Страны основные поставщики рабочей силы высокоразвитые страны европы

Основные миpовые pынки рабочей силы (центpы тpудовой мигpации)

Двумя традиционными центрами ММРС являются США и Западная Европа. После окончания Второй мировой войны доминирующее экономическое и политическое положение США еще более усилилось, соответственно возросла и их притягательность для эмигрантов, что сделало страну

главным мировым импортером рабочей силы. В сороковые и в самом начале пятидесятых годов основными экспортерами рабочей силы в США, по-прежнему, были европейские государства. Но уже с середины 50-х годов на эту роль все более выдвинулись страны Латинской Америки — Пуэрто- Рико, Мексика, Куба (особенно, с начала 60-х годов) и др. Большая доля латиноамериканцев, приезжавших в США в поисках работы, привела к существенному росту их доли в демографической структуре США. Уже сейчас выходцы из этого региона составляют основу населения таких крупных городов, как Лос-Анджелес, Майами и др., а испанский язык становится в США все более распространенным.

Наряду с Латинской Америкой практически все регионы земного шара в большей или меньшей степени экспортируют рабочую силу в США. В их числе следует выделить страны Дальнего Востока (прежде всего Китай), Юго-Восточной Азии (Вьетнам и др.), Восточной Европы, СССР (СНГ) и др. В целом масштабы иммиграции в США составляют порядка 4 — 8 млн. человек ( около 5% трудовых ресурсов государства). Такой разброс в цифрах объясняется большим количеством нелегальных, сезонных и временных мигрантов, трудно поддающихся оценке (по некоторым данным до 10-12 млн.человек ежегодно). США проводят политику привлечения высококвалифицированных кадров и ориентируются на ассимиляцию иммигрантов. В соответствии с решениями Конгресса предпочтение отдается ученым в области фундаментальных наук, инженерам, менеджерам, высококвалифицированным рабочим. Основными поставщиками такой рабочей силы на этот рынок являются европейские страны, Индия, Пакистан, Египет и в последние годы бывшие социалистические страны.

Читайте также:  Ведущие торговые страны снг

Если США в современных условиях являются лидером среди стран-импортеров рабочей силы, то среди регионов это, безусловно, Западная Европа. По оценке Международной Организации Труда на нее приходится более четверти иностранной рабочей силы мира. Только в Европейском Союзе (ЕС) в конце 90-х гг. насчитывалось более 15 млн. мигрантов, из них около 70% из стран, которые не являются членами Союза. Иностранные рабочие традиционно используются в тех сферах, где велика доля ручного труда ( строительство, сфера обслуживания, сезонные работы), а также в тех отраслях, где работа является опасной, вредной, тяжелой, грязной, непрестижной для местных работников. Здесь доля иностранцев может доходить до 70% всех занятых. Например, в Бельгии 50% шахтеров составляют иностранцы, во Франции их доля в автомобилестроении — 30%, в строительстве — 25%; в Германии они составляют 24% занятых в металлургии, 15% — в химической промышленности; 20% — среди обслуживающего персонала гостинниц и ресторанов.

Среди государств региона ведущим импортером рабочей силы является ФРГ. По данным официальной статистики в стране постоянно проживало более 7 млн. иностранных граждан, доля которых среди экономически активного населения составляла 8%. Основная масса проживающих в стране иностранцев — «гастарбайтеры» и члены их семей. Наряду с официальной статистикой, существуют и оценочные данные по нелегальной РС. По некоторым оценкам, ее отряд в ФРГ достигает сейчас до 10 млн. человек.

Среди стран, не входящих в ЕС, основными экспортерами на немецкий рынок труда являются Турция, Югославия (сегодня — республики, ранее входившие в состав СФРЮ) и Польша. В последние годы быстро растет экспорт рабочей силы из бывшего СССР и других стран Восточной Европы.

