- Мир науки
- Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!
- География — рефераты, презентации, шпаргалки, лекции, семинары, конспекты
- Классификация стран мира по форме правления
- Классификация государств по форме правления, политическому режиму, типу территориального устройства.
Мир науки
Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!
География — рефераты, презентации, шпаргалки, лекции, семинары, конспекты
Классификация стран мира по форме правления
Государственный строй любой страны характеризуется прежде формой правления.
Форма правления — организация государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимодействие с населением.
Форма правления влияет на общественно-политическую жизнь стран, традиции, иногда — на менталитет населения, но не определяет ни уровня социально-экономического развития, ни особенностей внутриполитического положения страны: так, некоторые монархии (например, в Европе) часто являются демократическими, чем отдельные республики.
В мире существует 4 формы правления: республика, монархия, страны Содружества и Джамахирия.
Республика. Республиканская форма правления возникла в древние времена. Наибольшее распространение в периоды Новой и Новейшей истории. В 1991 г. в мире было 127 республик, а после распада СССР, СФРЮ и Чехословакии, а также после образования Восточного Тимора их стало 148.
Республика — форма правления, при которой суверенные права на власть принадлежат или всем дееспособным гражданам, или их большинства.
По республиканского строя правления от имени народа осуществляется представительными органами, которые избираются или прямым голосованием, либо на основе процедур косвенного народного волеизъявления (через доверенных лиц, выборщиков и т.п.).
Существует несколько типов республик:
Парламентская республика — верховенство парламент, перед которым правительство несет коллективную ответственность за свои действия, роль президента в государственном управлении уступает роли парламента, а правительство возглавляет премьер-министр. Правительство остается у власти, пока имеет поддержку большинства в парламенте. При ее отсутствии правительство уходит в отставку или глава государства распускает парламент. К такому типу республик относятся ФРГ, Италия, Индия и другие.
Президентская республика — в руках президента сочетании полномочия главы государства и главы правительства (США, Бразилия, Аргентина и др.).
Президентско-парламентская республика — роль президента и парламента уравновешенная (Россия, Украина и др.).
В мире три четверти стран — республики. Эта форма правления считается наиболее прогрессивной и демократической. Республиками являются большинство стран Латинской Америки, почти все бывшие колонии в Азии, 49 из 53 стран Африки и другие.
Монархия. Древнейшей формой правления, присущей еще первым государствам мира, является монархия. Монархическая форма правления на протяжении истории претерпела значительные изменения, но сущность ее части осталась неизменной: сосредоточение власти в руках одного лица, с определенными особенностями в конкретных государствах.
Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть формально (полностью или частично) сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха.
Как правило, власть монарха пожизненная и передается по наследству, но существуют две монархии, имеющие элементы республики: Малайзия — федеративная конституционная монархия, где монарха избирают на 5 лет султаны султанатов, входящих в состав государства; ОАЭ — федеративное абсолютная монархия, в которой главу государства — президента на 5 лет избирает Верховная Рада эмиров.
Особая ситуация в Ватикане, где Папа Римский, который имеет светский титул Светлейшего князя, пожизненно избирают на коллегии кардиналов (конклаве), среди которых право голоса имеют только кардиналы моложе 80 лет, и их количество не должно превышать 120 человек.
Титул монарха в разных странах разный: султан (Бруней, Оман), папа (Ватикан), эмир (Кувейт, Бахрейн), герцог (Люксембург), император (Япония), Король (в большинстве монархий), князь (Монако, Лихтенштейн).
Всего в мире существует 30 монархий. Из них
— В Европе 12: Андорра, Бельгия, Ватикан, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция;
— В Азии 14: Бахрейн, Бруней, Бутан, Иордания, Камбоджа, Катар, Кувейт, Малайзия, Непал, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония
— В Африке 3: Лесото, Марокко, Свазиленд;
— В Океании 1: Тонга.
Монархии различаются по своей форме:
Абсолютная (неограниченная) монархия — форма правления, при которой глава государства — монарх является главным источником законодательной и исполнительной власти (осуществляется зависимым от монарха аппаратом). Монарх основном устанавливает налоги и распоряжается финансами. Парламент или вообще отсутствует, или является совещательным органом.
Абсолютных монархий в мире 5: Бруней, Бутан, Катар, ОАЭ, Оман.
Конституционная (ограниченная) монархия — форма правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, законодательные функции переданы парламенту, а исполнительная — правительству. Монарх юридически является верховным главой исполнительной власти, главой судебной системы, формально назначает правительство, заменяет министров, распоряжается войсками, может отменить принятые парламентом законы и распустить парламент. Но фактически эти полномочия принадлежат правительству.
