- Страны по протяженности всм
- Поезда увеличивают скорости
- Первые высокоскоростные магистрали
- ВСМ объединяются в сеть
- Высокоскоростной наземный транспорт по странам
- Содержание
- Высокоскоростные железные дороги по странам
- Япония
- Франция
- Германия
- Испания
- Великобритания
- Италия
- Китай
- Тайвань
- Россия
- Польша
- Украина
- Марокко
- Узбекистан
- 56 лет высокоскоростным поездам: рекорды роста в Китае, вечные планы России и увлеченность Франции
- «Синкансэн»: японский пионер высокоскоростных железных дорог
- TGV: первые и самые быстрые в Европе
- Пекин — Шанхай: рекорды постоянной скорости
- AVE: самопровозглашенные европейские лидеры
- Россия: много лет планов и отсутствие хотя бы одной ВСМ
Страны по протяженности всм
Поезда увеличивают скорости
Вскоре после открытия первых общественных железных дорог, публика оценила возможность поездов, как быстрого транспортного средства. Так на проведённых в 1829 году Рейнхильских состязаниях паровоз «Ракета» достиг скорости 24 миль/ч (по другим данным 29 миль/ч), что на то время являлось мировым рекордом скорости. В дальнейшем максимальные скорости поездов продолжали расти и в сентябре 1839 года паровозом «Ураган» на дороге «Грейт Вестерн» (Великобритания) был преодолён скоростной рубеж в 100 миль/ч (160,9 км/ч).
Скоростной рубеж в 200 км/ч был преодолён 6 октября 1903 года (за месяц до первого полёта самолёта) на тестовой линии Мариенфельде — Цоссен (пригород Берлина) экспериментальный электровагон, созданный компанией Siemens & Halske, показал рекордную скорость 203 км/ч. В конце того же месяца (28 октября) уже другой электровагон от фирмы AEG показал скорость в 210,2 км/ч.
Первые высокоскоростные магистрали
Несмотря на многочисленные проекты в европейских странах, первая общественная высокоскоростная железная дорога появилась на другом конце континента — в Японии. В этой стране в середине 1950-х резко обострилась транспортная ситуация вдоль восточного побережья острова Хонсю, что было связано с высокой интенсивностью пассажирских перевозок между крупнейшими городами страны, особенно между Токио и Осака. Используя в основном иностранный опыт (особенно американский), администрация японских железных дорог довольно быстро (1956-1958 гг.) создала проект высокоскоростной железной дороги между этими двумя городами. Строительство дороги началось 20 апреля 1959 года, а 1 октября 1964 года первая в мире ВСМ была запущена в эксплуатацию. Ей присвоили название «Токайдо», протяжённость трассы составляла 515,4 км, а максимальная допустимая скорость поездов 210 км/ч. Дорога быстро завоевала популярность у населения.
Уже в 1967 году дорога стала приносить прибыль, а к 1971 полностью окупила затраты на строительство.
ВСМ объединяются в сеть
В 1985 году, то есть через год после начала работы сети TGV, Комиссия по транспорту Европейских сообществ (ЕС) выдвинула ряд важных предложений по организации высокоскоростного сообщения в Европе. К тому времени уже отчётливо виднелись проблемы всеобщей автомобилизации, что отрицательно сказывалось не только на транспортной, но и экологической обстановке. Первоначально предложения об объединении ВСМ в единую сеть касались лишь магистралей, создаваемых по планам SNCF, однако вскоре были созданы и международные проекты.
Источник
Высокоскоростной наземный транспорт по странам
Регулярное движение высокоскоростных поездов началось впервые в 1964 году в Японии и с 1981 года — во Франции и Европе, западной часть которой ныне объединена в единую высокоскоростную железнодорожную сеть Eurostar и Thalys. В начале XXI века мировым лидером в сети высокоскоростных линий, а также эксплуатантом первого регулярного высокоскоростного маглева стал Китай.