Причины, по которым Германия является столь привлекательной для иностранной рабочей силы, заключаются в следующем:

Читайте также:  Федеральное казначейство зарубежных стран

* высокий уровень политической стабильности;

* высокий уровень социальной защиты для легальных трудящихся-мигрантов;

* один из самых высоких в мире уровней оплаты труда. По издержкам на рабочую силу (почасовая заработная плата плюс дополнительные выплаты персоналу предприятий) ФРГ в настоящее время занимает 1-е место среди ведущих индустриальных стран;

* относительно низкая продолжительность рабочего дня (рабочей недели). Суммарное годовое рабочее время в стране меньше, чем в других странах (на 650 час. меньше, чем в Японии и на 340 час. меньше, чем в США);

* географическое положение страны в центре Европы, близость к Восточной Европе, как к одному из ведущих регионов экспорта рабочей силы.

Кроме ФРГ, среди стран Западной Европы крупными импортерами рабочей силы являются Франция (более 4 млн. официально зарегистрированных иностранцев, в основном выходцы из Северной Африки), Великобритания (более 2-х млн., в основном из стран Британского Содружества — Индия, Пакистан, Египет и др.), Бельгия (1 млн.) и Нидерланды (0,8 млн.). Ведущими экспортерами рабочей силы на рынки этих стран являются их бывшие колонии и заморские территории. Традиционными центрами иммиграции являются также Швейцария (33% от числа работающих), Швеция, Норвегия и Австрия. Основной приток рабочих рук в эти государства обеспечивают Италия, экс-Югославия, другие страны Восточной Европы, страны Ближнего и Среднего Востока и Южной Азии.

Новым центром ММРС, который сформировался в 70-е годы, стали нефтедобывающие страны Ближнего Востока. После гигантского скачка цен на нефть в страны этого региона хлынул поток из десятков и сотен миллиардов нефтедолларов. Нужно учесть, что экономики этих государств (особенно таких как Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Оман и Бахрейн) оказались совершенно не готовы к такому повороту событий. Это проявилось в частности в том, что неожиданно возник острый дефицит как квалифицированной, так и неквалифицированной рабочей силы. Причиной указанной нехватки была не только малая населенность этих стран, но и отсутствие у значительной части местного населения желания и готовности изменить образ жизни, т.е. отказаться от традиционных сфер деятельности (кочевого скотоводства, рыболовства и т.д.) в пользу высокооплачиваемой работы на строительстве и обустройстве нефтепромыслов, дорог, городов и т.д. Кроме того, в странах региона (за исключением Ирана и Ирака) практически отсутствовали квалифицированные специалисты соответствующего профиля. В результате в 70-е годы в регионе резко повысился спрос на иностранную рабочую силу. В силу понятных причин предпочтение отдавалось арабам или мусульманам. Поэтому основными экспортерами рабочей силы в страны Персидского залива являются сегодня арабские (Йемен, Иордания, Судан, Египет, Сирия, Палестина, Ливан), неарабские мусульманские (Турция, Пакистан, Бангладеш, Малайзия и др.) и частично мусульманские (Индия) государства. При этом Индия, Сирия, Египет и Турция поставляют более квалифицированную рабочую силу. Также достаточно важную роль играют квалифицированные рабочие и специалисты среднего звена из Южной Кореи. Вместе с тем среди выходцев из этих стран не нашлось достаточного количества специалистов высокой квалификации. Отсюда неудивительно, что среди иностранцев, занимающих высшие должности на производстве, велика доля представителей развитых государств Северной Америки и Западной Европы.

Общий объем иностранной рабочей силы в районе Персидского залива насчитывал в 90-е годы примерно 5 млн. человек. Ее доля среди занятых в народном хозяйстве стран региона была очень велика. Так, в Омане она составляла 34%, Саудовской Аравии и Бахрейне — по 40%, Кувейте — 86%, в Катаре — свыше 95, в ОАЭ — около 97%.

