- ЕГЭ. Общество.Тема 4. Социальные институты
- Что такое социальный институт?
- Социальные институты, их виды
- Структура социальных институтов
- Признаки социальных институтов
- Функции социальных институтов
- Формальные и неформальные социальные институты
- Понятие социального института. Виды и функции социальных институтов.
- Содержание:
- ↑ Понятие «социальный институт»
- ↑ Виды социальных институтов
- ↑ Развитие социальных институтов и институциализация
- На какие виды делятся социальные институты с примерами
- Виды социальных институтов
- Социальные институты современной России с примерами
- Институт семьи и брака
- Институты образования и науки
- Институт религии
- Экономические институты
- Политические институты
- Как социальные институты взаимосвязаны между собой
- Социальные институты какого типа появились исторически последними
ЕГЭ. Общество.Тема 4. Социальные институты
Институт. Чаще всего данное слово употребляется в значении высшего учебного заведения( педагогический, медицинский институт).Однако слово « институт» — многозначное. «Институт» — слово латинское. В переводе обозначает « учреждение».
В общественных науках употребляется термин « социальный институт».
Что такое социальный институт?
Определений данного понятия несколько.
Вот одно из них, легко запоминающееся и вмещающее в себя суть данного термина.
Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.
ПОЯСНЕНИЕ.
Социальный институт, говоря более доступно, это такие образования в обществе (учреждение, орган власти, семья и многие-многие другие образования) , которые позволяют регулировать какие-то отношения, действия людей в обществе. Говоря иносказательно, это та дверь, в которую вы войдете, чтобы решить какие-то вопросы.
- Вам необходимо заказать паспорт. Вы поёдете не куда-то, а именно в паспортный стол — институт гражданства.
- Вы устроились на работу и хотите узнать, какой будет конкретно у вас зарплата. Вы куда поёдёте? В бухгалтерию, она создана, чтобы регулировать вопросы зарплаты. Это и сеть институт заработной платы.
И таких социальных институтов в обществе огромное количество. За всё кто-то где-то отвечает, выполняет определённые функции, чтобы удовлетворять социальные потребности людей.
Приведу таблицу, в которой обозначу наиболее важные социальные институты в каждой сфере общественных отношений.
Социальные институты, их виды
Институты по сферам общества. | Что регулируют | Примеры |
Экономические институты | Регулируют производство и распределение товаров и услуг. | Собственность, рынок, производство |
Политические институты | Регулируют общественные отношения, используя властные полномочия. | Главный институт — государство. Органы власти, партии, право, армия, суд |
Социальные институты | Регулируют распределение социальных позиций и общественных ресурсов. Обеспечивают воспроизводство и наследование. | Воспитание, здравоохранение, досуг, семья, социальная защита |
Духовные институты | Регулируют и развивают преемственность культурной жизни общества, духовное производство. | Церковь, школа, вуз, искусство |
Социальные институты — постоянно развивающаяся структура. Возникают новые, отмирают старые. Это процесс называют институционализацией.
Структура социальных институтов
Структура, то есть элементы целого.
Ян Щепальский выделил следующие элементы социальных институтов.
- Цель и сфера деятельности социального института
- Функции
- Социальные роли и статусы
- Средства и учреждения, выполняющие функции данного института. Санкции.
Признаки социальных институтов
- Образцы поведения, установки . Так, например, для института образования свойственно стремление к получению знаний.
- Культурные символы. Так, для семьи — это обручальные кольца, брачный ритуал; для государства- герб, флаг, гимн; для религии- икона, крест и т.д.
- Устные и письменные кодексы поведения. Так, для государства – это кодексы ,для бизнеса- лицензии, договоры, для семьи- брачный контракт.
- Идеология. Для семьи- это взаимопонимание, уважение, любовь,; для бизнеса- свобода торговли, предпринимательства; для религии- православие, ислам.
- Утилитарные культурные черты. Так, для религии — культовые здания; для здравоохранения – поликлиники, больницы, кабинеты для диагностики; для образования — классы, спортзал, библиотека ; для семьи- дом, мебель.
Функции социальных институтов
- Удовлетворение социальных потребностей— это основная функция каждого института.
- Регулятивная функция— то есть регулирование определённых видов общественных отношений.
- Закрепление и воспроизводство общественных отношений. У каждого института есть свои нормы, правила, которые позволяют стандартизировать поведение людей. Всё это делает общество более устойчивым.
- Интегративная функция, то есть сплочение , взаимосвязь членов общества.
