов почти на те самые $20 миллиардов. Об этом заявил в своё время советник президента РФ Антон Кобяков. Не стоит удивляться тому, что с тех пор общая сумма контрактов с африканскими странами вполне могла удесятериться.

Данные и иллюстрации – из открытого доступа

Источник

Кому должны все страны мира?

Впервые в истории рыночной цивилизации проблема долгов затронула практически все страны и всё мировое хозяйство, что явилось следствием мирового экономического кризиса 2007— 2009 годов.

Это становится понятно, если взглянуть на статистику стран должников, где значительная доля внешних займов, в основном у группы стран с развитой экономикой. И лидирующие позиции здесь занимает США, как это не парадоксально.

Возникает вопрос — как долго экономики этих стран будут повышать потолок долга и чем обеспечены новые займы? Именно с широким распространением кредита под процент в капиталистической экономике связано такое явление, как экономический кризис, кризис перепроизводства.

Хотя, ещё совсем недавно многие западные страны снизили ставки по кредитам ниже 1 %, иначе при той огромной задолженности, которая есть у каждой из стран, это создаёт большие риски для экономики.

Мировой экономический кризис затрагивает и страны развивающихся рынков, которые вынуждены предпринимать меры, чтобы обезопасить свою экономику. Но эта многочисленная группа стран тоже имеет внешние долги, хоть и не такие огромные, как у стран с развитой экономикой, что тоже негативным образом сказывается на мировой экономике.

Возникает главный вопрос — кому должны все страны и какая есть альтернатива существующей финансовой системе? Именно этой проблеме — глобального масштаба и будет посвящена наша статья.

Терминология и отдельные понятия, которые не стоит сводить в одно — госдолг

Государственным долгом страны (public dept) называют финансовые займы правительства страны для погашения дефицита бюджета.

Госдолг рассчитывается в национальной валюте страны или в долларах США, но для большей наглядности отображается как процент заимствования от ВВП этой страны (т.е. % от размера экономики — Таблица 1). Государственный долг не следует путать с внешним долгом.

Государственные долги сегодня в основном существуют в виде облигаций на внутреннем и внешнем рынках, а частные — в виде банковских кредитов (коммерческих, ипотечных, потребительских и т.д.).

Внешний долг — определяется как сумма государственного и частного долга к погашению нерезидентам в иностранной валюте, товарами или услугами (Таблица 1).

И именно он показывает общую долговую нагрузку на экономику страны.

Наличие значительного внешнего долга в иностранной валюте расценивается, как серьезная угроза стабильности национальной валюты и всей национальной экономике. Это однозначно говорит о том, что часть национального богатства принадлежит иностранцам.

Золотовалютные резервы (международные резервы или официальные резервы) — внешние высоколиквидные активы, представленные в виде иностранной валюты и золота, которые находятся под контролем государственных органов денежно — кредитного регулирования и в любой момент могут быть использованы для финансирования дефицита платёжного баланса, для интервенций на валютных рынках, оказывающих влияние на курс национальной валюты, или для аналогичных целей (Таблица 1).

Статистика распределения по странам — внешний долг, государственный долг, инфляция и активы (резервы)

Таблица 1 (в пустых клетках — нет данных)

Внешний долг стран. Это данные за 2017 г. (Справочник ЦРУ за 2017 год)

Страна Размер внешнего долга (в дол. США) Резервы (в дол.США) %

В 2017 году внешний долг всех стран составлял 106.554.860.470.418 долларов. На страны с развитой экономикой приходилось 68.221.197.600.000 долларов или 64 % от совокупного долга.

По внешнему долгу лидеры в этой группе Евросоюз — 29,2 трлн долларов, США — 17,9 трлн долларов и Великобритания — 8,1 трлн долларов соответственно. Внешний долг стран с развивающейся экономикой составил 38.333.662.870.418 долларов или 35,9 % от совокупного долга.

Если учесть, что стран с развитой экономикой всего 41, а с развивающейся экономикой 153, то совокупный внешний долг в 68,2 трлн долларов очень большой.

Внешние долги наглядно показывают — какие страны являются производителями благ, а какие только потребителями.

В 2017 году золотовалютные резервы (далее — ЗВР) всех стран составляли 12.010.975.361.803 долларов.

Если данный показатель сопоставить с внешними долгами всех стран, то он гораздо меньше — всего 11,2 % и покрыть полностью всю сумму долгов не может. На страны с развитой экономикой приходилось 4.719.843.416.946 долларов ЗВР. На остальную группу стран уже 7.291.131.944.857 долларов ЗВР.

