- Зрелая и молодая демократии
- Читайте также
- Кобылица молодая…
- Теночтитлан, молодая столица
- Молодая академия
- «МОЛОДАЯ ИРЛАНДИЯ»
- «МОЛОДАЯ ЕВРОПА»
- «МОЛОДАЯ ГЕРМАНИЯ»
- «МОЛОДАЯ ШВЕЙЦАРИЯ»
- Зрелая доктрина любви
- Молодая императрица
- 13. ПРОСТО ДЕМОКРАТИИ, ПРОГРЕССИВНЫЕ ДЕМОКРАТИИ, НАРОДНЫЕ ДЕМОКРАТИИ
- «Молодая кровь» науки
- 2. «Молодая гвардия»
- 1.3.5. Молодая демократия
- в странах молодой демократии
Зрелая и молодая демократии
Зрелая и молодая демократии
Е. Гайдар предлагает еще один критерий для различения демократических систем – степень зрелости. Зрелая демократия, характерная для богатых постиндустриальных обществ, сопряжена, по его мнению, с пассивностью большей части населения – актуальные политические проблемы не задевают там жизненных интересов избирателей. Отсюда и возникает элитарность большинства зрелых демократий. Постоянная проблема такой системы – соотношение налоговой нагрузки и социальных обязательств. Вокруг этой оппозиции формируются две основные политические силы: правый центр – за налогоплательщиков, левый центр – за получателей социальных трансфертов и зарплаты из бюджета. Однако обе эти силы придерживаются базового консенсуса – основные принципы устройства экономической и политической систем разделяются всеми.
Основные черты зрелой демократии таковы:
1) долгосрочная устойчивость. Стабильное функционирование в течение многих десятилетий с неплохими результатами оставляет радикальные идеи, насилие и нарушение законов на долю маргиналов;
2) партии опираются на длительную историческую традицию и предлагают обществу решения волнующих его проблем;
3) периодическая смена партий у власти – низкие налоги чередуются с высокими социальными расходами;
4) маргиналы не представлены во власти. Вместо социальной поляризации эпохи раннего капитализма – концентрация политических сил в центре, практически – политическое равновесие;
5) велико влияние «перераспределительных коалиций» – лоббистских структур, представляющих частные интересы узких, хорошо организованных отраслевых или профессиональных групп. Таково аграрное лобби многих стран или «заходящие отрасли», например сталелитейная промышленность в США, где занятость должна сокращаться, а стало быть, усиливаются стимулы самоорганизации (Гайдар 2005: 634);
6) стабильность, сила «перераспределительных коалиций», заинтересованных в сохранении привилегий, и отсутствие острых кризисов влекут за собой трудность проведения глубоких реформ, даже если они нужны.
Молодые демократии, обычно приходящие на смену авторитарным режимам индустриальной эпохи или аграрного полуфеодального общества, имеют иные свойства:
1) новизна демократических институтов, незавершенность их легитимации. Риски, связанные с возможностью возникновения острых политических конфликтов и применения насилия. Время нестабильности;
2) политические партии, за исключением бывших партий власти вроде перонистов в Аргентине или компартий в постсоциалистических странах, слабы. Роль политических лидеров высока;
3) молодость демократии, социальная поляризация обусловливают сильное влияние радикальных движений (коммунистов, радикальных националистов). Отсюда угрозы для демократических институтов;
4) нестабильность институтов при высокой роли лидеров и относительной слабости «перераспределительных коалиций», редко способных блокировать перемены, создают благоприятные условия для глубоких реформ.
Например, в Восточной Европе 1990-х годов базовый консенсус элит основывался на общем стремлении вернуться в Европу, войти в НАТО и тем самым защититься от вчерашней угрозы – агрессии с Востока. Вместе с западными институтами эти страны импортировали политическую стабильность. (Сходные процессы можно было ранее наблюдать в Испании и Португалии.) Однако вместе со стабильностью, как правило, импортируется и ригидность политических форм.
Нехватка демократических традиций создает угрозу авторитаризма, особенно на ранних стадиях индустриализации, когда вмешательство государства в экономику может способствовать догоняющему развитию. Крестьянство – социальная база таких режимов; городское население, высокий уровень образования – ненадежная опора авторитаризма (Там же, 635—640).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Кобылица молодая…
Кобылица молодая… В «Коньке-Горбунке» появляется незнамо откуда неведомая сила, которая нарушает привычный порядок вещей: «Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить». Вором оказалась белая златогривая кобылица, о которой говорится, что она «змеем голову свила». Как
Теночтитлан, молодая столица
Теночтитлан, молодая столица Современные исследователи сильно расходятся во мнениях, когда нужно дать оценку зрелищу, которое мы только что описали. Чем в точности был Теночтитлан — большим индейским поселком, этаким разросшимся пуэбло, или Александрией западного мира?