Конституционных монархий в мире 23: Тонга (Океания) Лесото, Марокко, Свазиленд (Африка) Бахрейн (фактически абсолютная), Иордания, Камбоджа, Кувейт (фактически абсолютная), Малайзия, Непал, Таиланд, Япония (Азия) Андорра, Бельгия , Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция (Европа).
Теократическая монархия — форма правления, при которой политическая и духовная власть находятся в руках церкви.
Теократических монархий в мире 2 — Ватикан и Саудовская Аравия.
Государства в составе Содружества. К ним относятся 14 стран — бывших колоний Великобритании, в которых формально главой государства является Британская королева, представленная в стране генерал-губернатором (обязательно ее уроженцем). Такие страны имеют свой парламент и правительство. Это Канада, Австралия, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Тувалу, Антигуа и Барбуда, Содружество Багамских Островов, Барбадос, Белиз, Гренада, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Ямайка.
Страны Содружества могут проводить независимую политику, их жители являются гражданами своих государств, а не подданными Британской королевы, но объединяет их признания верховной власти королевы Великобритании. Члены Содружества имеют безоговорочное право одностороннего выхода из нее по собственному желанию. Этим правом в свое время воспользовались Мьянма, Ирландия, Пакистан, которые сейчас являются республиками.
От «государств в составе Содружества» по форме правления существенно отличается интеграционная группировка Британское Содружество Наций, которое было юридически оформлено в 1931 году и ныне охватывает 51 страну — бывшие колонии Великобритании, расположены во всех частях мира на площади свыше 30 млн. км2 с населением более 1,2 млрд. человек. Участники группировки имеют различные формы правления: республики, монархии, государства в составе Содружества.
Джамахирия. Это уникальная форма правления, при которой существует «народовластия».
Джамахирия — форма правления, при которой отсутствуют традиционные институты власти; считается, что все государственные решения принимаются всем народом.
Такую форму правления в мире имеет лишь 1 государство — Ливия (Великая Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия). В стране ликвидирован политические партии и правительство, парламент в его классической форме. Ею руководят первичные народные собрания, наделенные законодательной и исполнительной властью. С 1977 г. главным законодательным органом является Всеобщий народный конгресс (созывается дважды в год), куда входят секретари районных народных собраний и представители общественных организаций.
Источник
Классификация государств по форме правления, политическому режиму, типу территориального устройства.
При всем многообразии государств по форме правления их можно разделить на две группы: монархии и республики.
Монархия (в пер. с греч. — власть одного) как форма правления иначе может быть названа как персональное единовластие. Ее отличают следующие признаки:
· существование единоличного главы государства;
· обладание монархом всей полнотой власти, которая является верховной, нераздельной и суверенной (независимой);
· наследственный порядок передачи власти;
· бессрочное правление монарха;
· юридическая безответственность монарха.
Различают неограниченную (абсолютную) и ограниченную монархию.
Для абсолютной монархии характерно отсутствие представительных учреждений народа, сосредоточение всей государственной власти в руках монарха. Он издает законы, назначает чиновников, контролирует сбор налогов и расходует их по своему усмотрению. Карательная функция также находится в его руках. Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия (например, Саудовская Аравия, Катар, Оман), для которой характерно сосредоточение в руках монарха и государственной и религиозной власти.
Ограниченная монархия подразделяется на дуалистическую и парламентарную (конституционную) в зависимости от степени ограничения полномочий главы государства.
В дуалистической монархии существуют два политических учреждения: монарший двор (институт монархии), формирующий правительство, и парламент, который никакого влияния на правительство не оказывает. Монарх имеет сильное влияние на парламент: может наложить вето на принимаемые им законы, издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона, а то и распускать парламент.
Как для абсолютной, так и для дуалистической монархии типичен авторитарный политический режим.
Парламентарной монархии (ее иногда называют конституционной) свойственно ограничение власти монарха как в законодательной, так и в исполнительной сфере. Несмотря на то, что формально главу правительства и министров назначает монарх, правительство несет ответственность не перед ним, а перед парламентом. Монарх здесь фигура скорее символическая, являющаяся своего рода данью традиции, нежели властная. Он царствует, но не правит (Япония, Швеция, Великобритания).
Республика (в пер, с лат. — дело общественное) Это такая форма правления, которая характеризуется выборностью главы государства, именуемого обычно президентом. Республике присущи следующие признаки:
1. правление осуществляется коллективно, т. е. не одним лицом, а системой государственных органов;
2. республиканское правление основано на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
3. в формировании власти участвует народ; в процессе выборов власти могут применяться различные избирательные системы, одни менее, другие более демократичные;
4. представительные органы власти и высшие должностные лица избираются на определенный срок;
5. высшие должностные лица несут ответственность перед органом, их избравшим, или народом.
