Политическое устройство. Испания — парламентская монархия
Испания — парламентская монархия. Конституция была принята в декабре 1978 г. Глава государства — король, осуществляющий высшее представительство страны в международных отношениях и являющийся главнокомандующим вооруженными силами Испании. Права короля строго регламентированы конституцией. Законодательную власть осуществляют кортесы (парламент), контролирующие деятельность правительства. Они состоят из двух палат: Сената (208 членов) и Конгресса депутатов (350 членов), состав которых избирается на основе всеобщего избирательного права сроком на 4 года. Высший исполнительный орган — правительство во главе с председателем. Местные органы власти (17 автономных областей) имеют парламенты и правительства, пользуются широкими полномочиями в области культуры, здравоохранения, образования, экономики.
В Испании официально зарегистрировано более 500 политических партий и общественных организаций. К наиболее влиятельным относятся: Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП). Создана в 1879 г., насчитывает 213 тыс. членов; Народная партия (НП), до января 1989 г. — Народный альянс. Создана в 1976 г., ведущая оппозиционная партия (правая оппозиция). Насчитывает около 20 тыс. членов; Коммунистическая партия Испании (КПИ). Основана в 1920 г., насчитывает около 90 тыс. членов; Демократический и социальный центр (ДСЦ). Основан в 1982 г., одна из основных оппозиционных партий. Насчитывает свыше 50 тыс. членов.
Профсоюзная конфедерация Рабочие комиссии (ПКРК) объединяет около 960 тыс. человек. Всеобщий союз трудящихся (ВСТ) насчитывает около 900 тыс. человек. На эти две организации приходится около 78% всего организованного рабочего класса Испании.
Из общественных организаций наиболее видное положение занимают Испанская конфедерация предпринимательских организаций (ИКПО) и Испанская конфедерация мелких и средних предпринимателей (ИКМСП).
В административно-территориальном отношении страна разделена на 50 провинций, входящих в 17 автономных областей: Каталонию, Страну Басков, Галисию, Андалусию, Валенсию, Эстремадуру, Кастилью-Леон, Кастилью-Ла-Манчу. Астурию, Наварру, Мурсию., Риоху, Арагон, Кантабрию, Мадрид (на правах автономной области), Балеарские острова, Канарские острова.
В 1986 г. Испания вступила в Европейское Сообщество. Она является членом НАТО и ООН. В 1992 г. в Барселоне проводились летние Олимпийские игры. Мадрид был объявлен европейским городом культуры, а Севилья принимала международную выставку «ЭКСПО-92».
Источник
Особенности формы правления Испании.
Современная Испания по форме правления является конституционной парламентской монархией.
Говоря об истории Испании, необходимо отметить, что в 1931 году в Испании монархия была свергнута, что послужило началом революции. Этап с 1936 года по 1939 год относится к периоду гражданской войны, которая завершилась установлением диктатуры Франко. В 1947 году Испания снова была объявлена королевством, однако престол был вакантен до 1975 года, когда после смерти Франко королем был провозглашен Хуан Карлос I.
Принятая Конституция Испании в 1978 году показывает, что при конституционном определении существа государственного устройства
объединены квалификация «политической формы Испанского государства» как «парламентарной монархии» и квалификация Испании вообще как «правового, демократического, социального государства».
Основной закон Испании относится к жестким конституциям с достаточно сложным порядком изменения. «Проекты изменений Конституции должны быть одобрены большинством не менее, чем три пятых от общего числа каждой Палаты…».
Главой испанского государства является Король, которого Конституция определяет не только как главу государства, но и «символ его единства и преемственности, арбитр и примиритель в постоянной деятельности государственных органов. ».
В отношениях с парламентом Король созывает и распускает Генеральные Кортесы и назначает выборы. Предлагает, назначает, освобождает от должности главу правительства Премьер-министра.
Король является Верховным главнокомандующим вооруженными силами Испании, имеет право помилования.
Испанский Король «неприкосновенен и не подлежит ответственности». Одной из гарантий этого является обязательная контрассигнация его решений Председателем Правительства, и, при необходимости соответствующим министром.