По величине государственного долга образовались страны, у которых он значительно превышал 100 % от ВВП. В группе стран с развитой экономикой в 2017 году лидировала Япония, Греция и Италия.

У Японии государственный долг составлял 236,4 % от ВВП, у Греции 181,9 %, а у Италии 131,5 % соответственно. В группе стран с развивающейся экономикой по этому показателю лидировали такие страны, как Ливан — 152,8 % от ВВП, Йемен — 135,5 % и Барбадос — 132,9 % соответственно.

У большинства стран с развитой экономикой государственный долг либо стремился к 100 %, или уже превышал данную отметку. Для государственного долга в качестве критического рассматривают значение в 60 %, озвученное в Маастрихтских соглашениях, однако эту отметку преодолели, даже страны с развивающейся экономикой.

Показатели инфляции в группе стран с развитой экономикой достаточно низкие. Самый высокий показатель в этой группе у Исландии — 4,1 %. Во второй группе стран значительно более высокие показатели инфляции.

Лидировала Венесуэла — 2200,02 %, Йемен — 21,04 % и Аргентина — 20 %. Данный фактор говорит о том, что в государстве чрезмерно много денег в обращении, в результате чего они обесцениваются. А это в свою очередь, неизбежно ведёт к росту цен.

Данная статистика распределения по странам за 2017 год практически по всем показателям менялась. К сожалению, каждый год в большую сторону, что негативным образом сказывалось на мировой финансовой системе — мировой экономике.

А поскольку многие страны — не только развитые, но и развивающиеся завязаны на мировой рынок, где все расчёты проводятся в долларах и евро, то эти страны не застрахованы от рисков, связанных с мировым экономическим кризисом.

И, если совокупный мировой долг увеличивается быстрыми темпами, то мировой кризис развивается перманентно.

Есть ещё такое понятие, как структура мирового долга, куда входят долги правительств, корпораций, банков и домохозяйств всех стран вместе взятых. Совокупный долг всех стран необходимо сопоставить с мировым ВВП.

По этому показателю можно понять сколько ничем необеспеченных денег в мировой

экономике и в какой валюте. Давайте посмотрим на схему ниже.

На схеме мы видим динамику количественных показателей за год. Самые большие заимствования за 2017 год у корпораций и правительств. Динамика роста задолженности показывает тоже самое.

По этой схеме мировой долг в 2017 году составил 222,6 трлн долларов. Данная сумма превышает мировой ВВП — 70 трлн долларов в 3,18 раза.

Это означает, что 152,6 трлн долларов в мировой экономике — ничем не обеспеченные деньги. То что ничем не обеспеченная сумма денег, равная двум с лишним мировым ВВП находится в обороте, означает, как минимум, следующее.

Первое: те, у кого печатный станок ловко перераспределяют огромные потоки различного сырья и продукции в свою пользу.

То есть, используя преимущество резервной валюты, фактически изымают часть мирового ВВП, который создали другие участники рынка. Здесь надо учитывать, что уровень потребления США по разным оценкам около 40 % мирового ВВП.

А если учесть, что практически вся обрабатывающая промышленность вывезена в Китай, Вьетнам и другие страны, то доля их производства в мировом ВВП не сопоставимо меньше 40 %.

И второе: подавляющее большинство мирового капитала носит спекулятивный характер и вложено не в реальное производство, а преимущественно в биржевые инструменты.

Если мы возьмём внешние долги только развитых стран — 68,2 трлн долларов, то они практически сравнялись с мировым ВВП.

То есть, эта группа стран ещё ничего не произвела, а уже получила чистых инвестиций в собственную экономику на сумму эквивалентной мирового ВВП. Что касается стран развивающихся рынков, которые тоже имеют долги, то они хотят обеспечить себе такой же уровень потребления, как в экономически развитых странах.

Но, при доминирующей культуре — эта тенденция губительна для природы и цивилизации в целом.

О причинах мирового финансового кризиса

Мировой экономический кризис представляет собой характерное явление для рыночной экономики, повторяющийся с определённой периодичностью и затрагивающий не одно государство.

Мировой экономический кризис — это явление, которое характеризуется резким ухудшением абсолютно всех финансовых показателей. Подобное состояние экономического сектора всколыхнуло весь мир в 2008 году.