Высокоскоростные магистрали стран Европы 320-350 км/ч 270-300 км/ч 250 км/ч 200-230 км/ч Строящиеся
Высокоскоростные магистрали стран Восточной Азии 320-350 км/ч 300 км/ч 250-280 км/ч 200-230 км/ч Строящиеся
Содержание
Высокоскоростные железные дороги по странам
В таблице представлены все высокоскоростные линии (скорость 250 км/ч и более), которые находятся в эксплуатации или на стадии строительства в приведенных странах, на сентябрь 2011 года [1] :
Изначально страны указаны в алфавитном порядке.
Страна | В эксплуатации (км) | На стадии строительства (км) | Общая протяженность (км) |
---|---|---|---|
209 | — | 209 | |
113 | — | 113 | |
1285 | 378 | 1663 | |
2056 | 1767 | 3823 | |
923 | — | 923 | |
4175 | 6058 | 10233 | |
— | 200 | 200 | |
120 | — | 120 | |
362 | — | 362 | |
345 | — | 345 | |
235 | 510 | 745 | |
344 | — | — | |
1896 | 210 | 2106 | |
35 | 72 | 107 | |
412 | — | 412 | |
2534 | 508 | 3042 |
В России максимальная скорость высокоскоростного поезда Сапсан при движения между городами Москва и Санкт-Петербург ограничена 250 км/ч (большую часть пути поезд следует с максимальной скоростью 200 км/ч).
В таблице представлены высокоскоростные линии (скорость 250 км/ч и более), которые находятся на стадии планирования, на январь 2011 года [1] :
Страна | На стадии планирования (км) |
---|---|
315 | |
511 | |
204 | |
670 | |
495 | |
475 | |
1702 | |
395 | |
2901 | |
480 | |
712 | |
1006 | |
650 | |
550 | |
900 | |
1679 | |
2616 | |
750 | |
583 |
Япония
Сеть высокоскоростных железных дорог в Японии, предназначенная для перевозки пассажиров между крупными городами страны. Принадлежит компании Japan Railways. Первая линия была открыта между Осакой и Токио в 1964 году.
Франция
Французская сеть скоростных электропоездов, разработанная GEC-Alsthom (ныне Alstom) и национальным французским железнодорожным оператором SNCF. В настоящее время управляется, в основном, SNCF. Первая ветка была открыта в 1981 году между Парижем и Лионом.
Германия
Сеть скоростных поездов, в основном распространённая в Германии, разработанная компанией Deutsche Bahn. Современное поколение поездов Intercity-Express, ICE 3, разработаны консорциумом из компаний Siemens AG и Bombardier под общим руководством Siemens AG. Максимальная скорость поездов ICE на специально для них построенных участках железнодорожной сети составляет 320 км/ч. На стандартных участках сети скорость ICE составляет в среднем 160 км/ч. Длина участков, на которых ICE может развивать скорость больше 230 км/ч, составляет 1200 км
Испания
Торговая марка компании-оператора Испанских железных дорог Ренфе-Операдора, созданная для предоставления услуг высокоскоростного железнодорожного транспорта в стране. Название переводится буквально Испанский высокоскоростной (транспорт), аббревиатура одновременно обыгрывает слово Аве исп. Ave — Птица, которая изображена на логотипе компании. Перевозки осуществляются по специально построенным линиям стандартной европейской колеи 1435 мм со скоростью до 330 км/ч.
Великобритания
High Speed 1 (en) — скоростная линия между Лондоном и Евротуннелем длиной 108 километров, проходящая по графству Кент. Линия была построена, в основном, для перевозки пассажиров и грузов между Великобританией и континентальной Европой, однако используется и для внутренних перевозок между Лондоном и городами в Кенте. Пассажирский поезд Eurostar на английском участке линии развивает скорость до 300 км/ч, что позволило сократить время в пути между Лондоном и Парижем до 2 часов 15 минут.