Испанский парламент – Генеральные Кортесы – состоит из двух палат: Конгресс депутатов и Сенат.
Согласно Конституции «Генеральные Кортесы Генеральные Кортесы осуществляют законодательную власть государства, принимают государственный бюджет, контролируют деятельность государства…».
Конгресс депутатов – нижняя палата – формируется на основе пропорционального партийного представительства и состоит из 350 членов.
Сенат – верхняя палата Генеральных Кортесов – является палатой территориального представительства. Верхняя палата состоит из 208 членов.
Сенаторы и Депутаты избираются на 4 года, прекращают свои полномочия через четыре года или после роспуска.
В парламентской практике Испании существует необычный институт – это Постоянная депутатская комиссия (Постоянная Депутация). Этот орган состоит не менее чем из 21 депутата пропорционально отражающих фракционное распределение мест в палатах. Постоянная Депутация существует для непрерывного осуществления парламентских полномочий. К функциям этого органа относится созыв внеочередных заседаний палаты и все остальные полномочия палат, когда те распущены или истек срок мандата их членов.
В каждой палате Генеральных Кортесов создаются политические группы. Для регистрации группы необходимо членство в ней не менее 15 депутатов или 10 сенаторов. Палаты в своем составе также формируют постоянные и специальные комиссии. Комиссии при формировании должны отражать партийное представительство в соответствующей палате. Так же в испанском Парламенте создаются смешанные комитеты.
Исполнительные и распорядительные функции в Испании осуществляет Правительство. Согласно Конституции «Правительство осуществляет руководство внутренней и внешней политикой, управление гражданскими и военными делами и защитой го Кандидатуру на пост Председателя Правительства на рассмотрение депутатов вносит монарх после консультации с представителями политических групп, составляющих парламент.
«Кандидатура главы правительства должна получить одобрение абсолютного большинства членов Конгресса депутатов. Члены правительства назначаются и увольняются королем по предложению председателя правительства, они могут совмещать свою деятельность с депутатскими полномочиями. В случае вотума недоверия со стороны парламента, ухода в отставку или смерти его главы правительство в полном составе подает в отставку»
Объединённые Арабские Эмираты — федеративное государство, состоящее из семи эмиратов каждый из которых представляет собой государство — абсолютную монархию: Абу-Даби, Аджман, Дубай, Рас-эль-Хайма, Умм-эль-Кайвайн,Фуджейра и Шарджа. Некоторые из перечисленных эмиратов подпадают под определение карликового государства.
Государство возглавляется президентом Объединённых Арабских Эмиратов, которым является эмир крупнейшего эмирата Абу-даби. Столицей Объединённых Арабских Эмиратов также является столица эмирата Абу-даби город Абу-даби.
Такая ключевая роль эмирата Абу-даби, крупнейшего и наиболее богатого из эмиратов, во многом связана с тем, что административное устройство ОАЭ опирается на право каждого эмирата распоряжаться запасами углеводородов на своей территории. Таким образом, фактически, в соответствии с запасами нефти распределяется влияние тех или иных эмиратов в определении общей политики страны. Например, эмир Дубая является главой правительства ОАЭ.
Государство ОАЭ расположено в юго-западной части Азии, восточной части Аравийского полуострова. Граничит с Саудовской Аравией на западе и юге, с Оманом — на юго-востоке и на северо-востоке. Омывается водами Персидского и Оманского заливов.
Население ОАЭ — 8,5 млн. человек, подавляющее большинство из которых (до 70 %) — рабочие из Южной и Юго-Восточной Азии. Коренное население в основном представлено мусульманами-суннитами.
Политическое устройство
Государственное устройство Объединённых Арабских Эмиратов представляет собой уникальное сочетание республиканского и монархического строя. ОАЭ являются федеративным государством, состоящим из семи эмиратов — абсолютных монархий. Государство возглавляется эмиром Абу-Даби, правительство — эмиром Дубая.
Высший совет союза
Высший совет союза занимает высшее место в иерархии государственного устройства ОАЭ. Совет состоит из глав всех семи эмиратов. Совет определяет общую политику государства, а Совет министров отвечает перед Высшим советом за проведение этой политики. Помимо определения внешней и внутренней политики, Высший совет вправе пересматривать принцип государственного устройства страны. Совет также утверждает кандидатуру на пост председателя Совета министров.
