Десять пролетят: США, Чехия, Прибалтика могут стать «недружественными»
Правительство РФ в скором времени опубликует список «недружественных стран» согласно подписанному 23 апреля указу президента. По информации «Известий» в перечень могут попасть около десяти государств, среди которых помимо США рискуют оказаться Великобритания, Польша, Чехия, Канада и республики Прибалтики. В соответствии с указом дипмиссии таких государств не смогут нанимать на работу россиян. Как рассказали «Известиям» в парламенте, в черном списке не будет ничего неожиданного, а все включенные в него страны уже давно ведут антироссийскую политику.
Друзья — не товарищи
Правительство России продолжает разрабатывать список стран в соответствии с указом Владимира Путина «о применении мер воздействия (противодействия) на недружественные действия иностранных государств», подписанный 23 апреля. Присутствие в этом перечне коснется работы дипломатических миссий таких стран. В частности, посольства и консульства не смогу нанимать сотрудников из числа граждан России. Подобное ограничение уже отдельно коснулось США. Оно было введено в ответ на очередные санкции Вашингтона из-за приписываемого Москве вмешательства в американские выборы.
Как выяснили «Известия», оказаться в «недружественном» листе рискуют около 10 государств. По словам одного из осведомленных собеседников, в список могут попасть США, Польша, Чехия, Литва, Латвия, Эстония. Другой источник «Известий» в госструктурах добавил, что вполне возможно включение в перечень также Великобритании, Канады, Украины и Австралии.
— Окончательно список еще не утвержден. Ведется работа. Просто так никого записывать в «недружественные» не будут. Как именно будут действовать данные меры противодействия, также еще прорабатывается. Возможен полный запрет на работу граждан России на эти дипмиссии, — пояснил собеседник.
При этом, он подчеркнул, что делается это «не ради обострения, а в целях упреждения очередных антироссийских шагов». «Известия» направили запрос в пресс-службу кабмина.
Между тем в Ассоциации российских дипломатов уверены, что в случае отказа от антироссийской политики и риторики страны, попавшие в перечень, вполне могут его покинуть.
— Эта мера совершено вынужденная и временная, как мы надеемся. Она связана с обострением отношений с этими странами по вине их руководства. Такой формат затянулся и приобрел системный характер. С подачи Вашингтона ряд стран, которые связаны круговой порукой с Североатлантическим альянсом, скоординировано ведут работу по оказанию давления на нашу страну. Это приобретает разнообразные формы, — сказал «Известиям» зампредседателя совета Ассоциации российских дипломатов Андрей Бакланов.
Адекватно реагировать
При составлении перечня будут учитываться история отношений и умение адекватно реагировать на возникающие между Россией и этими странами противоречия, считают в комитете Совета Федерации по социальной политике.
— Сдержанность, доброжелательность, поиск компромиссов и ответов на сложные вопросы — это, безусловно, будет Россией учитываться. Никакой огульности не будет. Я думаю, что в список попадет Чехия и другие страны, которые необоснованно, только лишь бы поддержать соседа, выслали наших дипломатов, — заявил «Известиям» первый зампред комитета Валерий Рязанский.
Вряд ли «недружественный» список будет слишком большим, однако США, страны Прибалтики и Чехия в него наверняка попадут, считает член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Олег Шеин.
Аэропорт в Праге, откуда в Москву вылетают высланные из Чехии российские дипломаты
— У больших стран Западной Европы — например, Германии и Франции — расходятся позиции с Россией, но они воспринимаются Москвой как некие условные партнеры, которые находятся в политической, экономической и военной зависимости от Вашингтона. Однако у них есть своего рода самостоятельность, поэтому они для нас — переговорная сторона. Об этом очень трудно говорить в отношении стран Восточной Европы, которые такой самостоятельностью не обладают и находятся в фазе «высокой агрессии» по отношению к России. Здесь будет дифференциация, — сказал депутат «Известиям».
По его мнению, на российском рынке труда это решение не отразится, зато скажется на работе консульств и посольств.
— Не все страны могут позволить себе отправить сюда персонал. Сотрудникам нужно, например, общаться с российскими госслужбами, решать инженерные задачи, организовывать поставку продуктов и лекарств. Естественно, что им нужен персонал, который знает страну, — добавил Олег Шеин.
Воссоздаем баланс
Как отметил в беседе с «Известиями» первый зампред комитета Совфеда по международным делам Владимир Джабаров, Россия действует из лучших побуждений, ведь мы таким образом создаем баланс в плане количества работников в посольствах.
