Страны образующие с россией зону свободной торговли
- Текущий статус: Вступил в силу 20 сентября 2012 года
- Договор о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года.
- Участники: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Украина .
Узбекистан применяет Договор о СНГ на основании Протокола о применении Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года между его Сторонами и Республикой Узбекистан (подписан на заседании Совета глав правительств СНГ 31 мая 2013 года). Протоколом предусматривается неприменение импортных пошлин во взаимной торговле между государствами – участниками Договора и Узбекистаном, а также определяются условия применения других положений Договора в отношениях между Сторонами Договора и Республикой Узбекистан.
Источник
Международные зоны свободной торговли с участием России
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 01.02.2017 2017-02-01
Статья просмотрена: 2467 раз
Библиографическое описание:
Филатова, С. Э. Международные зоны свободной торговли с участием России / С. Э. Филатова, М. В. Чумакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 255-257. — URL: https://moluch.ru/archive/139/39076/ (дата обращения: 27.04.2021).
Россия является участником двусторонних соглашений о ЗСТ со всеми 11 странами СНГ, а также Сербией и Черногорией (СиЧ) — бывшим Союзным государством Югославия. Последнее было подписано в августе 2000 г. и вступило в силу, но не было ратифицировано.
С участниками Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) — Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном — режим свободной торговли осуществляется без изъятий на основе соответствующих многосторонних и двусторонних соглашений. В соглашениях с другими государствами СНГ и СиЧ существует ограниченный перечень изъятий (сахар, водка, спирт). С отдельными странами подписаны протоколы об их поэтапной отмене. В рамках ЕврАзЭС реализуются элементы единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран, в т. ч. идет формирование Таможенного союза. Указанные двусторонние соглашения о свободной торговле соответствуют нормам и правилам ВТО (статья XXIV ГАТТ-1994).
Первым документом, регулирующим торгово-экономические отношения России с США, является межгосударственное Соглашение о торговых отношениях между СССР и США, подписанное в 1990 г. и введенное в действие применительно к России в 1992 г.
Президент России Владимир Путин подписал указ о приостановлении с 1 января 2016 г. действия договора о зоне свободной торговли (ЗСТ) в отношении Украины. Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации [1].
Указ подписан «в связи с исключительными обстоятельствами, затрагивающими интересы и экономическую безопасность России и требующими принятия безотлагательных мер».
«В соответствии с п. 4 ст. 37 федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах России» приостановить с 1 января 2016 г. действие договора о зоне свободной торговли, подписанного в г. Санкт-Петербурге 18 октября 2011 г., в отношении Украины», — отмечено в документе.
Решение о создании Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана было принято в августе 2006 года на неформальном саммите Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). 6 октября 2007 г. в Душанбе Россия, Белоруссия и Казахстан, основываясь на Договоре об учреждении ЕврАзЭС от 10 октября 2000 г., подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза. Формально союз начал свою работу с 1 января 2010 г., когда вступил в силу Единый таможенный тариф (ЕТТ).
Весной 2011 г. Киргизия официально обратилась с просьбой о присоединении к Таможенному союзу.
В сентябре 2013 года президент Армении Серж Саргсян заявил о решении его страны вступить в Таможенный союз и предпринять в этих целях необходимые практические шаги, а в последующем участвовать в формировании Евразийского экономического союза.
Российское правительство рассматривает возможность усиления экономического сотрудничества и создания зон свободной торговли со странами, находящимися за пределами постсоветского пространства, пишет газета «Известия» в понедельник, 20 июня.
«Так, если исторически соглашения о свободной торговле (ССТ) заключались с участием государств, близких территориально, то в настоящее время можно говорить о создании значительного числа кросс-региональных ССТ, объединяющих государства, не только не имеющих обшей таможенной границы, но и в ряде случаев расположенных на различных континентах», — сообщили изданию в Министерстве экономического развития.
В настоящее время российский кабинет министров оценивает перспективы и прорабатывает соглашения о развитии свободной торговли c 12 странами, среди которых Индия, Израиль, Египет, Китай, Индонезия, Иран, Камбоджа, Южная Корея, Венесуэла, Никарагуа, Перу и Чили [2].
Прорабатываемые соглашения о создании свободных торговых зон предусматривают глубокую взаимную либерализацию в сфере торговли и инвестиционного сотрудничества, способствующую стратегическим интересам национального бизнеса и экономики.
Отчет о перспективах соглашений о свободной торговле с этими странами будет подготовлен правительством в сентябре, отмечает издание. В нем будет произведена оценка баланса выгод и потерь от подобных соглашений, а также учтен весь комплекс интересов и рисков.