Съезд Совета происходит в начале октября каждого года, при этом Совет должен проводить в течение сессии пленарные заседания каждые два месяца. Также Председатель вправе созывать совет на внеочередное заседание в случае необходимости или по требованию членов совета. Для принятия любого решения необходимо присутствие на съезде минимум пяти членов, среди которых должны быть представители эмиратов Абу-Даби и Дубая. Заседания Совета носят, как правило, закрытый характер.
Президент
Пост президента Объединённых Арабских Эмиратов совмещён с постом эмира столичного эмирата Абу-Даби. Так как сам эмират является абсолютной монархией, то власть в нём, а следовательно и во всём государстве, передаётся по наследству. До 1966 года в Абу-Даби, как и в соседней Саудовской Аравии, было принято передавать власть от брата к брату. Президент ОАЭ является верховным главнокомандующим вооружёнными силами, председателем Высшего совета обороны. Глава государства подписывает указы и постановления, подтверждённые Высшим советом, нормативные акты, принятые Советом министров. Кроме того, президент назначает членов дипломатического корпуса, высших гражданских и военных чиновников, объявляет амнистию либо подтверждает смертные приговоры.
Существует пост вице-президента. Вице-президент назначается Высшим советом союза на 5-летний срок.
С 3 ноября 2004 года пост президента ОАЭ занимает шейх Халифа бен Заед аль-Нахайян. 3 ноября 2009 года Высший Совет ОАЭ продлил полномочия шейха Халифы в качестве Президента страны на пятилетний срок. Клан аль-Нахайян правит эмиратом Абу-Даби уже более 250 лет.
Источник
Монархия в Испании, особенности современного развития
Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:21, курсовая работа
Описание работы
Целью данной работы является изучение испанской парламентской монархии, ее развития после франкистской диктатуры и пути ее современного развития.
В связи с этим были сформулированы следующие задачи:
— рассмотреть формирование парламентской монархии и особенности ее развития;
Содержание
Введение
1. Восстановление и развитие монархии
1.1. Формирование парламентской монархии и особенности ее развития
1.2. Роль короля и других органов государственной власти по Конституции Испании
2. Современное развитие испанской монархии
2.1. Влияние короля Хуана Карлоса I и королевской семьи в стране
2.2. Скандалы вокруг королевской семьи
Заключение
Библиографический список
Работа содержит 1 файл
Курсовая работа монархия в испании.doc
Согласно Конституции король является «главой государства, символом единства и постоянства, арбитром и примирителем в постоянной деятельности учреждений» и осуществляет высшее представительство Испании в международных делах. Он санкционирует и промульгирует законы; имеет право распустить Генеральные кортесы; является верховным главнокомандующим вооруженными силами, а также подписывает все договоры. Необходимо обратить внимание на то, что король не интегрирован в ветви власти. Исполнительная власть отделена от монарха и принадлежит правительству.
На первый взгляд полномочия монарха кажутся многочисленными. Но, в действительности, ему принадлежит лишь право санкционировать решения, принимаемые другими органами, и сам лично он не может предпринять каких-либо инициатив. Можно привести выражение испанского философа Арангурена, современная Испания является «немонархической монархией».
Престолонаследие осуществляется по Кастильской системе. При отсутствии кандидата по мужской линии, трон может занять женщина.
Конституция провозгласила принадлежность суверенитета народу, от которого исходят полномочия государственной власти (ст. 1 п. 2 Конституции Испании). Король как глава государства является не более чем «символом единства и постоянства испанского государства» (ст. 56 п. 1), в то время как при франкизме он персонифицировал национальный суверенитет, осуществлял высшую и государственную и административную власть. [6]
По отношению к парламенту у короля нет ограничивающих возможностей, отсутствует и некогда существовавшее классическое право отказывать в утверждении законов. Существует четкий способ утверждения законов, утвержденный ст. 19: в 15-дневный срок они утверждаются королем, и он отдает распоряжение об их опубликовании. Но, минуя парламент, передать какой либо законопроект на референдум король не может. Референдум возможен только по предложению главы правительства, которое предварительно одобряется конгрессом депутатов (ст. 92). Полномочия короля не могут осуществляться без контрассигнации председателя правительства, а в необходимых случаях еще и министров.