— Сейчас они (западные страны. — «Известия») кичатся тем, что у них в посольствах работает мало своих сотрудников, а у нас за рубежом гораздо больше. Вот мы и создадим баланс. При этом мы же всегда готовы пересмотреть подобное решение, если поймем, что эти страны изменили свое отношение к нам к лучшему, — отметил политик.
По его словам, особо гадать не нужно, какие страны попадут в этот список. Там окажутся «те, кто систематически вводит санкции и занимается выдворением российских дипломатов».
— Пусть они нанимают своих граждан. А то они жалуются, что численность в их дипмиссиях маленькая, а всю черновую работу они взвалили на наших сограждан. Получается дисбаланс. Таким образом мы просто не создаем для них режим наибольшего возблагоприятствования, — добавил Владимир Джабаров.
С ним согласен председатель временной комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ Андрей Климов. По мнению сенатора, если какие-то страны систематически выступают с недружественным заявлениями в отношении России, участвуют в незаконных санкциях либо с их территории постоянно происходит вмешательство во внутренние дела РФ, эти государства не считаются дружественными по отношению к нам.
— Перечень не так трудно определить. Но главный критерий в этом списке — системность, то есть они настойчивы в своих антироссийских порывах. Причем речь не идет об ухудшении отношений на уровне народной дипломатии, речь о том, чтобы все государственные, парламентские отношения велись с учетом того, что эти страны занимаются разрушительной антироссийской работой, — добавил он.
Посольство России в Праге
Последнее «дипломатическое» обострение между РФ и странами Запада началось 15 апреля, когда США вместе с введением очередных санкций выслали 10 российских дипломатов. Москва ответила на это зеркально, а также запретила американской дипмиссии нанимать на работу граждан РФ. В знак солидарности с Вашингтоном троих сотрудников посольства России в Варшаве объявили персонами нон грата.
Уже 17 апреля премьер-министр Чехии Андрей Бабиш сообщил, что власти страны подозревают российские спецслужбы в причастности к взрыву на складе боеприпасов во Врбетице в 2014 году. Тогда же было объявлено о высылке 18 российских дипломатов. Россия в ответ выслала 20 чешских дипломатов. 22 апреля Словакия объявила персонами нон грата трех сотрудников посольства РФ в связи с ситуацией в Чехии. А Прага пошла еще дальше и объявила о сокращении состава российского посольства до уровня дипмиссии в Москве. Таким образом, высылка коснется около 70 россиян. После этого дипломатический демарш решили также поддержать Латвия, Литва, Эстония и Румыния.
Источник
Структура государственной территории и типы государств
Государственная территория (ГТ) выступает естественной средой обитания населения и функционирования государства. Она, в пределах государственных границ, охватывает часть поверхности земной суши, внутренние и территориальные воды, простирающееся над сушей и водами воздушное пространство с присущими им природными, а также созданными человеческой деятельностью свойствами и ресурсами. ГТ как особого вида ресурс характеризуется протяженностью (площадью), особенностями географического положения, определенными типами природных ландшафтов, уровнем хозяйственной освоенности и т.д. В пределах государственных границ территориально совмещены все структурыи системы управления страны, что обеспечивает целостность территориальной организации общества, развития производительных сил и культурного строительства. В прошлом размеры территории государства и ее приращение воспринимались как символ могущества и залог геополитической мощи.
Однако проведение политики максимального территориального роста в последующем развитии страны часто порождает проблемы эффективного использования территории из-за нехватки ресурсов (демографических, экономических и др.) для ее освоения, наличия природных барьеров и ограничений (горные, пустынные районы, зона вечной мерзлоты), делающих часть территории малоприятной для жизнедеятельности и экономически эффективного хозяйственного освоения. Может возникнуть также проблема объединяющей государственной идеи, без которой большое государство, сталкиваясь с вызовами национализма и сепаратизма, подвергается территориальной дезинтеграции и распаду. Поэтому, несмотря на важность территориального ресурса, сама по себе большая площадь еще не гарантирует государству экономического процветания. Для политико-географической оценки важны не только размеры территории, но и ее качественные характеристики.