Четвертый центр ММРС — Австралия. За послевоенный период в страну въехало около 5 млн. иммигрантов ( в последние годы по 100-150 тыс. ежегодно ) и за их счет население Австралии увеличилось почти на 40%. 21% нынешнего населения Австралии — это люди, родившиеся за рубежом (для сравнения в США — 6,5%, В Канаде — 16,5%). Роль иммиграции сохраниться и в ближайшем будущем, учитывая необходимость в экономическом освоении огромной территории при относительно небольшом населении. Иммиграционная политика 50-60-х гг. ориентировалась на привлечение рабочей силы из Великобритании и некоторых других европейских государств ( Италия, Греция, Югославия) и получила название — “политика белой Австралии”. С 70-х годов произошла переориентация на Азию (Китай). С середины 80-х годов Австралия начала проводить политику стимулирования развития бизнеса и в соответствии с ней в первую очередь принимались иммигранты, которые осуществили инвестиции в экономику страны. Как и США, Австралия нацелена на ассимиляцию иммигрантов.

Еще один региональный рынок рабочей силы сложился в Юго-Восточной Азии. В 70-80-е годы бурными темпами шло развитие новых индустриальных стран этого региона. Среди этой группы государств важнейшими импортерами рабочей силы являются Япония (около 1,5 млн. мигрантов, что составляет 1,1% экономически активного населения), Гонконг, Макао, Сингапур, Малайзия, Таиланд, Ю.Корея, Тайвань, а также Индонезия, в значительной степени экспортирующая свою рабочую силу и в то же время привлекающая иностранную, особенно в быстро развивающиеся в стране свободные экономические зоны. Крупнейшим экспортером рабочей силы в регион является Китай (особенно для Гонконга и Макао). Также велика роль других соседних государств (Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Мьянма(Бирма), Филиппины, Индонезия, Бангладеш, Шри-Ланка и др.). Общее число иностранных рабочих в регионе составляет в настоящее время 3- 5 млн. человек. Большое распространение здесь получила нелегальная миграция. Кроме НИС в данном регионе рабочую силу импортирует Бруней, который является ярко выраженной нефтедобывающей страной и, соответственно, привлекает иностранную рабочую силу аналогично странам Персидского залива.

В 60-х гг. стал формироваться международный центр притяжения рабочей силы в Латинской Америке. В этом регионе среди ведущих стран-импортеров выделяются НИС (Бразилия, Мексика и прежде всего Аргентина, являющаяся в этом отношении безусловным лидером). В больших количествах импортируют рабочую силу также Венесуэла, Чили, Парагвай и некоторые другие страны. Что касается экспортеров, то в их роли преимущественно выступают соседние государства. Таким образом, нередко получается, что они ежегодно или даже чаще обмениваются большими массами рабочих. Общее количество используемой иностранной рабочей силы в регионе составляет, по разным оценкам, от 4 до 10 и более млн. человек в год. Миграцию в Латинской Америке отличают прежде всего сезонность (для большинства сельскохозяйственных рабочих) и большой процент нелегальной и никем не регистрируемой миграции. В настоящее время латиноамериканские государства-импортеры трудовых ресурсов проявляют интерес к выходцам из Восточной Европы и бывшего СССР, субсидируя специальные программы по привлечению восточноевропейцев (Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Чили, Парагвай, Боливия).

Современный период миграции рабочей силы характеризуется созданием новых рынков труда в Африке. В Северной Африке достаточно крупным импортером рабочей силы является нефтедобывающая Ливия. Особый центр притяжения иностранной рабочей силы сложился уже в 60-е годы на юге континента — в Южно-Африканской Республике. Необходимо отметить, что юг Африки (в силу природно-климатических, а затем и экономических условий), еще начиная с эпохи Великих географических открытий, был наиболее привлекательным на континенте местом для европейцев. Однако в современный период основу трудящихся-мигрантов в ЮАР составляют чернокожие представители соседних государств. Несмотря на господство (до недавнего времени) режима апартеида, сотни тысяч африканцев устремлялись на работу в эту страну. Причина проста: уровень оплаты труда в ЮАР на порядок выше, а безработица существенно ниже, чем в соседних государствах. В качестве основных поставщиков рабочей силы в Южную Африку выступают Ботсвана, Лесото, Свазиленд, Малави, Мозамбик, Замбия и Зимбабве.