Политическая инициатива короля ограничена главным образом возможностью предлагать Конгрессу депутатов кандидатуру на пост главы правительства. Но и здесь Конституцией установлены жесткие рамки. Монарх предлагает такую кандидатуру после предварительных консультаций с представителями политических фракций в парламенте. Если предложенный кандидат не получает доверия в Конгрессе, которое должно быть выражено абсолютным большинством голосов его членов, то через два дня этот же кандидат снова представляет свою программу нижней палате и он считается получившим доверие, если за него будет подано относительное большинство голосов. Если новые кандидаты при соблюдении указанных правил не получат доверия Конгресса в течение двух месяцев, то только тогда король может распустить обе палаты парламента, но и это он может сделать лишь по получении контрассигнации председателя Конгресса (ст. 99). Председатель Конгресса должен во всех случаях одобрить предложение о назначении главы правительства. Все остальные министры назначаются и смещаются королем по предложению председателя правительства. При франкистском режиме глава правительства назначался главой государства из числа трех кандидатов, представленных ему Советом королевства.
Конституция 1978г. учредила двухпалатный парламент, состоящий из Конгресса депутатов и Сената. Вместе они образуют Кортесы (представительные собрания). Согласно статье 66 испанской Конституции их функции – осуществление законодательной власти государства, принятие бюджета, контроль деятельности Правительства и другие полномочия, предоставленные в соответствии с Конституцией.
Система хоть и двухпалатная, но у Конгресса имеется ряд полномочий, демонстрирующих его превосходство. Таким образом, Конгресс разрешает формирование Правительства, имеет право прекратить его деятельность, рассматривает законопроекты и бюджет, и может подтвердить или отклонить поправки или вето Сената относительно этих законопроектов.
Согласно Органическому Закону (Organic Act 5/1985, от 19-го июня) число депутатов Конгресса — 350. [7]
Все Члены избираются прямым всеобщим голосованием, которое является свободным, равным и секретным. Конгресс избирается на четыре года. В течение этого срока Члены Конгресса Члены получают заработок и имеют право получать выгоды и компенсацию за расходы, которые являются обязательными при выполнении их обязанностей.
Вторая парламентская палата – Сенат определяется Конституцией как «орган территориального представительства». Он образуется на основе представительства провинций и автономных сообществ. В Сенате 256 мест — 208 депутатов избираются прямым всеобщим голосованием и 48 назначаются законодательными органами провинций. Все сенаторы избираются на 4-летний срок.
Сенат выполняет функции типичные для верхних палат в парламентах унитарных буржуазных государств. Он играет роль тормозящего органа в парламентской структуре Испании. Сенат, согласно статье 66 Испанской Конституции, осуществляет контроль над действиями Правительства. В широком смысле, эта функция заключается в получении информации от Правительства, а также Сенат может подвергнуть действия Правительства дебатам и направлять его политику некоторым образом. Инструменты, для осуществления этой функции установлены в Положениях: вопросы, запросы, слушания и специальные комитеты.[8] Что же касается внешней политики, Сенат может разрешить или отказать в ратифицикации международных соглашений. В случае разногласия между палатами относительно разрешения вступать в обязательное международное соглашение, в соответствии со статьей 74.2 Конституции, формируется Смешанный Комитет, с равным числом членов Конгресса и сенаторов, чтобы достичь соглашения, а вслед за тем, представить обеим палатам. Если решение не достигнуто таким образом, Конгресс должен принять решение абсолютным большинством голосов.[9]
Таким образом, в компетенцию Кортесов входит законодательная деятельность, принятие бюджета, контрольные полномочия. Контрольные полномочия парламента содержат почти все известные формы: вотум доверия, резолюция порицания, следственные комиссии, право получения информации. Кроме этого парламент рассматривает вопросы о наследовании, королевском бракосочетании, установлении регентства, опекунства, разрешают королю объявить войну, заключить мир.