- Транслирующая функция— возможность передачи опыта, знаний новым людям, пришедшим в ту или иную структуру.
- Социализация — усвоение индивидуумом норм и правил поведения в обществе, способов деятельности.
- Коммуникативная — это передача информации как внутри института, так и между социальными институтами в результате взаимодействия членов общества.
Формальные и неформальные социальные институты
Формальные институты — в них деятельность регулируется в рамках действующего законодательства (органы власти, партии, суд, семья, школа, армия и др.)
Неформальные институты — их деятельность не установлена формальными актами, то есть законами, приказами, документами.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Источник
Понятие социального института. Виды и функции социальных институтов.
Содержание:
↑ Понятие «социальный институт»
Институт общества — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.
Во всех сферах жизни общества задействованы различные социальные институты («institutum» — «устройство»).
Словосочетание «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях:
- исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей;
- система ценностей, норм и связей, которые организуют людей для удовлетворения их потребностей;
- совокупность лиц, учреждений, выполняющих определенную социальную функцию;
- система норм, социальных ролей и стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях.
Социальный институт — это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных идеальных норм, правил, стандартов поведения.
Социальные институты призваны регулировать общественные отношения в различных сферах жизни общества.
Для примера рассмотрим социальный институт брака. Брак рассматривается здесь не только как союз молодоженов, а как определенная система норм и правил, социальных статусов и ролей, на основе которых строятся семейные отношения. Каждый человек, входящий в тот или иной социальный институт должен выполнять соответствующие требования. Если же он не выполняет предписываемую институтом социальную роль, то его могут лишить занимаемого им статуса (родителя могут лишить его родительских прав, чиновника — занимаемой должности и т.д.).
Социальные институты выполняют в обществе ряд функций:
- воспроизводственная (закрепление и воспроизводство норм и правил общественных отношений);
- регулятивная (организуют человеческую деятельность в определённую систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах жизни);
- социализация (передача социального опыта предшествующих поколений);
- интегративная (объединение, взаимодействие и взаимоответственность членов общества);
- коммуникативная (распространение информации внутри института, поддержание взаимосвязи с другими институтами).
↑ Виды социальных институтов
Социальные институты необходимы для нормального функционирования общества, для его развития, а также для удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей и интересов. Поэтому каждой сфере жизни общества соответствуют свои социальные институты:
- политические (власть, разделение властей, государство, политические партии, местное самоуправление, армия, судебная система, право, полиция, парламент, правительство и т.д.);
- экономические (собственность, рынок, деньги, банковская система, обмен, разделение труда, хозяйственные отношения, материальное производство, биржи и т.д.);
- институты родства (брак, семья, материнство, кровная месть, наследование, отцовство, воспитание и т.д.);
- институты образования и культуры (образовательные, культурные и художественные учреждения, творческие союзы, средства массовой информации);
- духовные или религиозные институты (религия, церковь, вера, культ и др.).
Внутри фундаментальных институтов общества существуют весьма отчётливые деления на мелкие институты. Например, экономические институты, наряду с базовым институтом собственности, включают множество устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие институты. В системе политических институтов современного общества, наряду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.
В современном обществе существует несколько основных социальных институтов: институт семьи и брака, институт государства, институт производства и распределения, институт образования, институт религии, наличие которых делает общество более устойчивым.Семья — важнейший социальный институт родства, основанный на браке или кровном родстве людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.
Государство — основной институт политической системы, наделенный высшей законодательной властью, т.е. правом устанавливать социальные нормы и правила общественной жизни в пределах определенной территории, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность.
Образование — социальный институт культуры, обеспечивающий овладение ценностями культуры и нравственно-эмоциональным отношением к миру, опытом профессиональной и творческой деятельности, сохраняющими и развивающими духовные и материальные достижения человечества.
Церковь — социальный институт, осуществляющий религиозную деятельность и характеризующийся общими основными положениями религиозного вероучения и культовых обрядов.
Наука — особый социальный институт, деятельность которого связанна с созданием системы знаний о действительности, природе, культуре, обществе и человеке.
Право — социальный институт, система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства.
Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных норм и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.
↑ Развитие социальных институтов и институциализация
Развитие общества идет во многом через развитие социальных институтов. Процесс становления социальных институтов в обществе называется институциализация.