Италия
Торговая марка, объединяющая серию скоростных и высокоскоростных электропоездов, производимых компанией Alstom на заводах в городе Савильяно в Италии и Уошвуд-Хите (Великобритания)[1]. Особенностью серии являются вагоны с наклоняемыми в повороте кузовами. Электропоезда используются в Италии (оператор Eurostar Italia), Испании, Португалии, Словении, Финляндии (оператор Suomen Valtion Rautatiet (VR)), Чехии, Словакии, Великобритании, Швейцарии, Китае и в ближайшее время планируется введение в эксплуатацию в Румынии, Украине и России.
Американский пассажирский высокоскоростной поезд, принадлежащий фирме Amtrak. Его максимальная скорость составляет 150 миль/ч (240 км/ч), хотя средняя скорость вдвое ниже, и он является практически единственным высокоскоростным поездом на американском континенте. При этом Acela эксплуатируется на обычных (но реконструированных) линиях, в связи с чем поезд оборудован устройствами для наклона кузова, что позволяет лучше вписываться на высокой скорости в кривые малого радиуса.
Китай
Китай обладает наиболее протяженной сетью высокоскоростных железных дорог протяженностью более 7 тыс. км., в стране также действует высокоскоростная магистраль поездов на магнитной подушке — Шанхайский маглев, развивающий скорость свыше 430 км/ч.
Тайвань
Россия
Польша
В настоящий момент Польша не имеет высокоскоростных магистралей.
Украина
25 мая 2012 с Центрального ЖД-вокзала Киева в направлении Львова торжественно тронулся в путь первый скоростной рейс электропоезд HRCS2 производства «Hyundai Rotem» (событие приурочено к открывающемуся Чемпионату Европы по футболу 2012 [2] ). Межрегиональные составы «Хёндэ», развивающие скорость до 160 км/ч., входят в категорию Интерсити(+). В электричке «Хёндэ» в комплектации 9 вагонов — 579 мест, из них 1-го класса — 168, 2-го — 411. В поезде есть вагон-буфет. График движения предполагает, что поездка из Киева в Харьков займёт около 4 ч., из Киева в Львов — 4 ч. 30 мин. и около 6 ч. из Киева в Донецк.
Марокко
Существуют планы по созданию высокоскоростных железнодорожных магистралей в Марокко. Будет построены линии протяжённостью 1500 км: от Агадира до Танжера, и из Касабланки на Атлантическом побережье до города Уджда на алжирской границе. Первую линию связывающую Танжер с Касабланкой (через Рабат) планируеться открыть в 2015 году (она станет первой на Африканском континенте). Строительство высокоскоростных линий может быть закончено в 2030 году, стоимость строительства оценивается в $ 3.37 млрд. [3] .
Узбекистан
В начале 2010 года Узбекистан подписал контракт на закупку двух поездов Talgo для организации движения по маршруту Ташкент — Самарканд. В июле 2011 в Ташкент прибыл первый из двух поездов. Максимальная скорость поезда 250 км/ч, расстояние от Ташкента до Самарканда поезд будет покрывать менее чем за 2 часа. Перед вводом в эксплуатацию 1 сентября 2011 года в день Независимости Узбекистана [4] , 26 августа в 14.20 от Северного вокзала Ташкент-пассажирский в первый рейс вышел высокоскоростной электропоезд «Afrosiyob», который со скоростью 250 км/ч преодолел расстояние до Самарканда за два часа. Государственно-акционерная железнодорожная компания «Узбекистон темир йуллари»
Источник
56 лет высокоскоростным поездам: рекорды роста в Китае, вечные планы России и увлеченность Франции
«Синкансэн»: японский пионер высокоскоростных железных дорог
Накануне исполнилось 56 лет первому рейсу высокоскоростного поезда в мире. Событие случилось в 1964 году, поезд проехал по маршруту Токио — Осака. Тогда была запущена первая линия японской высокоскоростной сети железных дорог «Синкансэн» (в переводе с японского — «новая магистраль»), под названием «Токайдо-синкансэн». Время в пути на 515-километровом участке с 17 станциями изначально составляло 4 часа. Через год длительность поездки существенно снизилась — до 3 часов 10 минут, в 1992 году — до 2,5 часа. С марта 2020 года поезд проезжает участок за 2 часа 21 минуту. Сейчас в системе «Синкансэн» — семь линий, покрывающих почти всю территорию Японии, кроме большей части острова Хоккайдо. Поезда сейчас ходят до южной его части — строительство на остальной территории Хоккайдо в процессе.