Премьер-министр возглавляет исполнительную власть. Это лидер партии, набравшей большинство голосов на выборах в парламент. Правительство руководит внутренней и внешней политикой, гражданской и военной администрацией и обороной государства. Оно осуществляет исполнительную и регламентарную власть в соответствии с Конституцией и законами. Правительство включает председателя, в случае необходимости его заместителей, а также министров и других членов, как это установлено законом. В настоящий момент глава правительства — Хосе Луис Родригес Сапатеро. А вице-премьер Испании — Мария Тереса Фернандес де ла Вега.
Теперь правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента. Однако возможности наиболее радикального средства контроля – резолюции порицания, исходящие из Конгресса депутатов, значительно снижены. Требуется собрать 10% подписей членов палаты и также должна быть представлена альтернативная кандидатура на пост главы правительства.
Несколько слов о национальном вопросе. Его попытались разрешить путем учреждения национально-территориальной автономии в виде нового уровня управления – автономного сообщества. Муниципалитеты и провинции в связи с общими историческими, культурными признаками объединяются в эти сообщества, но их сотрудничество не допускается. Условия образования сообществ различны: Конституция выделяет уже образованные сообщества (Страна Басков, Каталония, Галисия) и те, что могут стать ими в будущем. Конфликты между сообществами и государством должен решать Конституционный суд, который также рассматривает жалобы отдельных лиц о нарушении их конституционных прав и свобод.
2. Современное развитие испанской монархии
2.1. Влияние короля Хуана Карлоса I и королевской семьи в стране
Король Испании – последний правящий монарх из династии Бурбонов. Некогда сильная и влиятельная династия, царившая в разные годы в Испании, Франции, Сицилии, Неаполе, Парме, сохранила свою власть только на Пиренейском полуострове. В Испании Бурбоны пришли к власти в 1700 году. Хуан Карлос де Бурбон родился 5 января 1938 года в Риме. Он является внуком свергнутого в 1931 году Альфонса XIII и сыном графа Хуана Барселонского.
В 2000-м году одновременно исполнилось 300 лет династии испанских Бурбонов и 25 лет правления самого, безусловно, достойного из них и наиболее популярного на родине и во всем мире короля Хуана Карлоса I. А между тем за четверть века до этого, когда 20 ноября 1975 года было объявлено, что после долгой агонии скончался генерал Франко, принц Хуан Карлос, как вспоминает его супруга София, с веселой миной мрачно пошутил: «Теперь не знаешь, чего и ждать: то ли корону на бархатной подушечке поднесут, то ли уведут под конвоем. «
Хуан Карлос I едва ли не с первых же шагов, с одной стороны, проявлял исключительную прозорливость, с другой — мужество. При его непосредственном участии была проведена всеобщая амнистия, легализованы профсоюзные объединения и партии, проведена демократизация страны. Демократизм короля, его приверженность к Конституции в полной мере проявились в феврале 1981 года, когда судьба демократической Испании буквально висела на волоске из-за попытки военного переворота, в котором участвовал ряд высокопоставленных генералов. И только твердая позиция главы государства и главнокомандующего предотвратила еще одну национальную трагедию.
И, несмотря на все это, в короле Испании мало внешней величавости — он до сих пор сохранил юношескую непосредственность, простоту обращения, живой и открытый ум. Должно быть, это естественный для него стиль поведения, свойственный ему еще с тех пор, когда у него почти не было шансов на престол. Это привлекает к нему всеобщие симпатии.
Сейчас, большинство испанцев стали даже если и не монархистами, то убежденными «хуанкарлистами». Не случайно сегодня Хуан Карлос I, как показывают все без исключения опросы общественного мнения, самый влиятельный и авторитетный политичеcкий деятель в стране. Уважительное отношение испанцев к королю не в последнюю очередь вызвано и его личными качествами, внутренним демократизмом. В нем отсутствуют такие черты характера, нередко свойственные «сильным мира сего», как чванство, амбициозность, высокомерие, нетерпимость к чужому мнению. Его отличают простота в обращении, несмотря на королевскую кровь, порой граничащая даже с застенчивостью, отсутствие стремления к показной роскоши.