Общее количество иностранной рабочей силы в стране составляет около 1 млн. человек ежегодно. Основная сфера использования иностранного труда — горнорудная промышленность ( добыча золота, алмазов, угля, урановой руды и т.д.), где его доля составляла до 80%. Объяснялось это тем, что, согласно южноафриканскому законодательству, любая компания, исключая горнорудную, прежде чем принять на работу иностранца, обязана была получить разрешение местного филиала государственного бюро по труду. Разрешение давалось только в случае, если на это вакантное место не претендовали жители страны. Следует учитывать, что повышенный спрос на рабочих-мигрантов в горнорудной промышленности ЮАР был прежде всего связан с тяжелыми условиями труда и риском работы на рудниках и шахтах и, соответственно, низкой популярностью у местного населения. Как правило, иностранная рабочая сила использовалась короткий срок (до двух лет), а затем (во многих случаях по причине профзаболеваний и травм) заменялась на свежую и здоровую.

В последние годы численность иностранных рабочих в ЮАР стала снижаться, в том числе и в горнорудной промышленности. Это связано с понижением мировых цен на золото и алмазы в 80-90-е годы, начавшейся структурной перестройкой экономики и изменением политики страны. Однако среди африканских стран ЮАР по-прежнему остается лидером по импорту рабочей силы.

Важным центром ММРС , в основном для бывших республик СССР, становится Россия. По официальным данным в России трудится 250-300 тыс. иностранных рабочих. Однако из-за “прозрачности” российских границ доля легальной иностранной рабочей силы в общей массе иностранцев, работающих на российских объектах не превышает 8%. Следовательно, общая численность трудовой иммиграции в этой стране приближается к 2,5 млн.

Основными экспоpтеpами на этот рынок являются Укpаина ( 32% от общей численности иностранной рабочей силы), Белоpусь, Молдова, Китай, Туpция. Причины этой миграции — чисто экономические. Крупнейшим импортером рабочей силы является Москва — около 70 тыс.чел. В Москве работают иностранные рабочие и специалисты из почти 80 стран. Иммигранты составляют 46% московских строителей, 34% работников столичного транспорта. Вслед за Москвой идут Тюменская область и Дальний Восток.

Основными причинами привлечения иностранных работников в Россию являются нехватка рабочих отдельных профессий и специальностей, нежелание местного населения выполнять предлагаемую работу, необходимость сохранения сложившихся коллективов предприятий (долгое время комплектование рабочей силой добычи нефти и газа на Севере России происходило не за счет подготовки местного населения, а путем привлечения работников по оргнабору, главным образом из Украины), экономическая выгодность из-за более низких расходов на ее доставку и обустройство (Дальний Восток).