Институциональная система общества не остается неизменной. По мере развития общества возникают новые социальные потребности и для их удовлетворения образовываются новые институты. При этом «старые» институты либо реформируются (приспосабливаются к новым условиям), либо исчезают. Например, такие социальные институты, как институт рабства, институт крепостничества, институт монархии во многих странах были ликвидированы. На смену им пришли институт президентства, институт парламентаризма, институты гражданского общества, а такие институты, как институты семьи и брака, институты религии существенно трансформировались.
Козырев Г. И. Основы социологии и политологии.
Источник
На какие виды делятся социальные институты с примерами
Виды социальных институтов
Социальный институт — исторически сложившаяся или созданная целенаправленно форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворять социальные, экономические, политические, культурные потребности общества в целом или его части.
- определенная группа людей, выполняющих общественные функции;
- организационный комплекс функций, которые выполняют отдельные лица, члены группы от имени всей группы;
- совокупность учреждений, организаций, средств деятельности;
- некоторые социальные роли, особенно важные для группы, нацеленные на удовлетворение потребностей и регулирование поведения людей.
Правила, установленные институтами, влияют на поведение людей в обществе.
Суды в качестве социальных институтов выступают как:
- группы людей, которые выполняют определенные функции;
- организационные формы функций: суды анализирует, разбирают, судят;
- учреждения, средства функционирования;
- социальные роли участников процесса: судья, государственный обвинитель, защитник.
Характер общественных институтов страны определяет успех или провал ее развития в долгосрочной перспективе.
Классифицируют их по разным критериям. Наиболее распространено деление по целям (содержанию заданий) и сферам деятельности:
- Экономические— наиболее устойчивые, строго регламентированные социальные связи в хозяйственной деятельности. Макроинституты сферы промышленности, сельского хозяйства, финансов, торговли, которые обеспечивают производство и распределение социального богатства и услуг, регулируют денежный оборот, занимаются организацией и разделением труда. Строятся из собственности, управления, конкуренции, ценообразования, банкротства и т.д. Удовлетворяют потребности в производстве средств существования.
- Политические— государство, парламент, суд, прокуратура, политические партии. Деятельность связана с установлением, исполнением и поддержанием определенной формы политической власти, сохранением и воспроизводством идеологических ценностей. Удовлетворяют потребность в безопасности жизни и обеспечении порядка в обществе.
- Установления культуры и социализации— наиболее устойчивые, четко регламентированные формы взаимодействия в сферах науки, образования, религии, искусства, творческих учреждениях. Создают, укрепляют и распространяют системы ценностей, научные знания, социализируют молодое поколение.
- Социальные — организуют добровольные объединения, жизнедеятельность коллективов. Регулируют повседневное социальное поведение людей, межличностные отношения.
- Институт семьи и брака— возник до религии, политики, государства, образования. Подразумевает также институты родства, материнства и отцовства, наследования социального статуса родителей, родовой мести, опеки.
По характеру целевых функций делятся на:
- нормативно-ориентирующие. Осуществляют морально-этическую ориентацию поведения людей, утверждают общечеловеческие ценности, кодексы, этику;
- нормативно-регулирующие. Регулируют поведение на основе норм, правил, специальных приписок, закрепленных в юридических и административных актах. Гарантом выполнения являются представительские органы государства;
- церемониально-символические и ситуативно-конвенционные. Определяют правила взаимного поведения, регламентируют способы обмена информацией, коммуникативные формы неофициальной субординации — разновидности обращений, приветствий, утверждений.
В зависимости от количества выполняемых функций:
- монофункциональные (предприятие, организация);
- полифункциональные (семья).
По критериям способа регулирования поведения людей:
1. Формальные — государство, армия, школа. Действуют в соответствии с четкими принципами (правовые акты, законы, указы, регламенты, инструкции), управляют на основе санкций, связанных с поощрением и административным или уголовным наказанием. Контролируются государством, которое охраняет силой своей власти принятый порядок вещей. Определяют прочность общества. Регулируются не только писаными правилами, но и неписаными стандартами, морально-нравственными эталонами, обычаями, традициями.
2. Неформальные — культурные и социальные фонды, объединения по интересам, дружба, соседство, кровная месть. Не имеют четкой нормативной базы. Результат творчества на основе волеизъявления граждан. Контроль устанавливается с помощью норм, соответствующих гражданским традициям, обычаям.
Социальные институты современной России с примерами
Институт семьи и брака
В течение прошлого века в стране в результате урбанизации и крупных миграционных процессов многочисленные крестьянские семьи превратились в городские малые нуклеарные, близкие по размерам к европейским. Только 10% городских и 12% сельских насчитывают пять и более членов семьи.