Король отказался жить в мадридском дворце и выбрал небольшую скромную виллу в окрестностях столицы. Он редко пользуется своим «Роллс-Ройсом». При дворе не бывает балов и роскошных обедов. Дети Хуана Карлоса и королевы Софии — Елена, Кристина и Фелипе путешествуют на обычных самолетах и водят обычные машины.
Пресловутых тайн мадридского двора, в старом значении этого выражения, сейчас практически нет. Повседневная жизнь и деятельность короля Хуана Карлоса и его домочадцев информационно «прозрачна», секретов в ней — помимо сугубо приватных сторон жизни всех членов династии — не существует. Что касается тайн политических, это особая статья: испанский король, надо полагать, имеет основания повторить слова, произнесенные в свое время первым и последним президентом СССР, с которым Хуана Карлоса также связывают дружеские отношения: «Всего я вам все равно никогда не скажу». Тем не менее жизнь мадридского двора по-прежнему вызывает немалый интерес, и не только в Испании. А для многих является и поучительным примером. В первую очередь того, как можно жить по-королевски, оставаясь при этом людьми, которые не вызывают раздражения и неприязни у тех, в чьих жилах не течет голубая кровь.
Удивительно, что человеческие слабости Хуана Карлоса — а они у него есть, и о них известно — делают его еще более популярным, более близким и понятным людям. К одной из них королева относится особенно ревниво. Существует неписаное правило, согласно которому монарх не имеет права иметь друзей. А у Хуана Карлоса с его демократизмом и общительностью их немало еще с молодых лет, когда он служил в разных родах войск, учился на разных факультетах Мадридского университета.
Испанцы уважают своего короля и его семейство, в том числе за их меценатство и благотворительность.
То место, которое занимает Хуан Карлос I в политической жизни Испании, не регламентируется Конституцией. В нем воплотилась идея цементирующей силы, стоящей над политической схваткой и политическими партиями, силы, которая руководствуется общенациональными интересами. Ни одна статья конституции не в силах ограничить его непререкаемый авторитет среди испанцев, что делает Хуана Карлоса бесспорным арбитром, мнения и решения которого не подвергаются сомнению.
За годы своего правления король Испании вовсе не был номинальной фигурой, как другие европейские монархи. На сегодняшний день он активно участвует в политической и общественной жизни страны, является главой государства, главнокомандующим вооружёнными силами, утверждает законы, назначает высших должностных лиц.
3 октября 2008г. были одобрены четыре королевских указа. Согласно которым те, кто подвергался преследованиям, был казнен или приговорен к тюремному заключению во время гражданской войны 1936-1939 годов и последующей диктатуры, смогут получить официальный статус «жертв».[10]
Надо заметить, что у Хуана Карлоса, как блестящего дипломата, много друзей не только в Испании, но и за рубежом. Достаточное количество европейских руководителей летом нередко навещают с частными визитами испанского монарха на Майорке, где устраиваются парусные регаты.
Также у Хуана Карлоса прекрасные отношения с королевой Великобритании, которую он называет кузиной, и, разумеется, с руководителями США. Но испанский король пользуется авторитетом и в Латинской Америке, и а странах Азии, и в России. Даже Фидель Кастро называл его «наш король».
В прошлом году король вместе с супругой королевой Софией прибывал с визитом в Казахстан. В столичном аэропорту гостей встречали министр иностранных дел Марат Тажин, министр финансов Наталья Коржова и другие. В ходе визита состоялась встреча с руководством страны, в рамках которой обсуждались перспективы двустороннего экономического и политического взаимодействия.
Летом этого года король посетил и нашу страну, встретившись с Дмитрием Медведевым. Наш президент, принимая его в Кремле, подчеркнул, что монарх — частый и желанный гость в России. Политический диалог позитивно отразился на экономике и не только. «Мое присутствие должно служить тому, что дальше будут развиваться частные и культурные, экономические и другие отношения. Для этого много возможностей, много полей. Наша воля на виду. И вместе нам еще предстоит многое сделать».[11]
Источник