Одной из ключевых причин глобального кризиса является доминирующая ныне экономическая модель финансового капитализма. В рамках этой модели происходит следующее:

провальное финансовое регулирование, бывшее неэффективным и несовершенным;

ошибки в корпоративном управлении, приведшие к чрезмерным рискам;

перенасыщение кредитного рынка;

искусственное занижение цен на энергоресурсы;

дисгармония в международной торговле;

США и другие эмитенты резервных валют для поддержания достигнутого уровня жизни печатают (эмитируют) колоссальные объёмы валют, которые абсолютно ничем не обеспечены;

неограниченная выдача ипотек в США и отсутствие контроля за этим процессом;

биржевые пузыри, ценные бумаги, неоправданно дорогая недвижимость, деревативы;

вливание доллара в экономики других государств, вынужденных использовать чужие валюты (экспорт инфляции);

развивающиеся рынки постепенно отказываются от использования доллара;

рост внешних долговых обязательств стран, компаний и всего населения, погрязшего в кредитах (задолженность домохозяйств в США и других странах Запада достигла рекордных уровней).

Главная причина экономической дестабилизации, произошедшей в 2008 году — это перепроизводство американского доллара. Помимо вышеперечисленных основных причин мирового экономического кризиса, есть ещё и сопутствующие факторы.

Они имеют каталитическое действие, то есть ещё более усугубляют существующую ситуацию в мире. Это увеличивающийся мировой долг и связанный с ним огромный разрыв с мировым ВВП, нарушения и несоответствия в международной торговле и движении капитала, нестабильность американской валюты.

Погасить созданные в глобальной финансовой системе колоссальные долги в оговоренные сроки многие заёмщики просто не в состоянии. Государства не смогут без катастрофического ущерба для своей экономики сгенерировать соответствующие финансовые потоки.

Сегодня большинство долгов просто рефинансируется — закрываются одни и вместо них тут же открываются другие, часто гораздо большие.

Но займодателей сегодня вполне устраивает долгосрочная способность заёмщика по выплате процентов. Фактически срочные долги на наших глазах превращаются в бессрочные, а заёмные средства в системе начинают играть роль субординированного собственного капитала.

Однако эта ситуация крайне нестабильна и чревата возникновением серьезных кризисов, которые и происходят в рамках существующей экономической модели.

Главный вопрос — Кому должны страны?

«Денежная элита паразитирует на стране в мирное время и плетёт заговоры против неё во времена бедствий. Власть Денег более деспотична чем монархия, более высокомерна чем автократия и более эгоистична чем бюрократия.

Она осуждает как «врагов народа» всех тех, кто подвергает сомнению её методы или проливает свет на её преступления. У меня есть два главных противника — армия южан передо мной и банкиры позади меня. Из этих двух, тот кто позади — мой самый страшный враг»

Президент США, Авраам Линкольн

Как вы заметили — мировая статистика по основным показателям стран за 2017 год в открытых источниках доступна.

Данная статистика основана на материалах из Справочника ЦРУ, за исключением показателей инфляции, которые мы взяли у МВФ. Но вы нигде не найдёте статистику по кредиторам, то есть конкретный международный банк и количество выданных кредитов конкретной стране. Сколько мы не искали, так и не нашли.

Интересно — откуда такая странная информационная асимметрия? Ещё одну странность вызывает пояснение на сайте ЦРУ, где представлена данная статистика.

Там указывается, что общая сумма внешнего государственного долга всех стран мира составляет более 70.600.000 млн долларов США. И далее ниже поясняется, что обязательства нерезидентов перед резидентами данной страны из представленной в таблице суммы внешнего долга не вычтены.

Вопрос — почему они не вычтены, а указаны в трлн долларов? Общая же сумма внешних долгов, которая указана на данном сайте как была — 70,6 млн долларов, так и не менялась несколько лет, хотя долговые обязательства стран постоянно растут.

Но нас волнует главный вопрос — кому должны страны?

В представленной таблице обязательства нерезидентов перед резидентами в виде суммы внешнего долга не учтены, потому что их кредиторы не государства, а влиятельные банковские корпорации — «хозяева денег», которые не предпочитают светиться. МВФ, ВБ, ФРС, ЕБРР, БМР — это вывески, за которыми и стоят эти «хозяева».

Все решения принимаются закулисно, а председатели этих международных финансовых организаций их просто озвучивают.

Есть цель и есть средства.

Цель — это абсолютная власть, которую дают деньги в капиталистическом обществе, прежде всего, над самим обществом и государством, в котором живёт это общество.