В состав территории государства, наряду с сушей и внутренними водами, входят территориальные воды Мирового океана в пределах которых государство обладает юридикцией в полном объеме. Большая часть приморских государств (121) имеет территориальные воды от 3 до 12 миль, 6 – от 15 до 50 миль, а 13 – объявили установление 200-мильной зоны территориальных вод (латиноамериканские и некоторые африканские страны). Поскольку в 200-мильной зоне расположены основные рыбопромысловые районы, подводные ресурсы континентального шельфа многие страны устанавливают «зоны исключительного рыболовства» (4 – на расстоянии до 12 миль, 41 – от 20 до 200 миль и 93 – в пределах 200 морских миль (1990 г.) и «экономические зоны». В границах 200-мильной прибрежной экономической зоны прибрежные государства имеют суверенные права на разведку и разработку естественных ресурсов и недр, а другие страны пользуются свободой судоходства, имеют возмездный доступ к излишкам рыбопромысловых ресурсов. Экономической принадлежностью государства является и континентальный шельф (примыкающая к государственной территории часть морского дна до глубины 200 м, но не более 350 миль от берега или 100 миль от изобаты в 2500 м), где страны имеют исключительное право на разведку и эксплуатацию естественных ресурсов недр и дна моря, но не имеют суверенных прав на соответствующую акваторию, где остальные государства пользуются свободой судоходства и воздушных полетов, могут прокладывать кабели связи и трубопроводы. Таким образом осуществление различных форм контроля над экономическими зонами и континентальным шельфом зачастую превышает сухопутную территорию приморских государств и увеличивает их ресурсный потенциал. Для стран, не имеющих выхода к морю (30 государств), предоставляется право свободного транзита через территорию других государств, а их судна должны быть трактованы в портах наравне с суднами прибрежных государств. Интересные фотоотчеты, отзывы, описание путешествия в Черняховск , вы сможете найти на сайте 33dorogi.ru.
В целом территориальные ресурсы неравномерно распределены между государствами и частями света. При росте интенсификации использования территории возникают проблемы перенаселенности, экологические проблемы совмещения различных функций на одной территории. Емкость территории отражает предел числа функций и нагрузки на нее при дополнительных вложениях. Если среднюю мировую обеспеченность населения территорией принять за единицу, то распределение этого показателя отличается значительной дифференциацией (табл. 3).
В политической географии применяется классификация стран мира по размерам их площади (табл. 4). Группа крупнейших стран, размером более 2,5 млн. км 2 , объединяет всего 9 государств, но вместе они занимают 55,8% поверхности суши, а на долю самой многочисленной группы очень малых стран менее 30 тыс. км 2 , приходится всего 1,3 %.
Оценивая государство по величине его территории необходимо брать во внимание наиболее освоенную – эффективную территорию, где функционируют основные экономические ареалы, центры, системы коммуникаций и экологические сети. Так, например, более 1/3 территории Австралии занимают пустыни, около 3/5 площади России расположено в трудных для проживания и ведения хозяйства районах.
Таблица 3
Обеспеченность территориальными ресурсами частей света и отдельных стран (Машбиц, 1998)
Части света и страны
Обеспеченность населения территориальными ресурсами (среднемировая –1)
Таблица 4
Структура стран мира по размерам их территории
Территория, типы стран
(2,5 млн.км 2 и более)
(350 тыс.- 2,5 млн.км 2 )
Средние (150-350 тыс.км 2 )
Малые (30-150 тыс. км 2 )
Мелкие (менее 30 тыс. км 2 )
При больших различиях в площади территории для геополитического анализа может применяться деление государств на трансконтинентальные (Россия), субконтинентальные (Китай, Бразилия, Индия), макрорегиональные (макротопы) с площадью от 1,5 до 2,5 млн. км 2 (Иран, Мексика, Алжир, Судан, Саудовская Аравия), мезорегиональные (мезотопы), площадью 0,5 – 1,5 млн. км 2 (Франция, Египет, ЮАР, Венесуэла), а также макрогосударства (микротопы) размером от 1 до 50 тыс. км 2 . Особую группу образуют страны-экстремумы, т.н. минигосударства (минитопы) – Лихтенштейн, Монако, Сан-Марено – Ватикан, международный престиж и суверенитет которых должны уважать все государства (табл. 5).
Таблица 5
Страны-экстремумы по размерам государственной территории
Площадь территории, млн. км 2
Площадь территории, км 2
Величина государственной территории выступает не единственным элементом ее морфологических особенностей. Важным параметром является конфигурация и форма территории страны, которая оказывает влияние на общественное развитие и территориальную организацию жизнедеятельности страны. Так, компактная форма способствует большей интегрированности территории, равноудаленной доступности отдельных регионов и меньшей растянутости коммуникаций, меньшими затратами на обустройство границ и системы пропускных пунктов. В свою очередь государства неправильной, вытянутой формы или территориальноразобщенные (расположенные на архипелагах, имеющие эксклавы) с коммуникациями большой протяженности, труднодоступными районами оказываются более уязвимыми, в них труднее обеспечить равномерное экономическое развитие, организовать охрану государственной границы, в удаленных районах населенных этническими меньшинствами может развиваться сепаратизм. Например, Болгария и Куба – страны с примерно равной площадью – имеют компактную и вытянутую конфигурацию, что оказывает влияние на особенности территориальной организации хозяйства и общественно-политических процессов.