Молодая академия
Молодая академия «Мы желаем все дела, зачатые трудами императора, с Божией помощью завершить» – так говорилось в одном из первых указов императрицы, и многие понимали это как залог продолжения петровского курса. И действительно, так это и казалось в первые месяцы ее
«МОЛОДАЯ ИРЛАНДИЯ»
«МОЛОДАЯ ИРЛАНДИЯ» Когда при министерстве Каннинга антипапский фанатизм начал в образованных кругах английского населения все более и более уступать место либеральному и гуманному образу мыслей, то, казалось, наступит время, когда и католикам Ирландии придется
«МОЛОДАЯ ЕВРОПА»
«МОЛОДАЯ ЕВРОПА» Неудавшийся план принудил радикальные элементы основать во главе с Мадзини республиканский союз, в состав которого вошли бы все народы Европы и который поставил бы себе целью создать новую молодую Европу, отсюда и название «Молодая Европа».Сообразно с
«МОЛОДАЯ ГЕРМАНИЯ»
«МОЛОДАЯ ГЕРМАНИЯ» Наряду с «Молодой Италией» возникла в 1834 г. и «Молодая Германия». Этот революционный союз вел энергичную пропаганду среди крестьян, проживавших в Швейцарии. В Страсбурге, Цюрихе, Беле, Берне и других городах были основаны секции, иногда имевшие всего 5
«МОЛОДАЯ ШВЕЙЦАРИЯ»
«МОЛОДАЯ ШВЕЙЦАРИЯ» Союз «Молодая Швейцария» образовался 26 июля1835 г. и был обязан своим возникновением Мадзини, который обратился к швейцарцам с воззванием, призывая их объединиться. Новый союз основным образом отличался от союзов остальных народностей —
Зрелая доктрина любви
Зрелая доктрина любви Не может не бросаться в глаза, что с момента знакомства до официального оформления брака Альберта Швейцера и Елены Бреслау прошли долгих девять лет. Уникально и то, что решение создать семью основательно увязывалось с намерением отправиться с
Молодая императрица
Молодая императрица А что же Екатерина? Великая княгиня уже была вполне сложившимся и очень заметным человеком при дворе. На нее обращено было большое внимание дипломатов, потому что, как они находили, «ни у кого нет столько твердости и решительности» – качеств, которые
13. ПРОСТО ДЕМОКРАТИИ, ПРОГРЕССИВНЫЕ ДЕМОКРАТИИ, НАРОДНЫЕ ДЕМОКРАТИИ
13. ПРОСТО ДЕМОКРАТИИ, ПРОГРЕССИВНЫЕ ДЕМОКРАТИИ, НАРОДНЫЕ ДЕМОКРАТИИ Смена союзников, вылившаяся затем в ялтинский мир[480], выстроила с самого начала совершенно другую ситуацию, и не только в военно-политическом плане. Ситуацию, по отношению к которой все определения, все
«Молодая кровь» науки
«Молодая кровь» науки Существенный вклад в развитие науки и техники вносят молодые ученые и специалисты республики.В 70–80-х гг. XX ст. заметно усилился приток молодых, свежих сил в науку. Это привело к тому, что каждый третий научный сотрудник был в возрасте до 30 лет. А такие
2. «Молодая гвардия»
2. «Молодая гвардия» В ноябре 1968 года я уже работал в редакции журнала. Через неделю или две собрал совещание критиков, прозаиков, искусствоведов, чтобы обсудить перспективный план редакции на будущий, 1969 год. В совещании приняли участие Олег Михайлов, Виктор Чалмаев,
Источник
1.3.5. Молодая демократия
Молодая демократия отличается от либеральной только одним важным параметром – отсутствием стабильности политической системы. Исторический опыт таких государств не знает длительного периода существования демократии. В некоторых из них демократические режимы возникли давно, но их развитие было прервано военными переворотами и диктатурами, другие же длительное время находились под авторитарным правлением и только недавно стали демократическими. К странам первой группы можно отнести Бангладеш, Пакистан, Гаити, Панаму и т. д., к странам второй группы – Россию и прочие государства, образовавшиеся на обломках социалистического лагеря.