А средства — это крупные банковские корпорации, денежно-кредитная политика с ссудным процентом и, наконец, сами деньги. Национальные же банки — это обыкновенные ростовщические конторы, которые вписаны в глобальную банковскую сеть и функционируют, как элементы единой системы.

МВФ даёт кредиты странам по низким ставкам, но под определённые обязательства. Их не интересует как будут потрачены эти средства, главное, чтобы исполнялись все пункты обязательств.

Суть их сводится к существенным политическим уступкам, напрямую затрагивающим суверенитет государства. Отдельно оговариваются условия развития страны — её отраслей промышленности, социальной сферы, государственных программ, бизнеса и т.д. Так было с Грецией, Исландией, когда-то с Россией, теперь уже с Украиной.

ФРС через свои филиалы — Центральные банки определяет денежно-кредитную политику конкретного государства, курс национальной валюты, даже объёмы золотовалютных резервов. На данный момент в мире существует около 200 Центральных банков.

И есть международная иерархия Центральных банков с их статусом, в рамках которой они чётко следуют определённой линии.

В мире всего четыре государства, в которых нет Центрального банка — это Куба, Северная Корея, Иран и Сирия. Там национальные банки, которые проводят суверенную финансовую и экономическую политику. России сегодня нужен именно такой банк.

Какая есть альтернатива существующей финансовой системе?

Существующая в настоящее время мировая финансовая система основана на использовании доллара как основной, а фактически, единственной мировой резервной валюты.

Основы системы были заложены в 1944 году с формированием Бреттон-Вудской системы и созданием Международного валютного фонда (МВФ).

С отказом в 1971 году от конвертируемости доллара в золото система приобрела её современные очертания.

США, опираясь на свой валютно-экономический потенциал и золотой запас, приравняли доллар к золоту, закрепив за ним статус главной резервной валюты. При создании системы декларировалось, что она должна обеспечивать сбалансированное развитие мировой экономики за счёт использования управляемых плавающих валютных курсов.

В итоге на деле она привела к громадным диспропорциям в мировой торговле, росту денежной массы и увеличению финансовых рисков.

Перераспределение позиций между странами в наше время является отражением важной особенности современного экономического развития, конкурентной борьбы на мировом рынке.

Экспоненциальный рост дисбалансов в мировой экономике начался в 90-х годах, когда созданная система во всё большей степени стала обеспечивать в основном лишь растущие потребности экономики США. США использовали статус доллара как резервной валюты для покрытия национальной валютой дефицита своего платёжного баланса.

Годовой дефицит внешнеторгового баланса США с нескольких десятков млрд долларов в 80-х годах вырос в итоге до 500-700 млрд долларов. Это тот дополнительный объём товаров и услуг, которые в обмен на доллары ежегодно получают США.

Таким образом, США пользовались результатами чужого труда через импорт товаров за счёт экспорта своих долларов.

Основатели Бреттон-Вудской валютной системы полагали, что валютные интервенции, направленные на поддержку паритетного обменного валютного курса, предоставят разработанным валютным соглашениям возможность самоадаптации к изменениям экономических условий, как то обеспечивал золотой стандарт.

Однако неравноправный валютный механизм способствовал укреплению позиций США в мире в ущерб другим странам и международному сотрудничеству. Бреттон-Вудская система оказалась неспособной обеспечить относительно длительную стабильность обменных курсов валют.

На этом фоне мы наблюдаем сильную волатильность валют. Занижение валютного курса — это сравнительно безболезненный и простой политический приём, призванный повысить конкурентоспособность своих товаров и услуг на международных рынках.

Другие способы улучшения экономического состояния, например структурные реформы, осуществить гораздо тяжелей.

США, пользуясь резервным статусом своей национальной валюты, давно печатают столько долларов, сколько им нужно для финансирования растущих бюджетных расходов.

Важной особенностью современной финансовой системы является то, что её инструменты перестали подкрепляться материальной базой, а стали лишь электронной записью на счетах. Это присуще доллару США, ценным бумагам, деривативам, внутренним и внешним долгам.

Очевидно, что подобная финансовая система, опирающаяся на доллар, при абсолютном доминировании США в мире неустойчива и чревата крахом. Это вопрос лишь времени, но необходима какая-то альтернатива.

Расчёты в национальных валютах

Началом запуска такой альтернативы могут быть расчёты между странами в национальных валютах. На текущий момент межгосударственные расчёты в национальных валютах осуществляют Россия, Китай, Белоруссия, Украина, Иран, ОАЭ и ряд других стран.