Практике государственного строительства известны два основных вида республики.
Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Поскольку президент и правительство избираются внепарламентским путем, то эти институты власти в определенных ситуациях могут политически противостоять парламенту. Президентская республика создает благоприятные предпосылки для сосредоточения в руках президента больших полномочий, что стабилизирует государственную власть. Обычно это крайне необходимо на переходных этапах (Мексика), в государствах, где сильны монархические традиции (Румыния), в ситуациях, не отличающихся стабильностью (Украина), в период проведения реформ (Чили), в государствах, имеющих обширную территорию или многонациональный состав (США), при наличии чрезвычайных событий, таких, как война (Сирия). Большинство из перечисленных факторов присуще современной России, поэтому вопрос выбора вида республики здесь должен быть решен, конечно, в пользу президентской республики.
Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет всю полноту ответственности за свою деятельность. Участие президента в формировании правительства минимально: оно формируется партией, получившей большинство в парламенте. Хотя президент формально наделяется большими полномочиями, на практике он не оказывает серьезного влияния на осуществление государственной власти, как, например, в Германии. Парламентская республика — менее распространенная форма правления, чем республика президентская. Она существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Финляндия, Турция и др.). В мире не так много таких стран. Россия еще очень далека от введения данной формы правления.
Существуют и другие виды республики: суперпрезидентская, смешанная (полупрезидентская (Такая форма правления сочетает в себе признаки и президентской, и парламентарной республики. Но сочетание это бывает разным.) или полупарламентская) республики.
Типы политических режимов: демократический, либеральный, авторитарный, тоталитарный.
Демократический режимгосударственный режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Д.р. основывается на принципах народовластия, свободы и равенства граждан. В условиях Д.р. народ осуществляет власть как непосредственно, так и через образуемые им органы представительной власти.
Либеральный режим отличается высокой степенью политической свободы, однако, вследствие культурной отсталости большинства общества и ряда других причин, реально пользоваться демократическими институтами могут сравнительно немногие. Низкий уровень жизни многочисленных слоев общества порождает маргинальность и склонность к насильственным действиям для достижения своих социальных целей.
Авторитарный режим — политический режим, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения. А.р. — это режим, ограничивающий демократию и устанавливающий власть одного лица или группы лиц (диктатуру).
Тоталитарный режим — политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества.
Типы территориального устройства:
Основные формы территориального устройства государства: унитарная , федеративная т конфедеративная.
Унитарное государство представляет собой единую, политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Оно имеет единую конституцию и гражданство. Все государственные, в том числе судебные органы составляют одну систему, действуют на основе единых правовых норм. Унитарные государства сформировались преимущественно в странах с мононациональным населением, хотя Испания — многонациональна. (пример Швеция, Дания,Франция, Италия).
Федеративное государствопредставляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в единое союзное государство. Федерациями в настоящее время являются 25 стран мира: Австралия, Австрия, Аргентина,
Бельгия, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада, Россия и др. Территорию федерации образуют территории ее субъектов (штат, кантон,республика и т.п.), внутренние границы федерации могут быть изменены только с согласия ее субъектов.
В федерации существуют два уровня власти: федеральный и республиканский.
Для федерации характерно наличие двойной правовой системы, двойного гражданства, двухпалатного парламента, в котором одна из палат представляет интересы субъектов федерации, а вторая — общенациональные интересы.
Федерации строятся по территориальному (США), национальному (Индия) или смешанному (Россия) признакам, которые и определяют характер, содержание и структуру государственного устройства.
Конфедерацияпредставляет собой редко встречающуюся форму организации политической общности. По сути конфедерация не является в строгом смысле слова государством. Обычно конфедерациz на практике являет собой союз нескольких независимых государств, которые объединились для проведения совместной политики в определенных целях(например, для совместной обороны, решения экономических, энергетических, транспортных проблем и т.п.). Для осуществления согласованной политики государства конфедерации создают органы управления. Решения этих общих органов не имеют прямого действия, а вступают в силу лишь после утверждения их центральными органами власти соответствующих государств. В конфедерации отсутствует единый высший законодательный орган, единое гражданство, а страны — участницы конфедерации в полном объеме осуществляют международную деятель-
ность. При этом государства конфедерации могут по своей воле покидать ее и расторгать конфедеративный договор. Обычно конфедерации недолговечны: либо они распадаются на унитарные государства, либо перерастают в федерации.
Дата добавления: 2015-02-13 ; просмотров: 7834 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник