- Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 10 ноября 2011 г. N 361 «Об определении перечня государств (территорий), которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)»
- Перечень государств (территорий), которые не выполняют и (или) недостаточно выполняют рекомендации ФАТФ
- Черный список ФАТФ
Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 10 ноября 2011 г. N 361 «Об определении перечня государств (территорий), которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)»
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3418; 2002, N 30, ст. 3029, N 44, ст. 4296; 2004, N 31, ст. 3224; 2005, N 47, ст. 4828; 2006, N 31, ст. 3446, 3452; 2007, N 16, ст. 1831, N 31, ст. 3993, 4011, N 49, ст. 6036; 2009, N 23, ст. 2776, N 29, ст.3600; 2010, N 28, ст.3553, N 30, ст.4007, N 31, ст. 4166; 2011, N 27, ст. 3873), постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2003 года N 173 «О порядке определения и опубликования перечня государств (территорий), которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1243; 2005, N 44, ст.4562; 2011, N 2, ст. 375), а также с учетом документов, издаваемых Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) приказываю:
1. Определить перечень стран и территорий, которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) согласно приложению к настоящему Приказу.
2. Указанный перечень подлежит опубликованию на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 декабря 2011 г.
Регистрационный N 22587
Операции с денежными средствами и иным имуществом, совершаемые лицом, зарегистрированным (проживающим, находящимся) на территории страны, не выполняющей рекомендации ФАТФ, подлежат обязательному контролю. Речь идет о зачислении или переводе на счет денег, предоставлении или получении кредита (займа), операциях с ценными бумагами на сумму 600 тыс. руб. и более (либо в эквивалентном размере в иностранной валюте).
Установлен перечень таких стран (публикуется на сайте Росфинмониторинга). Это Иран и КНДР.
Названные операции подлежат обязательному контролю и в случае, если они проводятся через счет в банке, зарегистрированном в одном из этих государств.
Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 10 ноября 2011 г. N 361 «Об определении перечня государств (территорий), которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 декабря 2011 г.
Регистрационный N 22587
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 21 декабря 2011 г. N 287
Источник
Перечень государств (территорий), которые не выполняют и (или) недостаточно выполняют рекомендации ФАТФ
25 февраля 2021года, Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег(ФАТФ) обновила свой список юрисдикций со стратегическими недостатками в сфере ПОД / ФТ.
В целях защиты международной финансовой системы от рисков ОД/ФТ и содействия более полному соответствию национальных режимов международным стандартам ПОД/ФТ, ФАТФ определила перечень юрисдикций, в системах ПОД/ФТ которых имеются стратегические недостатки, и проводит с ними работу по устранению данных недостатков, представляющих угрозу международной финансовой системе.
Эти юрисдикции размещаются в двух официальных документах ФАТФ:
1.Юрисдикции с высоким уровнем риска, требующие призыва к действиям (черный список), который включает в себя юрисдикции, в отношении которых ФАТФ призывает государства-члены и другие юрисдикции применить контрмеры в целях защиты международной финансовой системы от сохраняющихся значительных рисков отмывания денег и финансирования терроризма (ОД/ФТ), исходящих от данных юрисдикций; и
2.Юрисдикции под усиленным мониторингом (серый список), который включает в себя юрисдикции имеющие стратегические недостатки в сфере ПОД / ФТ, по которым были разработаны план действий с ФАТФ.
1.Юрисдикции с высоким уровнем риска, в которых будет объявлен призыв к действиям — 21.02.2020г.
1.1.Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР)
ФАТФ по-прежнему обеспокоена в связи с невыполнением КНДР по устранению существенных недостатков в его борьбе с отмыванием денег и борьбы с финансированием терроризма (ПОД / ФТ) режима и серьезной угрозой, которую представляет для целостности международной финансовой системы. ФАТФ призывает КНДР незамедлительно устранить свои недостатки в сфере ПОД / ФТ. Кроме того, ФАТФ выражает обеспокоенность по поводу угрозы, исходящей от незаконной деятельности КНДР, связанных с распространением оружия массового уничтожения (ОМУ) и его финансирования.
ФАТФ подтверждает свое заявление от 25 февраля 2011 года, вновь призывая государства-члены и настоятельно рекомендуя другим юрисдикциям обращать особое внимание своих финансовых институтов на деловые отношения и транзакции с КНДР, включая компании и финансовые институты КНДР, а также лиц, действующих от их имени. В дополнение к мерам усиленного воздействия ФАТФ вновь призывает государства-члены применять эффективные меры противодействия, а также целевые финансовые санкции в соответствии с резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, для защиты своих финансовых секторов от рисков отмывания денег, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения (ОД / ФТ / ФРОМУ) исходящие от КНДР. ФАТФ вновь призывает государства-члены и настоятельно рекомендует другим юрисдикциям принять эффективные контрмеры для защиты своих финансовых систем от рисков ОД/ФТ, которые исходят от КНДР. Странам также не следует вступать в корреспондентские отношения, которые могут использоваться для обхода этих контрмер и усилий по устранению рисков, а также учитывать риски ОД/ФТ в случаях, когда финансовые институты КНДР пытаются открыть филиалы и дочерние компании в этих юрисдикциях.
Юрисдикции в отношении которых ФАТФ призывает свои государства – члены и другие юрисдикции применять усиленные меры по надлежащей проверке пропорциональных к рискам возникающих сданными юрисдикциями
1.2. Иран
В июне 2016 года ФАТФ приветствовала политическую приверженность Ирана по устранению его стратегических недостатков в ПОД/ФТ и его решение обратиться за технической помощью к осуществлению Плана действий. С ноября 2017 года Иран установил режим декларирования наличных средств и представил проекты поправок к своим законам о ПОД/ФТ. В августе 2018 года и в январе 2019 года Иран принял поправки к своему Закону о борьбе с финансированием терроризма. ФАТФ признает прогресс этих законодательных усилий. Законопроекты о ратификации Палермской Конвенции о финансировании терроризма уже приняты парламентом, но еще не вступили в силу. Как и в любой стране, ФАТФ может рассматривать только полностью принятые законы. Как только оставшееся законодательство вступит в полную силу, ФАТФ рассмотрит его вместе с принятым законодательством, чтобы определить, соответствуют ли содержащиеся в нем меры Плану действий Ирана в соответствии со стандартами ФАТФ.
План действий Ирана истек в январе 2018 года. В июне 2019 года ФАТФ отметила, что есть еще пункты, которые не были завершены, и Иран должен полностью решить их путем:
(1) адекватной криминализации финансирования терроризма, в том числе путем исключения привелегии для определенных групп «пытающихся прекратить иностранную оккупацию, колониализм и расизм»;
(2) выявление и замораживание террористических активов в соответствии с резолюциями СБ ООН;
(3) обеспечение адекватного и принудительного соблюдения режима надлежащей проверки;
(4) обеспечение полной независимости Подразделения финансовой разведки и требование представления сообщений о подозрительных операциях по проведенным транзакциям;
(5) демонстрация того, как власти выявляют и санкционируют нелицензированных поставщиков услуг передачи денег/ценностей;
(6) ратификация и осуществление Палермской Конвенции и Конвенций по ФТ и разъяснение возможностей оказания взаимной правовой помощи;
(7) обеспечение того, чтобы финансовые учреждения проверяли, что банковские переводы содержат полную информацию об отправителе и бенефициаре.
Если до февраля 2020 года Иран не примет Палермо и конвенции о финансировании терроризма в соответствии со стандартами ФАТФ, ФАТФ полностью отменит приостановление контрмер и призовет своих членов и все юрисдикции применять эффективные контрмеры, в соответствии с рекомендацией 19 1 .
Учитывая, что Иран недавно принял устав о ПОД-ФТ, который ФАТФ еще не рассмотрел, ФАТФ выражает свое разочарование тем, что План действий остается невыполненным. ФАТФ ожидает, что Иран быстро пойдет по пути реформ, чтобы обеспечить решение всех оставшихся вопросов путем завершения и осуществления необходимых реформ в сфере ПОД/ФТ.
Иран останется в публичном заявлении ФАТФ до завершения полного Плана действий. Пока Иран не осуществит меры, необходимые для устранения недостатков, определенных в Плане действий, ФАТФ будет по-прежнему заниматься риском финансирования терроризма, исходящим из Ирана, и угрозой, которую это создает для международной финансовой системыФАТФ, поэтому, призывает свои члены, и все юрисдикции продолжать консультировать свои финансовые учреждения применять усиленные меры по проверке деловых отношений к операциям с физическими и юридическими лицами из Ирана, в соответствии с 19-ой Рекомендацией ФАТФ.
ФАТФ, в том числе:
(1) получение информации о причинах предполагаемых сделок;
(2) проведение расширенного мониторинга деловых отношений.
Страны должны иметь возможность применять соответствующие контрмеры, когда ФАТФ призывает их сделать это. Страны также должны иметь возможность применять контрмеры независимо от любых призывов ФАТФ сделать это.
Такие контрмеры должны быть эффективными и пропорциональными рискам.
В пояснительной записке к Рекомендации 19приводятся примеры контрмер, которые могут быть предприняты странами.
2.Юрисдикции под усиленным мониторингом – 25.02.2021г.
Страны, находящиеся под усиленным мониторингом, активно работают с ФАТФ над устранением стратегических недостатков в своих режимах по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Когда ФАТФ подвергает юрисдикцию усиленному мониторингу, это означает, что страна взяла на себя обязательство быстро устранить выявленные стратегические недостатки в согласованные сроки и подлежит усиленному мониторингу. Этот список часто называют «серым списком».