Источник

География трудовых ресурсов Европы

Под трудовыми ресурсами мира понимают долю экономически активного населения, которая варьируется по странам. В развитых странах мира экономически активно около 70% всех трудовых ресурсов. Эта ситуация связана прежде всего с безработицей, которая иногда достигает 10% от общего числа трудовых ресурсов. В развивающихся же странах эта доля еще меньше. Она составляет лишь 45-55%, что связано с экономической отсталостью стран, неучастием женщин в производстве из-за наличия многодетных семей, большой численностью молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, широкой эксплуатацией дешевого и малоквалифицированного детского труда. В среднем в мире к экономически активному населению можно отнести 45% всего населения, или около 2 миллиардов человек. Сегодня одним из показателей трудовых ресурсов страны является уровень их образования. В экономически развитых странах неграмотность практически ликвидирована, а в развивающихся странах образовательный уровень еще весьма низок. По данным специалистов, на Земле в настоящее время неграмотными являются около 900 миллионов человек, причем число неграмотных не сокращается, а увеличивается. Наибольшее их количество находится в Африке. В экономически развитых странах мира сокращается численность рабочих преимущественно физического труда. Их место занимают более образованные работники, высококвалифицированные специалисты, создающие и обслуживающие автоматизированную и электронно-вычислительную технику. Уникальной страной высокой культуры и сплошной грамотности является Япония. Здесь обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с самого раннего возраста. Страна имеет больше университетов, готовящих квалифицированные кадры, чем вся Западная Европа. Большое влияние на трудовые ресурсы оказывает возрастной состав населения. К экономически активному относится взрослая часть населения, доля которого в разных типах стран различна. «Постарение» населения Западной Европы привело к тому, что люди от 15 до 59 лет здесь составляют 61%, а старше 60 лет — 17%. Примерно такие же доли взрослого и пожилого населения и в США, Австралии, Канаде. Доля детского населения не превышает 30%, а в ФРГ и Швеции еще ниже. В развивающихся же странах основная доля населения приходится на детей и взрослых. Пожилая часть населения занимает в общем количестве менее 7%. Доля детей колеблется от 36% (Азия) до 45% (Африка), а иногда достигает и 50% (Кения, Ботсвана).

Источник: https://geographyofrussia.com/trudovye-resursy-mira/

География внешней торговли Европы

Зависимость всех стран Европы от внешних экономических связей очень значительна. Структура и география внешней торговли отражают как степень обеспеченности отдельных отраслей хозяйства сырьем, энергией и т.д., так и особенности развития конкретной страны.

В экспорте всех стран (стоимость экспортируемой продукции достигает 2600 млрд. долларов США в год) преобладает готовая промышленная продукция. Основные статьи экспорта:

— Австрия — машины, оборудование, лесоматериалы, бумага, графит, азотные удобрения, металлоизделия, пищевые продукты;

— Бельгии — чугун, сталь, химические товары, продукция машиностроения, текстильные изделия, стекло, медикаменты, обработанные бриллианты (крупнейший центр торговли бриллиантами — Антверпен);

— Великобритания — аэрокосмическое оборудование, химикаты, фармацевтические препараты, автомобили, научные и медицинские инструменты, оружие, капиталы и услуги (банковские, страховые операции, деловые, телекоммуникационные, научно-информационные и культурные услуги, аукционы, реклама);

— Ирландия — важнейший экспортер мяса, масла, племенных лошадей, комплектующих для ЭВМ;

— Лихтенштейн — машины, конторские счетные аппараты, зубопротезные изделия, марки;

— Люксембург — сталь, метизы стекло;

— Монако — пищевые продукты, сувениры, марки;

— Нидерланды — промышленная продукция (электротехника), топливное сырье, продукция животноводства, овощи и цветы, обработанные бриллианты;

— Франция — машины, оборудование, самолеты, химическая и фармацевтическая продукция, вина, сельскохозяйственная продукция;

— ФРГ — капитал и услуги, оружие, автомобили, химическая продукция, текстиль, медикаменты, продовольствие;

— Швейцария — медикаменты, машины, оборудование, часы, пищевые продукты, марки.

В импорте (стоимость импортируемой продукции составляет около 2420 млрд. долларов США ежегодно) важны промышленная и сельскохозяйственная сырье и полуфабрикаты, продовольствие (тропические культуры). Нидерланды, Швейцария и ФРГ — крупнейшие в Европе импортеры рабочей силы.

Внешнеэкономические связи Украины со странами региона: значительные объемы украинских товаров поставляются в ФРГ, Великобританию, Францию, Нидерланды, Австрию, Швейцарию, а наибольшее количество импорта в Украину поступает из ФРГ, Франции, Великобритании, Австрии, Нидерландов, Бельгии.