Всего в мире 71 государство можно отнести к молодым демократиям, причем многие из них следует называть демократическими только условно, так как положение в них значительно сложнее, чем даже при частичной либеральной демократии. В этом отношении молодые демократии можно разделить на четыре группы:
государства, которые движутся в направлении реальной демократизации, стремясь построить в обществе либеральную демократию. К таким странам можно отнести Болгарию, Румынию, Словакию, Словению и т. д.;
государства, которые временно вышли из авторитарного состояния, но вновь к нему возвращаются: Тайвань, Гаити, Гана, Нигерия и т. д.;
государства, в которых свержение авторитаризма вызвало примерное равновесие сил демократии и реванша, столкновение которых продолжается, отчего некоторые из этих государств иногда вынуждены бывают отступать от норм демократии, чтобы избежать реставрации авторитарного режима. В целом их перспективы пока не определены. В эту группу входят Россия, бывшая Югославия, Индонезия, Замбия и т. д.;
государства, в которых демократической является только конституционная видимость политической системы, которая прикрывает близкий к авторитаризму режим, стремящийся нивелировать только нарождающуюся демократию. Это Йемен, Ангола, Бенин, Камерун и т. д.
Во многих государствах молодой демократии многопартийная система была введена совсем недавно. И хотя выборы стали демократическими, правящие партии, до сих пор отождествляемые с властью, имеют явный перевес в виде государственного ресурса, доминирования в средствах массовой информации, а также из-за неправовых преследований некоторых деятелей оппозиции и просто стремления населения голосовать за уже привычных вождей. В этих случаях правящие партии до сих пор находятся у власти, так как инерция авторитарного прошлого работает против набирающих силу оппозиций.
Есть и другие проблемы: в некоторых странах традиционно сильное влияние на государственное управление оказывает армия, в других существуют жесткие межэтнические противоречия, превращающие выборы в кровавую вражду. Поэтому об этих государствах нельзя пока говорить как о сложившихся демократиях. Для этого им надо пережить несколько законных смен политической власти, которые приводили бы к руководству страны совершенно разные политические силы; справиться с попытками государственных переворотов; реализовать заложенный в многопартийности шанс построения устойчивого развивающегося общества. Им необходимо полностью локализовать политическую борьбу в рамках политической системы, вынудить силы реванша играть по правилам, диктуемым демократией, научить общество практике политического консенсуса после длительной практики политического единомыслия, которое коренится в традиционной культуре многих стран.
Последние десятилетия ХХ в. были ознаменованы возникновением большого числа молодых демократий, но в более поздний период многие из них прекратили свое существование. Некогда к молодым демократиям можно было отнести Беларусь и Казахстан, но теперь в них произошли политические изменения, позволяющие говорить о них как о сложившихся авторитарных государствах. Все больше стран бывшего социалистического лагеря возвращается на путь авторитаризма, что показали последние события в Азербайджане и, возможно, Грузии.
Источник
в странах молодой демократии
В конце XX столетия в мире резко увеличилось число конституционных
судов. В Европе это было связано прежде всего с
крушением системы тоталитаризма в бывших социалистических
странах. Создание в них конституционных судов, так же
как в Андорре и Южно-Африканской Республике, стало своего
рода символом приверженности правовому государству, уважению
прав и свобод человека.
Возникшие в результате свержения тоталитарного режима
государства молодой демократии позитивно восприняли идею
организации судебного контроля через систему конституционных
судов. Конституционные суды созданы и функционируют
практически во всех государствах на постсоветском пространстве.
Конституционное правосудие как высшая форма конституционного
контроля, осуществляемая специализированными
судами, все более органично входит в государственно-правовую
систему государств Центральной и Восточной Европы, цель которых
— формирование свободного гражданского общества, реальной
демократии, социально ориентированного правового
государства, существенными признаками которого являются
господство права, конституции и закона, уважение прав и свобод
человека и гражданина.
В Венгрии учреждение Конституционного суда было закреплено
в Конституции 1989 г. Суд начал работать с 1 января 1990 г.
С прекращением существования ЧССР конституционные суды
были созданы в Чехии на основании положений Конституции от
16 декабря 1992 г. и в Словакии на основании положений Конституции
от 3 сентября 1992 г.
После распада СФРЮ в ее бывших республиках, а ныне независимых
государствах (Сербии, Словении, Хорватии, Македонии,
Боснии и Герцеговине) начали функционировать конституционные
суды, были уточнены компетенция, организация и порядок их деятельности.
В Болгарии Конституция 1991 г. впервые предусмотрела создание
Конституционного суда, который действует на основе Закона о
Конституционном суде, принятого 16 августа 1991 г.
Конституция Румынии, принятая на референдуме 8 декабря
1991 г., учредила Конституционный суд. Закон о Конституционном
суде 1992 г. установил основы его организации и деятельности.