На основе конфигурации и форм распределения государственной территории в политической географии выделяют несколько типов:
1) государства вытянутой или «неправильной» формы, например, Чили, Норвегия, Швеция, Вьетнам, Италия, Панама, Того, Гамбия), территория которых протянулась вдоль морского побережья или долины крупных рек на многие сотни километров, что затрудняет управление, ограничивает доступность к политическому центру страны и т.д. Расположенная в центре столица Чили – Сантьяго имеет слабые экономические связи с пустынными районами северного пограничья с Перу и Боливией, а также полярно-морскими районами Огненной Земли Территория Хорватии, форма которой напоминает подкову, была весьма уязвима при этнических конфликтах, что затрудняло территориальные связи. Большая протяженность Италии с севера на юг также признается одной из причин экономической дифференциации страны;
2) государства с компактной территорией, имеющие форму близкую к квадрату или кругу (Франция, Испания, Польша, Венгрия и др.), при которой наблюдается равноудаленность всех приграничных районов от центра страны, от центра страны, относительно короткая государственная граница, развитая сеть менее протяженных коммуникаций обеспечивает эффективный контроль и экономическое развитие территории. Следует, однако, учитывать, что при относительно благоприятной внешней форме на территории страны могут находиться крупные природные барьеры и трудно доступные районы, что затрудняет функционирование государства. Например, Перу разделено на две части высокими хребтами Анд, пустынные районы Египта слабо заселены и частично изолированы от главной полосы расселения по долине и дельте Нила, что порождает обособленность и автономизм пограничных с Суданом районов (Халаиб).
3) фрагментированные государства, состоящие из нескольких частей, разделенных территорией других стран или международными водами (государства-архипелаги – Индонезия и Филиппины, «расчлененный» Пакистан в 1947-1971 годах, «двойная» Малайзия, расположенная на полуострове Малакка и острове Калимантан). В условиях значительной удаленности различных частей страны возникают проблемы государственного управления и обороны, поддержания постоянных коммуникационных линий, обеспечения контактов и экономических связей и т.д. На изолированных территориях возникают сепаратистские движения (остров Минданао на южной окраине Филиппин), внутренние конфликты (остров Суматра в Индонезии), споры о положении столицы и др.;к данному типу можно отнести также США, где штаты Аляска и Гавайские острова отделены от основной территории, что помимо доступа к богатым природным ресурсам (Аляска) и возможности создания баз стратегического контроля (Гаваи) требует значительных затрат на обеспечение постоянных коммуникационных линий, порождает экологические проблемы при транспортировке сырья из арктической зоны (трансаляскинский нефтепровод, аварии танкеров у тихоокеанского побережья);
4) государства, имеющие в своем составе энклавы/эксклавы — небольшие районы, отрезанные от основной территории государства зем-лями других стран, или расположенные внутри территории других государств. На постсоветском пространстве энклавное положение занимают Калининградская область России, Нахичевань в Азербайджане, отделенная от него территорий Армении, расположенная на стыке границ Ирана и Турции. Подобное положение занимает провинция Кабинда, отделенная от Анголы территорией ДР Конго, район Эль-Хасаба на берегу Ормузского пролива, отделенный от Омана территорией Саудовской Аравии, владения Испании на территории Марокко-Сеута и Мелилья, отделенные водами Средиземного моря. Эксклава , в свою очередь, является частью другого государства и расположена внутри территории данной страны. Такая территория исключена из национального пространства данной страны, но одновременно окружена им со всех сторон. Эксклавы представляют собой локальныне сообщества, сохранившие этническую однородность, но исторически «отрезанные» или изолированныеот «общеэтнического поля» (например, испанская область Llivia на территории Франции, немецкая область Buesingen в Швейцвпии, бельгийская эксклава Baarle в Голландии и др.). Энклавы/эксклавы часто играют роль стратегических форпостов (Калининградская область – западный форпост России), важных экономических баз (Кабинда – главный производитель ангольской нефти), однако, они уязвимы с военной точки зрения, экономические связи могут быть перекрыты или затруднены соседними государствами.
При анализе государственной территории и ее морфологических особенностей важно также учитывать характер исторических ос
Источник