TGV: первые и самые быстрые в Европе
После начала строительства сети «Синкансэн» о высокоскоростных железнодорожных магистралях задумались и в других странах — в частности, во Франции. Правда, на строительство ушло довольно много времени: первый поезд сети TGV (Train à Grande Vitesse) был запущен в 1981 году, между Парижем и Лионом. Спустя 8 лет, в 1989 году, была открыта линия TGV до Тура и Ле-Мана. В 1992 году TGV дошла от Лиона до Валанса, в 1993 году линии пришли на север, к бельгийской границе, до Кале. В 2001 году отрыли движение от Валанса до Марселя, в 2007 году — до Страсбурга. Позднее были построены еще четыре участка — в том числе до Бордо. Французская система активно используется на линиях межгосударственных европейских маршрутов, в частности в Великобританию, Бельгию и Нидерланды. Помимо того, что TGV — первая в Европе сеть высокоскоростных магистралей, ей же принадлежит рекорд скорости для обычных поездов на электрической тяге (не на магнитной подушке) — в 2007 году на поезде TGV развили скорость в 574 км/ч.
commons.wikimedia.org
Пекин — Шанхай: рекорды постоянной скорости
Указанная выше скорость, правда, является экспериментальной. Поезда с пассажирами ездят заметно медленнее — в среднем со скоростью в 263,3 км/ч. В случае с пассажирскими поездами самая высокая скорость в мире — у составов на Пекин-Шанхайской высокоскоростной железной дороге длиной в 1 318 километров, открытой в июне 2011 года. В среднем поезда тут ездят со скоростью в 329 км/ч, а максимальная скорость составляет 380 км/ч. Расстояние преодолевается за 4 часа. Кстати, в Китае самая протяженная система высокоскоростных железных дорог в мире — около 27 тысяч километров, для сравнения: во Франции — около 2 тысяч километров, в Японии — 2,8 тысячи.
AVE: самопровозглашенные европейские лидеры
На звание самой крупной сети ВСМ в Европе претендует испанская AVE (Alta Velocidad Española). По данным правительства Испании, протяженность высокоскоростных линий в стране составляет около 3,1 тысячи километров, что делает систему второй в мире по протяженности. Однако в Испании к ВСМ принято относить и те участки, которые, согласно международной классификации, можно считать только скоростными (без приставки «высоко-»). Протяженность линий, соответствующих международным требованиям ВСМ, составляет лишь около 1,5 тысячи километров. Среди них Мадрид — Барселона (вместе с участком до французского Перпиньяна), Мадрид — Валенсия — Альбасете, Мадрид — Севилья, Мадрид — Леон. Отметим, что первые ВСМ в Испании были открыты в 1992 году.
commons.wikimedia.org
Россия: много лет планов и отсутствие хотя бы одной ВСМ
Что касается России, то разговоры о высокоскоростных магистралях тут идут много лет. В декабре 2009 года между Москвой и Санкт-Петербургом открылось движение скоростного поезда «Сапсан», позже маршрут был продлен и до Нижнего Новгорода. На линии используются высокоскоростные поезда Siemens Velaro, однако сам маршрут по некоторым параметрам высокоскоростным назвать нельзя. Первая разрабатывавшаяся по-настоящему высокоскоростная магистраль — это Москва — Казань, о ней заговорили в 2013 году с планами постройки в 2014—2018 годах. Однако в 2019 году проект был отложен, вместо него начали разработку проекта ВСМ Москва — Санкт-Петербург. По планам, магистраль должна быть построена к концу 2026 года, скорости будут составлять до 350 км/ч, расстояние в 660 километров должно преодолеваться за 2,5 часа (сейчас «Сапсаны» соединяют две столицы за 3,5 часа). Планируют использовать поезда производства французской Alstom, а не немецкой Siemens.
Источник