§ 2. Формирование органов конституционного правосудия 65
С распадом СССР в новых независимых государствах конституционное
правосудие стало неотъемлемой чертой характеристики
большинства новых независимых государств на постсоветском
пространстве. Институт специализированного судебного
конституционного контроля предусмотрен основными
законами 14 государств из 15 бывших союзных республик (за
исключением Конституции Туркменистана). В 12 странах
это — конституционные суды, в Казахстане — Конституционный
совет, а в Эстонии — судебная коллегия конституционного
контроля в структуре высшей судебной инстанции общей
юрисдикции — Государственного суда.
Еще в рамках бывшего СССР в ряд конституций союзных республик
были внесены изменения, предусматривающие введение
конституционных судов. Пионером в этом вопросе стала Латвия,
объявившая Законом Латвийской ССР от 11 ноября 1989 г. о необходимости
учреждения конституционного суда. Конституционный
суд в Латвии начал действовать в 1997 г.
За Латвией последовала Украина, которая 24 октября 1990 г. в Основном
законе предусмотрела создание Конституционного суда. Закон
«О Конституционном суде Украины» был принят 3 июня 1992 г.
Конституционный суд в Украине начал функционировать в 1996 г.
Конституция Литвы 1992 г. закрепила учреждение Конституционного
суда. Закон о Конституционном суде принят парламентом
— Сеймом Литвы 3 февраля 1993 г. В этом же году Конституционный
суд начал свою работу.
В Эстонии система судебного конституционного контроля введена
Конституцией 1992 г. (чуть ранее Суд конституционного контроля
предусматривался Законом о судах 1991 г.). Закон о процедуре
Суда конституционного контроля, определяющий его полномочия
и процедуру, был принят парламентом 5 мая 1993 г. Суд
конституционного контроля действует в виде судебной коллегии
конституционного контроля в составе Государственного суда Эстонии
В Казахстане Конституционный суд начал действовать в 1993 г.
В 1996 г. Конституционный суд после двух лет деятельности был
заменен другой формой конституционного контроля — Конституционным
советом. В других государствах на постсоветском пространстве
конституционные суды стали функционировать в Беларуси
и Кыргызстане — с 1994 г., в Молдове — с 1995 г., в Армении,
Грузии и Таджикистане — с 1996 г.
Новые конституции постсоциалистических государств, а
также судебно-правовые реформы этих стран придают исклю-чительно важное значение органам судебной власти, достижению
реальной самостоятельности и независимости судебной
власти от законодательной и исполнительной властей и повышению
эффективности в отправлении правосудия, осуществлению
ими своих функций и полномочий на основе конституции
Основной задачей судебной власти в государствах молодой
демократии является правовая защита прав и свобод человека и
гражданина, демократических принципов, общесоциальных
ценностей в соответствии с требованиями национального законодательства
и международными стандартами.
Конституционный суд как орган судебной власти стоит в одном
ряду о такими высшими органами государственной власти,
как глава государства, парламент и правительство. Осуществляя
конституционный контроль, конституционный суд может оказывать
значительное воздействие на деятельность органов публичной
власти, прежде всего в сфере их нормотворчества,
отменяя противоречащие конституции законы, другие нормативные
акты, их отдельные положения, а также толкуя конституционные
установления при разрешении конкретных дел и в
порядке официального толкования конституции, обязательного
для всех субъектов права. Конституционный суд определяет
стратегию развития отраслевого (текущего) законодательства.
Одновременно он развивает конституционно-правовую доктрину,
мотивируя принятие своих решений и формулируя свои
Конституционное правосудие играет особую роль в обеспечении
принципа разделения властей, системы сдержек и противовесов.
Разрешая споры между органами публичной власти на
различных уровнях, конституционный суд выступает в качестве
гаранта политического мира и стабильности в обществе и государстве
и хранителя конституционных ценностей. Острые политические
проблемы в государствах молодой демократии могут
и должны решаться в конституционном поле, в рамках и на
основе конституции, в отличие от прошлого времени, когда политика
и политическая целесообразность доминировали над
правом, конституцией, законом.
Значение конституционного суда как одного из высших органов
государственной власти и органа судебной власти определяется
его компетенцией, характером деятельности, оказываю-щей существенное влияние на правотворчество и правоприменение.
Конституционное правосудие на постсоветском пространстве
завоевывает все больший авторитет в вопросах защиты
принципов правового государства, основных прав и свобод человека
и гражданина, проверки конституционности законов и
других нормативных актов, разрешения споров о компетенции
государственных органов, обеспечения прямого и непосредственного
Однако деятельность конституционных судов на постсоветском
пространстве связана с определенными трудностями.
Процесс развития судебного конституционного контроля в
постсоветских государствах обусловлен рядом факторов и обстоятельств:
конкретной расстановкой политических сил в
стране, взаимоотношениями между законодательной и исполнительной
властями, между конституционным судом и судами
Источник