При этом 90% всех российских семей проживает в городах. Эти факты дают основания прогнозировать демографическую убыль населения в ближайшие десятилетия.
Понятие брака в современной России уходит на второй план. В дореволюционное время диктовался правильный выбор супруга среди представителей своего класса, этнической группы, вероисповедания. В нынешней ситуации происходят изменения в структуре населения: сельские невесты уезжают в города, городские невесты испытывают острую конкуренцию, сельским женихам остается скромный выбор.
Получили распространение гражданский брак, добрачные отношения. Растет процент разводов. В результате этих изменений многие экономические функции, функции ухода за детьми, воспитания и обучения перешли от семьи к другим общественным институтам.
Но семья, как прежде, остается основной ячейкой социума. Почти 90% населения России живет в семьях, вне ее – каждый десятый (пожилые одинокие, призывники), что по современным меркам считается неплохим показателем. Для решения демографической проблемы на федеральном уровне принимаются законы о материнском капитале, для защиты прав детства — Семейный кодекс, нормативные акты в сфере опеки и попечительства.
Институты образования и науки
Российская система образования и науки включает:
- Органы управления и подведомственные им организации (министерства, Академии наук, ГорОНО).
- Сеть учреждений — школы, колледжи, гимназии, лицеи, институты, университеты, академии.
- Творческие объединения — союзы, профессиональные ассоциации, общества, научные и методические советы.
- Инфраструктура науки и образования — проектные, производственные, клинические, фармацевтические, культурно-просветительские предприятия, типографии.
- Образовательные программы и государственные образовательные стандарты (ФГОС).
- Учебники и учебно-методические пособия.
- Специализированные периодические издания.
Основные функции образования:
- передача знаний от поколения к поколению и распространение культуры;
- генерирование и хранение культуры общества;
- социализация молодежи, ее интеграция в социум;
- формирование статуса личности;
- социальный отбор, дифференциация молодых членов общества для воспроизводства и изменения социальной структуры общества, индивидуальной мобильности;
- обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора;
- создание базы знаний для последующего непрерывного образования;
- создание новых идей и теорий, открытий и изобретений;
- социальный контроль.
Созданная в стране система обучения школа-техникум-курсы-вуз-аспирантура выполняет многие функции.
Характерная особенность науки в России — зависимость от государства.
- Государственность института науки и научного образования делает сферу зависимой от госполитики.
- Исследования и подготовка кадров зависят от социально-экономического заказа.
- На процессы в науке и образовании влияет общекультурная атмосфера в обществе.
Институт религии
Религия — сложное многоуровневое социальное образование, смысл существования которого определяется потребностью общества в священном. Приблизиться к тому, что воспринимается с благоговением и трепетом, возможно через ритуал — социальное действие, предписанное специальными правилами поведения.
Функции института религии:
- Мировоззренческая. Дает ответы на вопросы о смысле жизни, причине страданий и сущности смерти.
- Компенсаторная. Ответы о смысле существования даруют верующим утешение и убеждение в том, что страдания на земле не напрасны.
- Адаптационная. Может помочь людям адаптироваться к новой среде.
- Охранительная. Церковь поддерживает существующую власть, власть поддерживает лояльные ей конфессии (РПЦ и действующая власть).
- Контролирующая. Религиозные нормы устанавливают ограничения для верующих (христианин должен соблюдать пост, выполнять требования заповедей).
- Социальная самоидентификация. Учения объединяют верующих в сообщества единомышленников, разделяющих одинаковые ценности и преследующих единые цели (религиозные общины, наличие духовенства).
Экономические институты
Механизмы организации хозяйственной деятельности, структуры управления конкретными отношениями включают в себя:
- систему регуляторов взаимодействия между людьми (правила и нормы поведения);
- организации или структуры управления, определяющие способ кооперации или конкуренции хозяйственных единиц.
Под экономическими институтами обычно понимаются правила игры в обществе или формально созданные людьми ограничения, формирующие их взаимодействие. Являются как формальными законами (конституции, законодательства, права собственности), так и неформальными правилами (традиции, обычаи, кодексы поведения).
Создавались людьми для обеспечения порядка и устранения неопределенности в обмене. Вместе со стандартными ограничениями, принятыми в экономике, определяли:
- набор альтернатив;
- издержки производства и обращения;
- прибыльность;
- вероятность привлечения к экономической деятельности.