Обще- и меж-цивилизационные финансовые инфраструктуры

Для обеспечения расчётов в национальных валютах в первую очередь необходима соответствующая расчётная инфраструктура. И такая инфраструктура активно создаётся. Кроме Китая, Россия использует национальные валюты в торговле с рядом государств СНГ.

Также необходимо увеличивать долю золота в золотовалютных резервах, а не доллары. Золото — это единственный монетарный актив в мире, который не имеет рисков, присущих валютам, и является единственным всемирно признанным активом, который не привязан к какому либо конкретному государству, а, следовательно, в критических случаях, в том числе связанных с санкциями, может быть использован при расчётах с другими странами.

Золото по-прежнему осталось важной составляющей материально-финансовой основы экономик многих стран мира.

Нужно учитывать, что золото является конкурентом доллару. А основная часть ЗВР в золоте приходится на развитые страны. США использует его для того, чтобы укрепить резервную валюту — доллар. Как известно Россия тоже наращивает в ЗВР долю золота, что тоже не случайно.

Энергетический стандарт — смелый шаг вперёд

Абсолютной альтернативой может выступить энергетический стандарт обеспеченности денежных знаков. Подробнее об этом читайте в статье — «К энергетическому стандарту через золотой».

В экономике существует понятие — инвариант прейскуранта, который и может выступить основой новой финансовой системы. Сегодня роль такого инварианта выполняет доллар США.

При этом современная кредитно-финансовая система ничем не обеспечена. Инвариант прейскуранта, основанный на энергетическом стандарте может обеспечить устойчивость мировой финансовой системы на длительный период времени. При этом все национальные валюты во взаиморасчётах будут иметь стабильный курс, а значит перестанут зависеть от резервных валют.

Если какое-то государство объявит, что вводит энергетический стандарт обеспеченности своей национальной валюты и отныне всю продукция и сырьё продаёт только за неё, но не потому что так хочет, а чтобы защитить рынки и свою национальную валюту, то это государство автоматически станет конкурентоспособной экономикой.

А кризисы станут вполне объяснимым явлением в мировой практике. Другие государства, которые будут заинтересованы проводить собственную экономику, просто последуют примеру такого государства.

Государственные банки вместо частных контор

Сегодня нам нужна иная кредитно-финансовая политика. Но иной она может быть в суверенном государстве с национальным банком, целью которой будет восстановление и развитие производства, как единой системы, а не прибыль банкиров.

Рыночная экономика с её заповедями должна быть признана неэффективной и не отвечающей современным вызовам времени. На её место должна прийти экономика инновационного развития. Нам необходимо понять, что мир вокруг нас не изменится, если мы не изменимся сами. И прежде всего, в собственных взглядах на окружающий нас мир.

Найдены дубликаты

ну тебе же сказали — Своими словами!
а ты всю методичку скопировал

А про методичку по подробнее можно?

да и фиг с ним, зато читать можно)

Почему, что бы узнать ответ на вопрс: » кому должны все страны?» Я должен был прочитать тонну не нужной мне инфы о том, что такое долг, какие страны являются самыми большими должниками и т.д.

Читать ни кто не принуждает. Мне вот интересно было прочитать. В целях самообразования. А вам нет?

Нет. Мне не интересно. Я это и без данной статьи знал. Мне не понравилось что пришлось это все читать что бы найти ответ на вопрос. А ответ ад в конце поста. Чувствую что Вы украли у меня время.

У каждого свои вопросы возникают. И неизвестно кого и что именно интересует. Я могу вообще то субъективно подать информацию, в силу своих взглядов и убеждений. А так каждый сам сделает свои выводы.

Тогда заголовок надо такой: » о том, что такое гос. долг, о странах должниках и о том, кому они должны»

насколько я понимаю, вносить изменения в репост, это чревато непредсказуемыми последствиями.

Да, ладно. Я так, на будущее

Ну вот и ладненько.

Все, что здесь написано, не имеет значения.

Значение имеют последние несколько абзацев.

Очередная реинкарнация энергорубля.

Очередная реинкарнация дурацкой идеи.

Щас опять всплывет призрак КОБ.

Вот уж поистине, чем глупее — тем живучее.

Я никак не могу найти инфу по нужной теме, может тут кто в курсе? Где можно найти таблицу/инфу/картинку и тд, где посмотреть кому конкретно должна какая страна? Чтобы посмотреть: госдолг страны столько-то, должна вот этим странам по столько. И список

Так что США уже пиздец? А то всё жду и не дождусь

А при чём тут США? Они на том же крючке сидят что и весь мир.