ФАТФ и региональные органы в стиле ФАТФ продолжают работать с нижеприведенными юрисдикциями, сообщая о прогрессе, достигнутом в устранении своих стратегических недостатков. ФАТФ призывает эти юрисдикции выполнить свои планы действий в кратчайшие сроки и в согласованные сроки. ФАТФ приветствует их приверженность и будет внимательно следить за их прогрессом. ФАТФ не призывает применять усиленные меры должной осмотрительности к этим юрисдикциям, но рекомендует своим членам принимать во внимание информацию, представленную ниже, в своем анализе рисков.
ФАТФ выявляет дополнительные юрисдикции на постоянной основе, которые имеют стратегические недостатки в своих режимах по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Ряд юрисдикций еще не прошли проверку ФАТФ и региональных органов в стиле ФАТФ.
В октябре 2020 года ФАТФ решила возобновить свою работу по выявлению новых стран со стратегическими недостатками в сфере ПОД / ФТ и уделить приоритетное внимание обзору перечисленных стран с истекшими или истекающими сроками. Другим перечисленным юрисдикциям была предоставлена возможность отчитаться. Следующие страны оценили свой прогресс со стороны ФАТФ с октября: Албания, Ботсвана, Камбоджа, Гана, Маврикий, Мьянма, Никарагуа, Пакистан, Панама, Уганда и Зимбабве. Барбадос и Ямайка предпочли отложить отчетность из-за пандемии; Таким образом, заявления, выпущенные в феврале 2020 года для этих юрисдикций, включены ниже, но они не обязательно могут отражать самый последний статус режима ПОД / ФТ в данной юрисдикции. После проверки ФАТФ в список были включены следующие страны: Буркина-Фасо, Каймановы острова, Марокко и Сенегал.
ФАТФ приветствует прогресс, достигнутый этими странами в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, несмотря на проблемы, связанные с COVID-19.
Юрисдикции со стратегическими недостатками: Албания, Барбадос, Ботсвана, Буркина-Фасо, Камбоджа, Каймановы острова, Гана, Ямайка, Маврикий, Марокко, Мьянма, Никарагуа, Пакистан, Панама, Сенегал, Сирия, Уганда, Йемен, Зимбабве.
Источник
Черный список ФАТФ
Черный список ФАТФ – перечень стран, которые в недостаточной степени сотрудничают с ФАТФ – Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, отказываются от взаимодействия с этой организацией или поддерживают международный терроризм.
При этом необходимо отметить, что часто в недостаточном сотрудничестве обвиняются не только те государства, в которых практикуется отмывание денежных средств, но также ряд развивающихся стран, где на данный момент не развита инфраструктура для предотвращения подобных действий.
Впервые список неблагоприятных с точки зрения ФАТФ стран был опубликован в 2000 году. Помимо ряда офшорных островных государств, таких как Багамы, Каймановы острова, Острова Кука, а также Панамы, в него были включены Россия, Израиль и Лихтенштейн.
Черный список не является постоянным и неизменным, его периодически обновляют. Так, в 2001 году в нем не было России, зато значились Египет, Венгрия, Украина и другие страны. С 2006 по 2009 год в списке оказались Иран, Пакистан, Узбекистан, Туркменистан.
В 2012 году ФАТФ использовала новый подход к формированию списка. Он был разделен на три группы.
Во-первых, это так называемые государства с наибольшим уровнем риска, не сотрудничающие с ФАТФ и против которых применяются ответные меры международным сообществом. К таким странам относятся Иран и Северная Корея.
Во-вторых, страны с высоким уровнем риска, против которых, однако, меры не применяются: Куба, Боливия, Пакистан, Сирия, Турция и др.
В-третьей группе перечислены страны, руководство которых готово к сотрудничеству, но не имеет реальных возможностей для взаимодействия с ФАТФ – не развита финансовая и контролирующая инфраструктуры и т. п. В этом списке Алжир, Ангола, Камбоджа, Намибия, Туркменистан и другие беднейшие страны.
Черный список ФАТФ имеет прямое отношение к банковской системе и международной торговле. Любые платежи в пользу получателей в этом списке обязательно попадают под подозрение. Более того, часто финансовые учреждения вообще отказываются проводить операции с контрагентами из этих государств – для того, чтобы избежать лишних вопросов со стороны контролирующих органов.
Первоначально, когда черный список только появился, в нем оказалось большинство офшорных государств, однако в настоящее время многим из них удалось привести свое законодательство в соответствие с международными нормами. В результате стало невозможно открывать анонимные банковские счета, скрывать информацию о владельце офшорной компании и т. п.
Помимо ФАТФ, список неблагополучных стран ведет и другая организация – Организация международного сотрудничества и развития.
Источник