В России прекращается создание новых особых экономических зон (ОЭЗ), а из существующих 33 могут быть закрыты 10. Такое решение было принято на основе доклада главы контрольного управления администрации президента Константина Чуйченко: выяснилось, что всего с 2006 года на создание ОЭЗ было потрачено 186 миллиардов рублей, при этом таможенные и налоговые платежи от самих ОЭЗ составили лишь 40 миллиардов рублей.
Кроме того, оказалось, что 24 миллиарда выделенных средств не истрачены и попросту хранятся на депозитах, а на создание одного рабочего места в ОЭЗ в среднем было потрачено 10,2 миллиона рублей: этой суммы хватило бы, чтобы выплачивать среднюю российскую зарплату одному работнику в течение 25 лет.
В связи с этим и было принято решение отказаться от создания новых ОЭЗ «до разработки единых подходов». Также в докладе Чуйченко говорится о том, что работу 10 ОЭЗ можно прекратить досрочно в связи с их неэффективностью.
Приводятся и другие данные: так, ОЭЗ не используют 40 % выделенных им земель, в связи с ними заведено 5 уголовных дел (в частности — о хищении 509 миллионов рублей в Липецкой области).
При этом в Минэкономразвития утверждают, что нельзя говорить о провале программы ОЭЗ, так как они «волне конкурентоспособны» и нужно просто концентрироваться на том, чтобы избегать неэффективности.
В целом достаточно сложно определить, на каком уровне развития находится то или иное интеграционное объединение, в силу как отсутствия достаточной информации, так и возникающих сильных различий между провозглашенными целями и реальными достижениями.
Развитие ЗСТ и ТС продолжается, в перспективах развития объединение большего количества стран, для упрощения международной торговли, а так же увеличения экспорта и импорта [2].
Таким образом, зоны свободной торговли и таможенные союзы являются неотъемлемой частью мировой экономики и одним из способов международных экономических отношений. Они способствуют большей интеграции между странами — участницами, устранению экономических барьеров и как следствие упрощению торговли.
Конечно же, есть и проблемы, так вследствие интенсивного процесса, происходящего последние три года, создания двусторонних зон свободной торговли в мировой экономике есть свои противники. Они утверждают, что двусторонние соглашения приводят к появлению в основном эффектов отклонения торговли, нежели ее создания; подрывают основы формирования многостороннего механизма регулирования мировой торговли в рамках ВТО. Существует мнение, что менее развитые страны мало что получают от этих процессов, ведь они либо не вовлечены в подобные соглашения, либо являются более слабыми партнерами.
Но в конце концов, страны, активно стремящиеся реформировать национальные экономики, расширение доступа к рынкам более развитых стран, рассматривают как эффективный способ достижения своей цели. Для них очень важно не оставаться в стороне от международных интеграционных процессов, на периферии региональных и мировой экономик. Для неконкурентных и слабо конкурентных национальных экономик мировое и региональные экономические сообщества могут предложить другие экономические механизмы их привлечения к международному экономическому обмену.
Для таможенного же союза на современном этапе развития мировой экономики возникает необходимость в регулирующих институтах.
В заключении хотелось бы отметить что начало функционирования Таможенного союза возродило в России и Белоруссии надежды на быстрые прибыли. Оживляются старые контрабандные схемы, проводятся расчеты и изучаются маршруты. Снятие таможенного контроля с российских границ откроет «окно возможностей» для масштабной товарной интервенции. В этой связи обращает на себя внимание активизация таможенных служб России и Белоруссии. В частности, белорусская таможня, рассчитывая вновь вернуть себе полномочия регулировать поставки транзитных товаров на российский рынок, в настоящее время активно арендует складские помещения для будущего конфиската.
Внешняя торговля во все времена имела важное значение для экономической жизни всех стран, поскольку ее успехи оказывают серьезное воздействие на экономическое развитие. Опыт развитых стран показывает, что нельзя создать благополучную экономику, находясь в изоляции от остального мира. Международная торговля, а с ней международное разделение труда привносят в отечественную экономику ряд преимуществ и выгод, непосредственно влияющих на активизацию экономического роста.
Обращаясь к истории создания экономики в наиболее развитых странах можно прийти к выводу, что деятельное участие в мировой торговле принесли подъем производства, процветание и высокий уровень жизни населения этих стран.
Источник
Зона свободной торговли СНГ. Досье
ТАСС-ДОСЬЕ. 16 декабря 2015 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о приостановлении действия договора о зоне свободной торговли СНГ в отношении Украины.