Не обращайте внимания. Ограниченный контингент ограниченных граждан выучил эту шутку юмора и везде с ней влазят.

разве это политика?

«На её место должна прийти экономика инновационного развития.»

Хватит изобретать велосипед, социализм уж давно придумали и неплохо отработали. Все остальное это либо тот же социализм, либо рыночек со свистелками-перделками, которые сути рыночка не меняют.

От отсталой аграрную державы с массовой неграмотностью и отсутствием промышленности — к ядерно космической державе, 2-е место в мире по развитию промышленности, поголовное среднее и у многих высшее образование за каких-то 40 лет от 1922 (конец гражданки) до 1962 Между делом еще войну выиграли против сильнейшей на тот момент армии мира. Куда уж ииновационее и эффективнее?

Современная экономическая система — это набор правил некой игры, которая имеет мало общего с реальными потребностями человечества. Причём, поначалу эта игра возникла именно на базе потребностей, но впоследствии вводились новые правила, которые шли исключительно на пользу жуликам, которые эти правила и вводили.

Маркс, его предшественники по трудовой теории стоимости, равно, как и все марксисты, да и не марксисты 20-го века тоже, с вами не согласны.

Самозащита и права граждан на сравнении США и РФ. Возьмем для примера ограбления или нападения бандитов

В этих странах абсолютно разный подход к пониманию самообороны и к рассмотрению последствий от действий самозащиты. В США, к примеру, проникновение на территорию гражданина позволяет ему защищать себя всеми доступными способами и рассмотрение дел при нанесении ущерба нападающему происходит быстро и в пользу обороняющегося, не говоря уже о том, что его не забирают ни в какие СИЗО и не рассматривают дела по полгода с примененинем карательных мер к оборонявшемуся. Главное условие — это территория, где это происходит. Если это место жительства — обороняющийся прав в суде на 99% всегда, если это неизвестные люди, проникшие с неизвестной целью.

Также учтем свободное приобретение и хранение огнестрельного оружия, вплоть до автоматических винтовок. Любой человек, достигший 21 года, пенсионер, плохой или хороший «ниггер» , плохой или хороший «снежок» может приобрести револьвер, и применить его.

В РФ нет права на ношение и приобретение такого вида оружия для граждан. Короткостволы запрещены. Гладкостволы и нарезное должны быть без патронов и в чехлах при переноске вне мест охоты или стрельб. Ношение их для самообороны запрещено. Отношение к обороняющемуся в СВОЕМ доме кардинально противоположное. При нанесении ущерба нападающему или проникшему в помещение с неясной целью дело будет рассматриваться так, как будто это произошло на улице или любом другом месте. Нередки случаи, когда при обороне дома защищавшегося приговаривают к реальным срокам заключения и к выплатам компенсаций грабителям или атакующим.

То есть вся разница в том, что правоприменительная практика в РФ ставит целью наказание причинившего урон почти вне зависимости от обстоятельств, а в США учитывается место обороны и обстоятельства вне зависимости от ущерба нападающему. Там — человек и закон, тут — закон и человек. Закон в РФ, а именно ст. 37 УК РФ трактуется очень вольно и правоприменительная практика говорит о странном применении этого закона.

А теперь про BLM и прочие банды. Про проникновение в жилище — все понятно. А что на улице? Не забывайте, что страна США, это вооруженная страна и если эти черные BLM окончательно затеррориризируют какой-нибудь штат, их будут отстреливать и черные и белые, как нападающих бандитов. Вроде бы Флорида идет по пути облегчения способов, типа возможности давить ниггеров автомобилями и стрелять из окна. В принципе, к этому все и идет. США — свободная страна и она себя все-равно отрегулирует, хотя все эти BLM — офигенный перекос в обществе и системе права.

Так. А РФ? Ну, допустим, у вас возник конфликт с какой-нибудь гуманоидной диаспорой Нибирцев (это с планеты Нибиру, если что) и они банально вам угрожают и хотят убить. Они пришли к вам домой, а вы взяли дедушкин дробовик с ножиком. Чик-чик, и нибирцев нет. К вам приедут ребята с погонами и без разборов вы уедете сначала в клетку а потом надолго в Карелию вплоть до пожизненного. И наплевать, что у вас дома был маленький ребенок и жена.

А вы говорите, BLM. США и РФ. Два мира — два разных кефира.

Звучит песня на фоне » Белые ниггеры в белом гетто, но без прав и пистолетов».

Источник

Оцените статью