Формальные законы могут меняться быстро, но принуждение и неформальные правила развиваются стихийно и меняются медленно. Примером неформальных правил может служить традиция «делать подарки», что в цивилизованном мире расценивается как коррупция, сохранившаяся в России и после формальной ломки правил в 1917 году.
Политические институты
Основные институты политической системы современного российского общества:
- президентства;
- парламентаризма, представленный Федеральным Собранием;
- исполнительной власти в лице правительства;
- судебной власти;
- гражданства;
- гражданского общества (деятельность негосударственных политических организаций);
- всеобщего избирательного права (ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»);
- политических партий и общественных организаций;
- местного самоуправления (собрания представителей, сходы, местная администрация и их главы).
Политические образования, в свою очередь, включают соответствующие организации, учреждения, решающие специфические задачи в рамках институциональных отношений.
Подразделяются на институты:
- власти. Осуществляют госвласть по иерархии (президент-полпреды-губернаторы областей и главы регионов, двухпалатный Совет федерации-парламенты регионов-муниципальные думы, правительство-агенства-управления и т.д);
- участия (структуры гражданского общества в виде неправительственных некоммерческих организаций, объединений).
Трансформация политической системы России проходила в три периода:
- Переход от авторитарного советского режима перестроечного времени к свободному обществу с рыночной экономикой и демократическими методами формирования власти.
- Переход от олигархического к государственному капитализму, укрепление государственности.
- Формирование политических институтов для обеспечения претензии России на статус «великой державы» и реализацию идеи суверенной демократии.
Как социальные институты взаимосвязаны между собой
Социальных институтов, которые действовали бы в изоляции от остальных, нет. Производство учитывает потребности семей в новых квартирах, детских садах и школах. Система образования зависит от деятельности правительства по поддержанию престижа и развития перспектив учреждений образования и науки.
Действующая власть издает нормативные акты, одинаково воздействующие на родителей, священников, чиновников, руководителей предприятий, педагогов.
Многочисленные взаимосвязи объясняют и невозможность со стороны институтов тотально контролировать поведение своих членов.
Школы применяют стандартные планы обучения и воспитания для всех учеников. В семье, где родители поощряют развивающее чтение, школьник быстрее приобретает интеллектуальные интересы, чем в семье, где предпочитают только развлекательные направления.
Чтобы привести к балансу систему ролей, предписанных индивидам, институты идут путем договоренностей.
Промышленность, торговля зависят от поддержки правительства, которое ответственно за налогообложение, налаживание обмена и хозяйственных связей между ними. Правительство зависит от экономической поддержки со стороны этих институтов.
Наиболее важные социальные институты часто испытывают давление со стороны других, пытающихся захватить контроль над ними.
Значительное влияние образования и семьи на общество заставляет бороться за влияние на образование и семью со стороны политических, производственных организаций, церкви, армии. Политики поддерживают в школах установки на патриотизм и национальное самосознание. Производственные учреждения — профессионально ориентировать учеников с детства. Военные — вырастить будущих призывников.
Государство регулирует количество браков, разводов, рождаемость, устанавливает стандарты заботы о детях. Школы организовывают родительские комитеты для кооперации с семьей. Церковь пытается воспитать веру в бога, проповедует идеалы семейной жизни, стремится проводить семейные церемонии в религиозных рамках.
Иногда институциональные роли конфликтуют из-за принадлежности исполняющей их личности к нескольким институтам.
Выбор между карьерой или семьей. Предприятия и организации, чтобы включить деятельность супругов в сферу своего влияния, предлагают систему льгот, семейный отдых. Армия предусматривает включение жен в гарнизонную жизнь офицеров. Христианская церковь пошла другим путем — духовенство принимает обет безбрачия.
Институты адаптируются к изменениям в социуме. Изменение в одном неизменно влечет изменения в других.
Повсеместная урбанизация привела к тому, что в городах крестьяне создали свою субкультуру — и партии для привлечения электорального большинства, юридические организации в своей ежедневной деятельности изменили действия. Современная характеристика нуклеарной семьи изменила определение социального обеспечения государств, демографическую политику.
Социальное обеспечение влияет на покупательскую способность, экономическое положение влияет на электоральную активность и смену власти, преступность и политические решения определяют степень влияния церкви, социальная политика определяет количество работающих и т.д.
Социальные институты какого типа появились исторически последними
По мере развития общества возникают новые социальные потребности, для их удовлетворения образовываются новые институты. Прежние приспосабливаются к изменившимся условиям или исчезают (рабство, крепостничество, монархия). На их месте возникли институты президентства, парламентаризма, гражданского общества, СМИ.
Источник