История
До 2011 году в СНГ действовало соглашение о Зоне свободной торговли (ЗСТ) от 15 апреля 1994 года, которое было подписано главами 11 государств СНГ: Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Россией, Таджикистаном, Узбекистаном и Украиной. ЗСТ, формирование которой предусматривало беспошлинную торговлю, отмену тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле, должна была стать первым этапом в создании единого экономического пространства СНГ.
Однако странам не удалось согласовать общий перечень исключений из режима свободной торговли, предусмотренный соглашением. Режим свободной торговли в полном масштабе на территории СНГ введен так и не был. В 2009 году была образована рабочая группа экспертов государств-участников СНГ по проекту нового Договора о зоне свободной торговли. За три года работы группы было проведено 14 раундов переговоров, в частности, и по проекту Договора о ЗСТ, предложенному российской стороной в 2010 году.
Подписание договора
18 октября 2011 года в Санкт-Петербурге на заседании Совета глав правительств стран СНГ восемь государств Содружества — Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия, Молдавия и Таджикистан — подписали Договор о зоне свободной торговли.
Этот документ заменил Соглашение о ЗСТ от 15 апреля 1994 года и более ста ранее действовавших соглашений и договоренностей.
В декабре 2013 года девятым членом договора (на особых условиях) стал Узбекистан.
Цели договора
Основные цели Договора о ЗСТ состоят в формировании полномасштабного режима свободной торговли между странами; отмене действующих ограничений и изъятий из режима свободной торговли, в том числе касающихся импорта сырья и экспорта готовой продукции.
Также страны договорились о проведении согласованной политики относительно использования энергетических ресурсов и транспортных услуг, развития общих рынков товаров, прежде всего, сельскохозяйственных; развитии взаимодействия в области транспорта, в том числе формирование сети международных транспортных коридоров на пространстве СНГ; повышении эффективности тарифной политики и устранение влияния на национальном уровне трансграничных фискально-административных барьеров.
В документе предусматриваются положения, гарантирующие недискриминационное применение правил нетарифного регулирования, предоставление национального режима, а также четкие, соответствующие мировой практике правила в области субсидирования. В договоре появился инструмент принуждения сторон, нарушающих договоренности, к выполнению своих обязательств.
При подписании договора особо было подчеркнуто, что создание зоны свободной торговли на территории СНГ не противоречит нормам Всемирной торговой организации (ВТО).
Ратификация
Договор о ЗСТ был ратифицирован Россией (1 апреля 2012 года), Белоруссией (26 мая 2012 года), Украиной (9 августа 2012 года). Осенью 2012 года договор ратифицировали Армения, Молдавия и Казахстан, в декабре 2013 года — Киргизия. Для России, Белоруссии и Украины договор вступил в силу 20 сентября 2012 года, для Армении — 17 октября, для Казахстана и Молдавии — 8 и 9 декабря 2012 года соответственно, для Киргизии — 12 января 2014 года.
4 июня 2012 года в Ташкенте президенты России и Узбекистана Владимир Путин и Ислам Каримов подписали декларацию об углублении стратегического партнерства и меморандум о взаимопонимании. 31 мая 2013 года в Минске на заседании Совета глав правительств СНГ был подписан протокол о применении Договора о ЗСТ между сторонами и Республикой Узбекистан. Документ устанавливал особые условия присоединения Узбекистана к договору.
В частности, до 31 декабря 2020 года или до присоединения Узбекистана к ВТО (в зависимости от того, какая из этих дат наступит ранее), стороны договора освобождались от обязательств по предоставлению во взаимной торговле национального режима. Также сохраняется порядок разрешения спорных вопросов на основе двусторонних переговоров.
Таджикистан договор о ЗСТ не ратифицировал.
Исключения из режима свободной торговли
В Договоре о ЗСТ Россия сохранила около 100 экспортных пошлин: нефть и нефтепродукты, природный газ, необработанная древесина, цветные металлы, цемент, спирт и др. Украина оставила порядка 30 экспортных пошлин, в основном, продукты черной и цветной металлургии, а также семена подсолнечника.
Казахстан сохранил более 40 изъятий из режима свободной торговли, в том числе нефть, газ, шерсть, алюминий. Таджикистан — 16 позиций, среди них мясо, овощи, фрукты, хлопок-волокно, электроэнергия, кожа и алюминий. Белоруссия — 8 позиций, в том числе калийные удобрения и необработанную древесину.
Армения и Молдавия решили полностью отказаться от экспортных пошлин в рамках ЗСТ.
Источник