География транспорта Европы

Зарубежная Европа – район высокоразвитого транспорта. Региональная транспортная система относится к западно-европейскому типу. Ее каркас образуют магистрали широтного и меридиального направлений. Транспортные сети отдельных стран имеют либо радиальную (одноцентровую) конфигурацию (Франция), либо многоцентровую (ФРГ). В местах пересечения различных транспортных линий, как сухопутных, так и водных образуются транспортные узлы. Такими узлами по сути являются и морские порты, обслуживающие прежде всего международные перевозки.

По дальности перевозок зарубежная Европа уступает США и России, зато по обеспеченности транспортной сетью и интенсивности движения стоит далеко впереди.

Главную роль в перевозке грузов и пассажиров играет автомобильный транспорт(автострады международного значения: Лиссабон — Париж — Стокгольм, Лондон — Франкфурт-на-Майне — Вена — Белград — Стамбул и др.).

Железнодорожный транспортв Западной Европе сокращается, а в Восточной Европе остается основным видом, занимающим по объему перевозок первое место в регионе.

Густая сеть железных дорог пересекает Зарубежную Европу в широтном и меридиональном направлении. Главные широтные магистрали: Лиссабон — Мадрид — Париж — Берлин — Варшава (далее на Минск и Москву), Лондон — Париж — Вена — Будапешт — Белград — София — Стамбул (далее на Ближний Восток), Париж — Прага (далее на Киев). Важнейшие меридиональные пути: Амстердам — Брюссель — Париж — Мадрид — Лиссабон, Лондон — Париж — Марсель, Копенгаген — Гамбург — Франкфурт-на-Майне — Цюрих — Рим, Гданьск — Варшава — Вена — Будапешт — Белград — Афины.

Речной транспорт региона хорошо развит благодаря наличию водных путей, имеющих меридиальное (Рейн) и широтное (Дунай) направления. Особенно велико транспортное значение Рейна, по которому перевозится 250-300 млн тонн грузов в год. Недавно введен в строй водный путь, соединяющий обе главные водные артерии зарубежной Европы: Рейн — Майн – Дунай.

Международное значение имеют морской транспорт. Во многих странах Европы доля морского транспорта в грузообороте очень велика. Например, во Франции, Нидерландах, Ирландии она составляет – 4/5, а в Великобритании – 9/10. Огромное значение имеют обслуживающие этот вид транспорта морские порты: Лондон, Гамбург, Антверпен, Роттердам, Гавр, Марсель, Генуя. Самый крупный из них — Роттердам, грузооборот которого составляет около 300 млн. т в год является крупнейшим портом мира. Крупные порты Европы по существу превратились сейчас в единые портово-промышленные комплексы.

Также в зарубежной Европе развит трубопроводный и воздушный транспорт.

Во второй половине 90-х годов был составлен и начал осуществляться поистине грандиозный проект создания единой транспортной сети Европы. Он предусматривает формирование девяти транспортных коридоров между Западом и Востоком Европы общей протяженностью 17 тыс км. Каждый коридор будет представлять собой полимагистраль, включающую и автострады, и железные дороги, а Дунайский коридор – также и водный путь. Два таких коридора будут проходить через Москву: Берлин – Варшава – Минск — Москва и Хельсинки — Санкт-Петербург – Москва – Киев – Кишинев — Бухарест.

Зарубежная Европа — основной центр международного туризма. Здесь получили развитие все виды туризма. В качестве стран-лидеров международного туризма неизменно выступают Испания, Франция и Италия. К числу самых популярных стран привлечения туристов относятся также Великобритания, ФРГ, Австрия, Швейцария, Греция, Португалия, Чехия, Венгрия. А в таких микрогосударствах, как Андорра, Сан-Марино, Монако обслуживание туристов служит главным источником доходов (до 100 туристов на каждого жителя).

В зарубежной Европе наиболее широко представлены туристско-рекреационные районы двух типов – приморские (Средиземноморье) и горные (Альпы).

Источник

Оцените статью